И ныне, Богородичен: Владычице, приими молитвы раб Твоих/и избави нас/от всякия нужды и печали. Славословие великое. И отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Апостол к Галатом, зачало 208. Аллилуия: Честна пред Господем смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Евангелие от Матфея, зачало 104. Причастен: В память вечную: Преподобная Ангелина Сербская была дочерью православного албанского князя Арианита. С детства воспитывалась благочестивыми родителями в страхе Божием и усердно подвизалась в душеполезных трудах. Все свои дарования праведная Ангелина стремилась направить на исполнение воли Божией. Благодаря своему сострадательному сердцу святая стала супругой слепого изгнанника, который жил при дворе ее отца. Это был сербский деспот святой Стефан, сын деспота Георгия (Юрия) I Бранковича (1427–1456). Он был ослеплен турками вместе со старшим братом в 1441 году. После смерти Георгия I Сербией управлял младший брат Стефана Лазарь (1456–1458), затем деспотом стал святой Стефан. В 1459 году, за два месяца до взятия столицы Сербии Смередево турками, злые люди оклеветали святого Стефана перед народом, подняли против него мятеж и изгнали его из отечества. На чужбине святой Стефан претерпел много бед, пока не нашел безопасное пристанище в Албании, где князь Арианит принял его как брата. Праведная Ангелина, видя благочестие и богобоязненность святого Стефана, пожелала разделить свою судьбу с изгнанником и своими заботами, и трудами облегчить его страдания. Получив согласие родителей, праведная Ангелина в 1461 году венчалась со святым Стефаном. От этого благословенного брака родились сыновья Георгий и Иоанн, и дочь Мара. Когда турки напали на Албанию, святые Стефан и Ангелина вместе с детьми переселились на север Италии, где впоследствии, 9 октября 1476 года, святой Стефан скончался (память в тот же день). Он был прославлен от Бога нетлением мощей и причислен к лику святых Сербской Церкви. Праведная Ангелина, оставшаяся вдовой, посвятила свою жизнь воспитанию детей. Она учила их благочестию и страху Божию, смирению и воздержанию. Ее усердие не осталось бесплодным: дети, как и она сама, после кончины были причислены к лику святых за свою праведную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Там явился образ святого и праведного Симеона Богоприимца. В честь его поставь там единым днем храм, и тогда мор престанет». Во исполнение сего чудесного веления он объявил своей пастве о совершении крестного хода и поставлении обыденной церкви на месте скудельни. Утром 1 октября крестный ход совершен был из Соф. собора в Зверин монастырь. Здесь святитель, преклонивши колена пред явленною иконою, произнес во услышание всех слезную молитву: «О великий угодниче Христов, святой праведный Симеон Богоприимец! Помолися о нас грешных ко Господу Богу и пречистой Его Матери. Ты еси упование наше и надежда и заступник граду нашему, стена и покров и прибежище всем христианом! На тебе бо надеемся и тобою хвалимся мы грешнии. Услыши наш плачь людей сих, избави нас грешных от смертоносной язвы и от всякого зла». В след за этою коленопреклоненною молитвою на скудельни начали петь молебен. Между тем народ рубил бревна подле монастыря в лесу и носил оные на своих раменах для поставления церкви во имя Симеона Богоприимца. По освящении поставленной обыденной церкви, св. Иона в тот день совершил в ней литургию. С этим вместе прекратился и мор в Новгороде и его окрестностях. Сколь долго существовала обыденная сия церковь определить трудно. В одной только новг. IV летописи показано, что после построения деревянной церкви в 1467 году, «на другое лето поставиша церковь каменну на том же месте, святого Семиона Богоприимца» 398 . А в прочих летописях и даже в монастырской летописи упоминается о построении каменной церкви не в 1458, а в 1654 году. «В лето 7162 (1654) создаша на том же месте храм каменный во имя же святого и праведного Симиона Богоприимца и освятиша месяца Октомврия в 16 день на память св. мученика Логгина сотника, при державе Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея России Самодержца и при митрополите Макарии в. Новаграда и В. Лук, который храм и поднесь существует в сем Зверине монастыре». Впрочем, сказание сие относится не к построению, а к возобновлению Симеоновского храма, как видно из современной надписи на деревянном подпрестольном кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Любопытные в этом отношении известия мы находим в житии юродивого Устюжского Прокопия. В 1458 году пришедший с Москвы «нищий человек» Иоанн, собрав рассказы Устюжан о Прокопии, заказал написать образ его и построил над могилой блаженного «часовню малу», где поставил образ на поклонение приходящим, т.е. самовольно установил чествование святого, еще не признанного Церковью. Соборным иереям и диаконам «вниде в сердца лукавый помысл», не захотели они творить памяти блаженному, прогнали Иоанна, разорили и разметали его часовню и унесли образ Прокопия. Но в 1471 году Устюжские ратные люди, воротившись из похода в Нижний, по обету построили над могилой Прокопия церковь во имя его, сделали гробницу, на которой поставили образ блаженного, «и от того времени начаша праздновати честно и торжетвенно праздник блаженнаго Прокопия месяца Иулиа в 8 день». Во всем этом житие не указывает участия церковной власти и только в 1547 году Московский церковный собор утвердил местное празднование Прокопию 8-го Июля 382 . Кроме этого прмера можно находить в этот период и другие в этом роде. Так, в 1539 году Даниил Переяславский, хлопоча об открытии мощей св. князя Андрея Смоленского «его же никтоже помняше», представил царю и митрополиту древний образ его, стихиры с каноном из старых книг, свидетельствуя при этом, что он Даниил «не пред многими леты своима очима виде память ему сотворяему во храме, в нем же мощи его почиваху, и службу ему совершаему и стихеры и канун имени его певаемы и на иконах образ его написуем; ныне не вем чесо ради и таков свят муж ни от кого поминаем» 383 . Между тем ни митрополит Иоасаф, как заявили присланные в Переяславль духовные следователи, чудовский архимандрит Иона и Богородский протопоп Гурий, и никто из высшей иерархии ничего не знали об этом святом 384 . Подобные явления в прославлении наших святых, обусловливаемые, с одной стороны, недостаточностию контроля высшей центральной власти, с другой, невыработанностью и проистекающею отсюда неясностью и неопределенностью правил и оснований, которые могли бы служить руководством при совершении канонизации святых в рассматриваемый нами период, могли служить достаточным побуждением для митрополита Макария – обратить свое особенное внимание на эти слабые стороны ее и так или иначе исправить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1312 году 30-го апреля среди белого дня произошло небольшое землетрясение на Синайском полуострове; второе колебание земли последовало в полночь, с рассветом третье; а с 1-го мая земля начала сотрясаться так сильно и так страшно, что при грохоте камней, отрывавшихся от гор и катившихся в долины, казалось, весь полуостров провалится. Тогда пали северо-восточные стены монастыря с двумя большими башнями, так что через них могло свободно пройти навьюченное животное; некоторые келлии совсем разрушились, а с некоторых упали одни кровли. Устрашенные старцы убежали на кладбище и в слезах ожидали совершенного разрушения своей обители. К ним собрались аравитяне и хотели поселиться в развалинах 49 . Но старцы не допустили их, внушив им, что это бедствие послано от Бога, что, доколе монахи еще не ушли в отдаленные места, дотоле и монастырь еще не пуст и что если они не обновят его и разойдутся, тогда уже не грешно будет жить в нем и аравитянам. Эти дети пустыни не только послушались старцев, но и остались разделять с ними печаль. По прошествии шести дней от начала землетрясения, сверх всякого чаяния, прибыли в монастырь семь каменщиков с разными припасами. Их послал сюда Петро-Аравийский митрополит Гавриил для обновления церкви на самой вершине Синая; ибо он прежде ходил сюда на поклонение и дал Богу обет возобновить на свой счет эту церковь , повредившуюся от прежнего трясения земли. Тогда синаиты уговорили этих мастеров восстановить стены, башни и келлии вместо церкви. Им помогали и местные аравитяне из сострадания к злополучным инокам. Монастырь был обновлен; и отцы установили всенощное бдение, пост и молебное пение в первый день мая, в память ужасного землетрясения и дивного промышления Божия о них. (История Нектария.) В 1453 году пало греческое царство. Тогда в Константинополе святительствовал патриарх Геннадий Схоларий (до 1458 г.) Синаиты, соболезнуя о повсюдном ослаблении церковного благочиния и колеблясь некоторыми недоразумениями, предложили ему письменно следующие вопросы: 1) Надобно ли им признавать игуменом своим епископа, который после отречения от своей власти опять стал управлять их монастырем? 2) Может ли епископ их служить без диакона в иерейском облачении? 3) Не грешно ли получать милостыню от человека, который тайно расположен принять Православие, а явно имеет общение с римскими католиками или язычниками? 4) Можно ли давать армянам-поклонникам частицы хлеба, называемого «Панагия»? 5) Должно ли признавать законным рукоположение Иерусалимского патриарха, за которое он дает деньги? 6) Что думать о тех духовных и мирянах, которые теперь не строго выполняют устав святой Церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

нравств. подвижнич. слова в русском переводе. Москва 1858 г. 57; а также Добротолюбие. Часть I, л, 32. 1457 Рукоп. 341 л. 237 Цитат взят из сочинения Исихия пресвитера Иерусалимского: De temperaulia et virtule. Centuria I. См. Migne, Patrolog. Curs. Complet. ser. graec. tom. XCIII. pag. 1489–1492. § 31. Славянский перевод См. Добротолюбие, ч. II, л. 4–5. 1458 Рук. 341 л. 254–255. Здесь представлены два цитата, которые взяты из 4 слова И. Лествичника о блаженном приснопамятном послушании. Преп. Отца нашего И. Лествичника, игумена Синайского Лествица, М. 1851 г. 34. 81. 1459 Рукоп. 341, л. 255. Приведенное здесь свидетельство Симеона взято Даниилом из его первого слова. См. преп. отца нашего Симеона, Нового Богослова, словеса зело полезная. Изд. Оптиной Козельской пустыни. М. 1852; 16. 1461 В сборнике, принадлежавшем ученику Дионисия, Ануфрию Исакову, сохранилась заметка, написанная вероятно его собственною рукою: «преставися старец Дионисий Звенигородский лета 7047 (1538) на память преп. отца Спиридона», которая празднуется церковью 31 Октября и 12 Декабря. Рукоп. москов. дух. академии, (не разборчиво) л. 298. 1462 До настоящего времени сохранилось несколько рукописей, принадлежавших когда-то Дионисию Звенигородскому. См. рукоп. Моск. Епарх. библ. при Высоко-Петров. монастыре (не разборчиво) Волок. Сборн. XVI в. В начале на белом листе написано: Сборник Денисия Звенигородского. См. рукоп. Москов. дух. Акад. (не разборчиво) Вол. Творения Иоанна Лествичника . В начале на белом листе надпись: «Денисия Звенигородскаго Лествица». Рукоп. Моск. дух. Акад. (не разборчиво) Волок. сборник XVI в. В начале на белом листе надпись: Денисия Звенигородского. 1463 В рукоп. Москов. духов. Акад. (не разборчиво) Волок. на белом листе впереди есть надпись: «Сборник Ануфрея Исакова, Денисьева ученика Звенигород скаго». 1464 Чтения в общ. истор. и древност. Росс, 1847 г. 7. Опись книг Волоколамского монастыря. 13. Сохранилось до настоящего времени несколько рукописей, принадлежавших когда-то Нилу Полеву, этому одному из видных деятелей Волоколамской братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В 1452 г. в бедной Отней пустыни построен великолепный каменный храм трех святителей. Искусные живописцы, лучшие того времени написали иконы для иконостаса; стены храма также были со св. изображениями; св. сосуды – серебренные украшены были каменьями; св. евангелие обложено было дорогим окладом. 558 В 1458 г. новгородцы избрали ревностного игумена Иону в архиепископа Новгороду и в февр. 1459 г. он посвящен был в Москве первосвятителем Ионою. 559 Едва возвратился он в Новгород, как насилия гордого римского владыки произвели тревогу на юго-западе России и в Москве: из Рима прибыл в Литву любимец Исидора Григорий, посвященный униатом Григорием Маммою в митрополита России. Святитель Иона прислал новгородскому архипастырю грамоту с убеждениями охранять себя и свою паству от сношений с посланцем хищного Рима. 560 Блаженный архипастырь в первое свое время вдвойне должен был трудиться. Он пересмотрел дела, оставшиеся неоконченными после предшественника его, и следил за лицами сомнительными. К утешению паствы показал он в суде столько же правды, не взирающей на знатность и богатство, сколько снисхождения к немощам. 561 Особенно же, помня свое сиротство, употребил он меры для призрения сирот и для успокоения беспомощных вдов. «Вдовичи уста благословили тебя, блаженный святитель, удостоившись твоей защиты; благоугождал ты Богу, по примеру Иова и избавлял обижаемых от насилия»: так поет ему церковь . 562 В янв. 1460 г. прибыл в Новгород в. к. Василий с сыновьями своими Юрием и Андреем. На этот раз прибыл он сюда мирный, с ласками любви, чтобы поклониться святыне новгородской и получить дань; а прежде того два раза приходил он сюда с грозным гневом на приязнь Новгорода к Шемяке. Новгородцы и теперь составили было заговор убить кн. Василия. «Безумцы! сказал бл. архипастырь, явившись в собрание их, если убьете вы великого князя: что выиграете? Больше горя и бед для Новгорода. Старший сын его Иоанн, услышав о злодействе вашем, явится против вас с сильным войском и опустошит вашу страну».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

У Константинопольского патриарха Дионисия было еще одно требование к русским царям: на литургии Киевский митрополит должен " во-первых " поминать Константинопольского патриарха, а потом уже Московского Но это странное требование с точки зрения литургического канона: невозможно поминать двух глав Церкви, как своих. В современной Греции вам расскажут, что греки Константинопольского патриархата сегодня отказываются поминать наряду с Константинопольским патриархом Элладского архиепископа. Их аргумент: нельзя поминать двух. Так почему же в Московском патриархате в конце 17 века это вдруг стало бы можно? Московский патриарх и русское правительство в 17 веке, к тому же не получили ни одного обоснования и никаких ссылок на правила и каноны, кроме слов, что Константинопольский патриарх есть источник благодати во всей Вселенной и хорошо бы уважать наши старые привилегии, потому что Константинопольский патриархат это церковь-мать Киевской митрополии. Но тут сразу заминка - какой митрополии? Той самой, которую Константинопольская церковь основала вместе с великим киевским князем Владимиром? Но тогда это Русская церковь - давно независимая, автокефальная и со своим патриархом. Или речь о митрополии, которую в 1458 году основал в Риме бывший патриарх-униат Григорий Мамма, уже не будучи по сути патриархом? В общем, еще тогда в далеком 15 веке Константинопольской церкви, желавшей сохранить о себе память как о Церкви-матери для Киевской митрополии, надо было разобраться, кому она мать? Но главной причиной того, что русский патриарх и русское правительство не придали никакого значения этому требованию Константинопольского патриарха Дионисия, было опасение, что поминание двух патриархов одновременно внесет смуту в православную жизнь правобережной Украине, одни начнут считать, что они подчиняемся Константинополю, другие, что Московскому патриарху, и это сорвет главную задачу мобилизации всех ресурсов для защиты православных на Украине. И тут важно вспомнить, что миссия переговоров с Константинополем была практически синхронизирована с переговорами в Москве о " вечном мире " с польской делегацией.

http://sedmitza.ru/text/8441651.html

Несмотря на значительные размеры он имел одну главу. Фасады разделены плоскими лопатками на прясла, западный и восточный имеют по три прясла, а северный и южный по четыре. Покрытие не позакомарное, а палаточное, то есть каждое прясло завершается двускатной щипцовой кровлей. Декор фасадов отсутствует, на световом барабане простая аркатура. В верхней части прясел сделана двухуступчатая полукруглая арка, имитирующая форму закомар. Во время Великой Отечественной войны церковь была разрушена, восстановлена в 1950-е годы. Интересна история храма. Он принадлежал Ивановской общине купцов-вощаников торговавших воском и мёдом, в которую входили купцы, внёсшие 50 гривен серебром и получившие звание " пошлых " (от пошлины), то есть потомственные. При церкви Иоанна Предтечи на Опоках существовал купеческий суд, возглавлявшийся тысяцким и состоявший из трёх старост от бояр и двух от купцов, которые разбирали все тяжбы по торговым делам. В церкви хранились новгородские эталоны мер и весов, такие, как " вес вощаный " , " медовый пуд " , " локоть иванский " для измерения длины сукна, " гривенка рублёвая " для взвешивания металлов, специальные весы " скалвы вощаные " , позднее в подклете церкви хранились городские весы принадлежавшие царю. Церковь Успения на Торгу Церковь Илии Пророка на Славне Церковь Уверения Фомы в Воскресении Христовом на Мячине Церковь Димитрия Солунского на Славкове улице Церковь Двенадцати апостолов на Пропастех Зверин монастырь. Церковь Симеона Богоприимца Церковь Жён-мироносиц Ещё одним примером деятельности архиепископа Евфимия служит церковь Успения на Торговище . По его повелению она была порушена и поставлена на старой основе в 1458 году. Первоначальная церковь князя Всеволода Мстиславича, в память новгородцев погибших в сражении у Ждановой горы, была возведена в 1135 году, поэтому её композиция напоминает храм Иоанна Предтечи на Опоках. Церковь Успения трехнефная, шестистолпная, трехапсидная. Она имеет одну главу и сейчас покрыта на четыре ската, скорее всего при перестройке она имела палаточное покрытие по типу церкви " на Опоках " . Фасады разделены лопатками, которые завершаются двухуступчатыми арками закомар. Барабан декорирован поясками " бегунца " и " поребрика " . Внутреннее пространство церкви разделено шестью столпами, из которых два восточных квадратные, а остальные круглые.

http://sobory.ru/lib/4_arhitektura_novgo...

Неверием этим дается нам знать, что тогда были игумены, которые позволяли себе прибегать к «затейным» чудесам для той цели, которая указывается в сказании о прославлении мощей, именно-для своего обогащения. 35 . Савва Вишерский, основатель Савво или Саввино – Вишерского монастыря, который находится в 7-ми верстах от Новгорода, на реке Вишере, скончавшийся около 1460-го года. В самом непродолжительном времени после кончины преп. Савва явил себя чудотворцем, исцелив от болезни игумена своего монастыря, и когда донесено было о сем архиепископу Новгородскому Ионе († 5-го Ноября 1470-го года), то архиепископ, пришед в монастырь и у гроба блаженного быв и молебная совершив, «повеле образ святого написати на иконе, также и канон и прочая во славу превеликому и чудному Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, прославляющему и по преставлении святая своя» 126 , т. е. установил местное празднование преподобному в монастыре. Память 1-го Октября 127 . 36 . Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, по свидетельству очень мало надежного жития его скончавшийся в 1303-м году, по на самом деле, как кажется, живший гораздо позднее, – в конце XIV – начале XV века. Его почитание началось по частной инициативе. Пришедший в Устюг с Москвы в 1458-ы году один «нищий человек» заказал написать образ его и, построив над могилой его малую часовню, поставил в последней написанный образ на поклонение приходящим. К этому самоволию пришельца Устюжские соборные священники и диаконы отнеслись враждебно: они прогнали нищего, разметали часовню и скрыли образ Прокопия. Но в 1471-м году Устюжские ратные люди, испытавшие во время похода в великокняжеском войске под Казань благодатную помощь Прокопия, построили над его могилой церковь во имя его, с какового времени, по свидетельству его жития, и начал быть празднуем в Устюге честно и торжественно праздник его месяца Июля в 8-й день 128 . В житии не говорится, чтобы праздник был установлен епархиальным архиереем, каковым был архиепископ Ростовский, но это необходимо подразумевать, ибо без архиерея не могла быть освящена церковь (и духовенство Устюжское, незадолго пред тем разметавшее часовню под гробом Прокопия, конечно, не позволило бы себе и мирянам такого весьма большего своеволия, как формальное провозглашение умершего за святого и установление ему настоящего празднования) 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

М. Исидор был ревностным сторонником унии с Римом и уже по пути с собора обратно в Москву разослал по епархиям послание с призывом к пастве ходить причащаться в церквах обоих обрядов и сам служил в католических храмах. В день прибытия в Москву он служил литургию в Успенском соборе, поминал папу вместо патриарха и прочитал исповедание веры, в которое было включено «Филиокве» и другие нововведения католической Церкви. Вел. кн. Василий объявил его изменником православию и заключил под стражу в Чудовом монастыре. Митр. Исидор бежал в 1441 году в Рим. Он был последним митрополитом греком. Вследствие событий в Византии, окончившихся падением Царьграда в 1454 году, и междоусобной борьбы в России, митрополичий престол был долго не занят. Только в 1448 году еп. Иона, выбранный уже давно в митрополиты, был поставлен собором русских епископов. В Константинополь была послана грамота, в которой говорилось, что Москва не разрывает с патриаршим престолом, и что самостоятельное посвящение митрополита совершено «по великой нужде». В 1458 году произошло разделение русской Церкви на две независимые митрополии. Патриарх Григорий посвятил в митрополиты областей, входивших в великое княжество Литовское, ученика митрополита Исидора, Григория. С этого времени за митрополичьей кафедрой северо-запада России утвердилось наименование Московской, вместо Киевской. Митрополиты киевские вскоре перенесли свою кафедру в Вильно, а оттуда в Новогрудек. Киев оставался до начала 17 века заброшенным. Митрополит Иона, первый митрополит московский, на долю которого выпало устроение Церкви после смуты, посеянной митрополитом Исидором, был родом из Солигалича. Он был строгим хранителем монашеского устава и православных традиций, сделал много для распространения христианства на окраинах московского государства, правил страной во время похода вел. кн. Василия II в 1451 году против татар, строил храмы, способствовал просвещению и боролся с унией. Он был прозорливцем и целителем недугов. Скончался он в 1461 году и был погребен в Успенском соборе в Москве (память 15 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010