1417 А в олтарь, в коем была у христиан та святая трапеза, никто ис турок не входит... в тот олтарь, потому и ныне не входят, и стоит закладен. – Паломник приводит одну из местных легенд на тему «прение о вере», получившую распространение в русской паломнической литературе с XVI в. 1421 ...к монастырю Пантократову, то есть Вседержителеву. – Монастырь Пантократор (в честь Преображения Господня) – один нз православных монастырей Афона, расположенный на северо-восточной стороне Святой горы. Первое упоминание о монастыре относится к 1358 г., однако существует легенда, что монастырь основал трапезундский император Алексей Великий Комнин (1181–1222). 1422 ...чудотворной образ Пресвятая Богородице... – Очевидно, речь идет о так называемой Богородице Герондиссе, чудотворной иконе, находящейся при северо-восточной колонне собора. 1424 Иоанникий Великий – афинский подвижник, преподобный (пам. 4/17 ноября). Согласно упоминаниям других паломников, в храме Преображения Господня хранится глава святого. 1425 ...Иоанна Кущника – его Евангелие... – Христианский святой, воин, преподобный (пам. 15/28 января). Согласно Житию, с Иоанном всегда было Евангелие, подаренное родителями. В монастыре Пантократор хранится Евангелие, почитаемое как Евангелие Иоанна Кущника. 1426 ...Феодора Тирона и щита его часть... – Христианский святой, великомученик (пам. 17 февраля/1–2 марта. В субботу 1-й недели Великого поста вспоминается Феодор Тирон в связи с его чудом о коливе). Апокриф о Феодоре Тироне рассказывает о чуде спасения святым своей матери от змея, в борьбе с которым он использовал «оружие», но про щит ничего не сказано. Другие богомольцы, посетившие Афон, об этой реликвии сообщений не оставили. 1427 Скит святаго пророка Илии... – Русский общежительный скит во имя св. пророка Илии (Свято-Ильинский) при монастыре Пантократор. Расположен на северо-восточном склоне Святой горы, на расстоянии получасового пути от монастыря Пантократор. Основание скита относят к 1757 г., когда старцем Паисием Величковским в испрошенной у монастыря Пантократора ветхой келье св. пр. Илии была заложена обитель его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Икона находилась в храме до его закрытия. Строителем нового храма назначен казённый архитектор Иван Парфенов, наблюдал за стройкой городничий Карл Бриммер. Строящийся собор могла видеть императрица Екатерина II, когда в 1780 году, путешествуя на юг, она останавливалась на ночлег в Опочке. Вначале строительство шло медленно. «Причиною этого было свободное обращение с пожалованными деньгами, которые скоро все вышли». Местный купец Степан Михайлович Викулин своими щедрыми пожертвованиями помог выстроить прекрасный собор. Дата «1791 год» на иконе относится к тому времени, когда строительство взял на себя Викулин. Фундамент собора был сделан из «дикого» камня, стены строили из кирпича. Собор был построен на новом месте и стал называться Спасо-Преображенским, как потому, что построен в честь Преображения Господня, так и потому, что в соборе находилась чудотворная икона Всемилостивого Спасителя. Собор был пятиглавым. Освящение храма было совершено архимандритом Афанасием, настоятелем Святогорского монастыря, по благословению архиепископа Псковского и Рижского Иннокентия. Строитель собора Степан Михайлович Викулин скончался 10 ноября 1800 года, отпевание его было совершено в Преображенском соборе, похороны состоялись на кладбище при церкви Святых Апостолов Петра и Павла. Первоначально собор был выстроен без часовни с правой стороны и свечной лавки с левой стороны близ колокольни. Они были построены в 1877 году старостой собора Дмитрием Петровичем Хвощинским. Престолов было три. Главный престол был освящен в честь Преображения Господня, справа — Благовещения Пресвятой Богородицы, слева — Святой Великомученицы Параскевы. В соборе находилась спасённая из огня древняя чудотворная икона Всемилостивого Спасителя с предстоящими с правой стороны Пресвятой Богородицей, с левой стороны Святителя Николая. В 1426 году икона была прострелена литовцами. Для иконы была сделана чеканная серебряная позолоченная риза с такими же венцами над головами Спасителя, Божией Матери и Святителя Николая и резной позолоченный киот.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Преобр...

Все высокие нравственные качества и душевные расположения, присущие святой душе Преподобного Сергия, были присущи и преподобному Никону. Кротость, любвеобильность, простота в обращении, смирение отличали в высшей степени и его и доставляли ему уважение ото всех. Приняв после преставления Преподобного Сергия игуменство над братией, он своей кротостью, отеческой заботливостью, мудростью в управлении и рассудительностью стяжал себе любовь и уважение братии, являясь для нее образцом и примером в подвигах и трудах. Слава о его святой жизни распространилась далеко за пределы стен монастырских, и многие из мирских людей приходили к нему за советом и утешением. Но сам преподобный Никон тяготился мирской славой и искал уединения и безмолвия. Для этого он и оставляет начальствование над братией и затворяется в келье для уединенной, ничем не развлекаемой молитвы. Затем, по неотступной просьбе братии, он после шестилетнего затвора снова принимает начальствование над Лаврой и правит ею до самых своих последних дней. Тихо и мирно текла жизнь в обители, но Богу угодно было попустить для нее и ее игумена, преподобного Никона, испытание. В страну вторглись несметные полчища татарских войск под предводительством страшного Эдигея, беспощадно опустошавшие нашу землю повсюду, куда только ступала их нога. Дошли они и до обители Преподобного Сергия и, разорив в ней все, сожгли ее дотла. Однако преподобный Никон не предался унынию и печали, но со спокойной твердостью духа стал трудиться над восстановлением обители, и уже через три года она была восстановлена и стала еще лучше и прекраснее, чем прежде. За свои труды, понесенные ради восстановления ее, преподобный Никон удостоился от Господа великой награды и утешения: он обрел нетленные мощи своего любимого духовного отца, Преподобного Сергия, над коими и воздвиг затем каменный храм в честь Живоначальной Троицы, в котором мы с вами сейчас пребываем и в котором покоятся мощи Преподобного Сергия по сей день. Преподобный Никон, свято храня правила жизни, завещанные великим Сергием, и сам перед своей смертью, просил братию строго соблюдать устав иноческой жизни, заведенный в монастыре. В особенности завещал он непременно соблюдать установленный в обители чин молитвы дневной и ночной, нечасто выходить из обители, хранить терпение в искушениях, оказывать неукоснительное повиновение начальствующим в обители, ненавидеть праздность — матерь всех пороков, любить же трудолюбие, соединяя его с пением священных псалмов, любить безмолвие. Прилагая же к этому и наставление о человеколюбии, преподобный Никон сказал: “Если возможно, не отпускайте от себя никого с пустыми руками, дабы незаметно не оказать презрения Самому Христу, явившемуся вам под образом просящего”. И 17 ноября 1426 года он мирно скончался.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

773 Отрывок одного в Синодальной рукописи по Описанию Горского и Невоструева и лист 347, указание другого у Строева ibid., (в приводимом начале второго послания говорится: «прежде убо многажды писах вашеа ради ползы душевныя». Если оно не в Псков, то нужно будет предполагать ещё другую местность, куда Фотий многократно писал учительные послания). 774 В Псков Фотий писал не три послания, а гораздо более; но мы разумеем здесь собственно послания учительные. Они суть: 1) от 23 Сентября 1416 года, – в Актах Истории, т. I, стр. 42, в Памятниках Павлова col. 365, 2) от 2 Февраля 1426 года по случаю моровой язвы, – в Актах Истории ibid., стр. 58, в Памятниках Павлова col. 465, 3) от 4 Января неизвестного года, – в Актах Истории ibid., стр. 67, у Павлова col. 492. 775 Два послания напечатаны в Дополнениях к Актам Истории т. I, стр. 315 и 322, о третьем, не напечатанном, см. ibid., примечания стр. 15 (лист 221). 778 В послании в Печерский монастырь, писанном во время пребывания в Литве в 1420–1421 году, Фотий говорит: «не зазрите убо смирению моему, яко неискусну ми сущу писанью вашему и языку», – Дополнения к Актам Истории т. I, стр. 323 col. 1. 779 См. о нём Никоновская летопись V, 39 fin.. (Его вовсе не следует смешивать с Пахомием Сербином). 781 Грамота в Памятниках Павлова, col. 421. Дата под ней: 8 Августа 1422; должно быть 8 Августа (если правильно показание месяца) 1430 года, ибо после 1 Ноября 1429 года, когда умер Евфимий, и до 1 или 2 Июля 1431 года, когда умер сам Фотий, имеется 8 Августа только одного этого года. 783 Архиепископ Евфимий в своём исповедании веры, данном им митрополиту пред посвящением, пишет: «К сим же исповедую, яже имать пошлины мирополичьскый престол в всем пределе моем съблюдати непреложно», – Акты Экспедиции, т. I стр. 463. [А в устранение претензии Новгородцев, заявленной ими патриарху, что они не хотят, чтобы архиепископ их по зову митрополита ходил в этому последнему (стр. 307 sub. fin.), архиепископ Евфимий обещается Φοтию, в своей грамоте: «ещё же и на том обещеваюся: внегда позвати мя тобе господину моему, пресвященному митрополиту Киевскому и всея Руси Фотию, без слова всякого ехати ми к тебе». И то и другое обещание, по всей вероятности, не были обещаниями, которые нарочно требованы были Фотием от Евфимия, а были обычными обещаниями, которые давали все новопоставляемые архиереи: но они как раз были против поведения новгородцев и против их претензий.]

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Для украшения каменного Троицкого храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея (Рублева) и Даниила (Черного). Тогда преподобный Андрей и написал знаменитую икону Пресвятой Троицы. Перед своей кончиной преподобный Никон собрал братию и дал последние наставления. Причастившись Святых Тайн, второй от основания Радонежский игумен дал братии последнее благословение и сказал: «Пойди, душа моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя». Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 года. Он был погребен близ раки своего учителя, как то было указано свыше. В 1548 году над гробом преподобного Никона была построена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена новая, примыкающая к Троицкому собору, в которой и почивают под спудом святые мощи преподобного Никона. Святители – это патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости заботами о своей пастве, хранением православия от ересей и расколов. Например: святители Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Мученики – это святые, принявшие мученическую смерть или потерпевшие гонения за Господа Иисуса Христа. Чин святых мучеников и исповедников с самого начала христианской эры исторически стал первым и наиболее почитаемым чином христианских святых. Претерпевшие особые жестокие страдания называются великомучениками. Замученные в сане епископа или священника называются священномучениками, а пострадавшие в иночестве (монашестве) – преподобномучениками. Равноапостольными в православной Церкви называют святых, которые своей проповедью привели ко Христу множество людей уже после времен апостольских. Это Христовы подвижники, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу целых стран и народов. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2588  чел. Всего просмотров 67 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст:

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

Наконец, в конце 1418 — начале 1419 г., через 26 лет после кончины Преподобного, Епифаний закончил Житие Сергия и написал обширное Предисловие к нему. Повидимому, этот труд явился последним в творческой жизни Епифания Премудрого. Но епифаниевское Житие Сергия оказало решающее влияние на решение вопроса о канонизации Сергия (так же, как его Житие епископа Стефана Пермского явилось основанием канонизации Стефана, а его Слово о житии Дмитрия Ивановича, царя Русского, предрешило канонизацию Дмитрия Донского). Игумен Никон не ограничился прославлением учителя в письменных памятниках, но предпринял энергичные усилия для его канонизации. Воскресным днем 5 июля 1422 г. состоялось «обретение мощей» Сергия Радонежского, после чего было принято решение о строительстве мемориального каменного Троицкого собора. На празднество собрались вельможи и князья, но главную роль играли брат великого князя, звенигородский и галичский князь Юрий Дмитриевич (крестник Сергия), и сеньер Радонежа князь Андрей Владимирович. Ни одного представителя центральной власти (великого князя и митрополита) на празднестве не было, и состоявшаяся канонизация носила местныи характер . Несмотря на свирепствовавшие повсеместно на Руси голод и эпидемии, строительство Троицкого каменного храма велось достаточно быстрыми темпами и к осени 1426 г. здание было воздвигнуто (умерший осенью этого года радонежский князь Андрей Владимирович был похоронен в Троицком монастырском соборе). Мощи преподобного Сергия были перенесены в новый храм, расписанный знаменитыми живописцами Даниилом и Андреем Рублевым. Сам Никон, скончавшийся 17 ноября 1428 г., был похоронен в новой каменной церкви (?), «при гробе» своего учителя святого Сергия. Помимо возведения каменного Троицкого храма Никон предпринял расширение самого монастыря (об этом говорится в рассказе о чуде с монахом Никоном, который рассек себе лицо при строительстве кельи: см. Третью Пахомиевскую редакцию Жития Сергия). Работы продолжались и при игумене Савве (1428—1432 гг.), так как случившийся за 2 года до смерти Никона пожар уничтожил треть монастырских построек  .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

В настоящее время на месте монастыря стоит небольшой деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Время построения храма неизвестно. В описях же Пафнутиева монастыря, к которому храм был приписан, он упоминается в 1701 и в 1763 годах как один из древних храмов, основанных преимущественно к концу XVI - к началу XVII века. Эта храм был срублен из сосны и выстроен на фундаменте из крупных булыжных камней. Снаружи обшивка стен менялась несколько раз, а тесовая кровля впоследствии была заменена железной. Небольшие квадратные окна закрывались изнутри деревянными щитами, за исключением верхних, над которыми были устроены навесы. По рассказам местных жителей, в недавнее время уничтожена галерея и опущен пол на две ступени. С обеих сторон от западного входа, под колокольней, находятся небольшие клети. Эти узкие срубы без дверей сделаны специально для того, чтобы служить прочным основанием для шестигранной колокольни, на что указывает рубка нижних венцов шестигранника, намеченная на плане. Лестница на колокольню устроена в трапезной. По описи 1701 г. были и крыльца с трех сторон. Закрыта в 1932 г. и вновь передана Епархии 24 ноября 1994 г. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt Стоявший на месте церкви Покровский монастырь был основан в 1410 г. боровским князем Симеоном Владимировичем (скончался от морового поветрия в 1426-28 гг.). В 1414 г. в этом монастыре принял монашеский постриг преп. Пафнутий. Двадцать лет он был иноком Покровского Высоковского монастыря, в 1434 г. стал его игуменом. 23 апреля 1444 г. неожиданно для всех преп. Пафнутий покинул обитель и поселился на р.Истерьме, где основал новый монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В Покровском же монастыре, по преданию, были похоронены родители Пафнутия Иван и Фотиния. В начале XVII в. в монастыре стояли два храма (один каменный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, второй деревянный во имя Входа Господня во Иерусалим) и деревянные кельи. Их в 1610 г. разорили и сожгли литовские люди и поляки. Жалованные грамоты царя Михаила Федоровича 1615 и 1618 гг. велели Пафнутьеву монастырю возродить Высоковскую обитель. Тогда же была поставлена новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная, и кельи. Храм украсили предметами церковной утвари из Пафнутьева монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=02052

Чушевская. Церковь Варлаама Важского на Ледском погосте. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Варлаама Важского Архитектурный стиль: Шатровые храмы Год постройки:1876. Год утраты:Не установлен. Архитектор:Чермецкий Адрес: Россия, Архангельская область, Шенкурский район, д. Чушевская Координаты: 62.302123, 42.940649 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Ледский приход. Современное местоположение: д. Чушевская, Шенкурский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Шенкурский уезд, Архангельская губерния. Приход получил название по реке Леди. Приходские храмы находились в с. Чушевском. Начало приходу положил преп. Варлаам Важский, который построил здесь между 1426 и 1456 гг. храм во имя Рождества Иоанна Предтечи. Эта церковь простояла не менее 420 лет. На ее месте в 1876 г. построили новую церковь в честь преп. Варлаама. Издавна в приходе существовала и Георгиевская церковь. Когда построена первая, неизвестно. Вторая построена по храмозданной грамоте Пимена, архиепископа Новгородского и Псковского, от 18 февраля 1564 г., данной " в заволочье на р. Ледь Иванскому попу Роману Григорьеву сыну " (Цит. по: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895. - С. 117-120.). Эта церковь сгорела. По храмозданной грамоте Новгородского митрополита Питирима построена была церковь во имя Богоявления Господня с приделом в честь вмч. Георгия. По устному преданию, она сгорела в 1772 г. Построенная вместо нее церковь сгорела 27 ноября 1815 г. По указу ДК от 12 января 1816 г. начато строительство каменной двухэтажной церкви. Престолы: в верхнем этаже средний - в честь Рождества Иоанна Предтечи, южный - Казанской иконы Божией Матери, северный - вмч. Георгия; в нижнем этаже средний - в честь Богоявления Господня, южный - Сретения Господня, северный - Николая Чудотворца. Церковный староста: Андрей Кузнецов с 1887 г.

http://sobory.ru/article/?object=38919

Никодим просфорник, XII века, 31 октября. Николай Студийский, † 868 г., 4 фев. Николай Мистик † 930 г., 16 мая. Николай Псковский юродивый † 1576 г., 28 февраля. Николай юрод. Новгород. † 1392 г., 27 июля. Николай чудотворец † 343 года, 9 мая и 6 декабря. Николай-Святоша † 1142 г., 14 окт. Николай воин IV века. 24 дек. Никон свмч. † 250 г., 23 марта. Никон, игум. Печерский, † 1088 г., 23 марта. Никон муч. † 298 г., 7 нояб. Никон Радонежский † 1426 года, 17 ноября. Никон преп. † 998 г., 27 ноября. Никон Сухой † не позже 1101 г., 11 декабря. Никострат муч. † 287 г., 18 дек. Нил Сорский † 1508 г., 7 апр. Нил Синайский , † 450 года, 14 янв. и 12 ноября. Нил Столбенский, † 1554 г., 7 дек. Нимфодора муч., 10 сентября. Нина равпоапостольн. † 335 года, 14 января. Нинит муч. (с Фидием), 15 сент. Нифонт преп. † 1330 г., 14 июня. Нифонт Новгородский † 1156 года, 21 апреля. Нифонт, патр. Конст., † 1460 г., 11 августа. Нифонт, еп. Кипрский, 23 декабря. Ной праотец – в неделю Праотцов. Нонн Илиопольский † 471 г., 10 нояб. Нонна праведная † 374 г., 5 авг. Нумидик, исп. и муч. Карф., 31 авг. Нурвел арх. † 363 г., 7 августа. О лдама прор. VII века до Р. Хр., 10 апреля. Олег, князь Брянский, † 1307 года, 20 сентября. Олимп, Апостол из 70-ти, 4 янв. и 10 ноября. Олимпиада диаконисса † 410 г., 25 июл. Ольга, великая княгиня, † 969 года, 11 июля. Онисим, Апостол из 70-ти, 4 янв. и 15 февраля. Онисим, затворник Печерский, 21 сентября. Онисифор, Апостол из 70-ти, 4 января, 7 сентября и 8 декабря. Онисифор муч. IV века, 9 ноября. Онисифор Печерский † 1148 года, 9 ноября. Онуфрий муч. † 1818 г., 4 января. Онуфрий Великий † около 400 года, 12 июня. Онуфрий Вологодский † 1521 года, 12 июня. Онуфрий Мальский † 1592 г., 12 июня. Онуфрий Печерский, 21 июня. Оптат, еп. Мелевитский IV в., 4 июня. Ора преп. † 390 г., 7 августа. Орентий муч. IV века, 24 июня. Орест муч. IV века, 10 ноября. Орест мучен. (с Евстратием), 13 декабря. Орсисий Тавеннисиотский † не позже 376 г., 15 июня. Осия пророк, 17 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 30 ноября 1 мин., 22.05.2012 Филиппов пост. Разрешена рыба. Святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского (ок. 266-270). Преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика преподобного Сергия (1426). Мучеников Ацискла и Виктории, Кордубских (IV). Прп. Лазаря иконописца (ок. 857). Мч. Гоброна, во св. Крещении Михаила, и с ним 133-х воинов (914). БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ Утр. - Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9-20. Лит. - Еф., 224 зач., IV, 1-6. Лк., 66 зач., XII, 16-21. Свт.: 1 Кор., 151 зач., XII, 7-11. Мф., 34 зач. (от полу), X, 1, 5-8 . ЦИТАТА ДНЯ Очищай ум твой от гнева, злопамятства, и постыдных мыслей; и тогда сможешь узнать, как Христос будет обитать в тебе. прп. Максим Исповедник РАДИО ВЕРА Рассказы о святых и датах, которые вспоминает Церковь 30 ноября (аудио + текст): свт. Григорий Неокесарийский прп. Никон Радонежский мч. Горбон МАТЕРИАЛ ДНЯ 30 ноября Русская Православная Церковь вспоминает Никона, игумена Радонежского, который был ближайшим учеником и приемником преподобного Сергия.  В этот день мы предлагаем вместе с нами посетить родину святого Никона, а также вспомнить, какое наследие оставил его учитель, преподобный Сергий Радонежский, для будущих поколений и чем оно так дорого для нас. В тени большого города (путешествие в Юрьев-Польской) Наследие Сергия Радонежского Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar-11-30.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010