19 мая 2003 г. Свящ. Архиерейский Собор СПЦ канонизировал еп. Охридского и Жичского Николая (Велимировича) († 1956). Чин его К. состоялся 24 мая 2003 г. в соборе св. Саввы на Врачаре. На очередном заседании Свящ. Архиерейского Собора СПЦ 18 мая 2004 г. было принято решение о К. исп. Варнавы (Настича) , еп. Хвостанского († 1964), а также Боснийских новомучеников и исповедников, пострадавших за правосл. веру во время первой и второй мировых войн: свящ. Момчило Гргучевича († 1945); свящ. Доброслава Блажевича († 1941); прот. Милана Божича († 1941); иером. Михаила (Джусича) († 1945); сингела Иоанна Рапаича († 1945); свящ. Йована Зечевича († 1941); свящ. Божидара Йовича († 1951); прот. Богдана Лалича († после 1941); свящ. Трифуна Максимовича († 1914); свящ. Велимира Миятовича († 1945); свящ. Божидара (Божина) Минича († 1945); свящ. Миладина Минича († 1941); прот. Марко Поповича († 1941); прот. Димитрия Раяновича († 1941); свящ. Будимира Соколовича († 1945); свящ. Релью Спахича († 1941); свящ. Лазу Чулибрка († 1915); свящ. Савву Шильяка († 1945); свящ. Савву Шкальака († 1918); свящ. Милорада Вукойичича († 1945); свящ. Ратомира Янковича († 1941); прот. Михаила Евчевича († 1945); свящ. Душана Прийовича († 1946); свящ. Добросава Соковича († 1941); игум. Нестора (Тркульи) († 1941); архим. Серафима Дзарича († 1941); свящ. Андрея Шильяка († 1941); прот. Слободана Шильяка († 1943); протопр. Симо Баньяца († 1941); протопр. Мирко Стоисавлевича († 1941); протопр. Милана Баньяца († 1941); протопр. Вукосава Милановича († 1941); протопр. Милана Поповича († 1941); свящ. Родолюба Самарджича († 1941); свящ. Дамиана Штрбаца (†1941). Торжественный чин К. этих святых был совершен 15 мая 2005 г. в мон-ре Житомислич (Босния и Герцеговина), где проходило очередное заседание Свящ. Архиерейского Собора СПЦ. 29 апр. 2010 г. Свящ. Архиерейский Собор СПЦ причислил к лику святых архим. Иустина Челийского (Поповича, † 1979; пам. 1 июня), духовника мон-ря Челие близ Валева, и Симеона Дайбабского (Поповича, † 1941; пам. 19 марта), настоятеля мон-ря Дайбабе под Подгорицей. Чин торжественного прославления состоялся 2 мая 2010 г. в соборе св. Саввы на Врачаре. Этот же Собор 29 апр. 2010 г. установил празднование Собора новомучеников Ясеновацких (пам. 31 авг.), правосл. узников концлагеря Ясеновац (Хорватия), принявших мученическую смерть в 1941-1944 гг. Память прп. Иустина Челийского, прп. Симеона Дайбабского и Собора новомучеников Ясеновацких была включена в месяцеслов РПЦ решением Свящ. Синода РПЦ от 6-7 июня 2012 г.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

И стала людей принимать… Принимала всех. Ей приносили продукты, но она ничего не брала. Может быть хлеб только. Иногда она ходила в монастырь… Я с малых лет её знаю… Как-то раз, мой дедушка пришел к ней, а Аннушка говорит: «Вот настанет время, тебя из дома выгонят, все у тебя заберут, дом заберут, хлеб из амбаров, коров»… Так все и было. Все забрали, всех выгнали…» По благословению своего духовника – игумена Белогорской обители Варлаама (ныне прославленного священномученика Варлаама Белогорского) схимонахиня Евфросиния несла послушание старицы – принимала страждущих. По молитвам схимонахини Евфросиньи верующие исцелялись от тяжёлых недугов, к ней приходили за духовным советом, по её благословению создавались новые семьи. По свидетельству местных жителей предсказания прозорливицы всегда сбывались. Схимонахиня за несколько лет до революции предсказала и конец царской династии Романовых: «Государю нашему на небе уготован венец». Подвижница была и утешительницей и наставницей, она не раз говорила страждущим: «Любите Бога и Божию Матерь, любите же и скорби, посылаемые ими». По свидетельству современников ей дано было чувствовать на расстоянии духовное состояние своих духовных чад. Она оказывала в трудный момент молитвенную помощь нуждающимся людям. (Приходивших к ней за советом людей порой было так много, что старица теряла сознание от изнеможения.) 25 октября 1918 года схимонахиня Евфросиния отошла ко Господу. До сих пор память о великой подвижнице живёт в сердцах жителей деревни Шилово, сёл Покровское, Троицкое, Сосновское, Маминское, тех, кто в юные годы сподобился побывать у старицы или слышал рассказы о ней от своих родных и близких. Память схимонахини Евфросинии отмечается дважды в год: 25 октября – в день кончины, 31 мая – в день перенесения ее останков на кладбище села Маминское. Не мало чудес исцеления произошло за прошедшие десятилетия на могиле схимонахини Евфросинии. Приведём лишь одно свидетельство молитвенной помощи схимонахини Евфросинии: Вера Михайловна Бебенина, проживающая в селе Покровском Каменского района, узнавшая о схимонахине Евфросинии весной 2002 года рассказывает: «Меня заинтересовало жизнеописание подвижницы Аннушки. Я размножила его, и многие прихожане прочитали о ней. Потом мы съездили на могилу, помолились. Я просила о семейном благополучии детей, об успешной работе и о том, чтобы меня не мучила болезнь рук. В конце июня 2002 года я увидела сон, будто снова прихожу на могилу схимонахини, и вот подходит ко мне женщина в белом одеянии. Я ей говорю: у меня очень болят руки. А она отвечает: «С сегодняшнего дня у тебя руки болеть не будут». С тех пор боли у меня действительно прошли. Чувствую себя легко и хорошо, как в молодости. В жизненных затруднениях всегда теперь обращаюсь мысленно: «Преподобная Евфросиния-Постница, моли Бога о нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так трогательно совершилось, как теперь принято говорить, переизбрание Архиепископа Арсения и епископа Алексия на пользу и славу Новгородской церкви... Заявление священника Павла Созина, как подписавшего запрос, что он не ставил себе целью сделать только “выпад” против Архиепископа, а добивался того, что произошло, – единение Владыки с духовенством и мирянами в духе мира и любви, так сильно сейчас засвидетельствованного, – и милостивое слово к нему Архиепископа Арсения, что он верит его искренности, – дополнило полную картину единения и всепрощения... На другой же день, 31 мая, получена была икона св. Апостола Иоанна Богослова, облигация военного займа в 1000 рублей в фонд похоронной кассы для вдов и сирот Новгородской епархии от Архиепископа Арсения и 100 рублей от епископа Алексия в память исторического дня 31 мая. Общее собрание постановило выразить благодарность Владыкам, за их жертвы, и преподнести Архиепископу Арсению фотографическую карточку съезда» (Новгородские епархиальные ведомости. 1917. 1–15 июня. Ч. неоф. С. 450–454). – Примечание. 162 На епархиальном съезде 8 августа были распространены безымянные прокламации, направленные против архиепископа Арсения и некоторых священников г. Новгорода и преподавателей духовно-учебных заведений «с целью поселить раздор между Архипастырем и паствою и уронить во мнении съезда некоторых лиц из духовенства г. Новгорода и преподавателей семинарии, на съезде был дан решительный отпор клеветникам: Выступает Тихвинский городской голова г. Воскресенский . “По поручении выборщиков Тихвинского у[езда], – говорит он, – свидетельствую Вам, Владыко, наши любовь и уважение и нашу готовность всемирно поддержать Вас в Ваших благих предприятиях. Возмущены мы тем бессовестным нахальством, которое проявилось в распространении среди нас грязных листков. Нам больно слышать, что к этому делу причастны будто бы некоторые лица даже из духовенства. Мы, миряне, думаем, что разделения, партийности не должно быть среди духовенства. Пятнают себя те, которые таким способом думают запачкать других... Мы просим вас с решительностью стоять за преподавание в школах Закона Божия. В земской и всякой другой школе Закон Божий должен быть обязательным предметом и надзор за преподаванием Закона Божия должен остаться за Вами”.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В декабре 1908 года в Смоленской Зосимовой пустыни Московской епархии отец Иоанн был пострижен в монашество с наречением ему имени Димитрий, возведен в сан архимандрита и назначен синодальным ризничим и настоятелем церкви Двенадцати апостолов в Московском Кремле. 18 мая 1914 года в Успенском соборе Кремля архимандрит Димитрий был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, и назначен настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря. В 1921 году Преосвященный Димитрий был назначен епископом Ставропольским, однако под натиском обновленцев вынужден был покинуть епархию и переехать в Москву. В июне 1923 года он был назначен епископом Бакинским, 26 сентября того же года – епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии и временно управляющим Тамбовской епархией. С 31 декабря 1929 года по 25 июня 1930 года святитель Димитрий был управляющим Костромской епархией, с 1932 года – возглавлял Пятигорскую кафедру. 14 апреля 1932 года епископ Димитрий был возведен в сан архиепископа. 23 марта 1934 года был назначен архиепископом Можайским, викарием Московской епархии. 29 сентября 1937 года архиепископ Димитрий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. 21 октября 1937 года он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле. Память его Святая Церковь совершает 8/21 октября. Речь произнесена 18 мая 1914 года. Текст речи святителя Макария воспроизводится по: Прибавления к церковным ведомостям. 1914. 21. С. 939–940. 33 Арсений (Жадановский ; 1874–1937), епископ Серпуховской, викарий Московской епархии. В 1903 году окончил Московскую Духовную академию и был назначен казначеем Чудова монастыря в Московском Кремле, а в следующем году – наместником этой обители с возведением в сан архимандрита. 8 июня 1914 года в Алексеевском храме Чудова монастыря состоялась его хиротония во епископа Серпуховского. В 1918–1919 годах проживал в Серафимо-Знаменском скиту под Москвой. В декабре 1919 года выехал в епархию в Серпухов. С 1923 года епархией не управлял, но проживал в подмосковных монастырях, затем в Понетаевском и Дивеевском монастырях, а после из закрытия (1927 год) снова под Москвой на даче.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Диакон Димитрий Семенов был рукоположен в сан священника 31 мая 1909 года, и более четырех лет своего пастырского служения посвятил заботам о благоустройстве прихода Михаило-Архангельской церкви села Таскаевского Каинского уезда Томской епархии, утверждению в жизни прихожан христианского благочестия, охранению паствы от исказителей веры. Благодаря его энергичной деятельности в 1911 году в деревне Бакмасихе было построено прекрасное здание для церковно-приходской школы стоимостью в 2500 рублей, из которых 1600 рублей священником были «изысканы на месте». 2 сентября 1912 года он был награжден набедренником «за заслуги по церковно-школьному делу». Однако вынужден был вернуться на родину для оказания помощи в лечении престарелого отца. С 24 сентября 1913 года по день мученической кончины летом 1918 года служил на втором священническом месте в Крестовоздвиженской церкви села Бешпагир Ставропольской епархии. Добросовестно и честно исполнял свой пастырский долг, заботился о христианском просвещении детей, чем снискал уважение и любовь своей паствы. 27 июня 1918 года в село вступили красноармейцы, которые в тот же день пришли в дом отца Димитрия. Священник их накормил, а через полчаса был арестован. В здании волостного правления, где разместился штаб красноармейцев, его долго пытали и издевались над ним, а потом сказали: «Ну, теперь готовься». Священник попросил разрешить ему помолиться перед смертью. Едва молитва была окончена, палачи набросились на него и шашками изрубили ему голову. Бездыханное тело пастыря сбросили под кручу, недалеко от места казни. Хоронить его запретили. Когда красноармейцы ушли из села, состоялось его погребение в ограде Крестовоздвиженской церкви: «Почти все село вышло проводить прах мученика и многие оплакивали его безвременную кончину». Память убиенного иерея Димитрия Семенова почитается в епархиях Ставропольской митрополии, а его имя с 2019 года возносится в храмах митрополии на уставных панихидах в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://patriarchia.ru/db/text/5952955.ht...

  - 25 лет назад скончался Борис Дмитриевич Дуленков (08.06.1918 - 30.05.1992) - выдающийся советский художник кино. Член Союза художников СССР (1956). Народный художник РСФСР (1982). Б. Д. Дуленков постановил более 30-ти фильмов, в том числе: «Тихий Дон», «Люди и звери» С. Герасимова; «Семнадцать мгновений весны», «Им покоряется небо», «Карнавал» Т. Лиозновой; «Земля и люди», «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого; «Синяя тетрадь» Л. Кулиджанова, которые, не в последнюю очередь, благодаря ему стали классикой советского кинематографа. Лауреат Государственной премии СССР (1970), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976).     31 МАЯ   - Память святых отцов семи Вселенских Соборов. 7 Вселенских соборов Собор, Ересь, Символ Веры — что это такое? Догмат: граница истины Догматы: Клетка для разума или путь любви? Зачем нужны догматы? ЕРЕСЬ: произвольный выбор и грех ума Очерк о православной догматике, ересях и арианстве, написанный языком, понятным деловым людям Имена: - 420 лет назад родился Жан-Луи Гез де Бальзак (31.05.1597 - 18.02.1654) - французский писатель, мастер эпистолярного жанра, один из первых членов Французской академии (1636, кресло 28). Его авторству принадлежат трактаты «Государь» (1631), «Старик» (1648), «Христианский Сократ» (1652), «Аристипп» (1658, опубликован посмертно) и многочисленные «рассуждения», выработанные которыми представления о Древнем Риме легли в основу трагедий французского классицизма. Типичными для французского классического стиля XVII века стали его сочинения «Принц» (1631), сатира «Барбон» (1648), «Христианский Сократ» (1652), «Историческая смесь» (1652). Знаменитыми «Письмами» (часть издана в 1624 году, остальные посмертно) Бальзак заслужил громкую славу не только во Франции, но и за её пределами. - 215 лет назад родился Цезарь Пуни (урождённый Чезаре Пуньи; 31.05.1802 - 26.01.1870) - выдающийся итальянский композитор балетной музыки, пианист и виртуозный скрипач. Работал в театрах Милана, Парижа и Лондона, начиная с 1851 года Цезарь Пуни служил в императорских театрах Санкт-Петербурга, где сотрудничал, в первую очередь, с Артуром Сен-Леоном и Мариусом Петипа. В петербургском Большом театре были поставлены его балеты «Война женщин» (1852), «Армида» (1855), «Парижский рынок» (1859), «Дочь фараона» (1862), «Сирота Теолинда», «Метеора», «Севильская жемчужина» (все 1862), «Царь Кандавл» (1868) и другие. В 1864 году в сотрудничестве с Артуром Сен-Леоном Пуни создал первый балет на русскую национальную тему - «Конёк-Горбунок, или Царь-девица» по одноимённой сказке П. П. Ершова, где использовал популярные русские мелодии. Цезарь Пуни похоронен в Санкт-Петербурге на Выборгском римско-католическом кладбище.

http://foma.ru/znamenatelnyie-datyi-29-m...

Февраля 21 (6 марта) Священномученик Константин (Пятикрестовский) Составитель И. Г. Менькова Священномученик Константин родился 31 мая 1877 года в Москве в семье Михаила Пятикрестовского. Свою фамилию Пятикрестовские получили от прадеда Степана, первого священника в их роду. Он был крестьянином, уроженцем погоста Пяти Крестов под Коломной (на этом месте сейчас построен поселок Цемгигант). По преданию, кресты были поставлены в память пяти братьев, погибших в Куликовской битве. При поступлении в Коломенское Духовное училище Степана спросили: «Чей ты? Откуда?» Он отвечал, что Яковлев, а живет в Пяти Крестах. Поскольку в тот год уже двое Яковлевых были зачислены в училище, решили назвать Степана Пятикрестовским. Отец Стефан имел пятерых сыновей, трое из которых – Сергей, Василий и Михаил – стали священниками. Отец Сергий служил в церкви Рождества Богородицы в Путинках, отец Василий – в церкви Рождества Богородицы на Кулишках, отец Михаил – в церкви Космы и Дамиана на Покровке, сначала диаконом, а с 5 января 1902 года священником. Он отличался особым усердием в служении. В голодные 1918–1919 годы (до самой кончины, последовавшей 6 сентября 1919 года) батюшка неукоснительно служил по воскресеньям и праздникам, исполняя обязанности и священника, и диакона, и псаломщика, и даже звонаря. В том же духе ревности по Бозе он воспитывал и своих детей. У него было три сына, Александр, Константин и Иван, и три дочери – Евгения, Наталья и Мария. Александр и Иван учились в Московской Духовной академии 7 , а Константин, окончив 11 июня 1897 года курс Московской Духовной семинарии по 2-му разряду, образование не продолжил. 8 октября 1897 года он поступил учителем в Георгиевскую двухклассную церковную школу и служил там до принятия священного сана. 11 июля 1899 года Высокопреосвященнейшим Владимиром (Богоявленским) , митрополитом Московским Константин Михайлович был определен во священника к Михайло-Архангельскому храму села Коробчеево Коломенского уезда Московской епархии. 10 сентября 1899 года он женился на Людмиле Сергеевне Митропольской, старшей дочери отца Сергия Митропольского, священника Никольского храма на Болвановке (близ Таганской площади). Людмила Сергеевна окончила Мариинское епархиальное училище и два года преподавала в Московском приюте имени Тарлецкой в Сыромятниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Основой материального благополучия общины стало решение кимляйских крестьян, постановивших в 1883 отписать в пользу черниц две десятины пашни, смежной с садом, а также передать общине средства в пользу заложенной на Флегонтовой горе Александро-Невской часовни в память об убитом народовольцами царе Александре II. Летом 1885 епископ Пензенский Антоний благословил строительство вместо часовни полноценного храма. В 1889 храм был освящен епископом Пензенсим Василием. Тогда же А. К. Ахлестина приняла постриг с именем Екатерина и была возведена в сан игумении. Следующий пензенский епископ, Павел, дал Ксении Ермолаевне самые широкие полномочия по обустройству и организации общины с тем, чтобы реорганизовать ее в монастырь. 31 августа 1896 Св. Синод специальным постановлением узаконил существование Кимляйской Александро-Невской Флегонтовой женской общины. 25 сентября того же года Пензенская консистория утвердила К. Е. Ахлестину начальницей общины. К началу ХХ в. на Флегонтовой горе подвизались уже до 40  монахинь и более 250 послушниц, земельные владения обители измерялись почти 750 дес. плодородных полей. На рубеже XIX–XX вв. на Флегонтовой горе был возведен еще один храм, новый каменный больничный корпус, гостиный двор для многочисленных богомольцев, производственные мастерские, вторая школа – для девочек-сирот, третья школа с интернатом – для крестьянских детей. 20 июня 1901 Св. Синод указом определил: «Женскую общину на Флегонтовой горе в Краснослободском уезде обратить в женский общежительный монастырь с наименованием его Александро-Невским, с таким числом инокинь, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства». Ликвидация всех земель Александро-Невского монастыря произошла осенью 1917 и 17 мая 1918, причем был полностью разгромлен хутор при с. Ворона, разорено образцовое монастырское хозяйство. Постройки монастыря 8 марта 1919 власти передали коммуне-сельхозартели с. Сутягина, располагавшегося далеко от Кимляя, за Большим Азясем: крестьяне Волгапина и Кимляя отказались поднимать руку на обитель, выросшую на их глазах и при их участии.

http://sobory.ru/article/?object=17591

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 18 (31) мая Священномученик Василий Крылов Священномученик Василий родился в 1906 году в селе Подлипичье Дмитровского уезда Московской губернии в семье псаломщика Сергея Крылова. Василий окончил сельскую школу, и в 1917 году родители отдали его в Дмитровское духовное училище. Здесь он проучился всего лишь год, так как в 1918 году училище было закрыто пришедшими к власти безбожниками. Поскольку Василий был сыном псаломщика, то ни в какие другие учебные заведения его не приняли. В это время стал тяжело болеть его отец, и Василий некоторое время прислуживал в храме, помогая отцу. В 1923 году отец скончался, и викарий Московской епархии епископ Бронницкий Иоанн (Васильевский) направил Василия псаломщиком в храм Казанской иконы Божией Матери в село Марково Бронницкого уезда . 22 октября 1926 года епископ Орехово-Зуевский Никита (Делекторский) рукоположил Василия Сергеевича во диакона к Спасской церкви в селе Ведерницы Дмитровского района, и вскоре он был переведен в Богоявленскую церковь, что в Елохове, в Москве. В 1929 году диакон Василий был определен в Вознесенскую церковь в селе Раменье Дмитровского района. 19 февраля 1931 года архиепископ Звенигородский, викарий Московской епархии Филипп (Гумилевский) рукоположил диакона Василия во священника ко храму Рождества Христова в селе Рождествено на Истре Солнечногорского района. 4 июня 1931 года отец Василий, как лишенный избирательных прав за его служение в церкви и как человек по возрасту годный для тяжелых общественных работ, был взят на трудовой фронт в тыловое ополчение, откуда он вернулся только 29 июня 1934 года и был направлен священноначалием служить в Троицкий храм в селе Рязанцы Щелковского района Московской области. Ему исполнилось тогда двадцать восемь лет, он служил со всей ревностью молодого пастыря, для которого ничего не казалось невозможным, он активно занялся обращением к вере молодежи, частью уже воспитанной государством в безбожии.

http://fond.ru/kalendar/423/vasiliy/

26 января 1881 года в селе Курдюм Саратовского уезда), выпускницей 1898 года Саратовского епархиального женского училища, происходившей из семьи потомственного духовенства Лебедевых и Игоревых. Фотография четы Бакурских вскоре после совершения таинства бракосочетания — единственное сохранившееся фото отца Николая. Епископом Саратовским и Царицынским Иоанном (Кратировым; † 1909) 10 мая 1899 года он был назначен, а 31 октября 1899 года был рукоположен в сан диакона к Казанской церкви села Макарово Балашовского уезда10. Служил отец Николай еще и в трех часовнях. Эти места были с детства ему знакомы, поскольку рядом находилось родное его село Ключи. 25-летний диакон ревностно взялся за народное просвещение и стал учителем и законоучителем церковно-приходской школы села Макарова. В семье его потомков до сих пор хранится ставленая грамота отца Николая Бакурского, которую он получил после хиротонии во иерея (решение об этом было принято 21 августа 1900 года). В небольшом приходе деревянной Крестовоздвиженской церкви слободы Водопьяновой находилась церковно-приходская школа, где начал преподавать Закон Божий молодой настоятель, являвшийся активным членом Православного Миссионерского общества. С 6 по 8 марта 1904 года будущий священномученик епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганёв; † 1918, память 16 июня) находился с трехдневным визитом в Аткарске, к уезду которого относилась слобода Водопьянова. Вероятно, тогда состоялось его знакомство и личная беседа с молодым священником. Этим объясняется то, что спустя десять дней, 18 марта 1904 года, на прошении отца Николая Бакурского последовала развернутая резолюция Преосвященнейшего Гермогена о переводе его в уездный город: «Священника Николая Бакурского назначить на священнич[еское] место Св[ято]-Никольской г. Петровска ц[еркви], но с тем, чтобы он ) усердно и неопустительно предлагал поучения в храме за богослужениями,) вёл внебогослужебные собеседования и чтения по воскресным и праздничным дням после вечернего молебна с акафистом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010