Молитва. О, Пресвятая Владычице и Богородице, высшая херувим и честнейшая серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте, подаждь утешение и нам в скорби сущим: разве бо Тебе иного прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашел Ходатаице и яко Матерь Божья и Мати милосердия, предстоящи у престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас скорби и печали в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори Твоим всесильнейшим ходатайством и вечныя, нескончаемыя радости в царствии Сына Твоего и Бога нашего. Аминь. Молитва 2-я . Царице моя…, – см. 28 июля. 25 . Г. Свв. мучч. и нотарий и Св. Маркиан был чтецом, а св. Мартирий иподиаконом при Цареградском патр. св. Павле (6 нояб.). Состоя при патрархе в должности нотариев (скорописцев), они писали его увещания к народу, совращаемому тогда арианами, и сами ревностно учили христиан твердо держаться православия. Оба они скончались, будучи усечены от ариан мечом в Царь-граде ок. 355 г. Кондак, гл. 4. Подвигшеся добре от младенства Маркиане с мудрым Мартирием, отступника Ария низложисте, невредну сохранше православную веру, Павлу последующе мудрому учителю: темже с ним обретосте живот, яко Троицы поборницы изряднейшии. Ап. ( Еф.4:7–13; 224 зач.; Ев. Мф.10:1, 5–8; 34 зач.). Муч. Валяльщик сукон, в царствование Диоклетиана добровольно явившись к мучителям из г. Аквилеи (в северной Италии) в г. Салон (в Далматии), он за дерзновенное проповедание язычникам Христа был усечен мечом, и тело его было брошено в море. Дuмumpiebckaя суббота. В субботу пред 26 окт. совершается память о всех православных христианах, в вере и надежде скончавшихся. Суббота эта называется Димитриевской от воспоминаемого около нее св. Димитрия Солунского. 195 Это поминовение ведет свое начало со времен вел. кн. Димитрия Донского, который совершил после Куликовской битвы 196 поминовение павших воинов; впоследствии вместе с воинами стаи поминать и других усопших, причем установилось совершать это поминовение в ближайшую субботу пред 26 окт. 197

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Уничтожение смерти, как «оброка греха», замена ее вечною жизнью во Христе, разрушение ада, как места жилища осужденных на смерть, и торжествует Церковь в праздник Пасхи, Христова Воскресения. Весь существенный смысл величественного тропаря Пасхи: «Христос Воскресе...» именно в этом и заключается: «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Более живописно восполняется он другою пасхальною песнею: «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало, поем Виновного...». «Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде крестом радость всему миру... поем Воскресение Его, распятие бо претерпев, смертию смерть разруши». «Днесь Владыка плени ада воздвигнувый юзники, иже имяше от века держимыя» (Пасх. Кан. 9 п.). Таким образом, Искупление есть выкуп человечества из власти диавола смертью Христа, которая является, с одной стороны добровольною, поскольку она входит в состав всего добровольно воспринятого на Себя Им искупительного дела, а с другой – неизбежною, поскольку она служит завершительным актом восприятия на Себя Христом человеческих грехов. В смерти отдана за грехи жизнь Богочеловека. А так как сущность жизни в крови ( Быт.9:4–6 ), то Апостолы говорят, что Христос спас нас от грехов Своею Кровью ( 1Пет.1:18–19 ; 1Ин.1:4; 2:2 ; Рим.3:25 ; Еф.1:7 ; Кол.1:20 ; Евр.9:12 ; Откр.1:5 ). «Во святых селениях, во дворех Твоих, Христе преставленные всели иже долг за них пролиявый Кровь Твою, Владыко, пречестнейшую» (Окт. Кан. суб. 5 гл. 1 п.). «Иже Кровию Твоею от ребр Твоих истекшею мир искупил еси, верою усопшия убо, Христе, избави честными Твоими страстями: Ты бо цену за всех Себе дал если» (Окт. кан. суб. 1 гл. 6 п.). Поскольку Искупление есть дело Христа добровольное, смерть Его является жертвою за наши грехи, а поскольку только в ней истреблены Богом грехи, как вина пред Ним, и чрез то только в ней уничтожены смерть, как «оброцы греха», она называется умилостивительною жертвою Богу, Божию Правосудию, а в применении к людям «заслугою».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Знак, что пречистое человечество Его, онебесенное крестом, тотчас по воскресении из мертвых стремилось уже ввыспрь, в мир пренебесный, к Отцу; и если Он оставался еще на земле, то по особенной любви к ученикам и по нужде продолжить с ними беседы, яже о царствии Божием (Деян.1:3). А когда и сия потребность была удовлетворена, когда и сии святые узы перестали иметь силу, то прославляемое за крестный подвиг человечество Спасителя, подобно благовонному фимиаму, само собою устремилось с Елеона к вечному Солнцу — туда, где все сообразно Его чистоте и славе и где Ему надлежит быть до того времени, как, Его же действием и силою, все очистится и просветится и долу, и самая земля, совлекшись грубости и проклятия, соделается способною быть местом видимого всегдашнего вселения Божия с человеками (Апок.21:3). Сего самого требовало и новое, великое предназначение Сына человеческого по Его воскресении. Как в состоянии уничижения Он долженствовал быть жертвою за всех, так в состоянии прославления Ему надлежало соделаться распорядителем и главою всяческих. Но где обыкновенно место главе? Не вверху ли всего тела? — По сему же самому закону (если закон нужен и для Законодателя) поступлено и теперь: как Глава и Правитель всего мира, Богочеловек посажден одесную Бога Отца на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства (Еф. 1:20, 21), дабы, по выражению св. Павла, возглавить собою всяческая, яже на небесех, и яже на земли (Еф.1:10) (Сочин. т. 1, стр. 354). Библиографический указатель к III гл.    1. В. Певницкого. Проповедь в первенствующей Церкви христианской. Труды Киев. Д. Ак. 1875 г. II. Июнь, 558—695.    2. Прот Полотебнова. Общедоступное истолков. чт. 3-й гл. Чт. в Общ. 1874 г. окт., 397—426.    3. О характере речей Ап. Петра (во II и III гл.) в статье Ранинского: Пастыреначальник Господь Иисус Христос и Его Апостолы. Стран. 1890. III, 6—11.    4. Иерусалимский храм времен апостольских. См. Общедоступное истолков. чтение. Прот. Полотебнова, стр. 119—129.    5. Исцеление хромого и гонение на Апостолов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

" Смирн. " , 8:… Да будет считаться действительной евхаристией, которая совершается во главе с епископом или того, кому он это вверит. Там, где появляется епископ, да будет масса народа, точно также, где есть Иисус Христос, там — кафолическая Церковь " . 246 Любое противопоставление " местного " и " вселенского " в этом контексте могло бы означать, что " вселенская " Церковь объединяется вокруг Христа, в то время как " местная объединяется не вокруг Христа, но вокруг епископа. Такой вид богословия чужд Игнатию, который, наоборот, не видит никакого различия между единством во Христе и единством в епископе (напр., Еф.5,51; " Магн. " , 3, 1–2; сравн. " Полик. " ) и это не ввиду метафоры, но в мистическом смысле реального отождествления. 247 Рим.16,23. 248 1Кор.1,2.; 2Кор.1,1; 1Фес.1,1; Деян.11,12 и далее. 249 1Кор.11.20,33,34; Сравн. Игнатий Еф.5,2–3. 250 Соблюдение субботы было почти идентичным евхаристическому синаксису. Сравни В. Родорф, " Воскресенье: История для покоя и богослужения в первые века христианской Церкви " , 1968, стр.177 и далее и 233 и далее. 251 Деян.2,46; 20,7. 252 Существование " Церквей домовых " в этом отношении не представляет проблему, даже если эти Церкви понимаются как евхаристические собрания, потому что — достаточно многозначительно — в каждом городе имелось не больше одной таковой " домовой Церкви " . Эти основания представлены в моей " Единство Церкви… " , стр.64 и далее. 253 Таций, " Анналы " , 14, 17; Плиний, 34, 97; Мекуций Феликс, " Окт. " 8–9; Ориген, " Против Цельса " , 1, 1. Сравни И. Р. Вальтцинг, " Историческое исследование… " 1, стр.113–129. 254 Сравн. Ф. Кс. Краус, " Братство " в " Реальной энциклопедии христианской древности " 1, 1880, кол. 540. 255 Сравни Э. Шюфер, " История иудейского народа " , 1914, стр.14–17. 256 Очень рано исповедания веры были присоединены к литургии, так что между ними было установлено взаимодействие. Сравни К. Федерер, " Литургия и Вера, богословско–историческое исследование " , 1950, стр.59 и дал. 257

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Григорий и оказались плохими защитниками учения Христова о тайне благовествования, которую дано было возвестить ап. Павлу. ( Еф.3:8 ) и которую раскрывал о. Феодор в своих творениях. (1857 г. Окт. 15–20 г.). „Вы спрашиваете: все так ли же добр ко мне о. Феодор? К несчастию, я не могу отвечать на это утвердительно; он, как будто, чуждается меня. Я приписываю это отчасти тому, что сам я в последнее время – особенно со времени вакации – рассеялся: а сочинение, поддерживая эту внешнюю деятельность, еще более, – постоянно отвлекает меня от занятия собой. Но столько же это отдаление о. Феодора от меня нужно приписать вообще отдалению его от студентов. И прежде, кроме меня, кажется, не находилось охотников просиживать вечера, слушая о. Феодора: я особенно дорожил (и теперь дорожу столько же) каждым его словом, потому что вижу, как еще много осталось для меня непонятым, – как – с каждым даже повторением – доля меня хоть сколько-нибудь уясняется прежнее; а между повторениями каждый раз услышишь что-нибудь и новое; – не говоря о том, когда о. Феодор говорить прямо что-нибудь новое, – так например теперь, когда он читает нам Нравственное Богословие. Между тем я сознаю, что каждое недослушанное или непонятое слово составляет для меня большую потерю в бу- —49— дущем – в нравственной жизни; это и заставляет меня дорожить каждым его словом. Другие, остановившись на известных выражениях о. Феодора, считают их уже понятыми и не хотят более слушать, говоря: старое. Все учение, преподаваемое о. Феодором, так крепко построено на одном начале, что из него можно логически вывести, как прямые следствия, все дальнейшее развитие; но для этого нужна голова, такая же крепкая, как y o. Феодора, и целая жизнь, проведенная в этом занятии. Но от того выходит, что – когда говорит что-нибудь о. Феодор, то многим приходить на мысль: как же это мне самому не пришло этого в голову? – ведь иначе и быть не может. Потому некоторые, – успокаивая себя мыслию, что они, когда захотят, то и сами дойдут до того же, – тоже пускают иное мимо ушей, говоря: старое! все это мы уже знаем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приветствует же, говоря обычное «мир вам», чем как бы закон некий полагает для чад Церкви. Так ведь и мы говорим это друг другу, особенно в святых собраниях, при самом начале таинства (литургии верных). Ведь наш мир друг с другом и с Богом должен считаться как бы источником и началом всякого блага. Поэтому и Павел, моля всех благ для призванных, говорит: «благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» ( Рим.1:7 ), увещевая к миру с Богом также и еще не уверовавших: «за (от имени) Христа, говорит, посланники мы, так как Сам Бог увещевает чрез нас, – умоляем за (от имени) Христа: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:20 ). Точно так же побуждает нас и пророк Исаия, взывая: «сотворим мир с Ним, сотворим мир приходящие» ( Ис.27:5–6 ). Смысл этого изречения подобает Кормчему мира, вернее же – (самому) Миру всех, то есть Христу, «ибо Он есть мир наш», по писаниям ( Еф.2:14 ). Соболевский С.И. Отношение классической филологии к богословию. (Речь, читанная на Акте Московской Духовной Академии 1 Окт. 1910 г.)//Богословский вестник 1910. Т. 3. 11. С. 365–394 (2-я пагин.) —365— Классическая филология из всех светских наук наиболее близка к богословию и необходима ему. В самом деле, в чём состоит научное изучение предмета? Чем оно отличается от дилетантского? Изучая предмет научно, мы обязаны изучить его в корне, изучить его источники. Для дилетанта этого не нужно: он довольствуется только верхами знания. Занимающийся богословием научно также должен изучить его источники. А источники богословия – Свящ. Писание и Свящ. Предание – на греческом и латинском языке. Правда, подлинный текст Ветхого Завета на еврейском и арамейском языке, но и это едва ли дает право богослову уклониться от изучения перевода LXX, так как именно этот перевод был Библией Ап. Павла и вообще древнейшего христианства. Да и вообще произведения древнехристианской письменности, необходимые богослову в качестве источников для решения всевозможных вопросов, касающихся христианства, написаны главным образом на греческом и латинском языке. Древнехристианские творения, таким образом, составляют часть классической литературы и, как бы ни отличались они по духу от её языческой части, – с внешней стороны, т. е. со стороны языка, приемов изложения, метрики и т. д., они не отличаются от остальных произведений классической литературы. Говоря образно, душа у христианской и языческой литературы различна, но тело одинаково.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тропарь, гл. 5. Земнаго сана славу оставив, Небесное Царство наследовал еси, кровными каплями, яко пречудным камением, нетленныя венцы украсил еси, и ко Христу привел еси собор страстотерпец, с лики ангельскими в невечернем свете незаходимаго Солнца Христа обрел еси, святе Андрее стратилате; егоже моли с пострадавшими с тобою присно, да спасет души наша. Кондак, гл. 2. В молитвах Господеви предстоя, якоже звезда солнцу предтекий и желаемое сокровище царствия узрел еси, радости неизреченныя исполнялся, Бессмертному Царю в бесконечныя веки от ангел беспрестани хвалимому поеши, Андрее стратилате: с нимиже молися непрестанно о всех нас. Απ. ( Еф.6:10–17; 233 зач.; Ев. Лк.21:12–19; 106 зач.). Мучч. и еклы, пострадавших за веру Христову при Диоклетиане (в 304–306 г.). Св. Тимофей, взятый за веры в Газе, был жестоко терзаем бичами и острыми гребнями и затем сожжен на медленном огне. Мучч. Агапий и Феклы были отданы на растерзание зверям. Празднование иконе Пресвятой Богородицы Эта чудотворная икона получила наименование в память победы, одержанной заступлением Богоматери над Мамаем на берегах Дона. Принесенная донскими казаками, прибывшими на помощь к вел. кн. Димитрию Иоанновичу, эта св. икона во все время войны оставалась при русском войске, а в день славной Куликовской битвы (см. 25 окт.) находилась в виде хоругви на древке среди русских для ободрения и помощи им против татар. После поражения неприятелей, св. икона была принесена казаками в дар вел. кн. Димитрию Иоанновичу, который перенес ее в Москву, где она и была поставлена в Успенском Соборе. Ныне воспоминается чудесное избавление Москвы от нашествия Крымского хана Казы-Гирея, совершившееся помощью Богоматери чрез Ее Донскую икону при царе Феодоре Иоанновиче. Во время этого царствования, в 1591 г., огромный полчища татар внезапно вторглись в пределы России и подступили к Москве. Тогда царь Феодор Иоаннович повелел совершить с Донской и другими иконами крестный ход вокруг Москвы, а затем поставил св. Донскую икону в своей: походной церкви и всю ночь провел в усердной молитве пред этой иконой Богоматери. На другой день татары с ожесточением устремились на русских и долго бились с ними, но вдруг, устрашенные невидимой силой, обратились в бегство, оставив на поле сражения множество убитых, раненных и весь свой стан. На месте, где царь Феодор ополчился против крымцев и где стоял среди войск чудотворный образ Донской Богоматери, в 1592 г. была построена церковь (освященная в 1593 г.) и был основан Донской монастырь (см. Моск. еп.) Эта св. икона ныне находится в Благовещенском соборе (по левую сторону от царских врат), в Московском Кремле, а в Донском мон. – чтимый список с нее. В этот монастырь ежегодно 19 авг. бывает крестный ход из Кремля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Разделы портала «Азбука веры» 5 Окт 2023 Храм Державной иконы Божией Матери на Шаболовке г. Москвы передан в собственность Донского ставропигиального монастыря В Избранное Фото: www.fedmp.ru Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 2 октября 2023 г. 76965 в собственность Донского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви передано здание храма иконы Божией Матери «Державная» по адресу: г. Москва, ул. Шаболовка, д. 6, стр. 7. Храм построен в 2013–2014 годах по инициативе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 01.08.2014 храму усвоен статус приписного к монастырю. Клириками обители здесь регулярно совершаются богослужения. Церковь возведена в 2013–2014 годах в рамках Программы строительства православных храмов в Москве. Архитектор: А. Н. Оболенский. Проектировщик: АХЦ «АрхХрам». Благотворитель: Концерн «КРОСТ». 22 января 2015 года чин великого освящения совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Над внутренним убранством святыни потрудились иконописцы, которые ранее участвовали в воссоздании интерьеров Храма Христа Спасителя: росписи и иконостас создали художники мастерской «Вифания»; предметы мебели, утвари, киоты — специалисты «Софрино». Храм заложили 18 июня 2013 года, а 14 октября, на Покров, он уже был увенчан крестом. На освящении храма 22 января 2015 года министр внутренних дел Российской Федерации Владимир Александрович Колокольцев отметил: «Каждый человек на протяжении своей жизни нуждается в духовной поддержке, источнике душевного спокойствия, незыблемости веры. И конечно, особенно важно это для сотрудников органов внутренних дел. В силу их профессии и служебного долга на них возлагается огромная ответственность за обеспечение безопасности и законности в стране, охраны жизни, прав и свобод ее граждан». Святейший Патриарх Кирилл также подчеркнул: «Люди, которые призваны защищать правопорядок, как никто другой, соприкасаются с самым низменным, самым отвратительным, самым опасным, что есть в человеческом обществе. Полицейских можно сравнить с теми врачами, которые, рискуя жизнью, соприкасаются с инфицированными пациентами, несущими опаснейшие для человеческой жизни бациллы. Наши правоохранители тоже соприкасаются со страшными бациллами, разлагающими личности и человеческое общество, и правоохранители тоже должны иметь некую броню праведности ( Еф. 6, 14 ), которая бы их ограждала от воздействия этих бацилл и помогала выполнять свой долг.

http://azbyka.ru/news/hram-derzhavnoj-ik...

402 Ефрема сир. Сл. умилит. 1 (I т. 206 стр. Изд. 1907 г.). Сн. Григор. нис. О блаженствах, сл. 7 (II т. 454 стр.); Август. блаж. О граде Бож. VII, 31. 413 Григор. Б. Сл. 40, на крещение (III т. 283 стр, изд. 1844 г.), Сн. Климен. ал. Строматы, кн. IV, гл. 6 и 22. 415 Разбор этого воззрения см. у Гусева А. Ф. Евангельские советы и их отношение к положительным требованиям закона (Хр. Чт. 1873 г. III т.), а также в указ. ст. преосв. Сильвестра. Ответ на схему о добрых делах. Тр. Киев. Ак. 1875 г. I т. 416 Началом реформации признается 31 окт. 1517 г., – день, когда Лютер, по поводу продажи индульгенций известным Тецелем, прибил к дверям дворцовой церкви в Виттенберге 95 тезисов, в которых высказал свои взгляды на индульгенции, покаяние, благодать, оправдание чрез веру. 417 Литература. – Хрисанфа еп. Характер протестантства и его историческое развитие (Хр. Чт. 1865 г. II т. 1866 г. I и II т. и в отдел. издании). Сергия еп. Правосл. уч. о спасении. 18–35 стр. и др. Стукова Ф. Лютеранский догмат об оправдании верою. Каз. 1891 г. Маргаритова С. Лютеранское учение в его историческом развитии при жизни М. Лютера. Москва. 1895 г. Коржавина А. Учение об оправдании по символическим книгам лютеран. Тамб. 1886 г. Певницкого И. О необходимости добрых дел для спасения. Спб. 1840 г. 418 В Form. Concordiae говорится: «веруем, что ум, сердце и воля невозрожденного человека в духовных и божественных делах собственными естественными силами совершенно не могут ничего ни понимать, ни веровать, ни воспринимать, ни мыслить, ни хотеть, ни начинать, ни совершать, ни делать, ни действовать и содействовать, – человек для добра совершенно испорчен и мертв, так что в природе его после падения и до возрождения не осталось даже малой искры духовных сил, которыми бы он сам собою мог предуготовить себя к благодати Божией,.. или своими собственными силами привнести что-либо к своему обращению в целом или наполовину, или хотя бы в ничтожной части, действовать или содействовать. Человек – раб греха и собственность сатаны ( Иоан. 8:34 : Еф. 2:2 ; 2Тим. 2:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Есть дыхание в теле – живёт тело, прекращается дыхание – прекращается жизнь. Так и в духе. Есть молитва – живёт дух; нет молитвы – нет и жизни в духе», Там же.. Поэтому праведники проводили в молитве целые ночи, забывая о собственной личности и как бы сливаясь с Божеством. Такая молитва их делала невозможное для других людей возможным, недоступное – доступным. «Господи, – восклицал преподобный Павел († 341), к которому привели больного для исцеления и которого просьбу Бог долго не исполнял, – Господи Христе, ведь Ты знаешь, что я не сойду с этого места, пока Ты не исполнишь, чего я прошу – так сделай же поскорее!» И, как повествует житие, больной исцелился в ту же минуту. Об этом дерзновенном, открытом для Бога и людей человеке, другой известный подвижник, преподобный Антоний Великий († 356) говорил: «Чего никто из нас не может сделать, то Павел сделает» (Цит. по: Н. Голубовская. Труженики христианства. «Христианская мысль», Киев, 1917. Сент.–окт. С. 37). Неотъемлемым особым чувством сердца у святых – новых людей, созданных по Богу ( Еф.4:24 ), – было смирение, сознание его необходимости и спасительности. «Нет смиренного выше и худейшего о Христе нет славнее, – рассуждает Валаамский подвижник игумен Назарий. – Нет благополучнейшего пути, возводящего на Небо в жизнь вечную, паче смирения (...) Где нет света, там всё тьмой покрыто, а где нет смиренномудрия, там все дела наши гнусны пред Богом (...) В смиренных Бог вселяется». Отец Назарий и поясняет, что такое смирение: «Смирение есть истинное своего ничтожества познание», не превозношение «умом своим, имение себя хуже всех... Аще ли же и каковую добродетель исправит смиренный – он приписует сие не своей силе, а Божией помощи», и, таким образом, не своей славы ищет, а одной славы Божией (См.: Старческие наставления отца Назария, игумена Валаамского. М., 1885. С. 69–70). Однако было бы неправильно думать, что святые считали смирение отрицанием достоинства человека. Смиренный христианин во имя добра и для добра пойдёт на самый великий подвиг, на самопожертвование, на ограничение своих личных интересов и даже на полный отказ от них, но он не позволит распоряжаться его силами злу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010