8 июня Святаго великомученика Феодора Стратилата (пренесение мощей, 319) Святителя Феодора, епископа Суждальскаго († не позднее 1023) Святых страстотерпец благоверных князей Василия и Константина Ярославских (обретение мощей, 1501) Иконы Божия Матере, именуемыя «Урюпинская» (1821) 9 июня Святителя Кирилла, архиепископа Александрийскаго (†444) Преподобнаго Кирилла, игумена Белоезерскаго (†1427) Преподобнаго Александра Куштскаго (†1439) 10 июня Святителя Иоанна, митрополита Тобольскаго (†1715) Собор Сибирских святых Святителя Павла, митрополита Тобольскаго (†1770; память 4 ноября) Святаго священномученика Тимофея, епископа Прусскаго († ок. 361–363) Святителя Василия, епископа Рязанскаго (обретение мощей, 1609; †1295,службу зри 3 июля) Преподобнаго Силуана схимника Киево-Печерскаго, в Дальних пещерах почивающаго (XIII–XIV) 11 июня Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя «Достойно есть», и в воспоминание бывшаго от Архангела Гавриила чудесе (X) Святых апостол Варфоломея и Варнавы (I) Преподобнаго Ефрема Новоторжскаго (пренесение мощей, 1572) Преподобнаго Варнавы Ветлужскаго (†1445) 12 июня Преподобнаго Онуфрия Великаго (IV) и преподобнаго Петра Афонскаго (†734) Святыя преподобныя благоверныя великия княгини инокини Анны Кашинския (пренесение мощей, 1650, и второе прославление, 1909) Преподобнаго Арсения Коневскаго (†1447) Святаго блаженнаго Иоанна, Христа ради юродиваго, Московскаго чудотворца (обретение мощей, 1672; † ок. 1589; службу зри 3 июля) Преподобных Онуфрия и Авксентия Вологодских (XV–XVI) Преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (†1561; службу зри 5 июня) 13 июня Святыя мученицы Акилины (†293) и святителя Трифиллия, епископа Левкусии Кипрския († ок. 370) Преподобных Андроника († ок. 1395), Саввы († ок. 1410), Александра († после 1427), Даниила и Андрея († до 17 ноября 1426) Московских 14 июня Святаго пророка Божия Елиссея (IX b. до Рождества Христова) и святителя Мефодия, Патриарха Константиня града (†847)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Валерий 24 июня 2015, 10:26 Слава тебе Боже наш Слава Тебе. Пресвятая Богородице спаси нас. р.Божии Валерий и Екатерина. Людмила 23 июня 2015, 13:07 Пресвятая Богородице-Дево!!!Спаси нас,грешных рабов Божии Андрея,Зинаиду,Людмилу!!! Владимир 2 ноября 2014, 23:19 Слава Богу и спасибо Тебе, Пресвятая Богородица, что помогла мне Причаститься Святых Тайн в Твоем Уделе, стоять рядом с Твоим Образом на службах. Эти службы останутся в моей памяти на всю жизнь. l toll 25 июня 2014, 09:21 Slava Tebe GOSPODI! Matushka Bogorodise spasi nas! Spasi Bog za statiu! Виктория 24 июня 2014, 21:44 Слава Богу за все! Господи, Богородицею помилуй нас! римма 24 июня 2014, 14:41 Достойно есть Яко воистину блажити тя, Богородице, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Чеснейшую Хеоувим и Славнейшую без сравнения Серафим. Без истления Бога слова рождшую,сущую Богородицу Тя Величаем. Пресвятая Богородица, исцели меня грешную и недостойную. Во Имя отца и Сына и Святого Духа! Аминь! р.Б. Максим 24 июня 2014, 12:33 Подскажите пжл, а где сейчас находиться камень с начертанными Архангелом Гавриилом на нем словами песни: " Достойно есть... " ? Olga Vivienn 24 июня 2014, 12:32 Храни нас, Царица земная и Небесная, молитвами. Елена 24 июня 2014, 12:01 Елена: Мне помогла молитва " Достойно есть " во время беременности, по совету старца Амвросия читала каждый день 12раз эту молитву(этот совет батюшка давал одной беременной,боявшейся рожать) и родила благополучно дочку, хотя было много проблем.По вере вашей да будет вам.Слава Богу,за все!!! Людмила Кобулова 24 июня 2014, 11:44 Слава ГОСПОДИ за все.Чудотворная икона Божией Матери " Достойна есть " благодарю тебя за все.Спаси и сохрани. Андрей Савельев 24 июня 2014, 11:08 Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй нас! Ксения Мерещенкова 24 июня 2014, 10:26 Слава Тебе Господи,Слава Тебе! Слава Богу за все!Матерь Божья моли Бога о нас грешных! Сергий 24 июня 2014, 08:43 Во истину БОГ милостив! l.toll 12 июля 2013, 04:46 СЛАВА ТЕБЕ ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ ! ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ СПАСИ НАС! Елена 24 июня 2013, 00:13 Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. карина 9 января 2013, 19:33 спасибо ВСЕМОГУЩИЙ ОТЕЦ НАШ ЗА все Мария 25 июня 2012, 18:27 Очень красивая статья! Спаси Господи! Ольга 25 июня 2012, 16:49 Слава тебе, Боже наш! Слава тебе! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/1885.html

375. Минея, месяц июнь , в четвертку, 239 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете; чистые листы: 238 и 239. На обороте последнего листа приписка скорописью: «Книга Миния Рабанского монастыря». Службы русским святым: 1) июня 1-го – Дионисию Глушицкому (1–15 об.) и 2) июня 9 – Кириллу Белозерскому (56–71). 376. Минея, месяц июнь , в четвертку, неполная, 203 л., полууставом конца XVI в., в кожаном переплете; 1 лист порван с ущербом для текста. Службы 1-го июня только начало (1 л.); службы 2-го июня только конец (2–4 лл.); служба 30 июня без конца. Между прочими служба 9-го июня Кириллу Белозерскому (43–58). Упоминаются Муромские князь Петр и княгиня Феврония под 25-м июня и юродивый Новгородский Николай Кочанов под 27-м июня. 377. Минея, месяц июнь , в четвертку, без начала и конца, 219 лл., полууставом XVI в., без переплета; порваны с ущербом для текста листы 216–219. 378. Минея, месяц июнь , в четвертку, 266 лл., полууставом XVI–XVII веков, в кожаном переплете. 379. Минея, месяц июнь , в восьмушку, 228 л.л., без начала и конца, полууставом XVI–XVII в.в., в кожаном переплете. Рукопись начинается продолжением службы 3-го июня (1–3), а оканчивается началом службы 30-го июня (227 об.–228). Между прочими была в конце рукописи, но не сохранилась служба преподобному Кириллу Белозерскому. 380. Минея, месяц июнь , в четвертку, 394 л., полууставом нач. XVII в., в кожаном переплете. На 394 л. запись: «Лета 7112 (1604) году марта 12 день написана бысть сия книга Миния месяц июнь в дом к Воскресению Христову к Успению Святыя Богородица и к великому чудотворцу Николе и ко всем святым на Валуху а написал сию книгу Семейка Яковлев сын Ярыгинского». На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Сия книга Минея месячная июня месяца Вологодского окологородья от церкви Николая чудотворца, что на Валухе». Службы русским святым: 1) 1 июня – Дионисию Глушицкому (7–22 об.), 2) 3 июня – Димитрию Прилуцкому, «сретение праздник чудотворного образа» (36–61), 3) 9 июня – Кириллу Белозерскому (112 об.–137), 4) 25 июня – князю Петру и княгине Февронии Муромским (307–326 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Тверских святых (воскресенье после 29 июня) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ УГРИН († 1015), отрок, св. страстотерпец (пам. 24 июля, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128911.html

Можно упомянуть монаха Николу, переписавшего в 1329 году в Жреле Евангелие, еще до второй половины XIX века хранившееся в монастыре преподобного Павла. В Свято-Павловском монастыре сохранялись также древнеболгарские литературные памятники. Здесь были найдены так называемый Севастьяновский сборник (XIII–XIV вв.), Драгалев Апостол (XIV в.)[ 4 ]. Сохранившиеся оригиналы афонских рукописей и списки с них раскрывают весьма сложные пути, по которым развивались афоно-русские связи. Особенно интересна в этом плане история одного небольшого сочинения под названием “Слово постническо Максима Исповедника по вопросу и ответу”. До начала XV века оно обращалось в монастырской среде православного Востока исключительно на греческом языке. Но трудолюбивые и заинтересованные в подобных образцах литературы славянские иноки Святой Горы задумали его перевести. В 1525 году сербский монах монастыря преподобного Павла Иаков Доброписец перевел “Слово”. Он сделал это по просьбе монаха Евсевия (Ефрема), “руси­на”, который в 1420–1421 гг. жил в Константинополе в монастыре Богородицы Перивлепты и написал там Минею и Лествицу, а между 1422 и 1424 гг. перебрался из Константинополя на Афон. Сначала он жил некоторое время в Ватопеде, но к моменту перевода “Слова” несомненно жил в монастыре преподобного Павла, как и сам Евсевий (Ефрем), хотя место перевода “Слова” ни в одном из его списков не указывается. Известна рукопись Слов святителя Григория Богослова, переписанная неким Иаковом в монастыре преподобного Павла в 1418 году[ 5 ]. Это, конечно, был Иаков Доброписец. Он жил в Павловском монастыре постоянно. Сохранилась еще одна рукопись его руки — первый том Бесед святителя Иоанна Златоуста, переведенных с греческого на сербский язык в 1426 году. В послесловии к нему Иаков подписался полным именем, с добавлением Доброписец . Над Беседами он работал в сотрудничестве с другим писцом, Венедиктом, которому принадлежит перевод 2-го тома (ГИМ, Синодальное собрание, 36, 37). В рукописи 1426 года место, где жили Иаков Доброписец и Венедикт, не указано, но оба тома Бесед до 1655 года, когда они поступили в Московскую Патриаршую библиотеку, хранились в Павловском монастыре. Поэтому есть основания утверждать, что Иаков Доброписец жил в Павловском монастыре и что перевод “Слова” для Евсевия (Ефрема) был сделан именно здесь.

http://pravmir.ru/rukopisnoe-nasledie-sv...

Камено. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Карта и ближайшие объекты Кирпичная однокупольная четырехстолпная однопрестольная церковь в духе эклектики с колокольней. Была выстроена в 1873 в связи с малой поместительностью старого храма. Закрыта не позже 1930-х, колокольня сломана. В настоящее время заброшена. http://svyatayarus.su/church/detail/38695/ В деревне Камено Опочецкого района взялись за восстановление церкви иконы Божией Матери Знамение. Это уже не первая попытка вдохнуть жизнь в заброшенный, но некогда очень популярный у паломников храм. Инициаторы восстановления искренне надеются, что в этот раз все получится и удастся хотя бы спасти здание церкви от дальнейшего разрушения. Деревня Камено, находящаяся в 30 км от Опочки, долгое время была местом паломничества для православных христиан. В приходской церкви находился чудотворный образ Знамения Божией Матери. Явление самой иконы, по сохранившимся данным, датируется 1429 годом. Как пишет Леонид Софийский в книге «Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем», эта икона неоднократно исчезала из оскверненного литовцами храма в недалеко расположенной в деревне Ястребово и однажды явилась у озера Каменного. Деревянная церковь на этом месте была построена в 1674 году, а каменная - в 1873 году. Чудотворный образ Богоматери, находившийся в каменской церкви до утраты, почитался не только опочанами, но и жителями близлежащих уездов, а также москвичами, которые нередко приезжали туда. http://pln-pskov.ru/society/146517.html На погосте находились две одноименные церкви иконы Божией Матери «Знамение»: деревянная и кирпичная. Когда была построена деревянная церковь – неизвестно. В документах начала XIX в. указывались и 1674 г., и до 1670 г., и даже 1426 г. По преданию, первая деревянная церковь в погосте была построена во второй четверти XV столетия, она находилась примерно в 2 верстах от погоста. Во время нападения литовцев в 1426 г. они в православной церкви держали лошадей. По рассказам, от такого кощунства храмовая икона Божией Матери «Знамение» трижды исчезала из храма, и каждый раз её находили на дереве возле озера. Именно на это место после изгнания литовцев перенесли церковь. Считалось, что именно эта церковь стояла здесь в начале XX в. Она построена из соснового леса, однопрестольная. В плане представляла собой крест, имела один престол, увенчана одной главой. В 1847 г. в ней устроен новый иконостас. Колокольня построена в связи с церковью, но в начале XX в. колоколов на ней не было, они перенесены на колокольню каменной церкви, так же, как и церковная утварь. Здесь были оставлены только напрестольное Евангелие и медный посеребренный Крест.

http://sobory.ru/article/?object=09371

25. АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Ростовский в 1415 году от Великого Князя послан во Псков на княжение и 19 марта прибыл. По требованию Псковичей и по примеру прежних Князей, он целовал Крест на Вече, а в 1417 году июля 17 Псковичи выгнали сего Князя и старались примириться с Лифляндцами и Новгородцами, но с последними не успели. 26. ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ Ротовский по выбору и просьбе самих Псковичей прислан от Великого Князя Московского во Псков за две недели до Рождества Христова 1418 года и на само Рождество присягал Псковичам на Вече. При нем в 1418 году Новгородцы помирились со Псковичами. В 1420 году во время усилившейся моровой язвы он, сделавшись тяжко болен, постригся в Снетогорском Монастыре, а выздоровев отъехал в Москву и там в 1426 году скончался. После его Псковичи опять у Великого Князя испросили себе на княжение Александра Федоровича Ростовского, который к ним и прибыл 1 апреля 1421 года, но в 1424 году со всем домом своим опять выехал в Москву. 27. ФЕДОР ПАТРИКЕЕВИЧ, из рода Литовских Князей, сын Патрикия Наримунтовича, правнук Гедимина Великого Князя Литовского, вышедший около 1397 года с отцом своим и Смоленским Князем Васильем Ивановичем в Новгород от гонений Литовского Великого Князя Витовта, и в Новгороде бывший Великокняжеским Наместником, по избрании и просьбе Псковичей, прислан им от Великого Князя Московского на княжение в 1424 году. Но и он убоявшись моровой язвы, открывшейся 1425 года и нашествия Лифляндцев и Литовцев, в 1426 году августа 22 выехал из Пскова в Москву и там скончался. После его Псковичи не захотели уже просить преемника у Великого Князя Московского, а искали покровительства у Литовских Князей и между тем три года управлялись без Князя сами собой, но потом приняли опять себе на княжение в третий раз Александра Федоровича, который к ним наперед прислал Сына своего Димитрия: но сей пробыв во Пскове до ползимы и не дождавшись отца уехал; а сам отец по вторичной уже просьбе прибыл с сыном 20 февраля 1429 года, но в 1434 году февраля 28 опять со всем домом выехал от них в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Ранним шедевром М. является т. н. Пизанский полиптих, созданный по заказу нотариуса Джулиано ди Колино дельи Скарси для его капеллы в ц. Санта-Мария-дель-Кармине в Пизе (1426, разобран в ходе реконструкции церкви в кон. XVI в.). В его состав входили «Мадонна с Младенцем на троне» (Национальная галерея, Лондон), небольшие панели с фигурами блж. Августина, блж. Иеронима и 2 святых кармелитов, пределла со сценами «Поклонение волхвов», «Распятие св. Петра» и с сюжетами из Житий св. Иулиана и св. Николая (Гос. музеи, Берлин; последние исполнены, вероятно, Андреа ди Джусто), «Распятие» (Национальный музей Каподимонте, Неаполь), масштабные полуфигурные изображения св. ап. Павла (Национальный музей Сан-Маттео, Пиза) и св. ап. Андрея (Музей Гетти, Лос-Анджелес). Крепкие, округлые фигуры, укутанные в тяжелые плотные драпировки, освещены ослепительно ярким светом, золотой фон усиливает сияние густых чистых красок; все лица глубоко индивидуализированы; особой естественностью и искренностью отличается младенческий лик Христа. Если в центральной створке алтаря ощущение пространства создается благодаря резкому перспективному сокращению архитектурного элемента - трона Мадонны, то на его верхней панели, в сцене «Распятие», оно формируется исключительно за счет расстановки фигур и распределения света и тени. В ней скупыми и точными средствами передана вся гамма человеческой скорби: истовая немая мольба Богоматери, неподвижно смотрящей вверх, потерянность и плач отвернувшегося св. Иоанна и порыв бросившейся с воздетыми руками к подножию Креста Марии Магдалины, чьи волосы разметались тонкими золотистыми прядками по алому плащу. По возвращении из Пизы М. жил во Флоренции на Виа-деи-Серви вместе с матерью и братом, Джованни ди Джованни по прозванию Скеджа, к-рый также был живописцем и прославился как автор расписных панелей для сундуков-кассоне. Вероятно, М. работал в сфере «домашней» живописи: в посмертной описи обстановки Лоренцо Великолепного (1492) упоминается деско да парто (итал. desco da parto - круглое или 8-угольное двустороннее расписное деревянное блюдо, к-рое подносилось в дар роженице) работы М. со сценой родовой схватки ( Stapleford R. Lorenzo De " Medici at Home: The Inventory of the Palazzo Medici in 1492. Univ. Park (Penn.), 2013. P. 142). Однако приписываемый М. поднос со сценой посещения роженицы (Гос. музеи, Берлин), который композиционно напоминает рельефы Донателло, по-видимому, является работой подражателя. После 1426 г. принято датировать небольшой образ Богоматери с Младенцем (Галерея Уффици, Флоренция), приписываемый М. и созданный по заказу кард. Антонио Казини.

http://pravenc.ru/text/2561222.html

Сиа ми воспомянушася о приснопамятнемъ семъ архиепископ Ион, малая, иже инии оставиша иже болшая памети писавшеи, и елика ти оставиша аки мала и не вписаша к прочимъ своимъ писменомъ, мы приложихом воспомянути по блаженнем Еуфимии о священнемъ Ион. Да дасть же Господь и нын молитвами его благословение, якоже и при немъ: земли обилие и любов и тишину странамъ и миръ граду и людемъ его. Богу нашему слава нын и присно и в вкы вкомъ. Аминь. 349 ...по вторемъ архиепископ Еуфимии чюдотворци, иже на Вежищахъ. – Новгородский архиепископ Евфимий II умер в 1459 г, канонизирован в 1549, назван Евфимием II в отличие от Евфимия I, похоронен в Вяжицком монастыре, основанном ок. 1411 г. Во время его архиепископства (с 1429 г.) усилилась борьба Новгорода с Москвой. Евфимий способствовал развитию местной новгородской литературы, всячески утверждая славу древних новгородских святынь, чтобы противопоставить Новгород Москве и тем самым идеологически обосновать политическую борьбу Новгорода за независимость. 350 ...яко добрыи пастырь... въистину Еуфимие! – Евфимий по-гречески означает «благочестивый». Автор хочет подчеркнуть значение имени архиепископа. 352 Преже бо зло малхъ днеи епископьства его въздвижеся Витовтъ, князь виленьскии... – Великий князь литовский Витовт (1350–1430 гг.), сын князя Кейстута, соперничая с польским королем Ягайло, вел борьбу за политическую независимость Литвы. Дочь Витовта, Софья, была женой великого князя Василия I Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Нарушая договор с великим князем, Витовт в 1404 г. захватил Смоленск, в 1426 г. ходил на Псков, а в 1428 г. на новгородские земли. Β 1410 г. в Грюнвальдской битве Витовт в союзе с польскими и русскими полками одержал победу над Орденом. Летописец намекает на то, что ему «воздаст Господь через ордынских царей». 353 ...тогда блаженному Еуфимию с послы великаго Новаграда отъ архиепископа Емелиана, иже Еуфимиемъ преименованнаго... – Евфимий I (Емелиан Брадатый), с 1423 по 1429 г. – архиепископ новгородский и псковский. Как сообщают новгородские летописи, в 1426 г. псковичи просили его ο помощи в защите от Витовта. Β 1428 г. он с новгородскими послами приезжал в Порхов для вручения Витовту крупной денежной суммы серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме храма прав. Лазаря важнейшими памятниками архитектуры и монументальной живописи К. м. являются церкви Панагии Ангелоктисты в Кити и прп. Антония Великого в Келье. Апсида ц. Панагии Ангелоктисты датируется V в., она украшена уникальной мозаикой VI в. В XI (XII ?) в. апсида была включена в здание типа вписанного креста на 4 столбах (удлинение храма по продольной оси является следствием его перестройки из ранневизант. базилики); сохранились фрагменты фресок сер. XIII в. С сев.-вост. стороны в XII в. была пристроена погребальная часовня св. бессребреников Космы и Дамиана (в ней сохр. фрагменты росписей XIII, 2-й пол. XIV и XV-XVI вв.), с юж. стороны в кон. XIII - нач. XIV в.- лат. капелла (в ней выставлено собрание поствизант. икон). Церковь прп. Антония Великого в Келье также относится к храмам типа вписанного креста на 4 столбах. Она была создана в IX-X вв. и перестроена в XI в. Вместо купола, разрушенного в 1426 г., в ходе ремонтных работ в кон. XV или в нач. XVI в. был сооружен свод, тогда же 3 апсиды заменены одной, реконструирована сев. часть церкви. Нартекс и аркада пристроены в XVIII в. Среди настенных росписей можно проследить по меньшей мере 4 слоя живописи: IX или Х в., 1-й пол.- сер. XI в., нач. XII в. и XIII в. Часть фресок снята и в наст. время находится в Музее Киккского мон-ря. К XII в. относится однонефная сводчатая ц. свт. Василия Великого в Ксилотимву с фрагментами фресок XII (?) в., к 1-й пол. XIII в.- разрушенная ц. св. Неофита близ с. Трули, к XIV в.- ц. мч. Маманта в Аламиносе типа купольного зала, к XV в.- однонефная сводчатая ц. вмч. Георгия Победоносца «тис Ангонас» близ Ормидии (с нартексом нач. XVI в.; впосл. зап. стена наоса была разобрана и оба помещения объединены), к XVI в.- церкви мч. Леонтия в Периволии, вмц. Марины в Псематисменосе, Пресв. Богородицы в Кивисили, вмч. Георгия Победоносца в Ксилофагу, вмц. Марины в монастыре вмц. Марины и прмч. Рафаила Лесбосского близ Ксилотимву, вмц. Варвары на одноименном подворье монастыря Ставровуни, прп. Андроника близ Терсефану, храм, превращенный в мечеть, в Клавдье ( Παπαγεωργου. 1987. Σ. 253-254). Церковь вмч. Георгия Победоносца Макриса, расположенную к северо-западу от Ларнаки, исследователи датируют по-разному: XII, XIV или XVI вв. Храм был назван «Макрис» (т. е. «дальний») для отличия от мон-ря вмч. Георгия Победоносца, который именовался «Кондос» («ближний»). В средние века храм вмч. Георгия Победоносца Макриса являлся приходской церковью сел. Агрину, разрушенного мамлюками в 1426 г. Впосл. здесь возник мон-рь, действовавший до кон. XVIII в. Церковь была перестроена в 1706 г.

http://pravenc.ru/text/1841149.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010