В обители Задонской Богородицкой главные летние праздники суть: 1) Праздник главного монастырского соборного храма, посвященного в честь Сретения чудотворной иконы Владимирской Богоматери, торжественно празднуемый здесь 21 мая, 23 июня и 26 августа. В эти дни в г. Задонске бывают ярмарочные съезды. 2) Престольный праздник обители бывает 8 сентября и 26 июня в честь иконы Тихвинской Божией Матери. 3) 14 мая празднуется первое обретение нетленных мощей святителя Христова Тихона и всей России чудотворца. 4) Но особенный местный праздник этой обители составляет в настоящее время торжественное празднование открытия св. мощей святителя Тихона в 13 день августа. И прежде, со времени преблаженной кончины сего святителя, последовавшей 13 августа 1783 года, к этому нарочитому дню всегда приезжали в Задонскую обитель местные архипастыри со штатом своим для торжественного богослужения и стекался во множестве православный народ из близких и отдаленных мест нашего Отечества, чтобы в полноте своего усердия совокупной молитвой почтить праведника Божия. Небезынтересно обратить наше внимание на это торжественное воспоминание блаженной памяти святителя Тихона, как оно тогда совершалось в обители Задонской. Накануне того дня в храме Рождества Богородицы божественная служба начиналась всенощным бдением, архиерей со множеством сослужащего духовенства совершал ее по уставу церкви; служба отправлялась по общей минее – святительская. С наступлением утра храм Божий снова наполнялся людьми разных званий, усердствующими к молитве. Ровно в 9 часов начинался благовест к поздней обедне. Перед началом литургии, по облачении, архиерей входил в алтарь, прикладывался к св. престолу и снова с служащими по чину выходил из алтаря Царскими вратами, и все становились у гроба святителя Тихона; один настоятель монастыря выходил (из алтаря) последним, становился на амвоне лицом к народу и благоговейно читал назидательное духовное завещание святителя Тихона. При первом произнесении слов которого «Слава Богу о всем!» нужно было видеть, как выразительно отражалось на лицах предстоящего в храме народа душевное умиление и глубокая, искренняя почтительность к почившему Святителю. При заключительных же словах сего трогательного завещания «Простите, возлюбленнии, и Тихона поминайте» в церкви слышались рыдания и вздохи. После сего начиналось служение большой панихиды у гроба в Бозе почившего. Все это умилительное молитвословие при тихом, стройном пении архиерейского хора певчих единодушно заключалось искренним благожеланием «вечной памяти» Праведнику – и затем начиналась заупокойная Божественная литургия. По окончании обедни Владыкой благословлялись приготовленные среди двора монастырского столы для нищей Христовой братии и для снисходительных богомольцев, угощаемых обителью трехдневно. Такое учреждение трапезы для приходящих исполняется в обители и до сих пор. Так чтилась от дня кончины блаженная память святителя Тихона в обители Задонской.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

В воскресенье, 13 августа 1783 года, святитель Тихон скончался. Он был похоронен в Задонском Рождество-Богородицком монастыре. Люди продолжали идти теперь уже к месту его упокоения, где стали совершаться многочисленные чудеса. Прославление святителя Тихона Задонского, епископа Воронежского совершалось спустя почти сто лет, в воскресенье, 13 августа 1861 года. Он был канонизирован в лике святителей и стал почитаться как чудотворец. Память святителя Тихона совершается дважды в году. В день его кончины и обретения мощей, 26 августа (13 августа по ст.стилю), а также 1 августа (19 июля по ст.стилю). Советская власть не пощадила Задонский монастырь. Приказом чрезвычайно комиссии в 1919 году мощи святителя Тихона были вскрыты. Отправлены в музей в Елец, затем в город Орел. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, мощи оказались в открытом тогда Богоявленском соборе города Орла. Здесь они хранились вплоть до закрытия собора в 1960 года, когда их вновь передали в музей. Возвращение мощей святителя Тихона Задонского Русской Православной Церкви произошло еще тридцать лет спустя, во врем празднования Тысячелетия Крещения Руси. В Задонский Рождество-Богородицкий монастырь мощи вернулись 26 августа 1991 года, где пребывают и сейчас. На анонсе -  Задонский Рождество-Богородицкий монастырь Тропарь святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца глас 8 От юности возлюбил еси Христа, блаженне,/образ всем был еси словом, житием, любовию,/духом, верою, чистотою и смирением,/темже и вселился еси в Небесныя обители,/идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы,/моли, святителю Тихоне,/спастися душам нашим. Кондак святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца глас 8 Апостолов преемниче,/святителей украшение,/Православный Церкве учителю,/Владьще всех молися/мир вселенней даровати/и душам нашим велию милость. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/imya-tihon.html

Тихон, святитель, епископ Воронежский, Задонский чудотворец (Соколов Тимофей Савельевич) † 1783, память 13/26 августа и в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых Родился в 1724 году в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии в семье бедного псаломщика Савелия Кириллова. (Новая фамилия Соколов – была присвоена ему в Новгородской духовной семинарии). Будущий святитель рано лишился отца, после смерти которого семья осталась в самой печальной, почти нищенской обстановке. «Как я начал себя помнить, – рассказывал впоследствии святитель Тихон своему келейнику в Задонске, – в доме при матери нашей было нас четыре брата и две сестры, отца своего я не помню. Старший брат был дьячком, средний взят на военную службу, а мы всё ещё малы были и жили в великой бедности, так что нуждались в дневной пище. В нашем приходе был ямщик богатый, но бездетный. Он часто приходил к нам и полюбил меня. Не раз он просил меня у матушки: «Отдай мне Тиму своего, я воспитаю его вместо сына, и всё моё будет принадлежать ему». Жаль было матушке отдать меня, но крайний недостаток в пропитании заставил её согласиться, и она повела меня за руку к ямщику. Старшего брата в то время не было дома, но возвратившись и узнав от сестры, что матушка повела меня к ямщику, он бросился за нами и, став на колени, стал умолять матушку: Куда вы ведёте брата? Не хочу я, чтобы брат был ямщиком; лучше сам пойду по миру, а не отдам ямщику: постараемся выучить его грамоте, тогда он может определиться в пономари или дьячки. Матушка вернулась домой». Стоя на коленях посреди дороги, проситель и не знал, какую услугу оказывает он Русской Церкви, сохраняя для неё своего дорогого Тиму. Бедность в семье была страшная. «Бывало, – продолжал святитель, – как в доме есть нечего, так целый день бороню пашню у богатого мужика, чтобы только хлебом меня накормили». В 1738 году Тимофей был привезён матерью в Новгород для поступления в духовное училище. 11 декабря 1738 года Тимофей, по просьбе старшего брата, бывшего причётником в Новгороде и взявшего его на своё иждивение, был зачислен в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Симон, архиепископ Рязанский и Зарайский (Лагов Стефан) Родился в 20-х годах XVIII столетия в посаде Лыткине, близ Вологды в семье монастырского крестьянина. В 1736 году за хороший голос Стефан был взят певчим в хор епископа Вологодского Амвросия (Юшкевича; † 1745). В 1740 году Стефан был определён архиепископом Амвросием для обучения в Новгородскую духовную семинарию. В 1754 году по окончании семинарии Стефан начал педагогическую деятельность в Московской духовной академии. С 1755 года – учитель Новгородской духовной семинарии. С 1757 года – вице-префект Новгородской духовной семинарии. 10 апреля 1758 года пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. 28 апреля 1758 года назначен префектом семинарии. В январе 1759 года возведён в сан архимандрита Новгородского Антониева монастыря. С 22 апреля 1759 года – вице-ректор Новгородской духовной семинарии. 8 ноября 1759 года того же года назначен ректором. В августе 1761 года определён архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря и вскоре назначен членом Святейшего Синода. 28 октября 1764 года переведён в Московский Новоспасский монастырь. 6 сентября 1769 года хиротонисан во епископа Костромского и Галицкого. 31 марта 1778 года переведён епископом Рязанским и Шацким. После кончины епископа Тамбовского Феодосия (Голосницкого; 1786) в течение полутора лет управлял Тамбовской епархией. С 16 октября 1799 года именовался Рязанским и Зарайским. 6 ноября 1792 года возведён в сан архиепископа. Скончался 17 января 1804 года. Архиепископ Симон – замечательный церковный деятель, сверстник и друг святителя Тихона Задонского (Соколова; † 1783, память 13/26 августа). Воспитанные в одной семинарии, вместе в один день постриженные в монашество и долгое время служившие при Новгородской духовной семинарии, они обладали и многими сходными чертами характера. И тот, и другой проявляли особую заботу о просвещении народа и священников, о повышении нравственного уровня и общественного положения духовенства. Так же как и святитель Тихон, архиепископ Симон отличался незлобием и всепрощением, сам первый просил прощения у обидчика. Так же старался строгость наказания смягчить благостью, любил общаться с простыми и бедными людьми, являться к ним в рясе простого монаха, чтобы быть не узнанным, ходатайствовать за них перед властями, мирить ссорившихся. Память о нём свято хранится на месте его служения. Отдавая дань духу времени, архиепископ Симон вынужден был иногда устраивать пышные торжества. Один из таких праздников был устроен им по случаю заключения мира с Турцией в 1777 году, а другой – по случаю рождения великого князя Александра Павловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Статистика Тихон Задонский, свт. Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей Савельевич Соколовский; 1724, Короцко, Валдайский уезд Новгородская губерния — 26 августа 1783, Задонский монастырь) — церковный деятель, иерарх и богослов, крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века. Канонизирован Русской церковью в лике святителей, почитается как чудотворец. Родился в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии в семье дьяка Савелия Кириллова. В тринадцатилетнем возрасте он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казённое содержание в открывшуюся в Новгороде семинарию. Окончил Новгородскую семинарию и остался там преподавать, сначала греческий язык, а затем риторику и философию. В 1758 году, в возрасте 34 лет, принял постриг с именем Тихон. Переведённый в 1759 году в Тверскую епархию, был назначен архимандритом Желтикова монастыря, затем пребывал в Отрочском монастыре, исполняя одновременно обязанности ректора и учителя Тверской семинарии. С 1762 года — викарный епископ Кексгольмский и Ладожский, с 1763 года — на самостоятельной кафедре епископа Воронежского. Там он прослужил около семи лет. Испросив увольнение по состоянию здоровья, в 1767 году епископ Тихон поселился сначала в Толшевском, а с 1769 года ещё дальше от Воронежа — в Задонском монастыре. Где жил до конца своих дней. Его мощи были сохранены в монастыре. Скончался Тихон Задонский 13 августа 1783 года. Тихон Задонский на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде Вероятно влияние немецкого пиэтизма на жизнь и творчество святителя Тихона через книги Иоганна Арндта (1555—1621), которые переводились на русский языке и издавались в Заале. В свою очередь, святитель повлиял на творчество Федора Достоевского. Благодаря многочисленным свидетельствам о чудесах, совершавшихся при его мощах, Тихон Задонский был причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 1861 году. Его память совершается 19 июля (1 августа) и 13 (26) августа. Особо принято молиться святителю Тихону о врачевании душевных недугов: депрессии, алкоголизма, помешательства, беснования. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/1090

В Липецкой епархии празднуют память св. Тихона Задонского Задонск (Липецкая область), 5 сентября 2003 г.  220-летие со дня преставления епископа Воронежского и Елецкого Тихона, Задонского чудотворца, отметили клирики и миряне Липецкой епархии Русской Православной Церкви. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий в сослужении епископа Задонского Никона, временно управляющего Липецкой епархией, и клириков Липецкой епархии 26 августа совершил праздничную Божественную литургию во Владимирском соборе Задонского Богородицкого монастыря, где находится мощи святителя Тихона, передает «Благовест-инфо». Будущий святитель Тихон родился в 1724 году в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика и получил при крещении имя Тимофей. В 1735 г. его отдали в Новгородское духовное училище, а в 1740-м – в семинарию при монастыре святого Антония Римлянина. По ее окончании он стал преподавателем риторики и греческого языка. Тимофей был пострижен в иночество 10 апреля 1758 года с именем Тихон, затем посвящен во иеромонаха и назначен префектом семинарии, а в 1759 г. -- ректором Тверской семинарии. В 1761 г. он был рукоположен во епископа Кексгольмского и Ладожского, а 3 февраля 1763 г. назначен на Воронежскую кафедру. В 1767 году святитель Тихон ушел по состоянию здоровья на покой в Задонский монастырь, где были написаны его знаменитые творения «Об истинном христианстве», «Сокровища духовное, от мира собираемое» и другие. Скончался святитель 26 (13) августа 1783 года. Канонизация св. Тихона совершилась в 1861 году. В 1932 году мощи святителя увезли из Задонска сначала в Елец, а затем в Орел. 26 августа 1991 года попечением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия мощи святителя Тихона возвратились в Богородицкий монастырь Задонска. После праздничного молебна митрополит Сергий поздравил всех с праздником и сказал, что жизнь святителя Тихона должна служить примером истинной христианской жизни для современных людей. Митрополит Сергий также отметил, что он сам принял монашеский постриг 30 лет назад в день памяти Тихона Задонского. 5 сентября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7533.html

Энциклопедический словарь. Т. 29. СПб., 1896. С. 732). 34 Преподобный Исаакий Молчальник – тот из учеников Преподобного Сергия, которого Господь сподобил созерцать, как во время Евхаристии Преп. Сергий причащался Небесного Огня. 35 Святитель Тихон (Соколов), епископ Воронежский и Елецкий, скончался, будучи на покое, 13 августа 1783 года. 25 мая 1861 года было совершено торжественное открытие мощей, которые ныне почивают в Задонском монастыре г. Задонска. Известный многими чудотворениями, святитель Тихон причислен к лику святых. Память его празднуется 13(26) августа. 37 В результате выполненный перевод игумена Иоанна наиболее популярен до сего дня (Ред.). 40 Событие происходило в 1834 году, в царствование императора Николая I. Триумфальные ворота были воздвигнуты по проекту архитектора О.И. Бове в память о победе в Отечественной войне 41 Святитель Митрофан, епископ Воронежский (1623–1703), в схиме Макарий. В 1832 году были открыты мощи святителя и через 128 лет после кончины он был причислен к лику святых. Память его совершается 7 августа и 23 ноября (по ст. ст.). В 1700 году царь Петр I пригласил святителя Митрофана во дворец, у входа в который, в подражание новому европейскому вкусу, были поставлены статуи языческих богов греческого и римского пантеона. Святитель демонстративно удалился в свою резиденцию, а затем сумел вразумить и привести к покаянию разгневанного царя. 45 Архимандрит Сергий (†1861) был принят архимандритом Антонием в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру в 1833 году из Саровской пустыни, куда поступил в 1818 году, будучи чиновником. Он был известным подвижником строгой иноческой жизни и нес послушание казначея обители (29, с. 6–7). Автор «Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти отца Серафима», изданного в 1841 году. 46 В 1861 году, «в видах скорейшего наведения порядка», Дивеевская обитель временно была переведена из Нижегородской епархии в Тамбовскую. С 1859 года епископом Тамбовским был Феофан (Говоров), Затворник Вышенский. 47 Епископ Нижегородский Антоний (Павлинский) скончался 29 апреля 1878 года в сане архиепископа Владимирского и Суздальского.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Свет Преображения, Божий Свет не ушел с земли, Его надо искать и собирать. И великая награда для собравшего, великое счастье для нашедшего. Ради этой радости и счастья можно себя во многом ограничить, можно себя многого лишить. Господи, дай нам видеть Твой Свет; Господи, дай нам Твой Свет в сердца наши; ниспошли нам Свет Твой – тишину, мир, радость, любовь. «Да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе». Господи, дай нам видеть Твой Свет – иметь в сердцах наших Твой Свет: мир, радость и любовь. Аминь. Успенским постом Несколько лет назад, занимаясь в одной из библиотек Праги и разбирая полученные из России книги, я неожиданно нашел небольшой листок желтоватой бумаги, на котором был напечатан текст послания Святейшего Патриарха Тихона к русскому народу. Послание это было издано летом 1918 году и распространялось по всей России. Патриарх говорил в нем о том, в каком тяжелом положении оказалась страна, и предупреждал, что должно произойти: междоусобная война, голод, болезни, море слез и крови. Патриарх предупреждал русский народ и призывал его к общему говению в течение Успенского поста и к всенародному покаянию. Послание Патриарха осталось без ответа. Русские люди не послушали голоса своего Первосвятителя. Русский народ не пошел по единственно верному пути ко спасению. Сейчас Успенский пост. 13/26 августа – день Ангела покойного Патриарха (13/26 августа – день преставления (1783) и второго обретения мощей (1991) святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон [†1925; память 25 марта, 26 сентября и в воскресенье после 25 января] прославлен Русской Православной Церковью в 1989 году – Примеч. изд.). И хотелось сказать вам об этом малоизвестном послании Патриарха. Оно написано в 1918 году, но его слова не устарели: пока не произойдет всенародное говение и общее покаяние всех русских людей, до тех пор мы не будем на верном пути ко спасению. Так сказал нам Первосвятитель, о том же говорит нам сегодня и Господь: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк. 9, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

ТИБЕРИЙ, ТИБЕРИЙ (Tiberius) (42 до P. X. – 37 по P. X.) – римский император (14–37) из династии Юлиев-Клавдиев. Пасынок Августа. Опираясь на преторианцев, проводил автократическую политику. Добился улучшения финансового положения империи. «В 15-й же год правления Тиверия кесаря» ( Лк. 3:1 ) «Христос был приговорен Понтием Пилатом к распятию» (Тацит. Анналы). В последние годы правление его приняло тиранический характер. ТИЛЛИХ ПАУЛЬ (1886–1965) – выдающийся немецкий протестантский богослов и философ. Основная черта его богословия – стремление раскрыть смысл откровения через раскрытие смысла человеческой реальности, культуры. Автор «Систематического богословия» (1951–1963). В отличие от ортодоксии и неоортодоксии К. Барта и др., стремился к созданию универсальной «теологии культуры», к примирению разума и откровения. В 1920-х гг. лидер движения христианского социализма в Германии, после 1933 г. эмигрировал в США, где преподавал в Гарварде. ТИТ (Titus) (39–81) – римский император с 79 г., из династии Флавиев. Сын Веспасиана. В Иудейскую войну, командующий римскими легионами, направленными в Палестину для подавления восстания Бар-Кохбы, взял Иерусалим и разрушил Иерусалимский Храм (70). ТИХОН , св. (в миру Василий Иванович Беллавин; 1865–1925) – Патриарх Московский и всея Руси, избранный на Всероссийском Поместном соборе в 1917 г. В годы Гражданской войны призывал к прекращению кровопролития. Выступил против декретов об отделении Церкви от государства и об изъятии церковных ценностей. В 1922 г. по обвинению в антисоветской деятельности был арестован. В 1923 г. призвал духовенство и верующих к лояльному отношению к советской власти; был выпущен из тюрьмы и находился под домашним арестом. Причислен к лику святых в 1988 г. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ , св. (в миру Тимофей Савельевич Кириллов; 1724–1783) – с 1763 по 1767 г.– епископ Воронежский; учредил в Воронеже семинарию; с 1767 г. жил в Задонском монастыре, написал множество сочинений нравственно-поучительного характера. Основные сочинения: «Об истинном христианстве» (1770–1771), «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1777–1779). Память в Русской православной церкви 13 (26) августа, 19 июля (1 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

блгв. Кн. Даниилу. Хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии (14.9.1919). Участвовал в отпевании своего духовного отца – прот. Алексия Мечева на Маросейке. Арестован и сослан в Тюменскую область (1923). Вновь арестован и приговорен к двум годам ссылки в Казахстан (1925). Назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии (26.6.1928); к управлению не приступал в связи с тем, что находился в заключении вместе с епископом Серапионом в Зырянском краю, неподалеку от Усть-Сысольска. Расстрелян в Сыктывкаре. 234 Святитель Тихон Задонский (1724 – 13.8.1783) – родился в Новгородской губернии, закончил местную духовную семинарию. Принял схиму (1758), в сане архимандрита был настоятелем Желтикова монастыря, затем Дрочского. Хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского (1761), епископ Воронежский (1763). Проповедник, автор многих духовных сочинений. На покое (1767), поселился сначала в Толшевском монастыре, а потом в Задонском, где и скончался. Мощи открыты в 1861 г. Память 13 августа. 237 Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси (1530 – 17.2.1612) – родился в Казани в семье донских казаков. Был сначала приходским священником, а потом, после пострижения, в сане архимандрита, настоятелем Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Хиротонисан во епископа (1589), заняв только что образованную митрополичью кафедру в Казани. В июле 1606 г. избран Патриархом. Старался содействовать успокоению смуты и изгнанию иноземцев. Перенес из Углича в Москву мощи царевича Димитрия, благословил принести в ополчение Казанскую икону Божией Матери. Скончался уморенный голодом поляками в подземелье Чудова монастыря. В том же монастыре его первоначально и погребли. Тут же его стали и почитать как местного московского святого. Мощи его, обретенные нетленными и благоухающими, были перенесены (1652) в Большой Успенский собор. По изгнании Наполеона из Москвы мощи Священномученика были найдены выброшенными из гробницы. В третий раз они были обретены нетленными во время реставрации Успенского собора перед коронацией Императора Александра III.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010