Феоцора Ст., однако по занимающему нас вопросу последние заключают в себе данных лишь немного более того, чем сколько было в распоряжении покойного учёного литургиста. «Церковный год, – говорит проф. Мансветов, – как видно из оглашений (преп. Феодора), распадался на два отдела, по триоди и по месяцеслову. Если судить по их заглавиям, окажется, что с особенной полнотой был развит круг триодный, и в него входила уже большая часть дней теперешней триоди. Месяцесловный круг представлен гораздо более. Но для истории монастыря и особенностей студийского быта даёт более ценные указания эта последняя часть, где речь идёт о местных святых и о способе их чествования» 388 . Эти замечания о триодном и минейном круге студийских церковных служб вполне справедливы и основательно подтверждаются как содержанием Катехизисов преп. Феодора Ст., так и надписанием поучений Малого Катехизиса в таких древних списках, как, например, Кольбертинский 1018), относящейся к началу 10 века 389 . Месяцеслов студийский представляется по творениям преп. Феодора Ст. в следующем виде. 1 сентября. Начало нового лета (Parva Cat. ed. Auray, n. 24, p. 87:540). 1 сентября сентября. Память Петра Никейского (ibid., n. 26, p. 95. Ср. Сергий, Месяцеслов Востока II, 240). 14 сентября. Воздвижение Креста Господня (ibid., p. 26. 512). 26 сентября. Память св. Иоанна Богослова (Migne Patr., g. 99:772). 6 ноября. Память Павла Исповедника (Parva Cat. 30:520). 8 ноября. Память Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил (Migne, ibid. 729). 11 ноября. Память муч. Мины (Migne, ibid. 1845). 22 ноября. Память Фаддея Студийского (Parva Cat., n. 29, 43, p. 518:538). 5 декабря. Память Саввы Освященного (Мансветов, Церковный Устав, стр. 101). 6 декабря. Память св. Николая Чудотворца (ibid.). 20 декабря. Предпразднество Рождества Христова (Parva. Cat., n. 32, p. 524). 25 декабря. Рождество Христово (Θεοφνια, ibid., n. 37, p. 135, ср. Magna Cat. 29:80). 29 декабря. Память Давида (ibid., p. 317:650). 30 декабря. Попразднство Рождества Христова (ibid., p. 525). 1 января. Память Василия Великого (ibid., p. 527). 5 января. Навечерие Богоявления (Παφαμον τν Φτων. Migne. ibid. 700). 6 января, Богоявление (Επιφνια, ibid. n. 37, p. 135. Magna Cat. 32, p. 88).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Святыя великомученицы Варвары († ок. 306) и преподобнаго Иоанна Дамаскина († ок. 780) Святителя Геннадия, архиепископа Новгородскаго (†1505) 5 декабря Преподобнаго Саввы Освященнаго (†532) Святителя Гурия, архиепископа Казанскаго (†1563) 7 декабря Святителя Амвросия, епископа Медиоланскаго (†397) Преподобнаго Антония Сийскаго (†1556) Преподобнаго Нила Столобенскаго (†1554) 9 декабря Зачатие святыя Богопраматере Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу Иконы Божия Матере, именуемыя «Нечаянная Радость» 10 декабря Святых мученик Мины, Ермогена и Евграфа († ок. 313) Святителя Иоасафа, епископа Белгородскаго († 1754) Святаго праведнаго Иоанна, деспота Сербскаго (†1503), и родителей его святых Стефана (†1446) и Ангелины Бранковичей 11 декабря Преподобнаго Даниила Столпника († ок. 489–490) Преподобнаго Никона Сухаго, в Ближних пещерах почивающаго (XII) Неделя святых праотец 12 декабря Святителя Спиридона, епископа Тримифунтскаго († ок. 348) Преподобнаго Ферапонта Монзенскаго (†1597) 13 декабря Святых мученик пяточисленных Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (†ок. 284–305) Преподобнаго Германа Аляскинскаго (†1837) Преподобнаго Аркадия Вяземскаго, Новоторжскаго (XI) Преподобнаго Мардария затворника, нестяжателя, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) Преподобнаго Арсения, иже в Латре (VIII–IX) 14 декабря Святых мученик Фирса, Левкия и Каллиника († ок. 249–251); Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха с 3мя протекторами († ок. 286–287) Святителя Илариона, митрополита Суждальскаго и Юрьевскаго (†1707) 15 декабря Святителя Стефана исповедника, архиепископа Сурожскаго (VIII) Святаго священномученика Елевферия († ок. 117–138) и преподобнаго Павла, иже в Латре (†955) Преподобнаго Трифона Печенгскаго, Кольскаго (†1583) 16 декабря Святаго пророка Аггея (ок. 500 до Рождества Христова) Преподобныя Софии Суждальския (†1542) 17 декабря Святаго пророка Даниила и святых триех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (ок. 600 г. до Рождества Христова) 18 декабря Святаго мученика Севастиана и дружины его: Никострата проскриниария, Зои, Кастория, Транквиллина пресвитера, диаконов Маркеллина и Марка, Клавдия комментарисия, Симфориана, Викторина, Тивуртия и Кастула (†287 или 304)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

5/18 декабря. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 6/19 декабря. День памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца («Никола Зимний»). Служил литургию в храме Христа Спасителя. 8/21 декабря. Церковным Собором утверждено «Определение о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России». 10/23 декабря. Служил литургию в храме Воскресения Христова в Сокольниках. 17/30 декабря. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Голутвине и вечерню в храме Василия Блаженного на Красной площади (собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву). 18/31 декабря. Послание патриарха Тихона о вступлении на Патриарший престол Православной Российской Церкви. («В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные, вступили на древнее место патриаршее».) 24 декабря/6 января. Рождественский сочельник. Служил всенощную в храме Христа Спасителя. 25 декабря/7 января. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Служил литургию в храме Христа Спасителя. 26 декабря/8 января. Служил литургию в храме Христа Спасителя. 27 декабря/9 января. Служил литургию в храме Адриана и Наталии на 1 – й Мещанской улице. 29 декабря/11 января. Патриаршее послание грузинским иерархам по поводу автокефалии Грузинской Церкви. 31 декабря/13 января. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 1918 год 1/14 января. Служил молебен в канун Нового года в храме Христа Спасителя и произнес проповедь «Новогоднее слово». («Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы, – и так, чтобы всего этого достать как можно больше, взяли именно себе, чтобы другим не оставалось. Заботимся о том, что преходит, прилежати же о душе, вещи бессмертней, совсем забываем».) Служил литургию в Успенском соборе Кремля. 3/16 января. Председательствовал в большом зале Епархиального дома на открытии Пастырского союза. 5/18 января. Крещенский сочельник. Освящал воды в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

30 ноября/13 декабря. Служил литургию в храме Софии Премудрости Божией на Софийке, у Пушечного двора. 3/16 декабря. Служил литургию в храме Николая Чудотворца на Берсеневке. В Верхних Садовниках («Никола Берсеневки») и всенощную в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Столешниках. 5/18 декабря. Служил всенощную в Донском монастыре. 6/19 декабря. День памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца («Никола Зимний»). Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Старом Ваганькове. 10/23 декабря. Служил литургию в храме Харитона Исповедника в Огородниках. 12/25 декабря. День памяти святителя Спиридона Тримифунтского. Служил литургию в храме Спиридона на Спиридоньевке («на Козьем болоте»). 17/30 декабря. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Покровском, у Покровского моста («Никола Покровский») и вечерню в Покровской общине сестер милосердия. 19 декабря/1 января. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Голутвине. 24 декабря/6 января. Рождественский сочельник. Служил литургию и освящал миро в Введенском храме в Барашах. Служил всенощную в Донском монастыре. 25 декабря/7 января. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Служил раннюю литургию в Донском монастыре. 29 декабря/11 января. Служил литургию в храме Спаса Преображения на Спасской. 31 декабря/13 января. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Толмачах («Никола Толмачи») и всенощную в храме Василия Кесарийского на Тверской – Ямской. 1924 год 1/14 января. День памяти святителя Василия Кесарийского. Служил литургию в храме Василия Кесарийского на Тверской – Ямской. Об этом богослужении Н. П. Окунев оставил следующую запись в своем дневнике: «Было не менее 5000 человек, да столько же не вошло в храм за переполнением его. И что примечательно: трещал морозище, градусов 16, а ведь не все же 10 000 живут поблизости от храма. Многие, значит, пришли или приехали издалека. Теперь попусту не разъездишься... Не испугал “обманутых несбывшимися политическими надеждами мирян” и циркуляр Крыленко, согласно с которым такое почитание находящегося под судом “гражданина Беллавина” является “деянием, уголовно наказуемым”. И благодаря Бога, сего “гражданина” священнослужители и поющие величали “Великим Господином нашим Святейшим Патриархом Московским и всея России”».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А святых отец неделя, яже пред Рождеством Христовым, декабря в 18-й день. Аще ли случится Рождество Христово в понедельник, и тогда праотеческая неделя бывает декабря в 17-й день. А неделя святых отец, яже пред Рождеством Христовым, тогда бывает декабря в 24-й день. Аще ли случится Рождество Христово во вторник, и тогда праотеческая неделя бывает декабря в 16-й день. А святых отец неделя, яже пред Рождеством Христовым, декабря в 23-й день. Аще ли случится Рождество Христово в среду, и тогда бывает праотеческая неделя декабря в 15-й день. А святых отец неделя декабря в 22-й день. Аще ли случится Рождество Христово в четверток, и тогда бывает праотеческая неделя декабря в 14-й день. А святых отец неделя декабря в 21-й день. Аще ли случится Рождество Христово в пяток, и тогда бывает праотеческая неделя декабря в 13-й день. А святых отец неделя в 20-й день. Аще ли случится Рождество Христово в субботу, и тогда бывает праотеческая неделя декабря в 12-й день. А неделя святых отец, яже пред Рождеством Христовым, декабря в 19-й день. От зде блюди неделю святых праотец, в кое число прилучится. Аще и прежде недели 28-я или послежде: И на Литургии Евангелие чти недели 28-я, от Луки, зачало 76: Человек некий сотвори вечерю велию: непременно едино. А в 28-ю неделю чти рядовое, кое прилучится иныя недели. Подобает ведати о недели святых праотец. Егда убо бывает неделя святых праотец, оставляется последование прилучившагося святаго в ту неделю, и поем прежде в пяток на повечерии. В субботу на малой вечерни поем по обычаю. На велицей вечерни наГосподи, воззвах: стихиры вокресны 3 и восточны 3, Анатолиевы, и святых праотец 4, глас 8. Подобен: Иже во Едеме: Слава, праотцев, глас 6: Иже прежде закона: И ныне, Богородичен настоящаго гласа. На литии стихира храма. Слава, праотцев, глас 1: Лучами облиставшеся Богоглаголания: И ныне, Богородичен: Се, исполнися Исаиино: На стиховне стихиры воскресны: Слава, праотцев, глас 3: Праотец собор: И ныне, Богородичен: Без семене от Божественнаго Духа: На благословении хлебов тропарь: Богородице Дево: дважды и праотцев единожды, глас 2: Верою праотцы оправдал еси:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Под именем мелевитского – каноны различных соборов. Maassen, Geschichte der Quellen und Litter. d..can. Recht. p. 773–774. 12 Mansi, – Collectio amplissima. t. 8. pag. 643–644. cm. Baller, par. II. cap. III. § I. not. 6. 7. 23 Соборы эти следующие: Карфагенский первый 394 г. в консульство Аврелия и Гонория. Карфагенский второй 397 г. в консульство Цесария и Аттика. Карфагенский третий 397 г. 28 августа в консульство упомянутых консулов. Относительно сего собора Баллерины заметили, что на соборе Карфагенском 525 г. означенный собор упоминается два раза как третий Карфагенский; между тем прежде этого третьего собора в том же году в первых числах августа был другой собор в Карфагене, на котором Мизоний с некоторыми другими бизаценскими епископами, собравшимися под председательством Аврелия, хлопотали о том, чтобы был составлен список (Breviarium) канонов Иппонийского собора. Таким образом этот бывший в первых числах августа собор следовало бы считать третьим Карфагенским собором времен Аврелия. Но так как все, что было сделано на этом соборе, было повторено и принято на следующем, т. е. на соборе 28 августа, и так как самое сокращение иппонийских канонов обыкновенно цитируется древними африканцами из актов сего последнего собора, то Баллерины и полагают, что вследствие сего первый из названных соборов опущен, a последний удержал имя третьего в том кодексе, который был читан на соборе при Вонифатие. Петр-де-Марка вместо карфагенского собора 397 года 28 августа считает карфагенский собор 398 г., бывший при императоре Гонории и консуле Евтихиане в начале ноября; на этом соборе по словам де-Марка составлены 104 канона о таинственной дисциплине (de mystica disciplina) церкви. Баллерины и другие исследователи отвергают как существование сего собора, так и еще более подлинность приписываемых ему правил. Карфагенский четвертый 399 г. 27 апреля. Карфагенский пятый 401 г. 16 июля. Карфагенский шестой, бывший в том же 401 г. 13-го сентября, который шестым же называется и на соборе 525 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Вернемся к «Толкованию на Послание к евреям». Свт. Кирилл рассматривает как образ более низкого положения Ветхого Завета тот факт, что Моисей говорил тяжело и был косноязычен ( Исх.4:10; 395:22 ). Святитель приводит следующие доказательства более низкого статуса Ветхого Завета. Во-первых, в Ветхом Завете Бог был известен лишь в одной стране (395:23–24) и одном народе (396:3–4). Во-вторых, наградой за праведность под законом являлась земля обетованная (396:7), что, согласно святителю, является «кратковременным и быстро увядающим» (πρσκαιρα κα εμραντα – 396,6; 397:21). Свт. Кирилл называет также воздаяние в законе подобающим положению рабов (τς οκετικς γνησιτητος … γρα – 404:8). Напротив, награда в Новом Завете не временна, а это «надежда живая и пребывающая» (λπδα ζσαν κα μνουσαν – 397:15–16), она «простирается в жизнь вечную и имеет на- следие нерушимое» (ες μακραωνα βον συνεκτενεται κα ναπβλητον χει τν κτσιν – 397:23–24). Таким образом, в то время как награда в Ветхом Завете была временной и непостоянной, воздаяние Нового Завета вечно и незыблемо. Но не только обещанное христианам является небесным, но они и сами таковы. Для доказательства этого свт. Кирилл цитирует стихи 1Кор.15:47–49 , в которых автор развивает учение о земном Адаме, поскольку он произошел от земли, и небесном Христе, поскольку Он сошел с неба. Человечество носило образ Адама и было земным, но после спасительно го деяния Христа люди обретают Его образ и становятся небесными. Святитель, однако, уточняет, что мы небесны не в той же мере, как Христос, но иначе (τρως), поскольку Христос является небесным в собственном смысле, а люди обретают Его образ и становятся небесными посредством причастия Ему через Святого Духа. Христиане являются гражданами неба, хотя и продолжают жить на земле (ср. Флп.3:20 ). Кроме того, свт. Кирилл сравнивает два Завета, используя образ двух гор – земного Синая, на котором Бог даровал заповеди Моисею, и небесного Сиона. Святитель иллюстрирует это сопоставление соответственно цитатами Евр.12:18 и Евр.12:22–24 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

45) и нерадении (П. 27 и 41), о любви (П. 46), о различии жизни монашеской и мирской (П. 50), о страстях (П. 32), об утешении малодушных (П. 33), об унынии (П. 24 и 48), о «дреманиях» (П. 20), «о перехождении с места на место» (П. 25). И др.                     18. «Советы подвижникам» (2, 373–382). Проникнуты глубоким знанием всего необходимого доброму иноку. «Драгоценное достояние монаху – девство, озаряемое светом милостыни. Сохранив его, монах, несомненно, взойдет в брачный чертог» (2, 380).                     19. «Увещание, или огласительное наставление, монахам» (2, 385–388). Преподобный увещает: «Крепкий пусть помогает немощным, усердный утешает малодушного, трезвенный возбуждает отягченного сном, постоянный подает советы непостоянному, воздержный делает выговоры бесчинному... Что полк святых Ангелов, то и множество монахов, одинаково украшенных и всегда устремленных мыслью к Богу» (2, 387). 20.          «Слово о священстве» (2, 396–401). Говорится о значении священства, его величии и ответственности. Таинство священства – это «необычайное чудо, неизреченная сила, страшная тайна». Это «светлый и несокрушимый щит, непоколебимый столп, несокрушимая стена. Оно – твердое основание, с земли восходящее до небесного свода... Оно касается превыспренних сводов, невозбранно восходит в самые небеса небес, светло и свободно пролагает стези вместе с бесплотными среди Ангелов... Оно бывает собеседником Самого Владыки, Творца и Светодавца Ангелов» (2, 396) – с дерзновением восходит «до созерцания Самого Невидимого» (2,397). Священством «спасен мир и просвещена тварь... Им отъято с земли беззаконие, им водворяется на земле целомудрие; чрез него приведен в бездействие падший диавол» (2,396–397). Без священства нет отпущения людям грехов (2, 397). «О, неизреченная сила, благоволившая вселяться в нас чрез возложение рук святых иереев!» – восклицает Преподобный (2, 398). Достойно принимающий сан священнослужителя и неукоризненно носящий его «приуготовляет себе жизнь и нетленный венец» (2,400).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Вечные пастыри. Несколько мгновений из жизни погибших священников Год назад, ночью 8 февраля 2010 года, на трассе Харьков-Киев на 397-м километре, близ райцентра Коломак, лоб в лоб столкнулись грузовик «DAF», следовавший с грузом в Полтаву, и микроавтобус «Mercedes-Benz». Все семь пассажиров микроавтобуса погибли. 3 февраля, 2011 Год назад, ночью 8 февраля 2010 года, на трассе Харьков-Киев на 397-м километре, близ райцентра Коломак, лоб в лоб столкнулись грузовик «DAF», следовавший с грузом в Полтаву, и микроавтобус «Mercedes-Benz». Все семь пассажиров микроавтобуса погибли. …Они стали спелыми плодами на древе Церковном. И Господь снял эти плоды и положил в житницу Вечности. Вот это для нас радость. Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий Год назад, ночью 8 февраля 2010 года, на трассе Харьков-Киев на 397-м километре, близ райцентра Коломак, лоб в лоб столкнулись грузовик «DAF», следовавший с грузом в Полтаву, и микроавтобус «Mercedes-Benz». Все семь пассажиров микроавтобуса погибли. Тела пятерых из них выбросило из автобуса и разбросало по дороге. Еще двоих зажало в кабине под обломками металла. В аварии выжил лишь 48-летний водитель грузовика. Его автомобиль при столкновении вылетел с трассы в посадку. Это были священно- и церковнослужители, которые ехали в паломничество в Святогорскую лавру. Водителю микроавтобуса было 48 лет, его пассажирам — 23, 24, 49, 58 лет… Погибли протоиерей Иоанн Радул, его сын Николай, протоиерей Александр Георгица, протоиерей Михаил Волошенюк, послушник Святогорской Лавры Евгений Бондарчук, Анатолий Ончуленко и Петр Попов. «Безсмертный Боже мой, посмотри милостиво на свечу догорающую, и очисти пламя ее, ибо только чистое пламя поднимается к лицу Твоему и достигает ока Твоего, которым Ты обозреваеши весь свет». Святитель Николай Сербский Седьмое февраля 2010 года. Канун Великого поста. Масляная неделя Украина делает свой выбор. Православный народ голосует за кандидата в президенты. Для Буковины эта тема стоит наиболее остро. И глядя на будни и быт буковинцев, многих без преувеличения уже при земной жизни можно именовать мучениками и исповедниками. Ибо, жертвуя собою, защищают Церковь Христову от посягательств раскольников. Поэтому, после Божественной Литургии, все спешат на избирательные участки.

http://pravmir.ru/vechnye-pastyri-neskol...

очерк Л. Фримана, История крепости в России, ч. I, Спб. 1895, стр. 12, и в «планах и чертежах» к этому очерку л. II, 47 и 48). 878 Н. Костомаров утверждает, будто в начале XVII века кирилловскую каменную ограду окружала деревянная острожная стена, за которою с внешней стороны проходил ров (Очерки домашней жизни, е. с., стр. 12). – В действительности ни рва, ни деревянной ограды, как видно из описи 1621 года, вокруг Кириллова не было, и только на лево от «святых ворот» (если идти в монастырь) подле солодовни была сделана деревянная острожная стена (см. об этом на стр. 271). 880 Казаки, воевавшие около Кириллова монастыря в декабре 1614 г., говорили: «Кирилов де монастырь Сергиева монастыря болши» (Доп., т. II, 27, стр. 52). 1 Последнюю для краткости будем называть «московскою» (в виду первенствующего значения Москвы в истории северного иночества). 881 Такой размер ограды Сергиевой лавры показан в описи Троицкого монастыря 1642 года (А. В. Горский, Истор. опис. Св. Тр. Серг. Лавры, в Чт. О. И. и Др. Росс., 1878, кн. IV, стр. 8–9). Но очевидно, что та же ограда существовала и в начале XVII века, потому что Авраамий Палицын в истории осады монастыря 1608 года упоминает о тех же башнях на ограде, которые указаны и в описи 1642 года (Чт. Моск. Общ. Люб. Дух. Просв. 1871, октябрь; см. здесь статью П. А–го: Троицко-Серг. мон. в 1-ой полов. XVII в. стр. 33. – Сравн. также Истор. росс, иерархии, ч. II, стр. 60). Этот гостиный двор упоминается уже в декабре 1581 года. Келарь и казначей покупали здесь тогда рыбу на монастырь (Рукоп. Кир. библ. 586, л. 28 об. и 31). – Местоположение двора не указано в точности описью 1601 года, но определяется следующими соображениями. В описи сказано, что гостиный двор находился за монастырем, т. е. вне его ограды (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, д. 397=497), что «позади гостина двора» текла речка из Долгого озера в Сиверское, на которой стояли две мельницы (там же, л. 397 об.=497 об.) и тут же – амбары житные (л. 397 об.=497 об.). Под названием «речки, что течет из Долгово озера в Северское озеро» следует разуметь Свиягу, а не проток между теми же озерами, огибающий северо-западную стену монастыря (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010