Были в обители два брата родные — иноки Христофор и Сосипатр. К большому огорчению Христофора, Сосипатр тяжело заболел. Но прп. Кирилл сказал Христофору: «Никто из вас не умрет прежде меня, но после моей кончины многие последуют за мною!» После преставления преподобного из 53 человек монастырской братии скончалось 30.  Один боярин хотел подарить монастырю поместье; инок Феодор просил благословения посмотреть его, но прп. Кирилл, строго соблюдавший, подобно прп. Сергию Радонежскому, заповедь нестяжания, ответил: «При жизни моей мне его не надо; после моей смерти делайте как хотите». Феодор оскорбился этими словами, но скрыл это чувство; и когда прп. Кирилл скончался, он стал жестоко мучиться угрызениями совести. Но преподобный явился иноку Мартиниану (память его 12 янв.) и сказал ему: «Скажи Феодору, что я ничего не имею против него!» И в душе Феодора водворился мир.  Последние дни своей жизни прп. Кирилл провел в своей келье в полном молчании; ноги отказывались ему служить. В церковь братия приносили его на руках, однако же он не оставлял служения Божественной литургии и в последний раз совершил ее в день Святой Пятидесятницы. Скончался он на следующий день, в праздник Духова дня, 9 июня 1427 г., девяноста лет от роду, приняв Святые Тайны Христовы в минуту отшествия души своей от тела. В это же мгновение он явился больному монастырскому работнику и исцелил его.  Преемником своим прп. Кирилл избрал старца Иннокентия. Преемником же Иннокентия был игумен Христофор, ревностный блюститель устава прп. Кирилла. Одевался игумен Христофор так убого, что богомольцы часто не могли признать в нем настоятеля. Раз князья пригласили его приехать в Москву, но он отказался.  Кирилло-Белозерский монастырь дал много замечательных подвижников. Из них самым выдающимся был прп. Нил Сорский, основатель на Руси скитского жития (память его 7 мая), и прп. Корнилий (память его 19 мая), который в своем Комельском монастыре ввел устав Кирилло-Белозерского монастыря и был истинным преемником по духу прп. Сергия Радонежского и прп. Кирилла Белозерского и продолжателем их заветов. Монастырская библиотека Кирилло-Белозерского монастыря, богатая древними рукописями и книгами (до 2 тысяч), которые далеко еще не все были изданы, была настоящей сокровищницей для богословов и ученых исследователей старины. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Преподобный прожил от рождения своего 60 лет, 2 месяца и 2 дня и преставился в вечную жизнь в 1439 году, в 9 день месяца июня Он был среднего роста, телом весьма сухой, голову имел средней величины, лицо — круглое, глаза — кроткие, бороду — густую и круглую, доходившую до груди, волосы — темно-русые с проседью. В тот же день память святых мучениц: Феклы, Марфы и Марии, в Персии пострадавших в 346 году. В тот же день преставление преподобного Кирилла, игумена Белозерского, в 1427 году. Память 10 июня Житие святого отца нашего Вассиана, епископа Лодийского Описывать ныне жития святых, мужественно вооружавшихся при помощи Божией, против плотских похотений и предавать память о них последующим поколениям, полезно по двум причинам. Во-первых, воспоминая мужественные подвиги святых, мы веруем, что и святые воспоминают нас перед Богом; во-вторых, описывая подвиги и мужество святых, мы тем самым побуждаем себя и других подражать сим подвигам. Имея это в виду, мы и постараемся вкратце описать жизнь и подвиги святого Вассиана, епископа Лодийского и исповедника; при помощи сего угодника Божия мы предложим описание его подвигов, ради которых он удостоился быть участником небесного Царствия. Этот святой муж с малых лет был старцем, конечно не числом лет, но разумом и добронравием. Отец его Сергий, правитель Сиракузской страны держался еллинского нечестия. Он послал сына своего в Рим для изучения языческой философии, чтобы тот мог быть преемником власти отца и искусным правителем граждан. От природы мудрый и рассудительный, Вассиан с прилежанием стал изучать философию и преуспевал в обучении. В это время он услыхал об имени Христовом и о жизни христиан и тогда же восхотел всем сердцем переменить еллинскую философию на христианское душеспасительное любомудрие; посему он стал размышлять, — кому из слуг своего отца (которым он был поручен) он мог бы открыть тайну своего сердца. Господь же, не желая надолго отдалять воина Своего от предназначенного ему делания, три раза возвещал в сонном видении одному благочестивому пресвитеру о желании и намерении юноши Вассиана сделаться христианином. Пробудившись ото сна, пресвитер стал обходить все училища города Рима, стараясь найти в них того юношу, которого указал ему Господь в сонном видении. Наконец, после долгих поисков, пресвитер, с помощью Божией, нашел того, кого искал и спросил его, откуда он родом, кто его родители и почему он живет в Риме?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Они называли его прежним мусульманским именем, но на все уговоры святой Петр продолжал твердо исповедовать веру в Христа Спасителя и отвечал: «Во святом крещении дано мне имя Петр, а не то, каким вы меня называете». Видя, что он остается непоколебим в вере, семья выдала его на истязания, во время которых он до самой смерти среди жестоких мук не переставал исповедывать имя Христа, взывая: «Христианин есмь». Святой мученик был погребен в Казани на месте, где находилась древняя церковь в честь Воскресения Христова, что на Житном торгу. Через некоторое время после мученической кончины святых исповедников Стефана и Петра в Казани началось их почитание, выразившееся в совершении заупокойных молитв. В 1592 году святитель Казанский Гермоген (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) обратился к патриарху Иову с прошением о занесении в повседневный синодик имен святых мучеников и получил соответствующее разрешение. Впоследствии, когда мученики Стефан и Петр были канонизированы, память их была установлена 24 марта/6 апреля. В «Иконописном подлиннике» образ святых описывается под 24 марта/6 апреля: «Стефан подобием стар, сед, брада, аки Николина, ризы мученические, простые». Март, 27 Ефрем, архиепископ Ростовский Святитель Ефрем, архиепископ Ростовский, был хиротонисан и поставлен на Ростовскую кафедру 13 апреля 1427 года святым митрополитом Фотием (память 2/15 июля). В 1449 году он был возведен в сан архиепископа святителем Ионой, митрополитом Московским (память 31 марта/13 апреля). В течение 27 лет святитель Ефрем управлял Ростовской паствой и преставился 27 марта 1454 года. Тело святого архипастыря погребли в Ростовском Успенском соборе. Память святителя Ефрема совершается также 23 мая/5 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых. Александр Вочский, Галичский, преподобный В 1096 г. половцы неожиданно напали на Киев, «пришли к Печерскому монастырю, — говорит очевидец Нестор, — тогда как мы после утрени спали по келлиям; подняв крик около монастыря, поставили два знамени перед воротами монастырскими; а мы побежали за монастырский дом, иные же убежали на хоры (на полати).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

•  Место упокоения преподобного находится в Можайске (Московская обл.). В 1514 г. были обретены нетленные мощи святого подвижника, прославленные многими чудесами, канонизирован святой на Церковном Соборе при Свт. Макарии. Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (Белозерский) (+ 1427) Память его празднуется 9 июня в день преставления, 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Прп. Кирилл, в миру Косма, был сыном обедневшего боярина и получил воспитание в доме богатых родственников, бояр Вельяминовых. Они любили его как сына, и он управлял всем домом. Но с юных лет Косма стремился к иночеству, и родственники его, не желавшие с ним расставаться, сильно противились этому. Наконец прп. Стефан Махрищский (память его 14 июля), который хорошо знал Вельяминовых, сломил их противление, взял Коему под свое покровительство и отвел его в Симонов монастырь, где настоятельствовал его основатель архимандрит Феодор (память его 28 нояб.), племянник и постриженник прп. Сергия Радонежского (память его 25 сент.). Косме тогда было 30 лет. Его немедленно постригли с наречением имени Кирилл и отдали под руководство строгого подвижника — старца Михаила (ставшего впоследствии епископом Смоленским), который научил его непрестанной Иисусовой молитве и борьбе с демонами. Послушание новоначальному иноку назначили на кухне. Это было тяжелым послушанием: часто, смотря на пламя раскаленной печи, Кирилл говорил себе: «Терпи, Кирилл, дабы сим огнем избежать тамошнего». Но, трудясь на кухне, стяжал он дар умиленных покаянных слез. Когда же, желая облегчить его жизнь, поручили ему переписывать книги, слезы эти исчезли, и он стал молиться, чтобы его вернули на кухню. Желание его исполнилось, и благодатные слезы вернулись к нему. Иногда прп. Кирилл немного юродствовал ради навлечения на себя поношений и приобретения смирения. Часто прп. Сергий посещал монастырь своего родственника и ученика, но каждый раз он шел на кухню и проводил долгие часы в духовной беседе со смиренным монастырским поваром: великий прозорливец провидел в нем истинного своего преемника по духу и продолжателя его заветов. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Если получу дерзновение и труд мой угоден будет Господу, то не только не оскудеет обитель моя, но еще больше распространиться по отшествии моем, только любовь имейте между собою». Он мирно почил на 90 году своей жизни 9 июня 1427 года. Незадолго до кончины преподобного был тяжко болен инок Сосипатр. Брат его Христофор поспешил к преподобному Кириллу возвестить, что Сосипатр уже умирает, но преподобный, улыбнувшись, отвечал: «Поверь мне, чадо Христофор, что не один из вас прежде меня не умрет; после же моего отшествия многие из вас пойдут вслед за мною». И действительно, Сосипатр выздоровел; но по смерти преподобного исполнилось предсмертное пророчество его о братии. Не прошло и одного года после его кончины, как из 53 человека братии переселилось из здешней жизни более 30. Оставшимся преподобный часто является во сне с поддержкой и наставлением. Еще при жизни преподобного ученик его Феодосий пересказал ему желание одного боярина дать село монастырю и услышал от преподобного ответ: «При жизни моей не желаю сел, по смерти же моей делайте, как хотите». Феодосий подумал, что это сказал огорченный старец, и оскорбился тем; после же стал скорбеть, что навлек на себя неудовольствие святого. Преподобный явился Мартиниану и сказал: «Скажи брату Феодосию, чтобы не скорбел: я против него ничего не имею». Не трогательно ли это свидетельство снисходительной любви преподобного даже за пределами гроба?… Святые мощи угодника Божия почивают под спудом в обители его между Успенским собором и церковью во имя его. На иконе, писанной в 1424 году преподобным Дионисием Глушицким († 1437; память 1/14 июня), преподобный Кирилл изображен в рост, в старческих летах, с открытой головой, с лицом задумчивым, с руками, сложенными на персях, в мантии и аналаве. Кроме того, после него сохранилась подлинная духовная грамота, писанная на столбце обыкновенной бумаги мелким, четким и красивым почерком. Из числа рукописей, писанных самим преподобным, замечательна одна с объяснениями разным явлениям природы, взятыми из древнего естествоиспытателя Галена.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

31 . Князь Новгородский Мстислав Ростиславич, сын князя Ростислава Мстиславича, внука Владимира Мономаха , скончавшийся 14-го июня 1180-го года. Местная память его в Новгородском Софийском соборе установлена неизвестно нам когда, но полагаем, что более или менее вскоре после установления памяти князя Владимира Ярославича и его матери Анны 1299 . 32 . Кирилл Белозерский, основатель Белозерского Кириллова (названного по его имени) монастыря, который находится в теперешнем уездном городе Новгородской губернии Кириллове, в 602-х верстах к северо-востоку от Новгорода и в 37-ми верстах к юго-востоку от тогдашнего города области Белозерска, скончавшийся 9-го июня 1427-го года. Представляя собою знаменитейшего подвижника северной Руси после преп. Сергия Радонежского, преп. Кирилл стал общепочитаемым святым Русской церкви, не знаем – после или без предшествующего местного почитания в самом его монастыре, еще скорее преподобного Сергия, а именно – вместе с ним не позднее, как с 1447–1448-го года 1300 . —87— 33 . Митрополит Алексий, скончавшийся 12-го февраля 1377-го года. Общецерковное празднование его памяти, не знаем – предварявшееся ли местным празднованием в Чудовом монастыре, в котором он погребен, было установлено митр. Ионою в конце 1448-го года непосредственно в след за восшествием его на митрополичью кафедру (что было 15-го декабря указанного года), быв самым первым деянием его как митрополита 1301 . 34 . Никита, столпник Переяславский, подвизавшийся и скончавшийся неизвестно когда – или в конце периода домонгольского или в начале периода Монгольского. Установление празднования ему должно быть относимо приблизительным образом к половине XV века 1302 , а побуждением к установлению празднования должна быть считаема приобретенная им слава чудотворца, о которой говорит его житие. 35–37. Князь Смоленский и Ярославский Феодор Ростиславич, по прозванию Черный, княживший в Ярославле и скончавшийся в схиме 19-го сентября 1299-го года, и его сыновья: Давид, скончавшийся в 1321-м году, и Константин, скончавшийся неизвестно когда, – все трое погребенные в Ярославском Спасском монастыре. Когда-то до 1463-го года мощи всех троих были открыты и так как представляли из себя кости, то все положены были в одном гробе. Должно думать, что мощи открыты по тому побуждению, которое мы указывали выше, т. е. в чаянии их прославления чудотворениями; но в 1463-м году игумен Спасского монастыря и священники соборных церквей Ярославля, вероятно, считая свои чаяния напрасными, решили положить их с честью в землю или предать земле. Но когда сошлись священники и миряне, чтобы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Видя, что монастырская дисциплина ослабела и недовольный этим, Кирилл сложил с себя сан игумена. Он покинул обитель и ушел в монастырь Рождества Богородицы «Старое Симоново», где начал безмолвствовать. Здесь услышал он голос: «Кирилл, иди в Белоозеро, и там найдешь добрый покой». Преподобный распахнул окно кельи на север и увидел небесный свет в стороне Белоозера. Исполнившись радости, он поверил видение своему духовному брату Ферапонту, бывшему позже основателем Белозерского Ферапонтова монастыря, и вместе с ним ушел на Белоозеро. Здесь на берегу Сиверского озера, в семи верстах от р. Шексны, он увидел место, удобное для безмолвия, и в 1397 г. построил небольшую хижину. Кирилл вскоре удалился от Ферапонта и поблизости от него выкопал себе в земле особую пещеру. Обитель уже при жизни Кирилла достигла значительного благосостояния. Слава о основателе обители быстро распространилась, и его стали навещать многие с просьбой принять их под начало. Кирилл долго не соглашался, однако потом уступил и стал принимать братию. В своем монастыре Кирилл поддерживал любовь к книжному делу; он имел даже специального дьяка, на обязанности которого лежало писать книги и учить детей «грамотной хитрости»; многие иноки монастыря трудились над перепиской рукописей и положили основание знаменитой Кирилло-Белозерской библиотеке. Кирилл построил церковь во имя Успения Богородицы, создал монастырь и дал ему устав со строгим общежитием, личной нестяжательностью и вотчинным строем. Игуменом его он состоял около 30 лет, скончался от эпидемической болезни 9 июня 1427 г., в возрасте 90 лет. Сохранилось изображение преподобного, написанное при жизни его преп. Дионисием Глушицким. Был канонизирован не позднее 1447 – 1448 гг., память 9 июня. Житие преп. Кирилла составлено в конце 15 в. Пахомием Логофетом. Творения: Как самостоятельный писатель преп. Кирилл известен своими посланиями к современным ему князьям, из которых сохранилось только три, к трем братьям: к московскому вел. кн. Василию Димитриевичу (ок. 1399 – 1402), к Можайскому удельному кн. Андрею Димитриевичу (1408 или 1413) и к звенигородскому удельному князю Георгию (Юрию) Димитриевичу (до 1422). Ему принадлежит несколько правил и монастырский устав. § 24. Иеромонах Симеон Суздальский (ум. ок. 1440)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Самые древнейшие из следованных псалтирей иерусалимского устава не восходят ранее XV века. Древнейшая из них с годом 1429 находится в Сергиевой лавре 308. В синод. москов. библиотеке замечательна псалтирь, принадлежавшая пр. Зосиме соловецкому, следовательно не позднее 1478 года, ибо он в сем году скончался. В ней синаксарь по иерусалимскому уставу, но вторые памяти нередко опускаются. Есть 19 окт. Иоанн рыльский, 28 окт. Арсений сербский, из русских пр. Феодосий 3 мая, Борис и Глеб 24 июля, князь Владимир 15 июля. Затем замечательна псалтирь белозерская 2) 1481 года. В ней есть не только память пр. Сергия, но и Кирилла белозерского (9 июня 1427), 24 окт. есть память Афанасия, патр. цареградского, следовательно по редакции устава пр. Афанасия высоцкого- но память пр. Параскевы 13, а не 14 октября. Подобна ей псалтирь импер. публ. библиотеки XV в. 110; но 4 сентября имеет верно Ермионии и Евтихии, а не Ермиона и Евтиха, 16 ноября имеет память Ипатия гангрского вместо 31 марта (он 16 ноября и в софийской минее 397 иерусалим. устава, что весьма редко). В сих псалтирях нет южных святых пр. Иоанна рыльского, Илариона меглинского, Арсения сербского. Вообще в месяцесловах следованных псалтирей иерусалимского устава те же варианты весьма немногие, как и в экземплярах уставов иерусалимских; более они различаются памятями русских святых; в позднейших псалтирях более русских святых. Печатные следованные псалтыри Древнейшая славянская печатная следованная псалтирь в России относится к 1625 году 256 . Синаксарь в ней из устава иерусалимского, как и в рукописных псалтирях; августа 16 есть в ней Иоаким сардипольский, т. е. осоговский, из южных славянских святых. Тот же синаксарь и в следованной псалтири 1627 года. В обеих нет исторической летописи или исторических сведений о святых. Неизвестно точно нам, с какого именно года стал печататься в следованной псалтири синаксарь с летописью. Нам известны первые святцы с летописью, изданные в 1646 году отдельною книгою. В следованной псалтири 1671 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Примечание. За, Пречистенскими (в Москве) воротами, на Стоженке и в местности близ Стоженки икона Спаса нерукотворенного образа издавна была чтима, потому что тамошние земли принадлежали митрополиту московскому и там же первоначально были митрополичьи луга (от стогов производят название Стоженки), а в последствии времени селились митрополичьи люди. Они в память иконы Спаса нерукотворенного образа, привезенной св. митрополитом Алексием из Константинополя, для которой святитель устроил Спасо-Андрониев монастырь, имели сию икону в особом чествовании (Душепол. Чт. 1869, август, отд. II, стр. 106). Преподобный Савва. Ученик Андроника, был по словам Пахомия Логофета, почитаем от великодержавных князей и во всех странах, по причине великих его добродетелей. Он скончался между 1410–20 гг. Св. мощи его почивают в одной раке с мощами св. Андроника, в Спасском монастырском соборе, на левой стороне в арке. Самая память обоих преподобных совершается в монастыре в один день (18 июня). Александр. Ученик Саввы и самого Андроника (по свидетельству преп. Иосифа Волоколамского), муж добродетельный и мудрый (по отзыву Пахомия Логофета), – создал в обители каменный (вместо деревянного) храм во имя нерукотворенного образа Спаса, † не ранее 1427 г. Ефрем и Исаак записаны в синодике. Архимандриты Иоанн в 1474 г. 8 марта упоминается в клятвенной записи князя Даниила Холмского (Собрание государственных грамот и договоров том 1), первым архимандритом поминается в монастырском синодике. Примечание. В жалованной грамоте князя Михаила Андреевича, сына князя Андрея Дмитриевича Можайского, Череповскому Воскресенскому мужскому монастырю (бывшему Вологодской епархии в Белоезерском уезде, ныне упраздненному), писанной между 1473 и 1489 годами, велено означенному монастырю в свою пользу собирать пошлину с лодок, приезжающих на Бело-Озеро торговать хлебом; между этими лодками означены: ладья Троицкая, Симоновская, Андрониковская, Пешношская, Калязинская, Покровская пустынская, Борисоглебская (История Российской Иерархии VII, стр. 678–679. Историческое описание Пешношского монастыря. М. 1866, стр. 28). Из этой древней княжеской грамоты видно, что кроме продовольствия, потребного на содержание монахов и монастырских прислужников, съестные припасы умножались в Андроньевом монастыре до излишества, и настоятели его имели открытую судоходную промышленность до Белого-Озера.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Мощи князя Владимира и матери его Анны, неизвестно когда открытый, до 1653-го года лежали в Корсунской паперти Софийского собора, а в сем последнем году, по указу царя Алексея Михайловича и по благословению патр. Никона, перенесены в самый собор, – Собр. лem. III, 191–192. 28 . Князь Новгородский Мстислав Ростиславич Храбрый, сын вел. князя Ростислава Мстиславича, внук Мстислава Владимировича, о котором говорили мы выше под 6-м, правнук Владимира Мономаха , скончавшийся 14-го Июня 1180-го года. Местная память его в Новгородском Софийском соборе, в котором он погребен, установлена неизвестно когда, но представляется вероятным думать, что более или менее вскоре после установления памяти князя Владимира Ярославича и его матери Анны 117 . Мощи Ростислава Мстиславича, князя Новгородского, неизвестно когда открытые, лежат в Софийском соборе на вскрытии, –преосв. Макария Археологическое описание церковных древностей в Новгороде, I, 70. 29 . Кирилл Белозерский, основатель Белозерского Кириллова (названного по его имени) монастыря, который находится в теперешнем уездном городе Новгородской губернии Кирилове, в 602-х верстах к северо-востоку от Новгорода и в 37-ти верстах к юго-востоку от тогдашнего города области Белозерска, скончавшийся 9-го Июня 1427-го года. Представляя собою знаменитейшего подвижника северной Руси после преп. Сергия Радонежского, преп. Кирилл стал обще почитаемым святым Русской церкви, не знаем – после или без предшествующего местного почитания в самом его монастыре, еще скорее преподобного Сергия, а именно – вместе с ним не позднее, как с 1447–1448 года 118 . 30 . Митрополит Алексий, скончавшийся 12-го Февраля 1378-го года. Общецерковное празднование его памяти, не знаем – предварявшееся ли местным празднованием в Чудовом монастыре, в котором он погребен, было установлено митр. Ионою в конце 1448-го года непосредственно вслед за восшествием его на митрополичью кафедру (что было 15-го Декабря указанного года), быв самым первым деянием его как митрополита 119 . Празднование памяти св. Алексия совершается трижды в году: 12-го Февраля, в день преставления, 20-го Мая, в день обретения мощей, и 5-го Октября, в день четырех святителей Московских 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010