Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Мелетий Харьковский, свт. - житие Святитель Мелетий (Леонтович), архиепископ Харьковский (память 12 февраля, 29 февраля и 10 июня (Собор Сибирских святых) по старому стилю) 6 ноября 1784 года в селе Старые Сенжары Полтавской губернии в семье купца Иоанна Леонтовича родился мальчик. Имя ему при крещении дали Михаил, в честь Архистратига Божия. Род Леонтовичей принадлежал дворянскому сословию, но дед и дядя будущего святителя были священниками. В 1808 году Михаил Леонтович успешно окончил Екатерино-славскую духовную семинарию и как лучший ученик был направлен архиепископом Платоном в Петербургскую духовную академию. В 1814 году, после окончания академии со степенью магистра богословия, он был оставлен в ней адъюнкт-профессором греческого языка. 11 марта 1817 года Михаила назначили секретарем учрежденного при академии строительного комитета, а 30 июля этого года в должности инспектора перевели в Киевскую духовную семинарию, где позднее он стал профессором церковной истории и греческого языка. 28 сентября 1819 года он стал первым инспектором открывшейся Киевской духовной академии. 11 февраля 1820 года, накануне дня памяти святителя Мелетия Антиохийского, Михаила постригли в монахи. Постриг совершал митрополит Евгений (Болховитинов). 22 февраля состоялось его рукоположение в иеродиакона, а 25 февраля — в иеромонаха. С 1821 года архимандрит Мелетий — ректор Могилевской духовной семинарии, с 1823 года — Псковской, а с 1824 — снова Могилевской семинарии. В том же году он назначается ректором Киевской духовной академии. 21 октября 1824 года святитель хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, и назначен настоятелем Киевского Златоверхого Михайловского монастыря. С отеческой любовью заботился святитель о юных питомцах академии, воспитывая их в духе преданности Церкви Христовой. В личных отношениях с ними он был доступен, чрезвычайно ласков и добр. Один из учеников святителя по Могилевской семинарии свидетельствует, что уже в ту пору его считали святым. Особой заботой святителя было попечение о бедных вдовах и сиротах. Он часто посещал заключенных и совершал богослужение в тюремных церквах. Особенно преосвященный Мелетий заботился о братии Михайловского монастыря. Воспитывая в них дух истинного подвижничества, он говорил: «Смирение — охранительный меч, с ним безопасно пройдешь землю, ад и достигнешь Неба».

http://pravicon.com/info-2929

Коллектив авторов Скачать epub pdf Святитель Мелетий Харьковский ноября 1784-†29 февраля 1840 Память празднуется 12 (25) февраля (тезоименитство) и 29 февраля/14 марта (28 февраля/13 марта в невисокоскный год; преставление) Определение Священного Синода от 21 февраля 1978 года Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима об отредактированных им службе и акафисте святителю Мелетию, архиепископу Харьковскому, представленных Святейшему Патриарху Преосвященным архиепископом Харьковским и Богодуховским Никодимом. Постановили: Службу и акафист святителю Мелетию, архиепископу Харьковскому, утвердить и благословить их к употреблению во всех церквах Московского Патриархата 29 . Святитель Мелетий (Михаил Иванович Леонтович) родился в селе Старые Санжары Полтавской губернии. В 1808 г. он окончил Екатеринославскую семинарию и как лучший ученик был направлен в Александро-Невскую академию. По ее окончании в 1814 г. он стал ее преподавателем. С 1817 г. он – инспектор и преподаватель Киевской Духовной семинарии, а с 1819 г. – первый инспектор Киевской академии. 11 февраля 1820 г. он был пострижен в монашество с именем Мелетий, 22 февраля посвящен в иеродиакона, 25 февраля – в иеромонаха. В 1821 г. отец Мелетий был поставлен настоятелем Кутеинского Оршанского монастыря с возведением в сан архимандрита. С января 1824 г. он был ректором Киевской Духовной академии. В октябре 1826 г. Святитель стал епископом Чигаринским, викарием Киевской епархии и настоятелем Киевского Златоверхого Михайловского монастыря. В своей епархии он особенно заботился о сиротах, вдовах и бедных, посещал тюрьмы. Насельников своей обители он учил подлинному подвижничеству. В апреле 1828 г. епископ Мелетий был назначен на Пермскую кафедру. В августе 1831 г. он стал архиепископом Иркутским. Здесь Святитель усиленно проповедовал Православие среди язычников. Путешествуя по епархии, он объездил Сибирь и побережье Тихого и Ледовитого океанов. На севере здоровье Святителя ухудшилось, и в 1835 г. его перевели на Слободско-Украинскую (позднее Харьковскую и Ахтырскую) кафедру. Здесь он восстанавливал монастыри, открывал духовные училища. Перед кончиной святитель Мелетий со словами “Ныне отпущаеши” осенил себя крестом, а затем попросил прощения у окружавших его. Вскоре после преставления по его молитвам начали совершаться чудеса. Гробница святителя Мелетия находится в Благовещенском кафедральном соборе города Харькова. Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " : Часть I 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001 Часть II 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004 Часть III 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 Часть IV 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

20. Церковная жизнь В 20 в., как и в предшествующее столетие, Святейший Синод проявлял чрезмерную осмотрительность при канонизации святых. Прославление новоявленных угодников бывали исключительно редкими событиями. Лишь через 40 лет после обретения мощей иркутского святителя Иннокентия, в 1804 г., Синод установил празднование в его честь, назначив его на 26 ноября, днем раньше кончины святого, ибо в самый день его преставления совершается празднование иконы Божией Матери Знамение. Память воронежского святителя Митрофана благоговейно чтилась в его епархии со времени кончины святого. С 1820 г. увеличился поток почитателей подвижника, стекавшихся в Воронеж к его мощам; умножились и случаи благодатных знамений. Воронежский архиепископ Антоний многократно сообщал в Синод о чудесах и ходатайствовал о причислении епископа Митрофана к лику святых. В 1831 г. Синод назначил комиссию для освидетельствования его мощей и чудесных знамений, совершавшихся по молитвам к нему. По заключению комиссии, 7 августа 1832 г. состоялось прославление угодника. Память его определено праздновать 7 августа и 23 ноября – день преставления святого. В день, предшествовавший открытию мощей святителя, архиепископ Антоний, собираясь идти в храм возложить на мощи новое архиерейское облачение, почувствовал внезапное расслабление и услышал тихий голос: «Не нарушай моего завещания». Размышляя об услышанном, он открыл ризницу и обнаружил там схиму, принесенную незадолго перед тем неизвестной монахиней, сказавшей, что скоро эта схима понадобится. Тогда архипастырь понял, что воля святителя Митрофана в том, чтобы не полагать на его мощи архиерейского облачения, а оставить их в схиме. 13 августа 1861 г., в день преставления другого воронежского святителя Тихона Задонского , состоялась его канонизация. Церковные праздники устанавливались и в честь икон, прославившихся чудесными знамениями. В 1843 г. древняя и ветхая икона Богоматери «Споручница грешных», хранившаяся в старой часовне Николаевского Одрина монастыря Орловской епархии, была торжественно принесена в церковь . К образу Богородицы стали стекаться верующие, чтобы помолиться перед ним о врачевании своих болезней и скорбей. По молитвам матери перед иконой получил исцеление расслабленный мальчик. Во время холеры многие из больных исцелялись предстательством «Споручницы грешных». В 1848 г. усердием москвича Димитрия Бонческула был сделан список с этой иконы, который прославился цельбоносным мироточением. Этот список перенесли в храм Святителя Николая в Хамовниках. Празднество в честь «Споручницы грешных» совершается 7 марта и 29 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Таково было страшное Берестечское поражение. Следы его и до сих пор сохранились в многочисленных могилах, находящихся вокруг Берестечка и хранящих в себе дорогие останки приснопамятных борцов за православную веру и русскую народность... В м. Берестечке заслуживают внимания великолепный замок с роскошным садом, а также упразднённый ныне огромный костёл с кляштором бывших тринитаров. На р. Стыри находятся помещичьи мельницы и обширный став. На той же реке есть пристань для лесных плотов. Есть заводы лесопильный, сукновальный, кирпичный, винокуренный, пивоваренный, смоляный и известковый. Ярмарки бывают 1 января, 25 марта, 20 июля, 18 октября (в день св. Луки), 14 сентября и в Духов день. Торгуют на них – скотом, крестьян. обувью, одеждою, посудою и красным товаром. К м. Берестечку примыкают его предместья – Красилово, Старики и Пески. Самое местечко довольно обширно, разбросано и переполнено евреями, занимающимися торговлею, а больше всего – контрабандою 420 . В м. Берестечке есть церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Построена в 1825 году на средства прихожан. Каменная с такою же колокольнею, крепка. Утварью и ризницею достаточна. Копии метрич. книг хранятся с 1796 года, а испов. ведом. с 1820 года. Опись церк. имущества составлена в 1836 году. Имеется икона Феодоровской Божией Матери, пожертвованная в эту церковь в Бозе почившим Государем Императором Александром Николаевичем. Церкви принадлежат две каменных часовни, построенных прихожанами в память избавления от холеры: одна – в 1872 году в предместье Стариках, а другая – в 1873 году в самом местечке на плотине. Приход 5-го кл. Земли: усад. 2 дес. 2,006 саж., пахот. 66 дес. 21 саж., дровяного леса 53 дес. 1,788 саж., сенок. 9 дес. 1,978 саж., под церк. погостом 300 саженей. На эти земли есть план, который хранится при церкви. Всею землёю причт пользуется спокойно. Для свящ. дом ветх, а хоз. постройки не прочны. Для псаломщ. имеется дом деревянный с пристройками, не прочный. Для поном. дом и хоз. постройки весьма ветхи. Для просфорни нет ни дома, ни хозяйственных построек. При церкви есть каменный дом, в котором помещается церковный сторож. Причт: свящ., псаломщ., поном. и просфр. с жалованьем всем вместе 336 руб. Народ. училище МНП сущ. с 1876 года. Есть волостное правление, квартиры станового пристава и мирового судьи. Крупные землевладельцы – Чесновский и Витославский. Деревни прихода: Мытница в 6 вер. и Антоновка в 5 вёрстах, а также предместья – Старики и Пески. В приходе имеются один рим.-катол. костёл и каплица на кладбище. Дворов – 449¾, прихожан – 3,610 д. об. п.; рим.-катол. 350 д. об. п. Свящ. – Иоанн Евстаф. Лучинкий (с 1862 г, а на службе с 1845 г.), на псаломщической вакансии – диакон Михаил Васильев. Грабовецкий (с 1872 г., а на службе с 1865 г.) и поном. – Василий Гаврил. Котляцкий (с 1868 г, а на службе с 1857 г.). К этому приходу приписана кладбищенская Свято-Георгиевская церковь в том же м. Берестечке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В 1812 г., несмотря на отсутствие постоянных доходов, К. м. пожертвовал на нужды армии свое годовое содержание - 300 р., а также часть серебряных вещей. Строитель иером. Иларион составил уставы общежительного монастыря, ставшие образцовыми. Рассмотренные и одобренные Синодом, они были напечатаны в 1824 г. Братия должна была ежедневно посещать службы, исповедоваться и причащаться во время каждого поста, а в Великий пост дважды - на 1-й и последней неделе; «никто из братства, не исключая и настоятеля, не может иметь ничего собственного» (Ист.-стат. описание. 1869. С. 62). 26-29 июля 1818 г. обитель посетил митр. С.-Петербургский и Новгородский Михаил (Десницкий) . Его пребывание в К. м. стало самым длительным визитом правящего архипастыря и сопровождалось служением литургии, всенощных бдений и молебнов, проповедью и письменным утверждением устава. Митрополит передал обители 800 р. ассигнациями на поминовение родителей. Иером. Иларион составил службу прп. Арсению, устроил новую раку над его мощами (1816-1817), добился включения в месяцесловы памяти преподобного и Коневской иконы (1819) и увеличения (на 6 насельников) монастырского штата. При нем начали обустраивать подворье в столице. Первоначально в 1811 г. предполагалось построить часовню на Знаменской пл. между Невским проспектом и Гончарной ул., ок. 1820 г.- близ Александро-Невской лавры . Однако было решено поставить часовню на участках на Загородном пр. (совр. д. 7), подаренных купцами И. Козулиным и Н. Кувшинниковым в память о чудесах от Коневской иконы. Первая часовня с деревянным келейным корпусом была построена в 1821-1822 гг. 18 янв.- 25 марта 1825 г. по ходатайству строителя иером. Иоанникия (Козьмина) К. м. был возведен в 3-й класс, получал от гос-ва ежегодно 460 р. 56 к. серебром, затем более 609 р. После 1824 г. в ссылке на Коневце находился проповедник и мистик свящ. Феодосий Левицкий (1791-1845). При настоятеле (1825-1830) игум. Никоне (Кепишеве) был сооружен 2-й этаж над частью сев. и юж. корпусов (1827).

http://pravenc.ru/text/1841922.html

Иларион – рясофорный монах Оптинского скита, † 5 марта 1850. В мире Иван Козьмин Козлов. Из московских купцов, был богат, имел семью, детей. В 1812 г. лишился достояния, потом овдовел. В 1836 г. прибыл в Оптину, в 1837 г. пострижен в иночество. Доставлял обители щедрые благотворения через знакомых купцов. С 1845 г. ослабевал силами и зрением, в 1848 г. лишился памяти, но устную молитву не оставлял до смерти. Скончался, имея от роду, по его словам, более 100 лет, по бумагам – 96 лет. – 70. Илиодор – архиепископ Курский и Белгородский, † 5 ноября 1860. В мире Иоанн Борисович Чистяков. Родился в селе Воскресенском Жиздринского уезда Калужской губернии в семье священника. Обучался в Калужской семинарии и Московской духовной академии. В 1820 г. определен инспектором и профессором Костромской семинарии и пострижен в монашество. В 1821 г. рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1822 г. назначен инспектором Московской семинарии, в 1823 – ректором Рязанской и определен соборным иеромонахом при Московском Донском монастыре. С 1824 г. – игумен Рязанского Богословского монастыря. В 1825 г. переведен настоятелем в Рязанский Свято-Троицкий монастырь и возведен в сан архимандрита. С 1827 г. – настоятель Новгородского Антониева монастыря. В 1832 г. хиротонисан во епископа Курского, в 1844 г. возведен в сан архиепископа. В 1845 г. управлял Белгородским Троицким монастырем. С 1847 г. член секретной комиссии по делам о раскольниках и отступниках от Православия. В 1860 г. уволен на покой в Белгородский Троицкий монастырь, где и скончался. Погребен под Троицким собором Белгорода. По отзывам современников, преосв. Илиодор отличался излишней ревностью и жесткостью в борьбе с расколом. – 130, 157. Илия – св.пророк. Память 20 июля. – 126. Иннокентий – епископ Пензенский и Саратовский. 30 мая 1784 † 10 октября 1819. В мире Иларион Дмитриевич Егоров. Родился в Павловском Посаде Московской губернии в семье церковного причетника. Окончил Перервинскую семинарию, где за особую скромность получил фамилию Смирнов, и лаврскую семинарию, где потом был определен учителем и префектом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Девятое. Правда, иногда и Филарет уступал: он видно не считал себя сильным, обречь себя на мученичество, и всего вероятнее, по своей мудрости, не считал полезным и нужным для дела свое мученичество. Тут, однако же, рассудит Бог! Десятое. Те, которые иногда прокрадывались к особенному доверию Филарета, не всегда стоили его доверия. Это и я знаю, и жалею. Но кто провидит все? Какая-нибудь Далида иногда усыпит и Сампсона. Да упокоит Господь во царствии своем Преосвященнейшего Филарета, Митрополита Московского! Никодим, епископ Енисейский и Красноярский. 6 октября, 1868 года. Красноярск. Дополнение. Игумен Валаамского монастыря, Дамаскин, человек без всякого образования, бывший у Митрополита Филарета (и я был тут же), в С.-Петербурге, на Троицком подворье, (1842, 3, 4 годов) сказал: «У Вас, Владыка, поют певчие, по новым нотам и напевам. Жаль. Лучше бы было, если бы они пели по древнему церковному напеву» 141 . Я пожалел было о Владыке, думая, что такого необразованного долго бы надобно было убеждать, что новое пение не ересь. И не знал, что бы ему сказать надлежало. Владыка, ничего не думавши, тотчас сказал: «Вот что, отец Игумен: И певчие то же поют давно». Признаю сей ответ счастливым и единственно приличным и годным на сей раз и к такому лицу. Епископ Никодим. Октября, 1868 г. Красноярск. 1 В Николаевском Соборе хранится древняя чудотворная икона, так называемая, Можайская икона Св. Николая, с изображением в его руках меча и храма. Сказание об этой иконе см. в декабр. Кнги. «Душепол. Чтения», 1872. Там же, на стр. 413, помещен и рассказ Преосв. Никодима об его детстве, который мы передаем теперь. 3 В 1814 г., по определению Комиссия Духовных Училищ, напечатано «Обозрние Богословских наук в отношении к преподаванию их в Высших Духовных Училищах», стр. 1–56, составленное Архимандритом Филаретом. 6 В доме зятя своего, Протоиерея Георгия Кирилловича Добронравова (ум. 1871. Сент. 7), и родной сестры твоей, Марьи Ивановны, жены Протоиерея. 8 Филарет Дроздов , род. 26 Дек., 1782; обучался сперва (с 1791) в Коломенской, а потом, с 1800, в Троицкой Семинарии, где был с 1803, Учителем». Пострижен в монашество 1808, Ноября 16. В Марте 1809 Инспектор Петербургской Семинарии; 1810 Бакаллавр Богословских наук и Церковной Истории в С-Петербургской Академии. Посвящен в Архимандрита 1811, июля 8. В Марте 1812 Академии Ректор и Юрьева Новгородского монастыря Настоятель; 1814 Доктор Богословия. В 1816 переименован Настоятелем Московского Новоспасского монастыря. Посвящен во Епископа Ревельского, с оставлением в должности Ректора Академии, 5 авг., 1817. Именным Высочайшим Указом от 15 Марта, 1819, повелено быть ему Архиепископом Тверской Епархии и вместе Члено» Св. Синода; 1820, Сент. 26. переведен на Епархию Ярославскую; 1821, июля 3. Архиепископ Московский: прибыл в Москву из С-Пегербурга в первой половине Августа. С 1826, авг. 22, Митрополит; сконч. 1867, Ноября 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Кондрово. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты В 1799 г. новый владелец с. Кондрова П.Г. Щепочкин предпринял строительство бумажной фабрики на левом берегу р. Шани. В 1820 г. на его средства в селе был перестроен в камне храм в честь Спаса Нерукотворного. Позже были пристроены и освящены приделы: в 1841 г. - в честь мученицы Параскевы Пятницы и в 1860 г. - в честь великомученика Феодора Стратилата. При храме действовала церковноприходская школа, в которой обучались 30 детей. Настоятелями храма, начиная с 1864 г. и до его закрытия в XX в., были: священник Петр Соловьев (1864-1872), священник Иван Петрович Соловьев (1872-1881), священник Андрей Чупров (1881-1893), протоиерей Павел Чупров (1893-1935). В 1935 г. храм был закрыт, и с 1961 г. в нем размещался продовольственный магазин и база ОРСа. В 1993 г. по ходатайству архиепископа Климента и по просьбам верующих магазин освободил здание храма. 11 мая на основании решения Дзержинского районного совета народных депутатов Калужской области от 1 марта 1993 г. 21 храм был передан Калужской епархии. Здание храма к тому времени находилось в аварийном состоянии. Восстановление храма было поручено священнику Игорю Князеву. Храм был определен Архиерейским Подворьем. Первоначально для совершения богослужений был оборудован придел в честь великомученицы Параскевы Пятницы. 5 июня 1993 г., на Троицкую Родительскую субботу в нем состоялась первое богослужение. В 1995 г. были установлены кресты и колокола, и 29 августа того же года, в престольный праздник, в главном алтаре храма архиепископом Калужским и Боровским Климентом была совершена первая Божественная литургия. К 1998 г. все ремонтные работы в двух приделах были завершены. В настоящее время ведется роспись внутреннего объема храма. В будущем предстоит восстановить придел в честь великомученика Феодора Стратилата. 15 сентября 1997 г. при храме открылась воскресная школа, в которой обучаются как дети, так и взрослые. При храме имеется библиотека. Прихожане совершают паломнические поездки по святым местам. Настоятель храма окормляет районную больницу. Через районные газеты " Новое время " и " Кондрово за неделю " ведется духовно-просветительская работа с местными жителями. В храме имеются почитаемые иконы: " Покров Пресвятой Богородицы " , Казанская икона Божией Матери, Николая Чудотворца, пророка Илии, великомученицы Параскевы Пятницы, великомученика Феодора Стратилата. Престольными праздниками являются: 16/29 августа - перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа и 28 октября/10 ноября - память мученицы Параскевы. С сайта eparhia-kaluga.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09704

14 июля 1816 года последовало повышение Матфея Семенова по службе – он был переведен в Архангельскую духовную семинарию и назначен профессором греческого и французского языков. Преподавая иностранные языки, он не довольствовался своими знаниями, но все время совершенствовался путем самообразования. Помимо занятия иностранными языками, Семенов в свободное время основательно изучал Священное Писание, святоотеческие творения, археологию, составлял трактаты по разным богословским вопросам, писал проповеди, исполнял должность секретаря Архангельского отделения Российского Библейского общества. У него не проходило даром ни одной минуты. Усидчивость и усердие к занятиям были так велики, что семинарский врач, наблюдавший за его здоровьем, вынужден был силой отвлекать его от занятий. В сентябре 1817 года Семенов был назначен экономом семинарии с той лишь целью, чтобы он больше находился в движении. 15 июля 1820 года Матфей Семенов, согласно прошению, был пострижен в монашество с именем Игнатий; 20 июля рукоположен во иеродиакона, а 15 августа – во иеромонаха. 3 февраля 1821 года иеромонах Игнатий был возведен в сан игумена и назначен настоятелем третьеклассного Николаевского Корельского монастыря. Отличавшийся особыми достоинствами, игумен Игнатий 6 марта 1821 года назначен преподавателем греческого языка Санкт-Петербургской духовной академии. Поскольку новый преподаватель академии окончил только семинарию и не имел ученой степени, а это противоречило академическому уставу, то начальством академии было решено устроить ему экзамен. Этот экзамен состоялся 12 июля 1821 года в присутствии всех членов академической конференции. Экзаменующийся блестяще ответил на все вопросы по предметам богословия, философским и историческим. После такого испытания игумену Игнатию была присвоена степень магистра богословия и представлена ему кафедра богословских наук. Вскоре он был избран действительным членом академической конференции и ему поручили должность библиотекаря академии. Библиотеку изучил он в самое короткое время, так что на память знал, где какая книга находится, какое ее содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но силы в этой борьбе были далеко не равны... Не мало было трудов митрополиту Михаилу и по Комиссии духовных училищ, так как в то время продолжалось преобразование московского, киевского и казанского академических округов. Текущие дела по двум епархиям отнимали много времени. Но главная беда была в том, что все эти усиленные многотрудные и разнообразные занятия пересыпаны были постоянными пререканиями и неприятностями. Один раз он возвратился из Св. Синода до того расстроенный, что его должны были вынести из кареты: в заседании было сильное столкновение митрополита с князем Голицыным. Последствием неприятностей была болезнь митрополита, начавшаяся в декабре 1820 г. и продолжавшаяся три месяца: она то усиливалась, то ослабевала, а в конце концов все-таки привела его к могиле. За две недели до кончины, но уже в предчувствии ее близости, митрополит Михаил написал к Государю письмо, в котором откровенно изобразил все опасности, которым подвергается церковь , и в заключение говорил: «Государь, когда дойдет до Вас сие писание, меня уже не будет на свете. Ничего, кроме истины, не вещал я людям; наипаче же теперь, когда в деяниях своих готовлюсь дать отчет Вышнему Судии». Изнемогши в борьбе с «слепотствующим министром просвещения», митрополит Михаил «по немаловременной внутренней болезни» скончался 24 марта 1821 г. в начале 6 часа пополудни. Погребен в Александро-Невской лавре в церкви Св. Духа, которая им же была начата постройкою. «Кончина его мирная, – писал архиепископ Филарет (Дроздов) , – память его благословляема, пустота и сиротство им оставленное велико. За несколько дней до кончины его некто видел во сне, что высокий столп с венцами наверху разрушился с громом: сон, по-моему мнению, очень справедливый. Ради блага многих, помолитесь с нами, чтобы Господь даровал нам человека с духом и силою Илииною, ибо надобно проповедовать покаяние и суд, и с любовию и терпением Христовым, ибо надобно миловать и утешать, без надежды собственнаго утешения». «Заслуживает внимания и то обстоятельство, – говорит Чистович, – что назначение преемника митрополиту Михаилу откладывалось до возвращения Государя, между тем как назначение преосвященного Михаила состоялось вслед за получением Государем известия о кончине митрополита Амвросия, также в отсутствие Государя из Петербурга.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010