63 Пока люди всю жизнь ищут утешений, Бог ищет людей, которые искали бы только Его. 64 Чем больше люди исследуют, что такое святость, тем меньше становится святых людей. 65 Чем больше человек хочет познать Бога, тем больше он должен измениться внутренне: «более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14). 66 Лучше оставить людей и искать самого себя, чем стремиться к людям и потерять самого себя. 67 Спасение слишком серьезно, чтобы разменивать его на пустяки. А жизнь не настолько значительна, чтобы верить ее лжи. 68 Самое лучшее, что должен хотеть ум, – это то, чтобы он ничего не хотел, кроме Бога. 69 Дурная мысль, если не быть осторожным, непременно доведет до гибели. 70 Отказ от дурной мысли, если быть решительным, непременно приведет к Богу. 71 Человек предназначен для неба, а он закапывает себя в землю. 72 К Богу прорваться невозможно, ибо Он Сам приглашает на встречу с Собой: «итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5: 6). 73 Когда человек полностью отдает себя Богу, тогда Бог полностью отдает Себя человеку. 74 Не ищи правды в этом мире лжи, лучше отрекись от него как можно скорее, иначе он обманет тебя, как обманул всех, кто искал в нем правды: «не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4: 6). 75 Если начать искать самого богатого, то им окажется самый обыкновенный нищий. 76 Если начать искать самого славного и почетного, то им окажется самый простой и униженный, ибо в духовной жизни все наоборот. 77 Когда отринешь все видимое, будешь всем обладать, но смотреть будешь на все, чем обладаешь, как на пыль. 78 Если хочешь увидеть иной мир, не имей даже соринки в своем глазу. Но что можно увидеть, когда в твоем глазу бревно? 79 Если хочешь познать то вечное, что тебе принадлежит, – не имей ни одной дурной мысли в сердце. Но что можно познать, если твое сердце злобнее и похотливее, чем сердце дикого животного? 80 Замени память о мире безпрестанной памятью о Боге, и сможешь увидеть умственный свет.

http://isihazm.ru/1/?id=203

64.  …Иисус Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1. 15). 65.  …пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 13). 66. Алфавитный патерик. 67. Ин. 8. 44. 68. Мф. 27. 42. 69. Рим. 4. 1, 6. 70. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 71.  Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18. 13). 72. Пс. 37. 7, 8. 73. Благовестник. 74.  Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18. 14). 75.  …все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди (Мф. 23. 5). 76. Лк. 12. 1. 77.  Мф. 6. 78. Лк. 18. 13. 79. Святой Тихон Воронежский. Т. 14, письмо 4. 80. Лествица. Слово 28. 81. Ин. 1. 18. 82. Святой Петр Дамаскин. О семи умных видениях. Статья: Разделение молитвы всех разумов. Книга 1. Добротолюбие. Ч. 3. 83.  …Духом владычественным (Пс. 50. 14). 84. Заимствовано из толкования молитвы Господи помилуй старцем Паисием Нямецким. Писания старца Паисия. Издание Оптиной пустыни, 1847. 85. Преподобный Нил Сорский. Предисловие к Преданию. 86. «Постой мало (молча), дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем, рцы сие: Блажен муж, и прочее тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся (не спеша): якоже и умом разумевати глаголемая». Наставления пред чтением Псалтыри. Псалтырь отдельною книгою. 87.  …созиждет Господь Сион, и явится в славе Своей. Призрит на молитву беспомощных, и не призрит моления их. Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа (Пс. 101. 17, 18, 19). 88. Лк. 15. 10–32. 89.  …бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15. 10). 90. Лк. 15. 11–13. 91. См. толкование блаженного Феофилакта. 92.  Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф. 18. 14). 93. Мф. 25. 31. 94. Еф. 2. 14. 95.  …ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк. 9. 56).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

64. За беззакония сынов Израиля Господь прежде избранных оставляет, а рабов Своих, хри стиан, назовет именем новым (65, 1–15). 65. От потомства Иакова и от Иуды приидет наследник гор Божиих – святых Церквей – Сын Божий, и уверовавшие в Не го наследуют благословение вечное (65, 9). 66. Будет бо новое небо и новая земля (65, 17). 67. И будет радость и веселие роду христиан скому (65, 18). 68. А иудеи оставили Господа, забыли святую гору, не слушали Господа и отвергли Спасителя, и лишились покрова Божия (65, 11–12). 69. Избранные люди – ныне все уверовавшие из язычников, и будут благословляться Богом истины – Иисусом Христом (65, 16). 70. И Иерусалим будет градом и Церковью искупленных Кровью Сына Божия (65, 18–19). 71. В Иерусалиме Небесном не будет младенца, ни старца, но будут яко юноши в полноте дней своих (65, 20). 72. Избранные же христиане будут благословлены Богом (65, 23). 73. И будет, – говорит Господь, – прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу (65, 24). 74. Тогда в Церкви искупленных Кровью Христа волцы и агнцы имут пастися вкупе, и лев яко вол снесть плевы (солому), и змия землю яко хлеб. Они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, – говорит Господь (65, 25). 75. Тако глаголет Господь: небо – престол Мой, земля же – подножие ногу Моею: кий дом созиждите Мне, и кое место покоища Моего (66, 1). 76. Вся бо сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя, глаголет Господь. И на Кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (66, 2). 77. Только праведники, чистые сердцем, узрят Бога и любящие Бога и закон святой Его. 78. Беззаконники же, не чтущие Бога, подобны человекоубийце и хульнику, идолопоклоннику, ибо они избрали пути свои и душа их мерзости изволи (66, 3). 79. И Господь предаст их поруганию, ибо не слушали Бога и делали злое в очах Божиих (66, 4). 80. Кто слышал, и кто видел – возникала ли страна в один день? Рождался ли народ в один раз, как Сион роди дети Своя, как Спаситель смертью и воскресением Своим – водой и Духом, дарует всем новое рождение для жизни вечной во Иерусалиме, Церкви Своей (66, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

66. Осанна в вышних ( Мк. 11:10 ) – вверху спасение, а внизу – человеколюбие– спаси Ты, Который в вышних. 67. У пророка Исаии наблюдающий со сторожевой башни говорит: И увидел он едущих попарно всадников на конях, всадников на ослах, всадников на верблюдах ( Ис. 21:7 ). Всадник на осле изображает Христа, так как Он вошел в Иерусалим, восседая на осле; всадник на верблюде изображает антихриста грядущего в мир в последние дни по действию диавола. 68. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете ( Ин. 5:43 ) – говорится в осуждение фарисеев, что они примут антихриста. 69. Антихрист возобладает только над погибающими, и заградятся уста тех, которые осуждены на погибель, ибо уверуют в того, который не заповедует ничего праведного, а одно только беззаконие. 70. Если кто хулит Божественный закон, то тем более человеческий, отсюда и беспорядки в нашей жизни. 71. Цель закона – сделать человека праведным, его же и исполнил Господь, ибо Он греха не сотворил, а нам дарует оправдание верой, ибо настало время заповедей высших. 72. Правда есть исполнение заповедей. 73. Заповедь о любви к ближнему имеет такое восхождение: 1) не начинать; 2) не воздавать за обиду, 3) оставаться спокойным, терпя обиду от другого; 4) предавать себя на злострадание; 5) отдавать более, нежели сколько хочет взять (и срачицу); 6) не питать ненависти: 7) любить даже обидчика; 8) благодетельствовать ему; 9) молиться Богу о нем. 74. Злоба сама себе вредит. 75. Многие веруют, что Христос есть Бог, однако же не любят Его и не поступают так, как следует любящим Его. 76. Бог прославляется в теле, если не предаешься блуду, не упиваешься, не пресыщаешься, не печешься излишне о внешнем украшении. 77. Настоящая жизнь есть место борьбы со злом. Бог заповедал тебе побить врагов, а ты отвращаешься и от любящего тебя Бога. 78. Любовь есть признак учеников Христовых: любить и быть любимым. 79. Любовь древнее вражды. В любви, как и в искании большой дороги, улови начало и оно поведет тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

67. Sokol J. Msto a jeho hradby. Р. 289. 68. Ibid. Р. 290. 69. Так повышается общественная значимость еще одного объекта интересов экономистов, рынка, который становится средством коммуникации индивидуума с огромным множеством других членов общества, с коими изза их количества он уже не смог бы найти точки соприкосновения и торговать с каждым по отдельности. 70. Эпос о Гильгамеше. Табл. I.II, 38–41. С. 167–168. 71. Stigler G. J. Frank Hyneman Knight. Р. 58. 72. Heffernanová J. Gilgameš. Р. 4. 73. Mumford L. The City in History. Р. 44. 74. Эпос о Гильгамеше. Табл. XI, 10–13 С. 212. 75. Единственным способом, которым Гильгамешу удалось Энкиду «укротить», был трюк с блудницей. Силой бы он его никогда не покорил. 76. То же самое, как заметил чешский философ и биолог Зденек Нойбауэр, характерно и для науки: «Естественность науки, как каждая естественность, любит прятаться, то есть казаться совершенно герметичной. (Кстати, “герметичный” означает то же, что “тайный, секретный”…)» (Neubauer Zd. O em je vda. Р. 59). Нойбауэр также пишет: «За это “тайное тело” науке — в силу своей духовности — очевидно стыдно» (Ibid. Р. 58). 77. «Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Господь Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3:10–11). Скрыт был именно наш детородный орган, средоточие человека, о чем свидетельствует известный рисунок Леонардо да Винчи. 78. Ис. 11:6–8. 79. Лесть и обман играют в древних мифах вообще очень важную роль: так называемый trickster (шалун, мошенник) является одним из основных архетипов героя. Эту трактовку подчеркнул в 1956 году американский антрополог польского происхождения Пол Радин в своей книге «Трикстер», где описал четыре основных архетипа героя. Добавим только, что трюк, лесть, уловка, жульничество, ложь есть символы первоначального освобождения людей и их борьбы с чемто более сильным, чем они сами, — с богами, например, или природой. Это начало восстания против шаблонов и данностей, борьба с кажущимся пока непоколебимым «абстрактным» принципом, отказ от пассивности.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

6:16)” 74 . По закону она должна умереть, а по слову Иисуса может жить! Вот, когда мы придем в эту землю, ты привяжи червленую веревку кокну (2:18). Алой веревке, сохранившей жизнь Раав и ее дому, в традиционной экзегетике уделяется большое внимание: Отцы усматривают в ней яркий прообраз искупления, даруемого грешнику кровью Христа. Уже у мужей апостольских мы находим истолкование значения этого элемента в истории о Раав. “Притом дали ей знак, чтобы она свесила из дома своего красную веревку, — и тем показали, что всем верующим и уповающим на Бога будет искупление кровию Господа. Видите, возлюбленные, в этой жене была не только вера, но и пророчество” 75 . И согласно святому Иустину Мученику красная веревка — прообраз искупительной крови Христа: “…и знак красной веревки, который дали в Иерихоне блуднице Раав посланные Иисусом Навином соглядатаи также представлял символ крови Христа, посредством которой у всех народов бывшие прежде блудниками получают спасение, принявши оставление грехов и уже не согрешая более” 76 . Ориген пишет: “Она вешает красную веревку на своем доме, благодаря которой должна будет спастись при разрушении города. Она не получила никакого знака, кроме этого алого, который имел вид крови. Действительно, она знала, что нет ни для кого спасения, кроме как в крови Христа” 77 . Отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у неена кровле (2:6). И этот штрих не остался незамеченным древними церковными писателями. “Называется кровлей (sola­rium), потому что наполнена солнцем. А кто есть солнце сердца человеческого, если не Тот, о Ком сказано устами пророка: А для вас, благоговеющие пред именемМоим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его (Мал 4:2)? О том же восходящем солнце проповедует в Евангелии Захария: Посетил насВосток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной (Лк 1:78–79). Действительно, также и пророк Аввакум говорит о вознесении Христа и основании на Его заповедях Церкви, используя для этого образы солнца и луны так: Солнце и луна остановились на месте своем (Авв 3:11).

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

6 И милость Твоя да сопутствует мне во все дни жизни моей, и да вселюсь я в дом Господень на вечные дни! Псалом Давида, в первый день недели, 23. 1 77 Подвластна Господу земля и все, что наполняет ее, вселенная и все живущие в ней. 2 Он на морях воздвиг ее, и на реках утвердил ее. 3 Кто взойдет на гору Господню? И кто станет на месте святом Его? 4 78 Тот, кто не повинен руками и чист сердцем, кто не принял суеты в душу свою и не клялся лукаво ближнему своему; 5 Он примет благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. 6 Таков род ищущих Господа, ищущих лица Бога Иаковлева. 7 79 Поднимите выше, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдет Царь Славы! 8 Кто сей Царь Славы? Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в бранях. 9 Поднимите выше, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдет Царь Славы! 10 Кто сей Царь Славы? Господь сил, Он – Царь Славы! Слава: 53 Возвышенное и поэтическое описание заступничества Божия: под видимыми образами изображается невидимое и непостижимое. Все земные стихии делаются орудиями Его гнева, все приходит в смущение и ужас, когда Господь приходит на землю казнить нечестивых. 54 Херувимы – высшие Небесные Силы, ближайшие причастники величия и славы Божией (см.: Иез. 10 ), в ряду девяти ангельских чинов следуют за Серафимами. В иконографии изображаются в виде человеческого лика, окруженного шестью крыльями. 56 Здесь водами Пророк называет житейский мятеж: все житейское подвержено колебанию и неожиданным волнениям. 58 В конец – см. примеч. к пс. 4,1. псалом делится на три почти равновеликие части (ст. 2–7, 8–11, 12–15). В первой части восхваляется внешний порядок мироздания, которым обусловлен ход времени -смена дня и ночи, движение солнца по небосводу. Псалмопевец воспринимает природу как живую, он слышит ее голос, чувствует ее тепло и в этом олицетворении дает ощутить универсальность ее чинной стройности, ее порядка. Во второй части взор его переносится на человека, на тот порядок, которому подчинен внутренний состав человека – его душа, сердце, ум. Это не голос природы, это голос Самого Бога, Его Закон, повеление, заповедь, это страх Господень. И наконец, в третьей части Псалмопевец уже сам стоит лицом к лицу перед заповедью Божией, меряет себя ее меркой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

72 сотворить милость отцам нашим и вспомнить завет Свой святой, 73 клятву, которою Он клялся Аврааму, отцу нашему, 74 чтобы безбоязненно, избавившись от руки врагов, 75 служили мы Ему в святости и праведности, все дни наши пред Ним. 76 И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь названо, ибо ты будешь идти пред Ним, чтобы приготовить пути Ему, 77 дать народу Его познать спасение в отпущении грехов их, 78 по глубине милосердия Бога нашего, которым с высоты посетит нас Восходящее Светило, 79 воссиять сидящим во тьме и тени смерти, направить ноги наши на путь мира. 80 Дитя же возрастало и укреплялось духом. И был он в пустынях до дня явления его пред Израилем. Глава 2 1 Было же в дни те: вышел указ от кесаря Августа о переписи всей вселенной 2 Это была первая перепись в правление Квириния Сирией. 3 И шли все записываться, каждый в свой город. 4 И пошел также Иосиф из Галилеи из города Назарета в Иудею в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что был он из дома и рода Давидова, 5 записаться с Мариам, обрученною ему, которая была беременна. 6 Было же: пока они находились там, исполнились дни, когда Она должна была родить, 7 и родила Она Сына Своего первенца и спеленала Его и положила Его в яслях, потому что не было им места в гостинице. 8 И были в этой стране пастухи, жившие под открытым небом и стерегшие ночью стадо свое. 9 И ангел Господень предстал им, и слава Господня осияла их, и они устрашились страхом великим. 10 И сказал им ангел: не бойтесь. Ибо вот, благовествую вам радость великую, которая будет всему народу: 11 родился вам сегодня в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. 12 И вот вам знамение: вы найдете Младенца спелёнатого и лежащего в яслях. 13 И внезапно вместе с ангелом явилось множество воинства небесного, хваля Бога и говоря: 14 Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение. 15 И было: когда отошли от них на небо ангелы, пастухи стали говорить друг другу: дойдем же до Вифлеема и посмотрим, что такое произошло, о чем Господь объявил нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

75 Дьявол называется у апостола имеющим державу смерти , потому что он – виновник в людях греха, а через грех – смерть, и этим пользовался для погибели человечества. Поэтому все люди во все время своей жизни на земле были в рабстве греха и дьявола и трепетали смерти. От этого рабства греху и страха смерти и избавил людей воплотившийся Бог Своей смертью и воскресением. Смертью искупил Он от рабства греха, а воскресением разрушил телесную смерть ( 2Тим.1:10 ). Пока существует в людях телесная смерть, но в их духовном возрождении через таинства крещения и Евхаристии ( Ин.6:51 ) полагается как бы семя (начало) новой телесной жизни, которая в будущей жизни станет нетленной, ожидание чего и вложено в души верующих. Если верующие во Христа и умирают, то для того, чтобы восстать из гробов победителями смерти. 76 То есть как смерть Адама по телу и душе внесла и в весь мир смерть и разрушение, так тем более жизнь Иисуса Христа вносит в мир обилие благодати и жизнь – в прощении грехов, в святости при помощи благодати Святого Духа, даруемой верующим; так что наследство Адама – царство смерти, а наследство Христа – царство жизни. Таким образом, Иисус Христос является вполне родоначальником нового человечества и Вторым Адамом . 77 Апостольские слова заключают в себе следующий смысл: погружаясь в купель крещения, все мы делаемся участниками спасительной смерти Иисуса Христа, которая очистила нас от греха и дала нам жизнь и оправдание. 78 Слова: смерть Господню возвещает е означают, что причащением тела и крови Христа Спасителя вы возвещаете всем о том, что был на земле Господь Бог воплотившийся, Который умер на кресте за наши грехи ( 1Кор.15:3 ). 79 То есть Иисус Христос первый из умерших воскрес телесно и, воскресши из мертвых, уже не умирает : смерть уже не имеет над Ним власти ( Рим.6:9 ). Сила воскресения Христова так велика, что из него выйдет жизнь для всех людей, и воскресение Христа есть возможность уже воскресение всех. Ибо как смерть чрез человека , говорит апостол, так чрез человека и воскресение мертвых . Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его ( 1Кор.15:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

75 . [Философы] Разноцветного [Портика, то есть стоики,] придерживались некоего среднего пути, ибо они поместили брак и деторождение к вещам безразличным. Божественные же Писания, с одной стороны, прославляют изобретенную ради любомудрия чистоту, как дающую свободу от житейских забот, а с другой стороны, узаконивают целомудренный брак как увеличивающий род и освобождающий от разврата желающих жить целомудренно; блуд же и всякое непотребство, как свинские, осуждают. 76 . «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно», – говорит божественный апостол, – [Р. 441] «блудников же и прелюбодеев судит Бог» ( Евр.13:4 ). И опять-таки: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» ( 1Кор.7:8–9 ). 77 . И в другом месте: «А блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» ( Еф.5:3 ). И еще в другом месте: «Чтобы не было между вами какого блудника… как Исав» ( Евр.12:16 ). Итак, наши учителя разумным установили правила должной жизни, а лучшие из философов и тоже были порабощены наслаждениям, и законы написали учащие невоздержности, каковыми являются законы Платона о браке и передастии 44 . Ибо о дружбе Гипподам Пифагореец написал так: «Одно возникает из познания богов, другое – из щедрости людей, а третье – из наслаждений скотов» 45 . 78 . Владыка же наш Христос в Священных Евангелиях говорит так: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ), научая совершеннейшему и повелевая любить и врагов своих, в то время как наученные пифагорейской тетрактиде [Р. 442] человеческую дружбу определяли, что она совершается из щедрости. 79 . Но это определение не только неверно, но и совершенно нелепо. Ибо мы многих благодетелей обнаружим в отношении врагов, но и многих из облагодетельствованных, оказавшихся весьма неблагодарными по отношению к своим благодетелям. Посему не дружба порождение щедрости, но наоборот – щедрость есть плод дружбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010