После чудесного видения великая княгиня удалилась в монастырь. Когда она шла из своего дворца в Вознесенскую обитель, на пути ей встретился слепой, видевший накануне во сне Евдокию, молвившую, что завтра он получит от нее исцеление. С этим он и подошел к великой княгине: «Ты обещала мне исцеление. Пришло время исполнить обещание». Евдокия не останавливаясь, опустила рукав. Слепой схватил его, приложил к глазам и прозрел. И еще многие люди исцелялись на пути великой княгини в монастырь. В обители она приняла иноческий постриг под именем Евфросинии и уже через несколько дней повелела заложить каменный Вознесенский собор на месте деревянного. Прожив в иночестве всего несколько недель, 7/20 июля 1407 года святая Евдокия мирно отошла к Господу. На глазах москвичей, столпившихся в Кремле, чтобы почтить память своей любимой правительницы, у ее гроба сама собой возгорелась свеча. Потом у гробницы еще не раз совершались исцеления и чудесно возгорались свечи. Святую инокиню Евфросинию стали почитать покровительницей Москвы. Церковь чтит ее память 17/30 мая и 7/20 июля. Сооружение каменного Вознесенского собора продолжила невестка святой Евдокии, великая княгиня Софья Витовтовна, ставшая женой Василия I. Монастырь часто горел в московских пожарах, и в середине XV века собор стоял все еще недостроенным. В 1467 году вдова Василия II великая княгиня Мария Ярославна, решившая после смерти мужа принять в Вознесенском монастыре постриг, велела знаменитому мастеру Василию Ермолину разобрать старый собор до основания и на его месте выстроить новый. Однако опытный зодчий сохранил древнюю постройку, только заново переложив обгоревшие своды, и покрыл стены новым кирпичом. Эта реставрация Вознесенского собора некоторыми историками считается самой первой на Руси. Отреставрированный Вознесенский собор простоял сравнительно долго. Только в 1518 году великий князь Василий III приказал своему любимому итальянскому архитектору Алевизу Фрязину построить новый собор на месте старого, так что Вознесенский собор строил тот же зодчий, что строил и Архангельский собор. При царе Федоре Иоанновиче Вознесенский собор строится вновь как точная архитектурная копия («реплика») Архангельского собора. Так укреплял свои позиции при дворе Борис Годунов, сестра которого, Ирина, была женой Федора Иоанновича. Боярин Годунов всеми способами старался подчеркнуть свое родство с царским родом, а поскольку Архангельский собор был усыпальницей для царей, а Вознесенский – для цариц, царский шурин и велел выстроить женскую усыпальницу как копию государевой, равной ей по статусу.

http://pravoslavie.ru/775.html

В летописи XVIII в. дьяка Аксинте Урикарьюла сохранился комментарий к документу от 2 июля 1398 г., известному по неполному позднему переводу и по частичному цитированию в акте митр. Молдавского свт. Досифея (Барилэ) о том, что господарь Штефан I наделил Побратский монастырь 2 селами и это было подтверждено всеми братьями господаря и «владыкой Иосифом» (DRH. A. Moldova. 1975. Vol. 1. Р. 8-9). Грамотой от 7 янв. 1403 г. господарь Александру I Добрый в память о своих предках пожаловал М. м. 2 села близ Сучавы (Ibid. Р. 17-18), ставшей местом постоянного пребывания митрополита после 1388 г., когда столица Молдавского княжества была перенесена из Сирета в Сучаву. Господарь Петру I рядом с господарской резиденцией построил митрополичью ц. во имя вмч. Георгия, известную под названием Мирэуци. В грамоте от 7 янв. 1407 г. митр. Иосиф перевел в ведение свящ. Доментиана Нямецкий и Бистрицкий мон-ри вместе со всем их имуществом и владениями (Ibid. Р. 29-30). В немецком переводе позднего документа (26 марта 1624) говорится о подтверждении пожалования господарем Александру I Добрым Сучавской митрополии земель под Яссами, названных «Поляна Владыки», которое было сделано в память о встрече на этом месте мощей св. Иоанна Нового (Ibid. Р. 22). В акте от 16 сент. 1408 г. Александру I Добрый также жаловал села ц. вмц. Параскевы в г. Романе, где была похоронена его мать Анастасия, в память о своих предках и во здравие супруги Анны (Ibid. Р. 33); также упоминается, что грамота была составлена при митр. Иосифе. То, что это упоминание не встречается в др. подобных документах, связанных с актами церковных дарений господаря, возможно, имело нек-рые основания. Оно было увязано с особым положением митрополита по отношению к усопшей Анастасии, согласно гипотезе о том, что родство митр. Иосифа с правящей династией, указанное в патриарших актах 1401 г., возможно, было не прямым, а опосредованным, через Анастасию ( Pilat. 2008. P. 274), которую, опираясь на довольно весомые основания, идентифицировали как дочь Кориата, кн. Новогрудского и Волковысского из династии Гедиминовичей ( Gorovei. Întemeirea Moldovei. 2014. P. 143-144). Ее брак с Романом I, отцом Александру I Доброго, дал возможность расширить Молдавское княжество в юго-вост. направлении и включить в его состав Аспрокастрон, где Иосиф был хиротонисан митрополитом Галицким.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Было много и других чудес. В 1651 г., на охоте около Саввина монастыря, на царя Алексея Михайловича напал большой медведь. Но царю явился прп. Савва и спас его. По повелению царя Алексея Михайловича в 1652 г. святые мощи прп. Саввы были открыты и положены в раке в монастырском соборе, где они почивали до нашего времени, а сам он был причислен к лику святых.  В 1812 г. прп. Савва явился ночью принцу Евгению Богарне, итальянскому вице-королю, который со своими войсками остановился около монастыря, и сказал ему, что, если его войска не тронут монастыря, он сам благополучно вернется на родину, а потомки его будут жить в России. Утром принц пошел в монастырь и узнал явившегося ему на иконе. Он приказал солдатам не трогать монастырь. А затем сбылось предсказание преподобного. Сам принц Евгений благополучно вернулся на родину и мирно скончался в 1824 г., с титулом герцога Лейхтенбергского, а сын его, герцог Максимилиан, женился на вел. княжне Марии Николаевне, и дети его стали русскими. Сейчас потомки его находятся за границей. •  В 1398 г. по просьбе кн. звенигородского Юрия Димитриевича, сына св. Димитрия Донского, преподобный положил начало Сторожевскому монастырю в 2 верстах от Звенигорода и в 50 верстах от Москвы. Первая церковь в обители освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. После устроения каменного собора в него были перенесены мощи преподобного, в этот календарный день, 19 июля, местно празднуется память преподобного.   Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, Великая Княгиня Московская (+ 1407) Память ее празднуется 17 мая, 7 июля в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирскихсвятых. 28 мая 1389 г. вел. князь Димитрий Иоаннович умер от ран, полученных на Куликовом поле: ему не было еще сорока лет. После его кончины вдова его, вел. княгиня Евдокия, устроила во дворце своем женский  Вознесенский монастырь. На XIV и XV вв. приходится расцвет монашеской жизни на Руси. В это время стали благоустраиваться и женские монастыри: до тех пор они были в зависимости от мужских, подчинялись их игуменам и часто отделялись от них только одной стеной. Митрополит Алексий основал в Москве женский монастырь в честь своего ангела, Алексия человека Божия, впоследствии перенесенный в Красное Село — предместье Москвы, а на его месте основал в Москве Зачатьевский монастырь, где находятся могилы сестер его, монахинь Юлии и Евпраксии. Устав этим монастырям он дал новый, всецело подчинил их игуменьям и сделал независимыми от мужских. По этому же уставу основала в Москве мать князя Владимира Андреевича серпуховского (двоюродного брата и соратника вел. князя Димитрия) Рождественский монастырь, ставший усыпальницей знатных женщин, а вел. княгиня Евдокия Димитриевна - Вознесенский в Кремле. Собор 1551 г. окончательно этот устав утвердил. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВФРОСИНИЯ МОСКОВСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Евфросиния Московская, благоверная княжна Евфросиния , в миру Евдокия (ок. 1354 - 1407 ), благоверная княгиня Московская , преподобная Память 17 мая , 19 мая совместно с блгв. кн. Димитрием Донским, 7 июля , в Соборах Московских и Радонежских святых. В миру Евдокия Дмитриевна, родилась около 1354 года в семье Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. 18 января 1366 г., по благословению святителя Алексия, митрополита Московского , совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем . Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне . Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств. В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам — Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств. Кроме того, почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве «моровая язва», народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась еще одна — страшный пожар в Москве. Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 г. литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских, жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена. Княгиня по праву разделила с великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига, — горячими молитвами и делами любви. В память победы на Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы .

http://drevo-info.ru/articles/18083.html

Церковь чтит память святого благоверного князя Димитрия Донского и княгини Евдокии 1 июня, 2019. Новостная служба Они были родителями двенадцати детей и примером супружеской верности и согласия 1 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память святого благоверного князя Димитрия Донского и великой княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии. Святые Димитрий и Евдокия были родителями двенадцати детей, а жизнь их, как отмечают летописные свидетельства, была примером супружеской верности и согласия. Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, дочь Суздальского князя Димитрия Константиновича, была с 1367 года супругой Великого князя Московского Димитрия Донского. Их счастливый союз был для Руси залогом союза и мира между Москвой и Суздалем. Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали святитель Алексий, митрополит Московский, а также преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий. Святая княгиня была строительницей храмов. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня под пышными княжескими одеждами носила вериги. По ее указанию был написан знаменитый образ Архистратига Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Кремля. Воспитав пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), княгиня приняла постриг в монашество с именем Евфросиния. В молитве и подвиге свершив свой земной путь, преподобная Евдокия мирно почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре. Известен проникновенный памятник древнерусской церковной поэзии, излагающий оплакивание княгиней Евдокией своего мужа, скончавшегося в возрасте 39 лет. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской родился в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Умер великий князь на 39 году жизни 19 мая 1389 года. Незадолго перед кончиной он написал завещание, по которому передавал великое княжение Владимирское старшему сыну как «отчину». Это был первый подобный случай, ведь судьба великого княжения всегда решалась в Орде. Также в завещании есть примечательные слова: «А переменит Бог Орду, дети мои не имут давать выхода в Орду, и который сын мой возмет дань на своем уделе, то тому и есть». Таким образом, впервые была документально засвидетельствована надежда на отмену выплаты дани, а следовательно, и на прекращение зависимости от Орды. Церковь причислила князя к лику святых в год 1000-летия Крещения Руси. Память святого благоверного князя Димитрия Донского – 19 мая/1 июня. Также его память празднуется в Соборе Тульских святых – 22 сентября/5 октября. Мощи благоверного князя хранятся в Архангельском соборе Кремля. Свт. Алексий, митрополит Московский Это было время людей, великих своими подвигами и святых своею жизнью. Митрополит Алексий скончался 12 февраля 1378 года «в заутренюю годину», не дожив до Куликовской победы чуть более двух лет, но, несомненно, при жизни приложив все усилия, чтобы эта победа состоялась. Верим, что и по смерти святитель своим предстательством и заступничеством не оставлял ни великого князя, ни его княжество и потомков, ни всю Отчизну. Не оставляет и поныне. Через 50 лет после кончины митрополит Алексий был канонизирован в лике святителя. Его мощи с 1947 года и поныне покоятся в Богоявленском, что в Елохове, соборе Москвы. Евдокия Дмитриевна, супруга Дмитрия Донского, современникам была известна своей благотворительностью. В столице княгиня построила большое число храмов и монастырей. В 1407 году, после видения архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, в Вознесенском женском монастыре она приняла монашество с именем Евфросиния . Вскоре после этого, прожив 54 года, инокиня Евфросиния отошла ко Господу. Память святой благоверной княгини Церковь отмечает 17/30 мая и 7/20 июля. В 2007 году отмечалось 600-летие ее преставления, в ознаменование чего 21 августа того же года была учреждена новая награда Русской Православной Церкви – орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. А совсем недавно, 13 июля 2015 года, Священный Синод Русской Православной Церкви установил празднование общей памяти святых благоверных князя Димитрия Донского и княгини Евдокии 19 мая/1 июня. Поклониться мощам благоверной княгини можно в приделе мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля.

http://pravoslavie.ru/82259.html

На кайме покрова вышили слова: «Святая преподобная княгиня Евфросиния, чада обители твоея, тобою созданныя, и в пяти вецех прешедших молитвами твоими покрываемыя, ныне благодарно исповедающеся, благохваления Господеви приносят и святую твою память светло торжествующе, молебно ти взывают: и в грядущая времена и лета не престани покрывати нас молитвами твоими и помогати нам в жизни нашей и во исходе душ наших, и в будущем веце, аминь. 1407-1907 года, июля 7 дня». По-видимому, во владимирских селах, где работали иконописцы, были заказаны небольшие памятные иконки с сюжетом «Исцеление слепого». На них Е. Д. в княжеской горностаевой мантии и венце касается рукой коленопреклоненного слепца в окружении народа (надпись: «Св благо[верная] Кн[ягиня] Евфросиния исцеляети очи слепова»). На обороте таких работ, а также на поясных иконах, где Е. Д. представлена в монашеском одеянии, встречается штамп: «Благословение Москов[ской] Вознес[енской] Обители 1907 года Июля 7» (ок. 1907, частное собрание). К юбилейной дате были выпущены также памятные медали с изображением Е. Д. на лицевой стороне, на обороте помещены Успение Богородицы или образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», к-рому был посвящен придел в диаконнике Вознесенского собора ( Меняйло. 1999. С. 199). Очевидно, к этому времени относится создание ростового образа св. княгини, представленной на фоне обители, с лестовкой в руке, к-рый находится в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках. В кон. XIX - нач. XX в., вероятно по заказу Вознесенской обители, были изготовлены многочисленные эмальерные образки с надписью: «Св[ятая] преп[одобная] Евфросиния к[нягиня] м[осковская]» (см., напр.: Акелина Л. С. Молитвенница земли Московской//Рус. дом. 2002. 5. С. 30-31; эстамп с аналогичного образка см.: Пшеничников. 1894. С. 28). На них святая изображена в рост, в лиловой рясе и зеленой схиме, с прижатой к груди правой рукой, вполоборота влево, в молении Спасителю в облаках. Справа за преподобной - Спасские (Фроловские) ворота, слева - 5-главый Вознесенский собор и ц.

http://pravenc.ru/text/187095.html

Святая благоверная великая княгиня Евдокия, в иночестве Евфросиния, родилась в 1353 году. Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383) и его супруги княгини Анны. С младенческих лет воспитанная в духе христианского благочестия, Евдокия отличалась тихим, кротким нравом, нищелюбием и благотворительностью. В 1367 году она стала супругой благоверного великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). Их счастливый союз был залогом союза и мира между Московским и Суздальским княжествами. Благочестивая христианская жизнь Евдокии содействовала постоянному возрастанию ее в духовном совершенствовании, в котором она руководилась такими великими святыми земли Русской, как святитель Алексий, Митрополит Московский и Преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Сергий крестил одного из сыновей князя Димитрия и Евдокии. Восприемником других детей благочестивого семейства был преподобный Димитрий Прилуцкий (память 11 февраля). Большой любовью к Богу и Святой Церкви горела душа княгини. На ее средства было построено много храмов, а в 1387 году Евдокия основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь, который стал усыпальницей великих княгинь. В 1396 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. Воспитав пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), княгиня приняла монашеский постриг с именем Евфросиния. Еще будучи в миру, святая носила под пышными княжескими одеждами суровую власяницу. Такие тайные для людей, но ведомые Богу подвиги, преподобная Евфросиния продолжала и в монастыре. В молитве и подвиге совершив свой земной путь, она мирно почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре. Память ее празднуется 17 мая и 7 июля. Известен литературный памятник древнерусской церковной поэзии, излагающий оплакивание княгиней Евдокией своего мужа благоверного князя Димитрия Донского, скончавшегося в возрасте 39 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Москве почтили память преподобной Евфросинии Московской 23 июля 2012 г. 10:11 20 июля 2012 года, в день памяти преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской (1407), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами столицы архиепископ Истринский Арсений совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Кремля. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков , московские священнослужители. В этот же день престольный праздник отметил приход столичного храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке. Божественную литургию в храме возглавил председатель Синодального отдела по тюремному служению , управляющий Юго-западным викариатством епископ Красногорский Иринарх . Его Преосвященству сослужили секретарь Юго-западного викариатства, настоятель храма протоиерей Алексий Ладыгин и духовенство других храмов викариатства. На богослужении присутствовали первый заместитель префекта Юго-Западного административного округа г. Москвы Л.Н. Финаева, и.о. главы управы района Котловка З.Ф. Новожилова, представители администрации округа, а также члены различных православных общественных организаций. По окончании богослужения и крестного хода епископа Иринарха приветствовал протоиерей Алексий Ладыгин. Обращаясь к собравшимся, владыка Иринарх подчеркнул важность созидания новых храмов как центров духовной жизни народа. При этом он обратил внимание на то, что сегодня вместе с возведением новых церковных зданий необходимо заниматься активной миссионерской и духовно-просветительской деятельностью, социальным служением ближним и работой с молодежью. «Храм Божий — это то место, где человек обретает истинную помощь от Господа. Народная мудрость гласит, что разделенная радость — это двойная радость, а разделенное горе — это половина горя. А в храме радости и горе разделяет вместе с человеком Сам Господь», — сказал архиерей. По материалам  сайта епархии г. Москвы Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2361157.ht...

Ревностный в благочестии, Димитрий, подобно Владимиру Мономаху , ежедневно ходил в церковь , всякую неделю в великий пост приобщался Святых Тайн и носил власяницу на голом теле. Верной по духу спутницей его жизни была великая княгиня Евдокия, строительница Вознесенского девического монастыря в Кремле, церкви Рождества Богоматери и других храмов, расписанных Феофаном и Симеоном Черным. Тяжка была для нее утрата любимого мужа. Но, любя добродетель, набожная великая княгиня ненавидела ее личину. Изнуряя свое тело постами, она нарочно казалась тучной, для чего носила на себе несколько одежд, украшалась бисером, являлась везде с лицом веселым и радовалась, что злословие представляет сомнительным ее целомудрие. Молва эта волновала и ее сыновей, особенно князя Юрия, не скрывшего волнения от матери. Тогда, призвав сыновей, она свергнула с себя часть одежды. Сыновья ужаснулись, видя худобу ее тела и кожу, совершенно иссохшую от неумеренного воздержания. «Верьте, – сказала она, – что ваша мать целомудренна; но виденное вами да будет тайной для мира. Кто любит Христа, должен сносить клевету и благодарить Бога за оную.» Незадолго до кончины княгиня Евдокия (1407 г.) приняла монашество с именем Евфросинии и как святая чтится нашею Церковью. Память ее 17 (30) мая и 7 (20) июля. 1395 г. Страшный Тамерлан с ордами подходил к Москве. Жители впадали в отчаяние и устремлялись в церкви, все время/открытые. По желанию великого князя Василия I святой митрополит Киприан послал во Владимир за чудотворной иконой Божией Матери. Бесчисленное множество народа провожало икону по пути ее следования, с усердием и слезами взывая: «Матерь Божия! спаси землю Русскую.» Под Москвою на Куликовом поле, где ныне монастырь Сретенский, в честь этого события и воздвигнутый, встречали 26 августа икону митрополит, князь Владимир Андреевич Храбрый, бояре и народ. «И сретоша далече за градом, – пишет летописец, – и яко узреша Пречудный образ Богоматери и на пречистых Ее дланях Пречистый Образ Иисус Христов, и вси падоша на землю, со многосугубыми слезами из сердца вздыхающе и молящиеся прилежно.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010