Книгу по истории Веркольского монастыря с XVI по XX столетия издали в Архангельской епархии 12 августа 2022 г. 17:03 Вышла в свет книга об истории Артемиево-Веркольского монастыря Архангельской епархии «Слава ее не богатстве мира сего, но в богатстве благодати». В доме культуры деревни Верколы (Пинежский район Архангельской области) сборник презентовала автор-составитель Людмила Соснина. Она рассказала о кропотливой работе — сборе информации, архивных данных и иллюстраций, а также поделилась со слушателями содержанием нового издания. Своими воспоминаниями о работе в образовательных учреждениях, которые в советское время располагались в монастырских корпусах, поделились Анисья Петровна Абрамова, Татьяна Александровна Абрамова и Валентина Ивановна Минина. Книга представляет собой летопись Веркольской обители с 1532 по 1997 годы. Читатели узнают о годах запустения монастыря и о настоятелях, при которых обитель процветала. Сборник также повествует о небесном покровителе монастыря — праведном отроке Артемии, и о чудесах, совершившихся по молитвам святому. Сборник включает 335 страниц, он проиллюстрирован фотографиями. Выпустить новую книгу удалось благодаря пожертвованиям людей. Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

1509. …так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3. 16). 1510. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4. 9). 1511. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15. 18–19). 1512. Ин. 16. 2. 1513. Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее (Лк. 4. 6). 1514. Слово 4, гл. 3. 1515. Ин. 12. 31; Еф. 2. 2, 6, 11–12. 1516. 1 Кор. 10. 20. 1517. Лк. 11. 24–26. 1518. 1 Кор. 3. 17–18. 1519. 1 Кор. 3. 18. 1520. Ин. 9. 41. 1521. Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Помышления плотские суть смерть (Рим. 8. 7, 6). 1522. 1 Кор. 3. 18. 1523. 1 Кор. 1. 26. 1524. 1 Кор. 1. 23. 1525. Ин. 11. 49–50. 1526. Мф. 13. 52. Ср.: Лк. 5. 39. 1527. Слово о смерти. 1528. …огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25. 41). 1529. …мерзость пред Богом (Лк. 16, 15). 1530. Ис. 38, 5. Смотри житие Василия Великого, скончавшегося в противность предсказанию врача, который столько был убежден в верности своего предсказания, что неисполнение его приписал положительно силе Христа, уверовал в Него и принял Святое Крещение. Прежде этого никакие убеждения мудрого и святого Василия не могли сломить врача еврея к принятию христианства. Четьи-Минеи, 1 января. 1531. Исхода глава 7 и далее. Деян. гл. 8, 9 и проч. 1532. Описание книжников и фарисеев заимствовано из собственных слов Господа нашего Иисуса Христа и из поведаний Евангелия. Господь произнес на них грозное определение Свое, назвав их родом лукавым и прелюбодейным (Мф. 12. 39), лицемерами, выкрашенными гробами, по наружности красивыми, внутри же исполненными лицемерия и беззакония, как и гробы внутри полны мертвых костей и всякой нечистоты (Мф.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

(565, 1530) Действительно, хотя никто не может быть праведен иначе, как сообщением ему достоинства Страстей Господа нашего Иисуса Христа, это сообщение совершается в оправдании нечестивого, когда, достоинством Пресвятых Страстей, любовь Божия проливается Святым Духом в сердца тех, кто оправдан [ср. Рим 5, 5 ], и пребывает в них неотделимой [ХВ 593]. (566, 1530) А также в самом оправдании, вместе с прощением грехов человек получает сразу, во Христе Иисусе, неотъемлемой частью Которого он становится, все эти врожденные дары: веру, надежду и любовь. (1531) Ибо если надежда и любовь не соединены с верой, то вера не соединяет со Христом совершенным образом и не делает живым членом Его Тела. По этой причине и говорится во всей истине, что «вера без дел мертва» [ Иак 2, 17 ] и бесполезна [ХВ 601] и что «во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» [ Гал 5, 6; 6, 15 ]. Именно ее, согласно Апостольскому преданию, просят катехумены у Церкви перед Таинством Крещения, когда молят о «вере, дарующей жизнь вечную» 348 , которую вера, лишенная надежды и любви, даровать не может. Немедля слышат они слово Христа: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» [ Мф 19, 17 ] [ХВ 600–602] 349 . Вот почему, принимая истинную христианскую праведность, эти первые одежды [ср. Лк 15, 22 ], даруемые Иисусом Христом взамен утерянных Адамом из-за его непослушания для себя и для нас, они видят себя обязанными сохранять ее белой и незапятнанной, чтобы принести ее на Суд Господа нашего Иисуса Христа и удостоиться жизни вечной 350 . Глава 8: Как понимать, что нечестивый оправдан верой и даром (567, 1532) Стало быть, когда Апостол говорит, что человек оправдан «через веру» [ХВ 59] и «по благодати» [ Рим 3, 22, 24 ], эти слова следует понимать в том смысле, которого Католическая Церковь всегда и единогласно придерживалась и выражала, а именно что мы называемся оправданными верой, потому что «вера есть начало спасения человека» 351 , основание и корень всякого оправдания, без которого «угодить Богу невозможно» [ Евр 11, 6 ] и невозможно достичь и разделить участь чад его; мы называемся оправданными даром, потому что ничто, предшествующее оправданию, будь то вера или дела, не заслуживает этой благодати оправдания. Ибо, «если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью» [ Рим 11, 6 ].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   И опять-таки: Иже видеста очи твои, глаголи. Не впадай в тяжбу скоро, да не раскаешися послежди (Притч. 25:8). И Иов друзьям своим: Клевещете на мя, не стыдящеся мене належите ми (Иов. 19:3). Псалмопевец же: Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях (Пс. 100:5); и снова: Уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения. Седя, на брата твоего клеветал еси и на сына матере твоея полагал еси соблазн (Пс. 49:19-20); Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду. Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив (Пс. 51:3-4), глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима (Пс. 100:7); Ибо седоша князи и на мя клеветаху (Пс. 118:23). Иаков же увещает, говоря: Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон (Иак. 4:11). И Петр: Итак, отложим всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие (1 Пет. 2:1). Посему да возненавидим, братия, позорную сию страсть злословия, чтобы не уподобиться нам злословящим иудеям, говорящим: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского (Мф. 12:24). Великодушный же Господь говорит: если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют?.. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие (Мф. 12:27-28). Ему же слава во веки. Аминь. [Col. 1532] Слово 30. О наушничестве    Опять-таки, наушничество и злословие — общники позорнейшего дела. Ибо одно у них обоих деяние, уводящее на путь погибели, поистине ненавистное Богу и человекам. Потому что вина злословия и наушничества, сожительствуя с ними, показывает их запятнанное и нечистое жительство. Посему да не будем пребывать в этом запретном и непозволительном занятии, чтобы не оказаться нам непримиримыми с единоплеменниками. Повелевает и Закон: Да не приемлеши слуха суетна, да не приложишися с неправедным быти свидетель неправеден (Исх. 23:1); всяк глагол зол, яко мерзость Господеви Богу твоему есть (Втор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Ибо «если не Господь созиждет дом и сохранит град, тщетно бодрствовал стрегущий и труждающийся и зиждущий» 1531 , – и снова: «ибо не мечом своим наследовали они землю и мышца их не спасла их» (хоть [и] воевали они «мечами» и «мышцами»), «но десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего» 1532 . Сим пророк показывает, что Божия сила содействовала собственному их подвигу, но вместе, отсекая и самомнение тех, которые при немногих добродетелях понадеялись сами на себя, научил, что надеющимся было спасение благодатью по вере и любви их. 3,2 Что же такое воля Божия 1533 , которой с поспешностью достигать апостол побуждает и призывает каждого? О которых Господь сказал, ублажая их: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» 1534 , и еще: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» 1535 , – не требует ли Он тем самым [от них] совершенного очищения от греха, то есть полного освобождения от страстей бесчестия 1536 и окончательного усвоения себе высшей добродетели, что означает очищение и освящение сердца причастием совершенного и Божиего Духа, несомненно происходящее в душе, которая с верой и любовью всецело предает себя Богу? Как и Дух указует совершенную цель 1537 истины и научает желающих оказаться сынами света 1538 и стать наследниками жизни, искать ее у Бога и веровать, говоря чрез Давида: «Да будет сердце мое непорочно в оправданиях Твоих, чтобы не постыдился я» 1539 . [Пророк] имел в виду, что стыд и бесчестие несут на себе еще не стяжавшие сердца непорочного от всякой скверны и нечистоты 1540 , ибо он снова говорит: «Тогда не постыжусь, когда я призираю на все заповеди Твои» 1541 . Так Святой Дух научил стяжать совершенное дерзновение пред Богом – исполнение всех заповедей 1542 и удаление от всякого грехопадения. И опять пророк, молясь, говорил: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей, и Духом Владычним утверди меня» 1543 , – указуя на ту же цель. И еще, спрашивая: «Кто взыдет на гору Господню или кто станет на месте святом Его», – присовокупляет, кто и каковы сии: «Неповинный руками и чистый сердцем» 1544 Дух показал [сие], чтобы 1545 грех, совершаемый делом, словом, мыслью и помышлением 1546 , был совершенно отсечен от нас собственной 1547 деятельностью и молящиеся и по вере надеющиеся старались ежедневно достигать совершенной чистоты Божией 1548 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Как известно, именно на учении Павла об оправдании верою Лютер построил свою сотериологическую теорию, согласно которой добрые дела, совершаемые человеком, не имеют никакого значения для его спасения. В проповеди, произнесенной 1 января 1532 года, Лютер, комментируя Гал. 3:23–24 , говорил: «Вот что имеет в виду св. Павел: во всем христианском мире проповедники, а также слушатели должны преподавать и сохранять ясное различие между Законом и Евангелием, между делами и верой». И далее разъясняет: Нам следует понять, что «закон» означает не что иное, как Божие Слово и повеление, в котором Он указывает нам, что делать и чего не делать, и требует от нас послушания или «дела»... Женщина должна заботиться о детях, предоставляя главе семьи брать на себя руководство. Это ее заповедь. Слуга должен повиноваться своему хозяину и делать все прочее, что относится к работе слуги... Закон, по названию и фактически, есть то, что вынуждает нас делать наши дела. С другой стороны, Евангелие или вера есть доктрина Слова Божия, которая не требует наших дел. Она не повелевает нам что-то делать. Наоборот, оно предлагает нам просто принять предложенную благодать прощения грехов и вечной жизни и дает это нам. Это значит, что мы ничего не делаем; просто получаем, и позволяем, чтобы нам дали то, что нам обещано и передано в Слове... Евангелие предлагает нам прийти к Божьему дару и подарку, к Его помощи и Его спасению. Мы просто протягиваем нищенскую суму – и нам подают. 110 Современные комментаторы очень часто читают Павла через призму взглядов Лютера. При таком прочтении прямой антитезой учения Павла об оправдании верой, а не делами закона, становится Послание Иакова, в котором говорится: Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? ( Иак. 2:14–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пред самой кончиной он предсказал бедствия, ожидающие Россию, и последним его словом было: «Слава Богу за все!» Он почил о Господе 4 февраля 1532 года. Вскоре после его кончины открылись знамения его близости ко Господу. Один из учеников его, Кириак, имел послушание ловить рыбу. Во время погребения преподобного он был тяжко болен и горько плакал о том. Ему явился преподобный в сопровождении двух светлых юношей, которые держали горящие свечи в руках, и сказал: «Что ты так долго болеешь, брат мой Кириак? Вставай скорее и иди ловить рыбу на утешение братии». При этих словах преподобный осенил болящего крестным знамением и скрылся от взоров. В страхе проснулся расслабленный и начал понемногу двигать руками и ногами; он велел нести себя ко гробу преподобного и, со слезами исповедав грехи свои, получил совершенное исцеление. В тот же день исцеленный пошел на рыбную ловлю и наловил так много рыбы, сколько не ловил никогда. Особенно замечательно дивное знамение, прославившее обитель угодника Божия и бывшее причиной многих милостей царских к месту подвигов преподобного Кирилла. Однажды царь Иоанн Васильевич почивал в своих царских чертогах; во сне является ему благообразный старец и тихим голосом говорит: «Завтра, благоверный государь, не ходи до третьего часа дня в приемную палату твоих чертогов, чтоб не умереть тебе внезапной смертью .» Изумился царь и спросил его: «Кто ты и как без нашего повеления дерзнул ты войти сюда?» Старец без страха отвечал: «Имя мое Кирилл Белый, а пустынь моя от Белозерска в тридцати поприщах; послушай меня, царь, в том, что сказал я тебе». И, сказав это, старец стал невидим. В ужасе проснулся Иоанн и размышлял: «Если бы не от Бога был послан сей инок, не открыл бы своего имени и своей пустыни». Царь не мог заснуть до самого утра и молился Богу, никому не открывая своего видения весь тот день. В третьем часу действительно в приемной палате послышался треск и палата обрушилась, похоронив под развалинами своими несколько человек. Тогда только царь всем рассказал о своем видении и стал расспрашивать, не бывал ли кто на Белом озере и не знает ли пустынь Кирилла Белого. Немедленно послал Иоанн в Кириллову пустынь нарочного со своей царской грамотой и просил отслужить преподобному Кириллу молебен о его царском здравии. Из обители прибыл игумен Вассиан с иконой и просфорой к царю, и благодарный царь подарил обители две деревни и всю землю на две версты во все стороны от монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Псалом 118 Аллилуия. Блаженны непорочные в пути 1526 , ходящие в законе Господнем. Блаженны изучающие откровения 1527 Его: всем сердцем взыщут Его. Не совершающие беззакония по путям Его ходят. Ты повелел заповеди Твои твердо 1528 хранить. О, если бы 1529 направлялись пути мои к сохранению заповедей Твоих! Тогда я не постыдился бы, взирая 1530 на все заповеди Твои. Буду прославлять Тебя в правоте сердца, поучаясь судам 1531 правды Твоей. Буду хранить уставы Твои, не оставляй меня совершенно. Чем (руководясь) юный исправит путь свой? Хранением слов Твоих. Всем сердцем я взыскал Тебя, не удали 1532 меня от заповедей Твоих. В сердце моем я скрыл слова Твои, чтобы не согрешить пред Тобою. Благословен Ты, Господи, научи меня уставам 1533 Твоим! Устами моими я возвещал все изречения 1534 уст Твоих. На пути откровений Твоих я услаждался, как бы (владея) всеми богатствами 1535 . О заповедях Твоих буду рассуждать и размышлять о путях Твоих. Уставам Твоим поучусь, не забуду слов Твоих. Воздай рабу Твоему, даруй мне жизнь 1536 , и я буду хранить слова Твои. Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришлец я на земле, не скрой от меня заповедей Твоих. С любовию во всякое время душа моя желает судов Твоих 1537 . Ты остановил 1538 гордых, прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих. Сними с меня поношение и унижение, ибо я хранил 1539 откровения Твои. Ибо вот сели князья и на меня клеветали, раб же Твой размышлял об уставах Твоих. Откровения Твои – поучение для меня, и советники 1540 мои – уставы Твои. Приклонилась 1541 к земле душа моя 1542 , даруй мне жизнь, по слову Твоему. Пути мои я возвестил 1543 , и Ты услышал меня: научи меня уставам Твоим. Путь уставов 1544 Твоих дай мне уразуметь, и я буду размышлять о чудесах Твоих. Ослабела 1545 душа моя от нерадения 1546 , укрепи меня словами Твоими. Путь неправды удали от меня и согласно закону Твоему 1547 помилуй меня. Путь истины избрал я и судов Твоих не забыл. Я прилепился к откровениям Твоим, Господи, не посрами меня. По пути заповедей Твоих я шел, когда Ты расширил сердце мое 1548 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Резкое различие между свидетельствами двух престолов относительно православной догматики превратилось в догматическую проблему. В одном из бесчисленных западных трактатов «против заблуждений греков» собрание святоотеческих цитат (которое, по мнению одного автора, выглядит «весьма невыразительно» 1525 предваряется замечанием, согласно которому именно в областях, подчиненных византийскому господству, «но не в тех, кои пребывают в ведении Рима, обрящем появление ехидниных порождений, то есть обилие творящих превратные учения» 1526 . Прискорбно, пишет автор, что Константинополь, будучи тем самым престолом, который ныне силится утвердить свое превосходство над другими, некогда был седалищем еретиков; в то же время «благодаря водительству Божию никогда римский престол не постигало такое посрамление, чтобы на нем председательствовал какой-нибудь ересирах» 1527 . Отождествление Константинополя с источником ересей восходит, по меньшей мере, к Григорию Великому 1528 , однако с 9-го века в арсенале Запада оно обретает новую значимость. В 10-м веке кремонский легат Лиутпранд, защищая Запад, говорил византийскому императору, что «все ереси пришли от вас и среди вас процветали, но именно мы, западные, поглотили и умертвили их» 1529 . Гумберт тоже проводил резкое различие между Римом, который, «будучи основан первым из апостолов на самом краеугольном камне, Иисусе Христе, никогда не попустил никакой ереси», и Константинополем, «церковью, растленной Арием, опороченной Македонием, произведшей и вскормившей ехиднины порождения, именно Нестория, Евтихия, монофелитов, теопасхитов и прочих тлетворных еретиков» 1530 . Другие престолы потерпели крушение, и «лишь ладья Петрова» этого избегла 1531 . Нетрудно понять, почему Старый Рим почитался «источником православия». Причина кроется в обетовании и поручении, которые Христос дал Петру и через него – его преемникам: «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь , и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» 1532 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1225 И. В. Киреевский. Собрание сочинений, т. 2. М., 1861, с. 252. Это мнение попало даже на страницы первого издания «Истории Византии» Ю. А. Кулаковского (Киев, 1910, с. 12). Во втором издании – Киев, 1913 – его уже нет. 1226 Fr. Petrarcae Epistolae de rebus familiaribus et variae. XXIV, 12; XVIII, 2 (ed. Francassetti, Florentiae, 1863, III, 302; II, 474). См. также: Φ. И. Успенский. Очерки по истории византийской образованности, с. 301–302; А. Н. Веселовский. Бокаччьо. Его среда и сверстники. – Собр. соч., т. 5. СПб., 1915, с. 86. 1227 Fr. Petrarcae Epistolae de rebus familiaribus et variae, XXV (ed. Francassetti, II, 369). См.: Ф. И. Успенский. Очерки по истории византийской образованности, с. 303. 1228 De genealogia deorum, XV, 6. (Joannis Bocattii De genealogia deorum libri quindecim. Basileae, 1532, p. 389). См. также: М. Карелин. Ранний итальянский гуманизм и его историография. М., 1892, с. 993. 1229 De genealogia deorum, XV, 6 (Базельское издание 1532 г., с. 390 – hujus ego nullum vidi opus). 1234 Fr. Petrarcae Lettere sinili di Petrarca, V, 3 (ed. G. Francassetti, Firenze, 1869, I, 299); Lettere sinili... III, 6 (ed. G. Francassetti, Firenze, 1869, I, 73: è certamente una gran bestia). См. также: Lettere di Petrarca, ed. Francassetti, IV, 98; Bocaccio. De genealogia deorum, XV, 6 (Basileae, 1532, p. 389). См. также: A. H. Веселовский. Собрание сочинений, т. 6, Петроград, 1919, с. 364. 1235 F. Petrarcae Lettere sinili... III, 6 (ed. G. Francassetti, I, 174–175); Lettere (ed. Francassetti, IV, 98). См. также: А Н. Веселовский. Собрание сочинений, т. 6, с. 362–363. 1236 De genealogia deorum, XV, 6 (Basileae, 1532, p. 390). См. также: А. Н. Веселовский. Собрание сочинений, т. 6, с. 351–352. 1237 Ф. И. Успенский. Очерки по истории византийской образованности, с. 308; Joannis Bocattii De genealogia deorum. XV, 6. Basileae, 1532, p. 390. «Leontium... ut ipse asserit, praedicti Barlaae auditorem». 1238 P. Charanis. On the Question of the Hellenization of Sicily and Southern Italy. – American Historical Review, vol. LII, 1946–1947, pp. 74–86.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010