веровали Моему учению, принимали его и прилагали к жизни (ср. 14:15, 23–24), то же будет и с учением, которое вы будете проповедовать, потому что это учение – Моё учение, и вы сами в этом отношении заступите место Моё. Судьба ваша и вашего учения будет одинакова с Моей. – Но всё то: разумеются не благоприятные, а ненавистные отношения мира к апостолам и их учению, как видно из всего дальнейшего хода речи. – За имя Моё: имя того, кто сделал – вместо обозначения самого дела; название имени есть исповедание того дела, которое сделано лицом, носящим то имя. Из истории мы видим, что за одно призывание имени Христова мир влёк исповедников Его на казни и смерть. – Потому что не знают пославшего Меня: если бы они имели истинное познание о Боге, то приняли бы и Христа, потому что знали бы, что Он послан от Бога, а потому за имя Его не преследовали бы учеников Его. Это неведение, впрочем, не извиняет преследователей, потому что оно добровольное, а не невольное, и потому заключает в себе вражду и ненависть, чего нет в неведении невольном. Это Господь раскрывает в дальнейшей речи. Таким образом, эта вражда есть вражда не только против Христа, но и Бога Отца. «Посему, если не что иное, то это самое, что одни и те же суть враги вам и Мне и Отцу Моему, должно служить к вашему утешению» (Феофил., ср. Злат.). 22. Ин. 15:22 . Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём. Ин. 15:24, 9:41 ; Мф. 11 д. 23. Ин. 15:23 . Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Ин. 5:23 . 24. Ин. 15:24 . Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Ин. 7:31, 9:32, 10:25, 38, 14:11 . 25. Ин. 15:25 . Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. Ин. 19:24 ; Пс. 68:5, 34:19 . Если бы Я не пришёл и пр.: неизвинимый, непростительный грех, о котором говорит здесь Господь, есть грех ненависти неверующих ко Христу и Отцу Его Небесному (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

др. Слушатель называется: сын мой! (23:15, 19, 26; 24:13, 21 ­­ 2:1; 3:1; 4:20; 5:1). Замечательно, что и начальное в этом отделе обращение, считаемое надписанием отдела новых приточников: «приклони ухо твое и слушай слово мудрых и сердце твое обрати к моему знанию» (22:17), очень часто встречается и ранее; например, «сын мой! если ты ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению…» (2:1—2); или еще: «сын мой, словам моим внимай и к речам моим приклониухо твое и храни их внутри сердца твоего» (4:20—21)… «сын мой, внимай мудрости и приклони ухо твое к разуму моему» (5:1; срав. 7и др.). Едва ли кто решится все эти выражения считать надписаниями новых отделов и означающими иных приточников. Это обычная форма выражения одного и того же приточника, равносильная церковному: «вонмем» и евангельскому: «имеяй уши слышати, да слышит.» Во всяком случае, нет серьезных оснований не приписывать Соломону отдел 22:17—24:22.    Отдел 24:23—34, считаемый многими западными учеными и проф. Олесницким за писание особых мудрецов и приточников, нельзя признать таковым. Притч.24:23 по нынешнему еврейскому тексту читается так: — и это мудрым (или для мудрых): лицеприятствовать на суде нехорошо. В процитированном кратком еврейском выражении также видят надписание и пополняют его так: и это сказано мудрыми, т. е. дальнейшую речь (24:23—34) считают отдельным сборником Притчей, происшедшим от иных «мудрых» приточников и из их притчей. Но древние переводчики, например LXX толковников, иначе пополняли его или имели его в еврейском более распространенном и ином виде: ταυδε λγω μν τος σοφος πιγινσκειν — сия глаголю вам смысленным разумети. - Такое же дополнение и пояснение находится в Пешито, в таргуме, Вульгате, и своим единогласием и древностью вынуждает признавать за ним больший авторитет, чем за современным дополнением, несогласным с грамматикой (предл. в слове очень трудно признать за casus ablativus на вопрос: кем что-либо сделано, а обычно употребляется при casus dativus: кому? — Gesenius.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Это выражено прямо и непосредственно, как следствие того в книге Быт. 2:24 : «потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть», на что прямо указал и Сам Господь Спаситель по вопросу о расторжении супружеских отношений по всякой причине, Мф. 19:3–6 сл. Мар. 10:2,6–9 , срав. 1Кор. 6:16 . Но св. апостол Павел, сам таким образом ( 1Кор. 6:16 ) признавая истолкованный Господом, прямой смысл ветхозаветного изречения об этом союзе, придает ему, в прежнем же направлении, и таинственное значение, называя этот союз, великой тайной ( Еф. 5:32 ). «Что же это значит? Называет брак великой тайной, поскольку на нее указывает, как на нечто великое и дивное, и блаженный Моисей или лучше, – Бог . Притом аз глаголю, говорит, во Христа, так, как и Он, оставил Отца, сошел и пришел к невесте и сделался единым духом с ней» 151 . Из того же отношения жены к мужу по происхождению, как мы сказали, проистекают, по апостолу, и свойства самих супружеских отношений их. И прежде всего: главенство мужа над женой, 1Кор. 11:3  срав. Быт. 3:16 , в образе главенства Христа в церкви, как теле Его Еф. 5:23,24 и, во–вторых, любовь мужа к жене, Еф. 5:28,33 срав. Быт. 2:23–24 в образе любви Христа к церкви, за которую Он, по этой любви, предал Себя, чтобы освятить ее, очистив баней водной, чтобы представить ее Себе славной церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна, – Еф. 5:25–27 . Как это живо напоминает преобразовательные черты изображения Иезек. 16:8 и дал. 152 ! Из этих же двух свойств естественно вытекают два, так сказать, практические следствия и именно: из первого – почтительная боязнь, повиновение жены в отношении к мужу, ( Еф. 5:22,33 ) срав. Быт. 3:16  – в образе повиновения церкви Христу Еф. 5:24 ; а из второго попечение мужа о жене – Еф. 5:28,29 срав. Быт. 2:23–24 и 3:16 в образе любвеобильно попечительного отношения Христа к церкви, – Еф. 5:29,23 153 ). в) Но вместе с тем этот союз мужа и жены есть чистый и святой (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

181: «Не две ли малых птицы продаются»: Матфей 10:29. 181: «Верую, Господи»: Марк 9:24. 182: Иоанн Креститель: Матфей 11:1–7. Глава 10 189: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне»: Лука 19:38. 189: «Сказываю вам, что если они умолкнут»: Лука 19:40. 189: «Весь мир идет за Ним»: Иоанн 12:19. 191: «Я завещаю вам»: Лука 22:29. 191: «Я победил мир»: Иоанн 16:33. 191: «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду»: Иоанн 13:3–4. 192: «Но кто из вас больше, будь как меньший»: Лука 22:26. 192: «озирались друг на друга, недоумевая»: Иоанн 13:22. 192: «Не я ли?»: Марк 14:19. 193: «не знает Сего Человека»: Матфей 26:74. 193: «вошел в него сатана»: Иоанн 13:27. 194: «Отец, прости им»: Лука 23:34. 194: Гефсиманский сад: Матфей 26:36–56; Марк 14:32–52; Лука 22:29–53. 196: «Не так ли надлежало пострадать Христу»: Лука 24:26. 198: «заклинаю Тебя Богом живым»: Матфей 26:63–65. 198: «Ты Царь Иудейский»: Лука 23:3. 200: «проклят пред Богом всякий повешенный»: Второзаконие 21:23. 201: «Жажду»: Иоанн 19:28. 201: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой»: Лука 23:45. 201: «Совершилось»: Иоанн 19:30. 201: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»: Матфей 27:46; Марк 15:33. 202: «искупил нас от клятвы закона»: Галатам 3:13. 202: «не знавшего греха Он сделал»: 2 Коринфянам 5:21. 203: «Отняв силы у начальств и властей»: Колоссянам 2:15. 203: «Человек Сей был Сын Божий»: Марк 15:39. 203: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»: Лука 23:42. Глава 11 211: «А если Христос не воскрес, то и проповедь»: 1 Коринфянам 15:14. 212: «словами пустыми»: Лука 24:11. 212: «иные усомнились»: Матфей 28:17. 213: «со страхом и радостью великою»: Матфей 28:8. 213: «их объял трепет и ужас»: Марк 16:8. 214: «Ученики Его, придя ночью»: Матфей 28:13. 214: «Если Моисея и пророков не слушают»: Лука 16:31. 215: «А мы надеялись было»: Лука 24:13–39. 216: «Ты поверил, потому что увидел Меня»: Иоанн 20:29. Глава 12 226: «Я прославил Тебя на земле»: Иоанн 17:4–5. 227: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите»: Деяния 1:11.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Именно восшествие на небесный престол одесную Бога делает вознесенного человека Иисуса «Господом» (Деян. 2:34-36). Ап. Павел, давая христологический мидраш на Ис. 45:23, поясняет, что это стало возможным, потому что «Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени» (Фил. 2:9, ср. Эф. 1:21), то есть священное четырехбуквенного Имя ЙХВХ, чтобы, по аналогии с Яхве в Ис. 45:23, «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь » (Фил. 2:11) . Здесь слово Господь фигурирует как эквивалент тетраграммы — священного Имени ЙХВХ . Ап. Павел неоднократно относит ко Христу, называя его Господом, ветхозаветные тексты, в которых говорится о Яхве: Рим. 10:13 (Иол. 2:32), 1 Кор. 1:31 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:26 (Пс. 24:1), 2 Кор. 10:17 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:21 (Мал. 1:7,12), 1 Кор. 10:22 (Втор. 32:21), 2 Кор. 3:16 (Исх. 34:34), 1 Фес. 3:13 (Зах. 14:5), 1 Фес. 4:6 (Пс. 94:2). Таким образом, подчеркивается всеобщее признание Божественного владычества Христа над всем сущим . Включение Христа в исповедание монотеизма, в главный символ веры иудейства «Шма Исраэль» (Втор. 6:4), у ап. Павла звучит следующим образом: «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого . Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им » (1 Кор. 8:4-6). Здесь мы сталкиваемся с религиозным противопоставлением пантеона языческих богов и господ исповеданию веры в Единого Бога и Господа Иисуса Христа. Однако Христос — не автономный от Отца второй Бог, но включенный в Божественную идентичность Господь, поклонение Которому совершается « во славу Бога Отца » (Фил. 2:9-11). Как показывает в своей монографии Крис Тиллинг , в посланиях ап. Павла отношения между Христом и Церковью четко коррелируют с отношениями между самим Яхве и Израилем в Ветхом Завете и иудаизме Второго Храма (ср. 1 Кор. 8:12, 10:9, 21, 22, 2 Кор. 11:2 и др.). В целом сложно не заметить революционный для иудаизма эпохи Второго Храма перенос ап. Павлом прерогатив Яхве на Иисуса, выраженный в применении цитат из ВЗ ко Христу (ср. Фил. 2:10, 11 и Ис. 45:23, 1 Кор. 10:26 и Пс. 24:1, Рим. 10:11-13 и Иол. 2:32, Рим. 9:33, Ис. 8:14 и др.).

http://bogoslov.ru/article/6025041

Сквоз кна ваша, и вниде въ землю ваш. Местоимение 2 лица здесь возникло, вероятно, также, как и в стихе Иер. 9:18  (μν вм. μν). Въ землю ваш, или «нашу»: 70 толковников читали повидимому вм. . Последнее, масоретское чтение значит: в дворцы или чертоги наши, и это чтение, очевидно, сходно по смыслу своему с словами «в окна наши». Иер. 9:22 22. (Глаголи рече Гдь: и бдтъ члвцы в примръ на лиц пол земл ваше, к сно созад жнщаг, и не бдетъ собирающаг. 22. Скажи: так говорит Господь: и будут повержены трупы людей, как навоз на поле, и как снопы позади жнеца, и некому будет собрать их. 22 . Въ примръ на лиц пол, ср. Иер. 8:2 . к сно созад жнущаг, и не будетъ собирающаг: смысл этого сравнения выражен в Иер. 8:2  буквально словами: «не оплакани и не погребени будут». человцы, ср. 70 толковников: ο νερο τν νϑρπων. Ο νερο=не только мертвые, но и трупы. Последнее значение – единственно возможное для соответствующего евр. слова: . Греч. чтение значит: «трупие человеков». Ср. слав.-греч. перевод Иер. 7:33, 19:7 . Иер. 9:23–24 23. Так глаголетъ Гдь: да не хвалитс мдрый своею, и да не хвалитс своею, и да не хвалитс богатый богатствомъ своимъ, 23. Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростию своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. 24. Но семъ да хвалитс хвалйс, еже размти и знати, к азъ Гдь творй милость и сдъ и правд на земл, к в сихъ вол мо, глаголетъ Гдь. 24. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь. 23–24. Близкой и прямой связи с предшествующей речью пророка эти два стиха, очевидно, не имеют. Но они имеют несомненно связь отдаленную. Будучи преступниками, заслужившими кару гнева Божия, иудеи или по крайней мере их учители говорили: мы мудры и закон Господень с нами ( Иер. 8:8 ). Но они не слушали слова Господня и мудрыми на самом деле не были ( Иер. 8:9 ). Полагались на свою силу, но злоупотребляли этою силою для того, чтобы делать насилие пришельцам, сиротам и вдовам ( Иер. 7:6 ; ср. Иер. 5:26 ). В богатстве видели обезпечение своего благоденствия; но это богатство было приобретено путем насилия и лжи ( Иер. 8:10  ср. толков. этого стиха; ср. также Иер. 5:27, 28 ). Надежда и похвала народа должна и может заключаться только в сознании, что Господь как Сам творит на земле, в человечестве, милость, правду и справедливость, так хочет того же и от людей. Благоволение Божие почиет не на тех, которые знают и признают только свои силы, но на тех, которые внимают закону Божию (ср. Иер. 7:23 ). – Стихи эти могут быть названы приложением к 7–9 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Глава 23 1–9. Законы, разъясняющие девятую заповедь. 10–19. Законы о праздниках и праздничных временах. 20–33. Обещание покровительства народу израильскому во время пути в обетованную землю, при завоевании ее и после водворения в ней. Исх.23:1 .  Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды. Произнесению справедливого приговора о подсудимом немало мешает существование разного рода недостоверных, ложных о нем слухов. Поэтому во имя справедливости не следует распространять о нем что-нибудь дурное, как выдуманное самим, так и слышанное от других: не следует быть «переносчиком в народе» ( Лев.19:16 , Притч. 10:18 , Пс. 100:5 ). Из желания угодить «великому» ( Лев.19.15 ), стремящемуся погубить невинного подсудимого, не следует помогать ему («давать руку») ложным показанием против обвиняемого. Такого свидетеля ждет установленное законом наказание ( Втор. 19:18–19 , Притч. 19:5, 9 ). Исх.23:2 .  Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды; При показаниях на суде должно руководиться не мнением большинства, а одной лишь истиной. Ей не нужно изменять даже в том случае, когда большинство свидетелей показывает заведомую неправду с целью погубить подсудимого ( Притч. 18:5 , Мф. 27:24–26 , Мк. 15:15 , Лк. 23:23 , Деян. 24:27, 25:9 ). Исх.23:3 .  и бедному не потворствуй в тяжбе его. Снисходительное, сострадательное отношение к бедным ( Исх. 22:22, 24 и др.) не должно мешать справедливости; если он виновен, то следует наказать его ( Лев.19:15 ). Исх.23:4 .  Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; Исх.23:5 .  если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним. Справедливость заставляет относиться и к врагу, как к брату ( Втор. 22:1–4 ). Эта мысль и поясняется двумя примерами помощи врагу в бедствии, причем во втором случае помощь требует уже больше самоотвержения, так как гораздо труднее работать вместе с врагом в его интересах ( «развьючь вместе с ним»), чем помочь врагу в его отсутствие ( Исх.23:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он прорекает им: Горе вам! (Мф. 23, 13). Он сравнивает их с теми гонителями, которые убивали пророков, призывает учеников Своих беречься закваски фарисейской и саддукейской (ср.: Мф. 16, 6), предостерегает их: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20). И тем не менее Христос не настраивает Своих учеников на бунт против иудеев,– напротив, Он заповедует послушание: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте (Мф. 23, 2–3). Противостояние Господа и иудеев возникает не потому, что Он нарушает Писания, но потому, что это они сами не знают Писаний, ни силы Божией (ср.: Мк. 12, 24), устраняют слово Божие преданием своим, которое они установили (ср.: Мк. 7, 13), оставляют важнейшее в законе (ср.: Мф. 23, 23), этим самым они затворяют Царство Небесное человекам (ср.: Мф. 23, 13). Христос обличает их в лицемерии и неверии: есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его (Ин. 6, 64). В Евангелии сказано, что первосвященники предали Его из зависти, подстрекая народ к тому, чтобы был распят именно Он (см.: Мк. 15, 10–11). Не имея против Христа никаких реальных обвинений, они искали на Него лжесвидетельства (Мф. 26, 59), действовали подкупом и по воскресении Его распустили слух, что Христос не воскрес (см.: Мф. 27, 62–64; 28, 12, 13, 15). Вот как предвозвещал это событие пророк Захария: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице. Тогда сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам (ср.: Зах. 9, 9–10). За это Господь неоднократно называет их лицемерами (ср.: Мф. 23, 13; 22, 18), змиями, порождениями ехидниными (ср.: Мф. 3, 7; 12, 34; 23, 33; Лк. 3, 7), вождями слепыми и безумными и слепыми (ср.: Мф. 23, 16, 17), слепыми вождями слепых (ср.: Мф. 15, 14), злым родом (Мф. 12, 45), родом лукавым и прелюбодейным (ср.: Мф. 16, 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2423...

Чтобы не разглашать дела, требовавшего возможной тайны, апостол не говорит о нем сотнику, а просит отвести племянника своего прямо к тысяченачальнику, так что знали о замысле на жизнь Павла только трое – сам Павел, племянник его и тысяченачальник ( Деян.23:22 ). «Достойно удивления, говорит Златоуст, как Павел не смутился и не сказал: что же это значит? Справедливо ли сказанное мне Христом? ( Деян.23:11 ) Нет, он не думал и не чувствовал ничего такого, а только веровал. Впрочем, веруя, он не дремал, и не преминул сделать то, что можно было при помощи человеческой мудрости». Деян.23:18 .  Тот, взяв его, при­вел к тысяченачальнику и сказал: узник Павел, при­звав меня, про­сил отвести к тебе этого юношу, который имеет нечто ска­за­ть тебе. «Узник Павел» – при сравнительной легкости заключения Павел все же остается узником ввиду неопределенности важности и степени его виновности. Деян.23:19 .  Тысяченачальник, взяв его за руку и отойдя с ним в сторону, спрашивал: что такое имеешь ты ска­за­ть мне? «Взяв за руку» – выражение дружелюбия, одобрения и готовности внимательно отнестись к заявлению. «Отшедши с ним в сторону» – для лучшего сохранения тайны. Деян.23:23 .  И, при­звав двух сотников, сказал: при­готовьте мне во­инов пеших двести, кон­ных семьдесят и стрелков двести, чтобы с третьего часа ночи шли в Кесарию. «Воинов двести» – разумеется – «пеших», с полным вооружением, в отличие от конных воинов и легковооруженных стрелков. Конвой апостола, таким образом, состоял из 400 пехоты и 70 человек всадников. Неизлишняя предосторожность, вызванная разве немного менее угрожающим количеством озлобленных врагов Павла. «С третьего часа ночи» – по-нашему – с 9-го часа вечера. Такое распоряжение дается отчасти потому, что в тех жарких странах удобнее путешествовать ночью, отчасти же и для большей безопасности от иудеев, для чего требовалась также и спешность ( Деян.23:31, 32 ). Деян.23:24 .  Приготовьте также ослов, чтобы, по­садив Павла, пре­проводить его к правителю Феликсу. В распоряжении Лисия вести Павла на ослах нельзя не видеть его заботы об удобствах и облегчении пути для апостола, а отсюда и его расположения к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 24 1–6. Опустошение земли и наказание ее обитателей за их нечестие. 7–13. Исчезновение с земли всякой радости. 14–18а. Праведные – спасены, виновные – наказаны. 18–20. Потрясение земли. 21–23. Наказание царей земных и воцарение Всевышнего Ис.24:1–6 . Пророк видит, как Господь опустошает землю и совершает Свой правый суд над всеми людьми без различия, потому что люди, населяющие землю, преступили вложенные в их сердца божественные повеления и осквернили себя всякими грехами. Ис.24:1 . Вот, Го­с­по­дь опустошает землю и делает ее бес­плодною; изменяет вид ее и рас­севает живущих на ней. Так как пророку будущее земли было открыто в видении, то ясно, что пророчество его не могло иметь строгой последовательности в изображении разных моментов будущего суда над землей, а равно также из него не видно, когда начнется этот суд, как и кем он будет произведен. Ясно только, что пророчество это имеет в виду последние времена мира и начинает собою ряд пророчеств об этих временах, которые (пророчества) заканчиваются 27 главой. «Делает ее бесплодною» – правильнее, опустошает, разоряет. «Вид», т. е. все существующие на ней города, укрепления и проч. Ис.24:2 . И что будет с народом, то и со священ­ником; что со слугою, то и с го­с­по­дином его; что со служанкою, то и с го­с­по­жею ее; что с по­купа­ю­щим, то и с про­да­ю­щим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с да­ю­щим в рост. Несмотря на различие в общественном положении, все люди будут подвергнуты наказанию от Бога. Ис.24:3 . Земля опустошена вконец и совершен­но раз­граблена, ибо Го­с­по­дь изрек слово сие. Ис.24:4 . Сетует, уныла земля; по­никла, уныла вселен­ная; по­никли воз­вышав­шиеся над народом земли. «Изрек слово сие» – т. е. так решил, повелел. «Возвышавшиеся над народом земли» – возможно правильнее, по Condamin " у, – небо вместе с землею погибнет! Ис.24:5 . И земля осквернена под живущими на ней, ибо они пре­ступили законы, изме­нили устав, нарушили вечный завет. «Преступили законы», т. е. данные всему человечеству предания ( Быт.9 и сл.) и голос своей совести ( Рим.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010