Александр Ярославич вошел в нашу историческую память с прозвищем Невский. В «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Олександра», составленной во Владимире в промежутке между 1263 и 1280 гг., ни разу новгородский князь не назван «Невским». В новгородских летописях мы встретим его с упоминанием как Храбрый. Только в конце XV в., по наблюдению В.В. Тюрина, Александр Ярославич впервые упоминается в общерусских летописях как Невский (Тюрин В.В. Древний Новгород в русской литературе XX в.: Реальность и мифы//Прошлое Новгорода и новгородской земли: Материалы науч. конф. 11–13 ноября 1998 г. Новгород, 1998. С. 197). Дело осложняется тем, что с тем же прозвищем в повести «О зачале царствующего града Москвы» из «Хронографа Дорофея Монемвасийского», сохранившегося в списке конца XVII в. (собрание Государственного Исторического музея) упоминаются сыновья Александра, которые ни при каких условиях не могли принимать участия в этой битве: «Лето 6889-го октября в 29-й день в Володимере граде по державе князя Владимера державствовал князь Андрей Александрович Невский, а во граде Суздале державствовал князь Данил Александрович Невский» (Тихомиров М.Н. Древняя Москва: XII–XV вв.//Тихомиров М.Н. Древняя Москва: XII–XV вв.; Средневековая Россия на международных путях: XIV–XVbb. М, 1992. С. 177). Иногда это объясняется тем, что прозвище Невский было связано не с победой Александра над шведами, а являлось посессивным, то есть оно указывало на княжеские владения на берегах Невы (Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIII вв.): Курс лекций. М., 2001. С. 191–192). Попытка Владимира Рогозы объяснить то, почему Александр был назван Невским, а не Чудским, все-таки выглядят несостоятельной. Он пишет о том, что «решающую роль в сражении на льду Чудского озера сыграли дружинники брата Андрея, которых прислал Александру их отец – Ярослав Всеволодович. И об этом хорошо знали на Руси, в то время как Невская битва прошла незамеченной. Давать святому князю почетную приставку по битве, в которой явно не его воины внесли главную лепту в победу, составители Жития не стали» (Рогоза В.

http://pravoslavie.ru/48583.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сегодня память святого благоверного князя Александра Невского 1 мин., 06.12.2012 Сегодня Русская Православная Церковь празднует память святого благоверного князя Александра Невского. Князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переславле-Залесском. В историю страны он вошел не только как выдающийся полководец, но также как искусный дипломат. Главными же событиями в его жизни стали два исторических сражения, победы в которых спасли Русь от захвата ее немецко-шведскими рыцарями. 15 июля 1240 года дружины Александра Невского разбили в устье Невы шведских рыцарей. 5 апреля 1242 года на Чудском озере были разгромлены немецкие крестоносцы Тевтонского ордена. В тоже время святой князь вел искусные дипломатические действия с еще одним опасным врагом Руси – Золотой Ордой. Скончался благоверный князь 14 ноября 1263 года в Городце, недалеко от Владимира. Мощи святого пребывают в Троицком соборе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. Имя защитника границ Отечества и покровителя воинов известно не только в России. Святому Александру Невскому посвящены такие храмы, как Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллинне, храм в Тбилиси. Фото - Юрий Пантюхин. Александр Невский ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мифы об Александре Невском Александр Невский: только факты Святой благоверный князь Александр Невский Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/segodnya-pamyat-svyatogo-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото (фрагмент): Сергей Власов/ foto.patriarchia.ru Память святого князя Александра Невского празднует Церковь 6 декабря 1 мин., 06.12.2021 Память выдающегося русского полководца и искусного дипломата – святого благоверного князя  Александра Невского празднует Православная Церковь в понедельник 6 декабря 2021 года. Князь Александр Невский родился в 1220 году в Переславле-Залесском. В историю страны он вошел не только как выдающийся полководец, но и как мудрый политик и дипломат. Главными событиями в жизни князя стали два исторических сражения, победы в которых спасли Русь от захвата ее немецко-шведскими рыцарями. 15 июля 1240 года дружины Александра Невского разбили в устье Невы шведских рыцарей, а 5 апреля 1242 года на Чудском озере были разгромлены немецкие крестоносцы Тевтонского ордена. В тоже время святой князь вел искусные дипломатические действия с еще одним опасным врагом – Золотой Ордой, благодаря которым ему удалось отвести от Руси еще более страшную беду. Скончался благоверный князь 14 ноября 1263 года в Городце недалеко от Владимира. Мощи святого пребывают в Троицком соборе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. Имя защитника Руси и покровителя воинов известно не только в России. Святому Александру Невскому посвящены такие храмы, как Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллинне, храм в Тбилиси. Читайте также: Наши материалы о святом князе Александре Невском читайте здесь Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pamjat-svjatogo-knjazja-a...

Витязь на распутье 20.12.2017 13:24:40 Сергей Дмитриевич Марнов Александр Ярославич Невский (1220 — 14 ноября 1263), князь Новгородский, Переяславский, великий князь Киевский (с 1249), великий князь Владимирский (с 1252). Жить и править ему пришлось в пору страшную, последовавшую за разорительным монгольским нашествием, в ту пору, когда решалось само существование русской государственности. И как бы ни пытались принизить масштаб его побед, значимость его свершений, слава великого князя, прошедшая сквозь века, с лёгкостью опровергает все наговоры. «Соблюдение Русской земли, — писал историк Сергей Соловьёв, — от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского». Рассказывает писатель и историк Сергей Марнов. Ведёт программу Илья Сергеев. Слушать:  http://radonezh.ru/radio/2017/12/18/22-00.html Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/recommend/vityaz-na-r...

Это был сигнал к возмущению всенародному. Мигом поднялись: Ростов, Суздаль, Владимир. Единогласно решили расправиться с ненавистными басурманами по-своему – и частью перебили их, частью прогнали из земель своих. В запальчивости и обиде забыл замученный народ какую страшную беду навлек он на себя! В Орде уже поднимались огромные полчища. Руси грозила неминуемая гибель. И народ в страхе ожидал жестокой расправы. Но снова является ходатай за Русь; забывая опасность, которая грозила ему, помня только, что его отечество в страшной опасности, великий князь отправляется в китайскую Орду «утолять» разгневанного повелителя. По проложенным татарами дорогам, вести о восстании на Руси быстро долетели до хана. Берке стал собирать орду для карательного нашествия на восставшую страну. Из всех поездок эта была самая трудная. Св. Александр явился ходатаем за опальный, восставший против ханской власти народ. Поэтому ханский гнев обратился прежде всего на него самого, св. Александр провел в орде целый год, умилостивляя хана и его воевод и чиновников просьбами и богатыми подарками. Больших трудов ему стоило смягчить гнев Берке и выхлопотать не только прощение, но и избавление от повинности. Но этот год окончательно сломил его силы. Рано призван был св. Александр к государственной деятельности, рано и отнят у Русской Земли. Осенью 1263 года св. Александр, уже больной, поехал на Русь. Остановившись недолго в Нижнем Новгороде, он направился дальше, к Владимиру. Но, дойдя до Горобца, он тяжко занемог. Стояла половина ноября – время глубокой осени, с ее дождями и распутицами. Остановившись в монастыре, св. Александр почувствовал приближение кончины. Призвав игумена, он стал просить о пострижении в иночество, говоря: «Отче, се болен вельми... Не чаю себе живота и прошу пострижения». Эта просьба вызвала отчаяние бывших с ним бояр и слуг. «Ужасно бе видети, яко в толице множестве народа не обрести человека, не испустивша слез, но вси с восклицанием рыдающе глаголоху: «Увы нам, драгий господине наш! Уже к тому не имамы видети красоты лица твоего, ни сладких твоих словес насладитися. Кому прибежим, и кто ны ущедрит? Не имут бо чада от родителя такого блага прияти, якоже мы от тебе приемахом, сладчайший наш господине». Услышав эти вопли и причитания, св. Александр «зело смутився». Он приказал оставить его одного и не смущать спокойствия души, отрешающейся от земного, сказав: «Удалитеся и не сокрушайте уши моей жалостью». Начался обряд пострижения. Св. Александр был пострижен в схиму с именем Алексия. На него был возложен куколь и иноческое одеяние. Тогда он снова позвал к себе своих бояр и слуг и стал прощаться с ними, прося у каждого прощения. Потом он причастился Св. Таин и тихо преставился. Это было 14 ноября 1263 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Германец отписал папе письмо, в котором уведомлял понтифика о том, что незадачливый Балдуин II уступил ему права на Латинскую империю. Известие застало апостолика врасплох: после победы при Фоджи (2 декабря 1254 г.), где германец разбил папские войска под командованием легата Гильермо Фиески, и последующего подчинения Сицилийскому королевству Капуи, Неаполя, Бридзи и Аверзы, Манфред по «традиции» уже был отлучен от Римской церкви, но отказывать ему и Балдуину II не хотелось. Кроме того, спор за Сицилию между Французской и Германской коронами неизбежно отодвигал на второй план вопрос о подчинении византийцев Римской церкви. Урбан IV не забывал и о последних восточных государствах крестоносцев – им угрожала серьезная опасность со стороны египетских мамелюков, разбивших в 1260 г. татар Хулагу. В 1261 г. новый султан Египта, мамелюк Бейбарс I (1260–1277), известный нам по предыдущему изложению, решил восстановить добрые отношения с Сицилией и заложить прочные основы своей власти. Он восстановил суннитский халифат Аббасидов, разрушенный Хулагу, и нашел некого человека, которого мусульманские теологи признали преемником предыдущих халифов. Тот принял имя аль-Мунтасир (1260–1261), а султан принес халифу ритуальную клятву верности. Новый духовный вождь мусульман Египта недолго правил ими: уже в следующем году, во время наступления на Багдад, он был убит в схватке с татарами. Но не унывающий Бейбарс 16 ноября 1262 г. назначил халифом аль-Хакима I (1262–1302). Так родилась ветвь Каирских халифов 293 . В этой связи намечавшийся союз Сицилии и Египта сулил Риму много неприятностей. В создавшейся ситуации папа действовал, возможно, медленно и осторожно, зато, как ему казалось, надежно. В первую очередь он попытался умиротворить Манфреда, заставив того признать свою вину перед Апостольским престолом под лозунгом объединения всех западных христиан – то ли для борьбы с Константинополем, который Запад страстно желал вернуть назад, то ли с турками и мамелюками. Потом папа освободил герцога Ахейского от вассальной клятвы, данной им ранее Византийскому императору. В мае 1263 г. Урбан IV продолжил переговоры с Французским королем о передаче Сицилии Карлу Анжуйскому 294 . И 26 июня 1263 г. между Анжуйцем и Римом был заключен договор, согласно которому Карла признали защитником Римской церкви. Он стал Римским патрицием, получил от папы титул «Миротворец», и начал активно управлять Центральной и Северной Италией, контролируя банкиров Флоренции, состоявших в папской партии гвельфов 295 . В свою очередь Анжуец принял на себя довольно существенные обязательства по выплате папе ежегодного налога, отказался от титула папского легата, ранее закрепленного за норманнскими королями Сицилии. Но – главное – получил королевскую корону.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 утвержденных 20 марта –1 апреля 1900 г. за 1263 Правил для заведывания Патриаршею библиотекою. О чем послать указы: Вашему Преосвященству, для сведения, и Московской Святейшего Синода Конторе, для исполнения“. Справка: Означенные в указе Святейшего Синода рукописи Московской Синодальной Библиотеки присланы в Академию при отношении г. Прокурора Московской Святейшего Синода Конторы от 6 октября за 2106 и переданы, для хранения и пользования ими, в фундаментальную академическую библиотеку. Определили: Принять к сведению. —368— Отношение на имя Преосвященного Ректора Академий бывшего Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победоносцева от 30 сентября за 21591: „Прокурор Московской Св. Синода Конторы обратился ко мне с ходатайством о содействии тому, чтобы Советы духовных академий доставляли в Московскую Синодальную (Патриаршую) библиотеку по одному экземпляру всех магистерских и докторских диссертаций для предоставления их в ученое пользование посетителям Патриаршей библиотеки. Вследствие сего, имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство, не изволите ли признать возможным оказать свое содействие к удовлетворению вышеозначенного ходатайства Прокурора Московской Св. Синода Конторы, но последующем не оставить меня Вашим уведомлением “. Определили: Предоставить Преосвященному Ректору Академии уведомить г. Обер-Прокурора Святейшего Синода, что Совет Академия, с своей стороны, выражает полную готовность к удовлетворению ходатайства Г. Прокурора Московской Святейшего Синода Конторы относительно высылки в Московскую Синодальную (Патриаршую) библиотеку по одному экземпляру диссертаций, представляемых в Совет на соискание степени доктора и магистра богословия. VII. а) Резолюцию Его Высокопреосвященства, последовавшую на журнале собрания Совета Академии 17 сентября: „1905 г. Сент. 27. Кандидат богословия Орлов утверждается исправляющим должность доцента Академии по кафедре истории и разбора западных исповеданий“. б) Отношение на имя Преосвященного Ректора Академия Г. Ректора Императорского Московского Университета от 1 ноября за 2781: „В последствие отзыва от 3 минувшего октября за 909, имею честь уведомить Ваше Преосвященство, что экстраординарный профессор Академий Павел Тихомиров , с разрешения Господина Попечителя Московского Учебного Округа, сообщенного в предложении от 24 минувшего октября за 23179, принят в число приват-доцентов Историко-Филологического факультета по кафедре философии“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Целые тысячи верст нужно было переезжать – то по болотам непроходимым, то по странам, разоренным татарами, то по степям, населенным дикими кочевниками, или же покрытым сыпучими песками... А унижение пред гордыми ханами, а подарки и поклоны пред ханскими вельможами, а эти происки и клеветы от своих же братьев – русских князей, – сколько скорбей и тревог, сколько дум и забот ложилось на святого князя тяжким бременем! И каждый раз, прощаясь с родной землей, с родной семьей, он конечно прощался с ними навсегда, предавая и себя и их в руки Божии, и всегда готовый положить и душу свою за святую веру православную и за землю Русскую... Много добра сделал князь Александр этими путешествиями: он не раз укрощал гнев ханов монгольских, готовый возгореться на бедную Русь, он сумел испросить у ханов разные льготы и милости, так например: чтобы чиновники татарские не вмешивались в управление, а только собирали подати; чтобы русские князья судили по русским законам, чтобы татары не касались ни в чем чина и устройства церковного. Сами ханы татарские встречали его с почетом и уважением: Батый не стал от него требовать исполнения обрядов языческих, к которым принуждал прочих русских князей... Но эти тяжкие труды и путешествия совсем надломили его крепкое от природы здоровье: осенью 1263 года, возвращаясь из Орды, князь заболел жестоким недугом, и едва добрался до Городца. Предчувствуя близкую кончину, он принял святое пострижение с именем Алексия и четырнадцатого ноября тихо скончался. – Во Владимире не знали о смерти любимого князя. Получив известие о сем во время богослужения, митрополит Кирилл, обливаясь слезами, вышел из алтаря и сказал народу: «Чада мои милые! Закатилось солнце земли русской». Слезы и рыдания народа прервали речь первосвятителя; все поняли горький смысл слов его и в один голос завопили: «Мы погибаем, мы погибаем!...» За десять верст вышел весь Владимир встретить погребальное шествие труженика за землю русскую. По словам летописца, земля стонала от вопля и рыданий народа...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

19. Re: Об экологических основах гуманитарных дисциплин и задачах филологического образования Так все-таки про волновой геном и «великую тайну воды» кто-нибудь объяснит?)))) причём тут они и что эти псевдонаучные концепции делают на РНЛ? 18. Ответ на 15., чистякова: филологически Ленин, прсто лежит, так, как и все цари русские, незакопанные. Единственное отличие: в саркофагах цари, без стеклянных наверхах Вы бы изучили древнерусскую историю Ленин лежит по всем православным правилам, под курганом древнерусским, а красные звезды, если соображаете историю, это те самые, Вифлеемомские 17. Ответ на 15., чистякова: Тот, кто любит Россию, не может любить совок, сгубивший великую империю. http://clck.ru/HpqXb 16. Ответ на 15., чистякова: Нижайший поклон профессору Троицкому, неутомимому защитника русского языка и литературы. Жаль только, что с уважением цитирует Ильина, социального расиста, ненавистника простонародья, зоологического антисоветчика, а значит и скрытого русофоба.Извольте так лихо не ставить знак равенства между антисоветчиком и русофобом. Или думаете - чем наглее, тем вернее? Тот, кто любит Россию, не может любить совок, сгубивший великую империю. ))) Тем труднее будет вам избавляться от лжи. Но это неизбежно. Вы себе оставайтесь при своем - хуже только вам,чистяковым,смердяковым и пр. 15. Ответ на 1., alexandr: Нижайший поклон профессору Троицкому, неутомимому защитника русского языка и литературы. Жаль только, что с уважением цитирует Ильина, социального расиста, ненавистника простонародья, зоологического антисоветчика, а значит и скрытого русофоба. Извольте так лихо не ставить знак равенства между антисоветчиком и русофобом. Или думаете - чем наглее, тем вернее? Тот, кто любит Россию, не может любить совок, сгубивший великую империю. 14. Ответ на 13., Сергей Швецов: Батый современник Александра Невского Батый ок. 1209 — 1255/1256 Александр Невский ок. 13 мая 1221 года - 14 ноября 1263 Чем не современники? ) Вы считать не умеете. Ясно же, что я неудачно сформулировал - подразумевается почти полное совпадение дат жизни и смерти (у Фоменко это обычный приём " доказательства " - за счёт смещения дат по ему одному понятной " методике " ). Вы бы лучше поискали это место в фоменковской хронологии, где он доказывает, что Батый - это от " бати " . Интересно было бы увидеть ход его рассуждизмов. Тогда нам понятнее и ближе стали бы и торсионные поля, и волновой геном, существование которых доказывается по такой же вывернутой, как у Фоменко " логике " . Хотя, что далеко ходить. У нас есть титан мысли Яблоков. Он демонстрирует точно такую же логику - и как вавилонянин со своей башней, и как " истинно православный " физик (физик тоже в кавычках), пославший на три буквы Пуанкаре за его некошерную теорему Пуанкаре-Цермело.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

и новозаветной Церкви, и догматы семи вселенских Соборов, заключив свое писание так: «все это мы ведаем, а от вас учения не приемлем». Этот ответ обличает высокую умеренность благоверного князя и истинно – христианское желание правды и мира в делах веры. Александр не думал укорять Римлян, но только доказал, что вера Русских чиста и православна. Южная Россия давно уже была обложена данью; новый хан Золотой орды, Сартак, сын недавно умершего Батыя, захотел распространить эту меру в северной России и в Новгороде. Александр снова ездил в орду и старался яснее определить отношения Руси к хану: ему удалось придать делу такую форму, что только исчисление народа и раскладка дани были поручены татарским чиновникам, а все прочие дела по управлению государством остались в заведывании природных Русских князей. Зимою 1257 года прибыли чиновники татарские, сочли народ в областях северной Руси и поставили сборщиков дани поголовной, от которой было избавлено одно только духовенство. Дань поголовная требовалась и от Новгорода: герой Невский, некогда ревностный поборник Новгородской чести и вольности, должен был с горестию взять на себя дело тяжкое и неприятное – склонить к рабству народ гордый, пылкий, который все еще славился своею исключительною вольностию. Александр отправился в Новгород, едва успел усмирить и подчинить его общему закону. Баскаки сочли жителей Новгорода, распределили налоги и удалились, потому что Новгородцы обязались доставлять определенное количество серебра прямо в орду, или чрез великих князей, но не хотели иметь дела с татарскими сборщиками. Чтобы защитить народ от бесчеловечного общения этих сборщиков, Александр еще раз поехал в Орду, но на обратном пути должен был остановиться в Нижнем Новгороде: жестокий недуг сокрушал тело, изнуренное трудами. Отдохнув здесь несколько времени, он доехал до Городца, но там, чувствуя приближение кончины, поспешил принять схиму с именем Алексия и преставился в ночь на 14 ноября 1263 года, на 45 году от рождения. В продолжение своей жизни Александр участвовал более, нежели в двадцати битвах, четыре раза ездил в орду, где многие из современных князей сложили свои головы под ножами убийц; но он, хранимый самим Богом, везде был цел и невредим, мечи врагов и ножи убийц щадили его, только он сам не щадил себя. Истощив силы в ревностном служении отечеству, он не давал себе покоя и отягченный трудами непомерными, скончался в цвете лет. Тело великого труженика за Русскую

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010