25 июня 1820 года в Архангельском монастыре ректором семинарии архимандритом Павлом Матвей Семенов был пострижен в монашество и наречен Игнатием, в память священномученика Игнатия Богоносца . 15 августа инок Игнатий произведен во иеромонаха. Преосвященный Иосиф (Величковский; †1851), епископ Архангельский, с благословения Святейшего Синода 5 февраля 1821 года возвел Игнатия в сан игумена и назначил настоятелем Николаевского Карельского третьеклассного монастыря. Прекрасное знание Игнатием греческого языка стало известно в столице, и 1 марта 1821 года он был перемещен на должность бакалавра греческого языка Петербургской духовной академии. 3 августа того же года Игнатий был признан в степени магистра богословия и вскоре занял в академии кафедру богословских наук. Одновременно он был назначен библиотекарем академии и вскоре привел книжное собрание в образцовый порядок. 8 ноября 1822 года Игнатий возведен в сан архимандрита. В июле 1823 года он был назначен ректором Новгородской духовной семинарии и профессором богословия, а месяц спустя – настоятелем Новгородского Антониева второклассного монастыря и членом Новгородской духовной консистории. Всецело отдаваясь своему делу, он во всех отношениях превосходно поставил семинарию. Богословские предметы (богословие догматическое, нравственное, основное и пастырское, и герменевтику) он преподавал не по давно устаревшим учебникам, а по собственным разработкам; он положил начало преподаванию в семинариях церковной археологии. В монастыре архимандрит Игнатий завел строгое благочиние. 21 декабря 1826 года он был награжден орденом святой Анны II степени и в том же году – особой серебряной медалью за составление церемониала встречи тела императора Александра I. 3 декабря 1827 года Высочайшим указом Игнатий был назначен епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии, 26 февраля 1828 года в Петербурге прошла его хиротония. Вскоре он прибыл в один из древнейших русских городов. Во все воскресные и праздничные дни епископ Игнатий “неопустительно” священнодействовал в Софийском соборе, очень часто заканчивая богослужения подходящими случаю проповедями. Служба Игнатия в Новгороде была недолгой: 22 мая 1828 года он был перемещен на вновь открытую Олонецкую епархию. Это назначение показывало, что на преосвященного возлагаются большие надежды. В епархии с населением свыше 200 тысяч человек имелось всего 180 храмов, а свыше трети населения принадлежали к старообрядчеству в виде беспоповского раскола. В самом Петрозаводске существовал только один храм, а по всей епархии постоянно совершались языческие празднества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (+ 1690) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 20 апр. в день мученической гибели, 9 мая в день перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых Родители св. младенца Гавриила были православные крестьяне деревни Зверки около Белостока. Когда ему было 6 лет, его лаской заманили к себе злодеи и зверски замучили, выпустив из него всю кровь. Тело его было выброшено в поле собакам. Но собаки охраняли его, и по их лаю оно было найдено. Убийцей оказался еврей Шутко с сообщниками. Они были осуждены и наказаны по закону, а дело было занесено в судебные книги. Св. мученик Гавриил был причислен к лику святых в 1820 г. Святые мощи его почивали в Свято-Троицком Слуцком монастыре. В том же монастыре почивала св. праведная княжна София Слуцкая, местно чтимая (память ее 19 марта). • Мощи младенца-мученика были обретены нетленными через 30 лет после его кончины; 9 мая 1755 г. из Успенского Заблудовского монастыря (в районе Белостока) мощи св. Гавриила были перенесены в Свято-Троицкий Слуцкий монастырь, принадлежащий Минской епархии (см. коммент. к житию св. Софии Слуцкой — 19 марта). Жизнь и мученическая гибель невинного младенца своей короткой историей связаны с Белостокской епархией Польской Православной Церкви, Гродненской и Минской епархиями Белорусской Православной Церкви. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437099/

По ревизии 1732 года в Тополях 110 русских казаков. По ведомости генерального межевания 1784 года в Тополях 900 душ муж., 935 жен. войсковых обывателей, и в их владении 8500 десятин земли. Число прихожан в 1730 году 485 муж., 461 жен.; в 1750 году 201 муж., 188 жен. русских казаков; 348 муж., 319 жен. черкасов; в 1770 году 715 муж., 683 жен.; в 1790 году 1055 муж., 1048 жен.; в 1800 году 1254 муж., 1334 жен.; в 1810 году 1488 муж., 1544 жен.; в 1820 году 1688 муж., 1729 жен., в 1830 году 2048 муж., 2155 жен.; в 1840 году 2058 муж., 2142 жен.; в 1850 году 1679 муж., 1773 жен. Причт состоит в 3 классе и пользуется 62 десятинами земли Топольской и 33 десятинами молитвенного дома. До нас дошла царская грамота 1695 года, из которой видно положение топольцев старого времени, не совсем приятное и от ссор, происходивших между русскими и черкасами, между властями Московскими и черкаскими. Вот эта грамота! «От Вел. Гос. и Ц. и Вел. Кн. Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича, всея России Самодержцев, в Белгород стольнику Нашему Михаилу Борисовичу Шереметьеву да дьяку Петру меньшему Исакову. В нынешнем 203 (1695) году февраля 28 числа по Нашему Вел. Гос. указу слободы Тополей жителей, Русских людей, велено выдать по прежнему Наш. Вел. Гос. приказным людям по отпуску Григория, а Черкасам Изюмским полковнику Федору Шилову той слободы жителей Русских людей судом и расправою ведать не велено. И о том в Белгороде к Боярину нашему и воеводе, к отцу твоему, Борису Петровичу, с товарищами Наша Вел Гос. грамота послана марта 10 числа нынешнего 203 (1695 года); в Нашей Вел. Гос. грамоте к нему ж боярину и воеводе писано: велено в той слободе быть Приказным Ливенцу Перфирью Шатееву и той слободы Русских людей и Черкасов про службы ведать ему, Перфирью, наказная память ему дана за дьячею приписью. И ныне бил челом Нам Великому Государю он, Перфилий, что де потому Нашего Великого Государя указу и по памяти из Белгорода приехал он в Тополи и в Приказной избе память о росписке сотнику Илье Иванову подал и он, Илья, не росписался ни в чем и из Тополей сбежал и в бегах был полторы недели, и собрался с сотниками Двуречанским Яковом Сагуном, да с Купянским, да с Сенковским и с козаками человек со 100 и больше, приехали в Тополи с ружьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

559 Никон. л. 5, 284. 285. В уставе синод. библ. 15 в. «в л. 6966 (1458) преставись Евфимий мар. 11; того ж мес. марта в 19 д. возведен бысть на владычество Иона игумен отенский». 561 «По благословению преосвященного господина и осподаря архиепископа в. Новгорода и Пскова, владыки Ионы, написана урядная грамота поселенцами робичинской волости Юрьева монастыря в настоятелем Григорием.» По содержанию ее видно, что пред тем был спор с монастырем. Грамота напеч. в чтен. общ. ист. 1861 г. 566 Румянц. муз. стр. 204. 761. Буслаев (летоп. литер. 3:87) ошибается, думая, что Москва по примеру Новгорода стала описывать жития святых. 568 Толстого 2. 364; 3. 59. Царского 103. 132. 133. 326. 379. Муз. Румянц. 704. Сл. ниже пр. 81. 569 Муз. Румянц. 592–595. 597. 704. Службы Предтече и пр. Онуфрию писаны без сомнения ко времени освящения храмов Предтече и Онуфрию в Отней пустыне, совершавшемуся в 1462 г. прим. 39. 573 Собр. лет. 3, 241. Воспоминание стр. 30 путает тут события, относя к тому же времени построение Тресвятительского храма. 576 Собр. лет. 3, 114. Минея нояб. М. 1645 г. Макария древности 1, 105; 2, 105. Воспоминание, а за ним в след Костомаров, ошибочно относят построение Сергиева храма к возвращению из первого путешествия в Москву. 580 Собр. лет. 3, 141; 4, 127. 132. 229. 230; 5, 230, 374. Выписка из Никольского летописца в ж. м. просв. час. 80. 586 Повесть о чудесах, св. Иона называется св. чудотворцем в грам. 1563 г. (Ист. акт. 1:320). Служба св. Ионе – у Царского 564, у Румянцева 397. В минее на ноябрь, М. 1645 г. сл. Макария древности 1, 297. 588 Собр. грам. Хутын. монастыря. Земля, где поставлена часовня, до 1820 г. принадлежала Хутынскому монастырю. 589 В минее 1438 г. указывают житие и канон пр. Варлаама, изв. акад. 6, 295. По описанию чуда 1460 г. пр. Варлаам говорит больному: «ты призываешь меня на помощь, не зная меня как жилец далекой страны, списал себе канон и житие мое». Собр. лет. 6, 325. След. канон и житие были написаны прежде того. Пахомий написал похвальное слово и пересматривал житие в 1461 г. См. о св. Ионе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(7) Так, когда знаем, что год Р. X. или О стоит на верху среднего, то 100 будет внизу перстневого, 200 на 2-м высшем месте того же пальца ... 1000 на втором месте большого, 1100 на верху того же пальца,... 1800 на третьем высшем составе среднего, 1820 непосредственно за 1800, но в ряду не вертикальном а горизонтальном, то есть: на третьем же составе перстневого, 1821 на таком же месте мизинца, 1822 на верху большого, 1823 на верху указательного,...      1827 внизу указательного (куда возвращаемся с последнего 19-го места),... 1835 на втором месте мизинца, где и покажется 9-е место, или 9-й год Круга Л. (8) Показанные на составах правой руки 19 букв называются у пасхалистов Исправными, или Исправою Алфе. Численное значение их тоже, что значение тех же букв на левой руке, где они входят в число 35-ти букв Ключевых, о которых будет сказано ниже.– Заметим для желающих научишься Ручной Пасхалии, что им весьма полезно знать на память 19 Исправных букв в том порядке, в каком они поставлены, то есть: Л, Б, У, И, Ъ, Р, Ж, Ч, Н, Г, Х, К, А, Т, З, Щ, О, Д, . Это одна трудность в нашей Пасхалии: все прочее очень легко. Для уменьшения и этой трудности заметим, что каждая высшая на пальце буква стоить на 5 месте в Алфавите далее от своей низшей буквы (на том же пальце с нею стоящей), и только три последние буквы О, Д, , стоят не на 5, а на 4 места далее по Слав. Алфавиту в отношении к своим низшим буквам ( К, А, Т). Но при таком счислении нужно последней в Алфавите буквой считать Ы, и от неё возвращаться опять к первой А. – И так довольно заметить нижние на пальцах буквы: Л, Б, У, И, Ъ прочие сами найдутся, показанным способом, в Алфавите. § 4. Способ находить годы Круга солнечного и вруцелето Дабы узнать, в какой день недели случится найденный Пасхальный предел, для того нужно знать вруцелето года, или одно из семи первых чисел (которыми означаются в Святцах дни недельные через весь год от 1-го Марта до последнего Февраля), указующее в данном году день воскресный 4 . Для этого научимся делать счисление на левой руке и находить здесь сперва год Круга солнечного, а потом и вруцелето.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Бог существует. И это – непреложная истина. Об этом свидетельствует природа ( Пс.19:16 ; Деян.14:17 ; Рим.1:1820 ) и откровение Божье (Ветхий и Новый Заветы). Сомнения в существовании Бога (агностицизм) или полное отвержение Бога (атеизм) – ошибка. Псалом 13:1 утверждает, что только «Безумец говорит в сердце своем: нет Бога». Сотворение человека как по образу Божьему указывает на его радикальное отличие от других творений. И это тоже истина. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» ( Быт.1:26 ). Философский натурализм не принимает эту истину. Натуралистический взгляд на происхождение жизни настолько принижает человека, что оставляет его без смысла, без моральных ориентиров, в состоянии экзистенциональной безысходности и депрессии. И это – ошибка. Жизнь «кричит» о вечно-присутствующей возможности для прямого вмешательства свыше. И это – истина. Ветхий Завет изобилует примерами сверхъестественного вмешательства. Будучи бесплодной, Сара зачала и родила Исаака ( Бытие 21 ). Это было чудом. Посылая бедствия на Египет, Бог освобождает свой народ из рабства (Исход 711). Эти могущественные деяния были чудесами Божьими. Чудом было поражение ста восьмидесяти пяти тысяч ассирийских воинов ( Ис.37:36 ). Чудом было освобождение Седраха, Мисаха и Авдснаго из огненной печи (Даниила 3), как и спасение Даниила из львиного рва (Даниила 6). Неверие в чудеса (антисупернатурализм) ошибочно. Оно показывает одновременно интеллектуальное высокомерие и моральную трусость. Бог правит миром справедливо. И это – истина. Библия постоянно напоминает, что Бог оправдывает праведных и срамит и закрывает уста злым. Простые примеры из книги Псалмов говорят сами за себя. «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (1:6). «Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его – к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них» (33:1617).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

В XII веке крестоносцы трижды подходили к городу, но взять его не смогли. Несмотря на разграбление города Тимуром в 1401 году и конфликты XIX–XX веков, в городе сохранилось большое количество памятников архитектуры, в том числе и с древнеримской эпохи. Вполне заслуженно центр города включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.  Город апостолов Дамаск связан с деяниями апостолов. Именно сюда отправился из Иерусалима Савл, взяв письмо от первосвященника с разрешением преследовать христиан. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? (Деян. 9, 3–4). Воскресший Христос повелел ослепшему Савлу идти в город, где через три дня молитвы ипоста был исцелен с помощью пришедшего к нему Анании. После крещения апостол Павел проповедовал в Дамаске и Аравии. Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине (Деян. 9, 23–25). Спасение апостола традиционно связывают с Юго-восточными воротами Старого города (Баб-Кайсан), основа которых восходит к первым векам нашей эры, а основная часть строения — к XIII–XIV векам. В память о спасении во внутреннем помещении ворот в 1939 году грекокатолики устроили небольшую церковь Апостола Павла, «что с окном». Большое значение историки приписывают Восточным воротам Старого города (Баб-Шарки), построенным в первые века нашей эры и надстроенным в XII–XIII веках. Через них также могли проходить апостолы. Близ ворот расположен старый христианский квартал Баб Тума, названный в честь апостола Фомы, ушедшего после Дамаска просвещать Индию. Здесь сохранился небольшой подземный храм Святого Анании, ныне принадлежащий Маронитской католической церкви. Предание гласит, что на этом месте находился дом первого епископа Дамаска святого Анании. Судя по раскопкам 1920-х годов, на этом месте располагалась церковь, построенная не позднее VI века. Восстановленная после ее возврата христианам халифом аль-Валидом в начале VIII века, она почиталась христианами и мусульманами как церковь Святого Креста (Аль-Мусаллаба). В 1820-е годы францисканские монахи перестроили подземную сводчатую часть в часовню Святого Анании, а в 1867 году восстановили то, что пострадало в ходе восстания друзов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

33) Надворная советница Марфа Степановна Назимова отдала в Печереком уезде, в Тайловской губернии, сенной покос. 34) К Чудотворной иконе вислая лампадка серебряная превосходной сканой работы с прорезью и насыпью, подаяние псковского купца Василья Васильевича Воскобойникова. Им же в 1812 году устроен кивот с тумбой и колоннами на Чудотворную икону Успения Пресвятой Богородицы. 35) Знамя белой объяри, обложенное золотой бахромой с золотыми же кистями устроено для крестных ходов псковским купеческим обществом в 1817 году, в память избавления от нашествия галлов. 36) Достоин здесь также замечания не по цене, но по редкому в свое искусству вкладом монастырю данный литой медный, наподобие шведских, внутренний большой замок с запорной при нем цепью. Вкруг всего его литыми же большими выпуклыми буквами следующая надпись «7065 (1557) года положен замок в Печеры Пречистыя замышлением раба Божьего Алексея Дмитриева сына Тверишина мастер Левуша». Многие были и тайные вкладчики, коих имена известны единому всеведущему Богу. Таковые из отличнейших вкладов их имеются следующие: 37) Ризница, низанная жемчугом и каменьями, состоящая из пяти риз, одного стихаря, одной епатрахили, одной пары поручей, двух палиц, двух набедренников и других тому подобных вещей по примерной цене 1820 года стоящая около ста семидесяти тысяч рублей. 38) Евангелие золотое по оценке 1820 года в 2880 рублей, с жемчугом и каменьями. 39) Напрестольный крест золотой чеканной работы с каменьями и жемчугом. 40) Потир, дискос, звезда, два блюда, лжицы золотые, украшенные изумрудами и яхонтами, весом 3 фунта 18 золотников. 41) Кадило золотое древнего образца с поддоном и цепями золотыми весом 3 фунта 73 золотника по примерной цене 1820 года стоящие 5415 рублей. 42) Католицкий потир напрестольный, серебряный, вне и внутри позолоченный, с надписью старинными готическими буквами на веретене под чашей: «радуйся, Благодатная Мария», а по краям поддона: «сия чаша принадлежит братскому обществу Св. Антония». На чаще же начерчен уже русской работы осмиконечный крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

438 В переписанных мною рукописях (см. „Приложения“) я привожу обыкновенно зачеркнутые рассуждения или слова. 439 Есть указания, что С-й думая иногда об издании печатно как-то своего сочинения. „Отложим сие до беседы, пишет он в 1820-году, или до большой книги, которую столько лет я собираюсь написать („Р. Арх“. 1968, стр. 1751). 446 На это противоречие С-ий, между прочим, указывает в одном Письме к дочери от VI, 26, 1819 г.: „сей плоский физический мир вообще стоит не в мире наших мыслей и воображении. Дух человеческий есть великан, коему все тесно“ („В память С-го“, ч. 1). 448 С-ий не пытается вывести факта падения из приведенных соображений. Для него падение факт потому, что он 1) дан в св. Писании и 2) не приводит к нелепостям, не диссонирует в общем ходе его мыслей. 449 См. размышление четвертое, там же – „Одна только воля, или способность свободного решения настолько велика, что я не постигаю идеи какой-нибудь способности более великой и более обширной: она-то главным образом, и показывает мне, что я ношу в себе образ и подобие Бога“. 450 Маленькая заметка на желтой бумаге, карандашом и следующая, писанная после 22 года (см. наше введение). 451 „Приложения“ стр. 5–6, 9, 12, 17, 37, 43, 53, 54, 62, 63. Первая рукопись, „ομοουσιοσ “, имеет водяной знак 1812 г. и писана, вероятно, в Перми или Великополье; вторая, „О духе“, относится к 1820–22 году написана, как и предыдущая с частыми поправками и носит печати, личного творчества. 460 Об этом мы знаем 1) из письма к Цейеру из Великополья, 2) по сообщению Попова (Корф, II, 77 и 98) и 3) по выпискам С-го из читанных отцов; выписок этих осталось почему-то очень мало (о них – ниже). 471 „Изящное“ и „чувство изящного“ – любимые темы С-го, – к которым он любит возвращаться и в своей переписке. Среди его рукописей этому вопросу посвящен ряд заметок (3, 25, 27 и др.). Так напр., в Иркутске в 1819 г. он пишет, что „созерцание изящного и духовная молитва приводят к одной и той же цели: к удивлению, к погружению в бесконечное, но путь созерцания изящного не всем доступен т. к. требует умения отвлекать предмет созерцания от материала, в котором он воплощён, от холста, мрамора etc. (25–6). Восточные народы шли путем созерцания, народы западные путем наук и искусств (ib.)“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наш тройственный союз, Союз младых певцов и чистый, и священный... Эту формулу будут неоднократно варьировать в своих стихах все три поэта. В средних классах Благородного пансиона при Главном педагогическом институте Кюхельбекер преподает русский и латинский языки. Среди его учеников - младший брат Пушкина Лев, будущий композитор Михаил Глинка. Весной 1820 года, узнав, что царь грозит Пушкину расправой, Кюхельбекер, даже не оглянувшись на свои скромные жизненные блага, с таким трудом добытые, ринулся на защиту друга. Он прочитал в Вольном обществе стихотворение «Поэты»: И ты - наш новый Корифей - Певец любви, певец Руслана! Что для тебя шипенье змей, Что крик Ифимии и Врана? - Лети и вырвись из тумана, Из тьмы завистливых времен. Министр внутренних дел мгновенно получил донос на Вильгельма Карловича. Тучи сгущались над головами теперь двух поэтов. К счастью, выручил третий: Дельвигу предложили место секретаря при богатом вельможе, отъезжавшем в заграничное путешествие, и Дельвиг отказался от выгодного предложения в пользу Кюхельбекера. В сентябре 1820 года Кюхельбекер по рекомендации друга в качестве личного секретаря князя А. Л. Нарышкина уезжает в годичное заграничное путешествие в Германию, Италию и Францию. В Веймаре в ноябре состоялось его знакомство с Гёте - университетским однокашником покойного отца Вильгельма Карловича. Очевидно, как считают исследователи, у них было несколько встреч. В дневнике Кюхельбекер записал об этом в довольно будничном тоне: «Мы, наконец, довольно сблизились: он подарил мне на память своё последнее драматическое произведение и охотно объяснил мне в своих стихотворениях всё то, что я мог узнать единственно от самого автора... Гёте позволил мне писать к себе и, кажется, желает, чтобы в своих письмах я ему объяснил свойство нашей поэзии и языка русского: считаю приятной обязанностью и по возвращении в С.-Петербург займусь этими письмами, в которых особенно постараюсь обратить внимание на историю нашей словесности, на нашу простонародную поэзию».

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/22/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010