Где отрекшиеся от мира с пострижением воспринимали второе крещение, там же издревле, по введенному обычаю, крещаемы бывали дети Государей Российских, вероятно потому, что В. К. Димитрий Донской принят от св. купели Святителем Алексием; по крещении, они возлагались на раку св. мощей его. В Чудов м. 1559 г. крещен был Митрополитом Макарием, в присутствии Царя Иоанна Васильевича, Василий, сын Князя Юрия Васильевича Московского, Углицкого и Калужского. Здесь же просвещены св. крещением дети Uoahha IV -го Царевичи: в 1554 г. Иоанн, в 1557 г. Феодор, а в 1556 г. Царевна Евдокия; восприемником их был Митрополит Макарий. В 1553 году здесь же и возрожден банею пакибытие Казанский Утемишь Гирей. Св. обитель сия прославлена крещением в ней Царя Алексия Михайловича в 1629 году и сына его Петра Великого 642 , в 1672 году, а в 1818, в день С. Пасхи, Наследника Российского престола, Великого Князя Александра Николаевича, который, по примеру порфирородных предков своих, возлагаем был венценосною Бабкою своей на раку Святителя Алексия. Император Николай, посвятивший ему трофеи Персидской и Турецкой войны, повелел возложить на раку его и медаль, выбитую в память ее. Начиная с Донского, Государи Русские нередко притекали в обитель Алексиеву на богомолье; всех чаще набожный Царь Феодор Иоаннович, который каждую неделю посещал все монастыри Московские; Борис Годунов беседовал здесь с Иовом Патриархом. В сырную неделю они обыкновенно приходили сюда для прощения, а в день празднования Святого Иерарха, к обедне; Царь Феодор Иоаннович даже и трапезовал с Чудовскими монахами. Один только Лжедмитрий в годичное свое царствование ни разу не был в этой обители, обличавшей прежнее его звание. Доныне Венценосцы Российские, по прибытии своем в Москву, притекают видом Архангела Михаила поклониться св. мощам основателя его. Не только Всероссийские Митрополиты и Патриархи Московские, но и вселенские Владыки, бывшие в древней столице, посещали великую и пречистую лавру. На память святого основателя ее, Патриархи совершали в ней божественную литургию и, при извещении больничных старцев, сами раздавали им милостыню 643 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

170 «Се аз Марья, Григорьева дочи, а Истоминская жена, да со своими детьми, с Феодором да Петром, да с внуком Ивановым сыном, приданово дали есма старцу Феодосию Суморину, от отца своего благословение, пустошь симакинскую на Песья-Деньге и на Ковде со всем угодьем, что к ним исстари потягло… и дали есма ему на монастырское строение… Данную писал Коземка Иванов, сын Тараканов, л. 7061 (1553) августа в 10 д.». 171 На ризе иконы надпись: «в Спасо-суморинскую обитель сей св. образ принесен руками преп. Феодосия, тотемского нового чудотворца, из Спасо-прилуцкого вологодского монастыря в 1554 г. июня 29 д.». Эта надпись, очевидно, не древняя, но она основана на древней монастырской описи. 173 Ист. иер. VI, 418 «А духовную память писал Игнашка Гостко, Федоров сын, лета 7076 (1567) декаб. 19 д.». 174 Над гробом преподобного положена была каменная плита с надписью: «лета 7076 января 28 д. преставился раб Божий строитель и начальник сей пустыни Феодосий Ульянов Суморин». – Эта плита от пожаров раздробилась. 175 По ркп. святцам 17 в. «Преп. Феодосий, Суморина монастыря игумен, иже на Сухоне реке и на речке Песья-деньга». Нафанаил опис. мон. стр. 35–37. 177 Косов свидетельствует (патерик на польск. яз. стр. 180. К. 1635 г.), что в его время еще видно было место бывшего Димитриева монастыря близ лавры. В 1128 монастырь был приписан к печерской обители и ко храму, построенному блаж. князем Ярополком во имя св. Петра, называли его Петровой церковью (собр. л. I, 88, 131). Но после того Поликарп был игуменом Димитриева монастыря, как говорит Симон. 181 Калайдович в предисл. к памяти. XII в. стр. 21, 22. По ркп. святцам, между святыми, почивающими в киевской пещере, первым показан: «св. Лаврентий епископ туровский». 184 Сказание о жизни и трудах св. Стефана пермского, стр. 64, 65. Спб. 1856 г. Ист. иер. 6, 576. Другая такая же икона и также древняя стоит в вознесенском устьвымском храме. Ист. иер. 6, 579. 186 Извлечение из современной записки – с волог. епарх. вед. 1865 г. 22. Устьвымский священник Евтихий (в 1717 г.) писал к секретарю вологодского архиерейского дома: «пишем тебе, господину, о том, что в архиерейском доме или в соборной церкви или у твоей милости есть о начале и о бытности на Устьвыме, епископии Стефана, епископа пермского, и по нем иных епископов по ряду и чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы, в которые годы они епископствовали и откуда родом и который епископ и чудотворец сколько годов в епископии пребывал, и каковы чудотворцев кончины были и что из чудес и который епископ где почивает и в которые годы с Устьвыми на Вологду переведен? Мы не ведаем; а приходящие к чудотворцам богомольцы, осуждают о том деле, что мы не ведаем; да и надлежит у их раки о вышесказанном деле на письме быть сполна. – Ради их, чудотворцев прикажи взыскать и архиерею Божьему доложить и выписать и к нам на Устьвым прислать». Что сделал по сему предмету дьяк вологодского епископа, остается неизвестным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Гурий, святитель, архиепископ Казанский и Свияжский (Руготин Григорий Григорьевич) († 1563, память 20 июня/3 июля, 4/17 октября, 5/18 декабря и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился в конце XV века (около 1500 г.) в г. Радонеже Московской губернии в небогатой дворянской семье. Родители его были небогаты, поэтому ему с юных лет пришлось служить у князя Ивана Пенькова в должности управляющего имением. С молодости Григорий был благочестивым, смиренным и незлобивым. В брак вступать он не захотел. Оклеветанный перед князем в преступной связи с его женой, Григорий был заключен в подземелье. Это подорвало его здоровье, но укрепило и углубило религиозное чувство. Выйдя из темницы, Григорий сразу же отправился в Иосифо-Волоколамский монастырь и там принял постриг с именем Гурий. В 1543 году он был избран братией игуменом монастыря и управлял им около 9 лет. В начале 1552 года, тяготясь игуменской властью, Гурий оставил игуменство и в течение двух лет жил в этом монастыре простым монахом. В 1554 году отец Гурий был назначен игуменом Троицкого Селижарова монастыря Тверской епархии. 3 февраля 1555 года он был хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа. Преосвященный Гурий был первым архиепископом учрежденной в 1555 году Казанской епархии. Вскоре после завоевания Казани он был направлен туда царем Иваном Грозным с наказом заботиться о привлечении иноверцев к христианской вере, «приучать их к себе» ласкою и приветом, беседовать с ними «тихо и с умилением, а жестокостью с ними не говорить». Архиепископ Гурий с честью выполнил возложенное на него трудное поручение. Он положил прочное основание Православию в Казанском крае. Митрополит Ермоген (впоследствии патриарх Московский и всея Руси) так характеризовал святителя Гурия: «И жил преподобный богоугодно, кормя нищих и удовлетворяя неимущих всем потребным, заступаясь за бедных, больных и сирот и избавляя их от бед, труды к трудам прилагая и всенощное стояние постоянно совершая в молитвах пред Богом. И угождал всякими добрыми делами Богу, крепким житием по Богу живя и обращая к верным слово здравое, кроткое и учительское, уча и наставляя и неверных познать истинного Бога и Творца всего, и многих неверных в веру привел и крестил их множество».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1161 Не Феодосий ли Перфушков? В Кирилловском летописце (Рукоп. Соф. библ. 1468, л. 178) замечено под 6993–148 4 / 5 годом: «преставися Феодосие Перфушков». 1162 Не следует ли здесь разуметь брата игумена кирилловского Макария – Давида, о котором в Кирилловском летописце замечено: «тогож году (7006–1497) месяца декабря 23 на память св. мученик 10 иже в Крите преставись старец Давид брат игум(ен)а Макария» (Рукоп. Имп. Публ. Библ., Погод., 1554, л. 20; о рукописи см. в книге A. Ф. Бычкова, Опис. слав. и русск. рукоп. Имп. Публ. Библ. вып. I, 1163 С прозвищем Одинец известев дьяк XV века (Н. П. Лихачев, Разр. дьяки XVI века, е. с, стр. 163). 1164 Симеон Спашьской «ученик Гурия Тушина» преставился «в лето 7008 (1500) апреля 2 в Кирилове монастыре, на светлой недели во вторник перед вечернею». (Приписка скорописию в Рукоп. XVI в. Соф. библ. 1451, л. 190 об.). Возможно, впрочем, относить это свидетельство и к другим Симеонам Синодика (см. контекст Синодика). 1166 «Епископ Филофей Перьмский оставил епископью и прииде в Кирилов монастырь» в апреле 1501 года (Н. М. Карамзин, Ист. гос. росс., т. VI, прим. 629, изд. Ейнерлинга, стб. 102, П. С. Р. Л. т. VI, Coф. I , стр. 46; П. М. Строев, Списки иерархов, е. с., стб. 730). Скончался в Ферапонтове монастыре 2 октября 1507 года (Рукоп. И. Публ. Библ., Погод., 1554, л. 22). 1167 Не брат ли игумена Макария? Сравн. заметку в Кирилловском летописце: «В лето 7019 (1611) месяца иуня на память святого Аноуфриа преставись старец Пасея брат Макариа игумена» (Рукоп. И. П. Б., Погод. 1554, л. 21 об. О рукописи см. у А. Ф. Бычкова, Опис. слав, и русск. рукоп. И. П. Б., вып. I, XXVI). 1168 «В лето 7020 (=1511) преставис старец Галасия келарь месяца сентября 18 день» (Рукоп. Имп. Публ. Библ. 1554, Погод, л. 21 об. – О рукописи см. у А. Ф. Бычкова, Опис. слав, и русск. рукоп. И. П. Б., вып. 1, XXVI). 1170 «В лето 7023 (1514) месяца ноября в 9 день на память святого мученика Онисифора преставись старец Кирило брат игумена Макариа» (Рукоп. И. П. Б. Погод. 1554, л. 22; о рукописи см. А. Ф. Бычков, Опис. слав. и русск. рукоп. Имп. Публ. Библ., вып. I, XXVI).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

– Внизу листа 14 об. в рукописи Кир. библ. 754 приписано: «Георгия». 1100 Не следует ли здесь разуметь брата игумена кирилловского Макария – Давида, о котором в Кирилловском летописце замечено: «тогож году (7006–1497) месяца декабря 23 на память св. мученик 10 иже в Крите преставись старец Давид брат игум(ен)а Макария» (Рукоп. Имп. Публ. Библ., Погод., 1554, л. 20; о рукописи см. в книге A. Ф. Бычкова, Опис. слав. и русск. рукоп. Имп. Публ. Библ. вып. I, 1101 С прозвищем Одинец известев дьяк XV века (Н. П. Лихачев, Разр. дьяки XVI века, е. с, стр. 163). 1102 Симеон Спашьской «ученик Гурия Тушина» преставился «в лето 7008 (1500) апреля 2 в Кирилове монастыре, на светлой недели во вторник перед вечернею». (Приписка скорописию в Рукоп. XVI в. Соф. библ. 1451, л. 190 об.). Возможно, впрочем, относить это свидетельство и к другим Симеонам Синодика (см. контекст Синодика). 1104 «Епископ Филофей Перьмский оставил епископью и прииде в Кирилов монастырь» в апреле 1501 года (Н. М. Карамзин, Ист. гос. росс., т. VI, прим. 629, изд. Ейнерлинга, стб. 102, П. С. Р. Л. т. VI, Coф. I , стр. 46; П. М. Строев, Списки иерархов, е. с., стб. 730). Скончался в Ферапонтове монастыре 2 октября 1507 года (Рукоп. И. Публ. Библ., Погод., 1554, л. 22). 1105 Не брат ли игумена Макария? Сравн. заметку в Кирилловском летописце: «В лето 7019 (1611) месяца иуня на память святого Аноуфриа преставись старец Пасея брат Макариа игумена» (Рукоп. И. П. Б., Погод. 1554, л. 21 об. О рукописи см. у А. Ф. Бычкова, Опис. слав, и русск. рукоп. И. П. Б., вып. I, XXVI). 1106 «В лето 7020 (=1511) преставис старец Галасия келарь месяца сентября 18 день» (Рукоп. Имп. Публ. Библ. 1554, Погод, л. 21 об. – О рукописи см. у А. Ф. Бычкова, Опис. слав, и русск. рукоп. И. П. Б., вып. 1, XXVI). 1108 «В лето 7023 (1514) месяца ноября в 9 день на память святого мученика Онисифора преставись старец Кирило брат игумена Макариа» (Рукоп. И. П. Б. Погод. 1554, л. 22; о рукописи см. А. Ф. Бычков, Опис. слав. и русск. рукоп. Имп. Публ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

1 . В одних (позднейших) уставах находим имена новых святых, новых праздников, и в числе святых, кроме наших отечественных, встречаем святых единоплеменных с нами Сербии и Болгарии. В других уставах этого нет. В доказательство сего предлагаем следующую таблицу, в которой из святцев каждого, сравнительно позднейшего, устава представляется по несколько новых праздников 34 . Месяцы и дни I. Печатные уставы, изданные при патр. Филарете и Гермогене Сент. 19 Npecmabлehie блговрнаго кнзя Федора Смоленскаго, iяpocлabckaro чюдотворца и чад его двида и константина 35 Сент. 20 Стых мчникъ, icnobдhukъ кнзя михаила черниговскаго и болярина его едора, отъ батыя царя пострадавшихъ Сент. 27 Npecmabлehie прбнаго отца нашего, cabamiя соловецкаго чюдотворца Окт. 01 Прпбнаго отца нашего савы вишерскаго чюдотворца. Окт. 19 Прпбнаго отца нашего ioahha рыльскаго Окт. 23 Nepehecehie чтныхъ мощей стаго iяkoba боровицкаго, новгородскаго чудотворца Нояб. 05 Npecmabлehie iжe во стых отца нашего iohы архиеппа новгородскаго чюдотворца Нояб. 06 Память прпдбнаго отца нашего варлаама, новгородскаго чюдотворца, иже на хутын Нояб. 23 Npecmabлehie стаго блговрнаго великаго кнзя александра невьскаго и всея pyciu чюдотворца (зачёркнутые слова в исходнике зачёркнуты. Корр.) Декаб. 03 Npecmabлehie прбнаго отца нашего савы, составльшаго обитель пртыя бцы, намст, нарицвемм сторожи Декаб. 21 Npecmabлehie иже во святыхъ отца нашего петра, митрополита киевъскаго и всея pyciu чюдотворца Янв. 10 Прпбнаго отца нашего павла коменскаго, иже на обноре рец. (В Филаретовском издании нет имени этого святого) Янв. 14 Память iжe во стыхъ отца нашего савы, перваго архиеппа iyчumeля сербьскаго Месяцы и дни II. Рук. сол. 1119, конца XVI или начала XVII века III. Рук сол. 1116 послед. четверти XVI века IV. Рук. анзер. Скита 85 конца XVI века V. Рукоп. св. Варсонофия 1554–56 года VI. Рук. сол. 1494 года VII. Рук. университет. 1429 года Сент. 19 Сент. 20 Сент. 27 Есть (написано вне текста внизу)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

1550 . Исторические чтения из книг Ветхого Завета для употребления в училищах/Изд. Деп. нар. просвещения. – СПб.: Тип. Деп. нар. просвещения, 1822. 1551 . Как создать православную семью: Наставления святителя Филарета христианам, живущим в миру. – М.: Сретенский монастырь: Издат. дом «Новая книга», 1997. – 47 с. 1552 . Катехизис для воинов: Ответы и размышления на вопросы о воине и воинском звании. – М.: Тип. Фоминой, 1916. – 32 с, 1 л. портр.: ил. 1553 . Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского по разным вопросам за 1821–1867 гг./Собр. и снаб. пояснит, примеч. Л. Бродский. – М.: Синод, тип., 1905. – 6, 388 с. 1554 . Молитва Господня: В изъяснении Владимира Соловьева и митрополита Московского Филарета. – Вышний Волочек: Тип. Соколовой, 1911. – 51 с. – (Религиозно-философская б-ка). 1555 . Молитва митрополита Московского Филарета в память 1000-летия России//Правосл. обозрение. – 1862. – 9. – С. 1–2. 1556 . Монархическое учение Филарета, митрополита Московского: Выдержки из его произведений: К 40-летию его кончины. – М.: Верность, 1907. – 82 с. 1557 . Мудрые советы святителя Филарета, митрополита Московского: Из его писем к наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Антонию. – М.: Типо-лит. Ефимова, 1893. – 32 с. То же. – Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1915. То же. – Репр. изд. – М.: Изд-во им. святителя Игнатия Ставропольского, 1996. – 31 с: ил. 1558 . Наставления митрополита Филарета касательно обращения на путь истины отступивших от православной веры//Душеполез. чтение. – 1872. – Ч. 1. – С. 225–227. 1559 . Начертание церковно-библейской истории в пользу духовного юношества. – СПб., 1816. – 802 с. Тоже. – 2-е изд., испр. – СПб.: Тип. Иоаннесова, 1819. – 843с. То же. – 3-е изд., испр. – СПб.: Тип. Плавильщикова, 1823. – 806 с. То же. – 4-е изд. – СПб.: Тип. Св. Синода, 1823. – 641 с. То же. – 5-е изд. – М., Синод, тип., 1836. – 594 с. То же. – 6-е изд. – М., 1839. Тоже. – 7-е изд.– 1840. То же. – 8-е изд. – 1844. То же. – 9-е изд. – 1852. – 498 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

186 Так покровы были даны на гробе чюдотворца Кирилла: в 7063 году царем Иваном Грозным (Рукоп. Соф. библ. 1152, л. 35), в 155 8 / 9 (7067) году князем Василием Ивановичем Репниным (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 232 об.) и при игумене Варлааме Петром и Михаилом Головиными (там же, л. 86) и т. п. 187 Рукоп. Акад. библ., A II–47, л. 254 и об. – В 1668 году на той же гробнице был «оловяничек» (кружка), в который богомольцы опускали жертвуемые деньги. В приходной книге Кириллова монастыря 1568 года (июнь) записано, что казначей «у чюдотворцова гробу из гробницы из оловяничка вынял 2 рубля 20 алтын с алтыном; на чюдотворцову память на Кирилову с гробу снял прикладных денег 13 рубл. 25 алтын пол 3 денги» (Рукоп. Кир. мон. 1; см. также 8 и друг.). – Гробница преп. Кирилла была устроена, вероятно, в половине XVI века, когда «Иван Хабаров» на раку чудотворца Кирилла дал 1000 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 47). 188 Вот что писал преп. Нил в своем духовном завещании: «Повергните тело мое в пустыни, да изъедят е зверие и птица; понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения. Мне потщание, елико по силе моей (т. е., моим старанием но возможности было), – чтобы бых не сподоблен чести и славы века сего некоторые, яко же в житии сем, тако и по смерти» (Архангельский, Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литер, труды и идеи в древн. Руси, ч. I, СПБ. 1882, стр. 43–44. – История росс, иерархии, V. стр. 224, 225 и друг.). 189 Сравн. Рукоп. Кир. библ. 85–1323, л. 3 (время написания рукописи 2-ая половина XVII столетия) – и Сахаров, Кормовая книга, е. et 1. с стр. 60–61. (Книга эта составлена в 1625–1630 годах). 190 Рукоп. Кир. библ. 759–1016, л. 59; Рукоп. Кир. библ. 754–1011, л. 9–10 об.—71—м в Кириллове монастыре умер игумен Иннокентий. (О времени его смерти: сравн. Рукоп. Кир. библ. 85–1323, л. 3; Рук.. Соф. библ. 1322, л. 78; Рук. Соф. б. 1418 л. 10; Рук. Соф. б. 1166 л. 154 и друг, списки настоятелей Кириллова монастыря). 191 Рукоп. Кир. библ. 759–1016, л. 59–62; Рук. К. б. 754–1011, л. 10 об.–15 об. (см. приложение к главе I). 285-м умер инок Давид (о времени его смерти см. Рук. И. П. Б., Погод. 1554, л. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

186 Так покровы были даны на гробе чюдотворца Кирилла: в 7063 году царем Иваном Грозным (Рукоп. Соф. библ. 1152, л. 35), в 155 8 / 9 (7067) году князем Василием Ивановичем Репниным (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 232 об.) и при игумене Варлааме Петром и Михаилом Головиными (там же, л. 86) и т. п. 187 Рукоп. Акад. библ., A II–47, л. 254 и об. – В 1668 году на той же гробнице был «оловяничек“ (кружка), в который богомольцы опускали жертвуемые деньги. В приходной книге Кириллова монастыря 1568 года (июнь) записано, что казначей «у чюдотворцова гробу из гробницы из оловяничка вынял 2 рубля 20 алтын с алтыном; на чюдотворцову память на Кирилову с гробу снял прикладных денег 13 рубл. 25 алтын пол 3 денги“ (Рукоп. Кир. мон. 1; см. также 8 и друг.). – Гробница преп. Кирилла была устроена, вероятно, в половине XVI века, когда «Иван Хабаров“ на раку чудотворца Кирилла дал 1000 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 47). 188 Вот что писал преп. Нил в своем духовном завещании: «Повергните тело мое в пустыни, да изъедят е зверие и птица; понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения. Мне потщание, елико по силе моей (т. е., моим старанием но возможности было), – чтобы бых не сподоблен чести и славы века сего некоторые, яко же в житии сем, тако и по смерти“ (Архангельский, Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литер, труды и идеи в древн. Руси, ч. I, СПБ. 1882, стр. 43–44. – История росс, иерархии, V. стр. 224, 225 и друг.). 189 Сравн. Рукоп. Кир. библ. 85–1323, л. 3 (время написания рукописи 2-ая половина XVII столетия) – и Сахаров, Кормовая книга, е. et 1. с стр. 60–61. (Книга эта составлена в 1625–1630 годах). 190 Рукоп. Кир. библ. 759–1016, л. 59; Рукоп. Кир. библ. 754–1011, л. 9–10 об.—71—м в Кириллове монастыре умер игумен Иннокентий. (О времени его смерти: сравн. Рукоп. Кир. библ. 85–1323, л. 3; Рук.. Соф. библ. 1322, л. 78; Рук. Соф. б. 1418 л. 10; Рук. Соф. б. 1166 л. 154 и друг, списки настоятелей Кириллова монастыря). 191 Рукоп. Кир. библ. 759–1016, л. 59–62; Рук. К. б. 754–1011, л. 10 об.–15 об. (см. приложение к главе I). 285-м умер инок Давид (о времени его смерти см. Рук. И. П. Б., Погод. 1554, л. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

370 См. эту редакцию по новгородскому списку Мокия 1554 года в синод, рукоп. 216, л. 132 и по копии в Милют. ч. мин. (май, л. 430), снятой с списка 1462 года, сделанного в московском Вознесенском монастыре. 372 См. эту редакцию по списку XV века в рукоп. Рум. 305, л. 129 и по сп. XVI века в рукоп. гр. Уварова (но катал. Царск). 296, л. 147. 374 Мак. ч. мин. но синод сп. май, л. 1014. Нач. «Благословен Господь Бог Израилев». Архиеп. Филарет (Обзор I, 58) относит житие к 1200 году, указывая на пергаменный список его XIV века в Львовском монастыре: но без сомнения это – житие Евфросинии восточной, а не русской. 375 Некоторые из них указаны архиеп. Филаретом (Р. Свят., сент., 158–160) и в Ист. р. иерарх. V, 467–472; но составители обоих сочинений поправляют ошибки по-своему, исходя из предположения, что основа жития заслуживает доверия. 376 Житие Александра Свирского в мак. чет. мин. но усп. сп, стр. 2265, сб. Тр. Серг. л. XVI века 692, л. 214, в синод, рукоп. XVI–XVII веков. 874, л. 22. Нач: «Молю же убо преподобство ваше». Житие Ефрема в сб. гр. А. С. Уварова XVIII века. 911, л. 7. Начало то же. Подобно житию и служба Ефрему есть копия с службы другому святому, Савве Вишерскому. О перенесении мощей в Ист. росс. иер. V, 473. В святцах неопределенно сказано: «Ефрем бе в лета 6900». Время рождения Ефрема обозначено 4-мя показаниями, из которых 3 противоречат друг другу: 20 сент. 6921 года при царе Василие Ивановиче, при митроп. Фотие и архиеп. новгородском Евенние, строителе Вяжицкого монастыря (1429–1458). 377 Ник. VII, 232. П. С. Р. Л. III, 157, прим. и, 158. Маркелл прожил в монастыре Антония 6 месяцев с 28 окт. 1557 года. 378 Это слово помещено в январской четьи минее, писанной иеродиаконом Герасимом новгородцем в 1567 году (рукой. Е. В. Барсова ). Рядом с службой оно в сб. Тр. С. Л. 692, л. 35. Нач. «В память вечную будет праведник». Автор замечает: «Рождениа же его места и родителема именованна обрести не возмогохом, токмо свидетельство приемше ото онех отец Печерскаго монастыря иже в Киеве, яко ту во обители их блаженному оному ангельскаго образа сподобльшуся».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010