В 1566 г. архиепископ Герман был вызван в Москву для занятия митрополичьего престола, и хотя был вынужден поселиться в митрополичьих покоях, но престола все-таки не занял. Это было страшное время опричнины, и святитель на следующий же день при первой встрече с царем напомнил ему, что суд Божий и истязания о делах ждут каждого человека — как царей, так и простых. «Еще на митрополию не возведен еси, а уже меня неволею обязуешь!» — воскликнул царь.  Митрополитом согласился стать соловецкий игумен Филипп, которого духовенство умолило, ради блага Церкви и народа, дать царю обязательство «не вступаться в опричнину». Он оговорил себе только древнее право «печалования» (заступничества) за осужденных.  Когда же все епископы, страшась царя, в начале ноября 1568 г. осудили святителя Филиппа и тем подготовили его низвержение и будущее убийство (см. его житие — 9 янв.), за него открыто вступился святитель Герман. Он сказал царю: «Хотя бы все братия наша еще тмами словес обносила пред тобою сего блаженного — ни один из них не сказал тебе правды. Сей человек от юности своей никогда не произносил неправедного суда и не знал лицеприятия!» Царь отвечал ему молчанием — он знал, что это правда.  Через несколько дней — 6 ноября 1567 г. — святитель Герман был зарублен опричниками. Было объявлено, что он умер от моровой язвы. Но в описании мощей его, открыто почивавших в Свияжском монастыре, сказано другое: «О роде кончины святителя явно свидетельствуют его мощи: голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами — одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее. Видно, что святой сделался жертвой не казни, а какого-то свирепого побоища». Погребли его, по завещанию его, при церкви Святителя Николая Мокрого, «в архиерейской одежде»: ясно, что святитель ждал своей участи и опасался, что этого могут не сделать.  В 1592 г. святые мощи его были перенесены в Свияжск по просьбе жителей этого города, где были встречены митрополитом Казанским Ермогеном и положены в монастырском Успенском храме, причем храм исполнился благоухания, и были исцеления. К лику святых, чтимых всей Русской Церковью, святитель Герман был причислен в 1696 г. В последнее время святые мощи его почивали посреди церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Сёмково – деревня Папернянского сельсовета, впервые упоминается в документах 1567 года, как владение Станиславовичей. В 1582 году – это центр имения князей Соломорецких и Глебовичей. В 1600 году деревня упоминается, как Сенково. С 1800 года она стала владением тайного советника А. Хмары. В настоящее время она находится на северо-западе от г. Минска в десяти километрах на берегу р. Вяча. От нее отстоят д. Сёмков Городок в двух километрах и д. Чучаны в одном километре. По данным на 1997 год жителей насчитывалось 1401 Самостоятельная церковная жизнь деревни началась совсем недавно: в 1998 году. Вплоть до 1964 года, пока действовал приход в деревне Сёмков Городок, д. Сёмково входила в его состав. В 1993 году в соседней деревне Чучаны состоялось собрание верующих деревень Сёмково, Сёмков Городок и Чучаны в количестве 24 человек. Собрание постановило возродить приход на месте разрушенной в 20-30-х годах в д. Чучаны Свято-Николаевской церкви. Назван новый приход в честь Вознесения Господня. 22 ноября 1993 года Миноблисполком зарегистрировал устав прихода, а 30 ноября 1993 года выдал Свидетельство о регистрации за 261. Временное обслуживание религиозных нужд прихода возложили на настоятеля Спасо-Преображенской церкви г. Заславля иерея Николая Васильевича Мозгова. Только 4 января 1998 года по указу Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси за 2 для организации богослужебной жизни был назначен клирик Свято-Петро-Павловского собора г. Минска иерей Веремейчик Александр Анатольевич. В скором времени отец Александр в местной школе-интернате организовал воскресную школу на 50 человек. Со временем центр богослужебной жизни прихода переместился в д. Сёмково, так как она в несколько раз больше д. Чучаны и большинство прихожан проживает именно там. 8 февраля 1998 года на собрании прихода решили изменить юридический адрес прихода, перенеся его в д. Сёмково. В связи с этим, в устав прихода были внесены соответствующие изменения. 20 октября 1998 года священник Веремейчик А.А. был освобожден от должности настоятеля. А уже 21.10.1998 года на состоявшемся общем собрании прихода под председательством благочинного церквей Минского районного округа протоиерея Бориса Пташинского утвердили перенос прихода в Сёмково по адресу: ул. Проектная, д.3. 1.03.1999 года был назначен новый настоятель, им стал иерей Климов Алексей Игоревич. С января 2005 года и по сей день настоятелем является священник Павел Чистяков, выпускник Минской Духовной Академии. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням в перестроенном для этих целей бывшем магазине.

http://sobory.ru/article/?object=15212

В 1943 г. церковь была сожжена. При поддержке земляков с 2006 г. началось восстановление храма. Восстановленный храм освящен в 2009 г. Известно, что с 20 ноября 1905 г. до августа 1916 г. и с 8 ноября 1921 г. до 20 июня 1924 г. настоятелем церкви был Дмитрий Ильич Гладков, позднее служивший в Валевке (теперь – в Новогрудском районе), Дунайчицах (Несвижский район), Ястрембеле, Накрышках (с 1931 до 1958 г.г.) (Слонимский район). Первое упоминание о дворе Своротва относится к 1460 г., когда двор принадлежал роду Хрептовичей. В 1468 г. Великий князь Литовский Казимир IV передал двор во владение своему наместнику Олехне Судимонтовичу. Своротва упоминается в Литовских метриках за 1524 и 1567 г.г. В 1716 г. Сигизмунд II Август отдал Своротву вместе с соседней Молчадью во владение маршалку Речицкого повета Антонию Юдицкому, после чего она отошла его сыну Михаилу Юдицкому, маршалку Трибунала Литовского, каштеляну минскому, а затем внуку - Яну Юдицкому, который, не имея прямых наследников, отписал в 1765 г. имение своей сестре Барбаре, жене Казимира Тизенгауза, старосты дементовского. Однако вторая сестра была против, поэтому имение было продано. В начале 19 в. имение переходит в собственность Якуба Незабытовского и его жены Франтишки Кунцевич. В 1848 г. оно переходит понаследству к их сыну Стефану, маршалку Гродненской губернии. Его женой была Селина Биспинг. Согласно документам 1876 г., площадь владений составляла 1935 десятин земли. Незабытовские строят дворец, хозяйственные постройки, закладывают пейзажный парк. Изображение усадьбы можно найти на гравюре Наполеона Орды (1876 г.). Дворец представлял из себя двухэтажное, прямоугольное в плане, каменное строение в стиле, близком к ампиру. На крыше была оборудована смотровая площадка (бельведер). По обе стороны дворца были расположены два флигеля. Большое длинное строение по восточному краю парадного двора включало ледник, голубятню, конюшню, коровник. Со стороны реки это строение заканчивалось большим двухэтажным помещением, где находились столярная и другие мастерские.

http://sobory.ru/article/?object=13699

Суздальская Суздальская Возобновлена в 1330 (1314) году Кафедра в Суздале Иоанн епископ Суздальский Даниил епископ, рукоположен с марта 1330 по 1347 низложен, возвращен в 1350 Нафанаил епископ, рукоположен в 1347 упоминается в 1349 † неизвест. Даниил епископ, повторно с 1350 по 1352 на покое: † 1362 Суздальская, Нижегородская и Городецкая Иоанн епископ, свт., рукоположен с 1350 по 1364 † 15.10.1373 Алексий епископ, рукоположен с 1363 по 1365 возвращен в 1366 низложен: † 1373 Дионисий епископ, свт., рукоположен с 1374 архиепископ с 1382 по 1384 в Царьграде посвящен в митрополита Всероссийского; † 15.10.1385 (в заточении) † 25.03.1407 Суздальская и Тарусская С 1406 года Митрофан епископ, рукоположен с 9.09.1406 † март 1427 Савватий епископ, упоминается в начале XV века † неизвест. Григорий епископ, упоминается между 1427 и 1431 † неизвест. Авраамий епископ, на кафедре † 15.12.1448 Филипп епископ, упоминается с 1455 по 11.11.1464 митрополит Московский и всея Руси Евфимий епископ, бывший еп. Черниговский и Брянский с ноября 1465 Феофан (Феодор) епископ, бывший еп. Черниговский и Брянский с 1483 до 1484 на покое: † 1484 Нифонт епископ, рукоположен с 9.12.1484 † 8.03.1508 Симеон (Стремоухов) епископ, рукоположен с 21.08.1509 † 12.11.1515 Геннадий епископ, рукоположен с 10.02.1517 † 23.03.1531 Ферапонт епископ, рукоположен с 9.03.1539 (1533) † 7.03.1543 (25.02.1543) Иона (Собина) епископ, рукоположен с 21.02.1544 Трифон (Ступишин) епископ, рукоположен с 10.03.1549 по май 1551 оставил кафедру: с 6.04.1563 архиеп. Полоцкий и Великолуцкий Афанасий (Палецкий) епископ, рукоположен с 18.06.1551 по 1564 на покое; с 11.08.1566 архиеп. Полоцкий и Великолуцкий Елевферий епископ, рукоположен Пафнутий епископ, рукоположен с 1566 (1567) † 26.11.1570 (1569) Варлаам епископ, рукоположен † 21.07.1586 Григорий епископ, упоминается † ок. 1616 Иов епископ, рукоположен с 1587 архиепископ с мая 1589 по 1592 на покое: † 24.06.1594 Галактион архиепископ с 1593 по 1608 удален с кафедры тушинцами: † 13.07.1610 (1609,1613)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

л. 71 об. Молитва архангелу Михаилу. Нач. Господи Боже великий Царю безначальный, посли архангела своего Михаила на помощь рабу Божию, имрк. л. 74. Помянник за упокой, в коем поминаются архиеп. Никандр. (ростов., умер. 1567 г.), князь Елеазар и проч. числом 70. л. 76. Мес. ноемвриа в 17 деиь, житие и подвизи препод. отца нашего игумена Никона, ученика блаженнаго Сергия чюдотворца. См. 199 л. 490. л. 96. Житие вкратце препод. и богон. отца нашего Авраамиа, архимандрита Богоявленьскаго, ростовскаго чюдотворца, иже списано бысть от ученик его. Нач. Еже удивитися Святым трудом добро. В конце (л. 115) Похвала. Срав. 630 л. 224. л. 123. Мес. декабря 6, житие и чюдеса св. святителя и чюдотворца Николы, иже в Мирех ликийскых. Нач. Во дни прежняя благоволи Бог взыскати писаниа иже от Пророк проповеданиа. Чудес 15 (после 12-го следует 35, потом 31 и 40), последнее о некоем детищи иже в Киеве. л. 163. Мес. марта в 17 день, преставление преп. отца нашего игумена Макариа колязинскаго, новаго чюдотворца. Служба, без конца. л. 176. Канон о плачи пречистей Богородици, пети в всякую пятницу на нощь гл. 6. л. 179. Правило певаемо на боготелесное погребение Господа и Бога и Спаса нашего Ис. Христа, и на плачь пресв. Богородици, творение Симеона Логофета. Прерывается на 8 песни. л. 184. Мес. ноября в 8, Сбор бесплотнаго архангила Михаила. Служба. л. 201. Мес. тогоже 15, иже во святых отца нашего Стефана, архиеп. сурожскаго. Служба. По листам внизу скорописью: 124 (1616) книга Троецкаго Сергиева монастыря. 658. (1889.) Сборник богослужебный, разных почерков, XVII века, в четверть. 111 листов. л. 2. Богородичны отпустительныс седмичные. л. 9. Наказание новоначальному мниху от своего старца. Нач. Подобает иноку преже всех нестяжательно житие имети. Василия Великого . л. 13. Служба, сент. 10, св. князю Иоасафу. л. 26. Мес. сентебря в 10 день, житие и подвиги препод. отца нашего князя Иоасафа каменскаго, новаго чюдотворца. Нач. Иже святое житие поживших и веру божественную сохраньших. Чудес 5 и Похвала. Предисловие, молитва и похвала почти буквально выписаны из жития Евросина псковского (см. 676 л. 342); анаграммы списателя, напеч. в Прав. Собес. 1861 г., ч. 1. стр. 215, здесь нет, хотя житие то же самое, какое и там показсано.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Здесь некогда существовала Савватиева пустынь, основанная в XVI столетии; 13-го июля 1693 г. приписана была к Воскресенскому (Новоиерусалимскому) монастырю; в 1764 г. упразднена и обращена в приходскую церковь . До настоящего времени в селе Савватьеве существуют два оставшихся от упразднённой пустыни каменных храма. В главном из них во имя Сретения Господня, построенном в 1693 г., хранятся оловянные сосуды и дароносица, два древних креста, старинный служебник, и древний синодик, в котором записано имя Игумена Галактиона, с означением года; 1654. В другой церкви, во имя Знамения Пресв. Богородицы, —64— 1879 г. построенной в 1754 г., при северной стене за клиросом почивает основатель Обители преподобный Савватий. Над могилой устроено деревянное надгробие, покрытое покровом с вышитым на нём изображением преп. Савватия, а поверх сего изображения Нерукотворенный образ Спасителя. По сторонам лика вышиты слова: „Преподобный Савватий Воршенский Тферский Чудотворец“. – От образа Спасова идёт кругом по полям покрова следующая надпись: „Сей святый покров в честь и славу Единому Премудрому Богу и преподобному отцу Савватию Игумену Воршинскому и Тферскому Чудотворцу. От града Тфери 12 поприщ. Лета от рождества Христова 1794 году“. Над гробницей на стене изображён монастырь, где видно изображение Преподобного Савватия в венце. При гробнице хранились до 40-х годов настоящего столетия железные вериги Преподобного, но они взяты, по распоряжению Преосв. Григория, Архиепископа Тверского, и переданы для хранения в Кафедральную ризницу. В два часа пополудни приехал я в Оршин монастырь. Об Оршине монастыре было уже говорено в своём месте. Здесь скажу только несколько слов о древностях, хранящихся в монастырской ризнице. Вот эти древности: 1) Три святых антиминса холщёвые; один 7076 (1567 г.) 2-го ноября освящён Тверским епископом Варсонофием (святым); другой 7118 (1610 года), апреля 3 дня; третий 7121 (1613 г.) марта 15 д. Все эти антиминсы найдены в 1846 году под срачицей, в сделанном на надпрестольной дске углублении, при упразднении престола.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

селевкидов (1222 г.), † (в понедельник 8 джумада второго 622 г. хиджры 15 [согг.:16] июня 1536 г. селевкидов (1225 г.), патриаршествовал 2 года 10 месяцев 18 [вернее: 17] дней. 210 После 340 [согг.: 313] дней вдовства кафедры был поставлен Савришо бар-Масихи (е: „bar Masîî“,: ,,ibnu-l-Masîî“) в воскресенье новое 26 апреля 1537 г. селевкидов (1226 г., пасха 19 апреля) 12 раби’второго 623 г. хиджры [=12 апреля 1226 г.; очевидно, и е по ошибке вместо воскресенья нового (фомина) высчитали воскресенье осанн (вербное)], † в субботу 20 мая 1567 г. селевкидов 23 раби’второго 654 г. хиджры (­20 мая 1256 г.), патриаршествовал (по лунному календарю) 31 год 10 дней [продолжение допущенной выше ошибки; следовало бы сказать: 31 год без 2 дней]. 211 Поставлен в 5-е воскресенье великого поста 1568 г. селевкидов марта 1257 г., пасха 8 апреля], † 18 апреля 1576 г. утром в субботу – что после воскресения белых [в 1265 г., пасха 5 апреля], патриаршествовал (по лунному календарю) 8 лет 5 месяцев [corrigö 8 лет 4 месяца, ркп. 29 сафара 655 г., † 29 джумада второго 663 г.). 212 ,,dna“=dena πιφνια [бого]явление, следовательно, сирское имя, соответствующее греческому Επιφνιος. Амру отмечает, что за свой высокий характер и великую ученость Денха был поставлен в митрополита арбельского и хаззского еще не достигши 30 лет от роду. В католикоса он был поставлен 15 тешрина второго 1577 года ионийцев в третье воскресенье обновления храма и † в ночь первого понедельника поста Господня 24 швата 1592 года ионийцев [в 1281 г. пасха была 13 апреля]. 213 Поставлен в первое воскресенье обновления храма 1593 г. ионийцев, † в исходе субботы накануне 3-го воскресенья обновления храма в 1629 г. 7 рамадана 717 г. хиджры (­13 ноября 1317 г., воскресенье). Последовало вдовство кафедры «3 месяца 8 дней», окончившееся, следовательно, 19–20 февр. 1318 г. – О митрополии „танкатской“ „tnkt“) я, по скудости своих научных пособий в этой области, могу (после справки в Assemani, III, 2, рр. 783. 513. 503; в Трудах Третьего Международного Съезда Ориенталистов в С.-Петербурге 1876 [C.-Nemepбypr-Leyde 1879.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Не дожидаясь официального подтверждения договора Эриком XIV, царь отправил на рубеж «встречю королевны Екатерины» бояр Михаила Яковлевича Морозова и Ивана Яковлевича Чеботова. Ясно, что с передачей принцессы в руки царя в Москве связывали какие-то важные политические планы, хотя отсутствие сведений в источниках не позволяет установить, какие именно. Имело значение и другое важное обстоятельство: после передачи принцессы в руки царя Эрик XIV, даже если бы международная ситуация в дальнейшем серьезно изменилась, не мог рассчитывать на установление дружеских отношений с Сигизмундом II и был вынужден держаться союза с Россией. Как увидим далее, предпринятые царем шаги привели совсем не к тем последствиям, на которые он рассчитывал. Однако в течение некоторого времени после заключения русско-шведского договора царь имел основания считать, что создались благоприятные условия для решающего удара по врагу. 20 сентября царь выехал из Москвы в Троице-Сергиев монастырь и, проведя там Сергиев день (25 сентября), направился к западной границе. В Твери к нему присоединился князь Владимир Андреевич. Князю Ивану Федоровичу Мстиславскому, командовавшему войсками, стоявшими на Оке против крымских татар, было приказано двигаться через Боровск и Вязьму к Великим Лукам. Здесь на 26 октября планировался сбор всех войск, предназначенных для участия в походе. Целью похода должны были стать замки у Западной Двины на подступах к Риге. 24 октября из Новгорода царь выехал к войскам, и здесь 12 ноября на Ршанском яме на собрании членов Боярской думы, участвовавших в походе, было принято решение об отмене похода и возвращении царя и Владимира Андреевича в Москву. Сопоставление этих сведений, почерпнутых из таких современных официальных источников, как разрядные и посольские книги, с рассказом Шлихтинга показывает недостоверность сообщений последнего. Владимир Андреевич и Иван Федорович Мстиславский сопровождали царя в походе, а Иван Дмитриевич Вельский оставался в Москве. Поэтому они никак не могли вместе посещать «Ивана Петровича» — боярина Ивана Петровича Федорова, и посылать взятый у него список заговорщиков в военный лагерь к царю.

http://sedmitza.ru/lib/text/438953/

Но слова Германа не спасли Филиппа от заточения и смерти. Это был последний предсмертный подвиг Германа: он преставился в 1567 году, ноября 6-го дня в Москве, во время морового поветрия, погребен по чину святительскому в церкви святителя Николая, иже зовется «мокрой», паствы своей архимандритами Иродионом (Свияжским) и Спасским (Казанским) Иеремией. Спустя двадцать семь лет, в 1595 году, свияжские граждане выпросили у царя и патриарха дозволение перенести святое тело их архипастыря в Свияжск. Архиепископ Гермоген свидетельствовал, что нашел мощи святителя нетленными. Когда ставили их в алтаре созданного им монастырского храма, то не только в храме, но и по всей обители разносилось благоухание. Тогда же совершилось несколько чудесных исцелений, в том числе прозрели два слепца. Теперь святые мощи открыто почивают в соборном храме Свияжского монастыря близ северо-западного угла. Богородицкий Успенский монастырь 1-го класса (с 1764 г.) в городе Свияжске, Казанской губернии. При мощах святого Германа сохранились его выточенные из дерева дикирии, посох и шапочка, которая была снята при переложении мощей в раку. 14-й день. Преподобный Филипп Ирапский В монастырское селение при обители преподобного Корнилия Комельского пришел отрок Феофил и стал жить у боголюбивых людей, питаясь Христовым именем. Каждый день ходил он в церковь и усердно молился Богу. Часто видели его и ночью в усердной молитве. Его кротость, любовь к молитве, довольство малым изумляли поселян, и они привели его к преподобному Корнилию. Преподобный спросил, кто он и откуда. Мальчик заплакал, упал к ногам старца и от слез едва мог проговорить: «Зовут меня Феофилом, но кто родители мои – не знаю. Я сирота и скитаюсь, питаясь тем, что подадут Бога ради. Смилуйся надо мной, честный отче! Прикажи мне остаться в обители, и я буду трудиться здесь». Корнилий сжалился над ним и поручил его ризничему; видя его смирение и кротость, он прозорливо сказал, что в этом отроке готовится сосуд, избранный для Господа. Феофилу было тогда двенадцать лет. Спустя три года кроткий, послушливый и усердный к молитве Феофил, уже на пятнадцатом году своего возраста, пострижен был Корнилием в монашество и назван Филиппом. Юный инок отдан был под руководство опытного инока Флавиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он окружил себя толпою недостойных опричников, которые злоупотребляли доверием царя и чинили несправедливости и притеснения. Вызванный по воле царя в Москву, Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и Герман должен был поселиться в покоях митрополичьих, еще до посвящения в сан митрополита. Недолго, однако, ему пришлось пробыть здесь. Он видел, какие несправедливости причиняют людям злые приспешники царя, со скорбью замечал, как сильно изменился характер Грозного — и не мог стерпеть: верный своему пастырскому долгу, он попытался вразумить царя, говорил ему о необходимости чистосердечно раскаяться, о будущих муках и о вечном блаженстве. Грозный царь не мог вынести обличений блаженного святителя. Он с сумрачным видом вышел от Германа. Опричники, узнав о сем, стали уговаривать царя. Они хорошо знали святителя, понимали, что сей пастырь — грозный для них обличитель, который будет немолчно и смело говорить правду царю. — Великий государь, — говорили коварные опричники, — не пристало тебе внимать бессмысленным речам твоего раба. Неужели ты хочешь быть в неволе, более тяжкой, чем в какой ты столько лет был у Сильвестра и Адашева. Более всех против святителя говорили царский любимец Алексей Басманов с своим сыном. Все опричники неотступно просили царя, чтобы он не возводил Германа на Московскую кафедру. Грозный послушался своих любимцев. Он повелел передать Герману: — Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу. Около двух лет святитель пробыл в Москве под опалой. Его не отпускали в Казань, хотя он и считался архиепископом Казанским. В сие время его держали под надзором приставов, в заключении. Но нелицемерный обличитель неправды и в неволе был страшен опричникам. 6 ноября 1567 года последовала кончина святого Германа. Как думают, опричники были убийцами сего святого мужа. Бывший в Москве при святителе архимандрит Свияжского монастыря Иродион предал погребению тело святого Германа при церкви св. Николая, именуемого Мокрым Но Господу было угодно прославить Своего угодника чудесами и различными знамениями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010