Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕННАДИЙ ВАЖЕОЗЕРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские Геннадий Важеозерский (+ ок. 1516 ), преподобный Память 9 февраля , в Соборах Санкт-Петербургских и Карельских святых Был сыном богатых родителей, но, раздав все, стал учеником и пострижеником преподобного Александра Свирского и подвизался с ним в отшельнической жизни на реке Свири. Затем, по благословению преподобного Александра, ушел на Важеозеро, в 12 верстах от Свирского монастыря , где, поставив келлию, проводил уединенную подвижническую жизнь с двумя своими учениками. Перед кончиной своей преподобный Геннадий сказал своим ученикам: " На этом месте будет храм и киновия " . Почил этот подвижник около 1516 года, 8 января . Позднее на месте его подвигов поселился преподобный Никифор Важеозерский (+ 1557) и основал там монастырь - Задне-Никифоровскую пустынь . Молитвословия Тропарь прпп. Геннадия и Никифора Важеозерских, глас 1 Славу мира сего презревше, преподобнии,/пустынное житие возлюбили есте,/души же Богу добре повинувше,/постом, бдением и молитвою демоны препобедили есте/и, житию ангельскому непорочно поревновавше,/на Небесех мзду трудов ваших восприяли есте./Слава давшему вам крепость,/слава венчавшему вас,//слава действующему вами всем исцеления. Кондак прпп. Геннадия и Никифора Важеозерских, глас 4 Житейское море подвиги вашими невлажно прошедше,/крепкаго пристанища Христова достигли есте,/идеже Престолу Пресвятыя Троицы предстояще,/Никифоре и Геннадие богомудрии,/Владыку всех молите/мир вселенней даровати//и душам нашим велию милость. Использованные материалы Редакция текста от: 24.10.2016 10:54:32 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5165.html

За несколько дней преподобный Никифор прошел более 300 верст и вышел на берег Белого озера, на противоположную от обители Воскресения Христова сторону. Помня слова игумена, Никифор не стал искать переправы, с наступлением вечера прилег на камень в безлюдном месте и тихо заснул. Проснувшись через некоторое время, Никифор увидел перед собой старца и лодку на озере. То был сам преподобный Кирилл Новоезерский, который сказал Никифору, просившему у него благословения и поклонившемуся до земли: «Напротив, ты меня благослови, ибо послан ты честным отцом и служителем Пресвятой Троицы, игуменом и духовным моим братом Александром, дабы осмотреть святую обитель нашу и меня грешного посетить». Они возрадовались и поцеловали друг друга. И свет дивный – Божественный – в виде столпа солнечного воссиял над ними. Впоследствии на том месте, в память встречи сей, была поставлена часовня. А преподобные, переправившись через озеро, прежде вошли в церковь Воскресения Христова и Матери Божией «Одигитрии» – помолиться, а затем в келию, где Никифор передал Новоезерскому игумену послание от игумена Свирского Александра. Прочитав его, преподобный Кирилл сказал: «Хотя мы имеем большое желание видеть друг друга, но, по Божию изволению, в нынешнем веке сего не сподобимся, а увидимся, когда от тела разлучимся. А твои труды, честный отче, не будут забыты перед Богом, – и все, что просишь, будет тебе дано от Бога». Никифор провел восемь памятных для него дней в обители Новоезерской в беседах с преподобным Кириллом, получив от него много поучений и назиданий духовных, а также ответное послание к преподобному игумену Александру. Затем, благословленный и напутствуемый старцем, он вернулся в обитель Пресвятой Троицы, где оставался довольно долго, молясь и испрашивая Божия благословения на пустынное житие. Наконец его молитвы были услышаны. Божиим промыслом приходит преподобный Никифор на берег Важ-озера, где 15 лет тому назад подвизался преподобный Геннадий. 7 лет провел преподобный в созидаемом его молитвами и трудами пустынном монастыре, установив в нем строгий внутренний порядок и приведя его в полное благоустройство. Окруженный любящей его братией, преподобный Никифор тихо отошел ко Господу 9 февраля 1557 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Никифором и сотрудником его Геннадием. В 1764 г. упразднена и обращена в приходскую Коткозерского прихода; в 1800 г. приписана к Александро-Свирскому мон. и в 1846 году обращена в самостоятельную. Близ пустыни в пещере, устроенной в горе, почивают мощи основателей, коим память чтится ежегодно 9 февраля. “Ист. Росс. Иер.”, III, 504 (здесь описана под именем Вашезерской); IV, 128 (неправильное описание); VI, 999 (исправлено); Ратшин, 423 (частью смешано с Введенским Островским мон. СПб. губ.); “Словарь ист. о свят. в России”, 208; Озерецковский, “От СПб. до Ст. Руссы”, 49; “Памят. кн. Олонец. губ.”, 1860 г., 19; 1867 г., Отд. III, 11; “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1846 г., 8 (самостоятельность); 1854 г., 17 (разреш. постр. церковь ); “Олон. губ. в.”, 1842 г., 34 (грамота 1557 г. ц. Иоанна Гр. на пожалов. пашен. земли на все 4-ре стороны от м-ря по версте, не считая мхов и болот; грам. 1588 г. игум. Дорофею на 2 острова и рыб. ловли на р. Свири, именуем. Сиговец; около 1612 г. игум. Дорофей и 7 челов. братии убиты литовцами); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 1006, 19. 194. Зеленецкий – Троицкий или Мартириева Зеленая Пустынь , мужской, 3-го класса, С.-Петербургской губ., Новоладожского у., на границе Новгородской губ., в 48 вер. к юго-вост. от Новой Ладоги, расположен как бы на острове, имеющем вид зеленый, в противоположность темному и серому цветам окружающих его болот и лесов. В писцовых книгах 1582 г. значится: „В Михаиловском погосте на Ладожском пороге монастырь, словет Новая пустынь Зеленая, на острове, ставятца ново на черном лесу. А в монастыре церковь Троица Живон., другая церковь Благовещенье Св. Богород. с трапезою, обе древяные. Да в мовастыре же игумен Мартирей, да 12 старцев. А около монастыря ограда древяная“. Основатель м-ря, преп. Мартирий, ушел сюда по особому чудному указанию от шумной жизни Тихвинского Большого м-ря и скончался в 1603 г.; мощи его покоятся под спудом в подвальном этаже цер. св. Иоанна Богослова, и рядом с ним погребен преосв. Корнилий, бывший инок м-ря, а потом митрополит Казанский и в последствии Новгородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Лонгин Коряжемский, прп. - житие Прп. Лонгин провел всю свою долголетнюю жизнь в Павло-Обнорском монастыре и стяжал большой духовный опыт. В 1535 г. он с духовным другом своим, иноком соседнего Корнилиева Комельского монастыря Симоном (память его 24 нояб.), удалился в отшельничество. На берегу реки Коряжемки они остановились, и там прп. Лонгин водрузил свой крест. Вначале прп. Симон оставался с ним, чтобы помочь старцу соорудить скит. Когда тяжелые работы были окончены, прп. Симон удалился на берег реки Сойги и основал там другой скит. И в этой жизни увидеться им уже не было суждено. Но весть, что на Коряжемке поселился отшельник, не замедлила распространиться, и к прп. Лонгину стали приходить люди, взыскующие пустынножительства. Он предупреждал их о трудностях отшельнической жизни, не скрывал и своего желания подвизаться в уединении. Но слова его только еще более привлекали к нему ревнителей подвижничества. Тогда он уступил. Сначала собравшиеся жили отшельниками, но потом, по общему желанию, преподобный, давно уже отрекшийся от своей воли и своих желаний, дал им общежительный устав и стал их настоятелем. Несмотря на свой преклонный возраст, он был в молитве и трудах примером всем. В Николаевском Коряжемском монастыре, существовавшем до нашего времени, сохранился выкопанный им колодец, и хранилась его власяница. Но недолго пришлось ему управлять братией. Блаженная кончина прп. Лонгина последовала 10 февраля 1540 г. Преподобный завещал братии похоронить себя у подножия церковной лестницы, чтобы все попирали прах его ногами, и братия не осмелилась его ослушаться. Но вскоре после этого прп. Симон с радостью услышал, что на могиле того, кто руководил его первыми шагами в пустыннической жизни, творятся чудеса. В 1557 г. прп. Лонгин явился больному воеводе города Устюга, князю Владимиру, и приказал ему перенести тело игумена Коряжемского монастыря Лонгина, причем дал ему самые подробные наставления. Князь Владимир поехал в Коряжемский монастырь, где он никогда не был, и сам распоряжался перенесением тела, причем давал самые точные и подробные указания. После этого он получил исцеление и воздвиг на могиле преподобного часовню. Тогда начались многочисленные чудеса.

http://pravicon.com/info-2794

Подробный рассказ о гибели князей содержится в Ипатьевской летописи, согласно к-рой В. Г., испугавшись штурма Владимира, предпринятого нападавшими, вместе с малой дружиной вышел для переговоров за пределы города, неся мн. дары Батыю, «надеяше бо ся от него живот прияти». однако хан, «яко сверпыи зверь, не пощади оуности его» и велел «пред собою зарезати» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 779-780). Ростовский владычный свод 1419 г. сообщает, что «Всеволод з братом в Нове городе убьена быста». Однако это известие противоречит сведениям др. летописей, а также словам владимирских беженцев, сообщивших в кон. февр. - нач. марта 1238 г. на р. Сить вел. кн. Георгию, что его сыновья были убиты «вне града» (ср.: Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 463-464; Вып. 3. Стб. 519; Присёлков. С. 315). Почитание Имя В. Г. было записано в митрополичий вечный синодик, оно фигурирует в синодиках Успенского собора Московского Кремля (РГБ. Ф. 256. 385. Л. 1 об.), в нек-рых списках синодика нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря (РГБ. Ф. 256. 387. Л. 41). В грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам Успенского собора (1547 - нач. 50-х гг. XVI в.) изложен порядок поминания святителей, князей, княгинь и их детей, чьи останки почивают во Владимире. В грамоте, в частности, записано: «Великого князя Георгия Всеволодича по детех - по Владимире, по Всеволоде, по Мстиславле - в год по всех одна панахида на их память февраля в 7 день», «правити по государеву указу средния понахиды против того, как на Москве по удельных князех» ( Виноградов. С. 52). В нач. 1557 г. в К-поль вместе с Евгрипским и Кизическим митр. Иоасафом и архим. суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря Феодоритом к Патриарху Иоасафу II был отправлен текст царского синодика, содержавший в т. ч. имя В. Г. В 1645 г. в связи с перенесением мощей вел. кн. Георгия Всеволодовича в окружении Патриарха Иосифа были составлены «листы» для помещения над княжескими гробницами во владимирском Успенском соборе. «Лист над гробом Всеволода и Мстислава Георгиевичев», содержащий сведения о гибели князей, неоднократно копировался во 2-й пол. XVII-XVIII в. Текст включен в список 1670 г. Степенной книги старшего извода Пространной редакции (РГБ. Ф. 178. Муз. 4288. Л. 620 об.), хранившейся в кон. XVII в. в Успенском соборе.

http://pravenc.ru/text/155470.html

большое желание видеть друг друга телесно, но по Божьему изволению, в нынешнем веке этого получить не сподобимся, а увидим друг друга, когда от тела разлучимся». Никифору же Кирилл сказал:      «И твои труды, честный отче, не будут забыты пред Богом и все, чего просишь, будет тебе дано от Господа». По возвращении от преп. Кирилла, преп. Никифор еще довольно долгое время пожил у преп. Александра и потом отправился в Киев, заходя по пути в другие обители. Побывав в Киеве и помолившись там, он возвратился на родной север и на месте подвигов преп. Геннадия основал обитель. В обители он пожил довольно долгое время и успел от Государя исхлопотать для нее небольшие земельные угодья. Святой почил в глубокой старости 9 февраля 1557 г. и был погребен рядом с преп. Геннадием. Своей жизнью он ясно говорит, как спасительны благочестивые паломничества к святым местам, кто принимает их с намерением получить пользу для своей души! 1 8 марта – память преподобных Лазаря и Афанасия, Муромских чудотворцев Издалека прибыл в холодный Олонецкий край преподобный Авва Лазарь. Он родился и получил воспитание в Царь–Граде. От юности Христа возлюбив, он там принял и иночество в обители Афанасия Дискота в Высокогорском монастыре, а потом жил в Кесарии у епископа Василия, строгого ревнителя иноческой жизни, который не раз думал оставить епископское служение, но не делал этого, не получая знамения Божьего благоволения к такому шагу. Он весьма желал побывать в Великом Нове–Граде, молва о котором широко была распространена по востоку, ибо не мало было паломников в Св. Землю и на Восток из Новгорода. Незадолго перед тем там странствовал и Василий Новгородец–Святитель, потом Новгородский, с которым и желал очень повидаться Василий Кесарийский . Но этого путешествия не суждено было ему предпринять: только в видении он зрел славный вольный город. Желая иметь подобие Новгородской иконы Софии Премудрости Божией, он отправил священноинока Лазаря в Новгород с подарками к св. Василию, который и принял с любовью пришельца из дальней страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

В связи с указанными обстоятельствами и кирилловская братия во 2-ой половине XVI века усерднее, чем прежде, прилагала свои заботы о благолепии монастырском. Церкви строились не по причине маловместимости прежних, а в память знаменательных случаев при царском дворе, или же предназначались быть усыпальницами. Такова была церковь , сооруженная во имя св. князя Владимира Киевского на могиле Владимира Ивановича Воротынского († 27 сентября 1553 г.), за вклад, сделанный его вдовой, княгинею Марьею 108 в 155 3 / 4 (7062) году 109 (до 7 февраля 1554 года 110 . Иоанн Грозный в своем знаменитом послании игумену Косме укорял кирилловскую братию за построение этой церкви: «А вы се над Воротынским церковь есть поставили! ино над Воротынским церковь, а над чюдотворцом нет; Воротынской в церкви, а чудотворец за церковью... Слышах брата некоего глаголюща яко добре се сотворила княгини Воротынского, аз же глаголю, яко не добре, по сему первое яко гордыни есть и величания образ еже подобно царстей власти церковью и гробницею и покровом почитатися; и не токмо души не пособь но и пагуба: души бо пособие бывает от всякого смирения. Второе, и сие зазор не мал, что мимо чюдотворца над ним церковь » 111 . Одновременно с постройкой Владимирской церкви, в монастыре производилась и поправка строений, поврежденных пожаром, случившимся в игуменство Матфея. Средства на ремонт монастыря братия получила от царя Ивана IV, который пожертвовал 1-го июля 1557 (7065) года «1000 четей ржи» «для того, коли монастырь горел» 112 , и от суздальского владыки Афанасия, который в 155 7 / 8 (7066) году прислал на монастырское строенье после пожару 50 рублей 113 . Но пожар этот не коснулся, вероятно, каменных церквей, так как работы по возобновлению сгоревшего состояли, повидимому, из плотничьих поделок 114 . Поэтому после пожара монастырь скоро оправился, и во второй половине XVI века, благодаря вкладам Ивана IV, кирилловская братия уже имела возможность приступить к сооружение трех новых каменных храмов. По словам монастырской описи, произведенной в 1601 году, многие внутренние украшения как этих церквей, так и прежде построенных, были сделаны «из царской дачи», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

1555 . Получившие духовную способность памятования, получают вместе с тем память лишенную забвения. Имеющие такую память помнят о Боге всегда и во всякое время. Как говорится, «и в бодрствовании, и во сне они пребывают в Господе, вне греха, вне земных и плотских помышлений и мечтаний. Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне управления разумом и волей человеческими, действующие в прочих человеках бессознательно по требованию естества, действуют в них под водительством Духа». 1556 У таковых и сами сновидения приобретают духовный характер. Такого рода сновидения уже нельзя назвать мечтаниями, а скорее видениями и откровениями. Эти видения и откровения производятся сверхъестественным образом и не фантазией, а силой Божией, ибо «если кто предполагает, что пророческие видения, образы и откровения были делом фантазии и происходили естественным порядком», тот далек от истины. 1557 Бог по снисхождению Своему вéдение о вещах сверхъестественных печатлеет и представляет уму человеческому в образах неизреченной силой и благодатью Святого Духа. 1558 И так как образы эти отпечатлеваются в высшей «бестелесной» части души, тогда как воображение принадлежит низшей «телесной» ее части, то значит, эти образы не чувственные и не воображаемые, как не принадлежащие к области рассудочного познания. 1559 Отсюда следует и то, что сон, производящий такие образы, не является сном обычным, но являет собой состояние сверхъестественное, при котором разум подпадает под руководство Святого Духа. Такое состояние можно признать скорее продолжением бодрствования, чем сном. В таком состоянии человек спит, а сердце его бдит (Песнь Песней 5:2), т.е. сохраняет самодеятельность и самоуправление водительствуемое Духом Святым. И такое состояние в условиях нынешнего тленного бытия дается или естеству обновленному, или по особенному недоведанному смотрению Божию, в случаях крайней редкости. 1560 Такого рода сны видели Иаков ( Быт. 28:16 ), Иосиф Прекрасный ( Быт. 37 ), Иосиф обручник ( Мф. 2 ) и другие. Отличительными чертами таких снов являются неизменность, незабвенность, предвидение будущего, и разумение сокровенных Божиих тайн. 1561 2.3.2. Состояние чувствующих сил

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Поход 1552 года позволил захватить Казань, положив конец набегам казанского ханства, (кстати, интересный факты: после взятия Казани Иван Грозный, желая привязать к себе местную аристократию, награждал добровольно являвшихся к нему высокопоставленных татар. Многие из них, чтобы получить богатые подарки, притворялись сильно пострадавшими от войны. Отсюда появилось выражение «сирота казанская». И еще один: для подготовки к завоеванию Казанского ханства Иван Грозный провёл уникальную военную операцию, перенеся деревянный кремль. Крепость разобрали в городе Мышкине рядом с Угличем, пометили каждое бревно, сплавили по Волге и выловили около устья реки Свияги, где заняли позиции русские войска. За 24 дня 75 тысяч человек собрали из тех брёвен крепость, сравнимую с московским Кремлём. Она получила название Свияжск и стала плацдармом для взятия Казани), а в начале 1555 года сибирский хан Едигер уже просил царя взять под свою руку всю Сибирь… В 1556 году, покорив столицу Золотой Орды Сарай -Бату, Иван Васильевич положил конец и войнам с Астраханским ханством. Земли молодого московского царства прирастали, «Избранная рада» проводила своевременные реформы, царю сопутствовала политическая и военная удача… Иван Васильевич был молод, смел, рассудителен, любим народом… В 1552 году у него родился сын Дмитрий, в 1554 — Иван, в 1557 — Федор. Развивалась торговля с Англией и Персией. Учредилось Войско Донское. Строились города — Архангельск, Уфа, Кунгур… За время правления Ивана IV территория страны увеличилась примерно в тридцать (!) раз… А потом… 7 августа 1560 года умерла Анастасия Романова — жена Ивана Васильевича, прожившая с ним более 12 лет и подарившая ему трех сыновей и трех дочерей. То, что она была отравлена (как и мать царя) сомнений уже нет — Бюро судебно-медицинской экспертизы Москвы в 2000 году дало по этому поводу свое заключение. Для психики царя это было подобно удару по детонатору спрятанной в глубине души бомбы — память об убийстве матери и без того была наезживаемой раной.

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

33) Надворная советница Марфа Степановна Назимова отдала в Печереком уезде, в Тайловской губернии, сенной покос. 34) К Чудотворной иконе вислая лампадка серебряная превосходной сканой работы с прорезью и насыпью, подаяние псковского купца Василья Васильевича Воскобойникова. Им же в 1812 году устроен кивот с тумбой и колоннами на Чудотворную икону Успения Пресвятой Богородицы. 35) Знамя белой объяри, обложенное золотой бахромой с золотыми же кистями устроено для крестных ходов псковским купеческим обществом в 1817 году, в память избавления от нашествия галлов. 36) Достоин здесь также замечания не по цене, но по редкому в свое искусству вкладом монастырю данный литой медный, наподобие шведских, внутренний большой замок с запорной при нем цепью. Вкруг всего его литыми же большими выпуклыми буквами следующая надпись «7065 (1557) года положен замок в Печеры Пречистыя замышлением раба Божьего Алексея Дмитриева сына Тверишина мастер Левуша». Многие были и тайные вкладчики, коих имена известны единому всеведущему Богу. Таковые из отличнейших вкладов их имеются следующие: 37) Ризница, низанная жемчугом и каменьями, состоящая из пяти риз, одного стихаря, одной епатрахили, одной пары поручей, двух палиц, двух набедренников и других тому подобных вещей по примерной цене 1820 года стоящая около ста семидесяти тысяч рублей. 38) Евангелие золотое по оценке 1820 года в 2880 рублей, с жемчугом и каменьями. 39) Напрестольный крест золотой чеканной работы с каменьями и жемчугом. 40) Потир, дискос, звезда, два блюда, лжицы золотые, украшенные изумрудами и яхонтами, весом 3 фунта 18 золотников. 41) Кадило золотое древнего образца с поддоном и цепями золотыми весом 3 фунта 73 золотника по примерной цене 1820 года стоящие 5415 рублей. 42) Католицкий потир напрестольный, серебряный, вне и внутри позолоченный, с надписью старинными готическими буквами на веретене под чашей: «радуйся, Благодатная Мария», а по краям поддона: «сия чаша принадлежит братскому обществу Св. Антония». На чаще же начерчен уже русской работы осмиконечный крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010