Цель этой статьи совсем не в том, чтобы представить какую-то свою " концепцию " или доказать неправедность царя. Цель одна - предоставить возможность читателям " Самодержавия духа " ознакомиться с теми фактами, которые не были представлены в книге или получили в ней освещение, противоречащее церковной традиции. Такая задача вынуждает следовать за обсуждаемым текстом. Для удобства изложения разобьем факты на три разряда: 1) имеющие отношение к жизни Церкви; 2) относящиеся к личности Ивана Грозного и 3) к его государственной деятельности. Церковные события Эти факты изложены не в сочинениях светских историков, но запечатлены в годовом цикле богослужения (см. церковный календарь), в житиях святых, в сочинениях православных историков Церкви (см. " Историю Церкви " митрополита Макария и М. В. Толстого), а также, что весьма важно, в богослужебных текстах. Отметим, что богослужебные тексты, являясь литургическим преданием Церкви, составляют одну из важнейших частей Священного Предания. Факты эти таковы. - 9 (22) января Церковь празднует память священномученика митрополита Московского Филиппа (Колычева), который по воле Ивана Грозного в 1566 году был лишен сана, сослан в тверской Отрочь-монастырь, где и был умучен 23 декабря 1569 года опричником Малютой Скуратовым, заехавшим по приказу царя в обитель по дороге в Новгород. - 3 (16) июля Церковь вспоминает перенесение святых мощей святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву при царе Алексее Михайловиче, который написал покаянную грамоту, где просил прощения за грехи своего прадеда Ивана Грозного. - 20 февраля (5 марта) мы чтим память преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского монастыря, умученного самим Иваном Грозным у Святых врат обители в 1570 году после разгрома Новгорода и посещения Пскова. - О разгроме Новгорода в " Истории Церкви " митрополита Макария читаем: " Царь сам прибыл в Новгород и в продолжении шести недель (от 2 января до 13 февраля 1570 года) совершал свои страшные казни. Ограблены были не только жилища граждан, но и все монастыри, все церкви... До пятисот игуменов, иеромонахов, иеродиаконов и старцев были всенародно поставлены на правеж и по повелению царя забиты палицами до смерти, а потом развезены по своим монастырям для погребения. Всех священников и диаконов новгородских церквей заключили в оковы и ежедневно с утра до вечера секли на площади, требуя с каждого по двадцати рублей пени. Архиепископ Пимен, которого Иоанн называл главным изменником и виновником казней, постигших Новгород, подвергся крайнему поруганию: с него сняли святительские одежды... посадили на белую кобылу и привязали к ней ногами, вручили ему бубны и волынку и, как шута, возили по улицам города " . Ссылка - на Полное собрание русских летописей (далее ПСРЛ), т.3, с.154-169.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1192...

Герман, святитель, архиепископ Казанский и Свияжский (Садырев-Полев Григорий Федорович) († 1567, память 23 июня/6 июля, 25 сентября/8 октября, 6/19 ноября и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился около 1505 года в городе Старице Тверской губернии в семье боярина Федора Афанасьевича Садырева-Полева. В конце 30-х годов XVI столетия удалился в Иосифо-Волоколамскую обитель, где вскоре принял монашеский постриг от игумена Гурия († 1563, память 20 июня/З июля, 4/17 октября и 5/18 декабря), впоследствии архиепископа Казанского, и находился под его духовным руководством. В 1551 году епископ Тверской Акакий вызвал Германа к себе и рукоположил его во иеромонаха; затем возвел его в сан архимандрита и поставил настоятелем Старицкого Успенского монастыря. В Старицкой обители архимандрит Герман ввел устав преподобного Иосифа Волоколамского. В обители в это время жил в заключении Максим Грек († 1556, память 21 января/3 февраля и 21 июня/4 июля), с которым отец Герман часто беседовал. В 1553 году был вызван в Москву на Собор по поводу еретических учений Матвея Башкина и Артемия, бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря. После учреждения Казанской епархии в 1555 году игумен Гурий был посвящен в архиепископа Казанского. Для создания в Свияжске обители в честь Успения Богородицы и проповеди христианства он взял с собой отца Германа. Новоустроенный монастырь за 8 лет управления архимандритом Германом стал центром просвещения Казанского края. Несколько тысяч магометан и язычников были обращены в христианство. Отец Герман заботился об обучении новокрещенных. Воздвигал храмы, заботился о насельниках монастырей, основал Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь, а при Зилантовом монастыре устроил школу для детей. 12 марта 1564 года архимандрит Герман был хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа. В 1566 году, когда ушел на покой митрополит Московский и всея Руси Афанасий, царь Иван IV пожелал видеть на митрополичьей кафедре святителя Германа. По приказу царя он был вызван в Москву и помещен в митрополичьем доме. Архиепископ Герман настойчиво отказывался занять столь высокий пост, указывая на свое недостоинство. В то же время он «кроткими словесы» начал увещевать царя и обличал бесчинства опричников. Святитель Герман откровенно высказал царю, что если он будет митрополитом, то по долгу своего сана не станет молчать и скрывать творившиеся злодеяния, но будет обличать их пред всем народом. За это он был удален из митрополичьего дома и в течение двух лет жил в Москве, находясь в опале, а митрополитом был избран Филипп (впоследствии митрополит Московский и всея Руси; † 1569, память 9/22 января, 3/16 июля и 5/18 октября), который также вскоре попал в немилость за обличение царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Зачарованные жестокостью. О культе почитания Ивана Грозного и Иосифа Сталина «Православный» сталинизм… Как вообще стало возможно то, что даже на слух воспринимается как дикий абсурд? 22 марта, 2016 «Православный» сталинизм… Как вообще стало возможно то, что даже на слух воспринимается как дикий абсурд? О роли личности в истории можно говорить долго. Еще дольше на эту тему можно спорить. Но в споре, вопреки известному афоризму, никакой истины не рождается. Спор заканчивается склоками, взаимными личными оскорблениями и упрямым ожесточением. Всего этого у нас с лихвой хватает во всех социальных сетях, на разнообразных тематических форумах и даже в комментариях к новостям. В этом смысле в интернете уже давно идет страшная и беспощадная война, в которой нет убитых, но зато есть немало раненых. И чаще всего в голову. Другое дело, когда эта самая личность в истории, невзирая на всю историческую правду, как положительную, так и отрицательную, начинает приукрашиваться кому-то удобной неправдой. Зачем, для чего, почему это кому-то нужно? Невыученные уроки Каждый год, 9 января, Православная Церковь чтит память святителя Филиппа (Колычева), митрополита Московского. Жизнь святителя Филиппа оборвалась в 1569 году, от руки одного из приспешников царя Иоанна IV Грозного, опричника Малюты Скуратова. Святитель Филипп был прославлен Церковью в лике святых. Казалось бы, все очевидно и понятно. Но однажды мне довелось быть в квартире вполне благочестивых, вроде бы адекватных православных людей. Там на иконной полке среди привычных и знакомых ликов я вдруг увидел иконографическое изображение царя Иоанна, чем был немало удивлен. На вопрос о том, что делает Иван Грозный среди святых, было получено множество ответов, общий смысл которых сводился к тому, что «святой царь» был оболган, что многое из того, что о нем сказано, – клевета и поклеп. Довод о преподобномученике Корнилии Псково-Печерском, лично убитом Иваном Грозным, не возымел действия, хотя и в этом случае есть утверждение, что, едва ли не в сию секунду он раскаялся и уже сам нес тело убитого им игумена в обитель. Действительно, оригинально…убил и пожалел.

http://pravmir.ru/zacharovannyie-zhestok...

Феодосий, епископ Рязанский и Муромский (Вятка) О деятельности преосвященного Феодосия сохранились в основном сведения до его возведения в сан епископа. С 1567 по 1570 годы – архимандрит Московского Спасо-Андроникова монастыря. В 1568 году по поручению царя Ивана Грозного ездил в Соловецкий монастырь для собирания обвинительного материала против бывшего настоятеля этого монастыря, митрополита Московского и всея Руси Филиппа (Колычева; † 1569, память 9/22 января, 3/16 июля, 5/18 октября). В 1570 году сопровождал царя Ивана Грозного в его походе в Новгород. С 1570 по 1572 годы – архимандрит Троице-Сергиева монастыря. В 1571 году подписался под клятвенной записью на верность царю. В 1572 году присутствовал на Соборе о четвёртом браке царя Ивана Грозного. Принимал участие в избрании митрополита Московского и всея Руси Антония († 1581). Вторично сопровождал царя Ивана Грозного при посещении им Новгорода и 23 июня участвовал в торжественной встрече Владимирской иконы Божией Матери. В 1573 году хиротонисан во епископа Рязанского. Управлял епархией всего один год. Дальнейших сведений о нём не имеем. Литература: Горский А.В., протоиерей. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А.В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. М. 1890. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. – Калуга, 1997. Кн. 3, т. 9, стр. 50. Григорий, архимандрит. Список настоятелей Московского Спасо-Андроникова второклассного монастыря с судьбами их. Изд. 2. М. 1890. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 139, 169, 415. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1411. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 36. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией имп. Академии наук: в 4 т. СПб., 1836, т. 1. Чтения в Обществе истории и древностей российских. М. 1846–1918; 1863. Кн. 2, отд. 1. Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841 1921, т. 3. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел: в 5 т. М. 1813–1894, т. 1. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 239. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 4, ч. 1, стр. 170; ч. 2, стр. 238. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пафнутий, епископ Суздальский и Тарусский В 1566 (по Н. Д., в 1567) году хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского. В 1568 году царем Иваном Грозным в Соловецкий монастырь была отправлена следственная комиссия, которая должна была собрать обвинительный материал для привлечения митрополита Филиппа (Колычева, † 1569; память 9/22 января, 3/16 июля) к соборному суду. Следственную комиссию, составленную из личных врагов митрополита Филиппа, возглавлял епископ Суздальский Пафнутий. Клевреты царские употребили все: и ласки, и угрозы, и дары, и обещания почестей, чтобы найти между иноками лжесвидетелей на митрополита, и действительно некоторых увлекли. Записав клеветы и взяв с собою клеветников, царские послы возвратились в Москву. Немедленно открыт был Собор в присутствии самого государя и бояр для суда над митрополитом. Вскоре после суда и мученической кончины митрополита Филиппа царь Иван Грозный осознал свою несправедливость против святого мужа и излил свой гнев на клеветников. В их числе был и епископ Суздальский Пафнутий, который, по словам А. Н. Муравьева, «скоро получил мзду: заточение было ему наградою». Скончался 26 ноября 1570 года (по Н. Д., скончался 26 ноября 1569 года). Литература: Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1396. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 655. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 44. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914. – С. 667. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 13. – С. 407. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 4, ч. 1. – С. 168, 170; т. 2, ч. 2. – С. 357. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В декабре 1569 года Иоанн Грозный пошел со своей дружиной на Новгород. Путь его лежал через Тверь. Не доехав до города, царь послал к святителю своего помощника Малюту Скуратова, как бы за благословением. Малюта вошел в келью и, лицемерно кланяясь, сказал: «Владыко святый, подай благословение Царю идти в Новгород» (1, с. 64 – 65). Святитель Филипп, провидев свыше, для чего тот прислан, не потерял обычного спокойствия и самообладания. Он отвечал Малюте: «Делай то, зачем ты пришел, а не кощунствуй» (1, с. 65). Затем, обратясь к иконе, святой начал молиться. Опричник, схватив подушку, зажал ей уста святого и задушил его. Потом Скуратов выбежал из кельи, укоряя приставников и настоятеля, говоря, что митрополит скончался от чрезмерного жара в келье. Все были в ужасе. Малюта велел рыть глубокую могилу за алтарем соборной церкви и при себе опустить туда тело священномученика. Это произошло 23 декабря/5 января 1569 года. В 1591 году, при царе Феодоре Иоанновиче, мощи святителя Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь. В той могиле, которую святитель приготовил себе сам, еще в свою бытность соловецким игуменом, мощи его покоились 55 лет. Братия Соловецкой обители и церковный народ, особенно жители Северного края России, со времени перенесения мощей святителя Филиппа на Соловки, прибегали к его заступничеству перед Богом. В богослужебной Минее 1636 года мы уже находим ему службу, ту самую, которой и ныне прославляем угодника Божия 9/22 января и 3/16 июля. В 1646 году, при царе Алексее Михайловиче Романове, было совершено торжественное открытие святых мощей святителя, а в начале 1652 года было определено перенести их в Успенский собор Московского Кремля, где они и почивают до сего дня. Память святителю Филиппа, митрополита Московского, чудотворца также совершается: – в Соборе Соловецких Святых – 9/22 августа; – в Соборе Московских Святых – переходящее празднование в ближайшее воскресенье перед 26 августа/8 сентября; – в Соборе Карельских святых – 21 марта/3 апреля; – в Соборе Новгородских святых – переходящее празднование в 3–ю Неделю по Пятидесятнице;

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Потому, что они пошли на поводу у мира, а не мир повели за собой. Кто такие католики? Изначально существовала одна единственная Церковь , которая была единой – Западной и Восточной. Но с того момента, как произошел этот страшный раскол, начались труднообратимые изменения. Восточная Церковь оставалась по преимуществу обращенной к тому Царству, которое не от мира сего, а Католическая все теснее и теснее связывала себя с миром сим. И в той степени, в которой мы повторяем ошибки Католической Церкви, мы тоже скатываемся к обмирщению и секуляризации церковной жизни, убивая тем самым ее дух. 4 Митрополит Филипп (Колычев, 1507–1569 гг.) – иерарх Русской Православной Церкви, лишенный сана Церковным Собором по требованию царя Иоанна Грозного за обличение опричного террора; задушен в ссылке Малютой Скуратовым; память 9/22 января, 3/16 июля, 5/18 октября. 5 Митрополит Арсений (Мацеевич , 1697–1772 гг.) – иерарх Русской Православной Церкви, открыто выступивший против секуляризации церковных владений при Екатерине И; в 1767 г. был разжалован в крестьяне и посажен в Ревельскую крепость; в 1918 г., посмертно, восстановлен в архиерейском достоинстве как лишенный сана по политическим мотивам. В 2000 г. прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в лике священномучеников. 6 Преподобный Сергий Радонежский (1314–1392 гг.) – великий русский святой, основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; память 5/18 июля, 25 сентября/8 октября.) 8 Флавий Валерий Аврелий Константин (272–337 гг.) – римский император, провозгласивший свободное, не подлежащее гонениям исповедание христианства; прославлен Православной Церковью в лике равноапостольных святых; память 21 мая/3 июня. 9 Имеется в виду равноапостольный князь Владимир (ок. 960–1015 гг.), при котором произошло Крещение Руси; память 15/28 июля. 12 Преподобный Иоанн Лествичник (ок. 570 – ок. 649 гг.) – игумен Синайской горы, известный подвижник, написавший подробное руководство к иноческой жизни – «Лествицу»; память 30 марта/12 апреля и в 4-ю Неделю Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

— 9 (22) января Церковь празднует память священномученика митрополита Московского Филиппа (Колычева), который по воле! Ивана Грозного в 1566 году был лишен сана, сослан в тверской! Отрочь–монастырь, где и был умучен 23 декабря 1569 года опричником Малютой Скуратовым, заехавшим по приказу царя в обитель по дороге в Новгород. — 3 (16) июля Церковь вспоминает перенесение святых мощей святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву при царе Алексее Михайловиче, который написал покаянную грамоту, где просил прощения за грехи своего прадеда Ивана Грозного. —20 февраля (5 марта) мы чтим память преподобномученика Корнилия, игумена Псково–Печерского монастыря, умученного самим Иваном Грозным у Святых врат обители в 1570 году после разгрома Новгорода и посещения Пскова. – О разгроме Новгорода в «Истории Церкви» митрополитаМакария читаем: «Царь сам прибыл в Новгород и в продолжение шести недель (от 2 января до 13 февраля 1570 года) совершал свои страшные казни. Ограблены были не только жилища граждан, но и все монастыри, все церкви… До пятисот игуменов, иеромонахов, иеродиаконов и старцев были всенародно поставлены на правеж и по повелению царя забиты палицами до смерти, а потом развезены по своим монастырям для погребения. Всех священников и диаконов новгородских церквей заключили в оковы и ежедневно с утра до вечера секли на площади, требуя с каждого по двадцати рублей пени. Архиепископ Пимен, которого Иоанн называл главным изменником и виновником казней, постигших Новгород, подвергся крайнему поруганию: с него сняли святительские одежды… посадили на белую кобылу и привязали к ней ногами, вручили ему бубны и волынку и, как шута, возили по улицам города». Ссылка – на Полное собрание русских летописей (далее ПСРЛ). Т. 3. С. 154–169. О том же написано и в «Истории Церкви» М.В. Толстого и добавлено следующее: «Но и здесь нашелся смелый обличитель неправды и злодейства – преподобный Арсений–затворник… Утомившись казнями и собираясь в Псков, Грозный царь пришел к затворнику – принять благословение и звать его с собою. “Насытился ли ты кровию, зверь кровожадный! – сказал ему праведник. – Кто может благословить тебя, кто может молить Бога о мучителе, облитом кровию христианскою! Много душ неповинных послал ты в Царство Небесное, а сам не узришь его”. Всю ночь праведник молился, а утром увидели его умершим». С 1787 года его святые мощи почивают под спудом в Кирилловом монастыре, где местно почитали его память как святого.

http://azbyka.ru/apokalipsis/iskusheniya...

29 июля Епископ Аркадий с партией заключённых был отправлен в Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН), который ГПУ устроило в некогда славном Спасо-Преображенском Соловецком монастыре 534 . ...На уединённых и удалённых в Белом море Соловецких островах в 1429 году поселились два великих духовных светильника – преподобные Савватий ( 1435, память 8/21 августа и 27 сентября/10 октября) и Герман (память 12/30 июля и 8/21 августа) Соловецкие. Преподобный Зосима ( 1478, память 17/30 апреля и 8/21 августа) стал основателем святой обители. В середине XVI века при игумене Филиппе (Колычеве, святителе, Митрополите Московском и всея Руси, 1569, память 9/22 января и 3/16 июля) монастырь достиг духовного и материального расцвета 535 . Трагическая история вторжения советской власти на Соловки началась в мае 1920 года, когда на островах было создано отделение Северных лагерей принудительных работ ОГПУ, а летом того же года совхоз «Соловки», в котором трудилось триста – пятьсот человек. Это был один из первых исправительно-трудовых лагерей послереволюционной России. В 1923 году на островах организовывается новое карательное учреждение значительно большего масштаба – Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН) 536 . С братией монастыря новая власть жестоко расправилась. Но несколько человек из братии – вольных монахов – ГПУ оставила на Соловках. Почему? Ответ на этот вопрос даёт А. Клингер, заключённый, бывший на Соловках, которому чудом удалось совершить побег из лагеря и переправиться на Запад. Он в 1928 году писал: «Как только комиссия от ГПУ явилась в Соловецкий монастырь для организации в нём «дома заключения», она потребовала списки всех монахов: последние всеми правдами и неправдами до последнего дня из родного им монастыря не уходили, перенося все ужасы и издевательства беспрерывно сменяющихся «аграрных» властей. ГПУ сразу же уничтожило этот «рассадник опиума для народа», как называют коммунисты религию. Настоятель обители и наиболее видные лица из соловецкого духовенства были расстреляны в монастырском Кремле, остальных монахов чекисты послали на принудительные работы в тюрьмы центральной России, Донецкого бассейна и Сибири, и лишь небольшой процент братии (около 30 человек), с разрешения ГПУ, остались на Соловках. Разумеется, это нельзя рассматривать как акт гуманности ГПУ: последнее просто нуждалось в «спецах» (рыбаках, плотниках, сапожниках и пр.). Эти 30 монахов на жизнь свою в превращённом в тюрьму монастыре смотрели и смотрят, как на продолжение своего подвига служения Богу. Считаются они «вольнонаёмными», работают с утра до ночи, получая за свой каторжный труд жалованье в размере не выше 10 рублей (около 5 долларов) в месяц, то есть, медленно умирая с голоду» 537 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

74 Священномученик Филипп (в миру Феодор Колычев; 1507–1569) – митрополит Московский и всея Руси; родился в знатной боярской семье, имел доступ ко двору при малолетнем Иоанне IV (будущем Грозном), однако порвал с придворной карьерой и в 1537 г. бежал в Соловецкий монастырь. Скрыв свое происхождение, принял там монашеский постриг. Проявив себя настоящим подвижником, через десять лет был избран игуменом обители. В 1566 г., после долгих отказов, согласился быть возведенным на Московскую митрополию, выдвинув условием своего поставления устранение опричнины. Через год, с началом новых массовых казней со стороны Иоанна Грозного, выступил с обличением действий царя. В ответ на это против первосвятителя были сфабрикованы многочисленные доносы. По инициативе царя учинили суд, на котором митрополит был обвинен в безнравственности и волхвовании и, по указанию Грозного, низложен, после чего его отправили отбывать вечное заточение в Тверском Отроче монастыре. Во время похода на Новгород, когда царь и его воинство остановились в Отроче монастыре, первосвятитель был задушен в своей келье посланным к нему Малютой Скуратовым. Святитель Филипп прославлен как священномученик в 1591 г. при сыне Грозного царе Феодоре Иоанновиче, который этой канонизацией стремился искупить грех отца. Память 9/22 января, 13/26 июля, 5/18 октября. 75 Преподобный Дометиан (†601) – епископ Мелитинский; после женитьбы скоро овдовел и стал проводить жизнь в посте и молитве. В 30-летнем возрасте был избран во епископа и стяжал славу доброго и ревностного пастыря. Не раз оказывал Греции услугу, путешествуя, по назначению царя Маврикия, в Персию для устранения столкновений между греками и персами. Память его отмечается 10/23 января.  Здесь друзья разумеются – добрые, соответственно духу и настроению сынов света, например, пастыри Церкви, угодники Божии и т.п. Читать далее Источник: Духовный дневник/еп. Арсений (Жадановский). - Москва : Отчий дом, 2006. - 476, с. : портр. (Духовный собеседник). ISBN 5-87301-137-0 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010