Дамиан бессребр. Асийский ноябр. 1 Данакт янв. 16 Даниил дек. 17 Даниил столпник дек. 11 марта 19 Димитрий окт. 26 апр. 12 Дисидерий апр. 21 июля 19 Диодор Диодот ноябр. 7 Диомид июня 10 Дионисий из Еф. Отр. окт. 22, авг. 4 Дионисий Дионисий марта 10 Дионисий марта 15 Дионисий марта 15 Дометий Домника Домнин Доримедонт сент. 19 Дорипиан апр. 21 апр. 21 Дорофей ноябр. 7 Дорофей Дросида Дукитий ноябр. 7 февр. 18 июня 13 Евбиот дек. 21 февр. 3 Евгений ноябр. 7 Евгений марта 7 Евгений дек. 13 Евграф дек. 10 Евдоким июля 31 Евдокия марта 1 Евдоксий сент. 6 Евдоксия янв. 31 Евпласий февр. 6 Евлампий окт. 10 Евлампия окт. 10 Евмений Гортинский сент. 18 диак. мч. авг. 11 Евпраксия июля 25 Евпсихий Евсевий февр. 3 Евсевий сент. 23 Евсевий июня 22 Евсигний Евстафий сент. 20 Евстафий дек. 13 Евстохий июня 20 Евтихий ноябр. 7 Евтихий апр. 21 мч., ученик Иоанна Богослова авг. 24 Евтропий марта 3 Евфросиния сент. 25 Евфимий Великий янв. 20 Евфимия июля 10 Едессий Елевсипп янв. 16 Елевферий дек. 15 февр. 17 Елисавета апр. 24 Елпидифор ноябр. 2 Елпидий марта 7 Емилиан июля 18 Епафродит ап. из 70-ти Епимах окт. 31 Епистима ноябр. 5 Епифаний ноябр. 7 Епихария сент. 27 ап. из 70-ти ноябр. 10 ноябр. 4 июня 18 янв. 13 Ермипп июля 26 Ермоген дек. 10 Ермократ июля 26 Ермолай июля 26 ап. из 70-ти ноябр. 4, апр. 8 июня 20 марта 7 Еферий марта 7 Занифа марта 29 Захария марта 24 Зиновий окт. 30 Зиновия окт. 30 июня 23 июня 23 Зосима июня 19 Зосима апр. 21 Игнатий окт. 23 Иларий Иларион ноябр. 7 Иларион Великий окт. 21 Иларион прп. Пелик. марта 28 Илиодор ноябр. 19 июля 20 дек. 19 марта 29 июня 20 Иннокентий июня 18 Ипатий прпмч. марта 31, июня 17 Иперехий янв. 30 Ипомона апр. 10 Ипполит янв. 30 Ираклий апр. 10 Иринарх февр. 17 Ириней Иродион ап. из 70-ти Исаакий июня 18 Исихий ноябр. 7 Исихий февр. 19 Исихий марта 2 апр. 18 янв. 30 Иамвлих из Еф. отр. окт. 22, авг. 4 Ианнуарий авг. 30 Ианнуарий апр. 21 ап. из 70-ти апр. 28 Иеремия ноябр. 7 Иерофей февр. 18 Иоанникий Вел. ноябр. 4 Иоанн Богослов

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Маркелл папа † около 310 года, 7 июня. Маркелл из Маккавеев, 1 авг. Маркелл епископ † 385 г., 14 авг. Маркелл игумен † 486 г., 29 дек. Маркиан муч. † 730 г., 9 августа. Маркиан, пресвитер Конст., V века, 10 янв. Маркиан муч. † 308–312 года, 5 июня. Маркиан муч. (с Мартирием), 25 октября. Маркиан (с Пасикратом), 25 мая. Марк Евангелист, 4 января и 25 апреля. Марк, Апостол из LXX, 4 янв., 30 октября и 27 сентября. Марк, постн. Египетский, † в половине V в., 5 марта Марк Аретузский † 361 г., 29 мар. Марк Псковский (с Ионой), 29 марта. Марк Афинский † около 400 г., 5 апр. Марк преп. † IV в., 7 октября. Марк муч. † 287 г., 18 декабря. Марк Печерский 1102 г., 29 дек. Марон пустынник † 370 года, 14 февраля. Марсалий муч. I века, 28 апреля. Мартиниан Белозерский † 1483 г., 12 февраля. Мартиниан пр. 422 г., 13 февр. Мартиниан исп. † I в., 11 апреля. Мартиниан (из Еф. отроков), 4 авг. Мартин папа † 655 г., 14 апреля. Мартин старец XII века, 27 июня. Мартирий Новгородский † 1199 г., 10 февраля и 4 октября. Мартирий Зеленецкий 1603 года, 1 марта. Мартирий нотарий 355 г., 25 окт. Мартирий, диак. Печерский, 28 авг. и 25 окт. Мартирий затворник XIV века, 28 августа и 25 окт. Мартирия муч. (с Евангелом), 7 июля. Маруфа, еп. Месопотамский, † около 422 г., 16 февраля. Марциал муч. (с Фелицатою), 25 января. Марфа Монемвассийская † 960 года, 24 мая. Марфа, сестра Лазаря, 4 июня. Марфа Перс. 346 г, 9 июня. Марфа праведная † 551 г., 4 июля. Марфа муч. 269 г., 6 июля. Марфа, пр. Псковская (с Довмонтом), 20 мая. Марфа, мать Симеона Столп., † около 423 г., 1 сентября. Мастридия отшельница VI века, 7 февраля. Матрона, муч. в Солуни, 27 мар. Матрона, муч. Анкирская, † 303 г., 18 мая и 6 ноября. Матрона Константиноп. † 492 года, 9 ноября. Матфей прозорливый † 1088 года, 5 октября. Матфей Евангелист, 16 ноября и 30 июня. Матфий, Апостол из XII, 9 августа и 30 июня. Меладий старец XIII века, 21 сент. Мелания старшая † 410 г. 8 июня. Мелания Римлянка † 439 г., 31 дек. Мелетий Антиохийский † 381 года, 12 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

4Макк Четвертая Книга Маккавейская Притч Книга Притчей Пс Псалтирь Прем Книга Премудрости Соломона Сир Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова 2 . НОВЫЙ ЗАВЕТ: Гал Послание к Галатам Деян Деяния Апостолов Евр Послание к Евреям Еф Послание к Ефесянам Ин Евангелие от Иоанна Кол Послание к Колоссянам 1Кор Первое Послание к Коринфянам 2Кор Второе Послание к Коринфянам Лк Евангелие от Луки Мк Евангелие от Марка Мф Евангелие от Матфея Оттер Откровение Иоанна 1Петр Первое Послание Петра 2Петр Второе Послание Петра Рим Послание к Римлянам 1Тим Первое Послание к Тимофею 2Тим Второе Послание к Тимофею Тит Послание к Титу 1Фес Первое Послание к Фессалоникийцам 2Фес Второе Послание к Фессалоникийцам Флп Послание к Филиппинцам 2 Предположение о возмущении среди иудеев, не разделившихся между собой на некоторые партии, событийно невероятно. 3 См. приложение к переизданию: Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства- М., 1990. – С. 460. 5 P. Andriessen (Rech. de theol. anc. et med. – 1946. – P. 5. – 39) приводит некоторые аргументы в пользу идентификации апологии Кодрата с анонимным «Посланием к Диогниту». 12 См.: Nickelsburg, G. W. Е. Jewish Literature Between the Bible and the Mishnah. -London, 1981. 14 Учитывая особенности ситуации и неопределенность понятия о христианах в то время, можно даже говорить о том, что Иосиф, защищая иудеев, видел в числе своих подзащитных и христиан. По крайней мере восстановленный текст его свидетельства скорее благожелателен, чем насторожен. 15 Иустин. Апол. I, 2; 27; 55; 68; Апол. П, 3; 12; 14; Татиан. Речь к элл. 22 – 24; 33 –34; Феоф. Антиох. К Автол. Ш, 4 – 6; 15; Афин. Прошен. 2 – 3; 31 – 35; Мин. Феликс. Окт.9; 28; 30–31; Терт. Апологет. 7 – 9; 16; К языч. I, 7; 12; Апол. 2. 16 Аристид. Апол. 3 – 14; Иустин. Апол. 1,5; 9; 25; 54; Апол. II, 5; Татиан. Речь к элл.8 – 10; 19 – 21; 29; К Диогнету. 2; De monarch. 6; Феоф. Антиох. К Автол. 1,9 – 10; II, 1 –8; Афин. Прошен. 17 – 19; Мин. Феликс. Окт. 23 – 24; Терт. Апологет. 10 – 12; К языч.;Апол. 13 – 14.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

Вениаминова Е. диак. 1811. Верстовский Н. А. 1836 окт. 29. Вешнякова М. А. д. 1861 ап. 18. Вешняков Аф. П. к. 1818 д. 26. Виноградова П. П. к. 1827. Виолев П. В. ч. 1855 авг. 7. Власова А. Дм. к. 1854 мар. 26. Власова Нат. Ст. к. 1723 н. 21. Водопьянова П. М. 1820 сен. 2. Волкова Елиз. д. 1844 ян. 26. Волков И. Гр. д. 1781. Волконский Н. С. кн. 1821. Волкенштейн Ер. Ф. 1854 ф. 24. Воронины к. 1798–1855. Враская Ан. Мих. 1830 окт. 3. Вяземская ж. ч. 1800 марта 11. Вячеславская д. 1808 июля 15.   Г Гагин Гр. Е. к. 1832 апр. 15. Гаевская Мар. М. 1857 д. 4. Гайдукова Вера к. 1839 ав. 28. Гаряиновы д. 1834–1852. Гедеон экон. Савв. подв. Герасимов Коз.Г. к. 1815 мая 20. Глаголевы к. 1825–1835. Глушковы д... Гогбин И. И. окольн. 1800. Головины д. 18–1849. Голодалов Ф. И. к. 1787 мар. 27. Голубева Ан. И. к. д. 1825. Голубева Матр. Г. 1859 я. 15. Горн Вас. И. 1832 с. 18. Городецкая Ек. В. 1827 мар. 20. Городецкая Ироида 1829 д. 18. Граббе-Скоропадская В. 1828. Грачевская А. Д. к. 1794 с. 9. Грачев Дм. ЕФ. к... Гребенщиков И. Я. к. 1787. Гребин Конст. С. 1826 д. 20. Греховы 1793–1848. Грязнова Вар. И... Гулшины к. 1793–1810. Гундоров Ф. Ф. к... Гуров Ал. П. 1811 ап. 10. Гусевы к. 1829–1848.   Д Де-Витте Нат. 1853 апр. 22. Демидовы д. 1783–1857. Диаконовы к. 1787–1848. Добетский Н. И. к. 1813. Дометий Св. Воронц. 1781 апр. Досифей иером. Андрон. 182... Дружинины к. 1843–1856. Дружинская к. 1843 июня 13. Дудышкин К. Д. к. 1790. Дурново д. 1783... Дурыгин А. А. 1848 с. 26.   Е Евлогий иером. Андр. 1828 я. 14. Евреинова Н. Н. 1864 я. 3. Екатерина ж. протоиер. 1829. Елизавета ж. св. 1827 апр. 12. Елагина Е. П. к. 1851 мар. 7. Емельянова Ф. д. к. 1836. Ерина А. И. 1830 о. 20. Ершовы к. 1827–1847. Ефимовичева В. П. 1828.   Ж Жадовская Е. Н. д. 1822 июн.2. Желтова Ек. В. к. 1848 июн. 25. Желтухин П. Г. 1818 мар. 3. Жемочкины к. 1830–1854. Жерновы к. 1802–1815. Жигиревы к. 1786–1803. Жилины к. 1850–1858. Жильцовы к. 1823–1847. Житков И. Н. д. 1841. Жуков Вас Мих. к.. Жуков Вас. М. ч...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

58 Ср. Трид. Собор, Сесс. 23, гл. 4, которая учит, что таинство рукоположения налагает неизгладимую печать: Denz. 960 (1767). Ср. Иоанн XXIII, Речь Iubilate Deo, 8 мая 1960: AAS 52 (1960), р. 466. Павел VI, Проповедь в Ват. Базилике, 20 окт. 1963: AAS 55 (1963), р. 1014. 59 Св. Киприан, Посл. 63, 14: PL 4, 386; Hartel, III В, р. 713: «Священник воистину замещает Христа». Св. Иоанн Златотуст, На 2Тим.2:4 : PG 62, 612: Священник есть «символ» (symbolon) Христа. Св. Амвросий, На Пс.38:25–26: PL 14, 1051–52; CSEL 64. 203–204. Амброзиастер, На 1Тим.5:19 : PL 17, 479 С и На Еф.4:11–12 : кол. 387 С. Феодор Мопс., Гом. оглас., 15. 21 и 24: изд. Tonneau, pp. 497 и 503. Гезихий Иерус., На Лев. L. 2. 9. 23: PG 93, 894 В. 60 Ср. Евсевий, Церк. ист., V, 24. 10: GCS II. 1, р. 495: изд. Bardy, SChr. II, p. 69. Дионисий, у Евсевия, там же VII. 5. 2: GCS II, 2, р. 638 сл.: Bardy, II, р. 168 сл. 61 Ср. о древних Соборах: Евсевий, Церк. ист., V. 23–24: GCS II. 1, р. 448 слл.; Bardy, II, р. 66 слл. и passim. Никейский Собор, кан. 5: Cone. Oec. Decr., р. 7. 65 Ср. I Ват. Собор, Проект Догм. Конст. II, De Ecclesia Christi, 4: Mansi 53, 310. Ср. отчёт Клойтгена (Kleutgen) о пересмотренном Проекте: Mansi 53, 321 В – 322 В и заявление Дзинелли (Zinelli): Mansi 52, 1110 А. См. также: Св. Лев Вел., Слово 4. 3: PL 54, 151 А. 69 Исправлено составителем. В данном русском переводе – «вселенская». Латинский термин catholicus лучше перевести как «кафолический» (в отличие от universalis – «вселенский»). 72 Ср. Св. Иларий Пикт., На Пс.14:3: PL 9, 206; CSEL 22, р. 86. Св. Григорий Вел., Поуч. 4. 7. 12: PL 75, 643 С. Пс.-Василий, На Ис. 15. 296: PG 30, 637 С. 73 Ср. Св. Целестин, Посл. 18. 1–2, к Эфес. Собору: PL 50,505 АВ; Schwartz, Acta Cone. Oec., I, 1, 1, p. 22. Ср. Бенедикт XV, Anocm. Посл. Maximum illud: AAS 11 (1919), p. 440. Пий XI, Энцикл. письмо Rerum Ecclesiae, 28 февр. 1926: AAS 18 (1926), p. 69. Пий ХП, Энцикл. письмо Fidei Donum, указ. место. 75 О правах патриарших Кафедр см. Никейский Собор, кан. 6 (об Александрии и Антиохии) и кан. 7 (об Иерусалиме): Cone. Oec. Decr., р. 8. IV Латер. Собор (1215 г.), Конст. V, De dignitate Patriarcharum, там же, р. 212. Ферр.-Флор. Собор: там же, р. 504.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

III. T. XLIV, col. 1149C; De beat. Or. VI. col. 1272C. Григорий Б. Distichae sententiae. T. XXXVII, col. 911. Макарий Ε. H. XV, c. XX. col. 589В; H. XXVI, c. XXIII, col. 689C. 2681 Путь, стр. 239. Cp. Протопросв. И Л. Янышев. Правосл. христ. учение о нравств., стр. 43–44, 205–206. 2686 Начерт. христ. Нравоуч., стр, 318; Путь ко спасению, стр. 238–9; 299, 301, 302. Ср. Проф. M. А. Олесницкий. Введение в историю нравственности и нравств. учепий. Тр. Киев; Дух. Акад. 1880, окт., стр. 230. 2687 Cp. Ε. Ф. Толк. Посл. Ефес., стр. 95: «сердце здесь ( Еф.1:18 ) – не в обычном смысле, а в смысле внутреннего человека. Есть в нас внутренний человек, πо Ап. Павлу, или потаенный сердца человек, по Ап. Петру. Это – богоподобный дух, вдунутый в первозданного». Ср. Толкован. первых восьми гл. Посл. Рим. ( Рим.1:21 ), стр. 97: «сердце – внутреннейший человек, или дух, где само сознание, совесть, идея о Боге с чувством зависимости от Него всесторонней, вся духовная жизнь вечно ценная». Cp. ibid., стр. 118. Ср. Из лекций Архим. Иннокентия, стр. 249: «главное исходище жизни – дух, сердце. 2688 Ср. Василий В. Homil. in Psalm. VII , c. VI. T. XXIX, col. 244A: «Nucaeie часто принимает сердце в значении владычественной части т. е. ума» или «духа». Ср. Толков. на прор. Исаию c. 1. T. XXX» col. 132BC. См. также И. Златоуст. Exposit. in. Psalm. CXIX, c. L T. LV, col. 373. 2695 В святоотеческой аскетической письменности охарактеризованное отношение сердца ко греху называется собственно ργη’, каковое считается выражением и проявлением силы θυμς. Ср., напр., ГригорийН. De virginitate С. XVIII; Τ. XLV, col. 389D. Василий Β. HomiL adv. ira t. C. V, col. 365В. И. Кассиан. De coenob. institut. lib. VIII, c. VI, col. 334A. Исидор Пелус. Epistol. lib. II, 239, col. 676 A. Исихий. De temperantia et virtute I, 34; ХСШ, col. 149. Более обстоятельное раскрытие этого вопроса содержится во II гл. нашей диссертации, в трактации о 4-ой страсти. 2697 Его же. Путь, стр. 281. Ср. Авва Исаия. Ог. I, c. I, col. 1105C.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

И паки: гнев погубляет праведники; слово же жестоко воздвизает гнев. И гнев отцу, сын безумен: слуга же мудр, укротит гнев мужа. И паки: Тяжел камень, и не удобь носим песок; гнев же безумнаго тяжчайши обоих ( Притч. 15:1; 17:25; 27:3 ). И прирече: утоли гнев, бесу бо есть отец. Да не подобает нам, братие, лютаго беса в сердце держати, ведущаго ны в погибель. Якоже бо вода движется от нужди ветреныя, такожде и гневливый смущается от мысли гневныя. Человек гневливый, вепрь дикий: видев друг друга, и зубы поскрежета. Иаков же учит ны глаголя: Да будет всяк человек скор на послушание, медлен же в гневе; гнев бо мужу правду Божию не содевает ( Иак. 1:9 ). Павел же: Не себе отмщающе, возлюбленнии, но дадите место гневу ( Рим. 12:19 ). И паки: Всяка горесть, гнев и хула, да отимется от вас со всякою злобою. ( Еф. 4:31 ). Тоже и Давид: Престани от гнева, и остави ярость. Строитель же душ наших Господь вещает глаголя: Яко всяк гневаяйся на брата своего безума, повинен есть суду. Иже бо речет брату своему юроде, повинен есть родству (геене) огненному ( Мф. 5:22 ), его же избыти молимся Милостивому Владыце Христу Богу нашему, Ему же слава со Отцем, и со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. 28. Св. Иоанна Златоустого поучение о молитве (29 окт.) Вси убо ведят, яко начаток всему добру молитва есть, и спасение и жизни вечныя исходатаи. Потреба ми есть елико могу глаголати о ней, да обыкшыя в молитвах жити, и прилежащыя в делех Божиих присно, быстрейша сих слово сие творит; жившии же слабо в молитве, и душю пусту оставившии, да уведят от мимошедшаго времени тщету, и да не лишат себе спасения на прочее время. Абие же се велико хощу о молитве глаголати (великое дело молитва), яко всяк моляйся, с Богом беседует. Каколи же есть (что же значит это) человеку сущу, с Богом беседовати? Вси ведят, но не можем чести тоя (беседа человека с Богом в молитве) изглаголати. Та бо честь и великолепие ангельское превосходит, юже паче они сведят. Якоже един славен пророк о них вещает: страхом, моля, их же Богови приносят, покрывающе лица своя и ноги, со многим говением (благоговением), и прикровением ( Ис. 6:2 ); и еже не могут премолчати многаго ради страха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

(нед. 8. по Пасхе) сп. 47 межюрчьи, 45 и 46 межю рками; Евр. 5:5. 10 . сп. 45. (Июня 14.) старишина стльскъ, 46. (Дек. 28.) архиереи ( ρχιερες), сп. 47., в котором сего чтения нет, в других местах обыкновенно употребляет: старишина жреческъ, напр. Деян. 23:2. 4 . (сред. 7 нед. по Пасхе); Иак. 5:14 . (Июля 20) сп. 45 и 47. помазавше и масломь, 46. лмь ( λα), тоже Евр. 1:9 . б) Вышедшие из употребления слова заменяются современными. Деян. 1:13 . (понед. св. нед.) сп. 45. на въсходницю, 46 и 47 на горницю ( ες τ περον); 2Кор. 6:3 . (нед. 16 по Пятд.) сп. 47. 45 и 46. ( προσκοπ), сл. 1Кор. 8:9 . (нед. мясоп.); Еф. 5:4 . (суб. 30. по Пятд.) сп. 45. пласньство, 47. блазьство, сп. 46. скврьнство ( ετραπελα, ныне: кощуны); 1Тим. 3:15 . (суб. перед просвещением, см. Янв. 2., сп. 46. 1 Сент.) аще ли мжю, (46 замжд), 47. укъсн ( образовалось из ). в) Встречаются слова и обороты чисто Русские, и даже народные: Деян. 17:26 . (вторн. 6 нед. по Пасхе) 45. и межа въсеаны, 46 и 47. житию; 1Кор. 9:7 . (нед. 11. по Пятд.) сп. 45 и 46. а плода го не зоблеть, 47. не сть ли; Флм. 2:5 . (Сент. 8., сп. 46 и 47. Авг. 15.) в сп. 45. се да сп. 46 и 47. мдрьстветьс; Евр. 11:37 . (нед. 1. по Пятд. и нед. 1 поста) сп. 45. ходиша въ винахъ, 46. въ милотехъ; 2Пет. 3:9 . в сп. 47. (сред. 33 по Пятд.) не поздить бгъ бта ко же нции мнть. При разных таковых исправлениях списки оказываются не верными самим себе, различно передавая один и тот же текст в разных местах. Напр. сп. 45. Деян. 17:23 . во вторн. 6. нед. по Пасхе мимо бо ход и съзира телса бъ вашихъ. бртохъ тло. на немь же б написано им незнама ба, а Окт. 3. – бо мимо и съзира ваша. бртохъ трбище. на немь же б написано бше иевдом б. Сп. 46. 1Кор. 10:25 . в суб. 16. по Пятд. прдаемо вамъ. въ кпленици, а в суб. мясоп. – въ раземьници ( ν μακελλ), ст. 27. в суб. 16. – нито же съвдни дл, а в суб. мясоп. – ниасоже въстзающе за съвсть. Сп. 47. 1Кор. 13:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

I. Любовь - качество жизни, к-рое необходимо не только для единства Церкви, но и для ее возрастания (Еф 4. 15-16). Любовь составляет сущность всего христ. бытия, т. к. она цель Божественного избрания: «...Он избрал нас… чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф 1. 4). Жить в любви означает подражать Богу: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви...» (Еф 5. 1-2). Отличительной чертой жизни христианина должна быть жертвенная любовь, т. к. Сам Иисус Христос «возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф 5. 2). Тема человеческой любви как отражения любви Христовой разрабатывается также в той части Послания, где говорится о браке: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф 5. 25, 28-29). В молитве любовь рассматривается как то основание, на к-ром ефесские христиане утверждены (Еф 3. 18). Любовь является принципом жизни нового века и источником существования верующих. Это любовь Божия, воплощенная во Христе. Она же - сила, действующая в верующих, побуждающая их к самоотдаче близким без ожидания награды. Апостол желает своим читателям, чтобы они, строя жизнь на любви, «могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову...» (Еф 3. 18-19). Любовь утверждается Духом в глубине существа человека («во внутреннем человеке») (Еф 3. 16). Благословение, завершающее Послание, еще раз напоминает о любви: «Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа» (Еф 6. 24). II. Духовная жизнь. В центре увещевания о мудрости и богослужении - тема жизни в Духе (Еф 5. 15-20). Христиане должны «исполняться Духом» (Еф 5. 18), т. е. быть открытыми для действия Св. Духа, Который будет определять их жизнь (ср.: Еф 3. 16). Исполняясь Духом, христиане могут познать волю Божию и обрести мудрость в использовании своего времени для свершения добрых дел в наст. «лукавые дни» (Еф 5. 15-17). Жизнь исполнившихся Духом христиан должна быть отмечена радостью, проявляющейся в богослужениях, во время которых они назидают друг друга «псалмами и славословиями и песнопениями духовными», воспевая в своих сердцах Христа (Еф 5. 19) и благодаря «всегда за все Бога...» (Еф 5. 20). Именно благодарение (Еф 5. 4) противопоставляется нечистоте и пустоте жизни в язычестве. Благодарение Богу свидетельствует о том, что центром всей жизни признается Бог как Творец, Вседержитель и Искупитель. Христиане призываются не только возносить благодарения и славословия, но и «всякою молитвою и прошением» молиться «духом… со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф 6. 18).

http://pravenc.ru/text/182055.html

Контраст между прошлой и наст. жизнью ефесских христиан - одна из основных тем Е. П. Жизни в язычестве противопоставляется новая жизнь во Христе. Прошлое противопоставляется настоящему как в молитве благословения (Еф 1. 3-14), в к-рой Бог благословляется за все, что Он совершил для верующих, так и в благодарении (Еф 1. 15-23), где также упоминаются прошлые деяния Бога во Христе. Та же тема звучит в напоминании о призвании апостола (Еф 3. 1-13). Во всех этих случаях цель напоминания - пробудить в читателях благодарность и хвалу Богу и Христу за все блага, которые дарованы Церкви. I. Евангелие ап. Павла. Знание об Апостольском предании, как подчеркивается в Еф 3. 1-13, дано читателям Послания ап. Павлом, к-рый изображен как благовестник, пострадавший и заключенный в узы за то, что он принес Евангелие язычникам: «...я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников» (Еф 3. 1, 13; 4. 1; 6. 19-20). Ап. Павлу было дано «разумение тайны Христовой» о Церкви, состоящей из иудеев и язычников (Еф 3. 4-6). Ему было дано знание о роли Церкви в благовестии миру, и он призван был «открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге… дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф 3. 9-10). Однако апостол был лишь проводником благодати Божией, в конечном счете своим благом верующие должны быть обязаны только Богу. Благодать Божия действовала «посредством благовествования, которого служителем сделался» ап. Павел (Еф 3. 6-7). Благодать Божия дала ему силу «открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования» (Еф 6. 19). Это благовествование названо «благовествованием... спасения», к-рое в свое время услышали «ефесяне» и к-рому они поверили (Еф 1. 13). II. Спасение. О спасении в Е. П. говорится преимущественно как об освобождении через искупление . Так, в начальном благословении утверждается, что по причине преизбыточествующей благодати Божией верующие во Христе имеют «искупление Кровию Его» (Еф 1. 7-8). Жертвенная смерть Иисуса Христа искупила грехи людей, заключавшиеся в их преступлениях против Бога: «...Бог во Христе простил вас» (Еф 4. 32). Дважды в Е. П. используется традиц. формула раннехрист. гимнов «Христос предал Себя за нас» (ср.: Еф 5. 2, 25). Жертвенная любовь Иисуса Христа и Его отношение к Церкви представлены как архетип отношений супругов в браке. В этом контексте Христос тоже назван «Спасителем тела» (Еф 5. 23), освятившим Церковь, очистившим ее в крещении от всякого нравственного порока (Еф 5. 26-27).

http://pravenc.ru/text/182055.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010