Много аплодировали, но говорить больше не дали, криками «время». Нервная, наглая, внезапная толпа. Потом, после важничающего и совершенно незначительного Асмуса и упоительного трио «Реликт», публику окатили еще церковно-рекламным фильмом «Храм». И было похоже, что гуся облили водой. «Всё это, по-моему, одно лицемерие», невозмутимо сказала светская дама у выхода. Аверинцева дождалась серьезная, уродливая, под машинку стриженая Барбара из Варшавского центра католических интеллектуалов, просила «Варвару» для перевода. Она гостья чарующей Гали Корниловой («умница, но зануда», сказала она об Аверинцеве). Мы ехали с Барбарой. Она, видимо, монахиня в миру. Она может присылать русским издания. «Мы теперь дрожим за вас, как вы за нас в 1979-м», сказала она. Но она уверена, что всё сорвется и кончится жутким разгромом всего. 301 Козима Вагнер, урожденная Лист, после смерти Рихарда в течение 25 лет директор Байрейтского фестиваля. 302 Официальный биограф Вагнера. 303 «И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись». 304 Иер 31, 31–3: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его…» 305 Поговорка, «человек не битый не научается». 306 Александр Викторович. 307 Ср. 7.10.1989. 308 Да, подтвердила О. А. С. И вспомнила, как однажды среди улицы Горького, оглядывая холодную толпу, Аверинцев хотел всем, всем им говорить о своих арамейских открытиях. 309 Ср. 15.6.1989. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

Мф.14:20 . [окончание 19-го и 20-й):   А ученики народу. И ели все, и насытились. Множество народа получает питание от Господа, – через апостолов. И набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. Каждый из апостолов от остававшегося от Спасителя 303 наполняет корзину свою, или для того, чтобы после этого иметь то, из чего можно было бы подавать народам яства, или для того, чтобы после этого остатками явственно показать, что умноженные хлебы были действительными (veros) хлебами. Исследуй вместе с тем и то, каким образом в столь обширной пустыне и в уединенном месте нашлось только пять хлебов и две рыбы и столь легко нашлось двенадцать корзин. Мф.14:21 .  А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. Соответственно числу [вкушаемых] пяти хлебов и количество вкушавших людей было пять тысяч. Действительно, число их еще не достигло до седмеричного числа [хлебов], – как сообщается в другом месте повествования, -вкушавших которое было четыре тысячи ( Мф.15:38 ; Мф.16:10 ), сближаемые [таинственно] с четырьмя Евангелистами. А вкушало пять тысяч таких мужей, которые возросли в мужа совершенного и следовали за Тем, о Котором говорит Захария: " Вот Муж, – Восток имя Его» ( Зах.6:12 ). 304 А женщины и дети, или пол слабый и возраст младший, не достойны исчисления. Поэтому же и в Книге Чисел, – когда бы ни описывались священники и левиты, войско или множество сражающихся, – без указания числа остаются рабы, женщины, малолетние и незнатный народ. Мф.14:22 .  И тотчас Иисус побудил учеников Своих взойти на корабль и отправиться прежде Его чрез залив, пока Он отпустит народ. 305 Ученикам Он приказал переплыть залив и побудил их сесть на корабль; 306 этими словами показывается, что они неохотно оставили Господа, так как они не желали из любви к Наставнику отделиться от Него даже на одно мгновение. Мф.14:23 .  И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. Если бы с Ним были ученики Петр и Иаков, и Иоанн, видевшие славу преображения [Его], то и они, может быть, взошли бы с Ним на гору. Но толпа может последовать на 307 высоту только тогда, когда Он учит ее на берегу вблизи моря, или когда питает в пустыне. А то, что Он один ушел молиться, ты не относи к Тому, Который [по Божеству] пятью хлебами насытил пять тысяч человек, исключая женщин и детей, а к Тому, Который [как человек], услышав о смерти Иоанна, удалился в пустыню; но это не то значит, что мы разделяем лицо Господа, а то, что дела Его разделены между Богом и человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мы видим, что здесь вновь и вновь подчеркивается: Господь не является источником зла, но лишь попускает происходить – ради духовной пользы человека – тем бедам и несчастьям, что внешне кажутся нам злом, но на самом деле оказываются для верующего человека все новыми и новыми ступенями к его исправлению и, одновременно, к его совершенствованию в Боге. Тем самым, по свидетельству Библии, Иов здесь, в этом диалоге со своей женой, никак не согрешил... устами своими ( Иов. 2:10 ). В состоянии подобных болезней и тягостных мучений Иов, по мнению древних толкователей – в частности, по убеждению преподобного Ефрема Сирина 302 , – провел семь ужасающих и невыносимых лет. На исходе этих годов к Иову приходят трое его друзей. Вот как об этом говорится в библейском тексте: И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его ( Иов. 2:11 ). Мы помним (я уже упоминал об этом), что во вставке из так называемой Сирской книги, включенной в текст Септуагинты, друзья Иова прямо именуются царями. Вот что здесь говорится: Пришедшие же к нему друзья: Елифаз (сын Софана), из сынов Исава, царь Феманский, Валдад (сын Амнона Ховарского), Савхейский правитель, Софар, Минейский царь ( Иов. 42:17 ). Итак, греческие толкователи считают, что Иов и его друзья были древними царями языческих племен. Как пишет об этом, например, святитель Иоанн Златоуст , «пришли к нему три друга – ведь несчастья вызывают друзей на утешения, – пришли Елифаз, Софар и Валдад, три царя к одному царю» 303 . Преподобный Ефрем Сирин , в отличие от Златоуста, пишет об их высоком положении в обществе несколько более осторожно: «Все они были господами и мужами княжеского ранга» 304 . На Западе, не признававшем, в отличие от Востока, подлинности вставки из Сирской книги, идея о царском достоинстве друзей Иова широкого распространения не получила. Так, по мнению блаженного Иеронима, пришедший к Иову его друг Елифаз был тем самым сыном Исава, чье имя упоминается в книге Бытия как рожденного от Ады (см.: Быт. 36:4 ) 305 , то есть являлся правнуком Авраама. Впрочем, святитель Амвросий Медиоланский все же именует их царями: «Елифаз, царь Феманитский, и Вилдад, властитель Сухитский, и Софар, царь Минейский» 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

На крещаемого возлагается Крест для постоянного напоминания о заповеди Христа и видимого указания на неё: Если кто хочет идти за мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной (Мф 16:24). 299. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ХОЖДЕНИЕ СО СВЕТИЛЬНИКОМ ВОКРУГ КУПЕЛИ? Хождение крещаемого вокруг купели со светильником обозначает духовную радость, соединённую с духовным просвещением. 300. ПОЧЕМУ В СИМВОЛЕ ВЕРЫ ГОВОРИТСЯ, ЧТО КРЕЩЕНИЕ ОДНО? Символ веры повелевает признавать Крещение едино, т.е. одно. Крещение совершается один раз и не повторяется. 301. ПОЧЕМУ КРЕЩЕНИЕ НЕ ПОВТОРЯЕТСЯ? Крещение не повторяется потому, что оно есть духовное рождение: рождается человек однажды, потому и крестится однажды. 302. ОДИНАКОВУЮ ЛИ ВИНУ С НЕСУТ СОГРЕШАЮЩИЕ ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ? Согрешающие после Крещения виновнее в своих грехах, чем некрещёные в своих, потому что имели от Бога особую помощь для совершения добра и отвергли её. Если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого (2 Пет 2:20). 303. МОГУТ ЛИ БЫТЬ ПРОЩЕНЫ ГРЕХИ, ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ? Для согрешивших после Крещения есть средство получить прощение грехов: это — покаяние. О Миропомазании. 304. ЧТО ТАКОЕ МИРОПОМАЗАНИЕ? Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании частей тела освящённым миром (составом из масел и благовоний — ред). во имя Св. Духа подаются дары Св. Духа, взращивающие и укрепляющие в духовной жизни. 305. ЧТО ГОВОРИТСЯ ОБ ЭТОМ ТАИНСТВЕ В СВ. ПИСАНИИ? О внутреннем действии этого Таинства говорится в св. Писании у ев. Иоанна: Вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (1 Ин 2:20,27). Подобным образом и ап. Павел говорит: Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши (2 Кор 1:21-22). Отсюда и взяты слова, произносимые при Миропомазании: Печать дара Духа Святаго.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

Неприятно, когда вы приходите являться пред Меня; ибо кто требовал этого от рук ваших? Перестаньте топтать двор Мой. Если приносите мне пшеничную муку – напрасно; курение мерзость для Меня. Новомесячий ваших и дня великого не терплю, постов, дней покоя и праздников ваших ненавидит душа Моя». 300 Итак, Господь упразднил это, дабы новый закон Господа нашего Иисуса Христа без ига необходимости представлял собственно человеческое приношение. 301 Господь еще говорит к ним 302 : «Заповедал ли Я отцам вашим, когда они вышли из земли Египетской, приносить Мне всесожжения и жертвы? Но вот что Я заповедал им говоря 303 : каждый из вас да не имеет злобы против ближнего своего и не любит клятвы ложной». 304 Итак, поскольку мы не без разума, то должны понимать благую волю Отца нашего, ибо Он, желая взыскать нас блуждающих подобно иудеям, говорит нам, как мы должны приближаться к Нему. Он говорит нам: «Жертва Богу – сердце сокрушенное, и сердца смиренного Он не презирает». 305 Посему, братья, мы должны вернее исследовать то, что относится к нашему спасению, дабы когда-нибудь противник не возымел доступа к нам и не отвратил нас от нашей жизни. Глава III. Посты иудейские неистинны и неугодны Богу, как об этом возвещали уже пророки О постановлениях Ветхого Завета Господь еще говорит к ним. «Зачем Мне поститесь, чтобы ныне услышан был голос ваш с воплем? Не такой пост Я избрал, – говорит Господь, – чтобы человек томил душу свою без причины; и если бы ты изогнул выю твою наподобие круга, и облекся во вретище, и покрыл себя пеплом, и то не сотворил бы ты мне поста приятного». 306 А к нам Он говорит: «Когда будете поститься, разрушь всякий союз неправды и раздери всякую неправедную запись, уничтожь стеснения насильственного торга, отпусти измученных на свободу и отбрось всякую злонамеренную предосторожность 307 ; раздробляй алчущим хлеб твой и бедных без крова введи в дом твой; если видишь нагого, одень, и единоплеменников своих не презирай. Тогда откроется 308 ранний свет твой, и одежды твои скоро воссияют, и правда твоя будет тебе предшествовать, и слава Божия будет сопровождать тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Оставив Содом, Лот удалился в Сигор 302 . «Жителей в Сигоре не стало.... Сигор поглотил своих жителей, оставив их имущества. Жителей поглотил, чтобы умиротворить тем Правосудного, которого прогневали они делами своими; имение же их оставил для праведного Лота, чтобы утешился он, потеряв всё, бывшее в Содоме» 303 . Во время этого бегства в Сигор «жена Лотова (вопреки приказанию странников) оглянулась.... и стала соляным столбом» 304 , который, по словам Св. Климента Римского , существовал и в его время 305 . – «И вышел Лот из Сигора, и стал жить в горе, и с ним две дочери его: ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его. И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошёл бы к нам по обычаю всей земли. Итак, напоим отца нашего вином и преспим с ним, и восстановим от отца нашего племя......... И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего» 306 . – Прежде всего, «обрати внимание на цель (поступка дочерей Лотовых), и ты освободишь их от всякого осуждения. Они думали, что в мире всё совершенно погибло и уже не осталось никого из людей; притом же видели и старость отца. Итак, они говорят: чтобы не прекратился род наш и нам не остаться без имени (в роде), – ибо древние более всего заботились о том, чтобы через преемство поколений продолжить род свой, – чтобы и нам, говорят они, не подвергнуться совершенному уничтожению, так как отец наш склоняется уже к старости, а нам не с кем сочетаться для распространения своего рода и оставления после нас семени, – «гряди убо», говорит одна другой, чтобы этого не случилось, «упоим отца нашего вином и т.д...».... Видишь ли, как Божественное Писание оправдывает и праведника, и притом не однажды, а и в другой раз? Ибо, во-первых, тем, что дочери обманули его при помощи вина, оно показывает, что иначе они не могли бы убедить отца склониться на такой поступок; а затем случившееся, как я думаю, и свыше устроено было так, что по причине глубокого сна и омрачения от вина, он вовсе и не знал случившегося.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Отец же его возлежал у дверей горницы, принимая подаваемое женой, и, высунувшись, увидел, что сын его лежит бездыханным, и не смутился ни он, ни жена его, но, постучав, подал знак матери его, и, войдя, она нашла сына своего мертвым и положила его на одре. Он же с удовольствием ел и пил с нами, и, когда мы поели и должны были отправляться в путь, обратился к нам с радостью и, сотворив молитву, взял за руку старейшего и сказал ему: «Войди и сотвори молитву над ребенком, ибо с ним плохо». И старейший, вошед, знаменовал его, и мы пошли своей дорогой. А спустя несколько дней снова мы встретились с ними, и они очень радовались, и дитя мы нашли сидящим со своей матерью и прославили Бога, даровавшего ему исцеление». Рассказывал нам некто из отцов, что когда он был в Константинополе, случилось ему увидеть такое удивительное зрелище. Был некий христолюбивый муж, звавшийся Христофор 303 , состоявший на военной службе во дворце, в так называемых который в течение всей недели находился во дворце, ничего не вкушая до захода солнца. Когда же приходил вечер, съедал сухой хлеб и размоченные бобы, и этим одним довольствовался, нисколько не принимая, как это делают многие, приправленной пищи. Одежду же имел изнутри а снаружи, чтобы укрыться от внимания многих, носил роскошные одежды. И после того как уходил, шел к некоему серебряных дел мастеру и брал с собой три кошелька: один – с номисмами 304 , другой с симисиями 305 , другой – с тримисиями 306 , и, таким образом, один в заточениях и в темницах всю ночь раздавал нуждающимся. Так однажды ночью, придя в одного брата, просил дать ему благословение. И когда толкнул его, чтобы он встал и принял, тот ничего не отвечал. Когда вновь с криком толкнул его, тот не отвечал и не слышал. Тогда ощупав и узнав, что он скончался, пошел в некую харчевню, расположенную близ того места, и постучав, просил хозяина принести ему огня и сосуд воды, чтобы обмыть брата, дав хозяину тримисий. И пойдя с хозяином харчевни, обмыл его. Затем снова пошел в швейную мастерскую, взял полотно для погребения, дав за него цену.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приидите, верные, посмотрим, где 300 родился Христос; последуем затем 301 за волхвами, восточными царями, туда, куда идет 302 звезда; Тому, Кого 303 поют там непрестанно ангелы, пастухи играют на свирелях 304 достойную 305 песнь 306 , приговаривая: 307 «Слава в вышних 308 Родившемуся сегодня от Девы и Богородицы в пещере Вифлеема Иудейскаго». Слава и ныне той-же Прокимен Для прокимна и его стиха выбрано псалмическое место, сопоставляюшее с временным рождением Христа Его предвечное рождение, в силу какового рождения и человеческая природа Христа получила полное усыновление от Бога и равночестность Божеской природе. Подробнее – стр. 50 прим. 76; стр. 51, прим. 83. (на этих страницах документа данных ссылок нет). Прокимен глас 4 Из чрева прежде денницы Я родил тебя. Клялся Господь и не раскается (Пс. 109, 3–4). Стих Сказал Господь Господу моему, сиди одесную от Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109, 1). Евангелие Для евангельского чтения выбрано место из древнейшего и наиболее чтимого Евангелия, поставляющее нас у самого одра Божественной Родильницы в самый момент события и в то же время из евангельских рассказов о событии наиболее изображающее это последнее по его внутренней, важнейшей стороне. Евангелие Мф. 1, 18–25, зачало 2 Рождество Иисуса Христа было так: 309 по обручении 310 Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались 311 они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго 312 . Иосиф же муж Её, будучи праведен 313 и не желая огласить Ее, хотел тайно 314 отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне, 315 и сказал: Иосиф, сын Давидов! 316 не бойся принять Марию, жену 317 твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их 318 . А все сие 319 произошло, да сбудется 320 реченное Господом чрез пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог 321 . Возстав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал 322 Её, как наконец 323 Она родила Сына Своего первенца 324 , и он нарек Ему имя: Иисус 325 .

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

Сторонники доктрины условного бессмертия, кондиционалисты, делают статистический и текстуальный учет тех библейских текстов, как Ветхого, так и Нового Завета, в которых говорится вообще об уничтожении, гибели, смерти. В 100 текстах Ветхого и Нового Завета говорится о том, что грешники будут истреблены. В еврейском языке существует 50 корней слов, означающих уничтожение живых существ. 302 Кроме этой общей сводки, 303 оба автора приводят обширные сопоставления ветхозаветных и новозаветных текстов, в которых говорится o конечной погибели грешников и вообще противящихся воле Божией. Более всего таких текстов имеется, конечно, в Ветхом Завете, в псалмах и пророчествах. Однако, даже и поверхностное знакомство с ними убеждает, что при всей щедрости псалмопевцев и пророков на эти угрозы, чаще всего они носят относительный и, так сказать, образный характер и с трудом поддаются эсхатологическому истолкованию. Гораздо важнее тексты новозаветных писателей. 304 См. стр. 503. Вот общий список новозаветных выражений об участи грешников (White; Life in Christ, 324–5, по франц. переводу). Умереть: «если живете по плоти то умрете» ( Рим. 8, 13 ). Смерть: «Ибо возмездие за грех смерть» ( Рим. 6, 23 ). Погибель: широки врага и пространен путь, ведущий в погибель» ( Мф. 7. 13 ). Вечная погибель: «подвергнутся наказанию; вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его» ( 2Фес. 1, 9 ). Тление: «Сеющий в плоть свою пожнет тление» ( Гал. 6, 8 ). «Они как бессловесные животные..., рожденные на уловление и истребление... в растлении своем истребятся» ( 2Петр. 2, 12 ). Истребление: «и будет что всякая душа... истребится от народа своего» ( Деян. 3, 35 ). Смерть: «И детей ее (Иезавели) поражу смертью» ( Откр. 2, 23 ) и т. д. 305 В 12 местах Нового Завета место нераскаянных грешников называется геенной. В ста местах Ветхого и Нового Завета Писание учит, что злые будут совершенно уничтожены. Сторонники условного бессмертия собирают все тексты, где только упоминается смерть и жизнь в их взаимоотношениях. 306 Ограничимся некоторыми, наиболее трудными текстами. Рим. 1, 32 : «язычники знают праведный (суд) Божий, что делающие такие (дела) достойны смерти». Рим. 6, 23 : «ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Рим. 8, 13 : «Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». Гал. 6, 8 : «сеющий в плоть свою пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». 2Тим. 6, 9 : «похоти... погружают людей в бедствие и пагубу». Евр. 10, 26–31 : «...страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников». 2Петр. 2, 12 : «...они, как бессловесные животные..., рожденные на уловление и истребление... в растлении своем истребятся». Иуд. 7 : «...Содом и Гоморра, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Это выражение имеет близость с Платоновским учением о предсуществовании душ. 303 Выражения: «премудрость подвижнее всякого движения... сквозь все проходит и проникает... есть чистое излияние славы Вседержителя» (7:24–25; 8:1) очень близки к эманатическому, стоическо-филоновсвому, вероизложению и удаляются от чисто-библейского ветхозаветного учения. 304 Очень затруднительно для защитников каноничности книги выражение: «не невозможно было для всемогущей руки Твоей, создавшей мир из необразного вещества (ξ λης μρφου) наслать на Египтян бедствия» (11:18). Вся находящаяся здесь терминология имеет себе очень и очень значительную параллель у Платона, Филона, Диогена Лаерция и т. п., 305 и не имеет параллели в ветхозаветном вероучении. В тесной связи с приведенным выражением, как его объяснение, находится и следующее: «подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Художника» – Τεχντην (13:1). И здесь вся терминология, удаляющаяся от библейского учения о творении мира из ничего, приближается к греко-философскому учению об «образовании» лишь мира из первобытного «необразного» вещества, 306 и тем доказывает неточность вероучения книги Премудрости Соломона. «Влекла их к том концу судьба» (νγκη – 19:4). Целый ряд 307 приведенных «недоуменных» выражений показывает, что они не случайно появились в книге, а имеют органическую связь со всеми основными богословско-философскими воззрениями автора. Нужно, впрочем, добавить, что философские воззрения автором обрабатываются и подчиняются ветхозаветным основоначалам богословского учения. 308 Выше замечено, что книга эта не свободна и от исторических «недоумений». Так, в 10:5 выражение: «она же (Премудрость) между народами, смешанными (συγχυθντων=по LXX Быт.11:7–9 ) в единомыслии зла, нашла праведника... и сохранила мужественным в жалости к сыну». Очевидно, речь идет об Аврааме, представляемом современником вавилонского столпотворения и смешения языков...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010