29 июля Епископ Аркадий с партией заключённых был отправлен в Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН), который ГПУ устроило в некогда славном Спасо-Преображенском Соловецком монастыре 534 . ...На уединённых и удалённых в Белом море Соловецких островах в 1429 году поселились два великих духовных светильника – преподобные Савватий ( 1435, память 8/21 августа и 27 сентября/10 октября) и Герман (память 12/30 июля и 8/21 августа) Соловецкие. Преподобный Зосима ( 1478, память 17/30 апреля и 8/21 августа) стал основателем святой обители. В середине XVI века при игумене Филиппе (Колычеве, святителе, Митрополите Московском и всея Руси, 1569, память 9/22 января и 3/16 июля) монастырь достиг духовного и материального расцвета 535 . Трагическая история вторжения советской власти на Соловки началась в мае 1920 года, когда на островах было создано отделение Северных лагерей принудительных работ ОГПУ, а летом того же года совхоз «Соловки», в котором трудилось триста – пятьсот человек. Это был один из первых исправительно-трудовых лагерей послереволюционной России. В 1923 году на островах организовывается новое карательное учреждение значительно большего масштаба – Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН) 536 . С братией монастыря новая власть жестоко расправилась. Но несколько человек из братии – вольных монахов – ГПУ оставила на Соловках. Почему? Ответ на этот вопрос даёт А. Клингер, заключённый, бывший на Соловках, которому чудом удалось совершить побег из лагеря и переправиться на Запад. Он в 1928 году писал: «Как только комиссия от ГПУ явилась в Соловецкий монастырь для организации в нём «дома заключения», она потребовала списки всех монахов: последние всеми правдами и неправдами до последнего дня из родного им монастыря не уходили, перенося все ужасы и издевательства беспрерывно сменяющихся «аграрных» властей. ГПУ сразу же уничтожило этот «рассадник опиума для народа», как называют коммунисты религию. Настоятель обители и наиболее видные лица из соловецкого духовенства были расстреляны в монастырском Кремле, остальных монахов чекисты послали на принудительные работы в тюрьмы центральной России, Донецкого бассейна и Сибири, и лишь небольшой процент братии (около 30 человек), с разрешения ГПУ, остались на Соловках. Разумеется, это нельзя рассматривать как акт гуманности ГПУ: последнее просто нуждалось в «спецах» (рыбаках, плотниках, сапожниках и пр.). Эти 30 монахов на жизнь свою в превращённом в тюрьму монастыре смотрели и смотрят, как на продолжение своего подвига служения Богу. Считаются они «вольнонаёмными», работают с утра до ночи, получая за свой каторжный труд жалованье в размере не выше 10 рублей (около 5 долларов) в месяц, то есть, медленно умирая с голоду» 537 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Подвизались сперва на острове Коневце, вместе с преп. Арсением. Потом основали пустынь с церковию Успения Богородицы на реке Омуче, в 65 верстах от Порхова. Ум. около 1412 года октября 21. Мощи почивают под спудом, в Успенском храме, с 1764 года приходском (Филарет, «Р. Св.», октябрь, стр. 68). 133. Преподобный отец Иоаким игумен Опоцкаго монастыря святаго пророка Илии на Шелоне реце преставися месяца сентября в 9 день Основатель и первый игумен Опочского Ильинского монастыря, в погосте Опоках, в 20 верстах от Порхова. Жил в конце XVI века. Мощи почивают под спудом, в церкви упраздненной его обители. Память местно чтится 9 сентября. 134. Преподобный Ксенофонт строитель Новгородский в лето 6000 месяца июня в 28 день Ученик и преемник Варлаама Хутынского и Антония Дымского, прозванный Робейским, по основанной им в 1230 году пустыни на речке Робейке, в 18 верстах от Новгорода, где и ум. 28 июня 1262 года. Мощи почивают под спудом, в Троицкой церкви упраздненной его обители. Память место совершается 28 июня и 26 января. Сохранились древние тропарь и кондак (Филарет, «Р. Св.», июнь, стр. 126). 135. Преподобный Леонтий начальник Карихова монастыря в области Новгородской, месяца июня в 18 день Основатель Карихова монастыря в Новгородском уезде. Ум. 1429 года 18 июля (Ист. Рус. иер., IV, 355). Житие преп. Леонтия неизвестно, а монастырь его давно упразднен (Сергий II, 180). 136. Преподобный Антоний Ивецкаго монастыря иже под Старою Русою бысть в лето 6900 (?) месяца октября в 17 день Родом из Твери, сын боярина Вельяминова, жил пустынником на р. Переходе, в 12 верстах от Новгорода, в Рублевой пустыни. Постриженный пустынным иноком Тарасием, он к 1556 году поселился вместе с ним за Ильменем озером, в 52 верстах водою и в 103 верстах сухим путем от Новгорода. Там устроена ими пустынная обитель (Ист. Р. Uep. VII ). Когда Шведы опустошали окрестности Новгорода, преп. Антоний был для безопасности призван в Новгород, где и ум. 17 октября 1611 года, на 87 году. Мощи были погребены у церкви Евангелиста Луки, а 13 июля 1620 года перенесены в обитель его, где и почивают под спудом. Память местно празднуется 13 июля и 17 октября. Житие, составленное келарем Корнилием, «не совсем толково» (Филарет, «Р. Св.», октябрь, стр. 65). 137. Преподобные отцы Никон и Дионисий Новгородские

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вечная память Почил о Господе русский поэт, писатель и историк-монархист Владимир Карпец 28.01.2017 1429 Время на чтение 6 минут Почил о Господе Владимир Карпец. И хотя до меня доходили слухи, что последнее время он тяжело болел, - всё равно какой-то неожиданной и даже «противоестественной» была эта новость. Царствие Небесное Русскому поэту, писателю и историку-монархисту рабу Божию Владимиру... Упокой его, Господи, в селениях горних... Как неожиданно всё происходит. Ведь совсем недавно мы выступали вместе на митингах за Крым и Донбасс, совсем недавно сидели за «круглым столом» по будущему Российской Империи, и вот... Помню, тогда в Славянском центре я предложил ему провести вечер современных Русских поэтов. - И пусть там будешь ты, пусть будет Алексей Широпаев, Сергей Яшин, Николай Боголюбов, Георгий Боровиков, Всеволод Емелин, Игорь Дьяков, Александр Севастьянов, да мало ли... Ведь в России сегодня, как и всегда, очень много прекрасных поэтов, и пусть у них совсем разные убеждения и идеологии. Это же не имеет никакого значения. Ведь это по-эзия, а не по-литика. Ведь и у монархиста Гумилева, и у большевика Клюева были разные убеждения - но оба вошли в Золотой фонд Русской Поэзии. Да и убили обоих силы, ненавидящие Россию. - Да-а... - как-то задумчиво отреагировал тогда Володя. - Оба вошли в Золотой фонд... Вечера мы тогда так и не провели. Всё времени не было. А вот сегодня, когда Володи уже нет среди нас, пусть поздно, но всё же хочу отдать дань его поэтическому таланту. Вот одно из его последних стихотворений: Ворота 1 января 2017 г. Неужели мы вправду всё это прошли, И стоим у ворот заревого Царь-града? Корабли, самолёты, Корона вдали... Но Заволжье когда-то сказало: «Не надо». «Нам не нужен их берег. Он мглист. Там конец». Так рекли Капитон и Вавила Запсковский, И лесник Муровецкий, и Федя-скопец, И советский поэт Михаил Исаковский. Но держава, когда она держит святые бразды, Неприступна, неостановима. Всё равно, как бы ни было - ввысь, до звезды,

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/28/ve...

В заключение своего сообщения я хочу благодарно почтить память иером. Пантелеймона (Успенского), замечательнаго русского исследователя Гимнов прп. Симеона. В 1917 году в Сергиевом Посаде вышел выполненный о. Пантелеимоном русский перевод Гимнов, снабженный его предисловием и примечаниями. В том же году, однако, иером. Пантелеимон умер, не успев осуществить главной своей цели – издания греческого текста Гимнов. Частично эта цель была все же осуществлена. К изданию русского перевода в виде приложения были прибавлены некоторые греческие тексты. Это приложение I имеет особую, римскую, пагинацию и состоит из XXXIII страниц. К сожалению, приложение имеется лишь в некоторой части тиража книги, поэтому даже многие из тех, кто держал в руках эту очень редкую книгу, ничего не знают о греческом приложении. В греческое приложение вошли: предисловие к Гимнам Никиты Стифата , молитва к Духу Святому, стоящая в начале корпуса гимнов, гимны 10, 15 (со схолией) и 21. До этого указанные греческие тексты не издавались, так что русскому ученому иноку принадлежит честь первого их издания 34 . 1 Первая публикация доклада, написанного 30 января 1988 года и прочитанного на международной конференции, посвященной 1000-летию крещения Руси. Текст набран М.Н. Любощинской и подготовлен к печати А.Г. Дунаевым, написавшив дополнительные примечания 8, 9, 16, 18, 20–29. Границы авторской ответсвенности в примечаниях, составленных совместно, обозначены инициалами В.А. и А.Д. 4 Позже этим же размером писал эксапостилларий св. Симеон, архиеп. Солунский († 1429), но эти творения в богослужение не вошли. См.: Фουντολης I.M. Συμενος ρχιεπισκπου Θεσσαλονικης τ λειτουργικ συγγρμματα Ι. Θεσσαλονκη, 1968. Σ. 263 π. 5 Koder J. Introduction//Syméon le Nouveau Théologien. Hymnes. T. 1. Paris, 1969. P. 84 (SC 156). В дальнейшем я буду ссылаться на это издание Гимнов, где нумерация гимнов иная, чем в 2-х предыдущих греческих изданиях (Венеция, 1790 и Сирос, 1886), в латинском переводе, вошедшем в Греческую Патрологию Миня (PG 120) и в русском переводе иером. Пантелеимона (Успенского) (см. прим. 9). (В.А.) Новейшее и лучшее издание гимнов, привлекаемое ниже при анализе разночтений: Symeon Neos Theologos. Hymnen/Prolegomena, kritischer Text, Indices besorgt von Athanasios Kambylis. Berlin; N. Y., 1976 (Supplementa byzantina. Texte und Untersuchungen. Bd. 3), (А.Д.)

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

Комельский лес в Обнорской волости простирался во всю южную полосу Вологодской области, пересекаемый реками Обнорой, Нурмой, Комелой с их многочисленными притоками. 432 В 15 верстах от уезд. города Грязовца, Вологодской губ., на берегу реки Нурмы, притока Обноры, которая протекает по Вологодской и Ярославской губ. и впадает в р. Кострому. 433 Соорудив храм, преподобный Павел письменно просил у св. митрополита Фотия антиминс на освящение церкви и благословение устроить обитель и собрать братию. Святитель послал ему антиминс при грамоте, в которой благословил учреждение монастыря и преподал наставление преподобному и братии. «Когда ты был у меня, – пишет святитель, – помнишь, сын мой, сам ты много говорил, каким надобно быть духовному настоятелю. Ему должно быть образцом для всех: в день великого суда он будет давать ответ за души, вверенные ему. О том же пишу и я». В наставлениях братии святитель убеждает их твердо и непоколебимо исполнять иноческие обеты. 434 Преподобный Павел завещал братии сохранять общежительные уставы Пахомия Великого и Феодосия киновиарха, не дозволял, чтобы иноки считали что-либо своим, но все было бы общее; в келиях не должно было быть ничего, кроме иконы и книг, даже кваса; утолять жажду иноки должны были в трапезной; в церкви, в трапезной и на работах преподобный заповедал соблюдать безмолвие, пропитание приобретать трудами рук своих и не забывать нищих. 435 Татары опустошили Кострому 6 января 1429 г. В этот самый день, когда ученики пришли к преподобному, он вздохнул и прослезился; на вопрос пришедших о причине сего, св. Павел сказал: «В этот день и час нечестивые татары, взяв город Кострому, предали его огню и мечу, многих увели в плен – и все это за наши грехи, за то, что ходим в волях сердец наших». 436 Преподобный Павел причтен к лику святых на Московском соборе 26 февраля 1547 г.; св. мощи его почивают под спудом в соборном храме Обнорской обители. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не позволял преподобный иметь в монастыре горячих напитков, ибо они, говорил он, составляют корень всех зол. Достигши глубокой старости, Павел не ослабевал духом, с любовью и благодарностью к Богу переносил старческие недуги. В 112 лет он все еще был светл и бодр. Перед своей кончиной преподобный Павел приказал созвать к себе в келью всю братию и, лежа на смертном одре своем, долго беседовал с ними, со слезами прося и убеждая их соблюдать отеческое предание и монастырский устав. В самый час отхода пожелал он еще раз причаститься Божественных Тайн, потом благословил братию, осенил себя крестным знамением и в тихой молитве предал Богу святую свою душу. Кончина его случилась в 1429 году, 10 января. С надгробным пением, со слезами и с великим благоговением братия понесли его тело на своих головах чрез пустынные воды Нурмы в церковь и погребли среди своей обители близ храма Живоначальной Троицы. В январе 1538 года казанские татары полностью разграбили монастырь, лишив жизни многих из его братии. В 1546 году игумену Протасию пришло на мысль поставить над гробом преподобного Павла каменную церковь во имя его и его учителя преподобного Сергия Радонежского, так как от гроба старца происходило много чудес и исцелений, очевидцем которых был Протасий. В 1547 году собор российских архиереев причислил преподобного Павла к лику святых. Служба ему написана в следующем, 1548 году. При перестройке почти заново всего монастыря церковь над гробом преподобного, построенная игуменом Протасием, была разобрана и вместо нее сооружена новая. Над мощами его в 1878 году была поставлена серебряная рака. Преподобные Авксентий и Онуфрий Перцовские День памяти: 12/25 июня Преподобные Авксентий и Онуфрий, неизвестно где постриженные и первоначально подвизавшиеся в 1499 году, основали в З5 верстах от Вологды пустынь с церковью во имя Святой Троицы и в ней подвизались до блаженной кончины, терпя нужду и лишения всякого рода. Никаких подробностей о их подвигах не дошло до нас, кроме одного того, что еще ближайшие потомки начали почитать их память как святых угодников Божиих. Их имена внесены были в древние святцы.

http://patriarchia.ru/db/text/258358.htm...

Начиная с 1991 года многие исследователи, историки, диссиденты, добровольцы и представители клира организовывали разные мероприятия, посвященные жертвам советских репрессий. Они выдвинули идею создать список пострадавших лиц с предложением реабилитировать и увековечить их память. Эта идея была поддержана Министерством Культуры и Культов Республики Молдова, и в 1999-2005 гг. была издана «Cartea memoriei» (Книга памяти) в 4-х томах. В каждой части представлены списки 20-ти и более тысяч репрессированных граждан Молдовы. Также создавались попытки выделить среди общего количества жертв советского террора лиц, пострадавших за веру. Такие списки были созданы историками и исследователями: Иоанном Мунтяну, Велерим Пассат, Иосифом Павлинчук и другими. POSTIC (E.), PRAPORCIC (M.), STVIL (V.), Cartea Memoriei. IV volumes. Chiinu, Stiinta 1999, 2001, 2003 et 2005. MUNTEANU (I.), protodiacre, Inviatiidin Siberia de cheata. Kiev, ed. «Lumina lui Hristos», 2009. Иосиф (Павлинчук), иеромонах. Кишиневско-Молдавская епархия в период с 1944 по 1989 год. Ново-Нямецкий монастырь, 2004. Кицканский, Свято-Вознесенский, Ново-Нямецкий монастырь стал преемником традиций древней Нямецкой Лавры и её знаменитого пастыря - восстановителя духовного старчества преподобного Паисия (Величковского). Антицерковные притеснения в Румынии в середине XIX века привели к тому, что в Нямецком монастыре был нарушен устав преподобного Паисия, и нямецкие монахи - особенно ревнители паисиевского устава - стали постепенно тайно переселяться в Бессарабские вотчины. Во главе нямецких монахов-беженцев встали отец Феофан (Кристя) и духовник Нямецкой обители иеросхимонах Андроник (Попович). Указ об учреждении обители был подписан императором Александром II 13 января 1864 года. Монашеская жизнь в обители была подчинена уставу преподобного Паисия. Для устройства обители было выбрано имение Кицканы, подаренное Нямецкому монастырю ещё в 1429 году господарем Александром Добрым. Иеромонах Феофан приступил к постройке корпуса келлий в том же 1864 году, а еще через пару лет - к сооружению соборной церкви Вознесения Господня (1867-1878).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Супостат наш диавол не хочет спасения нашего, раскидывает сети и козни против нас ловить в свою волю и не терпит того, чтобы возвышались мы над тлением». 54 Собранной братии своей преп. Павел завещевал сохранить общежительные уставы Пахомия великого и Феодосия киновиарха и строго наблюдал, чтобы все исполнялось по преданию отцов, – никто и ничего не называл бы своим, а все было бы общее. По его наставлению в келлье ничего не должно быть, кроме иконы и книг, даже не держать и кваса для утоления жажды, а пить в трапезе. В церкви, в трапезе, на работах должно быть наблюдаемо безмолвие: лучше, говорил он, пасть с высоты, чем согрешать языком, – язык, много делает вреда другим и самому говорливому. Он заповедовал отнюдь не держать в обители опьяняющего пития, – содержание приобретать трудами рук своих и рукоделием изгонять праздность. Нищих не забывайте, говорил он, не забывайте уже и потому, что сами мы нищие и душей и внешним состоянием. Ученику своему Алексию поручив должность начальника обители, сам преподобный по-прежнему жил отшельнически на горе, в своей келльи. Он приходил к братии на молитву только по субботам и дням воскресным. В эти дни разделял он с братиями трапезу; но вкушал только хлеб с водой и суровым растением и то мало; ни масла, ни молока, ни рыбы никогда не вкушал. Днем и ночью поучался он в законе Господнем и снискал богатые сведения. Когда слух о нем распространился: то многие приходили к нему для духовного назидания, и он преподавал благоплодные наставления. Он был доступен для каждого и для каждого готово было у него слово полезное: он наставлял и словом, и жизнью. Беседовал ли с ним одержимый страстью, получал врачевство; приходил ли отягченный скорбью, находил у него утешение. Он узнавал и тайные помыслы и целил их благодатным словом. Преподобный авва достиг самой глубокой старости: но не отменял своего правила: ученики его просили дать отдых изнемогающему телу, но он не хотел, чтобы плоть одолевала дух. И чудное действие жизни духовной! Преподобный достиг 112 лет: но все был свеж и бодр; глаза его были светлы, сияя кротостью и благостью и стан – не согбенный; борода окладистая была бела как снег. Пятьдесят лет провел в разных обителях, после пострижения своего на 22 году и сорок лет прожил в Обнорской пустыни. 55 За несколько времени до кончины, чувствуя близость ее, он стал еще более безмолвствовать. В день Богоявления, когда пришли к нему пред литургией, он вздохнул и прослезился. Ученики спросили о причине, и он сказал: «в сей день и час нечестивые татары, взяв город Кострому, предали его огню и мечу, – многих увели в плен и все это за наши грехи, за то, что ходим в волях сердец наших». Оказалось, что это действительность точная. 56 Последние слова св. Павла к ученикам своим были: «имейте искреннюю любовь между собой, храните правила общежития. В самый час исхода своего приобщившись св. Таин, св. Павел мирно предал дух свой Господу в 10 д. января 1429 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

59 . Княжна Суздальская Евфросиния, жившая в первой половине XIII века (память 25-го сентября, 60 . Епископ Ростовский Иаков, скончавшийся 27-го ноября 1392-го года, 61 . Николай Кочанов, юродивый Новгородский, скончавшийся 27-го июля 1392-го года, 62 . Евфимий Суздальский, основатель Спасо-Евфимиева монастыря, который находится в городе Суздале Владимирской губернии, скончавшийся 1-го апреля 1404-го года, 63 . Павел Обнорский или Комельский, основатель Троиц- —94— кого Павло-Обнорского монастыря, который находится в Вологодской губернии, в 15-ти верстах от города Грязовца, скончавшийся 10-го января 1429-го года, 64 . Максим, юродивый Московский, скончавшийся 11-го ноября 1433-го года, 65 . Дионисий Глушицкий, основатель Глушицкого Покровского монастыря, который находится в Кадниковском Уезде Вологодской губернии, к северу от Вологды, на речке Глушице, скончавшийся 1-го июня 1437-го года, 66 . Исидор Твердислов, юродивый Ростовский, скончавшийся 1474-го года, 1317 и 67 . Ефрем Перекомский, основатель Николаевского Перекомского монастыря, который находится на западном берегу озера Ильменя, в 25-ти верстах к югу от Новгорода, скончавшийся 26-го сентября 1492-го года. Наконец, в святцах одной Следованной псалтири, написанной в 1487-м году 1318 , находим еще 68 . Митрополита Киприана, скончавшегося 16-го Сентября 1406-го года. Из последнего времени перед Макариевскими соборами 1547–1549-го годов известны два случая отклонения высшей церковной властью ходатайств о причислении двоих умерших к лику святых, так как ходатайства найдены были церковной властью не подлежащими удовлетворению. Случаи имели место в 1539-м и 1544-м годах. Преп. Даниил Переяславский, быв в Москве в 1539-м году, донес царю Ивану Васильевичу (нужно подразумевать: боярам, правившим за царя-мальчика, которому в 1539-м году было только 9-ть лет) и митрополиту Иоасафу, что в Переяславле, при церкви св. Николая, которая у городских ворот, лежать в земле мощи чудна и свята мужа, князя Андрея Смоленского, которого мощи прежде лежали в церкви и были с верою лобызаемы от приходящих в нее, которому прежде была совершаема служба с пением канона и стихир и которого образ был написуем на иконах, – и просил у царя и митро-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однажды бесы сделали нашествие на келию преподобного и намеревались ее разрушить, но блаженный Павел не испугался бесовских козней и посрамил диавола силою креста Христова. В другой раз на святого напали разбойники, нанесли ему жестокие побои и, ограбив келию, оставили пустынника связанным по рукам и ногам. Несколько дней пролежал преподобный в келии, пока не пришли в пустыню, по внушению Божию, добрые люди и не развязали блаженного старца. Все это безропотно переносил преподобный ради имени Христова. К отшельнической келии преподобного пустынника во множестве слетались лесные птицы; сюда же приходили и дикие кровожадные звери, которые становились кроткими по молитвам святого и исполняли все, что приказывал им блаженный отец. Много раз слышал святой Павел церковный звон на том месте, где поселился, и видел свет на одном месте, где впоследствии сооружен был храм во имя Пресвятой Троицы. В сопровождении ученика своего Алексия преподобный отправился в Москву и поведал об этом небесном откровении святому митрополиту Фотию . Святитель благословил преподобного построить храм в его пустыне, поставил Алексия в сан пресвитера и, дав богатую милостыню на сооружение храма, отпустил святого с миром. Возвратившись в Комельскую пустыню, преподобный построил храм во имя Живоначальной Троицы 433 , Собрал братию и устроил обитель, настоятелем которой поставил упомянутого выше иеромонаха Алексия. Сам же блаженный отец наш Павел жил по-прежнему в уединенной своей келии, приходил в монастырь только в субботу и в день воскресный и поучал тогда своих учеников; жил по заповедям Господним и по уставам святых отцов 434 . В то время татары напали на город Кострому, сожгли его и опустошили окрестные поселения; множество православных христиан было тогда перебито неверными, а другие захвачены в плен и отведены в рабство вместе с женами и детьми 435 . Вскоре после того преподобный Павел преставился ко Господу от трудов временной сей жизни в вечный неизреченный покой, оставив в своих учениках светлое о себе воспоминание. Скончался преподобный 10 января 1429 г.; жития его было 112 лет 436 . Тропарь, глас 1:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010