Не раз святителя видели в духовном восхищении, с измененным и просветленным лицом, но он запрещал говорить о том. За три года до кончины святитель Тихон каждый день молился и со слезами просил Бога: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих!» И вот однажды на утренней заре он услыхал тихий голос: «В день недельный будет конец жизни твоей». Это святитель открыл своему ближайшему другу отцу Митрофану. Духовный благодатный мир, который наступает после борьбы, в то время уже обитал в святой душе подвижника. В праздник Рождества Христова 1779 года святитель в последний раз был в храме на Божественной литургии. 29 января 1782 года святитель составил духовное завещание, в котором, воздав славу Богу за все Его благодеяния к нему, словами апостола Павла выразил упование на милость Божию и за пределами земной жизни. Свою кончину святитель предузнал и предсказал за три дня, позволив в тот день всем знакомым приходить к нему прощаться. 13 августа 1783 года, «в день недельный», в шесть часов сорок пять минут утра душа святителя разлучилась с телом. «Смерть его была столь спокойна, что он как бы заснул». Так окончил свою многотрудную жизнь на 59-ом году от рождения святитель Тихон Задонский. До самого дня погребения множество поселян и городских жителей из Ельца и Воронежа приезжали в обитель и требовали панихид над усопшим, так что не доставало иеромонахов для службы и нужно было содействие окрестных священников. После отпевания, которое совершилось только 20 августа, тело блаженного Тихона руками священников было перенесено под алтарь соборной церкви в специально приготовленный для него склеп. Благоговейно была чтима память святителя Тихона в Задонске не только теми, которые знали его лично, но и теми, которые о нем только слышали или читали его назидательные творения. Панихиды о святителе непрестанно совершались над его гробницей, и вскоре после его блаженной кончины начались знамения и исцеления, свидетельствовавшие о его небесной славе. И 12 августа 1861 года святитель Тихон был причислен к лику святых Русской Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

    Игумен Тихон был настоятелем Вышинской пустыни в то время, когда там пребывал в затворе свят. Феофан Затворник. Он и келейник свят. Феофана, отец Евлампий, были единственными, кого принимал святой.     Татебным (от сл. тать) - воровским.     Иеросхимонах Макарий, старец Оптиной пустыни. Годы жизнии 1788—1860. Ученик преп. Паисия Величковского, от него он воспринял и умное делание. Старец был любвеобилен, принимал народ с разными нуждами. Жил в скиту, и женщин принимал за вратами скита. Вел большую переписку. Прославлен в лике преподобных. Память 720 сентября.     Иеросхимонах Амвросий, оптинский старец. Годы жизни 1812—1891. Преемник и ученик старца Макария. После кончины в 1860 г. старца Макария окормлял братию, принимал народ. В 1862, 1868—1869 и 1871 годах старец Амвросий тяжело болел. Стяжал дар прозорливости, молитвы, исцеления. Старец широко благотворил, заботился о вдовах и сиротах, им устроена Шамордин ская Казанская Горская община. Прославлен в лике преподобных Собором 1988 г. Память 1023 октября.     Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов), оптинский старец. Годы жизни 1824—1897. Сам пламенный молитвенник — делатель молитвы Иисусовой, старец Анатолий всегда внушал своим чадам непрестанно творить молитву Иисусову и соблюдать чистоту сердца. Вел большую переписку. Молитву Иисусову называл «светозарной молитовкой», которую всегда надо иметь в сердце. Прославлен Русской Православной Церковью в лике преподобных. Память его совершается 25 января7 февраля.     Схимонах Марк Саровский — современник и ученик преп. Серафима, делатель молитвы Иисусовой.     Преп. Парфений Киевский подвизался в Киево-Печерской Лавре. Годы жизни подвижника 1790—1855. Нес подвиги бдения, молитвы, поста, нестяжания, пребывал в непрестанной молитве. Оставил своим чадам духовные поучения и составил несколько умилительных молитв, из которых ниболее известная начинается словами:     Опасно — внимательно.     Свят. Тихон, епископ Воронежский, Задонский и всея Руси чудотворец. Был живой проповедью для христиан: раздавал имущество, посещал заключенных, был исключительно кроток и смирен сердцем; оставил после себя письменные труды, из которых наиболее известное сочинение: «Сокровище духовное от мира собираемое». Преставился ко Господу в 1783 году. Память свт. Тихона — 1326 августа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

Еп. Иоасаф отличался большой нестяжательностью и милосердием к страждущим и нуждающимся. За его великие труды и праведную и строгую жизнь Церковь причислила его к лику святых (память 5 сентября и 10 декабря). Вторым борцом за духовное просвещение народа явился святитель соседней к белгородской епархии, епископ воронежский Тихон (1724–1783). Сын бедного дьячка, он провел очень трудное детство и, по окончании Новгородской семинарии, стал учителем. В 1758 году он постригся в монахи, а в 1761 был посвящен во епископа ладожского. Как на Севере, так потом в Воронеже, еп. Тихон постоянно учил народ, давая ему пример благочестия и святости жизни. Он рассылал все свои деньги по тюрьмам и богадельням и сам, в одежде простого инока, посещал больных и бедных. В 1769 году он оставил свою епархию и, уйдя на покой, поселился в Толшевском монастыре, около гор. Задонска. Там он написал много замечательных трудов о монашеской жизни. Он наставлял на путь христианской жизни всех, кто к нему обращался. Из его трудов надо отметить «Сокровище духовное от мира собираемое». Великий молитвенник, он учил окрестных крестьянских детей молитвам. Церковь причислила еп. Тихона к лику святых (память 13 августа). Многие благочестивые люди, искавшие монашеской жизни, не могли найти ее в России в эпоху разгрома монастырей и уходили за пределы страны. Так, ученик киевской академии, инок Паисий (Величковский) , ушел сперва на Афон, где основал скит св. Ильи, а потом в Молдавию, где много способствовал восстановлению монашества. Нямецкая Лавра, в которой он настоятельствовал, сделалась в конце века рассадником духовного просвещения. Из его учеников многие стали восстановителями монашеской жизни в России, в частности в Оптиной Пустыни. Распространение христианства во второй половине 18 века. Раскол, секты В 18 веке распространение христианства на Восток продолжалось. Было крещено много казанских татар. Во главе миссионерского дела стоял епископ свияжский Димитрий (Сеченов). Миссия получала поддержку от государства и иногда злоупотребляла ею, обращая целые волости в христианство без всякой подготовки населения. К концу царствования имп. Елизаветы вся мордва, черемисы, чуваши и вотяки были крещены.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

19 июня 1832 года священником с. Епифанова становится дьякон села Селитьбы Горбатовского уезда  Леонтий Алексеевич Георгиевский. Священствовал он в этом приходе до 1843 года, Затем, его направили в село Павлово. Об этом священнике в народе сохранилась добрая память, как о замечательном хозяине, который сам собственноручно обрабатывал землю. 3 августа 1843 года священником становится сын дьякона Покровский Иоанн Макаревич. Это был ревностный проповедник слова божия, за что получил благодарность епархиального начальства. Его заботами был перестроен, пришедший в ветхость деревянный храм. Прослужил он в Епифанове 13 лет, а затем его направили на службу в село Колпенское. А в Епифанове стал священником Потехин, которого вскоре заменил сын пономаря - Николай Сиротин. О Сиротине в народе сохранилась память как о человеке необыкновенно простом, доступном народу. Он был очень бедным, не имел средств на образование своим сыновьям, а дочерей своих выдал замуж (по той же причине) за крестьян. Священником села Епифанова Николай Сиротин оставался до своей смерти. Умер он в 1875 году, захоронен на церковном кладбище. С 1875 по 1888 годы в Епифаноаской церкви священниками были  К. Д. Лавровский, Иоанн Макарович Славнецкий. За период 1783 г. по 1888г. только два священника дожили до смерти в приходе села Епифанова: Федот Михайлов,  умерший в августе 1810 года  и Николай Сироткин, умерший в 1875 году. Они похоронены на церковном кладбище. Источником содержания причта до 1875 года служила земля в количестве 355 десятин, доход от требоисполнений и крестохождений по домам прихожан, сборы натурой и доход от молебна. Дома священнослужители имели свои. В 1873 году прихожане обязались приговором священника обеспечивать церковнослужителей хозяйственными постройками. При замене сборов натурою необходимо было в 1845 году платить причту 50 рублей в год для священника. С 1846 года плата от прихожан увеличилась до 80 рублей. В 1887 году прихожане построили дом псаломщику. Источники содержания причта оставались в последующие годы те же. Сверх того причт получал процент с вкладов за помин. Вклад этот составлял 266 рублей. Процент, получаемый с капитала, составлял 11, 16 рублей в год. Бывали случаи, когда собранные деньги с прихода, причт от старосты не получал

http://sobory.ru/article/?object=22145

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Тихон Амафунтский, свт. - житие Святитель Тихон, епископ Амафунтский, родился в городе Амафунте на острове Кипр. Родители воспитали сына в христианском благочестии, обучили чтению Священных книг. Сохранились известия, что дар чудотворения проявился у святого Тихона еще в юношеском возрасте. Его отец был владельцем хлебопекарни и посылал сына продавать хлебы. Святой отрок беднякам раздавал хлебы даром. Узнав об этом, отец разгневался, но сын ответил, что читал в святых книгах, что " дающий Богу сторицею приимет " . " Я же, - говорил юноша, - даю Богу хлебы взаймы " и предложил отцу пойти туда, где хранились запасы зерна. Отец с изумлением увидел, что хранилище, бывшее пустым, переполнено пшеницей. С тех пор отец не препятствовал отроку раздавать нищим хлеб. Один садовник выбросил из виноградника обрезанные сухие ветви. Святой Тихон собрал их, посадил в своем саду и попросил Господа, чтобы эти ветви принялись и дали целебные для здоровья людей плоды. Господь сотворил по вере святого юноши. Ветви принялись, плоды их имели особый, очень приятный вкус и употреблялись при жизни святого и после его кончины на вино для совершения таинства Святой Евхаристии. Благочестивого юношу приняли в церковный клир, поставили чтецом, а затем епископ Амафунтский Мемнон посвятил его в сан диакона. После смерти епископа Мемнона святой Тихон по общему желанию был избран во епископа Амафунтского. Хиротонию возглавил святитель Епифаний, епископ Кипрский (+ 403; память 12 мая). Святитель Тихон усердно трудился над искоренением остатков язычества на Кипре, уничтожал идольские капища и насаждал христианскую веру. Святитель был милостив, двери его дома были открыты для всех, он с любовью выслушивал и исполнял просьбы каждого, кто приходил к нему. Не боясь угроз и мучений, он твердо и бесстрашно исповедовал свою веру перед язычниками. В службе святителю Тихону указывается, что он предвидел время своей кончины, которая последовала в 425 году. Имя святого Тихона Амафунтского пользовалось глубоким почитанием в России. В честь святителя строились храмы в Москве, Нижнем Новгороде, Казани и других городах. Но особенно почитался святитель в Воронежской епархии, где преемственно было три архипастыря, тезоименитых святителю Амафунтскому: святитель Тихон I(Cokoлob) (+ 1783, память 13 августа), Тихон II (Якубовский; до 1785 года) и Тихон III (Малинин, до 1788 года). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Тихон Амафунтский, свт. " .

http://pravicon.com/info-3491

1903. 16. Часть неофициальная. С. 569–579; Прот. Петр Смирнов. Прославление святых в Церкви христианской Православной. К торжеству прославления Преподобного и Богоносного отца нашего Серафима Саровского . СПб. 1903. 155 Святитель Тихон Задонский (1724 †13.8.1783) – родился в Новгородской губернии, закончил местную духовную семинарию. Принял схиму (1758), в сане архимандрита был настоятелем Желтикова монастыря, затем Дрочского. Хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского (1761), епископ Воронежский (1763). Проповедник, автор многих духовных сочинений. На покое (1767), поселился сначала в Толшевском монастыре, а потом в Задонском, где и скончался. Мощи открыты в 1861 г. Память 13 августа. 156 Преподобный Паисий Великий (†400) – родился в Александрии, с юных лет посвятил себя иночеству под духовным водительством аввы Памвы. Жил в пещере в египетской пустыне. Со временем вокруг него собралось много учеников, которыми он руководил. Обладал даром прозорливости и чудотворения. Память 18 июня. 157 Преподобный Агафон (†ок. 435) – пустынник египетский, предувидевший за три дня свою кончину. Память 2 марта и в субботу сырную. 158 Сергей Николаевич Толстой (1826 †23.8.1904) – брат Л. Н. Толстого. Дочь его вспоминала: «В 1903–1904 годах, во время последней тяжелой болезни отца, Лев Николаевич часто приезжал к нам. Отец умер от саркомы в глазу, распространившейся и захватившей впоследствии горло. Он очень мучился. Больше года прошло в тяжелых страданиях, которые он терпеливо переносил на ногах. [...] Иногда, когда боль его временно утихала, он, разговаривая с нами, часто вспоминал старого повара, жившего в доме, когда отец был еще молодой, который говорил: «Хорошо бы перед смертью побольше помучиться, этим перед Богом грехи свои замолить». Видно было, что в этих простых словах повара Сергей Николаевич находил смысл своим страданиям. [...] Тетя Маша (см. прим. 146 – С. Ф.), гостившая, как всегда, у нас в это лето, настояла, чтобы он перед смертью причастился. Он согласился, уступая ее, а главное, маминым просьбам» (Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Вечерню служил с дерзновением, доброгласно, непреткновенно по благодати Божией; брак венчал доброгласно, непреткновенно, с великим и чудным дерзновением; Таинство Крещения совершал у Луки Попова также с торжествующим свободным духом. За всё слава и благодарение Господу. Слава Ему, Творящему чудеса милосердия, силы в душах наших! Слава Его животворящим Тайнам, таковое в нас творящим! Святыню храма телесного – [сердце] береги христианин, ибо оно – храм Духа Святого; сердце твое храни от всякого помысла лукавого, скверного, злого, ибо оно – храм Божий. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть [ 2Кор. 13, 5 ]. 107 Филарет (Дроздов ; 1783 – 1867), святитель, митрополит Московский. Выдающийся церковный и политический деятель. Родился в Коломне, в семье дьякона. Учился в Коломенской семинарии, а с 1800 года – в философском классе Троицкой семинарии; с особым усердием изучал древнегреческий и древнееврейский языки. В 1808 году принял монашеский постриг. С того же года – инспектор, а с 1812 года ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии; профессор философии и богословских наук. С 1817 года епископ, с 1826 года и до дня кончины – митрополит Московский. Выдающийся проповедник; его богословие выразилось в первую очередь именно в проповеди, утверждающей идеалы не столько внешне, сколько внутренне-деятельного христианства, всецело следующего авторитету Священного Писания и святых отцов. Его перу принадлежит несколько историко-богословских трудов. Едва ли не важнейшим делом жизни святителя, равно как и важнейшим вкладом в отечественную словесность, явился его многолетний труд по переводу Библии на русский язык. Автор «Катехизиса», книги о православной вере, выдержавшей бесчисленное количество переизданий. В 1994 году причислен к лику святых. Память его Святая Церковь совершает 19 ноября (2 декабря). 113 Обыск – в церковной практике акт, совершаемый причтом пред венчанием, для удостоверения наличности условий для брака. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Он пожелал верующим идти дорогой обновлений души к Богу, избавившись от страстей, стараясь жить добродетельно, усердно работая над собой, посещая храм: " Если мы почитаем воскресшего Христа, то должны ходить в храм на литургию. Но если остаемся дома и проводим воскресный день в лени на диване, то буквально заявляем, что Господь нам не нужен, и демонстрируем безразличие к своей будущей участи. Если мы истинно верующие, то наша дорога - только к Богу. Пусть мы часто спотыкаемся и ошибаемся, но поднимаемся и из последних сил продолжаем единственно верный путь ко Христу " . Храму было подарено Евангелие. За усердные труды на благо Святой Церкви и в связи с 10-летием служения в священном сане иерей Анатолий Першин был награжден медалью святого апостола Петра. Храм святителя Василия Великого был домовым при ныне разрушенной усадьбе Лопухиных, Вяземских и Ушаковых. Деревянная церковь была построена в 1861 году по проекту Федора Харламова на средства вдовы Василия Левашова (1783-1848) в память ее мужа, участника Отечественной войны 1812 года. В 1930-е годы храм уничтожили, на его месте находилась воинская часть. Археологические работы 2003 года позволили определить место, где он стоял, вскрыть фундамент, уточнить параметры здания. С помощью благотворителей была построена церковь с резным иконостасом. ИА " Вода живая " , 14.01.19 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 4:19 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -4:19 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen This is a modal window. Caption Settings Dialog Beginning of dialog window. Escape will cancel and close the window. Text Color Transparency Background Color Transparency Window Color Transparency Font Size Text Edge Style Font Family Defaults Done Поделиться Упоминания в новостях 25 февраля 2024 17 февраля 2024 4 декабря 2023 29 сентября 2023 5 августа 2023 21 апреля 2024 20 апреля 2024 20 апреля 2024 19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 14 апреля 2024

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В настоящее время в обители находятся следующие здания: Соборная каменная, однопрестольная церковь во имя св. Живоначальной Троицы, заложенная в 1783 г. на месте бывшей деревянной церкви при настоятеле Архимандрите Дорофее и оконченная строением в 1787 г. В ней находится пожертвованный Преосвященным Питиримом, бывшим Епископом Тамбовским, образ Живоначальной Троицы, в окладе с позлащенными венцами. Церковь во имя Успения Божией Матери двухэтажная, каменная. Она основана в 1670 г. 3 августа, по благословению Высокопреосвященного Иллариона, бывшего Митрополита Рязанского, при настоятеле игумене Кирилле приведена к окончанию и освящена в 1672 г. 9 февраля. Колокольня каменная, построена в 1818 и 1822 гг., в четыре яруса, мерою в вышину 70 аршин, под нею святые ворота, на ней повешены 11 колоколов разного веса. Настоятельский каменный двухэтажный дом, построенный в 1801 г. В нижнем этаже дома построено 6 братских келий и кухня. Каменный одноэтажный дом, построенный в 1816 году. В нем устроено 9 братских келий, братская трапеза, братская кухня и кладовая. Ветхий деревянный дом, занимаемый казначеем. Три ветхих деревянных флигеля для братских келий. Амбар деревянный, построенный в крайней тесноте в 1858 г. Каменный амбар, выходом под ним, ледником и квасоварнею, построен в 1874 г. Ледник при казначейском доме, небольшой, каменный. Конный и скотный двор, внутри монастырской ограды, каменный, с обширными на верху сеновалами. В нем находится флигель для рабочих, конюшня с семью стойлами, скотная изба, экипажный сарай с тремя отделами и скотный сарай. Весь монастырь окружен каменною оградою, вышиной в 5 аршин. Ограда эта была устроена в 1750 году при настоятеле Архимандрите Иосифе. Часть ее северной и западной стороны сделана в виде бойниц, с крытым вверху ходом или террасою, а внизу арками, толщиною в 2,5 аршина, в коих внизу видны круглые отверстия для пушек. Вышиною эта ограда 7 аршин, к ограде примыкают две каменные двухэтажные башни. За стеною монастырской ограды, подле монастыря, находится гостиный, деревянный, крытый железом дом, возобновленный в 1862 году, две каменные часовни, одна деревянная, стоящая не в далеком расстоянии от монастыря на пути к Козлову, а другая в роще, на берегу реки Лесного Воронежа, выстроенная в 1869 г. иждивением граждан г. Козлова над так называемом Капитоновым колодцем, в память избавления от угрожавшей опасности и покушения на жизнь Его Величества, Государя Императора, 4 апреля 1866 г. Внутри этой часовни устроен иконостас, украшенный золоченою резьбою.

http://sobory.ru/article/?object=10548

С. 789, 991). 27 Святой Тихон (Соколов) в 1761 году был хиротонисан в викария Новгородского, а в 1763 году был перемещен на Воронежскую кафедру, где и пробыл до 1768 года; умер на покое в Задонецком монастыре 13 августа 1783 года. Память святителя чтили со времени его блаженной кончины. В 1845 году при разборке в Задонском монастыре старого собора, в котором был похоронен святой Тихон, тело его найдено нетленным. 20 июня 1861 года после троекратного освидетельствования нетления тела Святой Синод причислил святого Тихона к лику святых ( Дебольский Г.С. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Ч. I. С. 533–534). 28 Иларий был архимандритом Задонского монастыря с 1834 года до марта 1836 года, отсюда переведен в архимандриты Соловецкого монастыря, а из Соловецкого монастыря в 1842 году обратно был переведен в Задонский монастырь, которым и управлял до 1845 года ( Строев П.М. Списки иерархов… С. 874). Иларий ранее был архимандритом Солотчинского монастыря, находящегося в пятнадцати верстах от Рязани. 29 Святой Митрофан, первый епископ Воронежский, управлял епархией с 1682 года до 1703 года. Мощи святителя двукратно переносимы были из одной церкви в другую и оказались нетленными. В 1831 году по случаю исправления ветхостей воронежского собора открыли пол и увидели непокрытый гроб и весь сгнивший, кроме исподней доски, на которой лежало тело святителя Митрофана. Святой Синод предписал освидетельствовать нетление мощей и истину чудесных событий. В 1832 году святой Митрофан был причислен к лику святых ( Дебольский Г.С. Дни богослужения… Ч. I. С. 539). 30 Антоний (Смирницкий) 31 января 1826 года был хиротонисан во епископа Воронежского из наместников Киево-Печерской Лавры, с 31 января 1832 года – архиепископ, умер 20 декабря 1846 года, отличался строгой благочестивой жизнью ( Строев П.М. Списки иерархов… С. 839). Об Антонии, архиепископе Воронежском, есть две монографии: одна принадлежит Севастьянову, другая, напечатанная в настоящем году, – протоиерею М. Некрасову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010