Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАМИАН (Диомид Иерофеевич, в схиме Диодор; между 1586 и 1593, с. Турчасово Каргопольского у.- 27.11.1633, Каргополь), прп. (пам. 20 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Юрьегорский, Каргопольский, основатель Троицкого Юрьегорского мон-ря в Каргопольском крае (совр. Пудожский р-н Карелии). Сведения о Д. содержатся в его Житии, составленном в сер. XVII в., а также в посвященном Д. рассказе в «Повестях о соловецких пустынножителях» (кон. XVII в.). Выделяют 4 редакции Жития Д.: Первоначальную, Распространенную, Сокращенную и Краткую. Первоначальная редакция была составлена предположительно в 1641-1648 гг., ее авторами могли быть Александр (Булатников) и прп. Елеазар Анзерский. Повествование о пребывании Д. на Соловках в Житии вторично, оно восходит к «Повестям о соловецких пустынножителях». Д. родился в благочестивой семье Иерофея и Марии. В родном селе святого с 1559 г. существовало подворье Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря . К концу жизни отец Д. принял постриг в Соловецкой обители, там же принял монашество и неизвестный по имени родной брат Д. В возрасте ок. 15 лет с благословения родителей Диомид стал послушником в Соловецком мон-ре, по свидетельству Жития, трудился «в келарских и прочих службах и послушание имея неразсудне, и любим всеми бысть». В 19 лет юноша принял постриг с именем Дамиан от игум. Соловецкого мон-ря Антония (это произошло между 1605 и 1612, когда игум. Антоний возглавлял обитель). Духовным наставником Д. стал опытный старец иером. Иосиф, выходец из Новгорода. Прп. Дамиан Юрьегорский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Прп. Дамиан Юрьегорский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Услышав от иером. Иосифа рассказы о подвигах прп. Андрея Соловецкого и др. соловецких пустынножителей, Д. решил последовать их примеру и тайно ушел из мон-ря в глубь Б. Соловецкого о-ва. Инок пробыл в пустыне 40 дней в поисках подходящего места для пещеры. Д. также хотел встретить отшельника, к-рый благословил бы его на пустынническое житие. Инок изнемог от голода, питаясь травой и водой. Соловецкие монахи обнаружили Д. лежащим под деревом и решили, что он мертв. На носилках инока принесли на монастырское подворье, где он пришел в себя.

http://pravenc.ru/text/168756.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ Прп. Иаков Брылеевский. Фрагмент иконы «Собор Костромских святых». 2001 г. Иконописец Е. П. Тисов (Богоявленский собор Богоявленско-Анастасина мон-рь в Костроме) Прп. Иаков Брылеевский. Фрагмент иконы «Собор Костромских святых». 2001 г. Иконописец Е. П. Тисов (Богоявленский собор Богоявленско-Анастасина мон-рь в Костроме) Прп. Иаков Брылеевский. Фрагмент иконы «Преподобные Иаков Брылеевский, Сергий Радонежский и Иаков Железноборовский». Нач. XX в. (ц. Рождества Христова, с. Борок Буйского р-на Костромской обл.) Прп. Иаков Брылеевский. Фрагмент иконы «Преподобные Иаков Брылеевский, Сергий Радонежский и Иаков Железноборовский». Нач. XX в. (ц. Рождества Христова, с. Борок Буйского р-на Костромской обл.) († сер.- 2-я пол. XV в., Троицкая Брылеева пуст.), прп. (пам. 11 апр. и 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Брылеевский, Железноборовский, основатель Троицкой Брылеевой пуст. Сведения об И. содержатся в пересказах краеведов нач. XX в. пространной редакции Жития прп. Иакова Железноборовского (Житие было составлено в 1598 игум. Железноборовского во имя святого Иоанна Предтечи мужского монастыря Иосифом, известно в единственном списке кон. XVIII - нач. XIX в.: РНБ. Тит. 3800. Л. 50-55, в данном тексте сведения об И. отсутствуют; др. списки, содержавшие дополнительную информацию, в частности о чудесах прп. Иакова Железноборовского и об И., утрачены). Согласно пересказам Жития, И. был учеником прп. Иакова Железноборовского († 11 апр. 1442). Архим. леонид (Кавелин) писал о том, что И. жил в Железноборовском мон-ре (ныне в с. Борок Буйского р-на Костромской обл.) в качестве трудника. По прошествии нек-рого времени И. уединился в глухом лесу, в 5 км к юго-востоку от монастыря, и основал Троицкую Брылееву пустынь, где и был погребен после кончины. В 1612 г. польск. отряды разорили Брылееву пуст. В 1648 г. здесь стояла деревянная Свято-Троицкая ц. с приделом во имя прп. Иакова (возможно, прп. Иакова Железноборовского, канонизированного ранее 1628). Впосл. эта церковь, видимо, сгорела, поскольку более не упоминается в документах. В 1731 г. игум. Феодосий перенес в пустынь из Железноборовского мон-ря деревянную Рождество-Богородицкую ц., к-рую в 1734 г. переосвятили в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В описи Железноборовского мон-ря 1743 г. в Брылеевой пуст. отмечены помимо Введенской ц. 2 братские кельи ( Флеров В. Н. Буйская земля. Ч. 1. Кострома, 2002. С. 43).

http://pravenc.ru/text/200165.html

Н. Флоря Иконография. В иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., под 7 мая описан облик А. Э.: «рус, сед, брада подоле Николины, в клобуке, риза святительская, во амфоре [омофоре] со Евангелием» ( Большаков. С. 96); аналогичный текст содержится в иконописном подлиннике 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Колл. Перетца. 524. Л. 157об.). Одно из ранних изображений А. Э. сохранилось в последнем клейме житийной иконы прп. Сергия Радонежского, сер.- 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК), созданной на основе его жития 1646 г. в ред. Симона (Азарьина), где повествуется о явлении А. Э. прп. Сергия в 1612 г., во время польск. осады Московского Кремля; святитель, облаченный в архиерейскую мантию и клобук, представлен дважды: лежащим на ложе и стоящим на коленях перед прп. Сергием. Оплечный образ А. Э. в клобуке, с окладистой бородой имеется в группе святителей на прориси с иконы Собора русских святых, 1814 г. ( Маркелов. Т. 1. С. 461). Сохранился список-пядница Владимирской иконы Божией Матери, в серебряном окладе, ок. 1602 г. (ГРМ), согласно греч. надписи на обороте, посланный А. Э. «на молитву и благословение» митр. Кесарийскому Герману ( Щенникова. С. 78-79). В Скиту св. Анны на Афоне находится икона «Деисус и избранные святые (четырехрядная)», ок. 1621 г.,- вклад А. Э., с его надписью на обороте. Лит.: Кривоносов В. Т. , Макаров Б. А. Архитектурный ансамбль Борисоглебского монастыря. М., 1987. С. 167-168. Илл. 170; Treasures of Mount Athos. Thessal., 1997. P. 167. 2.98; Большаков. Подлинник иконописный. С. 96; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 460-461; Т. 2. С. 59; Щенникова Л. А. Прославление чудотворной Владимирской иконы Богоматери в XVII столетии//История и культура Ростовской земли. 1998/ГМЗРК. Ростов, 1999. С. 76-84. В. И. Вахрина Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/76326.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРАСИМ Преподобные Галактион и Герасим Вологодские. Икона. 1-я пол.-сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Галактион и Герасим Вологодские. Икона. 1-я пол.-сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ) († 1178, Вологда), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель вологодского во имя Св. Троицы муж. мон-ря на Кайсаровом ручье. Основной источник сведений о Г.- Сказание о чудесах святого, созданное ок. 1666 г.; описанные в нем чудотворения относятся к 1-й пол.- сер. XVII в., т. е. к времени восстановления мон-ря после разгрома Вологды в 1612 г. польско-литов. отрядами. Списки Сказания немногочисленны: «Месяца августа в 19 день, память преподобнаго отца нашего Герасима, Вологодского чюдотворца» (ГИМ. Увар. 107. 1°. Л. 69-81 об., нач. XVIII в., содержит 25 чудес; 19 авг. считалось днем пришествия Г. в Вологду), «Месяца марта в 4 день, преподобнаго отца нашего Герасима Вологодскаго, началника Троицкаго монастыря, иже у Кайсарова ручья» (в составе «Алфавита» старообрядческого мон. Ионы Керженского - ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 110 об.- 111 об., 1807-1811 гг.). Ионе Керженскому была известна «особенная книжица древняго письма», в к-рой чудеса святого излагались в 37 статьях, выбранные «вкратце» из нее чудеса он внес в «Алфавит». Во вступлении к Сказанию сообщается, что древнее Житие Г. сгорело во время разорения Вологды польско-литов. отрядами. Ссылаясь на запись в «старых вологодских летописцах», Сказание повествует о том, что святой пришел из Киева на р. Вологду в 1147 г. И. М. Верюжскому был известен список Сказания из б-ки вологодского Софийского собора, в к-ром местом монашеского пострига Г. назван Глушенский мон-рь близ Киева, по предположению еп. Амвросия (Орнатского) , речь идет о Гнилецкой Успенской пуст. близ Киево-Печерского мон-ря. В 1-й редакции «Летописца» И. Слободского (1716) сказано, что Г. был пострижеником Глушицкого мон-ря, что является анахронизмом (мон-рь основан в XV в.).

http://pravenc.ru/text/164545.html

Святцы – см. месяцеслов. Священник, иерей, пресвитер – священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства; имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства Священства, т. е. возведения в священный сан другого лица. В белом духовенстве С.– это иерей, в монашестве – иеромонах. Поставление в С. совершается архиереем через рукоположение. Священномученики ( греч. ιερομρτυρες) – святые мученики, принадлежащие к священному чину (иерейскому или епископскому; в определении Архиерейского Юбилейного Собора 2000 года к лику С. причислены также диаконы). С. составляют особый лик святых, ибо хотя на Литургии С. воспоминаются вместе с другими мучениками, однако существуют службы священномученику и священномученикам (Минея общая). К известным С. относятся Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский († 107), Киприан, епископ Карфагенский († 258) и др. Из русских святых к С. относятся Ермоген, патриарх Московский и всея Руси († 1612), Арсений, митр. Ростовский († 1772), и др.; особенно много С. явилось в XX веке в России во время гонений на Церковь – они прославлены в Соборе Новомучеников и исповедников Российских. Именование С. связано с определенной традицией и не всегда является последовательным: так, пресвитеры–мученики могут называться просто мучениками (Авделай и Анания пресвитеры, пам. 17 апр.), а архиереи – мученики – святителями (например, святитель Филипп, Московский и всея Руси чудотворец). Священнослужители – лица, над которыми был совершено таинство Священства (рукоположение, хиротония), в котором они через нисхождение Святого Духа получили благодать совершать таинства (архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (диаконы). Существует три последовательные степени С.: диаконы, священники и архиереи. Седмица (от церковнослав. седмь – семь) – соединение семи последовательных дней, составляющих неделю (в Церкви Неделей называется только первый день С. – воскресенье). Церковная С. начитается с вечера субботы и заканчивается 9-м часом следующего субботнего дня. Сплошная С. – С., на которой в среду и пятницу нет поста: третья перед Великим постом (после Недели о мытаре и фарисее), сырная

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; † 20.03.1612, Синозерская Благовещенская пуст.), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Синозерский, основатель Синозерской Благовещенской (Троицкой) пуст. на берегу Синичьего оз., близ Устюжны Железнопольской. Основным источником сведений о Е. является его Житие, написанное в 1650 г. иноком Синозерской пуст. (пострижеником Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря ) Ионой Филипповым Суровцыным. Текст был создан по благословению 2-го настоятеля Синозерского мон-ря Моисея со слов крестьянина с. Долоцкого Емелиана Сумина, отец к-рого Иван Сумин был свидетелем мученической кончины Е. Во 2-й пол. XVII - нач. XIX в. рукопись Жития хранилась в пустыни, копировалась. Один из списков кон. XVIII - нач. XIX в., содержавший сведения о 3 чудотворениях Е., был опубликован в 1901 г. В 1778-1779 гг. с рукописи Жития, предположительно относившейся к XVII в., был сделан список, долгое время находившийся в Троицко-Благовещенской ц. упраздненной Синозерской пуст. В 1936 г. он поступил в Череповецкий краеведческий музей (Череповецкий краевед. музей. 69 (9-55, 1056/47)), текст по данной рукописи опубликован в 1999 г. Известны и др. списки Жития Е.: БАН. Собр. Тихвинского мон-ря. 1, XIX в.; РНБ. F.I.926, 1830 г. Свящ. Г. Яковцевский вместе с публикацией Жития Е. в 1901 г. издал записи о 27 чудесах, совершившихся по молитвам к святому в кон. XVIII - сер. XIX в. (до 1862), позднее были опубликованы сведения еще об 11 чудотворениях, совершившихся в 1862-1912 гг. (чудотворения преимущественно связаны с исцелениями от различных болезней). В Синозерской пуст. до сер. XIX в. хранился синодик XVII в., начатый иером. Ионой (вероятно, автором Жития Е.), в к-ром перечислены строители обители начиная с Е. Биография Святой род. в селении на сев.-зап. берегу Ладожского оз., в «Корельском крае». Житие сообщает, что Ефрем «бысть спожитель», возможно послушник, Спасо-Преображенского Валаамского монастыря . В 1578 г. обитель была захвачена и разграблена шведами. Вероятно, с этим связано отмеченное в Житии пребывание Ефрема в с. Долоцком, вотчине Н. Ф. Годунова, находившейся в 30 верстах от Устюжны, где он стал чтецом в ц. во имя вмч. Георгия. Затем Ефрем, «вся в дому своем добре устроив», ушел в тихвинский Большой в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , где принял монашеский постриг с именем Евфросин.

http://pravenc.ru/text/187852.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ ЗАОНИКИЕВСКИЙ (Амвросимов Иларион; ок. 1530, дер. Обухово Вологодского у.- 21.09.1612, Заоникиева пуст. (близ совр. пос. Дубровское Вологодской обл.)), прп., Христа ради юродивый (пам. 21 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Заоникиевой пуст. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Сведения о святом сохранились в «Сказании о иконе Богоматери Заоникиевской», составленном в нач. XVIII в. Произведение состоит из нескольких частей: собственно «Сказания...», найденного экономом Заоникиевой пуст. Сергием в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре в 1717 г., «Слова на память преподобнаго отца нашего Иосифа, Иоаникиевскаго новаго чудотворца», составленного, возможно, при участии Сергия, и Повести о посещении Заоникиевой пуст. Вологодским еп. Павлом в 1717 г. Наиболее ранний список «Сказания...» (РГБ. Волог. 74) точно датирован: он содержит запись иерея Димитрия, в которой тот сообщает, что переписал текст в марте-апр. 1718 г. (Л. 82; свящ. Димитрий написал листы 3-31 об., 34-82). Список происходит из Заоникиевой пуст., о чем свидетельствуют владельческие записи на листах 119 об., 124 об. В рукопись вошли Повесть о посещении Заоникиевой пустыни Вологодским еп. Павлом (Л. 2) и «Сказание...» (Л. 3-9; нач.: «И зрети на образы подобия святых икон несумненною верою...»). К «Сказанию...» добавлены описания чудес, происходивших от Заоникиевской иконы Божией Матери (34 чуда (Л. 9-33 об.), изложение чудес начинается с 4-го чуда; по мнению А. Эббингхауса, первые 9 чудес воспроизводят запись XVI в.), а также записанные разными почерками в 1716-1729 гг. рассказы о чудесах, совершившихся по молитвам к И. З. (Л. 82 об.- 98; нумерация чудес не соответствует реальному количеству, случаются повторы, пропуски и т. д.); последнее чудо - «об исцелении крестьянок Анны дочери Максимовой и Евфросинии дочери Ивановой» датировано 1729 г.

http://pravenc.ru/text/673669.html

В издание М. В. Толстого вошли сведения о 456 святых (с дополнениями - 477) из 58 городов России. Эти сведения иногда являются единственным источником данных о жизни местночтимых святых. «Книга...» была выстроена по географическому принципу - биографические справки, содержащие данные об имени святого, о том, кем он был, где подвизался и когда скончался, были помещены не согласно месяцеслову и не по алфавиту, а в зависимости от того, святым какой местности почитался тот или иной подвижник. В большинстве случаев даты и биографические данные брались не из житийных источников: даже для самых чтимых святых дата преставления, в т. ч. год, могла быть ошибочной. «Книга» известна в нескольких редакциях. Она может именоваться также «Книга обдержащая в себе собрание всех российских святых и чюдотворцов» (РНБ. Мих. Q. 351; НСРК. Q. 36). Отдельной редакцией является «Повесть о российских чудотворцах» (РНБ. Q.I.382). Свт. Иоасаф Белгородский. Портрет. 3-я четв. XIX в. (РГБ) В царствование имп. Николая II наметился перелом в вопросах К. святых, что было следствием прежде всего личного благочестия государя. За 20 лет правления имп. Николая II (с 1896 по 1916) были прославлены для общецерковного почитания 7 святых: 9 сент. 1896 г.- свт. Феодосий, архиеп. Черниговский († 1696); 19 июля 1903 г.- прп. Серафим Саровский († 1833); 12 июня 1909 г. восстановлено общецерковное почитание блгв. кнг. Анны Кашинской (схим. Евфросинии; пам. 12 июня; согласие императора было дано 7 нояб. 1908); 4 сент. 1911 г.- свт. Иоасаф (Горленко) , еп. Белгородский († 1754); 12 мая 1913 г.- сщмч. Ермоген, патриарх Московский и всея Руси († 1612); 28 июля 1914 г.- свт. Питирим , еп. Тамбовский († 1697); 10 июня 1916 г.- свт. Иоанн (Максимович) , митр. Тобольский († 1715). Первоначальное местное прославление свт. Иоанна Тобольского состоялось по инициативе еп. (с 5 окт. 1916 г.- архиеп.) Тобольского Варнавы (Накропина) . В этом акте Святейший Синод усмотрел проявление самочиния и не одобрил его. Но император поддержал решение о прославлении свт. Иоанна и настоял на том, чтобы Синод провел эту К., что и было сделано. Вопрос о К. прп. Серафима Саровского и свт. Иоасафа Белгородского рассматривался очень долго, нек-рые члены Синода возражали против К., предлагая отложить прославление. Лишь прямое вмешательство имп. Николая II ускорило процесс. На торжествах прославления прп. Серафима Саровского государь присутствовал лично. Когда обсуждалась возможность прославления прп. Серафима, в Синоде смущение вызвало состояние его мощей, к-рые не сохранились в совершенном нетлении. Этот случай помог выяснить подлинное учение Церкви о нетленности мощей святых. Древняя Церковь в отличие от установившейся в XVII-XIX вв. практики К. в России не видела в нетленности мощей непременного условия для почитания подвижника в лике святых. Этот вывод имел важное значение в дальнейшем, когда Церковь решала вопрос о К. святых, мощи которых либо оставались в безвестном месте, либо не сохранились в совершенном нетлении.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Харьков. Церковь Казанской иконы Божией Матери на Лысой горе. Серафимовская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Пам. арх. нач. ХХ в. Казанская (Серафимовская) церковь построена в 1912 г. Строительство продолжалось 8 лет, с 1904 г. Церковь была освящена 16 июля 1912 г. к 300 летию освобождения г.Москвы и гос-ва Российского от войск польских захватчиков дружинами народного ополчения под предв. К. Минина и Д. Пожарского в 1612 г. Казанскую церковь построила артель мастеров из г. Сарова, поэтому ее еще называют Серафимовской. В основном храм построен из глинообожженного красного кирпича местных кирпичных заводов - бывших Нижнегиевского, Сортировского и настоящего Керамического завода. На стр-во храма было использовано 4 млн. штук кирпича. Площадь храма с алтарем 950 кв.м. Высота храма от основания до креста центрального купола - 75 м. Особого внимания заслуживает пол храма, выложенный высококачественной ковровой метлахской плиткой. Церковь четырехпрестольная. Центральный престол освящен в честь иконы Божией Матери именуемой Казанская, левый придел в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских. Правый придел в честь подвижника Серафима Саровского, чудотворца. Нижний или зимний храм освящен в честь Симеона Богоприимца и пророчицы Анны. Казанская церковь - один из храмов Харьковской епархии, в котором с 1912 г. и до наших дней не прекращались Богослужения. 16 июля 1912 года на Лысой горе была торжественно освящена местная «жемчужина» – Казанско-Серафимовский храм. Трехпрестольный Казанский храм, спроектированный в русско-византийском стиле епархиальным архитектором Владимиром Немкиным (и завершенный уже после его кончины его преемником - зодчим Владимиром Покровским), построили на земельном участке близ ул. Куриловской (современной Ленинградской, 78). Участок на Лысой горе принадлежал потомственному почетному гражданину Харькова, богатому купцу и владельцу магазина писчебумажных товаров Константину Уткину. Был он человеком набожным, много жертвовал на храмы, возглавлял комитет по постройке Благовещенского собора, был его старостой. В 1901 году Константин Уткин отдает принадлежавший ему участок земли на Лысой Горе для возведения церкви. Сам организовывает церковное попечительство по сбору пожертвований на строительство Казанско-Серафимовского храма, первым пожертвовав на 3 тысячи рублей. Уткин убедил лысогорцев всячески помогать на стройке артели бригады мастеров из города Сарова.

http://sobory.ru/article/?object=03887

книги Москвы», I, 12 (опись 1626 г. м-ря Николы чудотв. Старого, что у Крестного целованья); IV, 60 (перепись 1739–45 г. дворов и мера земли разн. чинов людей, кои состоят за Петров. вороты за Землян. Город., в приходе ц. Воздвиж. Ч. Кр., что на старых убогих домах, которые жительство имеют на оброчн. земле Греч. Никол. м-ря); 1638 г., 16 (на Никольской Большой мостовой ул. м-рь Николы Чуд. Старого, а на м-ре живут разных чинов люди из оброку в избах; далее идет перечень их); “Русск. истор. Библиот.», III, 224 (19 мая 1564 г. горел м-рь Николы чудот. Старово в Новом городе, и сгорело 8 келей да 2 церкви древяны, да у Николы чудотв. погорели верхи). 982. Николаевский – Иорданский, женский, где ныне церковь Димитрия Солунского в гор. Киеве, на Подоле, в слободе Плоской. Основан около 1615 г. одним из паломников, бывшим в Палестине и потерявшим в р. Иордане серебряный ковш, который чудесным образом обретен в колодце около церкви св. Николая, которая уже существовала в 1539 г. Она сгорела в 1821 г. В 1786 г. упразднен и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.», IV, 317; Ратшин, 138; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева», 74, 199; “Опис. монаст.», 1817 г., 49; “Паломник Киевский», изд. 4-ое, 117; Протоиер. Н. Думитрашко, “Ист. стат. очерк Золотон. Красногор. Богосл. м-ря», 19; И. М., “Паломн. Киев.», 1849 г., 110; В. Сементовский, “Киев, его свят., древн. и достопам.», 1864 г., 231; “Указат. святыни и свящ. досто- пам. Киева», 1867 г., 204; Строев, “Список иерар. и настоят.», 29, 14; “Акты к истор. Ю. и З. Р.», II, 12 (Документы 1612 г. на владение Войтеха Соколовского, см. XIII), 23 (Документы 1607 г. к спорн. делу по имениям Войт. Соколовского); “Опис. докум. и дтл архива св. Синода», III, прилож., CXI, XXIX (реестр 1723 г. м-рей Киев. епархии); “Архив юго-зап. России», ч. 1, т. VI, 27, XIV (в 1539 г. упоминается церковь св. Николы Ерданьского). 983. Николаевский – Каменные Ограды или Каменоградский, мужской, ныне бесприходная церковь в гор. Пскове, на Завеличьи, по старой Рижской дороге, около выезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010