преподобных отцев Печерских Антония, (+ 1073, память 10 июля, 2 сентября), Феодосия (+ 1074, память 3 мая, 14 августа, 3 сентября), Моисея Угрин а (+ ок. 1043/после 1051, память 26 июля), Нестора Летописца (+ 1113-1116, память 27 октября), князя и инока Николы Святоши , Черниговского, Печерского (+ 1143, память 14 октября)  и всех отцев Киево-Печерских; преподобных Иова (1551–1659, память 28 августа/10 сентября, 28 октября/10 ноября и 6/19 мая) и Амфилохия (1897–1971, память 29 апреля/12 мая), чудотворцев Почаевских, схимонаха Досифея Китаевского , схим. (+ 1777, память 25 сентября/8 октября), преподобного Серафима Саровского, преподобной Александры Дивеевской (+ 1789, память 13/26 июня), преподобного иеросхимонаха Парфения Киевопечерского (1790–1855, память 17/30 марта) святых новомучеников и исповедников: священномученика Владимира , митрополита Киевского (1848–1918, память 25 января/7февраля), Константина , митрополита Киевского ( Дьякова , 1871–1937), Александра , архиепископа Харьковского (Петровского, 1851–1940, память 19 мая/1 июня), Прокопия, архиепископа Херсонского (Титова, 1877–1937), и с ним иерея Иоанна Скадовского (+ 1937, 10/23 ноября), Анатолия, митрополита Одесского (Грисюка, 1880–1938, память 10/23 января), Онуфрия , архиепископа Курского и Обоянского (Гагалюка, 1885–1938, память 19 мая/1 июня), Макария , епископа Днепропетровского (Кармазина, 1875–1937, память 20 ноября/3 декабря), Василия, епископа Прилукского (Зеленцова, 1870–1930, память 22 марта/4 апреля), Иоасафа, епископа Могилевского (Жевахова, 1874–1937, память 22 ноября/5 декабря), Дамаскина, епископа Глуховского (Цедрика, 1877–1937, память 2/15 сентября), Аркадия, епископа Бежецкого (Остальского, 1889–1937, память 16/29 декабря ), Порфирия, епископа Симферопольского и Крымского (Гулевича, 1864-1937, память 19 ноября/2 декабря), Сергия, архиепископа Мелитопольского (Зверева, 1872–1937, память 1/14 ноября), святителей исповедников Луки , архиепископа Симферопольского и Крымского , и Афанасия, епископа Ковровского ,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

Православная энциклопедия считает наиболее достоверной датой кончины 25 сентября 1777 г., на который указывает дело из лаврского архива. 26 сентября 1777 г. послушник Григорий Черневский сообщил лаврскому архим. Зосиме о смерти Досифея. В резолюции предлагалось «монаха Досифея тело внесть в церковь и, отправив обыкновенное монашеское погребение, погребсти его по левую сторону каменной [Троицкой] церкви» и составить опись оставшемуся по умершему имуществу, что и было исполнено . В 1993 году Священный Синод Украинской Православной Церкви канонизировал для местного почитания " прп. Досифея, Киевского, рясофорного монаха " . Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя " преподобной Досифеи (Тяпкиной), Киевской затворницы " включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания . Мощи преподобной Досифеи пребывают под спудом с северной стороны приходской Свято-Троицкой церкви на территории Китаевской пустыни. Три попытки их обретения оказались неудачными. В начале 1990-х гг. на разоренном кладбище Китаевской пустыни, возрождаемой после закрытия в советскую эпоху, по уцелевшим преданиям было определено приблизительное место уничтоженного надгробия прп. Досифеи и воздвигнуто новое. В пещерном храме Собора Пресвятой Богородицы, построенном на месте подвигов Досифеи и других подвижников, оборудована т. н. " келья Досифеи " , где каждый может почтить память преподобной. Источники Прп. Досифей Китаевский. Икона, XX в. Первоначальное житие было составлено, вероятно, в конце XVIII века. Анонимное рукописное жизнеописание Досифея конца XVIII в. на полулисте синей бумаги было обнаружено в семейном архиве А. Лашкевича и опубликовано им в журнале «Киевская старина» . В 1873 г. в Соловецком патерике впервые была опубликована информация, что Досифей на самом деле являлся девицей. Согласно приведенному в патерике житию пустынника Феофана , который являлся келейником Досифея, последний скончался после 30-летнего затворничества в Китаевской пустыни в 1778 г., на 53-м году жизни.

http://drevo-info.ru/articles/18540.html

Жиздра. Собор Александра Невского. Александро-Невский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1810 и 1875. Год утраты:1943 (взорван немцами) Архитектор:И.Д. Ясныгин Адрес: Калужская область, Жиздринский район, город Жиздра (перекресток улиц Коммунистической и Красноармейской). Координаты: 53.74797, 34.73478 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Александро-Невский собор, каменный, с каменной колокольней. Первоначально построен на казённые средства в 1777 г. Освящён преосвященным Феоктистом, епископом Севским в 1780 г. и значился в списках Севской епархии, а с 1799 г. в Московской епархии. При открытии в Калужской губернии самостоятельной кафедры в 1799 г. стал относиться к Калужской епархии. По благословению преосвященного Евлампия трапезная и колокольня были разобраны и на церковные суммы построена новая с тремя приделами. Настоящая часть по резолюции Калужской духовной консистории от 11 января 1832 г. разобрана, и по проекту губернского архитектора Соколова 4 июня 1833 г. заложен новый храм. Освящён преосвященным Григорием 21 августа 1855 г. во имя Святой Живоначальной Троицы, память на 50-й день по Пасхе, Пятидесятница. В настоящей части в 1875 г. устроены два придела. С правой стороны престол освящён 30 сентября 1875 г. во имя Смоленской иконы Божией Матери, память 28 июля/10 августа. С левой стороны престол освящён преосвященным Григорием 1 октября 1875 г. во имя благоверного князя Александра Невского в схиме Алексия, память 30 августа/12 сентября и 23 ноября/6 декабря. В тёплой трапезной части было три придела. На хорах престол освящён преосвященным Антонием 11 октября 1818 г. во имя Успения Пресвятой Богородицы, память 15/28 августа. Второй престол - во имя благоверного князя Александра Невского — переименован в 1875 г. во имя священномученика Власия, епископа Севастийского, память 11/24 февраля. Третий престол освящён во имя преподобного Сергия Радонежского, память 5/18 июля и 25 сентября/8 октября. Последние два престола в приделах освящены преосвященным Филаретом в 1820 г. Один 22, другой 23 августа.

http://sobory.ru/article/?object=33415

 Над гробом императрицы Анны Иоанновны надпись: «Анна I, Императрица и Самодержица Всероссийская и пр. и пр. и пр. Родилась в Москве 1693 года января 28-го дня. Вступила на престол 1730 года января 19-го дня. Скончалась в Санкт-Петербурге 1740 года октября 17-го дня».  Над гробом императрицы Елисаветы Петровны надпись: «Елисавета I, Императрица и Самодержица Всероссийская и пр. и пр. и пр. Родилась в Москве 1709 года декабря 18-го дня. Вступила на престол 1741 года ноября 25-го дня. Скончалась в Санкт-Петербурге 1761 года декабря 25-го дня. Погребена в Петропавловском соборе 1762 года февраля 3-го дня».  Над гробом императора Петра надпись: «10-го дня. Перенесен в Петропавловский собор 1796 года декабря 18-го Петр Император и Самодержец Всероссийский, Герцог Шлезвиг-Голштинский и пр. и пр. и пр. Родился в Киле 1728 года февраля 10-го дня. Вступил на престол 1761 года декабря 25-го дня. Скончался в Ропше 1762 года июля 6-го дня. Погребен в Александро-Невской Лавре 1762 года июля дня».  Над гробом императрицы Екатерины II, надпись: «Екатерина II, Императрица и Самодержица Всероссийская, урожденная Принцесса Ангалт-Цербтская и пр. и пр. и пр. Родилась в Штетине 1729 года апреля 21-го дня. Вступила на престол 1762 года июня 28-го дня. Скончалась в Санкт-Петербурге 1796 года ноября 6-го дня. Погребена в Петропавловском соборе 1796 года декабря 16-го дня».  Над гробом Павла I, надпись: «Государь Император и Самодержец Всероссийский Павел I. Родился в 1754 году 20 сентября. Вступил на престол 1796 года ноября 6-го дня. Великим Магистром державного Ордена св. Иоанна Иерусалимского 1798 года декабря 16 дня, скончался 1801 года марта с 11 на 12, погребен того же месяца 23 числа».  Над гробом императора Александра I, надпись: «Александр I, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский и проч., и проч., и проч. Родился в Санкт-Петербурге 1777 года декабря 12-го дня, вступил на престол 1801 года марта 12 го, скончался в Таганроге 1825 года ноября 19 дня, погребен в Санкт-Петербурге 1826 года марта 13 дня». На этой гробнице находятся три медали: одна золотая в память кончины государя императора Александра II и две серебряные; из них одна в память 1812 года, а другая – вступления в Париж.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Иконы эти также писаны Бельским. Подле Царских врат в алтаре – крест, со словами: I. Н. Ц. I. и с надписью: «Освятися храм сей и жертвенник Господа, Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, во храме Преосв. Владычицы Нашей Богородицы Знамения, при державе Благочестивейшей Императрицы Екатерины 2-й и наследнике Ее, Благоверном Государе и Вел. Князе Павле Петровиче, по благословению Святейшего Правительствующего Синода, при Преосвященном Архиепископе Гаврииле 1776 г. Индикта 9 месяца июля 10 дня, на память св. мученик в Никополии Арменстей». Колокола повешены в 1797-м году. В сентябре 1812 г., от сильного ветра, на колокольне сломан был шпиль, а железный крест переломан пополам. В 1816 году, усердием директора Петергофской бумажной фабрики, Феодора Ивановича фон-Вистенгаузена, шпиль сделан вновь, а крест, вновь скованный, вызолочен и к нему сделано сияние. В том же году, 30-го апреля, после Литургии, крест был поставлен на место титулярным Советником Чудиновым, при помощи двух плотников. В 1862-м году план иконостаса изменен, клиросы распространены, иконостас исправлен и вновь вызолочен, исправлена и внутренность церкви. На правой стороне церкви, над клиросом, размещены прежние полковые штандарты с Высочайшими к ним грамотами. У Штандарта 1-го дивизиона, при атаке Варшавы, 25 и 26 Августа 1831-го года, отбит был угол Георгиевского креста и погнуто крыло орла. Знак этот, по повелению Вел. Князя Михаила Павловича, оставлен в том положении, в каком был вынесен из атаки. При штандартах находятся ленты трех дивизионов. На правой половине ленты вышито серебром: „1651 г., Сумский, Изюмский и Ахтырский Казачьи. 1748 Бахмутский Казачий и 1777. Полтавский Пикинерный полки”. В средине ленты: „1813 за отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812-го года”. На 4-й половине: «Лейб-Гвардии Конно-Гренадерский полк». Таже надпись на древках штандартов, прикрепленных на глухо и позлащенных медных скобах, на коих находятся вензеля: Л. М. EI. На штандартах вышиты серебром двуглавые орлы, с коронами и с серебряною надписью.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский (Ужинский) Родился 22 марта 1777 года. В 1807 году пострижен в монашество. 30 мая 1811 года возведен во игумена Деревяницкого Воскресенского монастыря Новгородской епархии. 5 ноября того же года переведен в Антониев монастырь в сане архимандрита. С 7 марта 1816 года – настоятель Иверского монастыря. 10 марта 1819 года переведен в Юрьев монастырь. 11 мая 1819 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 12 апреля 1822 года – епископ Курский и Белгородский. 28 марта 1831 года возведен в сан архиепископа Черниговского. С 19 сентября 1836 года – архиепископ Казанский. 1 марта 1848 года уволен на покой в Свияжский Богородицкий монастырь. Скончался 16 декабря 1855 года и был погребен в пристрое к Никольскому храму Свияжского монастыря, около могилы святителя Германа, архиепископа Казанского († 1567, память 23 июня/6 июля, 25 сентября/8 октября, 6/19 ноября). Труды: Слово, говоренное на обновление кафедрального собора г. Казани по освящении придельного при нем храма, во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба 1846 г., июня 24 дня.//Православный собеседник. – 1878, август. – С. 313–318. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1404, 1417. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 232. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 245. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 48, 54, 61, 74, 267, 290, 512, 635. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 232. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 319.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Топоров В.Н. Крест//Мифы народов мира. М., 1992. Т. 2. С. 12. Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 492. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. С. 441. Ориген. Толкование Евангелия по Матфею//Migne, Patrol, cursus complet. ser. graec, т. XIII, col. 1777. Тертуллиан. Против Маркиана//Богословский сборник. М., 2005. 13. С. 195. Василий Великий, святитель. Толкование на пророка Исаию//Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. М., 1845. Ч. 2. С. 187. Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. 6. Ч. 1. С. 533. См.: http://khazarzar.skeptik.net/bn/51.htm. Благодарю доцента Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Александра Ранне за указание на данный памятник. Например, критский иконописец Эммануил Лампардос во второй половине XVII в. изобразил на Распятии руки Христа со сложенными пальцами – точно так же, как они изображаются при благословении, но у благоразумного разбойника они привязаны за спиной к вертикальному брусу креста, хулитель же показан нам со спины, ибо распят лицом ко кресту, руки его привязаны с другой стороны перекладины креста. Кенозис – дословно опоражнивание, пустота, производное от пустой, порожний, бесплодный, неосновательный, бессмысленный. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. С. 447. Филатов В. Праздничный ряд Софии Новгородской. Л., 1974. С. 43. В Новом Завете, как известно, воины поименно не упоминаются, но по разным древним источникам, насколько нам удалось установить, их три: Лонгин, Стефатон и Кальпурний. На русских лубках встречается, правда, еще воин Лабас, фрязин родом. Но никто не брался отрицать, что так могли звать и непосредственно стражников. Церковь чтит сотника Лонгина как мученика, память его – 16/29 октября. Майкапар Александр. Новозаветные сюжеты в живописи: Распятие Христа//Искусство: Приложение к газете «Первое сентября». 2000. 42 (210). Ноябрь. Матфей называет Марию Магдалину, Марию – мать Иакова и Иосии и мать сыновей Зеведеевых (Мф. 27: 56). Марк говорит о стоящих вдали Марии Магдалине, Марии – матери Иакова меньшего и Иосии и о Саломии (Мк. 15: 40). Лука пишет обобщенно: «Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк. 23: 49). Иоанн перечисляет: «При Кресте Его стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин. 19, 25).

http://pravoslavie.ru/999.html

Адрес: 422610, г. Лаишево, ул. Чернышевского, д. 24. Телефон: (84378) 2-55-68 Подробнее... Храм преподобной Ксении Римляныни (Мамадыш) [ править править код ] Храм преподобной Ксении Римляныни построен в 1876-1882 годах на средства мамадышского купца Гавриила Семеновича Распопова. В память его жены, Ксении Егоровны, он завещал освятить храм во имя преподобной Ксении Миласской. В настоящее время это единственный действующий храм в Мамадыше. Адрес: Республика Татарстан, г. Мамадыш, пер. Пугачева, д. 16а Телефон: (85563) 3-25-68 Проезд: Из центра города по улице Тукая в западном направлении, налево на улицу Пугачева перед районными теплосетями, направо в следующий поворот. Через 200 метров дорога упрется в церковь. С центральной улицы Советская - налево в конце. перед Домом культуры, через 200 метров направо, на улицу Пугачева, еще через 130 метров — налево. Подробнее... Свято-Троицкий собор (Тетюши) [ править править код ] Троицкий собор г. Тетюши – первое каменное здание города, построенное в 1773-1777 годах на средства прихожан. В 1887 году церковь перестраивалась на средства купца П.В. Серебрякова. В 1904-1907 гг. проводилась капитальная реконструкция. В 1930-х годах храм был закрыт советской властью и подвергся разорению (полностью был уничтожен алтарь, разрушена колокольня и её фундамент, уничтожены купола и церковная ограда). С 1950-х годов здание храма занимала Тетюшская автошкола ДОСААФ, пространство храма было перекрыто в два этажа, уничтожена старинная роспись, здание приспосабливалось под нужды курсантов. В 1989 году в Тетюшах образовалась православная община, которая стала отстаивать своё право на то, что осталось от храма. 30 сентября 1990 года состоялось освящение Никольского придела собора, со служб в этом приделе началась регулярная церковная жизнь прихода. Освящение совершил епископ Казанский и Марийский Анастасий (ныне архиепископ Казанский и Татарстанский). Адрес: Республика Татарстан, г. Тетюши, ул.Свердлова, д. 4 Телефон : 8 (84373) 2-52-31 ; +7 (84373) 2 55-21

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Тат...

Феофилакт, епископ Тамбовский и Шацкий (Ширяев Федор Иванович) Родился 8 сентября 1777 года в селе Заозерье Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Ярославской духовной семинарии. Преподавал в семинарии риторику, философию, богословие, латинский, греческий и французский языки. В 1808 году вызван в Санкт-Петербург и 22 мая пострижен в монашество в Александро-Невской лавре. 6 августа 1809 года возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Каменного Духова монастыря, а также префектом и учителем Вологодской духовной семинарии. В 1810 году определён ректором Вологодской духовной семинарии. В 1811 году переведён в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь и вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. В преобразованной Санкт-Петербургской духовной академии ему было поручено преподавать словесные науки. За успехи в преподавательской службе награждён наперсным крестом на золотой цепочке с бриллиантом и орденом святой Анны II степени. В 1814 году назначен ректором Калужской духовной семинарии и настоятелем Пафнутиева Боровского монастыря. 23 июля 1821 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. Епископ Феофилакт часто посещал Саровскую пустынь и многократно беседовал с преподобным Серафимом Саровским († 1833; память 19 июля/1 августа, 2/15 января). 20 мая 1824 года скоропостижно скончался, не достигнув 47 лет, от чахотки. Погребён в Тамбовском Преображенском кафедральном соборе у южной стены. По словам Московского митрополита Филарета, «...епископ Феофилакт служил, обедал, почивал, проснулся, исповедался, скончался». Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 237. Хитров Г., священник. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. Чистович И.А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1851. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1414. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 237. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 62. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888, 1, стр. 48 и прим. 1. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 1, стр. 2145. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913. Т. 25, стр. 470. Тамбовские епархиальные ведомости, 1879., 20, стр. 643. Кученкова В.А. Житие архиереев тамбовских. К 300-летию преставления Питирима Тамбовского 1698–1998. – Тамбов, 1998, стр. 18. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С северной стороны под храмом был устроен фамильный склеп, где был похоронен храмостроитель статский советник Алексей Сергеевич Мансуров почивший 13 апреля 1829 г. в возрасте 72 лет по старости. Храмостроитель Губернский предводитель дворянства Дмитрий Сергеевич Мансуров 3 февраля 1836 г. в возрасте 78 лет по старости. Похоронен был на отведенном кладбище. 23 марта 1851 года помещица, дочь храмостроителя Анна Алексеевна Загряжская, в девичестве Мансурова продала по купчей крепости принадлежащую ей недвижимое имение в с. Яковлевское и д. Каншиной вдове полковника Анне Петровне Быковой, которая в 1864 г., по ходатайству местного священника и благочинного Михаила Собелева, в память об усопшем ее муже Александре Быкове пожертвовала каменное здание (оранжерею) для устройства теплого храма во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского. Храм был освящен 28 августа 1866 г. (ст.ст) Его Преосвященством Епископом Тульским и Белевским Никандром. Холодный Крестовоздвиженский и теплый Александроневский храм, расположенные почти друг против друга и разделенные барской аллеей, составляли архитектурный храмовый комплекс, о чем свидетельствует карта первого генерального межевания 1777 г. и последующих межевых дел. Церковные службы в приходе церкви Воздвижения Животворящего Креста Господня, так называемой холодной, проходили в теплое время года. В храме во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского (теплом) Богослужения проходили зимой. 6 ноября 1866 года, прихожане Тульского уезда, села Яковлевскаго, было открыто приходское попечительство, где единодушно избрали председателем попечительства приходского священника Михаила Соболева. В августе 1861 года в селе было открыто приходское училище (40 мальчиков и 2 девочки). В 1867 году открыта библиотека. В 1898 году в селе Яковлевское Тульского уезда было начато строительство на средства попечителя коллежского советника Александра Дмитриевича Лебедева нового здание приходской школы. Школа была открыта 25 октября 1898 г. В холодной церкви Животворящего Креста Господня 12 сентября 1905 г. по случаю очередного ремонта было совершено полное освящение всех 3-х престолов. В первой колокольне с южной стороны храма находились колокола. Во второй с северной стороны располагались ризница и библиотека, насчитывающая 115 томов.

http://sobory.ru/article/?object=07489

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010