Аминь! 1346 Чрез всю блаженную вечность, и во всех с вечностию сопряженных небесных кругах будет слышаться сие от разумных духовных тварей Триипостасному Божеству воспеваемое сладостнейшее славословие: Аллилуия! Спасение и слава и честь и сила Господу нашему! яко истинни и правы суды Его; яко судил есть любодейцу велику, греховный мир и похоть его – грех, яже посмради и растли землю любодеянием своим; и отмстил кровь рабов Своих от руки ея. Аллилуия! яко воцарися единый Господь Бог Вседержитель. Аллилуия! Радуимся и веселимся, и дадим славу Ему: яко прииде брак Агнчий, и жена Его уготовила есть себе. Приидите и соберитеся на Вечерю великую Божию! 1347 – В-четвертых, все Царство Божие исполнено будет тех благ, кои мы получить ныне веруем и уповаем; исполнено будет таких благ, ихже око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, и кои узрят и восприимут любящие Его 1348 ; исполнено будет духовной величайшей радости, неописанного веселия, неизреченного утешения, сладчайших чувствований, беспрестанного удовольствия, внутреннего мира и спокойствия. Тамо не будет ни плача, ни вопля, ни болезни, ни смерти, яко первая мимоидут, и Бог отъимет всяку слезу от очию их; тамо не будет анафемы и клятвы, а едино Божие благословение; тамо не взалчут ктому, ниже вжаждут, не имать пасти на них солнце, ниже всяк зной: яко Агнец, Иже посреде престола, упасет я, и наставит их на животныя источники вод, излиет на них чисту реку воды животныя, светлу яко кристал 1349 , напитает их небесною Своею манною и напоит вечною Своею сладостию. – В пятых, Царство Божие будет способнейшим местом созерцать Триединого Бога, не в тварях, не задняя Его, не в зерцале и гаданиях, но лицем в лицу, якоже есть; как-то свидетельствует о сем языков Учитель, тако глаголя: видим ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу; ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых 1350 ; – что и таинственник Христов подтверждает сими словами: возлюбленнии! ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем: вемы же, яко егда явится, подобни Ему будем; ибо узрим Его, якоже есть 1351 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

В Средние века и Новое время Ближний Восток стал зоной одного из крупнейших в истории человечества экологических кризисов. Тысячелетия экстенсивного земледелия, когда-то начинавшегося как подсечно-огневое, завершились почти полным сведением лесов. Вслед за деградацией растительности последовала катастрофическая эрозия почвы: зимние ливневые дожди за два тысячелетия смыли метровый слой плодородной земли. Сирийская пустыня тоже была истощена тысячелетиями непомерного выпаса скота, растительный покров деградировал, почвы выдувались ветрами. Кроме того, один из пиков усыхания Азии как раз пришелся на XVII–XVIII вв. Все это вызывало миграции кочевых племен в земледельческие области и вытеснение оттуда крестьянского населения. Состояние ближневосточного земледелия прямо зависело от силы государственных структур, их способности оградить оседлое население от давления кочевого мира. После Римской империи редко какое из государств, контролировавших сиро-палестинский регион, было в состоянии успешно противостоять экспансии номадов. 371 В целом ухудшение экологической ситуации на Ближнем Востоке, вызванное как усыханием климата, так и антропогенными факторами, привело в Средние века к тяжелому демографическому кризису. Если в Римскую эпоху население Сирии составляло 6–7 млн. чел., то в раннее Средневековье оно сократилось до 3 млн. и продолжало уменьшаться из-за таких катаклизмов, как Крестовые походы, нашествие Тимура и периодические вспышки чумы (включая известную «Черную смерть» 1347–1348 гг.). В конечном итоге на начало XVI века численность сирийского населения составляла, по разным оценкам, 2 или, что более вероятно, 1 млн. чел. 372 Историческая демография: критика источников Определить долю христиан в населении Сирии достаточно сложно. Источники, освещающие численность и расселение христиан в Османской Сирии, весьма разнятся по качеству и объему в зависимости от столетия. Самый детальный из этих источников – османские налоговые реестры XVI века (тапу дефтери), содержащие результаты периодически проводившихся переписей населения и облагаемых налогами имуществ. Османская бюрократическая машина отличалась маниакальной скрупулезностью, дотошно фиксируя не только численность податного населения (часто поименно), но и слепых, безумных, иных инвалидов, а также – что особенно ценно для нас – количество монахов некоторых монастырей, по закону не облагавшихся подушной податью. К сожалению историков, с начала XVII века подобные регулярные и всеобъемлющие переписи населения прекратились ввиду ослабления османского государственного аппарата и контроля центра над провинциями и возобновились только во второй половине XIX в., что выходит за хронологические рамки настоящей работы. Данные по демографии XVII – начала XIX в. приводятся главным образом иностранными путешественниками, посещавшими Сирию в этот период. Оценки их вряд ли точны; впрочем, не стоит преувеличивать и точность переписей, проводившихся коррумпированной османской бюрократией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец, третий распространенный символ Брамы-Атмана есть Пуруша (дух), смотрящий на мip и на каждого из нас – и в диске солнца (Адитья-Солнце есть «око мipa»), и в зрачке глаза каждого другого в отношении к нам человека: «живущий здесь в человеке и тот, живущий там, в солнце, – они одно». 1347 Вот почему, все световидное и огнистое (свет солнца, луны, молния и т.д.), – все это, как частица «пути богов», есть прямой путь к БрамеАтману. 1348 Кроме этих главных символов Брамы-Атмана, в Упанишадах встречается множество других, очевидно, менее продуманных и, потому, менее стойких. Прежде всего, конечно, самый мip, в целом и в частях своих, есть символ Брамы-Атмана. Но так как, по индийскому воззрению, в свою очередь символом мipa служит жертва, то и она, – опять-таки и в целом, и в частях, – также стала толковаться в смысле символа Брамы-Атмана (здесь открывалось для изобретательности браминов особенно широкое поле, – у служителей каждой Веды своё). Наконец, так как вся жизнь человека, в своих основных процессах (вдыхание и выдыхание, пищеварение, развивающаяся —41— в это время теплота и т.д.) есть своего рода жертва и, поэтому, символ действительной жертвы, а чрез нее и игровой жизни, – то и здесь стремились находить символику Брамы-Атмана, причем, по самому существу дела, именно здесь символизирующая фантазия индийцев заходила в очень мелкие и, по своей мелочности, крайне сомнительные сближения: пищеварение, органическая теплота, шум в ушах и т.д. и т.д. – все это символы Брамы!… 1349 Но нам нет, конечно, надобности заходить в эту шаткую область, которая представляет, пожалуй, много характерного, но за то очень мало поучительного. Не останавливаясь, на таких странных частностях, мы перейдем теперь к уяснению попыток Упанишад определить Браму-Атмана уже не чрез его символы, как доселе, но «в себе» и по существу. Сущее, Дух, Радость: вот три главные атрибута, усвояемые в Упанишадах Браме-Атману и объединенные в известном техническом термине, одном из самых важных в Упанишадах, термине-формуле: Saccidânanda (sat – Сущее, cim – Дух и ânanda – Радость). 1350 Было бы, однако, ошибочно думать, будто эти атрибуты, в применении к Браме-Атману, имеют в Упанишадах положительный и реальный смысл. Нет. Ближайший анализ текстов, в состав которых входят элементы этого сложного термина, показывает, что, и пользуясь этими понятиями, Упанишады в сущности не возвышаются над своею основною точкою зрения, то есть точкою зрения агностического пантеизма.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кроме того, не ограничиваясь этим, он простирал свою преобразовательную деятельность на расположение и изложение литургических молитв и возгласов, хотя, по всей вероятности, не составлял нового миссала или Сакраментария (Sacramentarium, Missale) 1347 . Из всего этого следует, что святителю Амвросию принадлежит новая редакция прежней медиоланской литургии или существовавших в его время и в его местности форм этой литургии, с некоторыми несущественными дополнениями к ней, зависевшими от его усмотрения. В основании такой редакции лежала литургия, по преемству сохранявшаяся в Медиоланской области со времен апостольских, а формами ее, подлежавшими пересмотру и исправлению, были разные литургии, составленные в промежуток времени от I до IV в. неизвестными авторами и, может быть, сходные с употреблявшимися в соседственной Галлии, так как и вышедшая из рук св. Амвросия редакция литургии, по замечанию ученых специалистов, имеет значительное сходство с древней галликанской литургией 1348 . Соображая все, впрочем немногочисленные, свидетельства о трудах св. Амвросия по устройству литургии и стараясь вывести из всех данных определенное заключение, Мабильон говорит следующее: «Мы не отвергаем, что порядок и чин литургии был передан жителям Медиолана первыми учредителями христианской религии такой, какой был в те первые времена, но тогда священнодействия совершались без большого количества обрядов и чинопоследование их не было ни определенным, ни установившимся, ни однообразным. Церкви мало-помалу устраивали у себя некоторую известную форму литургии, каковая форма в Западной церкви была не одна и та же, а иная у римлян, иная у галлов, иная у испанцев, иная у африканцев, хотя главные части литургии везде были одинаковы, своя была и еще теперь остается форма священнодействия и в церкви Медиоланской, отличная от прочих, которой предоставлено то преимущество, что, тогда как прочие отменены и согласованы (redactae) с римской, она одна удержана вместе с римской на Западе. И нет сомнения, что это – дань Амвросию, которого наши предки всегда считали автором этого чина, почему и называли его по имени автора – Ambrosianus ordo» 1349 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таким образом, в процессе укрепления раннеклассового государства отчетливо проявилась функция права как орудия регулирования отношений в обществе, в котором укреплялась система социального неравноправия. В чем конкретно заключалось содержание «уставов» Ольги, выяснить не удается. Но связь развивающихся социально-экономических отношений, активной деятельности государства как аппарата насилия господствующего класса с совершенствованием права раннеклассового государства в данном случае несомненна». 1346 Построения М.Н.Тихомирова, Л. В. Черепнина, А.А.Зимина и М.Б.Свердлова искусственно усложняют отношения киевских правителей с древлянами, выдавая межплеменные отношения за классовые и, следовательно, модернизируя их. Сказывалась приверженность этих исследователей традиционной концепции раннего происхождения феодализма на Руси. Поэтому у них наводим рассуждения о «господствующем классе» и восстающих против закабаления и неравноправия общинников, о феодальном законодательстве, охраняющем интересы нарождающегося класса феодалов, и прочие словесные аксессуары теории классовой борьбы. Но соответствует ли все это реальной исторической действительности Руси середины X в.? С нашей точки зрения, княгиня Ольга, «уставляющи уставы и уроки», восстанавливала порядок, определяющий сбор дани с древлян. 1347 Слово «уставити» в древнерусском языке было полисемичным и означало, в частности, положить, назначить, определить, а слово «устав» – предел, граница. 1348 Под «уроком» в Древней Руси понимали, наряду с другим, плату, подать, налог. 1349 Сообразуя эти значения, можно предположить, что в летописной фразе «уставляющи уставы и уроки» отразилась регламентация дани, возложенной на древлян: Ольга точно определила ее норму. Обращает внимание некоторое языковое нагромождение, похожее на тавтологию: «уставляющи уставы». Не ближе ли к первоначальному чтению запись, содержащаяся в Летописце Переяславля Суздальского, где сказано: «И иде Олга по Деревьстеи земли с сыном своим, урокы уставляющи...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—763— ошибок и достигнуть своей настоящей цели даже в чисто опытном плане, если не прибегнет к принципам и заключениям более высокой дисциплины» 1347 . Поэтому-то в учение Розмини вкладывается глубокий дефект и проникает во все пункты его системы. Эти пункты Джоберти сводит к следующим четырем основным тезисам: 1 . Все идеи порождаются единой идеей сущего. 2 . Первоначальная идея сущего представляет лишь сущее возможное. 3 . Восприятие реального существования сотворенных вещей есть дело суждения, которое производит уравнение между идеей возможного сущего и чувственным впечатлением. 4 . Понятие реальности абсолютного сущего, т.е. Бога, не дано непосредственно в интуиции и приобретается лишь посредственным путем, через доказательство 1348 . На первом пункте Джоберти совсем не останавливается, ибо пункт этот носит предварительный характер, и свой настоящий смысл получает от пунктов дальнейших. Критика начинается со второго пункта. «Если б прав был Розмини, тогда бы идея возможного должна была бы быть первее идеи реального. Это противоречиво, во-первых, в порядке психологическом. Ибо чисто психологическое наблюдение устанавливает, что отвлечение возможно лишь от конкретных вещей и порождается ими; поэтому конкретное знание реального должно предшествовать абстрактному знанию возможного. Но это противоречиво и в порядке логическом, ибо без реального не возможно мыслить что-нибудь возможное». «Возможность, исчерпывающаяся чистой потенциальностью, безо всякого предшествующего акта, есть не возможность, а ничто» 1349 . «Идея сущего должна быть рассматриваема в двух моментах в отношении духа, который ее имеет: в акте первичном и в акте вторичном. Акт первичный есть дело интуиции, акт вторичный – дело рефлексии. В первичном акте Сущее открывается как чистая реальность, как реальность простейшая, безу- —764— словная, совершенная; во вторичном – как возможное. Сле­довательно, возможность предполагает действительность ровно настолько же, насколько рефлексия предполагает интуицию. Пропорциональность и соответственность между двумя психологическими актами и двумя онтологическими состояниями – полные» 1350 . «Возможность взятая сама в себе есть высочайшая реальность и высочайшее существование. Ведь она возможна, поскольку относится к какому-нибудь термину внешнему, и реальна, поскольку такое отношенье возможно лишь при условии, что оно зиждется на субъекте реальном и абсолютном. Возможность есть отношение необходимого к случайному и предполагает творческую силу в первом, т.е. она базируется на понятии творения, в котором два крайних члена идеальной формулы встречаются» 1351 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Сия убо злая содеяшась на нас Божиим попущением и великим Его гневом, занеже умножишася беззакония велия: сребролюбная зависть, и междоусобныя брани, и мерзская нечистота блудная, естественная и чрезъестественная, и волхвования, и коби 1345 и иные греси 1346 ». Заимствование плача земли в повесть о приходе Батыя свидетельствует о популярности «Хождения»; на то же указывает обстоятельство, указанное проф. Сумцовым, что из того же «Хождения» заимствовано содержание галицкой царинной (троицкой) песни. 1347 Что касается предположения Тихонравова, что стих о плаче земли, заимствованный также из «Хождения», имеет связь с идеями немецких крестовых братьев, то оно находит себе некоторое подтверждение в след. соображениях: 1) Приведенный Тихонравовым стих крестовых братьев, с которым он сравнивал стих о плаче земли, имеет весьма близкое сходство с версией стиха, записанной мною в Архангельской губ. 1348 По немецкому стиху, Иисус хо- —367— чет погубить мир, но за грешников заступается Богородица, говоря Ему: «Дитя любезное! оставь их покаяться, и пошлю я, чтоб они обратились к Тебе. Прошу я Тебя об этом, о, Дитя прелюбезное: уступи Ты мне это». 1349 Такое же заступничество Богородицы за грешников, восходящее к «Хождению Богородицы по мукам», оказывается в архангельской версии русского стиха. Говорит-то Господь, да царь небесной наш: «Потерпи-ко ты, матушка сыра земьля! Не одумаютце ли все, быват, 1350 грешники, Не устрашатце ли, быват, хошь безаконники? И умаливат за их да ведь как Божья Мать. Говорит-то как Мне да Мать пречистая: – Потерьпи ты, потерьпи, да Сын возьлюбляной… Ты просьти-ко-се, просьти, да просьти грешников. – Господь, как и в апокрифе, отвечает, что для прощения грехов Ему нужно второй раз идти на распятие; Богородица отказывается отдать Сына на мучение во второй раз. 2) Второе соображение: Мы видели, что стих о «тяжких», непрощаемых грехах принадлежал стригольникам, русским «крестовым братьям»; к числу таких грехов стих относит брань на отца и мать и убийство крестового брата. Те же самые грехи указаны и в стихе о плаче земли, которая не может держать людей беззаконных,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1332 Слышно было, что в комиссии, рассуждавшей об отмене шестимесячного срока и предбрачных подписок, находился и сам рижский архиепископ, – и не понятно, как мог допустить он отмену этих подписок. Едва ли не в этой же комиссии решено было присоединить к рижской епархии и эстляндскую губернию. Воротясь из Петербурга и получив сильные возражения против отмены подписок, он хотел, чтобы высшее распоряжение было отменено; но этого он не достиг. 1337 Описание этих (Норовских) рукописей можно видеть в Журнале Министерства Народн. Просв. за 1836 год. 1338 Это – так называемое Порфириевское Собрание. См. Отчет Имп. Публичн. Библ. за 1883 год. На него часто поэтому ссылается в своем труде П.-Керамевс. См., наприм., стран. 78:98, 136:228 и мн. др. 1342 Слова.: «отчет» и проч. у П.-Керамевса напечатаны русским шрифтом, тогда как все остальное в цитируемом месте напечатано по-гречески. 1343 Вся эта важная надпись составлена грамматически весьма неправильно, и смысл ее восстановляется уже составителем описания А.И. П. – Керамевсом. 1344 При этом разумеется Софроний III, патриарх Иерусалимский. Так поставлен год от сотворения мира (6700) у П.-Керамевса. Но здесь, очевидно, опечатка. Должен быть 6800, а не 6700 год. 1345 εp ς. Βιβλιοθ. II, 216–229 Фототипический снимок вклеен в самый текст описания между страницами 228 и 229. 1346 См. Чтения в Общ. истор. и древн. За 1870 г. кн. 4, статью под заглавием: «Греческие книгохранилища востока и их рукописи, осмотренные одним английским путешественником в 1858 году». Отд. оттиск. Москва, 1871. Саввинские рукописи здесь см. на стр. 14–19, а у Сохе в указ. Соч. на стр. 11–15 и 54–61. 1347 Как свидетельствует сам П.-Керамевс (стр. 795 примеч. 1), материал для этого указателя собрал один из принадлежащих к С.-Петербургской дух. Академии тружеников науки Παντελς Κομνηνς. 1348 Важность остальных документов, по мнению П.-Керамевса, видна сама собою из самого их оглавления. 1350 Т. е. Константинопольского, так как в Константинополе же в течении нескольких столетий пребывали и Иерусалимские патриархи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Затем царство Божие стоит в связи с праведностью. Новозаветная праведность служит облачением богочеловеческой любви, – и так как любовь прежде всего наполняет форму царства Божия, то и праведность имеет для царства Божия то же значение. В царство Божие могут войти лишь обладающие духовною праведностью 1341 . В евангельском учении о царстве Божием не то возвещается, что настало или настанет царство Божие, но то, под каким условием можно войти в царство Божие. Евангелие не объясняет иудеям, верно ли они понимают царство Божие или неверно, и что именно под ним нужно разуметь. Оно принимает их ожидания и из них делает неизбежные выводы: оно объясняет, что ожидающие царства Божия обязываются к Божией правде. В царство Божие войдет не тот, кто лицемерно славит Господа, но тот, кто исполняет волю Отца Небесного 1342 , кто научает других и исполняет сам заповеданное 1343 . Ожидание царства Божия с евангельской точки зрения оказывается путем, приводящим к правде Божией, и образ царства Божия становится формою, в которой проповедуется праведность. Искание царства Божия, если оно не служит прикрытием земных расчетов, если оно искренно и действенно, есть искание правды Божией: «ищите прежде царства и правды его» ( τν βασιλε αν κα τν δικαιοσνην ατο) 1344 . Примечательно, что требование решительного следования правде Божией и требование безграничной жертвы для царства Божия представляются взаимно заменимыми. С одной стороны, Евангелие ублажает алчущих и жаждущих правды, устремляющихся к ней всеми силами своей души, претерпевающих ради нее всякие гонения, не останавливающихся ни пред какими жертвами для нее 1345 . С другой стороны, оно требует ради царства Божия жертвы даже правой рукой и правым глазом 1346 ; оно говорит об оскоплении для царства небесного 1347 и об оставлении для него дома, родителей, детей 1348 ; оно уподобляет царство Божие сокровищу и драгоценной жемчужине, ради которых человек продает все имение 1349 . Легко видеть, что царство Божие предъявляет людям такие требования, поскольку оно содержит в себе правду Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

уничтожили последние гос-ва крестоносцев на сиро-палестинском побережье. В 1375 г. была завоевана Киликийская Армения. Продвигаясь вверх по Нилу, мусульм. армии покоряли христ. царства Нубии. Прекращение в нач. XIV в. монгольско-мамлюкских войн способствовало бурному росту экономики и населения Сиро-Египетского региона. Однако пандемия «черной смерти» 1347-1348 гг. унесла жизни трети населения Ближ. Востока, а последующие, регулярно повторявшиеся вспышки чумы привели к демографическому и хозяйственному кризису. В посл. трети XV в. гос-во мамлюков вступило в полосу упадка, сопровождавшегося обострением конфликтов внутри правящей верхушки, ослаблением гос. структур и растущим давлением бедуинов на земледельческие области. Португальская экспансия в Индийском океане подорвала торговлю пряностями - основу егип. экономики. Держава османов стала оспаривать лидирующую роль Каира в рамках мусульм. цивилизации. Важной чертой политики мамлюков была всемерная поддержка суннитов и подчеркнутое демонстрирование религ. благочестия правящей элиты, что сопровождалось ужесточением дискриминации инаковерующих. Антихрист. настроения подогревались атмосферой непрерывного джихада, социальным протестом низов, обращенным против чиновников-христиан, и стремлением мусульм. среднего класса занять место зиммиев в гос. аппарате. Дух нетерпимости, свойственный мамлюкской эпохе, воплотился в трактатах и проповедях авторитетных ханбалитских богословов Ибн Таймии (1263-1328), Ибн Кайима аль-Джаузии (1292-1350), Ибн ан-Наккаша (ум. 1362), имевших огромное влияние на народные массы. Первые десятилетия существования мамлюкского гос-ва прошли в обстановке перманентного военного противостояния на неск. фронтах. Войны с монголами и крестоносцами потребовали максимального напряжения экономики и сопровождались беспощадным «выдавливанием» средств из податного населения, прежде всего немусульман. С 1261 г. христиане платили дополнительный налог на военные нужды, отмененный лишь в 1279 г. при восшествии на престол султана Калауна.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010