Привел ли он это в исполнение, неизвестно, но жену свою 156 он оставил, отправивши ее сперва в Арту, а потом в Пелопоннис, где проживал на феодальном положении ее брат Мануил (Кантакузин). Затем он завел войну с беспокойными Албанцами, в которой и погиб в 1358 г. Детей по себе не оставил. СИМЕОН (вторично). Не успевши в своих замыслах в Сербо-Болгарии, „Палеолог“ наш возвращался на свое „царство“, но нашел там уже другого монарха, и притом своего близкого родственника, выгнать которого или не хотел, или не мог, и удовольствовался тем, что оставил за собою клочок земли от Кастории до Бодены. Но чуть он проведал о бедственной кончине шурина, поспешил завладеть обоими южными деспотствами. В Эпире он мог сделать это беспрепятственно, но в Фессалии встретил сильного конкурента, некоего славо-грека (?) Клапена или Хлапена, женатого на дочери покойного правителя страны Прелюба, и потому тоже как бы законного Деспота. Проходимцы Греко-Славяне поладили между собою без войны. Симеон даже выдал дочь свою Ангелину 157 за шурина Клапенова и Прелюбова сына, Фому. Между тем, Эпироты, в отсутствие Симеона, соскучились правлением Деспины Фомаиды, и потребовали себе у „царя“ особого правителя, – кого-нибудь из его родственников. Тот, к удивлению, охотно согласился на их просьбу, и послал к ним своего новоприобретенного зятя, сам же остался на прежнем положении. ФОМА III (Прелюбович) принял, таким образом, бразды правления в 1367 году. Эпироты и в частности Янинцы, приняли его восторженно, но вскоре жестоко поплатились за свою преждевременную радость. Человек оказался самых дурных наклонностей – скряга, тиран и нечестивец. Особенно таким он стал выявлять себя по смерти своего тестя (неизвестно когда последовавшей). После долгого правления своего, он был убит собственными телохранителями 28 декабря 1385 г. в 5-м часу ночи, с согласия, как говорят современники 158 , жены его, влюбившейся будто-бы в одного юношу иностранца, по имени Исава или Изаула. Жители столицы (Янины) немедленно объявили правительницей страны оставшуюся вдову, Деспину Ангелину, вызвав на первый раз в советники ей из Фессалии ее брата Иоасафа 159 , тамошнего Деспота, сына же Фомы Прелюба совсем устранили от престолонаследия.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

1376. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания о отце Матое. 1377. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания о отце Матое. 1378. Алфавитный патерик. 1379. Алфавитный патерик. 1380. Алфавитный патерик. 1381.  Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах (Пс. 45. 2). Алфавитный патерик. 1382.  призри на страдание мое и на изнеможение мое, и прости все грехи мои (Пс. 24. 18). 1383. Алфавитный патерик. 1384. Алфавитный патерик. 1385. Достопамятные сказания. Об авве Моисее, гл. 16. 1386.  Не судите, да не судимы будете (Мф. 7. 1). 1387. Алфавитный патерик. 1388. Алфавитный патерик. 1389. Алфавитный патерик. 1390. Алфавитный патерик. 1391. Алфавитный патерик. 1392. Алфавитный патерик. 1393. Алфавитный патерик. 1394. Достопамятные сказания. 1395. Достопамятные сказания. 1396. Достопамятные сказания. 1397. Четьи-Минеи. Житие преподобного Паисия Великого, 19 июня. 1398. Достопамятные сказания. 1399. Алфавитный патерик. О авве Ануве. 1400. Алфавитный патерик. О авве Ануве. 1401. Алфавитный указатель. 1402. Patrolog. pag. 792, 869. 1403. Алфавитный патерик. О авве Ануве. 1404. Алфавитный патерик. 1405. Алфавитный патерик. 1406. Алфавитный патерик. 1407. Patrolog. pag. 804, 955, 1057. 1408.  Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6. 2). 1409. Алфавитный патерик. 1410. Алфавитный патерик. 1411. Алфавитный патерик. 1414. Слово 13. 1415. Деян. 6. 2, 4. 1416. Patrlog. Pag. 750 и 807. Также: Алфавитный патерик. 1417. Алфавитный патерик. 1418. Алфавитный патерик. 1419. Алфавитный патерик. 1420. Учение о плаче аввы Пимена помещено в первой части «Аскетических опытов», также в последней главе четвертого тома «О покаянии и плаче». Здесь невозможно было не поместить его, иначе система духовного подвига, которым подвизался преподобный, не могла бы быть вынаружена с должною ясностию. Далее увидим, что все наставления его инокам ведут к доставлению правильного самовоззрения, к устранению всего, что отвлекает от этого самовоззрения, из которого истекает истинное покаяние и истинная молитва, примиряющая и соединяющая человека с Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

К несчастью для двух молодых принцев-геев, их союз не удался. Два разъяренных отца посовещались, и каждый пообещал ослепить своего сына, как только тот попадет к нему в руки. Мурад захватив Сауза, тут же приказал палачу выколоть ему глаза, а затем нарушил данное обещание и велел отрубить голову своему сыну. Император Иоанн оказался добрее. Он влил горячий уксус в глаза Андроникуса, сильно нарушив зрение, но тот всё-таки мог видеть. Теперь Мурад впал в ярость. Он захватил в плен нескольких молодых греческих и турецких дворян, друзей двух мятежников, сковал их цепями по двое и по трое, бросил в реку Марица, и просто «сидел и улыбался с мрачным удовлетворением от того, с какой быстротой они уходили под воду», – рассказывает Кризи в своей «Истории турок-османов», все еще классической работе об Османской империи. Некоторым отцам приказали перерезать глотки собственным сыновьям. Супружескую пару, отказавшуюся убивать своих отпрысков, предали смерти. Довольный мастерством, с которым он подавил восстание геев, Мурад затем начал новое вторжение в Европу и захватил Софию в 1385 году. Шишман, царь булгар, подлый и малодушный, выдал дочь замуж за мусульманского султана. Она получила благословение местного епископа, пообещав оставаться доброй христианкой, а затем отправилась к другим женам султана в гарем. Через пару лет турки взяли Салоники. Греция в значительной степени перестала быть греческой, за исключением ее души, которая всегда оставалась таковой, но стала почти турецкой, и ещё пять столетий ею правили турки. Страх и жадность – два великих стимулятора уважения. Турки успешко воевали, и их боялись. Две могущественные средиземноморские торговые республики, Генуя и Венеция, обладая сверхъестественным чутьем банкиров предвидеть будущее, решили, что турки останутся в Европе, и подписали договор с султаном, тем самым обеспечив себе барыши и денежные потоки на будущее. Поле черных дроздов. Косово 1389 Мы вот-вот достигнем первой из этих ранних турецких побед в завоевании Европы. Битвы и дня, которые повсеместно оплакиваются на Балканах даже сегодня, более шести столетий спустя, и это объясняет многое из того, что сейчас происходит в бывшей Югославии. Это – битва в Косово 15 июня 1389 года.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

герц. Пржемысл II Отакар (1253-1278). За участие в крестовом походе папа обещал передать ему Литву, но правитель Чехии в войне против Литвы участия не принял, ограничившись ведением военных действий в хорошо известных ему прусских землях. Угроза вторжения крестоносцев заставила Литовского вел. кн. язычника Тройдена (1269-1281/82) предпринять 2 похода во владения Л. о. В кон. XIV и 1-й трети XV в. основной внешнеполитической проблемой Ливонии были отношения с Великим княжеством Литовским. После подписания 14 авг. 1385 г. Кревской унии, положившей начало существованию объединенного Польско-Литовского гос-ва, и последовавшей вскоре христианизации Литвы наметилось сближение Л. о. с Литовским вел. кн. Витовтом . В 1398 г. между ним и верховным магистром Тевтонского ордена Конрадом фон Юнгингеном (1393-1407) был подписан Салинский договор о совместных военных действиях против Вел. Новгорода и Пскова и последующем разделе их владений; в текст договора были включены пункты о гарантиях безопасности юж. рубежей орденских владений и передаче Тевтонскому ордену Жямайтии (Die Staatsverträge des Deutschen Ordens in Preussen in 15. Jh./Hrsg. E. Weise. Marburg, 1970. Bd. 1. S. 7-13. N 1-3). Поражение, к-рое кн. Витовт потерпел 12 авг. 1399 г. в битве с Золотой Ордой на р. Ворскле, вынудило союзников отказаться от планов в отношении русских земель. Надеясь на исполнение условий Салинского договора, Л. о. вел в отношении Польско-Литовского гос-ва осторожную политику. В ходе войны Польско-Литовского гос-ва с Тевтонским орденом (1409-1411) Л. о. оказал орденской Пруссии весьма скромную помощь, поскольку магистр Л. о. был связан отдельным договором с кн. Витовтом: стороны обязывались не начинать боевые действия друг против друга без соответствующего объявления войны с дополнительным 3-месячным мораторием после этого. Уже 28 мая 1410 г. по требованию верховного магистра Ульриха фон Юнгингена (1407-1410) ливонский магистр Конрад фон Фитингхоф (1401-1413) направил кн. Витовту письмо с объявлением войны. С учетом того факта, что Витовт мог получить это письмо не раньше нач. июня, ливонские войска имели право начать боевые действия только в нач. сентября, по истечении 3-месячного моратория. В сер. авг. 1410 г. войска под командованием ландмаршала Германа Финке и комтура Голдингена выступили в поход и прибыли в Кёнигсберг к 25 авг. Прибытие ливонских братьев морально поддержало рыцарей ордена в Пруссии и явилось одной из причин отступления польско-литовских войск и снятия осады Мариенбурга в сент. 1410 г. Благодаря поддержке из Ливонии Тевтонскому ордену удалось впосл. вернуть под свой контроль все владения, утраченные после Грюнвальдской битвы (15 июля 1410) (см.: J ó wiak S., Kwiatkowski K., A. Szweda, S. Szybkowski. Wojna Polski i Litwy z Zakonem krzyackim w latach 1409-1411. Malbork, 2010. S. 536-551).

http://pravenc.ru/text/2110473.html

Слово: γνσιος не значит непременно: родной. Обыденный смысл его: подлинный, настоящий, истинный... что, очевидно, не может служить к уяснению отношений между братом и сестрой. Однако же, на иконе Богородичной Мария зовет себя и Комниной, и притом еще титулуется «благочестивейшей», каковой титул, по-видимому, принадлежал исключительно Императрице. Удивительно разноречивы сказания о сей государыне у историков. Вот что пишет о ней Лаоник Халкокондил в своей истории (кн. IV, стр. 212, бон. изд) δ γυν τοτου ( το Θωμ) ς ρα τν νεαναν ( ζουλον), ρσθητε ατο. ν γρ κα ς λλους πρτερον φοιτσα ( ες) νδρας κα κλαστος, συγγινομνη τονυν τ νεαν, κα πιμαινωμνη ατ ς τν ρωτα, συντθεται ατ π τ νδρ πιβουλν κα ξηγουμνης τς γυναικς ς τν κοτην, ς νεπαετο Πριαλοπας γεμ ν, νελ τε ατν μ σν τ γυνακι κα μα συγκατσχει τν γεμοναν ατ... Хуже такого отзыва и придумать трудно. Имени преступной жены писатель не приводит. Совсем иначе представляет ее историк Дука Непот. Он зовет ее εσεβ, εμενεσττην χρηστν, χρυσν, γαθν, μακαραν, и общее сетование о ней умершей города Янин изображает в самых трогательных и разительных чертах, в отношении ее первого мужа «отступника, бесстыдника, изверга». Он не скрывает, впрочем, что был постыдный наговор на «золотую по истине Ангелину», вследствие чего тиран оставил ее совершенно. Убиение его совершено одними сторожами его, в числе 4-х человек. Замужество вдовы с Изавом было чуть не невольное, и проч... Таковая весьма бы подходила к нашему акту, если бы каким-нибудь образом оказалось, что она была... Мария. Какое-нибудь было же основание у историка (Дуки Непота) называть ее «Царицей». Мимоходом он сказал, впрочем, что Янинцы, испрашивая себе особого правителя у «Царя» (Симеона) отправились и от его лица, и от себя к Фоме в Водену, которому и «поручают все относящееся к царствованию» ( κα γνωρζουσιν ατ τ τς βασιλεας παντα). Дело шло, таким образом, уже о царстве. Не предположить ли, что Симеон передал при этом зятю и свой венец Царский? Его последний Хрисовул Метеорский помечен 1366 годом. В 1367 году последовало избрание Фомы в Деспоты Эпира. Одно сходилось бы с другим. Но не помешает ли этому предположению внезапное появление в 1385 г. в этих местах Царя Иоасафа, прямого бы преемника и наследника Симеону, в каком бы году ни приключилась смерть сего последнего? Неизвестно, когда и после кого он принял царство, очевидно то самое, над которым так или иначе, царил отец его.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Нападения осман становились все более частыми и причиняли как грекам, так и славянам все большие потери. Правда, в 1382 г. Мануил II Фессалоникийский начал наступление против турок 1272 . Это было открытым бунтом против османских сюзеренов и смелым вызовом, который был полной противоположностью политике его отца в Константинополе. Однако успехи этого наступления не могли быть ни значительными, ни устойчивыми. Турки одержали верх, и 19 сентября 1383 г. Серры окончательно перешли в их руки 1273 . Вскоре после этого началась осада Фессалоники. Сильный портовый город оборонялся более трех лет, но в конце концов в апреле 1387 г. был вынужден открыть османам ворота 1274 . Мануил покинул город незадолго до его падения и бежал на Лесбос. Между тем пали также София (ок. 1385) 1275 и Ниш (1386). Впрочем, после падения Ниша Лазарю удалось разгромить войска Мурада при Плочнике, а в 1388 г. вторгшаяся в Боснию турецкая армия была наголову разбита боснийским воеводой Влатко Вуковичем при Билеце. Тогда Мурад с большим войском выступил на решительную войну с южными славянами. Первый удар обрушился на болгарского царя, который, ободренный сопротивлением Лазаря, отважился противиться султану и отказал ему в уплате дани. Османы вступили в Болгарию, сломили сопротивление царя и принудили его к подчинению (1388). Затем султан обратился против сербов. Князь Лазарь с сербскими и боснийскими войсками выступил на Косово Поле (что значит по-сербски «поле дроздов»), где 15 июня 1389 г. произошла историческая битва, которая после катастрофы при Марице стала наиболее значительной вехой в истории покорения Балканского полуострова османами, а в народном сознании продолжает жить как центральное событие средневековой сербской истории. Вначале казалось, что удача улыбается сербам: сам султан был убит, однако под предводительством наследника престола Баязида превосходящие силы осман в конце концов взяли верх 1276 . Князь Лазарь попал в плен и был казнен вместе со своими вельможами. Его преемникам оставалось лишь склониться перед победителем и признать османское владычество. Последний сильный центр сопротивления был сломлен, и после этого турецкое завоевание с еще большей силой стало распространяться по балканским странам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить АНДРОНИК IV ПАЛЕОЛОГ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Андроник IV Палеолог, миниатюра XV века Андроник IV Палеолог (греч. Ανδρνικος Δ " Παλαιολγος; 1348 - 1385 ), византийский император (1376 - 1 июля 1379) Родился 11 апреля 1348 года в Константинополе . Старший сын Иоанна V Палеолога и Елены Кантакузины, дочери Иоанна VI Кантакузина . Соправителем отца стал, возможно, до весны 1350 года, но не позднее 17 августа 1355 года. Первый конфликт между ними возник в 1366 года, когда он не помог отцу, захваченному болгарами при возвращении из Венгрии; через четыре года он отказал ему в денежной помощи, когда по требованию кредиторов император был задержан в Венеции. Дважды Андроник IV поднимал мятеж против Иоанна V. В 1373 году заговор был быстро раскрыт, Андроник Палеолог был заключен в тюрьму, лишен права на трон и подвергнут ослеплению (потерял один глаз). С помощью генуэзцев ему удалось убежать в Галату , заручиться поддержкой турок, и 22 августа 1376 года он вступил в Константинополь в качестве императора. Официальная коронация состоялась 18 октября 1377 года. Отца и брата Мануила Андроник Палеолог посадил в тюрьму. За помощь в захвате власти генуэзцы получили остров Тенедос , а турки - г. Галлиполи . Патриарх Филофей Коккин (1364-1376) был низложен. Но через три года Иоанн V при поддержке турок вновь занял трон. По семейному соглашению 1381 года Андроник Палеолог был вновь признан престолонаследником и получил во владение Силимврию . В 1385 году Андроник вновь попытался выступить против отца, но потерпел неудачу. Вскоре после этого, 28 июня 1385 года, Андроник IV Палеолог умер в Силимврии. От его брака с Марией, дочерью болгарского царя Ивана Александра, родился будущий император Иоанн VII Палеолог , коронованный вместе с отцом в 1377 году. Литература Использованные материалы Редакция текста от: 06.11.2018 20:51:12 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " АНДРОНИК IV ПАЛЕОЛОГ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/13678295.h...

† 1367, 20 марта Свт. Феодор Добрый, еп. Тверской (1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † 1367, 8 декабря Прп. Кирилл Челмогорский. † ок. 1367 г. Прп. Вассиан Строкинский, Каргопольский (8 декабря). † 1373. 15 октября Свт. Иоанн, еп. Суздальский. † 1375, 20 июля Прп. Авраамий Галичский. † 1377, 5 мая Прп. Варлаам Серпуховской. † 1377, 26 мая Прп. Гедеон Серпуховской (5 мая). † 1378, 12 февраля Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси, Московский (20 мая; 5 октября). Прп. Феодора Нижегородская (в миру блгв. кнг. суздальская Василисса–Анастасия) (2 июня; 28 марта; 23 июня – Собор Владимирских святых). † 1379, 25 апреля Прп. Сильвестр Обнорский. † 1380, 8 сентября Прп. Александр (Пересвет), схимонах-воин. Радонежский (7 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). Прп. Андрей (Родион Ослябя), схимонах-воин. Радонежский (7 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок.1380 г. Прп. Леонтий Стромынский (20 июля; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1384, 23 марта Прп. Пахомий Нерехтский (15 мая). † 1384, 29 мая Прп. Илия келарь. Радонежский (6 июля – Собор Радонежских святых). Св. прав. Иулиания Новгородская (21 декабря; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † 1385, 6 мая Прп. Михей Радонежский. † 1385, 15 октября Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский (26 июня). † 1388, зима Прп. Исаакий молчальник. Радонежский (30 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок. 1388 г. Прп. Афанасий «Железный посох», Череповецкий (26 ноября; 25 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок. 1388 г. Прп. Феодосии Череповецкий (26 ноября; 25 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1389, 19 мая Св. блгв. вел. кн. московский Димитрий Донской. † после 1389 г., 17 нюня Прп. Исаакий Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 нюня Прп. Кирилл Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Климент Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Никита Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Никифор Алфанов, Новгородский (4 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Лит.: Вахрина В. И. Икона «Преподобный Петр, царевич Ордынский, в житии»//ПКНО, 2002. М., 2003. С. 332-350; она же. Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223. В. И. Вахрина Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) КИРИЛЛ II († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/text/1840429.html

В мае 1381 г. Сергий с митрополитом Киприаном крестят первенца Владимира Андреевича – сына Ивана. В 1385 г. великий князь снова призывает Сергия в Москву крестить родившегося 29 июня сына Петра. Осень 1385 г. оказалась выдающейся в жизни Сергия Радонежского. В Филиппов пост (с 14 ноября до Рождества Христова) преподобный по просьбе великого князя Дмитрия ездил в Рязань, где «укротил» свирепого князя Олега и содействовал заключению между Москвой и Рязанью «вечного мира». На обратном пути, в великокняжеской Коломне, Сергий основывает Голутвинский Богоявленский монастырь и благословляет на игуменство своего ученика Григория. В тот же Филиппов пост, по возвращении в родной Троицкий монастырь, Сергий удостоился видения: Богоматерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова посетила преподобного и обещала свое покровительство основанной им обители. В мае 1389 г. произошло последнее свидание Сергия с его духовным сыном, тяжело заболевшим великим князем Дмитрием. В качестве духовника Сергий свидетельствовал завещание Дмитрия Ивановича, в котором великое княжение Владимирское объявлялось наследственным владением московских князей, и тем самым устанавливался основной принцип единодержавия. Сергий Радонежский, таким образом, освятил своим авторитетом рождение новой государственности, складывавшейся в тяжелых противоречиях и в острейшей борьбе с внешней угрозой. Сергий не на много пережил своего духовного сына. Великий старец скончался 25 сентября 1392 г. Монастырская реформа митрополита Алексея В Житии Сергия Радонежского имеется особая глава, посвященная введению в монастыре общежития. Эта реформа связывается с посланием патриарха Филофея, убеждавшего Сергия в преимуществах общежительства перед особножительством. Поскольку (второе) патриаршество Филофея охватывает период с октября 1364 г. по сентябрь 1376 г., мы получаем приблизительные хронологические рамки для времени введения общежития в Троице-Сергиевом монастыре (1364–1376 гг.). Однако, говоря о реформе, следует подчеркнуть инициативу другого лица и показать, что она осуществлялась в более широком плане.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010