После этого Самуил созвал народ в Массифу для избрания царя. В этом собрании, по указанию Божию, избран был в цари Саул 343 . Когда Самуил представил его народу, народ, увидев Саула, который был выше всех белою головою, воскликнул: «Да живет царь!» Потом Самуил изложил народу права царства, записал в книгу и положил перед ковчегом Господним, а народ отпустил домой (Цар. 8–10). Некоторые негодные люди унижали Саула, говоря: «Ему ли спасать нас?» – и не поднесли ему даров. Но вскоре Саул показал, что он может спасать свой народ от врагов. Царь аммонитский Наас осадил Иавис Галаадский и соглашался заключить союз с жителями его с тем, чтобы выколоть у каждого из них правый глаз 344 . Когда Саул услышал об этом, Дух Божий сошел на него, и разгорелся сильно гнев его; он рассек пару волов, с которыми пришел с поля, на части и разослал их по всей земле Израильской, сказав: «Так поступят с волами того, кто не пойдет за Саулом и Самуилом». Вышли все израильтяне, как один человек; Саул повел их против аммонитян, разбил врагов и спас Иавис. После этого народ потребовал на смерть тех, которые не хотели иметь Саула царем. Но Саул сказал: «Не умерщвлять никого в этот день, потому что этого дня Господь спас Израиля». Тогда Самуил созвал народ в Галгал, и поставили там Саула царем, принесли жертвы Господу и весьма веселились ( 1Цар. 11, 12 ). Царствование Саула: победы его над филистимлянами, амаликитянами и другими народами и неповиновение Богу Саул прославился победами над врагами своего народа, но не всегда был послушен Богу; за это Бог отверг его. Во второй год царствования своего Саул начал войну с филистимлянами, собрал войско в Галгал и ждал Самуила, который до своего прихода и до принесения им жертвы Богу запретил начинать сражение. Наступил уже седьмой день, а Самуил не приходил. Войско Саула, боясь врагов, стадо разбегаться 345 . Тогда Саул, не дождавшись Самуила, сам принес жертву Богу. Едва кончил он жертвоприношение, как пришел Самуил и сказал ему: «Худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа. Теперь не устоять царствованию твоему; Господь, найдет Себе человека по сердцу Своему и повелит ему быть вождем народа Своего». Впрочем, на этот раз Господь даровал Саулу победу над филистимлянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Праведный Иов Многострадальный так описывает художественное мановение своего Творца: Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твоё хранило дух мой? ( Иов 10, 8–12 ) Святитель Григорий Палама учит и о том, что человек отображает и Божественное бытие. Если всмотреться в человека, то увидим в нём Бога. В чине Крещения об этом говорится так: Ты бо… от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь, и Твоим Промыслом строиши мир: Ты от четырёх стихий тварь  сочинивый (выделено нами. — О. Н.), четырми времены круг лета венчал еси. Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя, и тела благолепнаго устроивый его, яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый, и в ней множайшия чувств водрузивый, незапинающия друг другу… и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя  Изрядно художника (выделено нами. —  О. Н .). Литургическое богословие оплакивает человека в чине погребения такими словами: Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду… по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида. Но и «сама материя, — по слову псевдо- Дионисия Ареопагита , — получив бытие от Истинной Красоты, сохраняет чрез всё своё материальное устроение некие следы духовного благообразия, через посредство её можно подняться до нематериальных прообразов её». Преподобный Симеон Новый Богослов свидетельствует, что внутри тварей «остался тот невещественный свет, непричастный ничего из этого мира» 344 . Поэтому в человеке пребывает, по словам святителя Василия Великого, «вожделение прекрасного», потребность соединения и причастия ему, чаянье преображения, стремление к святости: «Люди по природе вожделевают прекрасного, в собственном же смысле прекрасно… благое, а благ — Бог» 345 . Творческое делание человека состоит в том, чтобы дать этим высшим вожделениям и потребностям насытиться, стремлениям — осуществиться, то есть по своей свободной воле предать всего себя в волю Божию и воплотить Божественный замысел о себе самом. Противоречит ли смирение творчеству?

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 3  голоса:  5.0 из  5) В древности астрология была тесно связана с поклонением звёздам. Со звёздами «советовались» и считали, что они обладают властью над людьми, т.к. предполагалось, что звёзды были богами. Это означает, что астрология была тесно связана с идолопоклонством и, соответственно, подпадала под осуждение со стороны Церкви. «И оставили все заповеди Господа, Бога своего, и сделали себе литые изображения двух тельцов, и устроили дубраву, и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу; и проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа и прогневлять Его» ( 4Цар.17:16-17 ). В 345 году на Лаодикийском соборе астрология была запрещена, а астрологи отлучены от Церкви. Современная астрология уже ничего не говорит о поклонении звёздам. Она пытается предсказать нашу жизнь и предложить в соответствии с этим определённую линию поведения. Но, если сравнить гороскопы в разных журналах и газетах, предположим, на одну и ту же неделю, то мы заметим, что они не одинаковы, а порой просто противоречат друг другу. Этот факт уже указывает на неправдивость гороскопов. Ещё один момент указывает на ложность гороскопов. В гороскопах каждый знак Зодиака соответствует определённому периоду времени, например, Рак соответствует периоду с 22.06. по 22.07. Что же означает этот период? Как известно, астрология возникла в Древнем Египте и Вавилоне. Наблюдая за небесными телами, древние астрологи отмечали, что Солнце в течение года можно наблюдать только в 12 созвездиях, т.е. в какой-то определённый период времени Солнце видимым образом как бы находится внутри определённого созвездия, например, в созвездии Рака Солнце можно было видеть в период с 22.06. по 22.07. Но со времён Древнего Египта и Вавилона прошло несколько тысяч лет и уже в наше время Солнце видимым образом можно наблюдать в 13 созвездиях, а периоды пребывания Солнца в созвездиях совершенно изменились, о чём нынешние гороскопы просто умалчивают.

http://sueverie.net/ob-astrologii-2.html

С учетом Евангелия от Матфея – евангелия церкви самого Игнатия в Антиохии Сирийский – следует сделать важное дополнение. Следовало показать, что ходить по воде мог любой человек из плоти и крови, пока у него есть вера. Петр поначалу выходит из лодки и идет к Иисусу по воде, но ему не хватает веры, и он начинает тонуть 342 . Таким образом, любая попытка использовать эту ситуацию для утверждения об эфирном, небесном составе тела Христа, терпит неудачу. Послания св. Иоанна, появившиеся в Малой Азии в конце I века, свидетельствуют о процветающем докетизме, своим постоянным осуждением любого, кто не «исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти» 343 . В отрывках, где не стоит вопрос об интерполяции, Поликарп цитирует такие тексты против докетов своего времени 344 . Согласно Евангелию от Луки воскресший Христос ест в присутствии учеников в сцене, которая, кажется, создана такой антидокетической полемикой: Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня 345 . Очевидно, что цель избрания этого повествования автором Евангелия также состоит в том, чтобы опровергнуть достаточно ясное утверждение. Докетизм был ересью, которая процветала еще до традиционной даты появления средней редакции. Поэтому Винсенту следовало показать, что Игнатий использует здесь Проповедь Петра, где в свою очередь использовался этот текст Луки и что ее датировка означает невозможность поддержать мнение о существовании средней редакции до смерти Поликарпа. Это, конечно же, можно оспорить, хотя здесь для этого недостаточно места. Вполне возможно, что Игнатий, в случае традиционной датировки, мог процитировать независимую традицию, позже включенную в Проповедь Петра или в Евангелие от Петра. Достаточно будет сказать, что тезис Винсента покоится на дополнительном утверждении, а именно, что цитирование Игнатием этих слов определенно отражает особый вид докетизма – утверждение, что Христос обладал призрачным телом только после воскресения. Кроме того, ему следовало показать, что эта особая форма докетизма не существовала прежде или даже в то же самое время, что и традиционная дата появления средней редакции. Поэтому, согласно Винсенту, такой по-воскресный докетизм был характерен для учения Маркиона, а потому средняя редакция должна быть подделкой, составленной уже после Маркиона 346 . Когда Игнатий записывает слова воскресшего Иисуса, не просто говорящего, как у Луки, «дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня», но " я не бестелесный дух (daimonion asomaton), он отвергает маркионитское представление, что воскресшее тело Иисуса было бестелесным в отличие от его земного тела перед распятием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

С этих позиций понятной становится и христианская оценка того или иного произведения искусства: насколько оно отражает божественные свойства, пронизано, «напитано» божественными энергиями, способно «излучать» их и вследствие этого может возвысить и преобразить другого человека, настолько оно и является талантливым. Собственно говоря, творческие произведения – это любые культурные феномены, способные преображать людей, соприкоснувшихся с ними. Мера их преображающей силы и есть мера таланта их создателей. При наличии способностей к внешним искусствам создание подлинно великих произведений, согласно мысли святых отцов, возможно лишь через внутреннее очищение. «Истинный талант, познав, что Существенно-Изящное – один Бог, должен извергнуть из сердца все страсти, устранить из ума всякое лжеучение, стяжать для ума евангельский образ мыслей, а для сердца евангельские ощущения. Первое даётся изучением евангельских заповедей, а второе – исполнением их на самом деле. Плоды дел, то есть ощущения, последующие за делами, складываются в сердечную сокровищницу человека и составляют его вечное достояние! Когда усвоится таланту евангельский характер, – а это сначала сопряжено с трудом и внутреннею борьбою, – тогда художник озаряется вдохновением свыше, тогда только он может говорить свято, петь свято, живописать свято» 344 . Вопросы: 1. Как взаимосвязаны понятия «творчество» и «образ Божий»? 2. В чем сходно и чем различается творчество Бога и человека? 3. Что должно стать главным предметом творчества для каждого человека? 4. В чем различие подлинного и ложного искусства с богословской точки зрения? Задания: 1. На основании Священного Предания Церкви выясните, в чем состояло творческое призвание первозданных людей. 2. Проиллюстрируйте конкретными примерами различные типы подлинного и ложного творчества. 3.6. Владычество При сотворении Адама и жены его Господь сразу даровал им власть над видимым миром: И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ( Быт. 1:26 ). В других местах Священного Писания эта мысль раскрывается во вселенском масштабе: Что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему ( Евр. 2:6–8 ; ср. Пс. 8:5–9 ). Божественное призвание к владычеству и господству – одно из проявлений образа Божия в человеке: «Итак, образ Он (Бог) поставляет в господстве (человека)» 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Серен. Это опасное предубеждение — не исследовав правильно предметов, не найдя верной причины, делать предположение, определение о свойстве какой–либо вещи и из рассмотрения своей слабости делать догадку, а не на основании состояния и качества самой науки или опыта других произносить мнение. Ибо если кто, не умея плавать и зная, что вода не может поднимать тяжесть его тела, по опыту своего неуменья захочет утверждать, что никто, имеющий тяжелую плоть, не может поддерживаться жидкой стихией, то поэтому нельзя еще считать истинным его мнение, которое он высказал по своему опыту, тогда как это не только не невозможно, но и очень легко делается другими Итак, ум всегда бывает подвижен и многозаботлив. В книге премудрого Соломона о нем написано так: земная храмина подавляет многозаботливый ум (Прем 9, 15). Он по состоянию природы своей никогда не может быть праздным, и если кто намеренно не будет упражнять его известными действиями и постоянно занимать его, то разум обязательно будет рассеиваться и повсюду летать, пока долговременным упражнением и употреблением не узнает, какие предметы следует запечатлевать в своей памяти какими непрестанно заниматься, пока долгими занятиями не приобретет крепость и таким образом сможет отражать противные внушения врага, коими развлекался, и пребывать в том состоянии и качестве, какого желает. Следовательно, мы не должны приписывать это развлечение нашего сердца ни человеческой природе, ни Богу, Творцу ее. Ибо истинно изречение Св. Писания, что Бог сотворил 345// человека правым, а люди пустились во многие помыслы (Еккл 7, 30). Следовательно, от нас зависит качество помыслов. Ибо помысел добрый, говорится, приближается к знающим его, и человек благоразумный найдет его. А все, что может быть найдено, подлежит нашему благоразумию и тщательности; если же не будет найдено, то, без сомнения, это надо вменить нашей беспечности или неблагоразумию, а не пороку природы. Согласно с этой мыслью и Псалмопевец говорит: блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе (Пс 83, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Скажем теперь о том, что последует с теми людьми, которые доживут до дня воскресения. Они, по учению слова Божия, в тот день вдруг изменятся. Не все мы умрем, – говорит Апостол, – но все изменимся, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор. 15, 51– 53 ). Сперва умершие воскреснут, потом живые изменятся. Сие говорим вам словом Господним, – говорит Апостол, – что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших. Потому что Сам Господь, при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках на воздух, в сретение Господу ( 1Фес. 4,15–17 ). Итак, все те люди, которые доживут до пришествия Господня, уже не испытают смерти, но чудным изменением вдруг увидят себя в новом теле, в новом состоянии; не испытавши смерти, совлекутся тления и смертности и облекутся в нетление и бессмертие, примут все те свойства, с которыми воскреснут умершие. Потому что «плоть и кровь Царствия Божия не могут наследовать, и тление не наследует нетления; сему тленному телу должно облещись в нетление», чтобы вступить в новое славное Царство Божие, быть сообразным тому высшему состоянию, в которое Господь приведет Свои творения с открытием будущего века 345 . После того как совершится воскресение мертвых и последует изменение живых, откроется последний, Страшный Суд, которым окончательно определится участь духовно-нравственных существ. Но действительно ли будет этот Суд? Самым очевидным предвестием Страшного Суда Христова служат те многообразные проявления суда Божия в мире, о которых повествует нам Слово Божие. Если Бог, скажем словами апостола Петра, и Ангелов согрешивших не пощадил, но связал их узами адского мрака на суд мучимых блюсти: то пощадит ли людей, противящихся Ему и не послушавшихся гласа благодати Его? И если не пощадил первого мира, наведши потоп на мир нечестивых, то не в показание ли того, как которою просветятся праведницы, яко солнце в Царствии Отца их: чтобы обидяй обидел еще и скверный сквернился еще, да будет достоин того вечного огня, который уготован диаволу и ангелам его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Смерть – это сон. Покинуть тело – обрести покой» 345 . Кроме того, Иов, по мысли Златоуста, в этом фрагменте своей первой речи призывает друзей к тому, «чтобы они не помышляли», будто перед лицом смерти все земные блага, все «человеческие вещи имеют важное значение». Ведь при наступлении физической гибели ни одному жившему на земле царю или князю (ср.: Иов. 3:14–15 ) «богатство не принесло... никакой защиты» от их внезапной кончины; в последний час их власть, их «сила ничем им не помогла» 346 . При этом, по слову святителя Иоанна, Иов, «дабы не показаться превозносящимся, сравнивает себя с выкидышем (см.: Иов. 3:16 ). Столь был он смиренен...» – поражается Иову Златоуст 347 . Кстати говоря, святитель Григорий Великий приводит здесь и иное – по сути преобразовательное – толкование слов Иова, в которых праведник сравнивает себя и людей своей эпохи с выкидышем – с младенцем, так и не родившимся в мир и потому не увидевшим света (см.: Иов. 3:16 ). Таков не только Иов, но и все те, кто явились на земле еще до пришествия Христа – в эпоху слепоты и лишенности света; ведь только один Господь и мог соделать ослепленного первородным грехом человека зрячим, будучи Сам подлинным «светом миру» (ср.: Ин. 8:12 ). До Христа в мире царили лишь духовные тьма и слепота. Среди людей той эпохи конечно же были праведники и пророки, но и они в своей земной жизни не успели сподобиться видения человеческого Лика Воплощенного Бога. Именно о таких людях, подобных Иову, говорит Своим апостолам и Сам Господь на страницах Евангелия: истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф. 13:17 ). Да, ветхозаветные пророки говорили о грядущем Посреднике, предвозвещали Христа, однако сами они «не смогли созерцать Его Воплощения». Они не оказались прямыми свидетелями явления в мире Света Истины, ибо, прежде чем это произошло, оказались похищены из земной жизни смертью 348 . Златоуст отмечает, что в словах Иова – Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах ( Иов. 3:17 ) – присутствует самая настоящая «похвала смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Такова совершенная любовь (82, 56). Авва Агафон говорил: " Насколько это зависело от меня, я никогда не засыпал со скорбью в сердце на кого-либо и никому не позволил заснуть с какой-либо скорбью на меня " (82, 57). Брат сказал авве Агафону: " Мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбью; и хочется исполнить заповедь, и опасаюсь скорби " . Старец отвечал: " Если бы ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь " . Авва Агафон (82, 61). Повергающий себя перед Богом в разуме и повинующийся заповедям в смиренномудрии, достигает любви. Любовь вводит в бесстрастие (82, 144). Не делайте того, чем, по соображению вашему, оскорбится брат ваш (82, 179). Если ум укрепится и решится последовать любви, то погашаются все страсти плоти и духа. " Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится " (1 Кор. 13, 4), делает естественным для сердца постоянство и не попускает ничему противоестественному насильственно порабощать ум... Преподобный авва Исаия (82, 197). Некто спросил старца: " Почему нынешние подвижники не получают благодатных даров, как древние? " Старец ответил: " Потому что тогда была любовь, и каждый поднимал ближнего вверх; ныне любовь охладела, и каждый влечет ближнего вниз. По этой причине мы не удостаиваемся получить благодать " (82, 398). Старец сказал: " Я никогда не желал дела, полезного мне и неполезного брату моему, веруя, что приобретение брата есть мое приобретение " (82, 399). Согрешивший должен отлучить себя от всякой любви человеческой, пока не убедится, что Бог принял его покаяние: любовь мира сего отлучает от любви Божией. Изречения безымянных старцев (82, 405). " Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих " (Ин. 15, 13). Если кто услышит огорчительное слово и, будучи в состоянии отвечать таким же словом, преодолеет себя и не скажет или, если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего. Преподобный Пимен Великий (82, 345-346).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Таково человеколюбие Божие! Никогда Он не отвергает искреннего раскаяния; но хотя бы даже кто дошел до самой крайней порочности, а потом решился бы возвратиться опять оттуда на путь добродетели, и такого Он принимает и приближает к Себе, и делает все, чтобы привести его в прежнее состояние. И еще более человеколюбия вот в чем: если кто покажет не полное раскаяние, то и краткого, и малого Он не отвергает; даже и за него назначает великую награду. (1, с. 63.) Что же из… вещей, спросят, есть на небе сах? Из… вещей – ничего, но есть нечто гор аздо более досточтимое. Не пшеница, ячмень и другие произведения, но повсюду там в великом изобилии всякие плоды Духа – любовь, радость, веселье, мир, благость и кротость, на небесах можно видеть не стада овец и табуны волов, но души совершенных праведников, душевные добродетели и нравственные совершенства, не одежды и платья, но венцы драгоценнее всякого золота, награды, воздаяния и бесчисленные блага, уготованные добродетельным. (2, с. 330.) Кротчайший Давид, рассуждая о человеколюбии Его [Бога – С. М.], говорит: как высоко небо над землею, так велика милость [Господа – С. М.] к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его (Пс. 102: 11–13), и даже еще более чем отец, но мы не знаем другого лучшего примера высочайшей любви. (1, с. 148.) В тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Но для чего Бог говорит… об образе исхода (иудеев из Египта)? Когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Чтобы показать Свою отеческую любовь, Он вывел их, не как рабов, но взял, как отец дитя, и так освободил; не повелел, как рабу, позади Себя идти, но взял за правую руку, как сына благородного и свободного, и так вывел. (3, с. 673.) Сыновья Зеведеевы, пользуясь великой любовью Христовой и близостью к Нему, думали получить предпочтение перед другими; поэтому, чтобы они, воображая это, не сделались беспечными, Он отклоняет их от таких мыслей и говорит: не от Меня зависит, но от вас зависит достигнуть этого, если вы захотите, если окажете большее усердие, большие труды, особенную ревность; Я назначаю венцы за дела, почести за труды, награды за усилия; самое лучшее ходатайство передо Мной – доказательство посредством дел. (2, с. 345.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010