В 1988-1989 гг. участвовал в перенесении ковчега с мощами свт. Тихона Задонского. Приложил много усилий к подготовке и проведению церковных торжеств по случаю 200-летия основания Орловской епархии. В нояб. 1989 г. овдовел. В 1992 г. перешел в Краснодарскую епархию и стал настоятелем Свято-Троицкого собора в Краснодаре. Решением Синода РПЦ от 27-28 дек. 1993 г. назначен епископом восстановленной Петропавловской и Камчатской епархии. 2 янв. 1994 г. принял монашеский постриг с именем в честь сщмч. Нестора, епископа Магиддийского, и был возведен в сан архимандрита. Хиротонию 6 марта 1994 г. в кафедральном Богоявленском соборе в Москве возглавил Крутицкий и Коломенский митр. Ювеналий (Поярков) . В Петропавловской епархии Н. удалось увеличить количество приходов и наладить сотрудничество с местными административными, военными и общественными структурами. Летом 1997 г. по состоянию здоровья был уволен на покой по собственным прошениям. Служил в Свято-Успенском храме в г. Лабинске Краснодарского края. Совершил паломничества в Сербию и на Св. землю. В 1998 г. принял участие в Иннокентиевских чтениях. В 2000 г. участвовал в Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ и освящении храма Христа Спасителя. Н. составил цикл проповедей в соответствии с богослужебным кругом и провел исследование, посвященное чинопоследованию отпевания и особенностям заупокойных служб Православной Церкви. Н. был награжден наперсным крестом (1966), медалью Троице-Сергиевой лавры (1966), митрой (1974), правом ношения 2 крестов (1987), орденами св. кн. Владимира 1, 2 и 3-й степени, прп. Сергия Радонежского 2-й (2001) и 3-й степени, св. блгв. кн. Даниила Московского, святых Кирилла и Мефодия (Элладская Церковь) и серебряной медалью св. ап. Андрея Первозванного (Элладская Церковь). Н. скончался 5 нояб. 2004 г., похоронен за алтарем храма Успения Пресв. Богородицы в г. Лабинске. Соч.: Собрание клира Орловской епархии//ЖМП. 1984. 9. С. 57; Архиеп. Орловский и Брянский Варфоломей: Некр.//Там же. 1988. 10. С. 31 Лит.: Реквием: Кн. пам. жертв полит. репрессий на Орловщине. Орёл, 1996. Т. 3. С. 61; Митрохин Н., Тимофеева С. Епископы и епархии РПЦ. М., 1997. С. 399; Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 419; Сапсай Г., диак. Еп. Нестор (Сапсай)//ЖМП. 2005. 2. С. 48-52.

http://pravenc.ru/text/2565138.html

В числе местночтимых святых Одесско-Херсонской епархии были прославлены преподобные Кукша (Величко) и Гавриил Афонский (1994), прот. прав. Иона Одесский (1995), архиеп. свт. Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов), митр. сщмч. Херсонский и Одесский Анатолий (Грисюк) (1997), прав. Феодосий (Левицкий) Балтский. В 2006 г., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице, в О. и И. е. состоялось 1-е празднование Собору Одесских святых, установленное по представлению митр. Агафангела определением Синода УПЦ. Духовенство митрополии, насельники мон-рей и преподаватели семинарии посещают больницы и тюрьмы, совершая богослужения и проводя миссионерские беседы. Для координации социального служения создан социально-гуманитарный центр при Одесской епархии. Начав свою деятельность с призыва митр. Агафангела оказать помощь пострадавшим одесситам в трагедии 2 мая 2014 г. на Куликовом Поле, социально-гуманитарный центр стал одной из самых активных постоянно действующих социально направленных орг-ций региона. Прошения рассматривает митр. Агафангел и определяет форму и объем помощи. Беженцы и пострадавшие от вооруженного конфликта на востоке Украины, многодетные семьи и неимущие пенсионеры, инвалиды и сироты ежемесячно получают помощь по благословению митрополита. С мая 2014 по янв. 2017 г. оказана помощь на сумму ок. 5 млн гривен и роздано более 400 т продуктов, в т. ч. в виде гуманитарной помощи, отправленной жителям Донбасса. Клирики епархии, студенты Одесской ДС, насельники обителей и миряне-волонтеры опекают детей-сирот, стариков, инвалидов, бездомных. Совместно с гос. больничными учреждениями в Киевском и Приморском районах Одессы созданы отд-ния милосердия, устроены приюты. При Покровском ските в с. Мариновка Беляевского р-на ведется строительство 1-го на Украине правосл. центра паллиативной медицины - хосписа «Покров» для больных в терминальной стадии онкологических заболеваний. В епархии существует братство в честь Касперовской иконы Божией Матери. Являясь одним из старейших по хиротонии иерархов УПЦ и постоянным членом Синода УПЦ, митр. Агафангел на протяжении 26 лет разделяет труды Предстоятелей УПЦ. 13 авг. 2014 г. иерарх возглавил заседание Синода УПЦ в Киево-Печерской лавре, на к-ром митр. Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский) был избран Предстоятелем УПЦ. 17 авг. 2014 г. митр. Агафангел за Божественной литургией в Киево-Печерской лавре читал тайносовершительную молитву в чине интронизации митр. Онуфрия и вручил Предстоятелю УПЦ первосвятительский жезл. Архиереи:

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Как управляющий Ивано-Франковской епархией в кон. 80-х гг. ХХ в. пытался противостоять захвату православных храмов активистами униат. Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ). В дек. 1989 г., протестуя против захвата кафедрального Воскресенского собора Ивано-Франковска группой униатов, М. остался в захваченном храме и объявил голодовку, продолжавшуюся 2 недели. Несмотря на это, 28 янв. 1990 г. Ивано-Франковский горисполком принял решение о передаче собора УГКЦ. При поддержке местных властей униаты и сторонники неканоничной Украинской автокефальной православной Церкви (УАПЦ) захватили большую часть правосл. храмов на Ивано-Франковщине. Активная позиция М. по защите единства Церкви не получила поддержки со стороны тогдашнего руководства Украинского экзархата. 20 марта 1990 г. постановлением Синода Украинского экзархата М. был уволен на покой. 20 июля того же года назначен Свящ. Синодом РПЦ архиепископом Клинским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в США и временно управляющим патриаршими приходами в Канаде. После отстранения от руководства Украинской Православной Церковью бывш. Киевского митр. Филарета (Денисенко), учинившего раскол, изверженного за это из сана и лишенного всех степеней священства, М. смог вернуться на Украину. В 1992 г. он был назначен архиепископом Винницким и Брацлавским. В том же году стал председателем ОВЦС УПЦ. В период пребывания в Киеве (июнь 1992) принял активное участие в противостоянии сторонникам Денисенко, пытавшимся захватить Киево-Печерскую лавру. После разделения Винницкой и Брацлавской епархии 4 окт. 1994 г. назначен архиепископом Винницким и Могилёв-Подольским. В 2000 г. возведен в сан митрополита. Награждался орденами РПЦ: св. кн. Владимира 2-й степени (1977), прп. Сергия Радонежского 1-й степени (1988), св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1995), свт. Иннокентия, митр. Московского, 2-й степени (2003); орденами УПЦ: преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских 2-й степени (2000), Рождества Христова 1-й степени (2000), орденом прп. Нестора Летописца 1-й степени (2003), а также наградами Поместных Церквей: орденом св. Гроба Господня Иерусалимского Патриархата, орденом св. вмч. Георгия Победоносца Грузинской Православной Церкви, орденом св. равноапостольных Кирилла и Мефодия Болгарской Православной Церкви, орденом св. Марии Магдалины Польской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/2561398.html

В 2005 г. Л. закончил краткосрочные курсы в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по программе «Государственно-церковные отношения: состояние, пути совершенствования». 3 янв. 2006 г. назначен благочинным Лодейнопольского округа С.-Петербургской епархии. В мае того же года окончил заочно КДА. 26 июля 2010 г. на заседании Синода РПЦ Л. был определен викарием С.-Петербургской митрополии с титулом «Лодейнопольский», однако наречение и хиротония не состоялись. 6 окт. 2011 г. определен и 7 окт. наречен епископом Благовещенским и Тындинским. Хиротонию 16 окт. того же года в храме Христа Спасителя в Москве возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . В Благовещенской епархии Л. организовал возвращение старинного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Благовещенске, строительство Среднебельского в честь Албазинской иконы Божией Матери жен. мон-ря, создание подворья мон-ря с храмом в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Благовещенске, строительство Свято-Троицкого муж. мон-ря в с. Троицком Ивановского р-на Амурской обл. По его благословению в Амурской обл. началось строительство более 20 новых православных храмов и часовен. 17 сент. 2014 г. совершил освящение и офиц. открытие Духовно-просветительского центра во имя свт. Иннокентия Московского в Благовещенске. В окт. 2015 г. при центре было открыто Благовещенское ДУ. 13 июля 2015 г. утвержден в должности священноархимандрита Свято-Троицкого муж. мон-ря в с. Троицком. 1 фев. 2018 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым) возведен в сан архиепископа. Л. удостоен права ношения наперсного креста (1994), награжден крестом с украшениями с возложением палицы (2001), серебряной медалью св. первоверховного ап. Петра (2005), орденом УПЦ прп. Нестора Летописца 3-й степени (2004), орденом прп. Серафима Саровского 3-й степени (2006), орденом УПЦ св. равноап. кн. Владимира 1-й степени (2006), орденом прп. Сергия Радонежского 3-й степени (2015).

http://pravenc.ru/text/2110851.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛГОРОДСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Курской епархии, учреждено в 1905 г., названо по г. Белгороду Курской губ. 3 июля 1905 г. во епископа Белгородского хиротонисан Иоанникий (Ефремов). 15 нояб. 1913 г. еп. Иоанникий ушел на покой, на Б. в. получил назначение сщмч. еп. Никодим (Кононов) . 11 июня 1919 г. епископом Белгородским назначен Аполлинарий (Кошевой) , к-рый в февр. 1920 г. эмигрировал в Сербию. С 1921 г. епископом Белгородским был Никон (Пурлевский) , в 1923 г. уклонился в обновленческий раскол, после покаяния в марте 1924 г. вновь епископ Белгородский, в 1925 г. арестован. 26 авг. 1930 г. на Б. в. назначен архиеп. сщмч. Евгений (Зёрнов) , с 1931 г. архиепископ Котельничский, викарий Вятской епархии. 14 июня 1931 г. во епископа Белгородского хиротонисан еп. Иннокентий (Клодецкий) , с 30 дек. епископ Каширский, викарий Московской епархии. 11 авг. 1933 г. на Б. в. назначен сщмч. еп. Онуфрий (Гагалюк) , с 22 нояб. 1933 г. еп. Курский. В нояб. 1933 г. Б. в. преобразовано в Белгородскую епархию, на к-рую назначен еп. сщмч. Антоний (Панкеев) . В 1924-1933 гг. существовала Белгородская обновленческая кафедра, к-рую занимали Николай Рубцов (18 июня 1924 - 25 янв. 1925), Адриан Компанийцев (17 июля - 11 сент. 1925), Алексий Щербаков (1930 - 19 марта 1931, вторично февр.-март 1933), Димитрий Крылов (19 марта - апр. 1931), Иоанн Попов (24 марта - 4 июля 1931), Викентий Никипорчук (июль 1931 - февр. 1932). 22 февр. 1993 г. определением Свящ. Синода РПЦ Б. в. восстановлено, 4 апр. 1993 г. во епископа Белгородского хиротонисан Иоанн (Попов) . 17 июля 1995 г. Б. в. преобразовано в Белгородскую и Старооскольскую епархию . Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965 [Passim]; Акты свт. Тихона. С. 913; По материалам заседаний Свящ. Синода РПЦ//ЖМП. 1994. 2. С. 36. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77872.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИИ ПРОРОКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мон-рь во имя прор. Илии в с. Месягутове. Фотография. 2006 г. Мон-рь во имя прор. Илии в с. Месягутове. Фотография. 2006 г. (Уфимской и Стерлитамакской епархии), в с. Месягутове Дуванского р-на, Башкирия. Основан решением Свящ. Синода от 28 дек. 1998 г. при приходской каменной Илиинской ц. (1826, 90-е гг. XIX в.). В 1937-1938 гг. храм был закрыт и разграблен, в нем разместилась машинно-тракторная станция, в 1963 г. устроен кинотеатр. Снесен купол, взорвана колокольня. 2 авг. 1994 г. Илиинская ц. была возвращена РПЦ как приходская. К янв. 2009 г. в И. п. м. проживало более 10 насельников, наместник - игум. Лука (Выштыкалюк). Восстановлен Илиинский храм, построены деревянный братский корпус, кирпичная ограда с воротами, устроены теплицы, огород, парк. К И. п. м. приписаны скит на Дубовой горе (в 8 км от Месягутова) с деревянным храмом во имя ап. Иоанна Богослова (2000), часовней во имя Царственных страстотерпцев, келейным корпусом, оградой и сельскохозяйственное подворье с корпусом в с. Семериковка. По инициативе мон-ря организована воскресная школа (с 2002), осуществляется благотворительная и миссионерская деятельность. В мон-ре и скиту хранятся 2 мощевика (с 40 и 20 частицами мощей), чтимые иконы свт. Московского Иннокентия (Вениаминова), св. прав. Симеона Верхотурского в чеканной ризе с частицей мощей, прп. Моисея (Чигвинцева) с частицей мощей, блж. Варвары Скворчихинской с частицей мощей, Смоленская икона Божией Матери («Бугобашская на камне»). Верующими почитается источник у подножия Дубовой горы, освященный в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Арх.: Арх. ЦНЦ. Лит.: Рус. мон-ри: Приуралье. Новомосковск; М., 2006. С. 477. Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/389267.html

принес покаяние; с 15.10.1923 еп. Ставропольский и Кубанский; с 20.08.1926 еп. Краснодарский и Кубанский; с 1.10.1927 еп. Ростовский, вик. Ярославской епархии; с 2.11.1927 еп. Подольский, вик. Московской епархии; с 18.05.1932 еп. Владимирский и Суздальский; с 5.02.1935 архиеп. Харьковский; с 1936 г. в заключении, где и скончался. Иннокентий (Никифоров) 30.11.1925 хирот. во еп. Семипалатинского, вик. Омской епархии; с 22.08.1928 еп. Семипалатинский и Устькаменогорский; с 18.03.1936 еп. Орловский; в дек. 1936 г. арестован; † в 1938 г. в заключении. Иннокентий (Поспелов) в 1928 г. еп. Яранский, вик. Вятской епархии; 1933–1934 еп. Алатырский, вик. Ульяновской епархии. Иннокентий (Пустынский) с 1917 г. еп. Ташкентский; с 1918 г. в сане архиепископа; с 1923 г. в обновленческом расколе; с марта 1923 г. на покое. Иннокентий (Сокаль) 10.05.1959 хирот. во еп. Смоленского и Дорогобужского; с 15.10.1964 на покое; † 14.05.1965. Иннокентий (Соколов) с 3.04.1905 еп. Бийский, вик. Томской епархии; с 1919 г. архиеп. Бийский и Алтайский; с 1924 г. епархией не управ.; † 14.08.1937. Иннокентий (Солодчин) с 2.05.1915 на покое (б. Приамурский); † 23.10.1919. Иннокентий (Сперанский) 27.05.1923 хирот. во еп. Старорусского; с 29.04.1931 еп. Орловский; с 31.12.1931 на покое; с 1947 г. временно управ. Красноярской епархией; с 1956 г. на покое; † 2.11.1969. Иннокентий (Тихонов) 28.02.1922 хирот. во еп. Ладожского, вик. Петроградской епархии; с дек. 1925 г. на епархии не был; с 30.08.1930 еп. Благовещенский; с 19.09.1932 на покое; с 19.10.1937 еп. Старорусский, вик. Новгородской епархии; с янв. 1937 г. архиеп. Харьковский; с 23.03.1937 архиеп. Винницкий; в нояб. 1937 г. арестован и погиб в заключении. Иннокентий (Фигуровский) с 3.06.1902 еп. Переславский, вик. Владимирской епархии; с марта 1918 г. архиеп. Пекинский; † 28.06.1931. Иннокентий (Шестопаль) 5.10.1994 хирот. во еп. Тульчинского и Брацлавского. Иннокентий (Ястребов) с сент. 1917 г. еп. Полоцкий и Витебский; с 1920 г. в сане архиепископа; с 1926 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Конференции, симпозиумы 246. Большаков С. Н . Международный конгресс «Четвероевангелие в 1957 году» [Оксфорд, 16–20 сент. 1957 г.]//ВРЗЕПЭ. 1957. 27. С. 189–192. 247. Василий (Родзянко) , еп. Сан-Францисский. «Новый Завет в наши дни»: Второй междунар. съезд ученых, посвящ. изучению Нового Завета (Оксфорд, 11–15 сент. 1961 г.)/Прот. В. Родзянко//ВРЗЕПЭ. 1961. 40. С. 233–246. 248. Десницкий А. С. Конференция по библеистике: [Москва, 28–30 сент. 1997]//Страницы. 1997. Т 2. 4. С. 633–634. 249. Иннокентий (Павлов), игум . Патриаршая и Синодальная Библейская комиссия: (Справка. Хроника)//МБ. 1993. Вып. 1. С. 105–106. 250. «Проблемы библейской текстологии, экзегетики и перевода»: Междунар. конф., Москва, 25–27 сент. 1998//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 634–635. 251. «Русские переводы Священного Писания»: Конф. Москва, 10–14 июня 1996 г.//Страницы. 1996. 2. С. 157. 252. Семенченко Л. В. Институт востоковедения Российской Академии наук: Конф. «Библия и ее мир»: [Обзор докл.]//МБ. 1994. Вып. 1. С. 107–109. 253. Хосроев А. Л. Санкт-Петербургское отделение Российского Палестинского общества: (Справка. Хроника)//МБ. 1994. Вып. 1. С. 107. Библия и общество 254. Борзенко В., Иннокентий (Павлов), игум. Читатели Библии в России: групповой портрет в цифрах//МБ. 1994. Вып. 2. С. 105–106. 255. Иннокентий (Павлов), игум . Библия в жизни и культуре России и православного мира: Междунар. конф., посвящ. 500-летию Геннадиевской Библии//МБ. 2000. Вып. 7. С. 58–63. 256. Когган Д., архиеп. Кентерберийский. Значение Библии для общества: Выступление на Генеральной Конференции Российского Библейского о-ва [Москва, 24 нояб. 1994 г.]/Пер. с англ.: С. Э. Твердовский//МБ. 1995. Вып. 3. С. 110–111. 257. Рашковский Е. Б. Россия и динамика библейского слова: XVIII-XX вв.//МБ. 1995. Вып. 3. С. 53–57. См. также 45, 74, 2692. Библия и культура 258. Конференция «Библия в культуре и искусстве»: Випперовские чтения. Москва, 23–26 янв. 1995 г.]//МБ. 1995. Вып. 3. С. 111.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

32 Памятники древне-русской духовной письменности. Житие преподобного Никодима Кожеезерского чудотворца//Православный собеседник. 1865. Т. I, сс. 199–242. 33 Толстой М. В. Книга глаголемая описание о Российских святых. М., 1867, с. 180. Архимандрит Леонид называет также почитавшихся в Кожеезерской обители подвижников: преподобного Корнилия, а также настоятелей Лонгина, Германа и Боголепа (Архим. Леонид. Святая Русь…, сс. 100–102). Последние, впрочем, не названы в справочном труде П. М. Строева. 34 Архим. Аполлос. Начертание жития и деяний Никона, Патриарха Московского и всея России. Изд. 4. М., 1845, сс. 12–13. 35 Здесь не учитываются мученики, пострадавшие в свое время вне пределов Московской Руси, например, святой Иоанн (†1529; пам. 24 янв.), замученный в Казани до ее покорения, или священник Исидор, пострадавший от латинян в Юрьеве в 1472 г. (пам. 8 янв.). Попутно следует указать еще один малоизвестный факт. Внучка князя Ярослава Мудрого, дочь французской королевы Анны Ярославны, блаженная Эдигна (†1109) подвизалась под Мюнхеном (Тысячелетие почитания Пресвятой Богородицы на Руси и в Германии. Изд. отд. Московской Патриархии. Ин-т Вост. Церквей в Регенсбурге, ФРГ. Мюнхен-Цюрих. 1990, с. 182). 36 Русское рассеяние обратило внимание на древних святых, подвизавшихся в западных странах. “В различных местах вселенной праведники Христа Единому Богу работали, единым духом водились и купно Им прославлены. Волна революций и реформаций уничтожила их мощи на Западе, как дошедши до нашего Отечества коснулась кощунственно и русских святых. Она пыталась уничтожить их память, как и Иулиан Отступник сжигал святые мощи Преподобных. Но они ликуют в Церкви Небесной, а мы должны еще более славить их труды, прославляя тем Бога, творящего чрез них чудеса” (Архиеп. Иоанн Максимович. О почтиании святых, просиявших на Западе//Русский паломник. 1994, 9, с. 58). Здесь же в статье приведены изображения православных икон западных святых. 39 Архим. Евлогий. Жизнь и апостольские труды Иннокентия (Вениаминова) (1797–1879)//ЖМП. 1975, 3, сс. 58–65; Он же. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, в последние годы своей жизни//ЖМП. 1981, 9, сс. 68–72; Фиалкин В. Святитель Иннокентий, митрополит Московский и его миссионерская деятельность//ЖМП. 1979, 3, сс. 70–75; 4, сс. 73–77; 5, сс. 73–77; 6, сс. 68–77.

http://pravmir.ru/zametki-po-russkoj-agi...

(† 5.05.1642), блж. (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Христа ради юродивый, Сольвычегодский. Согласно позднему «Летописцу о граде Сольвычегодске», М. появился в Соли Вычегодской (ныне Сольвычегодск) в кон. XVI в., умер 5 мая 1642 г. и был погребен в сольвычегодском Введенском мон-ре, основанном в 1565 г. братьями Строгановыми: «В 7100 лето объявися у Соли в малом возрасте Михаил уродивый, а преставися 7150 года мая 5 дня и погребен в Введенском монастыре с Фомою и Родионом блаженными». М. упоминается еще раз в том же «Летописце» под 1669 г. и в Житии сольвычегодского юродивого Иоанна Самсоновича в связи с преставлением последнего 28 янв. 1669 г., 29 янв. погребенного «с прочими блаженными Фомою, Родионом и Михаилом». В «Книге, глаголемой Описание о российских святых» (нач. XVIII в.) имя М. помещено в перечень Сольвычегодских святых. В «Иконописном подлиннике» Г. Д. Филимонова под 3 июля отмечена общая память юродивых, погребенных в разные годы во Введенском мон-ре: «Святые праведные Фома, Михаил, Иоанн и Василий иже Христа ради юродивые в Введенском монастыре в городе Соли Вычегодской новые чудотворцы; мощи их погребены в оном монастыре вне церкви». А. И. Соскин, 1-й историк Соли Вычегодской, составивший в 1789 г. описание города, уточнил место погребения юродивых: в Введенском мон-ре «близ нынестоящей соборной, каменной церкви, на северной стране между притвором и колокольнею» ( Соскин. 1997. С. 169). Он также отметил, что «из народа некоторые над ними поминовение творят, и частию понахиды отправляют». Память святых отмечена в «Алфавите русских святых» (ЯИАМЗ. 15544. Л. 354 об., 1807-1811 или 1813-1819) старообрядческого мон. Ионы Керженского . Еп. Евгений (Болховитинов ; впосл. митрополит) внес имена сольвычегодских юродивых в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. В. Попов в своем соч. «Сольвычегодская старина» (1865-1870 (?)) отметил местное почитание юродивых, в его время память о месте погребения святых уже была утрачена: «Из лиц памятных по богоугодной жизни в Введенском монастыре во время его трехсотлетнего существования именуют блаженнаго Фому и неизвестно, где опочивших Иродиона, Михаила, Иоанна и Василия, почитаемых в народе за святых, хотя церковь и не признала еще их таковыми» ( Попов. 1994. С. 103). Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. еп. Вологодским Иннокентием (Борисовым) .

http://pravenc.ru/text/2563618.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010