Павел, епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский (Попов Петр) Родился в 1813 году в Енисейской губернии в семье священника. 14 июля 1834 года окончил курс Иркутской духовной семинарии и 7 октября рукоположен во священника при Нерчинском заводе. В 1837 году переведен в кафедральный собор города Красноярска. С 6 декабря 1858 года – протоиерей. 2 марта 1860 года пострижен в монашество; возведен в сан архимандрита, а 6 марта того же года хиротонисан во епископа Якутского, викария Камчатской епархии. 13 марта 1866 года освящал камен­ный храм в честь Нерукотворного Спаса в Якутском Спасском монастыре. С 9 ноября 1866 года – епископ Новоархангельский, викарий Камчатской епархии. С 10 июня 1870 года – епископ Енисейский и Красноярский. С 31 марта 1873 года – епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский. Скончался 25 мая 1877 года в городе Благовещенске-на-Амуре. «Епископ Павел много потрудился на миссионерском поприще, он часто объезжал все епархии, на которых служил, и даже посещал Японию, куда впервые назначил православных священников и диаконов (в его ведении была Японская духовная миссия). Преосвященный Павел был простой, смиренный, всем доступный, всякого готовый принять, все выслушать, но при этом точный, исполнительный, благочестивый, молитвенный и вполне самоотверженный... живущий только для других...» (отзыв архиепископа Японского Николая (Касаткина , † 1912; память 3/16 февраля)). Литература: Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 463. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1395, 1400. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 916. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 557, 1019–1020, 1022. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 76, 78, 79, 80.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Часовня Богоявленскаго монастыря, на Никольской. Освящена 11 февраля 1873 года. Часовня у стены Китай-города, в Никольском тупике, близ церкви Троицы, что в Полях. Поставлена на месте 6ывшего здесь храма Преподобного Сергия. Христа Спасителя, на Москварецкой улице, близ Москварецкого моста. Принадлежит Давыдовой Вознесенской пустыни Серпуховского уезда. Иверской Божией Матери. Находится при внешней стороне Воскресенских ворот. Икона привезена в Москву 13 октября 1652 года, а поставлена на нынешнем месте 19 мая 1669 года. Часовня построена в 1791 году. Принадлежит Николо-Перервинскому монастырю. Сергия Радонежского. Построена в 1863 году, при Ильинских воротах. Принадлежит Гефсиманскому скиту Троице­Сергиевой Лавры. Боголюбской Божией Матери. Находится внутри Варварской башни Китай-города. Икона была при Варварских воротах еще в XVIII веке, а часовня устроена в 1880 году. Состоит в ведении Православного Миссионерского Общества и приписана к Покровскому монастырю. Александра Невского, у Охотного ряда, на Моисеевской площади. Построена по проекту архитектора Д. Н. Чичагова Обществом Поощрения Трудолюбия В. И. Ч. О. в память воинов, на брани убиенных во время Русско-Турецкой войны 1877–1878 годов. Освящена 28 ноября 1883 года. На месте нынешней часовни в древности стоял Моисеевский женский монастырь, упраздненный в 1764 году. Монастырская церковь разобрана в 1789 году. Плевненский памятник, на Ильинской площади. Сооружен в виде часовни в 1887 году воинским чинам гренадерского корпуса, который принимал главное участие во взятии Плевны 28 ноября 1877 года. Саввы Сербского , при церкви Кира и Иоанна, на Солянке. Принадлежит подворью сербского митрополита. Часовня при церкви Николая Чудотворца, что в Подкопаях. Солянка, Подколокольный переулок. Принадлежит подворью папы Александрийского. Николая Чудотворца, у Каменного моста, на углу Софийской набережной и Всехсвятской улицы. Часовня на этом месте существовала с начала XVIII века и принадлежала Донецкому монастырю. В 1764 году монастырь был упразднен, а часовня около 1777 года была отдана во владение новооснованной тогда Николаевской Берлюковской пустыни Богородского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

1874 год, 28 декабря – Гавриил прибывает в Москву поступает в Высоко-Петровский монастырь, здесь он обитает пять лет, до 19-го августа 1880-го года; его назначают икономом и расходчиком (заведующим хранением продуктов и расходом их); но по зависти и клевете на Гавриила отстраняют его от этих послушаний, это произошло 24 мая 1875 года, но вскоре клевета была ниспровергнута, ложь обнаружилась, и ровно чрез три месяца Гавриила призвали к его прежним обязанностям. 1876 год, 13 августа – Гавриил пострижен в мантию с именем Тихон на память святителя Тихона Задонского . 1877 год, 19 февраля – монах Тихон видит откровение во сне, предсказывающее ему рукоположение в сан. 1877 год, 20 февраля – Тихон рукоположен в сан иеродиакона. 1880 год, 19 августа – Тихон переходит в Богоявленский монастырь в Москве. 1881 год, 29 июня – Тихон, отбывши на родину и не доехавши до родных мест, останавливается в Раифской пустыни в 30-ти верстах от Казани; по приезде заболевает и долго болеет; по документам, он был зачислен в Раифскую пустынь в 1882 году. 1883 год, 24 апреля – Тихона рукополагают в иеромонаха и скоро назначают духовником обители. 1883 год, 7 октября – Тихона, молодого иеромонаха, по его прощению переводят в архиерейский дом в Казани, а чрез месяц, то есть, 7 ноября, вследствие наговора раифского игумена, монах Тихон был переведен в Седмиезерную (Седмиозерную) Богородичную пустынь, что в 17–19-ти верстах от Казани; с 1883-го года по 1908-ой год Тихон (в схиме Гавриил) – духовник и старец Седмиезерной пустыни Казанской епархии; здесь отец Тихон участвует в крестных ходах, с иконою Седмиезерною Божией Матери, и становится свидетелем множества чудес Божиих, явленных чрез сию икону: так, однажды в конце молебна отец Тихон взял чудотворный образ на руки и стал осенять им народ, и с удивлением видит, что люди падают на колени и воздевают руки, и в каком-то страхе кричат: «Господи, помилуй! Пресвятая Богородице, спаси нас!»; по окончании молебна отец Тихон узнал, что во время чтения им молитвы народ стал замечать над образом Божией Матери сияние, в виде венца; а когда отец Тихон стал осенять образом, то уже весь народ, в том числе и седмиезерские послушники, увидели, что этот блистающий «венец» охватывает и весь образ и руки отца Тихона, и от блистания его не видно было ни образа, ни рук; народ подумал, что образ уходит на небо, испугался и закричал; а сам отец Тихон видел только, что воздух вдруг стал розовый (хотя было 3 часа дня) и на всех лицах испуг; на месте чуда был построен храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Предание говорит, что образ этот принесен был в дар православной церкви одним из русских князей Урусовых. Это было в XVI столетии, во время похода этого князя с московскими войсками против Литвы. Когда в русско-литовских краях распространилось католичество, образ этот достался в собственность монахам доминиканского ордена, в костеле которого он и находился до второй половины XIX столетия. В это время костел был обращен в православную церковь, и икона снова перешла к православным. В 1877 году, 7 октября, образ Красностокской Богоматери прославился истечением мира. До 8 сентября 1901 г. икона хранилась в алтаре из опасения, чтобы ее не похитили католики. Для народного же поклонения с иконы была срисована копия, которая в настоящее время известна среди богомольцев больше, чем сам подлинник. Ныне и сама подлинная икона вынесена из алтаря. Особенное стечение богомольцев наблюдается в Красностокской обители в праздник Пятидесятницы. «Умиление» Псково-Печерская Эта икона Богоматери известна с 1524 года. Находится она в Псково-Печерском монастыре, в 43 верстах от Пскова, и прославилась вместе с иконой Успения в 1581 году, во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Празднество этому образу в день 7 октября установлено в память избавления Пскова от нашествия французов в 1812 году. С 1894 года, по разрешению Св. Синода, 2 сентября с этим образом совершается крестный ход из Печерского монастыря в Ригу и возвращается оттуда 30 сентября. Празднование иконе Богоматери «Умиление» совершается еще и в 7 неделю по Пасхе. Этот образ «Умиление» нужно отличать от других икон Богоматери, известных под тем же названием. Таких икон много, и празднества им совершаются в различные дни: 9 октября, 19 марта, 28 мая, 8 и 17 июня. «Знамение» Мирожская Сведения об этом образе помещены под 27 сентября. 9 октября Корсунская икона Предание говорит, что Корсунская Ефесская икона Богоматери написана была евангелистом Лукой и в 988 году князем Владимиром принесена из Корсуня в Киев. Отсюда образ был перенесен в Новгород, а потом в Москву, где он и находится в настоящее время в Успенском соборе, за престолом.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Предание говорит, что образ этот принесен был в дар православной церкви одним из русских князей Урусовых. Это было в XVI столетии, во время похода этого князя с московскими войсками против Литвы. Когда в русско-литовских краях распространилось католичество, образ этот достался в собственность монахам доминиканского ордена, в костеле которого он и находился до второй половины XIX столетия. В это время костел был обращен в православную церковь, и икона снова перешла к православным. В 1877 году, 7 октября, образ Красностокской Богоматери прославился истечением мира. До 8 сентября 1901 г. икона хранилась в алтаре из опасения, чтобы ее не похитили католики. Для народного же поклонения с иконы была срисована копия, которая в настоящее время известна среди богомольцев больше, чем сам подлинник. Ныне и сама подлинная икона изнесена из алтаря. Особенное стечение богомольцев наблюдается в Красностокской обители в праздник Пятидесятницы. «Умиление» Псково-Печерская Эта икона Богоматери известна с 1524 года. Находится она в Псково-Печерском монастыре, в 43 верстах от Пскова, и прославилась вместе с иконой Уснения в 1581 году, во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Празднество этому образу в день 7 октября установлено в память избавления Пскова от нашествия французов в 1812 году. С 1894 года, по разрешению Св. Синода, 2 сентября с этим образом совершается крестный ход из Печерского монастыря в Ригу и возвращается оттуда 30 сентября. Празднование иконе Богоматери «Умиление» совершается еще и в 7 неделю по Пасхе. Этот образ «Умиление» нужно отличать от других икон Богоматери, известных под тем же названием. Таких икон много, и празднества им совершаются в различные дни: 9 октября, 19 марта, 28 мая, 8 и 17 июня. «Знамение» Мирожская. Сведения об этом образе помещены под 27 сентября. 9 октября Корсунская икона Предание говорит, что Корсунская Ефесская икона Богоматери написана была евангелистом Лукой и в 988 году князем Владимиром принесена из Корсуня в Киев. Отсюда образ был перенесен в Новгород, а потом в Москву, где он и находится в настоящее время в Успенском соборе, за престолом.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

В середине 1920-х гг. этот храм был переоборудован в клуб имени Л.Д. Троцкого, когда в Александровской центральной тюрьме, с 1920 г., разместили изолятор специального назначения. В то время площадь церкви как двухэтажного здания исчислялась в 387,21 кв. м, а ее кубатура — в 3299,09 куб. м. Позднее храм полностью разрушили. Существовала и еще одна, приписная к Александро-Невской церкви, так называемая домовая церковь во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радости. Эта церковь была открыта по ходатайству тюремного священника Указом Иркутской Духовной консистории от 28 октября 1897 г. в 1-м бараке, в помещении пересыльной тюрьмы. Службы в ней начались 18 мая 1899 г. Но помимо церквей, в Александровском селении имелись еще и часовни. Одна из них — деревянная, без алтаря, находилась на сельском кладбище, точнее сказать на заводском, потому что появилась во времена завода. О времени возведения первой кладбищенской часовни документальных данных обнаружить не удалось, можно констатировать по косвенным данным, что она уже была в начале XIX в., но к середине века уже разваливалась. По распоряжению управляющего заводом И.В. Ефимова весной или летом 1850 г. была выстроена новая часовня. Другая часовня, тоже деревянная и без алтаря, была устроена и снабжена иконами в конце 1876 г. старостой Николаевской церкви Афанасием Бобровниковым с разрешения епархиального начальства в местности, называемой Большой Куг, в четырех верстах от селения. Ее освящение произошло в 1877 г. в память Вознесения Господня. Последней, третьей по счету, была сооружена каменная часовня во имя св. Александра Невского, Св. Николая и мученицы Царицы Александры в Память Коронования Их Величеств Николая II и Александры Федоровны 14 мая 1896 г. Освятил ее архиепископ Тихон 28 октября 1898 г. Эта часовня в середине 1920-х гг. находилась в ведении Главного управления мест заключения (Главумзак) и была переоборудована в водонапорный бак. Ее площадь насчитывала 9,37 кв. м, а кубатура -35,88 куб.м. На сегодняшний день в Александровском селении не сохранилось ни одной церкви и ни одной часовни.

http://sobory.ru/article/?object=39209

Леонид, архиепископ Новгородский и Псковский С 15 ноября 1567 года – архимандрит Новгородского Юрьева монастыря. В 1568 году (по другим источникам, в 1570 году) перемещен архимандритом в Московский Чудов монастырь. 4 декабря 1571 года хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа. 1 февраля 1572 года совершал открытие мощей Иакова (Боровичского, † ок. 1540; память 23 октября/5 ноября) и установил всенародное ему празднование. 14 марта 1572 года первенствовал на созванном в Москве Соборе для избрания архиепископа Полоцкого Антония († 1581) в митрополита Московского и всея Руси. 14 июля того же года совершил церковное торжество по случаю обретения мощей святой праведной девицы Гликерии († ок. 1522; память 13/26 мая). Скончался 20 октября 1575 года в Москве в «государственной опале» в Новинском монастыре. По свидетельству псковского летописца, архиепископ Леонид, обшитый медвежьею кожею, был затравлен псами. В Новгородском Савво-Вишерском монастыре сохранилось Евангелие, собственноручно написанное архиепископом Леонидом. По ходатайству архиепископа Леонида царь возвратил в Новгородский Софийский собор ризницу, книги и те иконы, которые были увезены в Москву во время разгрома. Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1895. – Т. 2. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 36, 45, 163. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 427. Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. – М., 1836, ч. 2. – С. 267–269. Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908. – Т. 2. – С. 165. Православный собеседник. – Казань, 1860, май, 66–68. Исторический вестник. – СПб., 1893, май. – С. 467. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 18. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 10. – С. 209–210. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В начале XX века в соборе служили настоятель протоиерей Иаков Иоаннович Беллавин (1 октября 1829 - 8 октября 1919), уроженец погоста Вяз Великолукского уезда, сын дьячка. После окончания Псковской духовной семинарии он учился и окончил агрономическое отделение Санкт-Петербургского уездного земледельческого училища, служил вначале в погосте Каменка Великолукского уезда, с 19 сентября 1863 года и по день смерти служил в Спасо-Преображенском соборе в Опочке. 17 июня 1877 года – настоятель собора. Священник Беллавин был членом благочиннического совета, Опочецкого отделения Псковского строительного комитета, уездного училищного совета, состоял законоучителем в школах. В память войны 1853-1856 гг. о. Иаков был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте, имел церковные награды: набедренник, за усердные безвозмездные труды по должности законоучителя 6-го резервного батальона ему преподано архипастырское благословение. В 1867 году его наградили фиолетовой скуфьёй, затем бархатной камилавкой, наперсным крестом. В 1885 году священник Беллавин награжден орденом Святой Анны 3-й степени. Второй священник Григорий Георгиевич Победов (3 ноября 1842 - 15 августа 1907) был родом из погоста Лакно Псковского уезда, сын священника. После окончания Псковской духовной семинарии служил в селе Морино Порховского уезда, в погосте Кусва Псковского уезда. С 8 октября 1879 года служил в Опочецком соборе, посещал городскую тюрьму для бесед с арестантами, приводил к присяге членов съезда мировых судей, преподавал Закон Божий в Петровской народной школе, был законоучителем и заведующим Волковской церковно-приходской школы, избирался библиотекарем округа, проводил нравственные беседы с чинами пехотного Енисейского полка. За заслуги на духовной и светской ниве о. Григорий был награжден набедренником, фиолетовой скуфьёй, бархатной камилавкой. Священник Никандр Покровский переведен в Преображенский собор 7 октября 1907 года из погоста Ясно Порховского уезда. 6 мая 1913 года о. Никандр награжден скуфьёй.

http://sobory.ru/article/?object=34582

204 Имение Великого князя Константина Константиновича под Москвой. После кончины князя Олега в госпитале в Вильно, траурный поезд с его телом отбыл через Москву на Волоколамский вокзал. Далее траурный кортеж, предшествуемый духовенством и хором певчих, тронулся к родовому имению Осташево. По всему пути стояли крестьяне. Свыше ста венков везли на колесницах. За гробом следовали августейшие родители, родственники и должностные лица и др. Впереди несли на подушке пожалованный князю орден Св. великомученика Георгия IV степени. Пехота и артиллерия замыкали шествие. Похоронили князя на высоком кургане, откуда открывался великолепный вид на изгиб реки Рузы, на поля, уходящие в безбрежную даль, и на далеко синеющий лес. В 1916 г. здесь была построена церковь во имя Св. Олега Брянского, а рядом часовня, куда были перенесены останки князя. Также было заложено ремесленное училище в память о князе Олеге, погибшем под Сольдау в Восточной Пруссии. После революции могила князя была кощунственно разорена, церковь и часовня – частично разрушены. 206 Дяденька – Радциг Н.А. – камердинер Императора Николая II, служивший у него с 5 мая 1877 г. Скончался 3 октября 1913 г. 210 84-й пехотный Ширванский полк. Сформирован в 1724 г. из одной роты гренадерского Зыкова, 4-х рот Азовского и 4-х рот Казанского пехотных полков в крепости Баку. Свое окончательное наименование получил в 1864 г. Полк особенно отличился в войнах с Персией, Турцией и при покорении Кавказа в XIX в. 9 октября 1893 г. Император Николай II был назначен шефом Ширванского полка. 10-го апреля 1915 г. Государь запишет в своем дневнике: «Так был счастлив видеть своих ширванцев». 9-го октября 1913 г. в списки полка был зачислен Царевич Алексей. Полковой праздник – 15 (28) августа. 215 13-й Лейб-Гренадерский Эриванский Царя Михаила Федоровича полк. Старейший регулярный полк Российской Императорской Армии. Сформирован в 1642 г. в Москве. Тогда он назывался московский выборный полк. В 1657 г. по указу Царя Алексея Михайловича полк был размещен в Бутырской слободе в Москве, из-за чего он стал именоваться Бутырским. Название Эриванский полк получил в 1827 г., а в 1855 г. он наименован Лейб-Гренадерским Эриванским Его Величества полком. (Эривань – так назывался до 1936 г. Ереван.) С 1913 г. полк называется Царя Михаила Федоровича 13-м Лейб-Гренадерским Его Величества полком. Во время Великой войны полк входил в состав Кавказской гренадерской дивизии, входившей, в свою очередь, во 2-й Кавказский армейский корпус. Полковой праздник 29 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По ходатайству отца Гавриила в 1890 год при соборе была открыта школа грамотности для детей, которые не смогли поступить в городские училища, а в 1901 году здесь была открыта церковно-приходская школа. В связи с Восточной войной 1877-1878 г.г. в Очакове было сосредоточено большое количество войск и управлений, были возведены новые укрепления; количество военнослужащих превышало количество жителей города. Это обстоятельство побудило протоиерея Судковского вновь ставить вопрос о причислении церкви к военному ведомству. Наконец в 1891 году было решено перевести собор в военное ведомство после постройки в городе новой церкви. В конце 1899 года строительство новой Свято-Троицкой церкви было окончено, и в феврале 1900 года собор был вновь причислен к штабу Очаковской крепости и наименован военным. Этому событию способствовали: посещение собора в 1886 году императором Александром III с наследником; помещение в соборе золотого креста, учрежденного 6 декабря 1788 года в день взятия Очакова, который прежде хранилсяв Главном Штабе Военного Министерства; награждение 6 мая 1898 года Гавриила Судковского наперстным крестом из кабинета Его Величества. Стараниями протоиерея Судковского в короткий срок была собрана необходимая сумма для изготовления и установки в крепостном соборе двух мраморных досок с выбитыми на них именами офицеров, павших в бою на Кинбурнской косе 1 октября 1787 года и при штурме Очакова 6 декабря 1788 года. 1 октября 1901 года протоиерей призывал " озаботиться об установлении какого-нибудь прочного памятника великому полководцу Суворову " , и такой памятник будет установлен ровно через 6 лет, уже после смерти отца Гавриила. Памятник СуворовуПосле бурных событий 1917-1919 г.г. церковь продолжала действовать, богослужение в ней совершал священник Николай Подгорский. Но началось разорение собора: 8 мая 1922 года комиссией по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих были изъяты серебряные предметы среди которых был наперстный позолоченный крест на георгиевской ленте, (тот, которым Г.Судковский был награжден в Крымскую войну), а также золотой крест, установленный в память штурма и взятия Очакова. Судьба изъятых ценностей остались неизвестными, ясно лишь одно: вместе с ними у собора, города, потомков, истории наконец, изъяли труды многих людей, стараниями которых действующая крепостная церковь стала одновременно и военно-историческим музеем.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Николаев...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010