42 Видишь ли ты, что причащающиеся боготворящей энергии сообразны Святому Духу, или ты думаешь, что «сообразные» [сказано] вместо «соприродные» ( и они будто бы соединяются по сущности с Духом? Но такая [мысль] исполнена нечестия. Ибо обоженные причащаются Божественной благодати и славы, но не сущности, и таким образом облекаются в Божественный образ. [Апостол] говорит: «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся (ртаррфоирба) в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» 345 . Таким же образом о причастности Духу говорит и великий Афанасий: «Оно (богослов говорит о триипостасном Божестве) являет один и тот же облик – Отца, созерцаемого в Сыне, и Сына, мыслимого в Духе и причащаемого человеком; „ибо мы, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ " " 346 . Видишь ли ты, что облик – это и Божественная слава, в которую преображается ( человек по­средством причастия? И еще он говорит: «Един вид триипостасного Божества – тот, который был явлен и патриарху Иакову. В Писании сказано: „Взошло солнце, когда он проходил Вид Божий» 347 . Святые пророки, созерцая это и разумея, Чей это Сын и образ, говорили: „Было слово Господне ко мне» 348 , познавая созерцаемого и открываемого в Нем Отца, и дерзновенно говорили: „Бог отцов ваших явился мне, [Бог] Авраама, Исаака и Иакова» 349 " 350 . Слышишь ли ты, что отцы созерцают вид триипостасного Божества? И ты, конечно же, не станешь утверждать, что это сама сущность? Ибо никто, согласно написанному, не стоял в ипостаси ( πο στμα τι) и сущности Господа 351 , не видел природу Божию и не возвестил о ней. Это осияние согласно виду и боготворящую славу Писание именует и лицем Божиим. Так, толкуя речение из псалма «погибнут пред лицем Твоим» 352 , Златоречивый отец говорит: «Слыша [выражение] „лице Божие», не предполагай ничего телесного, ибо здесь оно указывает на Его энергию и явление. Однако и в Евангелии Господь говорит: “Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного” 353 " 354

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

648 Иоанн Златоуст. Беседа 9, О покаянии и о тех, кто оставляет собрания (PG 49, 345). Рус. пер. С. 384–385. 651 Исаак Сирин.О божественных тайнах и о духовной жизни. Беседа 12, 1 (CSCO 555, 54). Рус. пер. С. 149. 653 Кекелидзе К., прот. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. С. 32. 661 «Аллилуия» – евр. halll Yah «Хвалите Бога (Яхве)!». Подробнее см. на с. 397–398. 662 Вставка «молитвами Богородицы» отсутствует в церковном уставе и в греческой практике; она имеется только в русской практике. 666 Греческие слова «Ис полла эти, дэспота» означают «На многая лета, господин». Они поются неоднократно за архиерейским богослужением – как правило, после того как архиерей благословит народ или после совершения архиереем каких-либо священнодействий. 671 Ср. Молитву Манассии: «Ты, Господи, Боже праведных, не положил покаяния праведным. Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе, но положил покаяние мне грешнику, потому что я согрешил паче числа песка морского». 672 Ср. Иуд. 24–25 : «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему через Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь». 684 В греческой практике священник в таком случае стоит в царских вратах и обращен лицом к народу. В русской практике священники нередко читают Евангелие стоя перед престолом лицом к востоку, по книге, лежащей на престоле. Чтение Евангелия священником лицом к народу более соответствует смыслу Евангелия как слова, обращенного к пастве, а не к Богу. 695 Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Колоссянам 3, 4 (PG 62, 322–323). Рус. пер. С. 383–384. 705 В некоторых приходах чтение записок с именами за здравие и за упокой растягивается на 15–20 минут, а то и на полчаса. Эта порочная практика создает искусственную «паузу» в богослужении, заполняемую многократным пением «Господи помилуй». Здравый смысл подсказывает, что число имен, произносимых вслух, не должно превышать нескольких десятков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   3) проповедью слова Божия, службами Божиими, Святыми Таинствами и христианской дисциплиной вести людей к духовному совершенству и святой жизни.     341. Как называет Церковь апостол Павел?    Апостол Павел называет Церковь телом Христовым, отдельных же членов Церкви называет членами тела Христова (Еф.1:22—23; 1Кор.12:27).     342. Что значит веровать в Церковь?    Веровать в Церковь значит:    1) принадлежать к ней;    2) с благоговением ее почитать;    3) руководствоваться ее предписаниями в твердой уверенности, что Господь наш Иисус Христос находится с ней в постоянном общении как ее глава. б) Господь Иисус Христос является единым главою Церкви     343. Может ли быть человек главою Церкви Христовой?    Человек не может быть главою Церкви Христовой, так как Христос является Богочеловеком, а Церковь Его — телом Богочеловека, поэтому ее главой не может быть обыкновенный человек.     344. Установил ли Господь Иисус Христос кого-либо из апостолов наставником всех остальных апостолов?    Господь Иисус Христос не установил никого из апостолов наставником всех остальных апостолов, наоборот, Он предостерегал их, чтобы никто из них не называл себя учителем или наставником других апостолов, так как только один из них Учитель — Христос, они же между собой только братья (Мф.23:8—10).     345. На что ссылаются те, которые утверждают, что Господь Иисус Христос установил апостола Петра главой всех апостолов и всей Церкви?    Те, которые утверждают, что Господь Иисус Христос установил апостола Петра главой всех христиан и всей Церкви, ссылаются на слова Господа Иисуса, сказанные апостолу Петру: 1. «Блажен ты, Симон, сын Ионин.— И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:17—19); 2. «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк.22:32). 3. «Паси агнцев Моих... паси овец моих» (Ин.21:15—17).    346. Как приверженцы главенства апостола Петра объясняют слова: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою»?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

       Best E. A Commentary on the First and Second Epistles to the Thessalonians. Р. 209.        Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы.        И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Моё простёрлось до концов земли.        Послушайте Меня, народ Мой, и племя Моё, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдёт закон, и суд Мой поставлю во свет для народов.        Богословский-Платонов И., прот. Изъяснение пророчества Исаии об избранном Отроке Иего­вы (Ис. 42, 1–9)//ПрибТСО. 1850. 9. С. 410–411, 413.        Пётр ( Екатериновский ) , еп. Объяснение книги святого пророка Исаии в русском переводе, извлечённое из разных толковников. Т. 2. М., 1887. С. 48.        Lenski R. C. H. The Interpretation of St. Paul " s Epistles. Р. 344.        Hendriksen W. Exposition of I and II Thessalonians. Р. 124.        Elias J. W. 1 and 2 Thessalonians. Scottsdale (AZ), 1995. (Believers Church Bible Commentary). P. 206.        Ефрем Сирин, прп. Творения. С. 238–239.        Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла к Солунянам. С. 237.        Best E. A Commentary on the First and Second Epistles to the Thessalonians. Р. 210.        Frame J. E. A Critical and Exegetical Commentary on the Epistles of St. Paul to the Thessalonians. Р. 185.        Blight R. C. An Exegetical Summary of 1 and 2 Thessalonians. Р. 145.        Lenski R. C. H. The Interpretation of St. Paul " s Epistles. Р. 344.        Beale G. K. 1–2 Thessalonians. Downers Grove (IL), 2003. (The IVP New Testament Commentary Series). Р. 146–147.        Итак, кто во Христе, ( тот ) новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое.        Lenski R. C. H. The Interpretation of St. Paul " s Epistles. Р. 345.

http://bogoslov.ru/article/6173995

А уж в простоте для всех – утром сей семя твоей молитвы утренней и вечером не давай отдыха руке твоей – крестись и молись на ночь глядя. Есть и результат труда утреннего и труда вечернего, труда во всякое время: Еккл. 11:7 Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце. К концу клонилась эпоха великой Огласительной школы г. Александрии. Школа дала величайшие имена Пантена, Климента Александрийского , Оригена , Дионисия Великого, Петра Александрийского , Великого Афанасия. От этой школы напитались отцы и учителя Востока и Запада. Великие учителя пойдут в Александрии дальше по линии святительской, а школьную плеяду завершит Дидим Слепец , учивший долгое время в Александрии с 345 по 395 гг. Не видевший света земного, он созерцал умный свет и был одним из лучших толкователей Св. Писания в золотом веке патристики. В 1941 г. около Туры были найдены папирусы, в основном хранящиеся теперь в Каирском музее. В этих папирусах содержится толковании Дидима Слепца на 11-ю и 12-ю главы книги Екклесиаста ( Еккл. 11:7–12:6 ). Издан и обработан был этот текст в 1965 г. в г. Кёльне Лео Лизенборгсом. Мы воспользовались его изданием греческого текста и переводом на немецкий язык. В нашей книге текст толкования Дидима Слепца приводится в авторском переводе с немецкого языка на русский при использовании греческого оригинала. Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце. Дидим Слепец говорит в связи с этим об откровении Незримого: «И то, что невидимо, открывает себя само. И поскольку Моисей это действительно осозхнавал и точно знал, он сказал: «Откройся 78 мне», – никто иной ведь не может Тебя мне открыть; как если бы кто солнцу сказал: «Откройся мне»; ведь ничто другое не может Тебя открыть» 11, 7]. Никто не может открыть и явить бога, только Он Сам может это сделать. Далее учитель рассуждает о том, что, так как у Отца и Сына существо одно, то Сын может явить Отца, а Отец – Сына. Так истинный свет Солнца правды являет себя сам человеку, и никто иной не может его ни явить, ни открыть. Так и блж. Иероним, младший современник Дидима, говорит: «Если… ты будешь благотворить постоянно и во всяком возрасте будешь иметь одинаковый подвиг, то узришь Бога Отца – сладчайший свет, узришь Христа – Солнце правды» 1, 7]. Путь непрестанной добродетели во время и не во время и во всякое время приводит к созерцанию нетварного света славы Отца Небесного и Христа Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Апостол «требует одинакового обо всех попечения: дабы все члены, – говорит, – одинаково заботились друг о друге, и опять то же самое объясняет в следующих словах: посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Кор.12:26 ). Для того, говорит, (Бог) установил взаимное попечение друг о друге, устроив единство в таком разнообразии, чтобы и все случающееся было общим для многих. Если от попечения о ближнем зависит общее спасение, то необходимо, чтобы и слава и скорбь были общими» 345 . И высшие «не притесняйте низших, чтобы прежде них вам самим не потерпеть вреда; ведь если они отделятся, то разрушится и всё тело» 346 . Таким образом, как телу Бог придал удивительную сложность и разнообразность, так и в Церкви Он не пожелал, чтобы все были апостолами, или пророками, или учителями или все обладали одним и тем же дарованием. Если всё тело глаз, то где слух? Если всё слух, то где обоняние?.. А если бы все были один член, то где было бы тело? ( 1Кор.12:17:19 ). Задав семь риторических вопросов (см.: 1Кор.12:29–30 ), требующих отрицательного ответа, апостол проводит весьма важную мысль: подобно членам тела, дары Святого Духа и служения не взаимозаменяемы. И если голова особенно составляет человека, «однако и она сама по себе недостаточна и не может одна совершать всего: иначе нам напрасно даны ноги» 347 ; то для полноценного функционирования Церкви – Тела Христова – также требуется, чтобы каждый христианин с полным старанием нёс то служение, к которому призван в соответствии с дарованием, данным ему Господом: служения различны, а Господь один и тот же ( 1Кор.12:5 ). Исполняй служение твоё ( 2Тим.4:5 ), и я прославляю служение моё ( Рим.11:13 ); по сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе ( 2Тим.1:6 ). «Бог не дал одному и тому же христианину все необходимые для развития церковной жизни дары, ибо в таком случае каждый христианин сам по себе составлял бы церковное тело и был бы вполне независим от других христиан. Чрез это разрушилось бы и самое тело Церкви. Нет, Бог сделал так, что христиане нуждаются один в другом. Так те, которые не Апостолы, нуждаются в братиях, которые получили дар апостольского служения. Поэтому, никто не должен думать, что он может жить сам по себе или что он соединяет в своём лице всё, что нужно для жизни Церкви» 348 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

архим. Сильвестр (Стойчев) §56 Бесы – падшие ангелы. Причина падения В Писании нет развернутого повествования о происхождении демонов. Естественно, что не может идти речи об их создании Богом, так как всё творение Божье добро: «Благой Бог у всех благомыслящих именуется Создателем благих. Поэтому не создал Он такого естества, которое не в силах делать что–либо доброе» 344 . Есть несколько библейских текстов, приоткрывающих историю падения части ангелов: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы» ( Ис. 14:12 ); 28–я глава книги пророка Иезекииля и особенно слова апостольские: «Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» ( Иуд. 1:6 ) 345 . В Послании святого апостола Петра говорится о согрешивших ангелах, которые были наказаны «узами адского мрака» ( 2Пет. 2:4 ). Из приведенных текстов видно, что некогда часть ангелов во главе с Люцифером согрешила 346 перед Богом, следствием чего стало их падение и наказание. Что же стало причиной этого бунта? Блаженный Феодорит в следующих словах апостола Павла: «Чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» ( 1Тим. 3:6 ), видит указание на то, что гордость и есть грех, совершённый диаволом. Ведь одинаковость наказания предполагает одинаковость преступления, и если апостол в качестве кары за гордыню указывает осуждение с диаволом, то, соответственно, диавол согрешил именно гордыней. У святых отцов есть немало высказываний о гордыне диавола как причине его падения. Однако немаловажным является вопрос о причине самой гордыни. Что повлияло на Денницу и его приспешников таким образом, что в них взыграла гордыня? Святитель Иннокентий Херсонский указывает на два мнения по этому вопросу. Некоторые богословы на основании слов: «Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» ( Евр. 1:5–6 ), полагали, что Люцифер соблазнился этим Откровением 347 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Блаженная Аргентея была родом из города Бобастро, из благородной семьи, от отца царя Самуила 342 и матери Колумбы. Воспитанная по-царски, выросшая в роскоши в царском доме, она стремилась не столько к земному царству отца, где ее лелеяли, сколько к грядущему, и к вышнему блаженству она намеревалась отправиться по внушению пророческого гласа: Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей ( Пс.44:11–12 ). И, вдохновленная этими увещеваниями с неба и духовно призванная в объятия Царя Небесного, блаженная раба Божия предпочла предать себя не телом, а помыслами Христу, с Которым уже полагала себя соединенной обетом веры. Оставив мирские дела, она посвящала себя лишь Тому, Кому предала себя в послушание. Отказавшись от царственных почестей, презрев родительские ласки, отвергнув подчинение слуг и служанок, отбросив золотые и серебряные украшения, она последовала по узкой дороге священной религии, чтобы подойти к широкому порогу блаженной жизни, по слову Истины: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель ( Мф.7:13 ). Блаженная раба Божия долгое время старательно выполняла это предписание и снискала плоды добродетелей, и не мог скрыться от глаз людей свет, который уже был виден не под сосудом, а на подсвечнике. 343 Она была ограждена честностью, предана непорочности, охвачена стыдливостью, замечательна воздержанием, щедра на милостыню, благочестива к неимущим и полна всяческих добродетелей. Когда скончалась ее мать Колумба и была похоронена с торжественными почестями, отец 344 вознамерился возложить на нее часть управления дворцом, которой с пользой занималась мать, желая вернуть с помощью дочери то, что прискорбно утратил с супругой. Но раба Божья, стремясь больше слушаться Бога, чем отца, сказала ему так: «Нет, отец, вернейший из царей, мне нужно отказаться от этих обязанностей и уйти из-под твоего покровительства к Тому, с Кем я уже связана обетом и любовью, ибо сказал учитель народов: Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику ( 2Тим.2:4 ). А тебе следует приставить ко дворцу такого управителя, от управления которого ты добьешься пользы. Знай, что меня ни ангелы, ни правители этого мира никак не могут отлучить от любви к Иисусу Христу. 345 Молю тебя только построить мне среди укрытий этого дворца отдельное прибежище, чтобы я ушла туда от волнений мира и могла бы свободнее, взяв с собой служанок, исполнять данный мной обет». Когда ее желание было исполнено, она без промедления, как и намеревалась, посвятила себя служению Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Исх. 13,21 говорится об исходе Израиля из Египта: «Господь же шел пред ними в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им». Напротив, Исх. 14,19: «и двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израильтян, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал посреди их». Ср. также Суд. 2, 1, где мы читаем: «и пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим и сказал: «Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю». 345 Потому ошибочно чрезмерно разделять и противопоставлять в естестве ангельском их природу и служение, как это мы встречаешь у блаж. Августина: «Spiritus angel? sunt; et cum spiritus sunt, non sunt angeli; cum mittuntur, sunt angeli. Angelus enim officii nomen est, non naturae. Quaeris nomen huius naturae, spiritus est; ex quod agit angelus est [«Ангелы суть духи; и, будучи духами, они не суть ангелы; когда же их отправляют с поручением, они суть ангелы. Ибо ангел имя служения, а не естества. Если ты спросишь об имени этого естества, то это дух; но в силу того, что он делает, это ангел»] (In. ps. епагг. [«Толкования на псалмы»], 1? 15. Mg. s. 1.1. 37, 1348). 346 Именно в таком смысле онтологическое соотношение человека и ангелов становится предметом нарочитого изъяснения в Евр. 1–2. В первой главе делается общее выяснение превосходства Сына Божия над ангелами на основании ряда сопоставлений пророческих текстов, причем определенно указуется служебное назначение духов (1, 14). Во второй же главе возвеличение Сына Божия сплетается с возвеличением и человека, соединившегося с Ним по естеству. Здесь мы прямо находим следующие сопоставления: «Ибо не ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: «что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред ангелами, славою и честию увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих; все покорил под ноги его» (Пс. 8, 5–7). «Когда же покорил ему все, то не оставил ему ничего непокоренным ему» (Пс. 2, 5–8). Также и Иисус в Своем уничижении «немного был уничижен пред ангелами, дабы Ему по благодати Божией вкусить смерть за всех» (2, 9). И затем еще нарочито подчеркивается, что «не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово». 347

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

+++ В Невском благочинии чтения состоялись 26 ноября. В подростковом центре " Невский " собралось более 90 человек. " Двадцать лет назад еще была передача живого опыта, история была живой, а сейчас мы уже говорим о наследии, - отметил благочинный протоиерей Алексий Скляров . - Мы уже не имеем возможности общаться с этими людьми или почти не имеем, история ускользает от нас, но важно сохранить духовный опыт людей, которые приближали День Победы " .   Сотрудник епархиального ОВЦО , помощник благочинного Невского округа по религиозному образованию и катехизации Ольга Гладкая в докладе " Великая Победа: как сохранить наследие и уберечь наследников " отметила, что учителям необходимо приложить усилия, чтобы дети приобщались к истории, узнавали подлинную, а не искаженную ее версию. История активно переписывается. Если детям не рассказывать о событиях тех лет, в скором времени они уже не будут знать, кто же победил в Великой Отечественной войне.  Также выступили духовенство, методист Невского благочиния Анастасия Кузнецова, заведующая методическим отделом " Правобережного дома детского творчества " Любовь Тимофеева, учитель 345-й школы Лариса Михайлова. Особый интерес вызвало выступление учеников 329-го лицея с проектом " Лента памяти " .  +++ Районный этап Рождественских чтений " Великая Победа: наследие и наследники " Красносельского округа состоялся 22 ноября в комплексе " Россия - Моя история " . Встреча была организована совместно с районным отделом образования и ИМЦ. С приветствием к участникам обратились заместитель главы администрации Елена Гавриленко, директор ИМЦ Татьяна Сенкевич, благочинный протоиерей Михаил Подолей , начальник отдела научно-просветительской деятельности Музейно-выставочного центра Оксана Хухрина. " Война - это проявление духовных болезней человечества, как свидетельствует Евангелие, - сказал отец Михаил. - " Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней " (Мф. 24:6-8). В ближайшем историческом смысле здесь говорится о военных действиях римлян в окрестностях Иерусалима, но это относится вообще к духовным болезням рода человеческого. Благодаря мужеству, самоотдаче и вере людей мы унаследовали свободу, независимость, возможность жить и творить, продолжая славную историю Отечества. Но все это будет созидательным только тогда, когда мы сможем, пользуясь великими дарами, жить по заповедям Божиим " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010