Блаж. Августин. De Genesi ad litt. V, 18, PL 34, 334; cp. De Trin. IX, 6, PL 42, 965: одно дело понятие вещи в ней самой, другое — в ее вечной истине; см. также De Trin. VIII, 4 vel s. n. 7, PL 42, 951–952. См. еще De divers, quaest., 46, n. 2, PL 40, 30: Итак, слово «идеи» мы можем перевести на латинский язык как «формы» или «виды»… Действительно, существуют изначальные идеи — некие формы или логосы вещей, стабильные и неизменные, которые сами по себе не оформлены и посему вечны и всегда самотождественны, ибо содержатся в Божественном Уме. И хотя они не возникают и не погибают, по ним оформляется всё, что может возникать и погибать, и всё, что возникает и погибает. 477 Преп. Максим Исповедник. Schol. in lib. de divin. nomin., in VII, 3, PG 4, 352: ибо сущее… это образы и подобия Божественных идей… образами каковых являются созданные твари. 478 Преп. Максим Исповедник. Schol. in lib. de divin. nomin., in V, 5, PG 4, 317С. 479 Преп. Максим Исповедник. De charit. IV, 4, PG 90, 1048С: Творец, когда восхотел, осуществил и привел в бытие от века предсуществующее в Нем ведение сущих…; ср. Schol. in lib. de divin. nomin., in IV, 14, PG 4, 265C. Следует также разобраться в различении родов «образов» у Дамаскина: De imagin. III, 18–20, PG 94, 1340–1341; русский пер.: 1, 400–401. Первый вид образа — естественный, — Сын. Второй — предвечный совет в Боге. Третий — человек; это — образ «по подражанию», созданный в подражание Богу, так как не может созданный быть одной природы с несозданным. В данном месте Дамаскин богоподобие усматривает в троечастности единой человеческой души; ср. Fragm., PG 95, 574. Указанием на разноприродность Бога и человека оттеняется Божественность вечных «идей» совета. Понятие «образа» получило законченное определение только в эпоху иконоборческих смут, всего полнее у преп. Феодора Студита. Возможность икон он связывает прямо с творением человека по образу Божию. «То, что человек сотворен по образу и подобию Божию показывает, что устройство изображений есть в некотором роде дело божественное» (Преп. Феодор Студит. Antirrh. III, 2, 5, PG 99, 420; русский пер. 1907: I, 178). Преп. Феодор применяет мысли «Ареопагитик». В данном случае достаточно отметить, что преп. Феодор подчеркивает неразрывность связи между «образом» и «первообразом» и резкое различие между ними по существу или естеству, см. Antirrh. III, 3, 10: «Один не отделяется от другого, исключая, конечно, только различия сущностей» — (PG 99, 424; русский пер.: 1, 192). Ср. Schwarzlose К. Der Bilderstreit. Gotha, 1890, S. 174 ft; Свящ. Н. Гроссу. Преп. Феодор Студит. Его время, жизнь и творения. Киев, 1907, сс. 198 и далее, 180 и далее; Доброклонский А. П. Преп. Феодор Студит. Т. I. Одесса, 1901 (1914). 480

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Посвящение и посвященные в Тибете. - СПб., 1994, с. 51). Ломакина И. Голова Джа-ламы. с. 73 Ломакина И. Голова Джа-ламы. с. 210 Ломакина И. Голова Джа-ламы. с. 78. Бурдуков А. В. Человеческие жертвоприношения. с. 188. Бурдуков А. В. Человеческие жертвоприношения. с. 189. Бурдуков А. В. Человеческие жертвоприношения, с. 188; Ломакина И. Голова Джа-ламы. с. 210. Бурдуков А. В. Человеческие жертвоприношения. с. 189. Юзефович А. Самодержец пустыни, с. 149. Ломакина И. Голова Джа-ламы. сс. 208 - 209. Юзефович Л. Самодержец пустыни, с. 156. Напомню, что барон Унтерн, один из самых жестоких деятелей Гражданской войны, был буддистом и никогда не был христианином. Цит. по: Юзефович Л. Самодержец пустыни, с. 153. Дмитриева Л. Карма в свете " Тайной Доктрины " Е. П. Блаватской и Агни Йоги Рерихов. Спецкурс лекций по Основам Эзотерической Философии, прочитанный в Государственном Университете Молдовы и Международном Независимом Университете в 1993 - 95 гг. Тематическое приложение к газете Агни Священный. Кишинев, 1996, Беседа 9. с. 118. Корпев В. И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии. М., 1987, cc. 186 - 187. " Благочестивые обители обладали также и целыми боевыми дружинами монахов... В ту далекую эпоху (в XVI веке) религиозные секты Тибета, которые можно сравнить с католическими монашескими орденами, вели беспрестанные войны за власть, над страной. Основным соперником желтошапочников Гелуглы были красношапочники Кармапы. В самый кульминационный момент войны между красными и желтыми последние решили привлечь на свою сторону племена джунгар, хошутов и торгоутов. Главой их племенного союза считался Турул-байхур, более известный как Гуши-хан. В 1642 г. его армия разгромила боевые отряды Карманы, а вождь союзников передал верховную власть над Тибетом Далай-Ламе V - Агван-/1овсанЧжямцо, прозванному " Пятым Великим " " (Шишкин О. Н. К. Рерих. Мощь пещер. (1)//Сегодня. 10.12.94). Данные из книги: Samson G. А History of Japan. Vol. 3.- Stanford, California, 1963, рр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1036...

Макаров А• И. К проблеме понимания Евхаристии Феофаном III, митрополитом Никейским//Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 10:1, 2009. Сс. 53–61. Макаров А-И. О полемике с антипаламитами в «Пяти словах о Свете Фаворском» Феофана Никейского //Античная древность и средние века. 37, 2006. Сс. 329–340. Макаров А И. Слава Божия или слава ангелов? Некоторые аспекты полемики об ангелах на третьем этапе исихастских споров (Постановка проблемы)//ХТРАТНГОХ. Сборник статей в честь Владимира Васильевича Кучмы/Отв. ред. С. Н. Малахов. Армавир, 2008. Сс. 71–94. Макаров А• И. Учение св. Феофана Никейского о грехопадении и тлении естества//Проблемы теологии. Вып. 3. Ч. 2/ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педаго-гический университет». Екатеринбург, 2006. Ч. 2. Сс. 122–134. Макаров А. И. Учение св. Феофана Никейского о христологичес-ких основаниях обожения//Христианская мысль. 3,2006. Сс. 52–61. Макаров А• Через Свет Фаворский к божественной перихоре-зе: Основные моменты богословия обожения св. Феофана Никейского //Символ. 52, 2007. Сс. 117–138. Прп. Каллист Ангеликуд . Иной паламизм Господина Каллиста Тиликуды о безмолвнической жизни//Доброголюбие в русском переводе, дополненное. Т. 5. М., 19002. Сс. 429–435. [Репр.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992]. Зябяицев Ю. П. Платонизм и богословие Каллиста Катафиги-ота//Беседа. 8, 1990. Сс. 30–38. Леонтьев Н. А. Уцелевшие главы Каллиста Катафигиоча, обдуманные и весьма высокие, о Божественном единении и созерцательной жини//Аскетические творения святых отцов: Каллиста Ка гафишота, О Божественном единении и созерцательной жизни Иоанна Карпафийского , Слово подвижническое/Пер. с греч. Н. А. Леонтьев//Православный собеседник. 2: 7–8,1898. Сс. 5–102. Макаров А. И. Из истории византийской философии XIV в. (Об определении термина «философия» в «Четырех исихастских трактатах» св. Каллиста Ангеликуда )//Историко-археологичес-кий альманах. 6, 2000. Сс. 50–52. Koutsas S. Callistos Angelicoudes. Quatre traites hesychastes inedits/Introduction, texte critique, traduction et notes par Archim. Symeon Koutsas, Dr. en Theol. Athenes, 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

26 Речь идет о Л. Н. Толстом, который косвенно обращается к аллегории аввы Дорофея в рассказе “Суратская кофейная” (1891). 52 Ср. Проф. М. М. Тареев. Христианская философия. Часть первая. Новое богословие. М., 1917, сс. 54–55, 105–110. О профессоре МДА М. М. Тарееве и его взглядах см. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991, сс. 439–444 (указано Е. Холмогоровым); Богословский вестник, вып. 1. С.-Посад, 1993, сс. 37–38. 61 Очень ценил переводы преп. Паисия Величковского на церковнославянский язык духовный отец матушки Игнатии схиархимандрит Игнатий. 73 Об эпохе и личности преп. Амвросия Оптинского уже опубликованы некоторые исследования; см., например, Архимандрит Иоанн (Маслов). Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993. 74 См. Летопись Серафимо-Дивеевскаго монастыря Нижегородской губ. Ардатовскаго уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобнаго Серафима и схимонахини Александры, урожд. А. С. Мельгуновой. Составил Архимандрит Серафим (Чичагов). СПб., 1903, с. 314. 76 Житие и подвиги в Бозе почившаго блаженныя памяти старца схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений. Ч. 2. М., 1889, с. 8. 86 Письма к разным лицам Игумена Антония, бывшаго настоятеля Мало-Ярославецкаго Николаевскаго монастыря. М., 1869, сс. 10–11. 93 О схимонахине Марфе см. Летопись Серафимо-Дивеевскаго монастыря, сс. 171–172, 235–236, 266–271. Об инокине Елене (Мантуровой) см. Там же, сс. 156, 164–171, 276–280, 293–294, 417–425. 94 Об игумении Таисии Оренбургской см. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX вв. Октябрь. М., 1909, сс. 739–776; Игумения Таисия, основательница Оренбургского Успенского женского монастыря. (Очерк ее жизни.) Шамордино, 1909. 95 Прославлен в 1994 г. В издательстве “Зачатьевский монастырь” готовится к печати книга его писем настоятельницам монастырей. 96 Игумения Арсения, настоятельница Усть-Медведицкаго монастыря Области Войска Донскаго. М., 1913, сс. 139–140. 101 Книга об игумении Арсении (см. прим. 1 на с. 201), в которой находятся и ее письма, переиздана Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем в 1994 г. О ней см. также Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX вв. Июль. М., 1909, сс. 413–435. (Переиздано: Козельск, 1994.)

http://pravmir.ru/slovo-o-starchestve/

357. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES LATINA. 6, 535. 358. См. любое издание «Православного Молитвослова» (Последование ко св. Причащению и Молитвы по св. Причащении). 359. И. Попов. Идея обожения в древневосточной Церкви: Вопросы философии и психологии. 1906. Кн. 97. С. 213. 360. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 2, 98. 361. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 94, 924. 362. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 143. 363. Плотин. Эннеады 1, 2, 6. 364. A Greek-English Lexicon. Ed. H. G. Liddell, R. Scott. Oxford, 1989. Рр. 365-366. 365. Молитвы по святом Причащении. 366. Гимн 9, 1-51 [SOURCES CHRETIENNES. 154, 224-228]. 367. Гимн 16, 21-33 [SOURCES CHRETIENNES. 174, 12]. 368. Гимн 28, 136-166 [SOURCES CHRETIENNES. 174, 304-308]. 369. Гимн 19, 107-147 [SOURCES CHRETIENNES. 174, 104-106]. 370. Слово 6, 7-27 [Беседы, послание и слова. Сс. 423-436]. 371. Слово огласительное 17, 1-108 [SOURCES CHRETIENNES. 104, 254-262]. 372. Ипполит Римский. Творения. Вып. 2. Казань, 1899. Сс. 13-14. 373. Посмертные вещания преп. Нила Мироточивого. Афон, 1912. 374. Православный календарь на 1992 г. Каунас, 1991. Сс. 36-37. 375. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 3. СПб., 1905. С. 3, с. 69. 376. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 3. СПб., 1905.. С. 70. 377. Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. М., 1991. Сс. 16-19. 378. Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. М., 1991. С. 153-156. 379. Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. М., 1991. С. 156. 380. См., в частности: Суд за гробом, или Мытарства преподобной Феодоры. М., 1907. Сс. 20-36. 381. Цит. по: Архимандрит Амвросий (Погодин). Св. Марк Эфесский и Флорентийская уния. Джорданвилль, 1963. Сс. 119-121. 382. Последование погребения мирских человек. См.: Требник. М., 1991, с. 202. 383. Ф. Достоевский. Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., 1991. Т. 9. Сс. 357-358. 384. Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. Сс. 162-163.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Графова. М., 2004. (Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского). Грейвс – Патай 2002 – Грейвс Р., Патай Р. Иудейские мифы. Книга Бытия. М., 2002. Грилихес 1999 – Грилихес прот. Л. Археология текста: сравнительный анализ Евангелий от Матфея и Марка в свете семитской реконструкции. М., 1999. Данн 2009 – Данн Дж.Д. Новый взгляд на Иисуса: что упустил поиск исторического Иисуса? М., 2009. Десницкий 2004 – Десницкий А.С. «Ты жених крови у меня» как можно истолковать Исход 4:24–26?//АО 40 (2004), сс. 59–72. Десницкий 2007а – Десницкий А.С. Поэтика библейского параллелизма. М., 2007. Десницкий 2007b – Десницкий А.С. Сыны Божьи: люди или духи? История толкований на Бытие 6:2 //ВДИ 2007:3, сс. 184–199. Десницкий 2007с – Десницкий А.С. Что и кому Христос возвещал в темнице? (интерпретации 1Петра 3:19 )//АО 50 (2007), сс. 72–78. Десницкий 2008 – Десницкий А.С. Интертекстуальность в библейских повествованиях//ВМГУФил 2008:1, сс. 14–20. Десницкий 2009 – Десницкий А.С. Библейская филология в социальном контексте//ВМГУФил 2009:2, сс. 94–100. Десницкий 2010а – Десницкий А.С. Толкование двух трудных мест из новозаветных Посланий//ВМГУФил, 2010:2:25–30. Десницкий 2010b – Десницкий А.С. Образцовый crux interpretum Ветхого Завета: Малахия 2:15//ВДИ 2010:2:165–172. Десницкий 2010с – Десницкий А.С. Аллегория и типология в Библии и у древних экзегетов//Вос, 2010:2:18–27. Додд 2004 – Додд Ч.Г. Притчи Царства. М., 2004. Жукова 1998 – Жукова Л. Интерпретация еврейской Библии у Павла//БЛЛИ 1. М., 1998, сс. 151–172. Кауфман 1997 – Кауфман И. Религия Древнего Израиля//Библейские исследования. Сб. статей под ред. Б.Шварца. М., 1997. Кашкин 2007 – Каткин В.Б. Основы теории коммуникации. М., 2007. Клочков 1983 – Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983. Кнорина 1997 – Кнорина Л.В. Лингвистические аспекты еврейской традиции комментирования//ВЯ, 1997, 1, сс. 97–108. Кулаков 2009 – Пятикнижие Моисеево в современном русском переводе. Под ред. М.П. Кулакова. Заокский, 2009.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

1 “Житие преподобного Сергия” Епифания Премудрого//Памятники древней письменности и искусства. Вып. 58. СПб., 1855 (Цит. по: Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, с. 34). 2 Флоренский П. А. Троице-Сергиева лавра и Россия//Троице-Сергиева лавра. Сергиев, 1919, сс. 19–20. 3 См. Малков Ю. Г. Некоторые аспекты развития восточно-христианского искусства в контексте средневековой гносеологии//Советское искусствознание. 1977/2. М., 1978, сс. 93–94. Он же. Апофатизм и развитие восточно-христианского символизма//Вопросы искусствознания. 2–3/94. М., 1994, сс. 94–114 (особенно сс. 96–98). 4 См. примеры таких композиций IV–V вв.: Вздорнов Г. И. Троица Андрея Рублева. Антология. М., 1981. Илл. 1, 3. 6 Цит. по: Прот. В. Бороздинов. Икона “Пресвятая Троица” преподобного Андрея Рублева//ЖМП. 1990, 6, с. 68. 7 Сочинения святого Иустина Философа//Памятники древней христианской письменности. Т. 3. М., 1862, сс. 103–105, 233–239 и особенно 240–249, 357–362. 8 Цит. по: Малицкий Н. К. К истории композиции ветхозаветной Троицы//Se­minarium Kondakovianum II. Прага, 1928, сс. 37–38. 14 См. об этом Малков Ю. Г. Некоторые аспекты развития восточно-христианского искусства в контексте средневековой гносеологии; Он же. Апофатизм и развитие восточно-христианского символизма; Бычков В. В. Образ как категория византийской эстетики//Византийский временник. Т. 34. М., 1973. 15 Цит. по: Архиепископ Сергий (Голубцов). Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева//Богословские труды. Сб. 22. М., 1981, с. 22. 18 Воспр. соответственно: Dalton O. M. Byzantine Art and Archaeology. Oxford, 1911, p. 650, t. 412; Вздорнов Г. И. Указ. соч. Илл. 12; Там же. Илл. 13; Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика из камня XI–XV вв. М., 1983, 84; Чубинашвили Г. Н. Пещерные монастыри Давид-Гареджи. Тбилиси, 1948. Табл. 121 и 86; Амиранашвили Ш. История грузинской монументальной живописи. Т. 1. Тбилиси, 1957. Табл. 41, 42. 19 Воспр.: Вздорнов Г. И. Указ. соч. Илл. 14; Он же. Новооткрытая икона “Троицы” из Троице-Сергиевой лавры и “Троица” Андрея Рублева//Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. М., 1970. Илл. на с. 121. В данном случае “клавы” архангелов-вестников не следует смешивать с “клавом”, обычно присутствующим на одежде Бога Сына как символ одновременно Его посланничества в мир и Его царственного достоинства (именно в таком качестве “клав” и присутствует на хитоне центрального ангела в рублевской “Троице”).

http://pravmir.ru/svyataya-troicaprepodo...

34 О различных позициях, занятых упомянутыми здесь исследователями “Троицы” в рассматриваемом вопросе см. Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа, сс. 36, 61; Антонова В. И. и Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Т. 1. М., 1963, с. 287; Прот. Л. Воронов. Андрей Рублев — великий художник Древней Руси//Богословские труды. Сб. 14. М., 1975, с. 90; Вздорнов Г. И. Новооткрытая икона “Троицы”… , с. 147, примеч. 80 и с. 148, примеч. 82; Он же. Троица Андрея Рублева, сс. 12–14, 75–76, 97, 105, 115; Прот. А. Салтыков. Иконография “Троицы” Андрея Рублева//Древнерусское искусство. XIV–XV вв. М., 1984, сс. 83–84; Смирнова Э. С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988, с. 23; Мюллер Л. К вопросу о догматическом содержании “Троицы” святого Андрея Рублева//Контекст. Литературно-теоретические исследования. 1990. М., 1990, сс. 88–110. 35 См. Воскресное чтение. Киев, 1841, 5, сс. 17–21; у о. Иоанна Мейендорфа вариант перевода: “…один Господь, Один от Одного, Бог от Бога, Образ и Подобие Божества…”. — Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс–Москва, 1992, с. 110. 36 Цит. по: Прот. Г. Флоровский. Восточные Отцы IV-ro века. 2 изд. М., 1992, с. 40. Св. Афанасий здесь повторяет по сути слова из “символа веры” св. мученика Лукиана Антиохийского, который называет Сына “неотличным образом Божества Отца”; этот “символ” был использован во II-й формуле Антиохийского собора 341 г. (см. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. IV. М., 1994, сс. 57–59). 37 Слово (стихотворение) 2//Творения св. Григория Богослова. Т. 2. (репринт). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 51. 38 Св. Григорий Нисский. Против Евномия//Patrologiae cursus completus. Series graeca (далее — PG). T. 44, col. 636. 39 Св. Василий Великий. О Святом Духе//Творения святых отцев. Год четвертый. Кн. 2. М., 1846, с. 300. 41 Св. Иоанн Дамаскин. Об образах, III, 18.//PG, t. 94, col. 1940AB. Подобные же высказывания позднее мы находим и у преп. Симеона Нового Богослова: “образ Отца — Сын, а образ Сына — Дух Святой. Поэтому видевший Сына видел Отца, видевший Духа Святого видел Сына, ибо апостол хорошо сказал, что Дух есть Господь в Его вопиянии «Авва, Отче!» Не так, будто Сын есть Дух, да не будет! Но что во Святом Духе — видим и созерцаем Сына Божия. И что никогда Сын без Духа или Дух без Сына не открывается кому-нибудь, но что Сын в Самом Духе и посредством Духа вопиет Сам «Авва, Отче!»” (Нравственные слова. — Eth. 3, 361–374); все тексты преп. Симеона даются в нашей статье в переводе архиепископа Василия Кривошеина (далее — а. В. (К.)) и опубликованы им в книге: Преподобный Симеон Новый Богослов. 949–1022. Париж, 1980. Данный текст цит. по: а. В. (К.), с. 244. (Существует новое издание данной книги: Архиепископ Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Нижний Новгород. 1996. — Ред.).

http://pravmir.ru/svyataya-troicaprepodo...

Свт. Иоанн Златоуст. 12-я Беседа на Послание к Ефесянам, 3 (92-94).//Творения, – СПб., 1905, т. 11, кн.1, с. 108. 196 Свт. Серапион, митр. Владимирский. Поучение//Памятники литературы Древней Руси. XIII в. – М., 1981, с. 451. 197 Православный календарь для семейного чтения. 1997 г. – СПб., Сатис, 1996, с. 98. 198 Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова). – Оптина пустынь, 1994, сс. 260-261. 199 «Хотя жизнь наша и худа, но так как мы по благодати Божией весьма твердо держимся догматов истины, то и возвышаемся над кознями диавольскими» (св. Иоанн Златоуст. 75 беседа на Евангелие от Матфея//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.7. ч.2. Спб., 1901, с. 758). 200 О суевериях. – М., Сретенский монастырь, 1995, сс. 37—38. 201 Сочинения преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкаго. – М., 1837, т. 14, сс. 121-123. 202 Православный календарь для семейного чтения. 1997 г. – СПб., Сатис, 1996, с. 174. 203 Св. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. 51,517//Творения. Т.7. Спб., 1901, С. 533. 204 Татьяна Горичева. Взыскание погибших//Логос. – Брюссель—Москва. 1984. 41-44, с.78. 205 Свящ. Георгий Вахромеев. Оружие на диавола или как защититься от чародеев. М., 1998, сс. 55-56. 206 Архим. Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди. – Псково-Печерский монастырь, 1993, с. 107. 207 Свящ. Георгий Вахромеев. Оружие на диавола или как защититься от чародеев. М., 1998, сс. 55-56. 208 Книга «Духовная брань». Цит. по: Православный календарь для семейного чтения 1997 г. Спб., Сатис, 1996, с. 100. На стр. 173 в этом же календаре написано: «Народное поверие, будто колдуны портят людей, т.е. поселяют дьявола в каких им угодно людей, – нелепое и совершенно неосновательное. Не следует поэтому приписывать им какой-то особенной силы и бояться их». 209 Житие преподобного иеросхимонаха Иллариона Оптинского. – Оптина пустынь, 1993, сс. 187—188. Аналогичный совет в книге «Духовная брань» приводится со ссылкой на о. Симеона (и так он цитируется в «Православном календаре для семейного чтения на 1997 г» – Спб., Сатис, 1996 г., с. 175). 210

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

6 О генеалогии этого святого см. Янин В. Л. К вопросу о происхождении Михаила Клопского//Археографический ежегодник за 1978 год. М., 1979, сс. 52–61. 7 См.: Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. СПб., 1841, сс. 195–196. Подобно поступил и преподобный Герасим Болдинский (†1554; пам. 1 мая), ученик преподобного Даниила Переяславского. Перед своей кончиной он “бил челом” царю Иоанну Грозному и Митрополиту Макарию о покровительстве своему монастырю (Архим. Андрей. Житие преподобного Герасима, Болдинского Чудотворца. М., 1893, с. 44). 8 Видение Иродиона, како виде преподобного Александра и Митрополита Макария, со церквы Николаа (Публикацию подготовил архим. Никодим по ркп.: СПбДА 276, лл. 156 об.–158 об.)//Олонецкие епархиальные ведомости. 1903, 19, часть неофициальная, с. 664. 9 Подробнее об их взаимоотношениях см. Игумен Макарий (Веретенников). Преподобный Александр Свирский “новый чюдотворец” — русский подвижник XVI века. К 450-летию со дня кончины//Богословские труды. Сб. 23. М., 1982, сс. 325–329; Архимандрит Макарий (Веретенников). Преподобный Александр Свирский и святитель Макарий, митрополит Московский//Альфа и Омега. 1995, 1 (4), сс. 135–144. 10 Корольков Н. Преподобный Макарий Римлянин. Новгородский чудотворец и его обитель ныне Воскресенский миссионерский монастырь. Изд. 2. СПб., 1895, с. 22; Архим. Никодим. Преподобные Александр Свирский и его ученики-подвижники//Олонецкие епархиальные ведомости. 1903, 3, часть неофициальная, с. 76. 11 Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей//Православный собеседник. Ч. 2. Казань, 1859, с. 101. Тверской патерик (Казань, 1907, с. 71) говорит, что преподобный даже пострижен был архиепископом Макарием. 12 ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929, сс. 565–566; Диакон П. Веретенников. Святитель Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова (1526–1542)//ЖМП. 1979, 8, с. 70. Некоторые материалы о народностях, населявших эту пятину, см. Попов А. Следы времен минувших. Л., 1981, сс. 94–99, 108–110.

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-i-e...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010