Ной в ковчеге. Голубь приносит в ковчег оливковую ветвь. Роспись катакомб святых Марцеллина и Петра в Риме. III–IV вв. Ной в ковчеге. Голубь приносит в ковчег оливковую ветвь. Роспись катакомб святых Марцеллина и Петра в Риме. III–IV вв. В живописи катакомб Н. изображается в ковчеге, к к-рому возвращается голубь с оливковой ветвью, в позе оранта или протягивающим руки к птице (в катакомбах святых Марцеллина и Петра; в кубикуле О на Виа-Латина; в катакомбах на Виа-Анапо - все III-IV вв.). Эта сцена включена в обширные иконографические программы, к-рые объединены темой спасения (Греческая капелла в катакомбах св. Присциллы, см.: Milburn. 1988. P. 36); капелла Четырех сезонов в катакомбах святых Марцеллина и Петра, см.: Age of Spirituality. 1979. P. 424). История потопа может быть проиллюстрирована более подробно, напр. в кубикуле Б в катакомбах на Виа-Латина ( Ferrua. 1960. P. 118. Fig. 47) Н. представлен сидящим в ковчеге под деревом рядом с женой. В росписях катакомб также встречается сцена «Опьянение Ноя» (Быт 9. 20-27), напр. в катакомбах св. Присциллы и на Виа-Дино-Компаньи (2-я пол. IV в.; (см.: Milburn. 1988. P. 48). В рельефах саркофагов и на предметах мелкой пластики присутствует образ Н.- строителя ковчега (2 саркофага, IV в., Музей Пио-Кристиано, см.: Age of Spirituality. 1979. Cat. 31472. P. 361. 405). На саркофаге из Трира ( Hachlili. 2009. P. 70), на чаше с ветхозаветными сценами (1-я пол. IV в., Римско-Германский музей в Кёльне) Н. в позе оранта стоит в ковчеге (в виде сундука с замком), над ним вьется голубь с оливковой ветвью, возле ковчега ворон выклевывает глаз у утонувшей коровы (сцена из апокрифов) (Age of Spirituality. 1979. Cat. 377. P. 420-421). Выход из ковчега. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 1154–1166 гг. Выход из ковчега. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 1154–1166 гг. В ранневизант. время отдельные сюжеты истории Н. встречаются в монументальном искусстве (напр. на напольных мозаиках Мопсуестии, 2-я четв. V в.) - праотец представлен с атрибутом - ковчегом в руках; изображение сыновей Сима и Иафета, окруженных птицами, дают основания полагать, что это сцена принесения жертвы после спасения от потопа ( Hachlili. 2009. P. 69. Fig. IV-9). На фресках мон-ря Бауит (VI-VII вв., см.: Milburn. 1988. P. 150) Н. с семьей изображен в ковчеге. Подробные иллюстративные циклы, посвященные Н., были включены в ранние рукописи, напр., в лондонскую рукопись кн. Бытие (LondBrit, Lib. Cotton Genesis. Otho. B. VI, рубеж V и VI вв.); 11 сцен из истории Н. представлены в Венском Генезисе, среди них: «Потоп», «Принесение Ноем жертвы после потопа», «Бог заключает завет с Ноем», «Опьянение Ноя» и др. (Vindob. Theol. gr. 31, VI в. Fol. 2, 2v, 3, 3v).

http://pravenc.ru/text/2577915.html

На VI - нач. III в. до Р. Х. приходится эпоха расцвета Карфагенской морской и торговой державы. В ее состав входила значительная часть побережья Зап. Средиземноморья, в т. ч. территории совр. гос-в Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, юж. и юго-вост. районы Испании и Португалии, Балеарские о-ва, Сардиния и зап. часть Сицилии. В нач. VI в. до Р. Х. К. вступил в длительную войну с греч. колониями за гегемонию в Зап. Средиземноморье ( Diodor. Sic. Bibliotheca. V 9. 2). Перелом в этой борьбе наступил в 535 г. до Р. Х., после победы карфагенян совместно с этрусками в битве при Алалии над объединенным флотом греко-фокейских колоний Италии и Юж. Галлии. Добившись победы, в посл. четв. VI в. до Р. Х. К. подчинил себе все североафрикан. побережье западнее Киренаики, зап. и сев. районы Сицилии, Сардинию, Корсику и Балеарские о-ва. Отношения К. с др. финик. колониями в Африке и на Сицилии строились, вероятно, на принципах союза, подобного Афинской архэ V в. до Р. Х. Признавая гегемонию К., они вносили определенную сумму в его казну и выставляли военные контингенты в общую армию. В кон. VI в. до Р. Х. в результате разгрома Тартесса (Таршиша) была установлена власть К. в Юж. Испании, где центром стала финик. колония Гадес (ныне Кадис). Преемники правителя К. Малха Магон и его сыновья Гасдрубал и Гамилькар реорганизовали армию К. В нач. V в. до Р. Х. К. поддерживал Персидскую державу в войнах против греков; в 480 г. карфагеняне проиграли битву с сицилийскими греками при Гимере. Греч. и рим. авторы нередко называли Малха и нек-рых его преемников «царями». Тем не менее в период расцвета К. был олигархической республикой, хотя отдельные полководцы и их кланы фактически устанавливали контроль над политикой гос-ва, и власть долгое время могла удерживаться в руках одной семьи. После гибели Гамилькара при Гимере и ослабления рода Магонидов произошли существенные изменения в политической системе К. Отныне гос-вом управляли 2 высших правителя-суффета (лат. suffetes, судьи). Суффеты избирались на год исключительно из олигархической среды членов городского совета (греч. авторы именуют его герусией, римские - сенатом). Кроме того, выдвигаемые тем или иным кланом полководцы играли важную роль до разгрома К. во 2-й Пунической войне в 202-201 гг., когда армия К. была фактически упразднена.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

А. п. состоят из 8 книг, включающих материалы канонического, литургического и дисциплинарного характера, и представляют собой компиляцию из литургико-канонических памятников I-III вв.; кроме того, содержат нек-рые оригинальные тексты. Названия книг: I - О мирянах, II - О епископах, пресвитерах и диаконах, III - О вдовицах, IV - О сиротах, V - О мучениках, VI - О расколах, VII - Об образе жизни, благодарении и христ. посвящении, VIII - О дарованиях, рукоположениях и церковных канонах; содержание книг шире этих названий. Книги I-VI являются переработкой всего текста «Дидаскалии» (1-я пол. III в.); они были использованы при реконструкции греч. текста «Дидаскалии», сохранившейся в переводах на сир. и др. языки ( Funk. Didascalia). Гл. 1-32 VII кн. включают достаточно сильно переработанный (по сравнению с «Дидаскалией») текст «Дидахе» (посл. четв. I в.), в гл. 33-49 помещены различные литургические тексты (кроме гл. 46, где перечисляются первые епископы важнейших городов, поставленные апостолами), частично заимствованные из Библии, частично не встречающиеся в более ранних памятниках. Гл. 1-2 VIII кн. предположительно содержат текст литургико-канонического памятника 1-й трети III в., отождествляемого с утраченным «Апостольским преданием о харизмах [дарованиях]» (J. Magne); порядок тем в гл. 3-45 точно соответствует порядку тем в «Апостольском предании» (III в.), с к-рым тем не менее в отличие от «Дидаскалии» и «Дидахе» указанные главы А. п. редко обнаруживают текстуальное сходство; в 47-й гл. помещены 85 Апостольских правил ( Metzger. T. 1. P. 15-24); небольшая гл. 48 является заключением. Кроме библейских книг в А. п. часто цитируются различные апокрифические деяния, а также подлинные и псевдоэпиграфические послания сщмч. Климента Римского ( ок. 101) (Ibid. P. 24-30). Лит. цельность А. п. доказывает единство памятника, составитель к-рого попытался согласовать между собой все указанные источники, однако в тексте остались небольшие противоречия: согласно II кн., лобзание мира на литургии предшествует мирной ектении (57. 17), а согласно VIII - следует за ней (11. 9); об ап. Иакове, брате Господнем (см. Иаков Праведный ), в ряде мест говорится как о живом (II 55. 5; VI 12-14; VIII 4. 1), но дважды (V 8. 1; VII 46. 2) - как об умершем. Авторство и датировка

http://pravenc.ru/text/Апостольские ...

Вероятно, составитель т. н. текста из Фарфы использовал несохранившийся источник, к к-рому восходят упоминания об И. в Мученичествах святых, пострадавших в Везонционе и в Валенции. На это указывает упоминание о некоем Мученичестве И. (passio ipsius), в котором, по словам агиографа, подробно сообщалось о гибели святого. Предположение о существовании первоначальной редакции Мученичества И. позволяет устранить противоречия в гипотезе ван дер Стратена. Основным источником сведений, использованным в этом несохранившемся Мученичестве, могла быть лат. версия «Церковной истории» Евсевия Кесарийского и Руфина, где гибель Лугдунских мучеников в 177 г. ошибочно отнесена к эпохе Септимия Севера (в оглавлении 5-й кн.; в тексте это событие датировано правлением Антонина Вера, т. е. Марка Аврелия ( Eusebius Werke. Bd. 2: Die Kirchengeschichte/Hrsg. E. Schwartz, Th. Mommsen. Lpz., 1903. Tl. 1. S. 395, 403)) и где упоминается также о «гонении Севера» (Ibid. Lpz., 1908. Tl. 2. S. 519). Опираясь на лат. версию Руфина, в к-рой текст Евсевия существенно сокращен, агиографы могли смешать гибель мучеников в 177 г. и «гонение Севера», а также представить св. Захарию как ученика И. Поскольку последние упоминания об И. у Руфина предшествуют сообщению о «гонении Севера», кончина святого была отнесена к правлению этого императора. Первоначальное Мученичество И. могло быть создано в Лугдуне, который между 470 и 534 гг. был столицей Бургундского королевства. Так, по мнению Б. Божар, в предании об И., сохранившемся в более поздних текстах, отразилось стремление к «утверждению церковного примата Лугдуна» в бургундскую эпоху ( Beaujard. 2000. P. 222). Мученичество могло быть составлено только после завершения сочинения Руфина (ок. 402), но не позднее нач. VI в. Наиболее вероятной датировкой Мученичества является сер.- 2-я пол. V в., когда Лугдунскую кафедру занимал еп. Патиент (Пациент), к-рый был известен благотворительностью, строил храмы (предположительно им была сооружена базилика над могилой И.), покровительствовал словесности и укреплял почитание местных святых. Ко времени еп. Патиента и его предшественника Евхерия (ок. 432 - ок. 450) относится составление пресв. Констанцием из Лугдуна Жития св. Германа Автиссиодурского (Осерского), а также, вероятно, создание 1-й редакции Жития св. Иуста (BHL, N 4599). Возможно, тогда же в Лугдуне были составлены гомилии на дни памяти мучеников Епиподия и Александра и Бландины (PL. 50. Col. 859-865), сохранившиеся в сборнике гомилий Евсевия Галликана (обычно приписываются Фавсту Рейскому). Вероятно, при еп. Патиенте была составлена первоначальная редакция Мученичества И., которая использовалась в Мученичествах святых, пострадавших в Везонционе и в Валенции (не позднее 1-й четв. VI в.), а затем в т. н. тексте из Фарфы (1-я пол. VI в.).

http://pravenc.ru/text/Ириней ...

В росписях апсид тема величия И. Х. получила дальнейшее развитие: И. Х.- средовек, как Творец и Владыка мира, изображен в алтарной апсиде стоящим на облаках с величественно поднятой правой рукой (мозаика в ц. святых Космы и Дамиана, Рим), сидящим на троне (мозаика в ц. Сан-Теодоро, Рим) и сидящим на небесной сфере с крестом в руках (мозаика триумфальной арки ц. Сан-Лоренцо фуори ле Мура, Рим). В одной росписи могут присутствовать одновременно неск. типов изображений И. Х., в т. ч. символических. В ц. Сан-Витале в Равенне в апсиде представлен юный И. Х. со свитком Апокалипсиса, запечатанным 7 печатями, восседающий на сфере в окружении ангелов; на алтарном своде - Агнец в медальоне, к-рый несут ангелы; на вост. арке - в образе мужа-средовека в медальоне, по сторонам также в медальонах изображены апостолы. В ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549) медальон с И. Х. (с бородой) находится в центре украшенного камнями креста на фоне звездной сферы. Изображение креста сопровождается литерами и надписями, свидетельствующими, что крест символизирует Самого И. Х.: Α и Ω, ΙΧΘΥΣ, SALUS MUNDI (лат.- спасение мира). Господь Вседержитель. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. До 526 г. Господь Вседержитель. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. До 526 г. В соответствии с новым типом украшения храмов в апсиде вместо триумфальных или символических образов И. Х. помещали изображение Богоматери с Младенцем - стоящей (ц. Панагии Ангелоктисты в Кити, Кипр, 2-я пол.- кон. VI в.) или сидящей на престоле (кафедральная ц. св. Евфразиана в Порече, Хорватия, 543-553; ц. Панагии Канакарии в Литрангоми, Кипр, 2-я четв. VI в.) с 2 архангелами по сторонам. На фреске капеллы 6 из мон-ря св. Аполлона в Бауите, Египет (VI в.), в апсиде представлены обе темы: в конхе помещена триумфальная композиция на основе видений пророков Иезекииля и Исаии - в небесах, усыпанных звездами, с луной и солнцем, И. Х., сидящий на золотом престоле, с раскрытым кодексом с начертанным в нем Трисвятым, окруженный сиянием славы, с символами евангелистов и поклоняющимися ангелами, на стене - Богоматерь с Младенцем на престоле в окружении апостолов.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

VI. Вещи кремневые. Мы имеем в руках своих восемь кремневых стрел, найденных в Анан. Могильнике. Почти все они в длину около 2 дюймов, большая 2 3 / 8 д., и формою своею похожи на таковые стрелы от каменного века, открытые в других курганах Европейских (рис. их см. таб.1 62–66). Подобные стрелы у Ворсо (в Сев. Древностях 65–67), у Нильсона (Das Steinalter oder die Ureinwohner des Skandinawischen Nordens, überzezt v. Mestorf, Hamburg 1868, Pl. III. 57, 56, 48, 60, Pl. V и VI), у Дорова (S. 48), у Линденшмита (Band l Heft VI Taf. I 9, 10, 15). П.И. Лерх, слышали мы, от Ананьинских крестьян приобрел каменный или кремневый нож или другое какое не малое орудие из каменного века. – Заметим с одной стороны, что две кремневые стрелы, между бронзовыми вещами, найдены и в древнем Кивикском памятнике и некоторых других курганах в Британии 51 , а с другой, что таковые стрелы и каменные орудия встречаются, хотя очень редко, и в некоторых других местах России как на севере, так и на юге 52 . Прошедшего года, когда мы сами были на месте Ананьина Могильника, узнав, что в нем когда-то найден был большой камень с изображением человека, мы употребили все старания к отысканию его, и наконец нашли его у одного крестьянина разбитым на восемь частей, из коих семь, собранные с разных концов двора, и были нам уступлены, а осьмая часть (в общем составе впрочем неважная) совсем пропала. Камень этот, опоковый, найден крестьянином в главном или большом Ананьинском кургане, в земле на четверть от верха, высоты он 6 четвертей 11 верш., ширины внизу 8 верш., а вверху несколько суженном и сведенном полукругом 7 верш., толщины 1 четв. Камень, по сказанию крестьянина, лежал в извращенном положении – вниз головою: в таком положении найдено несколько надгробных камней и в древних курганах на Енисее, в ознаменование того, как гадает г. Спасский, что этот человек умер или пошел в землю 53 . На лицевой выглаженной стороне камня вырезано в глубь, во весь рост, изображение человека, полагаем, современного самому Могильнику, в полном его вооружении и украшении, каковые мы видим на самых скелетах здесь положенных 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

IV в.) и неск. частных домов в хорошем состоянии. Такла (  ) ( Burns. 1999. P. 229; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1803), поселение зажиточных земледельцев в 1,5 км к юго-востоку от Дайр-Симъана. Чаленко считал, что все дома со скромным декором построены в краткий период в сер. V в. В центре 3-нефная базилика, возведенная в тот же период. Лучше др. частей сохранился ее зап. фасад с 3 рядами окон. С юга к храму в VI в. был пристроен баптистерий. В церковном владении находились также 2 пресса для оливкового масла: один пристроен к храму вплотную, другой доступен для всех жителей села. Фафартин (  ) ( Burns. 1999. P. 124; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1153), совр. курдская деревня на месте позднеантичного поселения в 5 км к востоку от Дайр-Симъана, к северо-востоку от Суркании. Сохранились руины древнейшей датированной христ. базилики в Сирии, к-рая, согласно найденной надписи, была построена в 372 г. при участии периодевта Марина. От храма остались алтарная апсида и фундаменты стен. Его территория используется как деревенский скотный двор. Хараб-Шамс (    ) ( Burns. 1999. P. 141; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1241), сельское поселение, расположенное на вост. краю плато Симъан; существовало уже в раннем железном веке (эпохи Ассирийской и Персидской империй). Большинство построек, остатки к-рых сохранились, были возведены в визант. эпоху (IV-VII вв.). На юж. оконечности поселения хорошо сохранившаяся базилика. Ее боковые нефы и пристройки обрушились, но центральный неф с колоннами, аркадами и высоким клересторием сохранился. В конструкциях здания большое число сполий: встречаются капители ионические, коринфские и тосканские. Датировка этого здания остается весьма спорной. Батлер в нач. XX в. определил, что храм мог быть возведен ок. 372 г. (одновременно с базиликой в Фафартине). Однако стиль деталей здания близок к базилике в Мушаббаке (3-я четв. V в.). Вероятно, последнюю дату следует считать более предпочтительной. Возможно также, что храм в кон. IV-V в. неск. раз перестраивали, на что указывал Чаленко. На вершине холма известны также остатки базилики или часовни VI в., вероятно служившей центром мон-ря. Хирбат-Тизин

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Подводное исследование порта показало, что уже в посл. четв. I в. по Р. Х. гавань заполнилась мусором и песком. Обнаруженные в заносах слитки свинца с маркировкой имп. Домициана позволили датировать начало разрушения портовых сооружений. Ряд исследователей указывает на цунами как на возможную причину этого процесса ( Reinhardt e. a. 2006). Период упадка продолжался на протяжении всего рим. и визант. времени, чему способствовало заполнение гавани песком и заиливание. Геологическое исследование позволило обнаружить как минимум 2 тектонических сдвига, датированных периодом поздней античности, из-за которых морское дно местами поднялось на 4-6 м, а тяжелые иродианские конструкции, потеряв опору, провалились. Под рим. набережной (IV в. по Р. Х.) обнаружены скопления морских микроорганизмов, характерных для заболоченной среды, защищенной от волн ( Hohlfelder. 2000), что свидетельствует о загрязнении очистительных каналов, обеспечивавших постоянную смену воды во внутренней гавани. Кроме того, проводившаяся в окрестностях древнего порта электромагнитная разведка выявила значительное скопление каменных якорей на расстоянии 1 км от побережья, на основе сопутствующего керамического материала датирующихся концом визант. периода (VI - нач. VII в.). По-видимому, в этот период к древнему порту, заваленному обломками иродианских бетонных конструкций, скрытых под водой, стало опасно приближаться и мореплаватели вставали на якорь на значительном расстоянии от гавани. Ок. 500 г. была предпринята попытка построить гавань заново: на внутренней стороне сев. мола обнаружены остатки небольшого визант. волнолома. Однако в сер. VI в. в результате очередного землетрясения был разрушен и византийский волнолом, и часть верхнего акведука города. Археологические исследования показали, что в раннеараб. период внутренняя гавань К. П. была искусственно засыпана, а в аббасидское время превращена в кладбище. Вплоть до эпохи крестовых походов в городе находилась только небольшая бухта. Новая попытка расчистить гавань была предпринята в средние века. Сохранились остатки небольшой гавани эпохи крестоносцев, со сравнительно широким молом (ширина 6 м), выдающимся в море на 120 м и укрепленным прямоугольной башней.

http://pravenc.ru/text/1684275.html

Западная - не ранее 2-й четв. VI в., т. н. Уваровская - на рубеже VI-VII вв., Восточная - не ранее сер. VII в. ( Айбабин и др. 2003. С. 48-51), что свидетельствует об устойчивости традиций и постепенном проникновении новых композиционных идей в нек-рые провинции, в т. ч. такие важные для христ. мира, как Палестина, где базилики строились и в эпоху правления имп. Юстиниана (церкви в Хорват-Берахоте близ Вифлеема, в Реховоте, в пустыне Негев). В Крыму в ранневизант. время существовали и базилики с алтарным трифолием 7 в Херсонесе), а также простые купольные постройки типа свободного креста. Триконх близ Уваровской базилики и большой тетраконх в Херсонесе (диаметр купола более 10 м) имеют редкую особенность: стыки рукавов обозначают круглую, а не квадратную основу подкупольного пространства. Подобная форма характерна для храма с. Дранда (VII в.) в Абхазии ( Хрушкова. 2003), к-рый представляет собой редчайший пример купольной постройки постюстиниановского периода, имевшей приземистые пропорции; в его композиции сочетаются ротонда (ребристый купол над центральным пространством) и крестообразная структура пространства, образованная сводчатыми прямоугольными рукавами (восточный завершен апсидой), вписанная в квадрат внешнего объема; 4 угла занимают изолированные помещения - круглые купольные на западе, квадратные сводчатые, с апсидиолями на востоке. Как и в ц. Осиос Давид в Фессалонике, композиция ц. в с. Дранда вместе с одновременно с ней построенными церквами в Армении и Грузии ( Аван , Рипсиме , Джвари ) предвосхищает появление средневизант. типа церкви с вписанной в прямоугольник крестово-купольной структурой и пониженными угловыми частями, напр. храмы Успения в Скрипу (873-874, Беотия, Греция) и в Патлейне у Преслава (907?, Болгария). Чертеж фасада с аксонометрией ц. Звартноц в Армении. 642 - 662 гг. Реконструкция Чертеж фасада с аксонометрией ц. Звартноц в Армении. 642 - 662 гг. Реконструкция Пространственные особенности юстиниановских храмов отразились в архитектуре стран Закавказья, особенно после победоносной войны имп.

http://pravenc.ru/text/383977.html

В средние века почитание Н. было в основном ограничено пределами Лионского архиеп-ства. Среди посвященных ему храмов был бенедиктинский приорат Сен-Низье-д " Азерг, относившийся к аббатству Савиньи. Местное почитание святого существовало в Труа, где c VI в. хранились его реликвии (память перенесения реликвий совершалась во 2-е или в 3-е воскресенье января). В Труа во имя Н. была освящена приходская ц. Сен-Низье (существующий храм возведен в XVI в.). Литургическое почитание Анонимное Житие Н., составленное при еп. Этерии, было предназначено для чтения во время ежегодного празднования памяти святого в Лугдуне (cuius depositionis festiuitatem annis singulis amor populi fideli deuotione concelebrat - MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 521). В кон. VI в. поминовение Н. было внесено в галльскую редакцию Иеронимова Мартиролога под 19 янв. (епископское рукоположение) и 2 апр. (погребение) (MartHieron. Comment. P. 48-49, 170-171). Под этими днями память святого указана также в мартирологе Лионского анонима (нач. IX в.- Paris. lat. 3879. Fol. 70r, 76r). Начиная с эпохи Каролингов поминовение Н. указывалось, как правило, только под 2 апр., напр. в мартирологах Флора Лионского ( Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 57), Вандальберта Прюмского (MGH. Poet. T. 2. P. 583), Адона Вьеннского (Le Martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recensions/Éd. J. Dubois, G. Renaud. P., 1984. P. 117), Узуарда (MartUsuard. 1965. P. 205) и Ноткера Заики (St. Gallen. Stiftsbibl. 456. P. 83-84) (см. также: Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 488-489; Tl. 2. S. 751-752. (MGH. Mem.; 2)). В Римском Мартирологе память Н. также значится под 2 апр. (MartRom. Comment. P. 121-122; MartRom. (Vat.). P. 204). Поминовение Н. 2 апр. указано в календаре 1-й четв. IX в. из Лиона (Vallic. E 26. Fol. 4v) и в соборном мартирологе 1-й пол. XIII в. (Martyrologe de la sainte Église de Lyon/Éd.

http://pravenc.ru/text/2577737.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010