Святитель явил образец пастырской твердости, когда решился не допустить в храм императора Феодосия после кровавого подавления восстания в Фессалониках. Амвросий сказал императору: «Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира». Император возразил: «И Давид согрешил, но не лишился милости Божией». На что Амвросий ответил: «Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии», – и запретил причащаться до примирения с Богом и Церковью . Авторитет Амвросия был таким, что Феодосий уступил требованиям святителя: в праздник Рождества Христова он, придя ко храму без императорских одежд, публично принес покаяние и был допущен до причастия. Проповеди святителя Амвросия имели широкую известность, они приводили людей ко Христу и укрепляли в вере. Так, в 387 году под влиянием его проповедей уверовал и принял крещение блаженный Августин , ставший потом епископом и великим богословом. Святитель Амвросий почитается в числе величайших святых – он не только смог глубоко изучить подлинники произведений восточных отцов Церкви, но и отчасти усвоил их идеи латинскому богословию – что, к сожалению, впоследствии богословами Запада было совершенно утрачено. К концу жизни епископ Амвросий пользовался всенародной любовью, последние годы он провел в постоянной молитве, спокойно и радостно ожидая своей кончины, которая наступила в 397 году – и, по свидетельству его биографа, был оплакан не только христианами, но и язычниками. Память его совершается 7/20 декабря. Духовная мудрость Для того и Христос умер во плоти за всех, чтобы мы научились жить не только для себя. ♦ ♦ ♦ Столь велика сила Христова, что повелевает хранить человека и самому диаволу, который всегда хочет вредить... Хочет он вредить, но не может, уязвляет плоть, но сберегает душу, пожирает прах, но оставляет дух. ♦ ♦ ♦ Никто не может каяться, если не будет надеяться на милость и прощение. ♦ ♦ ♦ Чего не загладит время, то может быть укрощено благоразумием. ♦ ♦ ♦ Не следует считать учениками Христовыми тех, которые вместо кротости дышат жестокостью и вместо смирения облекаются гордостью, и сами для себя ища милосердия Божия, отрицают его для других.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Последние годы жизни Амвросий провел в постоянной молитве, спокойно и радостно ожидая своей кончины, которая наступила в 397 году. Святой Амвросий почитается в числе величайших богословов и отцов Церкви. Читайте также: Амвросий Медиоланский: говорящий от имени Христа Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 декабря, 2017 14 февраля, 2014 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Почитание святителя Амвросия Медиоланского в Милане Святитель Амвросий Медиоланский. Мозаика. V в. Паломники и гости Милана без труда находят в городе древнюю Амвросиеву церковь–базилику Сант-Амброджио ( basilica di Sant’Ambrogio), которая расположена на площади, носящей имя святого, рядом с Музеем науки и техники и остановкой «Sant’ Ambrogio» второй, «зеленой», линии метро. Базилика была построена в 379–386 годах самим святителем Амвросием Медиоланским († 397) на развалинах бывшего языческого храма. Место выбрано не случайно: здесь были обнаружены захоронения первых христианских мучеников, поэтому церковь сначала называлась базиликой мучеников (basilica martyrum). Базилика была освящена первоначально во имя мучеников Хрисанфа и Дарии, а затем – во имя мучеников Гервасия и Протасия, мощи которых были в 380 году чудесно обретены святителем Амвросием. После блаженной кончины святителя церковь стала носить имя ее основателя и называться Амвросиевой базиликой. Святитель Амвросий в Медиолане (таково латинское название современного Милана) признавался святым еще при жизни. Широкое почитание святителя Амвросия как на православном Западе, так и на православном Востоке возникло сразу же после его кончины, о чем свидетельствуют появившиеся уже в V веке латинские и греческие жития. Подвижническая жизнь, увенчанная высокими добродетелями, блистательное красноречие и христианское мужество, наконец, многие сочинения принесли святителю Амвросию заслуженную славу не в одной только Италии и Галлии, но и в Греции, Малой и Передней Азии, в Египте и других странах. Амвросий Медиоланский почитается как святой Православной (память 7/20 декабря) и Католической Церквами (память 7 декабря). Миланцы свято чтят своего небесного покровителя, мозаичные и живописные портреты которого, а также скульптурные изображения можно часто встретить на фасадах старинных домов, на улицах и площадях «северной столицы Италии», как часто называют Милан, административный центр крупного региона страны – Ломбардии.

http://pravoslavie.ru/28732.html

Возвышая душу над телом и устремляясь к вечному Из творений святителя Амвросия Медиоланского Святитель Амвросий Медиоланский 7/20 декабря Церковь чтит память святителя Амвросия , епископа Медиоланского (ок. 339–397), – ревностного защитника чистоты веры, вдохновенного проповедника и гимнографа.      О бедности и богатстве Пусть не желает слишком многого, ибо и малого ему слишком много; ведь бедность и богатство – названия нужды и довольства. Небогат тот, кто в чем-то нуждается, и небеден тот, кто не нуждается. Бог считает богатым только того, кто богат для вечности, кто пожинает плоды не земных благ, но добродетелей И истинно богат, кто видится богатым в очах Бога, для Которого земля ничтожна и сам мир тесен. Но Бог считает богатым только того, кто богат для вечности, кто пожинает плоды не земных благ, но добродетелей. Кто же богат пред Богом, если не кроткий и скромный дух, никогда не повреждаемый? Разве тебе не кажется богатым тот, кто обладает миром души, невозмутимостью спокойствия, кто ничего страстно не желает, кого не волнуют бури страстей, кто не презирает старого и не ищет нового, даже при наибольших богатствах оставаясь неимущим о вечной неудовлетворенности? О милосердии Ныне настало то время, о котором пишет блаженный апостол: в последние дни умножится беззаконие и охладеет любовь (см.: Мф. 24: 12). Ибо теперь умножился грех скупости, который прежде исчезал от щедрости, и охладела любовь братская, которая некогда была распаляема любовию Христовою. Во времена апостолов царствовала любовь братская, так что в обществе верующих не было бедности, а ныне такая холодность в христианах, что между ними едва найдешь одного богатого. Я разумею здесь богатого не столько имением, сколько делами. Ибо апостол сказал: да будут богаты добрыми делами (ср.: 1 Тим. 6: 18). Когда кто помогает бедным не столько, сколько может, то и приносимое бывает неприятно (Богу), и сберегаемое не насыщает его. Ты, христианин, неправедно разделяешь, когда из великого богатства более сохраняешь для чрева, нежели даешь Господу.

http://pravoslavie.ru/99576.html

Оторванный от родной почвы, но взлелеянный вниманием Митрополита Амвросия, Филарет процветает в Петербурге. С 1812 года ректор Академии, краса её и любимец образованного Петербургского общества, Филарет получает обильные знаки внимания Императора Александра I. Епископ с 1817 года, он в 1821 году, после краткого пребывания в Твери (с 1819 года) и в Ярославле (с 1820 года), несет служение предстоятеля церкви Московской (с 1826 года в сане Митрополита) до самой кончины своей (1867 года, Ноября 19). Исполнилось 50 лет со дня смерти Митрополита Филарета. 18 и 19 ноября 1917 года наша Академия творила поминовение Святителя молитвенное – в Академическом храме и ученое – в торжественном собрании. 77 Представители Академии выступали со своими речами и в торжественном заседании Московского Общества Любителей Духовного Просвещения, под председательством Его Святейшества, Святейшего Патриарха Тихона, 3 декабря 1917 года. О Святителе Филарете можно повторить его же слово похвалы другому: «Награда служения» его «у Господа и да будет она многа и совершенна» 78 . Но наша обязанность вечно хранить память о Святителе и свидетельствовать её. Сила нравственной личности Митрополита Филарета ощущается и осознается всеми православными русскими людьми. Московская Духовная Академия, к которой Митрополит Филарет относился как к родной 79 , честь которой была ему дорога 80 , посвящает эти страницы с благодарностью и благоговением великой памяти великого Святителя. И. Варфоломей 1 Письма к Антонию, ч. 3, стр. 6, 9, 92, 95, 104, 111, 123, 145, 153, 203, 208, 281, 282, 286, 334, 337, 339, 419, 427; ч. 4, стр. 41, 42, 43, 48, 60 – 63, 79, 109, 144, 148, 153, 166, 182, 183, 212, 219, 247, 352, 369, 378, 396, 397, 484, 525. 3 Н.В. Сушков, «Записки о жизни и времени Святителя Филарета, Митрополита Московского» (Москва 1868), стр. 282. 7 Письма к Антонию, ч. 4., стр. 397, 470; ср. ч. 1, стр. 189 (здесь такое же признание в 1835 году). 9 Письма к Антонию, ч. 3, стр. 6, 9, 92, 95, 104, 111, 123, 145, 153, 203, 208, 281, 282, 286, 334, 337, 339, 419, 427; ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

105 То есть девятый час утра по нашему счислению – первый молитвенный час и время утренней жертвы, до которого, особенно в праздничный день, израильтянин не дозволял себе принимать никакой пищи. 107 То, что сохранил нам писатель кн. Деяний из благовестия апостола Петра, есть только небольшая часть его наставлений. Равно Дееписатель ничего не передает нам из евангельских речей других апостолов, хотя из того, что, убежденные словом апостола Петра, слушатели обратились не к Петру только, но и к прочим апостолам за советом о средствах спасения ( Деян.2:37 ), можно видеть, что и прочие апостолы вместе с Петром участвовали в научении и убеждении собравшегося около них народа. Впрочем, это и без особых указаний должно быть для нас понятно, когда мы там же читаем, что искавших научения Апостольского – которые потом и крестились – было около трех тысяч ( Деян. 2, 41 ). 111 Блаженный Иероним, знаменитый отец Западной Церкви конца IV и первой четверти V века, известный своими учеными трудами по истолкованию Священного Писания. Скончался в 420 году. 114 Святой Амвросий, епископ Медиоланский, прославился как ревностный поборник и защитник Православия против арианства в западной половине Вселенской Церкви. Много оставил писаний, в которых частью объясняет слово Божие, частью излагает учение веры, частью поучает христианским добродетелям. Скончался в 397 году. Память празднуется его 7 декабря. 115 Святой Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, знаменитый отец Церкви конца IV и начала V века, прославившийся особенно своими многочисленными проповедническими трудами. За свое необыкновенное красноречие он и получил имя Златоуста. Сначала он был пресвитером в Антиохии, а в самом конце IV века занял кафедру Константинопольского архиепископа. Кончил жизнь в ссылке, в Армении (в 407 году). Память его празднуется 13 ноября и 30 января. Ему принадлежит литургия, совершающаяся в Православной Церкви большую часть года. 116 Святой Григорий Богослов (Назианзин) был недолго патриархом Константинопольским и известен своими высокими творениями, за которые получил прозвание Богослова. Он был близким другом другого знаменитого отца Церкви (IV век) – святого Василия Великого , с которым познакомился еще во дни своей молодости в Афинских философских школах. Память святого Григория празднуется 25 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Гефсимания  — селение или место за потоком Кедронским, при подошве горы Елеонской, где был сад, куда Господь часто удалялся с учениками Своими, и где Он был предан Иудою (Мф. 26:36; Иоан.18:1–3). Гефсимания — по-русски значит: место маслин, или точило для выжимания сока из маслин. Сад Гефсиманский и теперь еще показывают при подошве горы Елеонской — с южной ее стороны; в саду указывают и место Гефсиманской молитвы Господа пред Голгофскими страданиями, равно как и погребальный вертеп Богоматери, где теперь находится гроб Ее. иначе домостроитель, домоправитель, казнохранитель, эконом, или же ключник. Так назывались иноки, заведывавшие монастырским хозяйством. были полудиким народом, германского происхождения, который жил первоначально к юго-востоку от Балтийского моря. В эпоху великого переселения народов (V в.) готы распространились к югу, и некоторое время грозили Византийской империи. В это же время, а также и позднее из готов было не мало наемников, служивших в войсках греческого императора, а потому народ этот был известен даже в Палестине. в VII в. Память святых апостолов Архиппа, Филимона и Апфии Амвросий был епископом Медиолана (ныне Милан, на севере Италии). Для западной половины Вселенской Церкви он имел такое же значение, какое Василий Великий для восточной, потому что подобно ему прославился как ревностный поборник православия. Много осталось от него и писаний, в которых он частью излагает учение веры, частью объясняет Слово Божие, частью поучает христианским добродетелям. Свидетельство об Апостоле Архиппе находится у Амвросия в его изъяснении послания Апостола Павла к Колоссянам, в котором сказано: «Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе» (Кол. 4:17). Скончался св. Амвросий в 397 году. Память его 7-го декабря. Епафрас был Апостолом из 70-ти. Вместе с Апостолом Павлом он содержался в Риме в узах. Память его празднуется 4-го января (собор 70-ти апостолов). город в юго-западной части Фригии (область Малой Азии), при реке Ликусе, близ Лаодикии и Иераполя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Осенью 1926 года украинские архиереи обдумывали и обговаривали вопрос о необходимости тайно рукоположить новых Епископов. Для согласования Епископ Радомысльский Сергий (Куминский), имевший постоянное местопребывание в Киеве, послал в Харьков, тогдашнюю столицу Украины, доверенное лицо. В Харькове без права выезда проживали тогда многие архиереи. Посланный человек встретился с Епископами Макарием (Кармазиным, священномучеником, 1937, память 20 ноября/3 декабря), Константином (Дьяковым, священномучеником, 1938, прославлен УПЦ, память 19 мая/1 июня) и прочими архиереями. Предложенные Епископом Сергием кандидатуры были одобрены. Избрание кандидатов тогда происходило в Харькове, а акты, подписанные Епископами Украины, утверждались Заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополитом Сергием (Страгородским) . Как избрание, так и хиротония новых Епископов совершались конспиративно, без предварительного оповещения властей. Среди предложенных кандидатур новых Епископов было и имя архимандрита Аркадия (Остальского) 395 . Как выдающегося проповедника и лицо, наиболее разбирающееся в миссионерских вопросах, было предложено рукоположить его в сан Епископа Лубенского, викария Полтавской епархии, для борьбы с Лубенским расколом, вместо арестованного успешно боровшегося с этим расколом другого викария Полтавской епархии – Епископа Прилукского Василия (Зеленцова, священномученика, 1930, память 25 января/7 февраля) 396 , в помощь престарелому Архиепископу Полтавскому и Переяславскому Григорию (Лисовскому). 18. Лубенский раскол Здесь необходимо сделать отступление и коснуться церковной жизни Полтавской епархии тех лет, чтобы понять какие обстоятельства привели к возникновению Лубенского раскола. В начале мая 1917 года в Полтаве проходил чрезвычайный Полтавский епархиальный съезд духовенства и мирян. В то время по всей России происходили низвержения архиереев. Полтавский губернский комитет 12 апреля также постановил удалить Епископа Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова) из епархии, предварительно предложив ему добровольно удалиться на покой 397 . Созванный для этой цели епархиальный съезд, напротив, единогласно постановил выразить доверие владыке Феофану 398 . На этом съезде было образовано постоянное совещание при Епископе, которое, будучи органом совещательным, в тоже время было наделено съездом большими, чем консистория, правами. Члены этого совещания должны были избираться на епархиальном съезде, а не назначаться Епископом, что уже само по себе делало их независимыми от него. Съезд избрал председателем этого постоянного совещания настоятеля полтавской кладбищенской церкви протоиерея Феофила Булдовского, произнёсшего на съезде речь о необходимости «украинизации» Церкви и совершения богослужений на украинском языке. Протоиерей Феофил по своим политическим воззрениям являлся крайним украинским националистом 399 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Участвовал в деяниях Второго Вселенского Собора, возглавлял борьбу против ереси Македония. Сохранились Послания и Слова святителя Амфилохия, в которых совершенная форма изложения сочетается с глубоким апологетическим и догматическим содержанием. Блаженный Августин, епископ Иппонийский (354-430; память 15/28 июня). Родился в Африке, в г. Тагасте, образование получил в Карфагене. В качестве преподавателя риторики прибыл в Медиолан в период епископства святителя Амвросия ( 397; память 7 декабря) и под его руководством изучил Священное Писание. Слово Божие произвело в душе блаженного Августина коренной перелом: он крестился, раздал все свое имение бедным и принял монашество. В 395 г. был возведен в сан епископа. Понес много трудов по борьбе с ересями донатистов, манихеев и пелагиан. Среди наиболее известных творений блаженного Августина - " О граде Божием " , " Исповедь " , 17 книг против пелагиан и " Христианская наука " . " Исповедь " - автобиографическая повесть, написанная блаженным Августином в 397-400 гг., спустя 10 лет после его обращения ко Христу, вскоре после возведения в епископское достоинство. Все свои долгие поиски, свой непростой путь к Богу Августин излагает в " Исповеди " как в пламенной молитве к Нему. Помимо собственно автобиографического, " Исповедь " имеет важное богословское и философское значение. Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809; память 1/14 июля). Родился в Греции на острове Наксос, получил образование в г. Смирна. В возрасте 26 лет пришел на Афон, принял постриг в монастыре Дионисиат, где ему была поручена подготовка издания рукописи " Добротолюбие " , обнаруженной в 1777 г. в Ватопедском монастыре. В 1783 г. принял схиму и пребывал в затворе шесть лет, затем до кончины занимался литературно-богословскими трудами. Преподобный Никодим - автор предисловия к " Добротолюбию " , книг " Невидимая брань " , " Учение об исповеди " , " Благонравие христиан " , ряда толкований на апостольские Послания, богослужебных текстов. Игумен Никон (Воробьев; 1894-1963).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2155...

12) Св. Григорий, Нисский епископ, брат св. Василия Великого , сперва воспитывался в среде своих благочестивых родных, а потом слушал уроки красноречия в Кесарии. Юность свою он провел в светском звании оратора или витии, но затем удалился в пустыню, а в 372 г. посвящен был братом своим во епископа города Ниссы в Каппадокии. Он известен своею де ятельности против ариан, о чем свидетельствуют и некоторые из его творений; в 381 г. он присутствовала на II Вселенском Соборе. Из его творений мы приведем выдержку из его толкований на Евангельские блаженства и одно место из его знаменитого Огласительного слова (Катихизиса), в котором он указывает средства, как беседовать при обращении в христианство язычника и иудея, а далее говорит о средствах ко спасению. Также укажем места из его книги о воскресении Господнем. Св. Григорий скончался в 394 г. Память сего святителя 10 января. 13) Св. Амвросий, епископ города Медиолана (нын. Милана) в северной Италии, происходил из знатного рода и получил блестящее образование. До 374 года он занимал должность префекта (род губернатора) италийских областей, а в 374 г.. неожиданно для себя, избран во епископа г. Милана. Деятельность его также направлена была к борьбе с арианами, которых немало было и на западе. Красноречие и ученость сего св. епископа всецело отразились в его сочинениях, из которых нам придется воспользоваться выдержкой из одной его проповеди . Св. Амвросий скончался в 397 году. Память его Церковь празднует 7 декабря. 14) Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинополя, родился в 347 году в Антиохии. Рано лишившись отца, он остался единственным утешением своей овдовевшей матери Анфусы. С юных лет он сделался учеником знаменитого языческого учителя красноречия, Ливания, и начал свою общественную деятельность в суде, где принял звание адвоката. Но вскоре он понял суету мирскую и скрылся в пустыню, где провел 4 года. В 386 году он был посвящен в сан пресвитера и начал ревностно заниматься проповедью и заботиться о бедных, которых было особенно много в роскошной Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Arsenev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010