монастырь, где и пострижен. Там узнал и полюбил его блаж. митрополит Киприан, управлявший тогда южно-русскими епархиями. Когда Киприан в 1390 г. возвратился из Царяграда с именем и правами митрополита всей России: то отправляясь в Москву, он взял с собою Арсения в звании своего архидиакона и поручил ему заведывать письменными делами митрополии, как человеку сведущему и чистой совести. В том же году св. Арсений рукоположен в сан епископа Тверского. Пустыннолюбивый архипастырь искал себе отдыха пустынного. В 4 верстах от г. Твери, на р. Тмаке полюбилось ему место и он построил здесь храм в честь преп. Антония и Феодосия, незримых наставников своих, поставил кельи, пригласил иноков, и избрал для них игумена. Это было в 1394 г. С того времени он часто проживал здесь, занимаясь богомыслием, молитвами и трудами пустынника. Вслед за тем, как окончилось построение обители, святитель начал готовить себе гроб. Собственными руками тесал он его из камня, выдалбливая ложе из одного и покрышку из другого камня. Так готовил он душу свою к жизни загробной. Ум. 2 марта 1409 года. Мощи, обретенные в 1485 году, почивают открыто в соборном храме Желтикова монастыря. Память святителя совершается 2 марта, по определению Собора 1549 года (Житие св. Арсения, напеч. в 1882 году. Ист. опис. Желтикова монастыря). Житие св. епископа Арсения, очень редкое в рукописях, сохранилось с прибавкой большего или меньшего количества позднейших чудес. Проложное сокращение его помещено уже в сборнике, составленном около половины XVI века. ( В.О. Ключевский , стр. 181 и 182). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием стар, сед, брада аки Сергиева, в схиме, мантия с источники, омофор перекинут через плеча, концами на перед, правая рука благословенна, в левой Евангелие» (Филимонов, стр. 282). 356. Святый Симеон епископ, преставися в лето 6000 Из рода князей Полоцких (Ист. Р. Иер., I, 105), епископ с 1271. Кафедра его была прежде в Полоцке, но неустройство и распри Литовскх князей принудили его переселиться в Тверь, принадлежавшую к той же епархии. Великий князь Ярослав Ярославич принял его с любовию и наделил новую епископию богатыми имениями и угодьями. Блаж. Симеон управлял паствою, как один из лучших пастырей Церкви. По свидетельству летописи, он хорошо

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Вступив на архипастырскую кафедру, святитель Арсений стремился положить конец княжеским распрям, водворить в родной Твери мир и согласие. В 1403 году ему удалось примирить Тверского князя Иоанна Михайловича с братом его Кашинским князем Василием Михайловичем. Святитель Арсений ревностно проповедовал слово Божие и во всем являл пример достойного архипастыря. Чувствуя приближение своей кончины. Тверской князь Михаил Александрович (U 1399) пришел к святителю Арсению с просьбой постричь его в монахи. Святитель Арсений, благодаря Господа, облек князя в иноческий образ и нарек ему имя Матфей. В течение многих лет епископского служения святитель Арсений построил и освятил соборы в честь Архангела Михаила в Старице и Микулине, в честь Святителя Николая в Старице, обновил каменный Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери и заложил новую соборную колокольню. В 20-ти верстах от Твери в 1397 году на реке Тме им был создан Саввин Сретенский монастырь, первыми иноками которого стали преподобные Савва и Варсонофий (память 2 марта). принявшие постриг на Святой Афонской горе. Не забыл святитель Арсений и обители Киево-Печерской, где начинал свои иноческие труды. На берегу реки Тьмаки, в 4-х верстах от Твери, на урочище Желтикове, в 1394 году основал он монастырь, где построена была тогда же деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. 30 августа 1405 года в Желтикове монастыре святитель Арсений освятил каменный храм в Честь Успения Пресвятой Богородицы. К окончанию строительства Желтикова монастыря по повелению святителя Арсения в 1406 году был сделан список с Киево-Печерского Патерика, самая древняя из дошедших до нашего времени редакций драгоценного памятника русской письменности (первого сборника житий русских святых), получившая в науке название Арсеньевской. Из книг, переписывавшихся по повелению святителя Арсения, сохранились до нашего времени две рукописных «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника (1402 и 1404 годов). Кончина святителя Арсения последовала Великим постом 1409 года. К так называемому «соборному» воскресенью (воскресенье после первой седмицы Великого поста, Неделя Православия; в этот день к епископу съезжались священники и составляли епархиальный собор) по обыкновению съехалось в Тверь духовенство. Во вторник святитель Арсений произнес поучение к пастырям, благословил их и распустил собор. Скончался святитель 2 марта.

http://pravicon.com/info-1827

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИПОМОНА [греч. Υπομον] (ок. 1372 - 23.03.1450, К-поль), прп. (пам. греч. 13 марта, 29 мая), визант. имп. (с 1392). В миру Елена Драгаш, дочь серб. деспота Константина Драгаша, правителя Сев.-Вост. Македонии; с 10 февр. 1392 г. супруга визант. имп. Мануила II Палеолога (1391-1425). Происхождение матери Елены Драгаш неизвестно. Упоминаемая в источниках жена Константина Драгаша трапезундская царевна Евдокия (дочь имп. Алексея III Великого Комнина ) не могла быть ее матерью, поскольку их свадьба с серб. правителем состоялась после 1386 г., а в 1392 г. Елена уже достигла брачного возраста. В анонимном «Панегирике Мануилу II и Иоанну VIII Палеологам» (в наст. время атрибутируется Исидору , митр. Киевскому) говорится, что в имп. семье Мануила II и Елены всегда царило согласие ( Λμπρος. 1926. Τ. 3. Σ. 166). У них родились 10 детей: Иоанн VIII Палеолог (1392-1448; визант. император с 1425), Константин XI Палеолог (1405-1453; визант. император с 1449), Андроник (1400-1429; деспот Фессалоники), Феодор II (между 1394 и 1399-1448; деспот Мореи), Димитрий Палеолог (1406/07-1470/71; деспот Мореи), Фома (1409-1465; деспот Мореи) и умершие в детстве 2 сына и 2 дочери. Иоанн Евгеник в «Утешительном слове» называет императрицу «доброй матерью и госпожой и руководителем и учителем» ( Idem. 1912. Τ. 1. Σ. 63). В 1399-1403 гг., когда имп. Мануил II отправился в Зап. Европу просить помощи для осажденного турками К-поля, Елена с детьми жила в Мистре , столице визант. Морейского деспотата . Позднее она посещала с мужем Пелопоннес еще в 1408 и 1415 гг. Интересом императрицы к этому региону объясняется основание ею жен. мон-ря Надежда Ненадеянных (ныне Пепеленица, близ Эйо, ном Ахея). Протопр. С. Макристатис также предполагает, что во время пребывания в Коринфе в 1415 г. Елена посещала аскитирии на горе Герания (Ерания, близ Лутраки), в одном из к-рых - Патапия преподобного мон-ре - память об императрице переросла в почитание ее как святой ( Μακρυστθης. 1999. Σ. 70-71). Особое покровительство Елена оказывала мон-рю св. Иоанна Предтечи в к-польском квартале Петра, к-рому выплачивались значительные суммы на поминовение ее отца. В Дионисия преподобного мон-ре на Св. Горе Афон хранится подаренный императрицей крест. Погановский мон-рь во имя ап. Иоанна Богослова (ныне в Сербии) являлся задужбиной Константина и Елены Драгаш ( С. Манастири Cpбuje: Велика илустрована ehцukлoneдuja. Нови Сад, 20023. 2. С. 726). В 1395 г., после гибели отца, Елена достроила храм в обители (Културна ризница Cpбuje/Сост.: J. Београд, 2002. С. 377). Погановская икона Божией Матери считается вкладом Елены в этот монастырь.

http://pravenc.ru/text/673771.html

Фотий, святитель, митрополит Киевский и всея Руси † 1431, память 27 мая/9 июня, 2/15 июля, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых По происхождению грек. Родился в городе Монемвасии в Морее (Пелопоннес). Чувствуя влечение к уединённой жизни, ещё отроком удалился в монастырь к старцу Акакию. В 1397 году старец Акакий был избран в митрополита Монемвасийского, и Фотий последовал за любимым наставником. В 1408 году Константинопольский патриарх получил известие о смерти в России митрополита Киприана и одновременно просьбу великого князя Василия II Дмитриевича о назначении в Россию нового митрополита. В это время Фотий по поручению митрополита Акакия находился в Константинополе и, как питомец всеми уважаемого митрополита Монемвасийского, обратил на себя внимание патриарха Матфея (1397–1410). Вопреки своему горячему желанию остаться в монастыре, Фотий был избран патриархом в митрополита Киевского. 2 сентября 1408 года была совершена архиерейская хиротония с возведением в сан митрополита. 1 сентября 1409 года митрополит Фотий прибыл в Киев, где пробыл около полугода. 22 марта 1410 года он торжественно въехал в Москву. Московскую Русь митрополит Фотий застал разорённой недавним нашествием Едигея, а митрополичье хозяйство запущенным и разворованным после смерти митрополита Киприана, и принялся за его восстановление. В двух грамотах великому князю Василию Дмитриевичу Фотий упрекал его за то, что тот « церковь Божию уничижил... насилствуя, взимая неподобающая», ставил ему в пример Византийских императоров и князей предков, в том числе отца великого князя, Дмитрия Донского. Фотий просил князя вернуть Церкви то, что было дано ей его прародителями, и утвердить эти её права «благочестивым списанием». Митрополит Фотий сразу озаботился вопросами церковной дисциплины паствы и пастырей. Посланием от 29 августа 1410 года в Новгород он убеждает избегать пьянства и пиров, совершать молебны за православных царей и князей, не позволять сожительствовать мужу и жене невенчанными, четвертые браки расторгать, отучать людей от сквернословия, суеверий, ворожбы, запрещает лицам духовного звания заниматься ростовщичеством, венчать «девок менша двунацати лет», участников поединков («поля») велит рассматривать как самоубийц и душегубов. То же самое он писал в Псков, добавляя только, что тех, кого крестило светское лицо, должен снова крестить священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ († 1336), свт. (пам. 28 июля и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский; поставлен на Ростовскую кафедру митр. Феогностом осенью 1328 г. Место погребения и время канонизации неизвестны. Под 28 июля память А. помещена в святцах из РНБ нач. XVII в. ( Сергий. Т. 1. С. 355; Т. 2. С. XXVIII), под 30 июля - внесена в Коряжемские (РГБ. Унд. 237, 1621 г.) и Кайдаловские (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) святцы; «преставление иже во святых отца нашего Антония, епископа ростовскаго чюдотворца» также под 30 июля отметил в своем Месяцеслове Симон (Азарьин) (РГБ. МДА. 201. Л. 325 об., сер. 50-х гг. XVII в.). Местная канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых (1964). Ист.: ПСРЛ. Т. 7. С. 201, 204; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 36. Лит.: Иерархи Ростово-Ярославской паствы в преемственном порядке с 992 г. до наст. вр. Ярославль, 1864. С. 64; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 51; Летописец о Ростовских архиереях/С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890. Л. V, 6; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 549. М. М. Фёдорова Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АМФИЛОХИЙ († 1122), еп. Владимиро-Волынский, свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/text/115860.html

277 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, ф. 1409, оп. 1, д. 981, 161 об. 1622. См. также: Гранстрем. С. 154, 480. 280 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, φ. 1409, оп. 1, д. 981, л. 201−202. См. также: Гранстрем. С. 74, 204. 289 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, ф. 1409, оп. 1, д. 981, л. 391 об. См. также: Гранстрем. С. 176, 612. 294 Гадалова Г.С. Канонизация преподобного Макария Колязинского, службы и жития святого: (По материалам конференции)//Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2002. 3 (9). С. 43−53; Смирнова А.Е. Службы Макарию Калязинскому: рукописная традиция, проблемы источников, датировки и атрибуции//Русская агиография. СПб. 2005. (Т. 1). С. 332−395. 296 Пономарева И.Г. Преподобный Макарий Калязинский//Исторический вестник. 2001. 1. С. 78, примеч. 100 (РГАДА. Ф. 1193. Оп. 1. Кн. 1, 48:49). 299 Подобный инципит находим в Слове на обретение в 1588 г. мощей епископа Никиты Новгородского пера Маркелла Безбородого; см. РГИА, ф. 834, оп. 1, д. 817, л. 202 об. 300 Здесь и далее текст цитируется по изд.: Die Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij: Uspenskij spisok=Великие Минеи Четьи митрополита Макария: Успенский список. Weiher – Freiburg i. Br., 1997. Bd. 2:12. 25. März. 302 См. Гадалова Г.С. Литературные памятники XVI века, посвящённые преподобному Макарию Калязинскому. С. 64−126 (в автореф. см. с. 10−12). 303 1–2. Нет ЕРТУ. 1–15. Рожение преподобнаго Макариа Колязеньскаго мсяца ноября 16 на паметь святаго апостола евангелиста Матфея, успение преподобнаго Макариа месяца марта 17, святаго Алексея человка Божиа, обртение мощеи преподобнаго Макариа мсяца маа 26, святаго апостола Карпа, единаго от 70. Житие и подвизи и от чюдес повдание преподобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Макариа, новаго чюдотворца, монастыря нарицаемаго Колязин. Благослови, отче Л. 1–15. Празднуют чюдотворцу Макарию в Колязин: обртение чюдотворца телеси мсяца маиа в 26 день на память святаго апостола Карпа, единого от 70, пренесение мощем празднуют чюдотворцу мсяца октября в 9 на память святаго апостола Иякова Алфеова, память чюдотворцу празднуют ноемвриа в 6 день, святаго апостола и евангелиста Матфея, успение святаго Макариа мсяца марта в 17 на память святаго Алекся человека Божия. На нижнем поле другой рукой киноварью: Слово на обртение мощей преподобнаго отца нашего Макария Колязиньскаго чюдотворца О

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не забывал святитель Арсений и Киево-Печерской Лавры, где было положено начало его иноческим подвигам. В память о киевских святынях епископ Арсений основал в 1394 году на берегу реки Тьмаки, в четырех верстах от Твери, мужской Желтиков монастырь. Через десять лет он заложил в Желтиковой обители каменный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, как напоминание о главном храме Киево-Печерской Лавры. В 1406 году по благословению святителя Арсения в стенах Желтикова монастыря положено начало созданию древнейшей из известных редакций Киево-Печерского Патерика, получившей название Арсеньевской. Составитель редакции использовал основную редакцию Патерика, дополнив ее новыми статьями – Житием преподобного Феодосия, Похвалой святому Феодосию и Сказанием о начале Печерского монастыря. По всей видимости, в той же обители был создан летописный свод, задуманный и составленный самим святителем Арсением в последний год его жизни – в 1409 году. Продолжали сохраняться и близкие отношения святителя Арсения с митрополитом Киприаном. Московский митрополит присылал в Тверь «Лествицу», написанную им самим еще в Константинополе. В 1402 году по желанию епископа Арсения с нее был сделан список. Расцвет духовной культуры Твери в этот период был прямым следствием ревностного архипастырского служения святителя Арсения – одного из образованнейших людей своего времени. Помня о приближающейся кончине, святой Арсений обтесал себе гроб из большого белого камня, из другого камня он сделал крышку. Гроб этот святитель поставил в своей келлии, чтобы постоянно иметь его пред глазами и видеть предел своей жизни. Вот что повествует Никоновский летописец о кончине святителя Арсения: в четверг Соборной недели Великого поста, 28 февраля 1409 года, святой Арсений «поболе главою, и в полунощи словесный арган, умолкну и затворися, и слово, и глас». 1 марта святитель пригласил к себе князя Тверского Иоанна Михайловича с семьей, игумена Желтикова монастыря, духовенство и некоторых бояр; святитель Арсений исповедался, приобщился Святых Таин и после совершения над ним таинства Елеосвящения благословил всех к нему пришедших. В субботу, 2 марта, в четвертом часу утра святой архипастырь «дух предаде Господеви, и бысть плач и вопль мног»; погребли его «со псалмы и песньми надгробными» в Желтиковой обители, в притворе правого придела Нерукотворного Образа церкви Успения Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2 . Пр. СТЕФАН, Игумен Махрищский, преставился в 1406 году, Июля 14. Св. мощи его почивают в обители его под спудом. Смотри Пролог, Июля 14. 3 . Св. КИПРИАН, Митрополит Киевский и всея России, преставился в 1406 году Сентября 16. Св. мощи его, в 1472 году, Мая 27, обретённые, почивают в Московском Успенском соборе. Смотри Пролог, Сентября 16 день, и Четь Минею того же дня, и Месяцеслов Киевский, Мая 27. 4 . Пр. ЕВФРОСИНИЯ, Великая Княгиня Московская, преставилась в 1407 году Июля 7. Св. мощи её почивают в Вознесенском Девичьем Московском, созданном ею монастыре. Смотри Пролог, Июля 7. 5 . Пр. САВВА Сторожевский Звенигородский, преставился в 1407 году, Декабря 3, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Декабря 3. Св. мощи его почивают в Савине-Сторожевском монастыре. 6 . Св. АРСЕНИЙ, Епископ Тверской, преставился в 1409 году, Марта 2, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Желтикове, созданном им монастыре, в соборной церкви. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Марта 2. 7 . Пр. МАКАРИЙ Унженский, Желтоводский, преставился в 1404 году, Июля 25, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июля 25. 8 . Пр. ДИОНИСИЙ, Игумен Глушицкий, преставился в 1412 году, Июня 1, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Глушицком Предтечеве монастыре. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июня 1. 9 . Пр. СЕРГИЙ Обнорский, Вологодский, преставился в 1413 году, Октября 7. Смотри Пролог и Четь Минею, Октября 7. 10 . Пр. ФЕРАПОНТ Белоезерский, преставился в 1426 году, Мая 27. Св. мощи его почивают в созданной от него обители, ныне в приходскую церковь превращённой, под спудом. Смотри Пролог и Четь Минею, Мая 37. 11 . Пр. НИКОН, Игумен Троицы-Сергиева монастыря, преставился в 1437 году, Ноября 17, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают под спудом в Троицкой Сергиевой Лавре в церкви, во имя его построенной. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Ноября 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Сын Михайлов Иоанн отцовские постройки довершил слитием колокола в тот собор. С первых лет своего святительства на реке Тмаке устроил Желтиков монастырь, там 1393 года каменную Успения Богородицы церковь , которую и освятил осенью 1405 года, в присутствии тверского князя Ивана Михайловича; после того к ней пристроил от Тмаки притвор; там еще построил деревянную церковь преподобных печерских Антония и Феодосия; 1398 года святил на Городце каменную церковь Архистратига Михаила, построенную князем Михаилом Александровичем, и там же на Городце каменную церковь св. Николая, тем князем в один год построенную. При распрях в уделах между тверскими князьями употреблял все пастырские меры к примирению, переезжая с мирными убеждениями от князя к князю. Так ездил 1400 года, призывая враждующих на общий полюбовный суд. Едва ли не по поводу этих распрей в декабре 1402 года митрополит Киприан Арсения призывал к себе в Москву. 1399 года постригал в иноческий образ тверского князя Михаила Александровича и вскоре после того погребал его. 1396 года находился при хиротонии ростовского епископа Григория, a 1401 года присутствовал на соборе святителей. По высокому уважению к добродетельной и святой жизни Арсения летописи сохранили подробности о его кончине: вдруг земная храмина его склонилась в разрушению, 28 февраля 1409 года почувствовал головную боль, в полночь онемел язык; на другой день 1 марта князь Иван Михайлович с братьями, детьми и боярами, навестив больного, велел архимандритам совершить над ним елеосвящение; после того 10 иноков не отходя безмолвно окружали одр изнемогающего пастыря, который в 3 часу ночи на 2 марта тихо скончался. По повелению Арсения, князь приказал погребсти его в Желтикове монастыре, где доселе святые мощи его почивают в соборной церкви Успения. Московский собор святителей 1547 года память его в Твери установил праздновать 2 марта. В летоп. древн. 1775 г. II. 391, Никонов. списка IV. 30 несправедливо кончина Арсения описана под летом 1410 (6918). Сей владыка, как сказано в тех летописях, скончался в субботу на 2 неделе великого поста 2 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

40 . Арсений, епископ Тверской, скончавшийся 2-го Марта 1409-го года. Местное празднование ему в основанном им Желтиковом монастыре, в котором он погребен, установил в 1483-м году Тверской епископ Вассиан (из князей Стригиных-Оболенских) 136 . Мощи Тверского епископа Арсения обретены в 1483-м году, – Филарета Русские святые, 2-е Марта. – Вторичное празднование ему 2-го Июля на перенесение мощей его (не знаем, совершающееся ли теперь) установлено по благословению патр. Никона, при архиепископе Тверском Лаврентии, в 1655-м году, см. ркп. бывшую Царского 123, л. 30. 41 . Феодор, архиепископ Ростовский, скончавшийся 28-го Ноября 1395-го года, 42 . Стефан, епископ Пермский, скончавшийся 26-го Апреля 1396-го года, и 43 .    Евфимий, архиепископ Новгородский, скончавшийся 11-го Марта 1458-го года, являются в богослужебных книгах как святые и называются святыми в других памятниках после 1475-го года или в последней четверти  ΧV beka 137 . Феодор погребен в Ростовском кафедральном соборе; Стефан погребен в Москве, в бывшем придворном Спасском монастыре, теперешнем придворном Спасском соборе; Евфимий погребен в составляющем его ктиторию Вяжицком монастыре: вероятно, что местное празднование каждому из троих и началось совершаться в сейчас указанных местах их погребения. Из них об Евфимии Новгородском имеем положительные сведения, что празднование ему началось не позднее 1494-го года 138 . 44 .    Аврамий Ростовский 139 , живший неизвестно когда, по всей вероятности – в XIV веке 140 , т. е. бывший современником преп. Сергия Радонежского, и, 45 .    Никон Радонежский, скончавшийся 17-го Ноября 1427-го или 1428-го года, причислены к лику святых в конце XV- начале XVI века 141 , при чем память Аврамия, благодаря, как вероятно думать, обилию в его житии чудесного, по характеру своему – весьма необыкновенного, из местной скоро стала общецерковною, а празднование Никону ограничивалось до митр. Макария стенами Троицкого монастыря. 46 . Макарий Колязинский, основатель Колязинского Троицкого монастыря, который находится в теперешнем уездном городе Тверской губернии Колязине, скончавшийся 17-го Марта 1483-го года. В 1521-м году при копании фундамента для церкви были открыты его мощи, от которых начали твориться чудеса. Когда было донесено вел. кн. Василию Ивановичу и митр. Даниилу о совершавшихся от мощей чудесах, вел. князь и митрополит вызывали некоторых, получивших чудесное исцеление при мощах, к себе на лицо, а для удостоверения в справедливости донесений о других посылали в Колязинский монастырь Чудовского архимандрита Иону. После того как государь и митрополит уверились в неложности чудес, последний на созванном соборе и установил местное празднование Макарию 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010