А с южной стороны в усыпальнице покоились преподобный Никанор и Исайя - Антониевы ученики, игумен Феодосий и благотворитель обители, патриарший казначей Паисий (во время советской власти их мощи были осквернены). Антоний был чудотворцем, потому стали стекаться в монастырь всякие недужные. Только по приходе своем мало кто в нем игумена прозревал. Убогий какой-то! Ряска старая совсем, потертая, лес рубит, землю копает, то на поварне, то в пекарне, все на послушаниях. Вот он в храме стоит, руки натруженные на груди сложил, очи опустил долу, внимает словесам божественным. Удивительного смирения был преподобный. Когда достиг он глубокой старости (79 лет), и постигли его болезни от многих трудов, то позвал он к себе братию и дав им наставление пообещал пребывать с ними вовеки. Братия же вопросила его: " Где, отче, положить честные твои мощи? " Он же заповедал, чтобы связавши за ноги, влекли его в дебри, затоптали в болото грешное его тело, оставили на растерзание зверям и гадам или отдали птицам на съедение, или еще, зацепив за шею бросили в озеро. Они же рыдая, просили не делать этого. Так и не сделали, 7 декабря в лето 1556 забрал Господь Антония к себе. На главах своих отнесли боголюбивые чада его честные останки в Троицкий храм. Лик преподобного был светел, он был счастлив, наконец он видел Господа. Братия сладко плакала.   Собор Троицы - летний, холодный, еще не отреставрированный, оконца без стекол, в нем живут ласточки, всхлипывают о нужде чайки. По будням служат здесь братский молебен. В 5:30, когда дышать еще холодно, кутает дремота, но ни за что не уйдешь. Куда!? Здесь Он, и веришь, бремя Его легко, а Иго - благо. Склоняешься на древние камни: " Вот я, Господи, такой обремененный: пришел, не отвергни, пусти " . Вырывается вздох, тяжелый такой: " Батюшка Антоний! " Поднимаешь глаза на икону и диво - светится вся, солнышко повернулось, играет, и лик будто радуется. Подходим ко кресту, древнее, ледяное серебро, такой неземной вкус - вкус Креста. Поют " Ублажаем " , идем к мощам, парами, по-монашески и " Христос посреди нас! " , лбом о святые камушки - бух, выходим, истово крестясь.

http://pravoslavie.ru/put/sever.htm

При монастыре имеются гостиница для богомольцев и спасательная станция на западном Яренгском рогу. Сообщение с Архангельском поддерживается на пароходах и кораблях. Ближайшее к монастырю почтовое отделение находится в 10 верстах от него в деревне Красная гора. Сийский Антониев монастырь в Холмогорском уезде. Антониево-Сийский необщежительный монастырь расположен на полуострове Михайловского озера, через которое протекает река Сия, впадающая в восьми верстах от него в Северную Двину; расстояние от монастыря до Архангельска – 160 верст, а до ближайшего уездного города (Холмогоры) – 90 верст. Полуостров, на котором находится монастырь, весьма невелик: 100 саж. в длину и 60 саж. в ширину; с трех сторон он окружен водою озера и лишь с северной стороны соединяется с материком узенькой полоской земли шириной в 25 саж. До основания обители это место было дикое и уединенное, посещаемое одними только звероловами. Но в настоящее время это один из красивейших и живописных уголков северного края. На берегу прелестного тихого, кристально-прозрачного озера, над вечнозелеными хвойными лесами приветливо вырисовываются многочисленные главы обители, увенчанные золочеными крестами. Радостный благовест монастырских колоколов далеко разносится по окрестностям, нарушая тишину уединенного безмолвия и наполняя миром и умилением сердца окрестных жителей. Предание утверждает, что еще до основания обители это место было предназначено самим Богом для иноческого жития: приходившие сюда звероловы не раз слышали здесь звон колоколов, пение иноков и даже видели, как иноки рубят лес, хотя тут еще никто не жил... Время основания монастыря относится к 1520 году, а основателем его был преподобный Антоний, Сийский чудотворец (ск. 7 декабря, 1556 года). Прп. Антоний, сначала подвизавшийся в Николаевском Шелецком монастыре, удалился оттуда в сопровождении нескольких учеников, чтобы найти себе новое место для иноческих подвигов. Во время этих поисков иноки встретили одного крестьянина-рыболова из Емецкого прихода, по имени Самуила, который и привел их на берега Михайловского озера, к тому месту, где неоднократно слышались звон и пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Вас же молю, о боголюбивии пастырие священнопротопоп и священницы, чтобы есте детей своих духовных наказывали всегда и поучали страху Божию, чтобы пребывали в чистоте и в посте и в молитвах и во всяком воздержании и имели бы меж собою смирение и любовь и от всех бы злых дел отлучалися разбоя и татьбы и лихоимства и клеветы их преставали бы от пьянственаго безмернаго питиа. И во святый Великий пост и пост святых Апостол и в пост Святыя Богородица и в пост Христова Рождества, и в среду, и в пяток упражнялися бы на славословие Божие, и на молитву, и на ко... своим детем... великим запрещением, чтобы православные христиане еретических книг у собя не держали, и к волхвом и к чародеем, и ко звездочетцем не приходили. А которые учнут у себя еретические книги держати, и к волхвом и к чародеем и ко звездочетцом приходити и иных прельщати, и вы бы отцы их духовные таких прелестников по Священным правилом учили в конечном отлученьи, дóндеже покаются... тся, аще убо... молитва ваша от Бога услышана будет и земли нашей работа облекчитца. Молите же и за мя грешнаго, да подасть ми Господь крепость паствы и прощение грехов, ваших ради святых молитв. Аз бо вам мало рекох, но вы сами смотрите и что не угодно Богу, того блюдитеся. Прославим же вкупе Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веком аминь. Писана в Великом Новегороде лета 7064 года августа в 20 день (Царские вопросы и ответы о многоразличных церковных чинех (Стоглав). М., 1890, с. 416–424). Грамота Митрополита Макария Новгородскому архиепископу Пимену об иеромонахе Авраамии из Юрьева монастыря, служившем Божественную Литургию без епитрахили (1556, декабря 18) [Л. 805 об.] Благословение преосвященного Макария, Митрополита всея Русии, о Святем Дусе сыну и сослужебнику нашего смирения Пимину, архиепископу Великаго Новаграда и Пськова. Писал еси к нам в своей грамоте, что приезжал к тебе Юрьевской архимадрит Генадей, о своем деле. И в то же время сказал тебе Юрьева же монастыря священноинок Харитон вдуховне: сказывал ли де тебе, государю, архимарит духовную вещь, что в Юрьеви монастыри священноинок Авраамей служил божественую Литоргию без патрахиле, забывся, и по причащении как уже страшити, и диякон, которой с ним служил, осмотрил, что на нем патрахиле нет, да ему сказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Между 1445 и 1446 годами Троицкий монастырь, власти которого имели неудовольствие на местного Радонежского князя, каковым был Боровский князь Василий Ярославич, взят был великим князем у последнего в свое непосредственное владение 128 . В 1479 году (4 апреля) крещен был в монастыре у Троицы сын великого князя Ивана Васильевича, Василий, будущий его преемник, чудесно дарованный родителям преподобным Сергием 129 . В 1510 году великий князь Василий Иванович, возвратившись в Москву после взятия Пскова, что было 20 января сего года, 16 июня приходил к Троице «да поставил свещу негасимую у Сергиева гроба» 130 . Выше мы сказали о поставлении у Троицы в 1512 году каменных ворот и на воротах церкви преподобного Сергия. Это поставление ворот и над ними церкви со всею вероятностию должно быть также относимо к числу событий в истории монастыря. Здание заложено было совсем в необычное для каменных работ время, 3 октября, и со всею вероятностию дело должно быть понимаемо так, что ворота с церковию на них преподобного Сергия были обетным делом со стороны великого князя Василия Ивановича, которому предстояла война с Литовцами и который отправился в поход на эту войну 19 декабря (и который в следующем году присутствовал при освящении надворотной церкви). В 1530 году (4 сентября) крещен был в Троицком монастыре сын великого князя Василия Ивановича, Иван, будущий царь Иван Васильевич Грозный 131 . В 1551 году по ходатайству игумена Артемия переведен был к Троице из Тверского Отрочего монастыря преподобный Максим Грек , который и скончался здесь в 1556 году. В 1552 году царь Иван Васильевич держал свой обратный путь в Москву из-под взятой Казани на Троицкий монастырь, в котором после усердной благодарственной молитвы святой Троице и преподобному Сергию, «игумену и братье великия слова с челобитьем говорил за их труды и подвиги, (что) их молитвами (он) государь благая получил». В 1564 году, в ночь с чудотворцовой памяти, то есть с 25 сентября на 26, случился в монастыре большой пожар, причем до такой степени погорели всякие запасы на обиход монастырский, что не осталось братиям ни на один день запаса снедного 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Через несколько дней после своего рукоположения, а именно с 21 декабря 1559 года, архиепископ Паркер уже начал вместе со своими рукополагателями (Барлоу, Скори и Годжкинсом) поставлять новых епископов для вакантных епархий Англии 60 , и таким образом, иерархия Англиканской Церкви с той поры прочно утвердилась и непрерывно продолжается до настоящего времени. Все члены новой иерархии, естественно, приняли супрематическую присягу и, тем самым, заявили себя последовательными преемниками казненного в царствование Марии вождя английской реформированной Церкви архиепископа Кентерберийского Томаса Кранмера (1533– 1556) и его единомышленников, которые при Генрихе VIII в 1534 году окончательно отделились от союза с Римом, торжественно отреклись от своего прежнего церковного главы – римского папы и создали свою собственную независимую национальную церковь (Established Anglican Church) 61 пол верховным главенством английского короля 62 . § 2. Достоверность факта посвящения Паркера в Ламбетской капелле по установленному в Английской Церкви чину В 1604 году иезуит – ирландец Голивуд издал в Антверпене книгу о Церкви, в которой, ссылаясь на показания некоего д-ра Томаса Ниля (капеллана епископа Боннера), утверждал, что первые «лжеепископы» реформированной Англиканской Церкви явились в результате кощунственной церемонии, совершенной над несколькими протестантами монахом Скори, выдававшим себя за епископа, в лондонской гостинице «Лошадиная голова». Рассказ этот был охотно подхвачен враждебными англиканству католическими писателями, и на протяжении почти двух десятилетий (1604–1618) его с усердием разрабатывали в деталях, так что возникло несколько вариантов этой нелепой легенды. Во многом противореча друг другу, авторы всех этих рассказов имели, однако, очевидную общую цель: через карикатурное изображение церемонии, якобы проделанной монахом – отступником и самозванцем Скори над Паркером и другими кандидатами в «сектантские епископы», – унизить в общем мнении новую, отделившуюся от Рима, иерархию и убедить читателей в ее полной недействительности и ничтожности.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В основу настоящего издания положен список Киево-Печерского патерика, хранящийся в РНБ – Собр. Ю.А. Яворского (Ф. 893) 9 (список Я). Рукопись обычно датируется кон. XV – нач. XVI в.; ее формат – 4° (20,0 х 13,5); имеет 130 II л.; по нижним полям рукописи сохранилась буквенная нумерация тетрадей; список выполнен полууставом, близким к скорописи, крупнее в начале, мельче в конце, но одной рукой, без деления на главы (выделено в особую статью и имеет заголовок только Житие Феодосия Печерского ). На л. 1, 14 об., 101 – рисунки киноварью: изображение Богородицы, Антония и Феодосия Печерских , свитка и книги. Переплет (новый) – картон, обтянутый кожей. Рукопись является списком с Патерика, переписанного в 1317 г. в Киеве при князе Иване Даниловиче и митрополите Петре, о чем свидетельствует запись полууставом на нижних полях л. 1–13. Список Патерика близок к протографу, в отличие от которого содержит Житие Феодосия Печерского , завершающее цикл рассказов о Киево-Печерском монастыре и его святых, согласно предложенной классификации это список редакции O I ,1–1 . Рукопись приобретена литературоведом, профессором Киевского университета Юлианом Андреевичем Яворским (1873–1937) в Киеве в июне 1905 г. (см. владельческие пометы на л. II). О древности рукописи и ее несомненном интересе для науки писал Х.М. Лопарев , составивший краткую опись собрания Ю.А. Яворского и давший описание 47 рукописей, в том числе и этой (см. РНБ. Ф. 893. 68). Сведения о рукописи содержит и «Краткий отчет Рукописного отдела ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина за 1914–1938 гг.» (Л., 1940. С. 60), где она датируется кон. XV в. На листке-вкладыше читаем: «Патерик Печерский, действительно, на основании водного знака (готическая буква R с розеткой вверху и с раздвоенной ножкой) может быть относим к концу XV в., но, на основании значительной узости букв сравнительно с их высотой, его можно относить и к началу XVI в.» Эта запись выполнена той же рукой, что и пометы на л. I об. о количестве листов в рукописи, сделанные X. Лопаревым 28 декабря 1917 г. Водяной знак типа: Брике 8652–8653 – 1494–1532 гг.; Лихачев 1556–1531 г., следовательно, рукопись можно, проявляя осторожность, датировать первой третью XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

18 Сей пресвитер (см. приложение к сему житию), именем Андрей, по предсказанию Преподобного Даниила, был впоследствии избран на место царского духовника и определён протоиереем Московского Благовещенского собора, состоя в сих должностях с 1550 по 1562 год; в 1562 году принял монашество с именем Афанасия и состоял иноком Чудова монастыря; в 1564 году 24 февраля был избран Митрополитом Московским. Сей же пресвитер, будучи духовником царским и протоиереем, в 1556 году, по повелению Царя Иоанна Васильевича IV, написал житие Преподобного Даниила. 19 Великий Князь Василий Иоаннович помер 7042–1534 г. декабря 3 дня. (История Карамзина. Т. 7, примечание 333.) 22 Мощи святого Филиппа Митрополита Московского перенесены в Москву из Соловецкого монастыря в 1652 году (см. большие святцы под 3 июля); следовательно, почти в том же году, в каком открыты и мощи преподобного Даниила. 26 Это тот Uoha III Сысоевич, который в г. Ростове построил Белую Палату и колокольню с знаменитыми колоколами и замечательными по своей оригинальности звонами на них. (Путеводитель по Ростовскому музею, 1886 г., с. 9 приложения.) 28 До 1716 года мощи Преподобного Даниила почивали в тесном месте, в могиле, выложенной кирпичом, и только над главою его было оставлено отверстие. В том году по челобитной архимандрита Варлаама Митрополит Рязанский Стефан повелел перенесть Святые мощи в удобное место. По сему дозволению архимандрит Варлаам со священническим чином, разобрав кирпич, вынули из могилы Святые мощи и, положив их в новый деревянный гроб, поставили на том месте, в котором они пребывают доселе. В 1816 году они переложены были в серебряную раку. 30 Царь Иоанн IV, как крёстный сын Преподобного Даниила, вскоре по смерти его о житии его, о истории промышляше (л. 39). Но он имел особенное побуждение повелеть написать житие в том 1553 году. Дело это было после взятия Казани. Пред взятием её одному пресвитеру, бывшему с Иоанном IV, призывавшему в молитве Преподобного Даниила, было открыто сим Преподобным о взятии Казани.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Это поставление ворот и над ними церкви со всею вероятностию должно быть также относимо к числу событий в истории монастыря. Здание заложено было совсем в необычное для каменных работ время, 3 октября, и со всею вероятностию дело должно быть понимаемо так, что ворота с церковию на них преподобного Сергия были обетным делом со стороны великого князя Василия Ивановича, которому предстояла война с Литовцами и который отправился в поход на эту войну 19 декабря (и который в следующем году присутствовал при освящении надворотной церкви). В 1530 году (4 сентября) крещен был в Троицком монастыре сын великого князя Василия Ивановича, Иван, будущий царь Иван Васильевич В 1551 году по ходатайству игумена Артемия переведен был к Троице из Тверского Отрочего монастыря преподобный Максим Грек, который и скончался здесь в 1556 году. В 1552 году царь Иван Васильевич держал свой обратный путь в Москву из-под взятой Казани на Троицкий монастырь, в котором после усердной благодарственной молитвы святой Троице и преподобному Сергию, «игумену и братье великия слова с челобитьем говорил за их труды и подвиги, (что) их молитвами (он) государь благая получил». В 1564 году, в ночь с чудотворцовой памяти, то есть с 25 сентября на 26, случился в монастыре большой пожар, причем до такой степени погорели всякие запасы на обиход монастырский, что не осталось братиям ни на один день запаса В 1586 году (8 июля) посетил монастырь Антиохийский патриарх Иоаким (первый из Греческих патриархов приезжавший в Россию). В 1589 году посетил монастырь (пробыв в нем 5–10 февраля месяца) Константинопольский патриарх Иеремия. В 1594 году царем Федором Ивановичем было вызвано в Троицкий монастырь несколько старцев Соловецкого монастыря для улучшения, как нужно думать, в Троицком монастыре порядков жизни и ведения В 1606 году Троицкий монастырь принимал в своих стенах мощи царевича Димитрия, когда они переносимы были из Углича в Москву (в которую перенесены были 3 июня). В том же 1606 году перенесены были в монастырь из Москвы и погребены в паперти Успенского собора тела Бориса Феодоровича Годунова, его супруги Марии Григорьевны и его сына Феодора.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

От иконы Святой Троицы, письма преподобного Антония, больные получали исцеления. Поставленный игуменом обители, святой ходил на работы в лес, на пашню, показывая братии пример трудолюбия, не оставляя иконописания. Чтобы избежать известности, преподобный удалился в уединенное место, где в трудах и молитве провел два года. Здесь открылся его дар прозорливости: святой обличил инока в тайном желании покинуть обитель и увещевал не делать этого. Инок раскаялся. По просьбе братии преподобный вновь принял игуменство в своей обители и только перед самой кончиной снова удалился, чтобы пребывать в безмолвии и молитве. Ученикам и сподвижникам он оставил устав иноческой жизни и большую по тому времени библиотеку. Утром 7 декабря 1556 года преподобный Антоний мирно почил о Господе. Житие и служба преподобному Антонию Сийскому составлены в 1577–1578 гг. иеромонахом Сийской обители Ионой. В 1597 году царевич Иоанн, сын Иоанна Грозного, составил житие и службу святому. В 1578–1579 годах, во время настоятельства игумена Питирима (1575–1597), преподобный Антоний причислен к лику святых. Преподобный Антоний является покровителем иконописания. После преставления святого многие иконы его письма распространились по Архангельскому краю. Преподобнаго отца нашего Нила, иже на езере Селигере, на острове, зовомом Столобное НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ Стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Наста, Богоносе,/солнца светлейший твой праздник,/озаряет приходящия к тебе верою,/и безсмертием облагоухает,/и душам источает исцеление, Ниле преподобне,/молитвенниче о душах наших. Чувственный страсти телесныя/укротив воздержания броздами, чудодейственниче Ниле,/и, ревность Безплотных во плоти показав,/вся плотская желания духови повинул еси./Тем ныне в Небесных селениих водворяяся,/моли о душах наших. Блаженне Ниле,/основание положив добродетелей/и ветхаго человека совлекся с похотьми,/во Христа облеклся еси воистинну./Тем и победил еси, преподобне,/многая врагов ополчения,/наставник монахом быв,/моли спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но иноки прямо сказали, что не сделают этого, а честно погребут его. Накануне своей кончины преподобный приобщился Святых Христовых Тайн. На следующий день, 7 декабря 1556 г., перед утреней, простившись с братией, подвижник мирно предал Господу свою душу, прожив всего 79 лет. Из них 37 лет преподобный провел в пределах Сийских – в обители и пустынях. Братия честно погребли мощи его в храме Живоначальной Троицы, на правой стороне близ алтаря. Оставив видимым образом братию, преподобный не оставлял их своей помощью, как и всех призывающих его имя. Много чудес совершилось при его честных мощах. Укажем наиболее замечательные. Священник соседнего села Харитон относился с завистью к памяти преподобного Антония и с хулою отозвался раз о нем. После того Харитон внезапно ослеп и скоро понял, что Господь наказывает его за хулу на святого. Тогда он начал раскаиваться в своем прегрешении, усердно молился преподобному и снова прозрел. Благодаря Господа и Его угодника, Харитон поступил после того в Сийский монастырь и здесь подвизался в трудах иноческих. При жизни своей преподобный Антоний любил писать иконы. Еще и доныне сохраняются святые иконы, писанные его рукою. И по кончине своей он покровительствовал людям, занимавшимся этим богоугодным делом. Так игумен Сийского монастыря Питирим (управлял обителью с 1577 по 1586 гг.), заботившийся о благоукрашении обители, много писал новых икон и поновлял старые. Однажды Питирим заболел. Недуг его все усиливался, и ему стала грозить смерть. Больной молился Живоначальной Троице и преподобному Антонию. И вот раз ночью, забывшись легким сном, он увидел, что от гробницы преподобного в его келию идет благолепный старец, украшенный сединами. «Хочешь ли ты быть здоровым и окончить начатое?» – спросил он у Питирима. «Хочу, но не могу», – отвечал болящий. На это старец сказал: «Святая Троица исцеляет тебя, не ослабевай в твоем деле. Я – настоятель Антоний, пришел посетить тебя в болезни». Чудотворец коснулся больного игумена. Питирим почувствовал себя здоровым и с новым рвением стал заниматься иконописанием и украшением храмов обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010