Среди ужасов смерти тем отраднее были победоносные явления жизни над самой смертью . Еще не прешел род современников и учеников смиренного Игумена Радонежскаго, которому св. Алексий готовил кафедру первосвятительскую, как светильник, тридцать лет скрывавшийся под спудом смертным, по мановенно Божию, изнесен из недр земли – горящий светом жизни неугасающей (1422 г.). Чрез несколько лет после того в последий год правления Фотия, милосердый Господь, к утешению православной России, явил нетленными и цельбоносные мощи св. Алексия, содруга Сергиева 100 . Между тем сходили с земного поприща, один за другим, и последние ученики богоносного Сергия: в 1426 пр. Ферапонт Можайский (27 Мая), в 1427 пр. Кирилл Белоезерский (9 ионя), в 1428 пр. Никон Радонежский (17 ноября), в 1429 стодвенадцатилетний старец, пр. Павел Комельский, или Обнорский. Паства Фотия лишалась лучших своих членов... В 1430 г., когда исполнилось двадцать лет пребыванья Фотия в Москве, пришел вестник, зовущий и самого Архипастыря в другой мир. На Светлой неделе, в четверток (20 апреля), после утрени, совершив келейное правило, Фотий прилег было отдохнуть. Вдруг возсиял в его ложнице необыкновенный свет. Святитель увидел пред собой светоносного мужа, с венцом царским на голове и златым посохом в руке. После некоторого молчания, в трепете спросил он пришедшего: кто ты и как вошел сюда, когда двери мои заперты? – «Я не из числа людей земных, – отвечал необыкновенный посетитель, – но ангел Божий, и послан к тебе от Господа Бога Саваофа Вседержителя. Господь Бог повелел мне возвестить тебе слово на утверждение жития твоего. Внимай себе и стаду твоему. Христос Бог дает тебе седмицу на рассмотрение жития своего и на распоряжение о пастве». Услышав сии слова, Святитель в страхе и трепете, со слезами припал было к ногам посланника Божия, но он стал невидим. Это видение и глаголы Ангела так потрясли Фотия, что он долгое время оставался лежащим на полу, доколе иноки, жившие при его келлии, не подняли его и не положили на одр. Он все еще молчал и не раскрывал глаз. Наконец, пришедши в себя, поведал окружающим его виденное 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

1260 «Совершенно секретно»: Лубянка – Сталину о положении в стране (1922–1934 гг.) М., 2008. Т. 8: 1930 г. Ч. 2. С. 1426. 1279 См.: Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Синода//Журнал Московской Патриархии. 1932. 11–12. С. 2. 1286 Копии 54-х таких писем были обнаружены иеромонахом Дамаскином (Орловским) в следственном деле митрополита Петра 1930 г. (см.: «Я теперь не умру...»: Последние годы жизни Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) //Журнал Московской Патриархии. 1993. 1. С. 20). Часть из них затем была опубликована, полностью или в выдержках (см.: Акты... С. 880–886; Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия... Кн. 2. С. 361–368.). Где эти документы находятся в настоящее время, неизвестно (из следственного дела они были изъяты). 1287 Цит. по: Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия... Кн. 2. С. 366–368. 1291 См., например: Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 59. 1293 См.: Воззвание Местоблюстителя Патриаршего Престола//Голос Литовской Православной Епархии. 1925. 6–7. С. 84; Божией милостию Местоблюститель Патриаршего Престола, митрополит Крутицкий, смиренный Петр//Церковные ведомости. 1925. 21–22. С. 2. 1294 См.: Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 57. 1303 Косик О. В. Из истории Владимирской епархии (1917–1923 гг.)//Богословский сборник. Вып. 6. М., 2000. С. 59. 1313 Воробьев В., прот., Косик О. В. Слово Местоблюстителя. С. 62; ср.: Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники... Кн. 2. С. 511. 1315 М. Е. Губонин предполагал, что автором письма от 28 июля был митрополит Иосиф (Петровых) (см.: Акты... С. 696). Точно установить авторство письма удалось благодаря письму митрополита Кирилла епископу Афанасию (Сахарову) от 4–5 ноября 1933 г., где упоминается июльское письмо Заместителю (см.: После Туруханской ссылки: (Письма священномученика митрополита Кирилла Казанского к священноисповеднику епископу Афанасию Ковровскому)/Публ. и примеч. О. В. Косик//Богословский сборник. 2001. Вып. 8. С. 358).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Тихо и мирно текла жизнь в обители, но Богу угодно было попустить для нее и ее игумена, преподобного Никона, испытание. В страну вторглись несметные полчища татарских войск под предводительством страшного Эдигея, беспощадно опустошавшие нашу землю повсюду, куда только ступала их нога. Дошли они и до обители преподобного Сергия и, разорив в ней все, сожгли ее дотла. Однако преподобный Никон не предался унынию и печали, но со спокойной твердостью духа стал трудиться над воссозданием обители, и уже через три года она была восстановлена и стала еще лучше и прекраснее, чем прежде. За свои труды, понесенные ради восстановления ее, преподобный Никон удостоился от Господа великой награды и утешения: он обрел нетленные мощи своего любимого духовного отца, преподобного Сергия, над коими и воздвиг затем каменный храм в честь Живоначальной Троицы, в котором покоятся мощи Преподобного и по сей день. Преподобный Никон, свято храня правила жизни, завещанные великим Сергием, и сам перед своей смертью просил братию строго соблюдать устав иноческой жизни, заведенный в монастыре. В особенности завещал он непременно соблюдать установленный в обители чин молитвы дневной и ночной, нечасто выходить из обители, хранить терпение в искушениях, оказывать неукоснительное повиновение начальствующим в обители, ненавидеть праздность – матерь всех пороков, любить же трудолюбие, соединяя его с пением священных псалмов, любить безмолвие. Прилагая же к этому и наставление о человеколюбии, преподобный Никон сказал: «Если возможно, не отпускайте от себя никого с пустыми руками, дабы незаметно не оказать презрения Самому Христу, явившемуся вам под образом просящего». И 17 ноября 1426 года он мирно скончался. Почти непрерывным потоком идет наш русский православный народ к великому печальнику Русской земли преподобному Сергию, неся с собою свои скорби и радости. Но будем помнить всегда, что с молитвами преподобного Сергия о нас, грешных, сливаются пред Престолом Божиим и молитвы преподобного Никона. Поэтому помолимся ему горячо и усердно, чтобы Господь по предстательству угодника Своего укрепил нас на пути добродетельной христианской жизни и сподобил достигнуть нашей конечной, вожделенной цели – будущей вечной жизни. О нетлении святых мощей

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

156 Князь Иван Михайлович Воротынский, во иноках Иона, † 8 января 1627 г. (см. надгробную надпись в церкви св. Владимира: «Лета 7135 году января 8 день преставился раб Божий благоверный князь Иван Михайлович Воротынский, а во иноках схимник Иона») Князь Алексей Иванович Воротынский † 20 июня 1642 г. (см. там же). См. «Кирил. Бел. монастырь» г. Никольского, Спб. 1897 г., стр. LVIII. 157 Указом Новгородской Духовной Консистории, от 6-го ноября 1896 г. за было предписано взять на расход 1000 руб. из монастырского капитала, хранящегося в % бумагах, на производство внутреннего и внешнего ремонта в древнем Успенском храме. 158 Высокопреосвященнейший Феогност, по приезде своем в г. Кириллов, изволил служить 7-го числа в Горицком женском монастыре позднюю обедню. Оттуда 8-го числа в 2 ½ часа пополудни, в сопровождении своей свиты, прибыль в Кирилло Белозерский монастырь. А раньше–7-го июня прибыл сюда из Москвы Преосвященный Тихон, Епископ Можайский, и служил всенощное бдение, а наутро Божеств. Литургию. 160 Трапеза для нищей Христовой братии учреждена была монастырем в продолжение трех торжественных дней. 161 Оба означенные адресы и телеграммы помещены здесь по указанию Высокопреосвященного Феогноста, архиепископа Новгородского и Старорусского. 162 Игнатий Молчальник, перешедший сюда под руководство препод. Кирилла из Сергиевой обители. Он занимался здесь писанием Богослужебных книг. 163 Таковыми были – преподобные Ферапонт († 27 мая 1426 г.), давший начало Ферапонтову и Можайскому монастырям, Иннокентий († 1427 г.), Христофор († 1434 г.), Трифон († 1447 г.), Мартиниан, Кассиан († 1469 г.), Нил Сорский (†7 мая 1508 г.) и друг. 164 Препод. Дионисий Глушицкий († 1-го июня 1437 г.), основавший два общежительных монастыря в Вологодском крае, Игнатий Ломский, Герман и Александр Ошевенский. 165 Савватий Соловецкий († 27 сентября 1436 г.), Иннокентий († 19 марта 1511 г.) и Корнилий Комельский († 19 мая 1537 г.). Читать далее Источник: Историко-статистическое описание Кирилло-Белозерского (Успенского) мужского первоклассного монастыря Новгородской епархии/Составил иером. Задонского Богородицкого монастыря Геронтий. - Москва : Печ. А.И. Снегиревой, 1897. - II, 161 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Для украшения каменного Троицкого храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея (Рублева) и Даниила (Черного). Тогда преподобный Андрей и написал знаменитую икону Пресвятой Троицы. Перед своей кончиной преподобный Никон собрал братию и дал последние наставления. Причастившись Святых Тайн, второй от основания Радонежский игумен дал братии последнее благословение и сказал: «Пойди, душа моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя». Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 года. Он был погребен близ раки своего учителя, как то было указано свыше. В 1548 году над гробом преподобного Никона была построена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена новая, примыкающая к Троицкому собору, в которой и почивают под спудом святые мощи преподобного Никона. Православные праздники Каждый день календарного года посвящается Церковью воспоминанию того или иного священного события, празднованию памяти святых или прославлению чудотворных икон. Самый главный день церковного года – праздник Светлого Воскресения Христова, Пасхи Господней. Следующие по значимости – 12 великих двунадесятых праздников. Затем по значению мы выделяем 5 великих праздников. Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Даты непереходящих праздников каждый год не изменяются, например, Рождество Христово всегда празднуется 7 января. Даты же переходящих праздников каждый год зависят от времени празднования Пасхи, которое определяется в зависимости от фаз Луны (при этом Пасха обязательно должна приходиться на воскресный день). Переходящих двунадесятых праздников три: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и День Святой Троицы. Рождество Христово Празднуется 7 января За много дней до рождения Младенца Христа в далекой восточной стране на небе появилась необычная звезда. Первыми ее увидели мудрецы-звездочеты, которых называли волхвами. Они знали многие тайны природы и звездного неба, но подобной звезды они не видели никогда. Мудрецы взяли древние книги и нашли в них предсказание: звезда возвещала о рождении в Палестине Царя. Царь тот есть Господь и Владыка всего мира, Бог, принявший человеческий облик. Прочтя предсказание, волхвы снарядили караван и с богатыми дарами немедленно отправились в путь. Сорок дней и ночей длилось это путешествие.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

1422 . Пружинина О. Б. Опыт компаративного рассмотрения исихазма//Философские исслед. М. 1993. 2. 187–189. 1423 . Райгородский Л. Д. Молитвы как особый вид древнерусской литературы//Verbum 3 9 .1524). 117–125. 1424 . Родионов О. А. Византийские жития святых-исихастов и древнерусская агиография конца XIV-haчaлa XV в.: характер и истоки параллелизма//Российский Православный Университет. Ученые записки. М. 2000. 5. 86–104. 1425 . Свенцицкий А. Они были последними? М. 1997. 191. 1426 . Свенцицкий Валентин , прот. Диалоги. М. 1995. 224. 1427 . Свенцицкий Валентин , прот. Беседы о духовной жизни. СПб. 1995. 662. 1428 . Свенцицкий Валентин , прот. Монастырь в миру: Проповеди и поучения 1921–1926. М. 1995.448. 1429 . Свенцицкий Валентин , прот. Монастырь в миру: Проповеди и поучения. М. 1996. 2: 1927–1928 гг. 576. 1430 . Свенцицкий Валентин , прот. Избранное: Диалоги. Беседа о духовной жизни. Серафимо-Дивеевский м-рь 282. 1431 . Свенцицкий Валентин , прот. Монастырь в миру. Проповеди и поучения. М. 1999. 684. 1432 . Семаева И. И. Исихазм в русской дореволюционной историографии XX века/Моск. пед. ун-т. М. 1992. 17. [Рукопись деп. в ИНИОН РАН 47443 от 21.12.92]. 1433 . Семаева И. И. Исихастские истоки национальной идеи в русской религиозной философии//Русская идея. М. 1992. 36–37. 1434 . Семаева И. И. Исихастские истоки проблемы телесности в русской антропологии//Русская философия: новые решения старых проблем. СПб. 1993. 1. 91–93. 1435 . Семаева И. И. Мотивы исихазма в философии С. Л. Франка //Россия и Европа: философия, культура, современность: Тез. докл. Междунар. симпоз., 9–11 ноября 1993 г. Саратов 1993. 174–176. 1436 . Семаева И. И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века: Учеб. пособие по спецкурсу. М. 1993. 243. 1437 . Семаева И. И. Исихазм и русская религиозная философия начала XX века//Русская культура на межконфессиональных перекрестках. М. 1995. 74–75. 1438 . Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в псковской земле, с критико-библиографическим обзором литературы и источников по истории псковского монашества. М. 1908. IV, 580, VI. (ЧОИДР 4).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1406 См., например, статьи «М. П. Погодина в Московских Ведомостях за это время и мнение о них сенатора Лебедева в Русском Архиве 1889, I, 142 и далее. 1412 Разумеется поражение одного из осаждавших Лавру вождей Польских Лисовского в день памяти преподобного Сергия 25 сентября 1616 года, о чем, равно как и об отношении к сему со стороны цари Михаила Феодоровича см. в Описании Троицкой Лавры, стр. 115 и далее. Москва, 1873. 1415 Письма Филарета к Антонию, III, 349. Литургию и молебен совершал викарий, преосвященный Алексий. 1416 Там же. Юные великие князья: Александр, Владимир и Алексей Александровичи, великие княгини: супруга великого князя Константина Николаевича, Александра Иосифовна, и принцесса Нидерландская Анна Павловна. Собрание мнений и отзывов Филарета, IV, 36–37. 1418 Срав. о сем Письма Филарета к Антонию, III, 348 и Письма Филарета к высочайшим особам и другим лицам, II, 26, Тверь, 1888. См. Московские Ведомости, 1855, 112; отсюда описание перепечатано было и в Ведомостях Московской городской полиции за то же время. 1419 Чтения в обществе истории и древностей России, 1880, кн. 2, стр. 21 сообщения архимандрита Григория: «Из бумаг Московского митрополита Филарета». 1422 В записках сенатора Лебедева о том времени мы читаем: «Вот Государь и возвратился. Приветствие ему в Одессе Иннокентия, кроме довольно счастливого начала, и тяжело, и неприлично. Приветствия Филарета 1 сентября и 6 ноября несравненно лучше». Русский Архив, 1889, I, 149. Приветствие преосвященного Иннокентия можно читать в собрании его сочинений в Московских Ведомостях, 1855 года, 135 и в других изданиях. 1426 Эдуарда Ивановича, тогда еще второстепенного военного генерала-инжекера, а после генерал-адъютанта и графа († 20 июня 1864). 1429 Например, в самой Москве, при том же генерал-губернаторе, графе Закревском, и губернаторе В. И. Капнисте, обмундирование ополченцев было произведено из такого негодного материала, что его непременно нужно было переменить, о чем доведено было до сведения и самого государя императора. И только благодари щедрости тогдашнею городского головы С. Л. Лепешкина († 10.08.1855), пожертвовавшего на перемену обмундирования от себя 100 тысяч рублей, эта перемена совершилась с надлежащею скоростью и гнев императора не имел таких грозных последствий, каких по справедливости нужно было бы ожидать. (Однако Капнист был вскоре после того отставлен от должности, хотя, и с честью). Об этом сообщено нам дочерью Лепешкина – О. С. Шапошниковой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ярославские свв. Описания иконы Ярославские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских Святых Дни памяти Святых указаны по новому стилю СВЯТИТЕЛИ Александр, епископ Переславский — 27 мая и 5 июня Антоний, епископ Ростовский (+1336) — 23/5 июня Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский (+ 1772) — 12 марта Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский (t+1481) — 5 апреля Вассиан II, архиепископ Ростовский (+ 1516) — 7 февраля Григорий Премудрый, архиепископ Ростовский (+ 1416) — 16 мая Димитрий, митрополит Ростовский (+ 1709) — 4 октября и 10 ноября Дионисий Грек, архиепископ Ростовский (+1426) — 31 октября Ефрем, епископ Ростовский (+1119) — 5 июня Ефрем, архиепископ Ростовский (+1454) — 9 апреля Иаков, епископ Ростовский (+1391) —10 декабря Игнатий Брянчанинов, епископ Ставропольский и Черноморский (+ 1867) - 13 мая Игнатий, епископ Ростовский (+1288) — 10 июня Иннокентий, епископ Иркутский (+1731) 9 декабря — и 22 февраля Иоанн II, епископ Ростовский (+1214) — 23/6 июля Иоанн III, епископ Ростовс[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1962-73.] Собор Ярославских святых. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1962-73 годы. Фотография из альбома иг. Марка (Лозинского). Файл 11171.jpg:   Размер: 880x1200, 1.06 MPix, 182 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (150) , (5) . Описание: [Русь. XVII.] Ярославские святые (блгв. кнн.Василий, Константин и Феодор, Давид и Константин). Русь. Последняя треть XVII в. 122 х 103. Из Троице-Сергиева Варницкого монастыря. В 1929 поступила в Государственный музей-заповедник " Ростовский кремль " . Файл 11172.jpg:   Размер: 933x1200, 1.12 MPix, 829 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (166) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Ярославские святые. Строгановская школа (Прокопий Чирин/?/). Икона. Русь. XVII в. 31.5 х 27.5. Coleccion Roger Cabal. Париж. Файл 11173.jpg:   Размер: 1000x1200, 1.2 MPix, 233 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (145) , (4) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 11174.jpg:   Размер: 581x1200, 0.7 MPix, 130 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (137) , (4) .

http://pravicon.com/icon-3212

См.: Малахова И. А. Бонч-Бруевич В. Д.//Православная энциклопедия. Т. VI. С. 20–21; Богданов С. В., Бонч-Бруевич С. П. Бруевичи и Бонч-Бруевичи.//Дворянский календарь. Тетрадь 12. СПб. 2005. С. 77–78. 164 Борис (Плотников Владимир Владимирович) ; (16 июля 1855 – 18 сентября 1901). Окончил Томскую ДС и Казанскую ДА (1880), с 27 августа 1880 – преподаватель гомилетики и литургики Томской ДС. 31 августа 1884 избран и. д. доцента кафедры метафизики Казанской ДА. Магистр богословия (26 января 1886: «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Период I. От начала христианства до Константина Великого . Казань. 1885»). Пострижен в монашество 29 марта 1886, рукоположен во иеромонаха 12 апреля 1886. 30 мая 1886 утвержден в звании магистра богословия и доцента. С 17 августа 1886 – и. д. инспектора, с октября 1886 – инспектор Московской ДА, архимандрит, с 10 июня 1888 – ректор Киевской ДС. С 22 апреля 1892 – старший член С.-Петербургского Цензурного комитета и член Учебного комитета при Св. Синоде. С 30 октября 1892 – ректор С.-Петербургской ДА, с 2 декабря 1893 – настоятель посольской церкви в Константинополе, с 17 ноября 1899 – вновь ректор С.-Петербургской ДА. 9 мая 1901 хиротонисан во епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии. 20 января 1901 уволен на покой с назначением присутствующим в Св. Синоде и председателем Училищного совета. См.: Преосвященный епископ Борис.//Прибавления к Церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. 1901. 39. С. 1426–1429; Преосвященный епископ Борис.//Народное образование. 1901. Кн. 10. С. 261–264; Памяти преосвященнейшего Бориса, бывшего ректора С.-Петербургской духовной академии. СПб. 1902 (оттиск из «Христианского чтения. 1901. 12. С. 925–947); Алексеев А. И. Борис (Плотников) .//Православная энциклопедия. Т. VI. М. С. 37–38. 63, 64, 65 Бородин Аркадий Владимирович; (31 августа 1881 – ?). Родился в Уральске. Штатный преподаватель Царскосельской Николаевской мужской гимназий, преподаватель русского языка и литературы Царскосельского реального училища. В 1920-х годах работал в Петроградском университете, работал в Главархиве (специалист по истории права).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1420 Малороссия пользовалась правом свободно, «вольными голосами», избирать себе архипастырей, как и гетманов. Рада 24 ноября состояла из представителей б Благо и черного духовенства, дворянства, войско­вых чинов, мещан и уполномоченных гетмана Ивана Мазепы и ки­евского митрополита Варлаама Ясинского. Избирательное делопроизвод­ства см. у Величко III. 417. О том, что между Феодосием и Иоанном на черниговской кафедре не было никого (Лаврентий Крещанович не был архиепископом), см. Материалы для истории Руск. церкви. Черни­говская епархия после Батые, именуемая Брянскою, С предисл. А. А. Титова. Москва 1892, стр. 42–43. 1423 Грамоту о поставлении и царскую грамоту от 21 янв. см. у А. Юрьевского, 1–13. (ср. Филарета 234, пр. 157). В январе 1608 г. Иоанн благодарил патриарха за посвящение. Малорос. дела 1698 г., 8. Синод, библ., грамота 87 " 2. К.В. Харлампович 237, пр. 6. 1424 До уничтожения патриаршества, в саккос облачались лишь патри­арх и митрополиты: из архиепископов первый получил это право Лазарь Баранович. 1426 И. А. Шляпкин. Св. Димитрий Ростовский . СПБ. 1891. Стр. 257. И. А. Шляпкин утверждает, что Димитрий относился к Иоанну «не особен­но сочувственно» (стр. 257), что между ними «были плохие отношение» (стр. 263). Однако прямых свидетельств о недружелюбии между названными лицами И. А. Шляпкин не имеет, а косвенные сводятся только к тому, что 1. о покровительственном отношении к Димитрию просил Иоанна патр. Адриан; 2. между Новгород-северской архимандрией, на которую в 1699 г. был переведен Димитрий, и черниговской кафедрой шел спор из-за слободы Юриновки, спор, решенный Мазепой в пользу кафедры; 3, Димитрий неодобрительно отозвался об одном из сочине­ний Иоанна. О литературных трудах Иоанна и отзыве Димитрия крат­кая речь будет ниже. Что касается просьбы Адриана, то она вызыва­лась не какими-либо преследованиями со стороны Иоанна, а желанием патриарха оказать поддержку трудам Димитрия по составлению Четьих-Миней. О споре же из-за Юриновки можно не говорить, так как он шел не между лицами, а учреждениями, да и начался еще при Лазаре Барановиче. Вот почему мы не видим оснований думать, чтобы свя­титель Иоанн дурно относился к св. Димитрию. Напротив, нужно ду­мать, что он высоко ценил и личность, и литературные труды Дими­трия. За это говорит как похвальный отзыв Иоанна о книге св. Ди­митрия «Руно орошенное» (см. сочинение Иоан. Максим. «Богородице Дево», л. 298 об.), так и факт поставления в елецкие настоятели, что было гораздо раньше просьбы патр. Адриана (просьба – от 1 февр. 1698 г.). С точки зрение И. А. Шляпкина, это почетное поставление совершенно непо­нятно, как он и пишет: «Не знаем, в силу каких причин» и т. д. (стр. 257) – Взгляд И. А. Шляпкина повторил свящ. М.С. Попов. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПБ. 1910. Стр. 113.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010