2997 Эти муки совести, наполняя скорбью сердце грешника, 2998 ни на минуту не дают ему покоя (для него есть только один покой ада 2999 ). Впрочем, иногда человек по причине безмерных беззаконий (propter nimias iniquitates) доходит до такой степени падения, что уже не воспринимает познания греха 3000 и не исповедует Господу грехов своих, 3001 несмотря даже на все скорби, которые Бог посылает ему с тем, чтобы побудить его к покаянию. 3002 Однако, Бог и тут не оставляет человека: по Своему милосердию Он даёт ему средство вновь сделаться причастником благ небесного царства. Средство это – покаяние. Благодаря покаянию, человек получает возможность получить прощение грехов, приблизиться к таинствам, быть принятым в церковное общение, а в дальнейшем обрести и самую вечную жизнь, – прощение грехов и есть ведь вечная жизнь. 3006 Покаяние производит, таким образом, то же действие, 3007 что и крещение, почему по своей внутренней стороне покаяние весьма близко подходит к крещению. Как и в крещении, в покаянии совершается умирание плоти к усовершению духа; так, по крайней мере, говорит св. апостол Павел, предавая сатане коринфского кровосмесника. 3008 Как и крещение, покаяние не повторяется, ибо оно совершается только однажды и, притом, публично. 3009 Впрочем, св. Амвросий не был в отношении к покаянию последовательным ригористом, отрицающим повторность покаяния – и не только для лёгких, но и тяжких грехов. Даже больше того. Для прощения некоторых лёгких грехов св. отец, верный юридическим тенденциям западного богословия, не видел даже нужды в покаянии. Здесь должно упомянуть, что с пенитенциарной точки зрения все грехи св. Амвросий разделяет на два класса 3010 : тяжкие грехи (delicta graviora), называемые им также, применительно к 1Тим. 5; 24 , предшествующими (praecedentes), которые уничтожают благодатное состояние, и грехи лёгкие или последующие (delicta leviora или sequentes), которые не производят в нравственной жизни человека такого разрушительного действия, как первые. 3011 Первого рода грехи иногда обозначаются св. отцом, как iniquitas. 3012 Грехи второй категории, по учению св. отца, и не нуждаются собственно в таинстве покаяния, так как они компенсируются и покрываются добрыми делами и вообще заслугами человека. «Так, возмещением любви и других дел или каким-либо другим удовлетворением разрешается вина за грех». 3013 Что касается грехов первой категории, то все они врачуются покаянием. 3014 Св. Амвросий не указывает точно, какие грехи он относит к первой категории, но он определённо утверждает, что Бог прощает в покаянии даже самый тяжкий грех 3015 и что Он простил бы и Иуду, если бы тот, во-первых, имел искреннюю веру, а, во-вторых, принёс бы должное покаяние. 3016 «Каким образом, – спрашивает св. отец, – может не иметь прощения грехов тот, кто имеет дар Божий – веру? 3017 Ведь кто имеет веру, тот имеет и жизнь, кто имеет жизнь, тот, конечно, не лишён и спасения». 3018

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Хотя и вынужденный оставаться монахом, Готтшалк получил позволение удалиться из Фульды, где его отношение к Рабану было бы неудобным, в Орбей, в диоцезе суассонском. Там он отдался изучению бл. Августина и его последователей с восторгом принял их учение, и его любовь к произведениям Фульгенция была таковой, что его друзья обыкновенно называли его по имени этого писателя 3016 . Замечательно, что один из наиболее знаменитых его друзей, Серват Люп, аббат феррьерский, в одном письме от того времени обвиняет его в неумеренной преданности умозрению, и увещевает его обратиться к предметам более практического свойства 3017 . Гинкмар, на основании сведений от аббата орбейского, говорит о Готтшалке во время его пребывания там, как человеке беспокойном, изменчивом, склонном к странностям, преданном аргументации и способном перетолковывать то, что сказано другими в разговоре с ним, пренебрежительно относящемся к истине и предпочитающем быть учителем заблуждения, жаждущим приобрести влияние посредством переписки и другими способами над личностями, склонными к новшествам, и желающем добиться известности во что бы то ни стало 3018 . С целью несомненно получить право для проповеди своего учения, Готтшалк добился посвящения себя в священника от одного хорепископа реймсского, во время вакансии этой кафедры после низложения Эббо. Этот акт по-видимому был неодобрительно встречен епископской корпорацией, с которой хорепископы в то время находились не в особенно дружественных отношениях; он был порицаем как незаконный, так как Готтшалк принадлежал к диоцезу суассонскому, а хорепископ этот не имеет, никакого полномочия от высшего прелата для совершения священнического рукоположения вообще 3019 . Учение, на котором особенно остановился Готтшалк, было учением о предопределении. Обычным учением в церкви было то, что праведные предопределены и что нечестивые предузнаны, между тем как строгий августинианизм называл нечестивых отверженными, Готтшалк же прилагал термин «предопределенный» к обоим этим классам 3020 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот основная точка зрения составителей хрестоматии, высказанная ими в предисловии к 1-му изданию. Они не согласны с распространенным взглядом, будто изучение древней литературы слишком мало дает подрастающему поколению в смысле обогащения ума знаниями, развития художественного вкуса, выработки языка. Не распространяясь о «важном значении изучения ее в общем понимании русской культурности» (П. 1 3018 ), гг. Алферов и Грузинский особенно настаивают на том, что «древнюю нашу литературу, в главных моментах ее развития, нужно знать каждому, желающему сознательно отнестись к быту и взглядам нашего времени» (ibid.), так полно отразившимся в новейшей литературе. В то же время составители убеждены, что пробуждение среди юношества живого интереса к древней русской литературе возможно при том единственном условии, если, —195— вопреки установившемуся обычаю, ознакомление с нею будет отделено от изучения древнего русского языка. Это – «две различный задачи, и они должны быть разделены, теми более, что «изучение древнего нашего языка не настолько еще разработано в науке, чтобы стать предметом школьного курса " » (ibid.). (Изложенными соображениями и объясняются особенности рассматриваемой хрестоматии). «Выбор памятников в ней основан на степени их важности с историко-литературной точки зрения» (ibid.). Поэтому, конечно, мы не найдем в книге гг. Алферова и Грузинского многих из тех памятников, которые помещены в общераспространенной до последнего времени хрестоматии Буслаева. С другой стороны, уже в 1-е издание новой хрестоматии «целый ряд памятников введен впервые» (ibid.). По сравнению с книгой Буслаева, это выдержки из Новгородской и Волынской летописи, отрывки из Матицы Златой, Румянцевского Сборника и Азбуковника, выборки (по «Очеркам» Буслаева) из жития Юлиании Лазаревской, Девгениево деяние, отрывки из сказания о Бове Королевиче, изложение (по Пыпину и Веселовскому) повести о чешском Королевиче Врунцвике, хронологически подобранные образцы народной драмы, а также сказки и малорусские думы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому можно сказать, что добро в своем зрелом и целостном виде есть «идея как единство понятия воли и особенной воли», 3013 или, что то же, спекулятивное тождество волевой субстанции и волевого существования. Для того чтобы представить себе «добро», необходимо вообразить сближение, совпадение и наконец конкретное тождество, состоявшееся между всеобщею, правою, и особенною, субъективною, волею. В этом сращении обе стороны, на разлучении которых построено все моральное учение, вступают одна в другую, взаимно приемлют друг друга и согласно основному закону спекулятивной конкретности 3014 творчески врабатываются друг в друга, выражая себя в ткани своего «другого». Субъективная, особенная, воля, осуществляя свою субъективность в познании добра, т. е. свою самостоятельность и самобытность в его обретении и исповедании, естественно приходит к тому, чтобы обратить свой взор к субстанциальным недрам своего существа и тем восстановить свое «видение» и свою «память». Утомленная бессодержательностью и ирреальностью морального идеала, она вынуждена обратиться к содержательной реальности своего собственного «всеобщего» корня как средоточию «абсолютной достоверности». 3015 Но так как «всеобщее-реальное» улавливается и постигается только силою спекулятивного мышления, 3016 а спекулятивная мысль устанавливает тождество субъекта и объекта, то истинная совесть неизбежно ведет к реальному сращению особенной воли и всеобщей воли. Для того чтобы состоялось это сращение, дух человека должен отважиться на величайшее самоуглубление; 3017 он должен осуществить «глубочайшее, внутреннее одиночество с самим собою, в котором все внешнее и всякая ограниченность исчезают» 3018 и человек оказывается не-скованным своими личными, особенными целями. В такой целостной спекулятивной сосредоточенности дурная субъективность угасает 3019 и особенная воля «наполняется» благою сущностью Всеобщего. Это «наполнение» не есть акт рассудочного познания, результатом которого является приобретенное «сведение». Нет; спекулятивное познание остается и в этике метафизическим событием реального схождения, творческого взаимопроникновения и обновления сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Глава 4. Опыт систематического изложения свойств человеческой личности Изложение этой главы основано на результатах проделанного в предыдущих главах анализа релевантных понятию «личность» святоотеческих категорий и сочинений православных богословов XIX–XXI вв., посвященных понятию и характерным свойствам личности. Ввиду результатов анализа предыдущих глав, термин «личность» мы будем рассматривать синонимичным терминам «πστασις» и «πρσωπον» 3016 , учитывая, впрочем, различные смысловые оттенки этих понятий, позволяющие отразить те или иные стороны личного начала. Синонимичным понятию «личность» в нашем тексте будет также и термин «субъект». Под понятием «общая природа» или «общая сущность» мы будем понимать ту или иную видовую природу, а под понятием «индивидуальная природа» или «индивидуальная сущность» – ту природу, которая воипостасна той или иной тварной ипостаси. Личная сообразность Бога и человека Образ Божий в человеке означает возможность соотнесения парных понятий «Божественная Сущность» – «человеческая природа» и «Божественная Ипостась» – «человеческая личность». Человек называется в святоотеческом умозрении и «πστασις», и «persona», и «πρσωπον», и «τομον» (индивидуум), мыслится «личностью», обладающей воипостасной ей природой, проэретически определяющей многие тропосы существования этой воипостасной природы, но одновременно и принадлежащей целостному роду себе подобных, единоприродных личностей. «Различить же между собой природу и ипостась мы можем только потому, что бытие человека рассматриваем по аналогии с Богом, а не наоборот, как это происходит во всех ошибочных концепциях личности (в том числе и в современном экзистенциализме)» 3017 . «Без Бога сложность определения понятия личности делает ее легкой мишенью для деконструктивистских подозрений, что способствует нигилистическому взгляду на мир, ведущему к социальным и духовным катастрофам» 3018 . С точки зрения библейско-святоотеческого мышления, Личность Христа, будучи Божественной и предвечной, благодаря воипостазированию воспринятой человеческой природы, одновременно является подлинным прототипом и идеалом личности в человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

3016 35-летний юбилей учено-литературной деятельности профессора H. H. Глубоковского//Прибавления к официальной части журнала «Церковные Ведомости». Сремские Карловци, 1925. 13–14. С. 9–10. Подписано: «Участник». 3017 Русь. 1925. 658, 16 июня. С. 1. По завершении торжественного заседания, в 8 часов вечера в помещении Офицерского собрания (на улице Московской, д. 9, дом ныне не существует) состоялся банкет. Присутствовали Митрополит Софийский Стефан, ректор университета проф. В. Н. Златарский, протопресвитер Ст. Цанков, генерал Φ. Φ. Абрамов, представитель Министерства иностранных дел Г. Д. Цветинов (в прошлом ученик Глубоковского по СПбДА), председатель объединенных русских организаций А. И. Пильц, русские и болгарские профессора, представители различных русских организаций. 3018 ЦДА. Ф. 791 к. Оп. 2. 41. Л. 51 об. Протокол 77 заседания Св. Синода Болгарской православной Церкви от 27 июля 1925 г. 3024 Статьи, посвященные 70-летию Глубоковского, появились в ряде русских и иностранных газет за пределами Болгарии, в сербском «Гласнике», в парижском «Возрождении». Свои поздравления юбиляру выразила и редакция выходившей в г. Сортавала (Сердоболь) «Утренней Зари» См. прилож. V. 3025 Сборник в честь на проф. Л. Милетич за седемдесетгодишнита от рождението му/Под ред. на проф. Ст. Романски. София, 1933. С. 349. 3026 Мир. 10549, 17 сент. С. 2; Народенъ Стражъ. 13 и 14. 1 окт. С. 18–19; 16, 1 нояб. С. 12–13; Православенъ Мисионеръ. IV, 9, Ноябрь. С. 567–569; Църковенъ Вестникъ. 33, 28 сент. С. 386 (с портретом); Векъ. 4, сентябрь–октябрь. С. 139; Лик. 9, 13 нояб. С. 6; Пастирско Дело. 32, 21 сент. С. 2; Христианка. 7–8, сентябрь–октябрь. С. 15 (с портретом). 3029 Разумеется то обстоятельство, что Министр Нар[одного] Пр[освещения] Т. Радев задумывал совсем исковеркать Богословский Факультет, закрывши на нем кафедры церковной истории, нравственного богословия и церковного права, заставив наших студентов слушать первые два предмета у историков, а последний – у юристов. – Примеч. H. H. Глубоковского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

«Мораннон» по-эльфийски — «Черные Врата»; ср. «Мордор» — «Черная Земля», «Мор-ия» — «Черная Бездна», «Мор-тонд» — «Черный Корень» (название реки). «Рохир-рим» — это эльфийское (гондорское) название народа, который сам себя именовал Всадниками Марки или эорлингами. С ивритом такая форма ничего общего не имеет. В языках эльдар по форме и употреблению различаются «партитивное», или «частичное» множественное число и общее или совокупное множественное число. Таким образом, «yrch» — «орки, несколько орков, des orques » встречается в т. I стр. 359, 402; для обозначения орков как расы или всей упомянутой ранее группы употреблялось бы слово «orchoth». В наречии Серых эльфов общее множественное число очень часто образуется путем прибавления к имени (или географическому названию) какого-нибудь слова, обозначающего «племя, воинство, орда, народ». Отсюда — «харадрим» ( Haradrim), южаки: кв. rimbe, синд. rim, «воинство»; «онод-рим» ( Onod-rim), энты. Слово «рохиррим» ( Rohirrim) восходит к госн(кв. rokko) — «конь», и эльфийской основе kher — «владеть»; отсюда синдарское Rochir — «повелитель коней» и Rochir-rim, «воинство повелителей коней». В гондорском произношении ch (как в немецком, валлийском и т. д.) перешло в h (не немое); и так в Rochann («Гиппия») — на Rohan. Беорн уже умер; см. том I стр. 241. Он фигурировал в «Хоббите». Тогда шел 2940 год Третьей эпохи (1340 по ширскому летосчислению). А теперь У нас — 3018–3019 (1418–1419). Пусть и оборотень, и, вне всякого сомнения, немножко волшебник, Беорн все-таки был человеком. Том Бомбадил — персонаж не слишком-то важный (для повествования). Думаю, он сколько-то значим как «комментарий». Я хочу сказать, так я на самом деле не пишу: он просто выдумка (впервые появившаяся в «Оксфорд мэгэзин» около 1933 г.), и представляет собою нечто, что мне кажется важным, хотя в подробностях проанализировать это чувство я не готов. Однако ж я бы Тома не оставил, не обладай он своего рода функцией. Скажем, так. Повествование основывается на том, что есть сторона добра и есть сторона зла: красота противостоит безжалостному уродству, тирания — королевской власти, умеренная свобода по доброму согласию противостоит принуждению, которое давным-давно утратило какую бы то ни было цель, кроме власти как таковой, и так далее; но обе стороны, в определенной степени, защищают ли они или разрушают, нуждаются в некотором контроле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Большие коллекции древнерусской живописи и предметов прикладного искусства находятся в Музеях Кремля, Музее им. Андрея Рублева в Москве, Русском музее. Важным изданием стала серия сборников «Древнерусское искусство», каждый из которых посвящается определенной проблеме или эпохе. В 60–80-е гг. вышли из печати крупные монографии искусствоведов: О.И. Подобедовой 3016 , Э.С. Смирновой 3017 , О.С. Поповой 3018 , Г.В. Попова и многих других 3019 . Крым. В советское время Крым был основной областью византийской полевой археологии 3020 . Капитальные труды о средневековом Крыме создал А.Л. Якобсон 3021 , этой теме посвящена бóльшая часть из 150 его публикаций. Получив образование в Ленинградском университете, он почти всю свою жизнь работал в Ленинградском отделении Института археологии AH СССР. Монографии Якобсона «Раннесредневековый Херсонес» (1959) и «Средневековый Херсон» (1953) до сих пор являются единственным обобщением, в котором церкви города, их мозаичный и скульптурный декор рассмотрены в единстве и в контексте истории византийской архитектуры 3022 . В наше время в оценки Якобсона можно внести немало уточнений, остаются нерешенными многие проблемы, но его труды остаются базовыми 3023 . В 70-е гг. новые материалы принесло археологическое доследование памятников, открытых в дореволюционное время, например «базилики на холме» 3024 . Изучение средневекового Херсона существенно продвинулось благодаря многолетним раскопкам А.И. Романчук (Уральский государственный университет), Ю.П. Калашника, который в 1979–1991 гг. возглавлял экспедицию Эрмитажа, с 1975 г. – С.Г. Рыжова, одного из старейших археологов Музея-заповедника «Херсонес Таврический» 3025 . Изучению памятников архитектуры и археологии Крыма посвятил свою жизнь Олег Иванович Домбровский (1914–1994) 3026 , выпускник Ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР, реставратор, историк искусства, археолог, автор 6 книг и свыше 85 статей 3027 . Его изданная посмертно монография о византийских мозаиках Херсонеса ценна детальными наблюдениями, собранными во время раскопок и реставрации памятников, однако поздние датировки вв.) мозаичных полов Уваровской базилики и Загородного крестовидного храма не нашли подтверждения 3028 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7. Наше, – говорит , – гражданство на небесах, 3017 Узнаю старое обетование Творца Аврааму: И сделаю семя твое как звезды на небе. 3018 Поэтому и звезда от звезды отличается в славе. 3019 И если Христос, придя с небес, преобразует тело нашей униженности в сходное с телом Своей славы, 3020 то, стало быть, воскреснет это наше тело, которое унижается в страданиях, бросаемое в землю по самому закону смерти. Ибо каким образом оно преобразуется, если его не будет? Или если сказано о тех, которые, застигнутые в плоти в момент пришествия Господа 3021 , должны будут измениться, 3022 что будут делать те, «которые воскреснут первыми»? 3023 У них не будет того, из чего им преображаться? Но с ними вместе, – говорит, – мы будем восхищены в облаках навстречу Господу, 3024 Если с ними вознесенные, то, разумеется, с ними и преображенные. Глава 21. О нетронутости послания к Филимону и о завершении работы 1. Одному лишь этому посланию его краткость помогла избежать подделывающих рук Маркиона. Однако я удивляюсь, что он, признав письмо, написанное одному человеку, отверг два к Тимофею и одно к Титу, посвященные церковному устройству. Пожелал, думаю, подделать даже число посланий. Помни, читатель, что то, которое прежде было разобрано, мы доказали на основании апостола, и, если мы сделали то, что было отложено для этой книги, не считай 3 лишним повторение здесь, посредством которого мы подтвердили исходное положение, и не рассматривай как подозрительное откладывание там, посредством которого мы изъяли это в свое время. 3025 Если просмотришь всю работу, и здесь не осудишь избыточность, и там – неуверенность. 2190 Чтение, предлагаемое Кройманном. По другому: «чтобы ты мог с уверенностью предлагать его , дабы не доказывать, что он принадлежит Тому, Кто предоставил все свидетельства его апостольства». 2203 Другой возможный перевод: «поскольку от апостола не мог быть сокрыт тот, кто уже был открыт Христом». 2231 По мнению Кройманна, из этих и последующих слов явствует, что в том тексте Послания, которым располаГал  Тертуллиан , было написано: «мы на час уступили». Тертуллиан счел, что отрицание («мы ни на час не уступили») было вставлено Маркионом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Иринея о значении воплощения. В лице И. Христа Божество и человечество снова соединились. Божественная —701— нетленная природа проникла в смертное тело и истребила в нём смерть. Смертная человеческая природа Иисуса соединилась „с самим нетлением и бессмертием, когда нетление и бессмертие сделалось тем, что и мы, чтобы тленное поглощено было нетлением и смертное бессмертием“ 3018 . Последствия соединения Божества и человечества в лице И. Христа распростираются на весь человеческий род, потому что Христос есть духовный глава всего человечества. Он возглавил всех людей в своей человеческой природе и стал в такое же отношение к ним, в каком находится их родоначальник по плоти – Адам. Возглавление (recapitulatio) всех во Христе – одно из самых употребительных выражений св. Иринея. Recapitulatio, recapitulari имеют много значений, но в данном случае эти слова значат сводить к единству путём краткого повторения. Так термином recapitulatio можно было бы назвать краткое обобщение всех мыслей исследования посредством повторения в конце его общих мыслей и результатов. Христос, по учению св. Иринея, возглавил всё человечество, повторив в истории своей земной жизни все подробности жизни Адама, обычное течение жизни каждого из его потомков и историю человечества во всей её совокупности. Прежде всего Слово Божие делается тем же, чем был Адам, т. е. видимым, объемлемым, страждущим человеком 3019 . В Его рождении воспроизводятся обстоятельства, при которых сотворён был Адам. Адам не родился от мужа, но был создан из девственной земли, которая ещё не была обрабатываема и на которую ещё не падал дождь. Точно также Христос родился от Девы Марии без участия мужа 3020 . Адам подвергся искушению со стороны диавола и, вкусив от запрещённого плода, нарушил данную ему заповедь. Христос также был искушаем в пустыне диаволом, надеявшимся соблазнить его вкушением хлебов 3021 . Непослушание Адама при древе было —702— искуплено послушанием даже до смерти на Крестном древе 3022 . Христос умер в тот же день недели, когда духовно умер Адам, преступив заповедь 3023 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010