1543 Послание в рукописях начинается фразой «Книга всем нашим горемыкам миленьким», так как оно, по-видимому, сопровождало «Книгу бесед» Аввакума (16721675), отправленную в московскую общину; послание содержит ответы на многочисленные вопросы старообрядцев, оставшихся без авторитетных руководителей, о «неведомых вещех»: как исповедоваться и причаститься без священника, как «почитати» сожжённых за принадлежность к староверию, как крестить младенцев и ряд других. Послание датируется концом лета 1675 г.: в нем сообщается о трагической новости – о казни в Пустозерске юродивого Киприяна 7 июля 1675 г. Послание известно в четырёх редакциях; в настоящем издании печатается редакция «а» по изданию: РИБ, стб. 829835. 1549 ...истинным запасом... – Т. е. ещё старыми Святыми Дарами, освящёнными старопоставленными священниками. 1551 ...Лев Катанский в огонь посадил же такова вора. – Лев, епископ Катанский (ум. ок.780 г.). В Житии его (память 20 февраля) рассказывается о сожжении им неуловимого для светских властей волхва Илиодора. 1553 А здесь Киприяну голову отсекли, 83 июля в 7 день, в среду. – Т. е. 7 июля 7183(1675) г.; московский юродивый Киприян был тесно связан с Аввакумом: в 1664 г. он подавал челобитную Аввакума царю Алексею Михайловичу (см. выше, с. 557). 1554 Посылайте денги мои к жене моей и детям... – Семья Аввакума в это время находилась на Мезени, жена и старшие сыновья с марта 1670 г. сидели в земляной тюрьме, на свободе жили сын Афанасий (11 лет) и три дочери Аввакума. 1556 Возможно, это только фрагмент послания в общину, не сохранившегося в полном объёме: утрачена вся начальная часть текста вместе с именами адресатов. Дошедший текст написан в Пустозерске, по-видимому, в 16771678 гг.: Аввакум пишет, что никониане мучают его «лет с полтретьятцеть», т. е. около 25 лет; счёт лет своим мучениям от никониан Аввакум ведёт от начала репрессий после реформ 16521653 гг. Несмотря на то что со времени церковного собора 16661667 гг. прошло уже много лет, Аввакум все ещё весьма эмоционально переживает воспоминания о своём выступлении на соборе. («Они ‹...› не имут, что отвещати ми, вяжут да куют меня»). Цель текста – чисто агитационная: уберечь верующих от какого-либо влияния никониан и удержать их даже от контактов с ними. Текст печатается по изданию: РИБ, стб. 953954.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поход 1552 года позволил захватить Казань, положив конец набегам казанского ханства, (кстати, интересный факты: после взятия Казани Иван Грозный, желая привязать к себе местную аристократию, награждал добровольно являвшихся к нему высокопоставленных татар. Многие из них, чтобы получить богатые подарки, притворялись сильно пострадавшими от войны. Отсюда появилось выражение «сирота казанская». И еще один: для подготовки к завоеванию Казанского ханства Иван Грозный провёл уникальную военную операцию, перенеся деревянный кремль. Крепость разобрали в городе Мышкине рядом с Угличем, пометили каждое бревно, сплавили по Волге и выловили около устья реки Свияги, где заняли позиции русские войска. За 24 дня 75 тысяч человек собрали из тех брёвен крепость, сравнимую с московским Кремлём. Она получила название Свияжск и стала плацдармом для взятия Казани), а в начале 1555 года сибирский хан Едигер уже просил царя взять под свою руку всю Сибирь… В 1556 году, покорив столицу Золотой Орды Сарай -Бату, Иван Васильевич положил конец и войнам с Астраханским ханством. Земли молодого московского царства прирастали, «Избранная рада» проводила своевременные реформы, царю сопутствовала политическая и военная удача… Иван Васильевич был молод, смел, рассудителен, любим народом… В 1552 году у него родился сын Дмитрий, в 1554 — Иван, в 1557 — Федор. Развивалась торговля с Англией и Персией. Учредилось Войско Донское. Строились города — Архангельск, Уфа, Кунгур… За время правления Ивана IV территория страны увеличилась примерно в тридцать (!) раз… А потом… 7 августа 1560 года умерла Анастасия Романова — жена Ивана Васильевича, прожившая с ним более 12 лет и подарившая ему трех сыновей и трех дочерей. То, что она была отравлена (как и мать царя) сомнений уже нет — Бюро судебно-медицинской экспертизы Москвы в 2000 году дало по этому поводу свое заключение. Для психики царя это было подобно удару по детонатору спрятанной в глубине души бомбы — память об убийстве матери и без того была наезживаемой раной.

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

Т. 13. Ч. 2. С. 320). Вероятно (судя по общему числу престолов), придел во имя Г. П. существовал и в деревянной церкви 1554 г., стоявшей на том же месте до каменного храма ( Баталов А. Л. Идея многопрестольности в моск. каменном зодчестве сер.- 2-й пол. XVI в.//Рус. искусство позднего средневековья: Образ и смысл. М., 1993. С. 108-109). Соч.: Многовещательные речи св. отца нашего блаженного Григора Лусаворича/Изд.: А. Тер-Микелян. Вагаршапат, 1894. Ист.: The Teaching of S. Gregory: An Early Armenian Catechism/Transl. and comment. R. W. Thomson. Camb. (Mass.), 1970; Agathangelos. History of the Armenians/Transl. and comment. R. W. Thomson. Albany, 1976; Агатангелос. История Армении/Пер., вступ. ст. и коммент.: К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатян. Ереван, 2004; Мовсес Хоренаци. История Армении/Пер., введ. и примеч.: Г. Саркисян. Ереван, 1990. Лит.: Gutschmid A. , von. Agathangelos// Idem. Kleine Schriften. Lpz., 1892. Bd. 3. S. 339-420; Марр Н. Я. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием. СПб., 1905; Peeters P. St. Grégoire l " Illuminateur dans le calendrier lapidaire de Naples//AnBoll. 1942. T. 60. P. 91-130; Ananian P. La data e le circonstanze della consacrazione di S. Gregorio Illuminatore//Le Muséon. 1961. Vol. 74. P. 43-73; Абегян М. Х. История древнеарм. лит-ры. Ереван, 1975; Мурадян П. М. Кавказский культурный мир и культ Григория Просветителя//Кавказ и Византия. 1982. Вып. 3. С. 8-10; Айвазян К. В. История отношений Русской и Армянской Церквей в средние века. Ереван, 1989; Апциаури Н. К вопросу о миссионерской деятельности св. Григория Просветителя//ХВ. 1998. Н. с. Т. 1. С. 289-295. А. А. Турилов Гимнография Память Г. П. 30 сент. содержится в Типиконе Великой ц . IX-XI вв., нек-рые списки к-рого ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 50) отмечают, что в К-поле служба Г. П. совершалась в храме 40 мучеников возле ворот Халки, и приводят тропарь Г. П. 4-го плагального гласа: Πτωχεαν πλουτσας τ πνεματι (Нищету обогатив духом...). Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г.

http://pravenc.ru/text/168061.html

Оба они дают несколько черт для истории брожения, произведенного в обществе ересями XVI века. Кроме того первое из них рисует яркую картину голода и мора, предшествовавших обретению мощей Ионы, и сильно бичует земских правителей за их поведение во время этих народных бедствий, замечая им, что так не поступают и Турки. Второе слово гораздо подробнее Иоасафа рассказывает об открытии мощей Никиты и взятии Ругодива у Ливонцев, случившемся в одно время с этим открытием, и потом своеобразно излагает жизнь святого. И Зиновий знает о ней только по повести в киевском патерике, автором которой ошибочно называет епископа Симона; по он не ограничивается риторическим ее развитием и едва ли не впервые в истории русской агиобиографии анализирует и подвергает критике рассказ источника. В словах Зиновия заметно сильное влияние сербского филолога, сказавшееся в изысканной вычурности фразы, обилии форм и оборотов южнославянского книжного языка и даже в литературных приемах. – Тоже полемическое направление видно и в похвальном слове архиепископу Иоанну, представляющем новую редакцию его жития: повторив биографические черты по старой редакции XV века, оно заставляет еще святителя на всероссийском соборе доблестно посекать еретические полки и обличать «хулящих неразделимого в две постасе, а четверицу чтущих» 383 . К новгородскому кругу похвальных слов Макарьевского времени можно прибавить еще одно – на память блаженного Николы Кочанова, по преданию юродствовавшего в XIV веке. Оно встречается уже в списках XVI в. и писано на праздник памяти Николы, а на обновление памяти его в Новгороде в половине XVI в. указывает известие летописи о построении каменной церкви над гробом его в 1554 году. Впрочем, это слово, написанное в Новгороде, имеет мало значения и литературного и фактического: обещаясь описать жизнь Николы, оно сообщает очень скудные и неопределенные черты, переплетая их общими местами 384 . Еще во время Макариева управления новгородской епархией Соловецкая братия посылала монаха Богдана на славянский Юг с поручением отыскать там искусное перо для нового изложения жития своих основателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В 1535 году Новгородский архиепископ был в Москве «о соборном богомолии и о духовных и о земских делах» 9 – замечает летопись о причине его вызова Митрополитом Даниилом. Некоторые подробности об этой поездке находим в житии преподобного Иосифа Волоцкого . 10 Владыку сопровождал в Москву, в частности, иеромонах Исаия из церкви Рождества Христова на владычнем дворе, «всегда ненавидя и злословя монастырь Иосифов». В дороге он сильно заболел. В Москве ему в видении явились Богоматерь с преподобным Иосифом Волоколамским, о чем он рассказывал владычному архидиакону. Тот «же скоро-скоро тече к архиепископу и поведа ему вся поряду. Архиепископ же повеле его вести в монастырь (преподобного Иосифа.– а. М.). Он же игумену покаявся, исповедах и пребысть в монастыре две недели благодаря Бога, с миром успе». 11 Игуменом монастыря в то время был Нифонт Кормилицын (1522–1543). 12 Уже став Московским Митрополитом (1542–1563), святитель Макарий благословляет написание жития преподобного Иосифа. Его автором был один из рукоположенных им епископов – владыка Крутицкий Савва (1544–1554). Житие было написано около 1546 года и вошло в состав Великих Макарьевских Четьих Миней. 13 Позднее, на Соборе против еретиков М. Башкина и других, его участники во главе с Митрополитом Макарием назвали «Просветитель», труд преподобного Иосифа, «светилом Православия». 14 Его читал святитель Макарий, как об этом свидетельствует запись в одном из списков «Просветителя», принадлежавшем Нифонту Кормилицыну, с 1554 года бывшим епископом Сарским и Подонским. 15 Святитель Макарий с особым уважением относился к постриженикам Иосифова монастыря, нередко поставляя их на епископские кафедры. Такими среди иерархов-ставленников Митрополита Макария были: Новгородский архиепископ Феодосий (1542–1551), епископ Крутицкий Савва (Черный, 1544–1554), епископ Суздальский Трифон (Ступишин, 1549–1551), епископ Крутицкий Нифонт (Кормилицын, 1554–1558), первый Казанский святитель, архиепископ Гурий (Руготин, 1555–1563). 16 Давал святитель Макарий в Волоколамскую обитель вклады на молитвенную память.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В конце жизни, после 25 летнего заключения, преподобный Максим был переведен в Троицкую обитель, где и скончался. В 1551 году состоялся Стоглавый Собор Русской Православной Церкви, на котором Троицкого игумена Артемия обвинили в ереси. Впоследствии, игумен Артемий бежал из заточения в Соловецкой обители в Литву, где проповедовал против унии и различных ересей. 1552 год – начало игуменства Гурия (Лужецкого; 1552–1554), впоследствии – Епископа Рязанского. В том же году в начале июня – посещение Иоанном Грозным Троице-Сергиева монастыря перед выступлением в поход на Казань. Взятие Казани, при штурме которой присутствовал троицкий келарь Адриан Ангелов. В конце октября Иван IV держал свой обратный путь в Москву, изпод взятой Казани в Троицкий монастырь, в котором после усердной благодарственной молитвы святой Троице и Преподобному Сергию, «игумену и братье великия слова с челобитьем говорил за их труды и подвиги, (что) их молитвами (он) государь благая получил». Ноябрь 1552 года – крещение царевича Димитрия Иоанновича в Троице-Сергиевом монастыре. В мае 1553 года Иоанн IV с царевичем Димитрием и царицей Анастасией Романовной, в сопровождении князя Курбского посетил Троицкую обитель, после выздоровления от тяжелой болезни, в начале богомольного путешествия по отдаленным монастырям. Живший в Троце-Сергиевой обители на покое преподобный Максим Грек советовал царю не совершать такого длительного богомолья с супругой и младенцем, а лучше позаботиться о вдовах и сиротах воинов, погибших под Казанью. В противном случае преподобный Максим предсказывал царю смерть сына, что впоследствии и сбылось. 1554 год – начало игуменства Илариона (Кирилловца; 1554–1555). В том же году в монастыре построены каменные здания больницы и келарской палаты, выкопан Келарский пруд, названный так в память келаря Адриана Ангелова. 1555 год – 27 июля – кончина Митрополита Иоасафа (Скрипицына), Троицкого игумена в 1529–1539 годах. В том же году начало игуменства Иоасафа (Черного; 1555–1560). 1556 год – позолочена глава Троицкого собора; в обители, на здании трапезной XV века, устроены первые большие часы. Делал те часы старец Тихон Новогородец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

7/20 Святителя Амвросия, епископа Медиоланского (397). Преподобного Нила Столобенского (1554). Преподобного Антония Сийского (1556). Селигерской (Владимирской) иконы Божией Матери. Тропарь святителю Амвросию, епископу Медиоланскому, глас 4 Правило веры и образ кротости... (общий святителю). Кондак, глас 3 Божественными догматы облистая,/помрачил еси Ариеву прелесть,/священнотаинниче и пастырю Амвросие,/чудодействуя же силою Духа,/страсти различныя яве исцелил еси, отче преподобне ,/Христа Бога моли спастися душам нашим. Ин кондак, глас 8 Изрядно слово жизни стяжав, отче мудре,/не усумнеся высоты царския, богонаказательне царя обличи и умудрив./Тем паче честне почтеся и людей своих паству к Богу настави./Сего ради зовем ти:/радуйся, Амвросие предивне. Величание Величаем тя,/святителю отче Амвросие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Нилу Столобенскому, глас 4 Яко светильник всесветел/явился еси во острове Селигера езера,/преподобне отче Ниле:/ты бо Крест Христов от юности своея на рамо взем,/усердно Тому последовал еси,/чистотою Богови приближився,/отонудуже и чудес дарованием обогатился еси./Тем и мы, притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем:/отче преподобне ,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 8 Отечества, преподобне , удалився,/в пустыню вселился еси,/и на остров Селигера езера возшед,/жестоко житие показал еси,/и многих добродетельми удивив,/дарования чудес от Христа приял еси./Поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/радуйся, Ниле отче наш. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Ниле,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Антонию Сийскому, глас 1 Желанием духовным распалився/и мятежи мирския отринув,/ко Единому Богу любовию прилепился еси,/и Того вседушне взыскуя 27 ,/во внутреннюю пустыню отшел еси, при водах вселився,/идеже во слезах и трудех пребывая многолетное время,/в терпении мнозем житие ангельское проходил еси,/в наставлении Божественнаго Разума,/и множество монахов собрал еси, мудре,/ихже посещая, не остави, Антоние, преподобне отче наш,/Пресвятей Троице моляся,/от зол всяческих избавити и спасти души наша. Ин тропарь, глас 6

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Старец Адриан давал различные вклады в Троицкий монастырь или на его подворье. “67 (1559)-го году июля в 7 день по старце Порфирье Воронцове да по отце ево иноке Трифане, да по матере ево Матрене дали вкладу келарь старец Андреан Ангелов да казначей старец Дарофей по ево Перфирьеве духовной денег 512 рублев на алтын 4 деньги”[ 44 ]. Н. Никольский называет 4 Трефолоя (годовой круг праздничных Миней), которые “Адрианом же Ангеловым были даны по Семене Федоровиче Киселеве (†12 июня 1560 г.) в дом Богоявления Сергиева Монастыря”[ 45 ]. В Троицкую обитель по нем же келарь вкладывает на молитвенную память книгу творений преподобного Иоанна Дамаскина конца XV в.[ 46 ]. Монастырскими настоятелями при старце Адриане были игумены Гурий Лужецкий (1552—1554), Иларион Кирилловец (1554 — 1555), Иоасаф Черный (1555—1560) и первый ее архимандрит Елевферий (1560—1564). В это время в монастырь давались различные вклады[ 47 ]. Последние дни жизни келарь Адриан Ангелов провел, очевидно, в обители преподобного Сергия и был в ней погребен, хотя точное место его погребения неизвестно. “Адриан Ангелов, в 1550—1561 г. келарь отошел в вечность по воле Иоанна Грозного в 1561 г.”[ 48 ]. В кормовой монастырской книге под 30 июля 1561 г. действительно назван уже другой келарь — старец Дорофей[ 49 ]. Составители “списка погребенных в Троице-Сергиевой Лавре”, называя дату кончины келаря, ссылаются при этом на Синодик опальных из Нижегородского Печерского монастыря, где в конце, например, наряду с Новгородским архиепископом Геннадием Новгородским (†1505; пам. 4 дек.) указан и “Адриан (Ангелов)”[ 50 ]. Однако опричнина на Руси началась несколькими годами позже его кончины и эти события не могут быть взаимосвязаны. Заупокойная память троицкого келаря старца Адриана молитвенно вспоминалась также в обители преподобного Кирилла Белозерского (ок. 1337—1427; пам. 9 июня). “По старце Адриане Ангелове была дана в Кириллов Белозерский монастырь Псалтирь Следованная, в полдесть, поволоченная вишневым бархатом и серебряными застежками и жуками”[ 51 ].

http://pravmir.ru/kelar-troice-sergievoj...

Савва, епископ Сарский и Подонский (Черный) Постриженник и ученик игумена Волоколамского монастыря преподобного Иосифа († 1515; память 9/22 сентября). В 1543 году возведен в сан архимандрита Московского Симонова монастыря. 24 февраля 1544 года хиротонисан во епископа Сарского и Подонского. По благословению митрополита Макария († 1563; память 30 декабря/12 января) в 1546 году написал Житие преподобного Иосифа Волоцкого , отличающееся полнотою, порядком и отчетливостью в изложении. Именно это Житие было занесено митрополитом Макарием в Четьи-Минеи. В 1547 году присутствовал на Соборе об установлении празднования новым русским святым. В 1550 году благословлял в городе Владимире войско для завоевания Казанского ханства. В 1551 году принимал участие в Стоглавом Соборе. 8 января 1553 года был восприемником при крещении казанского царя Ухтемыш-Гирея, а 26 февраля – последнего казанского царя Едигера Магмета, назвав его при крещении Симеоном. 24 января 1554 года присутствовал на Соборе против ересей Матвея Башкина и Феодосия Косого. Скончался в феврале 1554 года. Погребен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Труды: Житие преподобного Иосифа Волоколамского/Составлено Саввою, еп. Крутицким. – М., 1865. Литература: Леонид, иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской епархии. – Калуга, 1876. – С. 87. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 287, прим. 20; 340, прим. 7. Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание Симонова монастыря. – М., 1896. – С. 102. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 150, 1034. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 39. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 134–135. Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908. – Т. 3. – С. 60. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914. – Т. 1. – С. 767. Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1863. – Кн. 4, смесь. – С. 6. –»– 1894. – Кн. 3. отд. 1. – С. 53. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 22. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 4, ч. 1. – С. 123, 126, 140, 208, 430, 443. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Окончательное редактирование обоих комплектов было осуществлено уже в Москве, что подтверждается как особенностями структуры ноябрьских томов, так и 2 записями в Царском комплекте ( Костюхина. 1999. C. 26; Кучкин. 1976. С. 90-94). Основными свидетельствами о времени завершения работ над Успенским комплектом являются вкладные записи. В большинстве томов запись обозначает время вклада т. о.: «В лета 7061, месяца ноемврия. В христолюбивое царство святейшаго царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца, в двадесятое лето царства и государьства его, в двадесят же третие лето от рожества его… дал есми Пречистой Богородице в дом и великим чудотворцом Петру и Алексию и Ионе в святую соборную церковь Успения пресвятыя Богородица русския митрополиа в первоенадесять лето святительства и духовныя паствы своего смирения на память своей души и по своих родителех в вечный поминок». Тем не менее (в февральском, мартовском и апрельском томах) запись имеет иной вид. Время вклада отнесено к 19-му году царствования и 22-му году от рождения Иоанна IV Грозного. Т. о., Успенский комплект был вложен в 1551 или 1552 г., следов., работа над ним, учитывая уже приведенное выше сообщение о 12-летнем сроке исполнения, должна была начаться в 1539-1540 гг., за год-два до вклада Софийского комплекта и отъезда архиеп. Макария в Москву. Единственная писцовая запись Успенского комплекта (в июльском томе), принадлежащая диакону борисоглебскому Иоанникию («Ианикитищу»), датируется 1545 г. Согласно наблюдениям T. Дайбера, расположение текстов, соответствующих «подвижным» праздникам, таким как Пасха и др., в мартовском томе Успенского комплекта соответствует 1554 г. (Abhandlugen zu den grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij. 2006. Bd. 2. S. 67-72, 75). В какой связи находится этот факт с кодикологическими реалиями Успенского комплекта, на данный момент неясно. Время окончания работы над Царским комплектом можно определить лишь приблизительно. По одной из записей, в к-рой сообщается о переписке Толкового Апостола в Отенском мон-ре, работу вели еще в мае 1554 г. ( Протасьева. Описание. 1970. С. 193).

http://pravenc.ru/text/2563256.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010