Ожесточенность побежденной в Сардике партии особенно сказалась в Антиохии, когда сюда в дни пасхи 344 г. 1231 в качестве послов сардикского собора прибыли епископы Винцент капуанский и Евфрат кельнский с просьбой собора и вместе с тем Констанса о реабилитации изгнанных епископов. Стефан антиохийский принял этих западных гостей, как врагов, и сделал это так, как не запомнит история 1232 . Была подучена развратной жизни женщина, чтобы скомпрометировать западных епископов. Мальчишеская выходка не удалась. Интрига открылась, и сам Стефан сделался ее жертвой. Дурные качества Стефана, главы евсевианской партии, изменили настроение Констанция. Это тотчас же отразилось на ходе вещей. Император приказал быть новому собору в Антиохии. На последнем Стефан был смещен 1233 , а на его место возведен Леонтий кастрат 1234 . эти имели место через три года спустя после собора in encaeniis, таким образом в конце лета 344 г. 1235 Тогда же выступил вопрос об объединении востока и запада. Тем же антиохийским собором 344 года была составлена новая формула, так называемая κθεσις μακρστιχος 1236 . Формула эта начинается евсевианским исповеданием сардикского собора 1237 , но ближайшие выражения ее, составленные в видах достижения мира 1238 , выходят из границ сардикского символа 1239 . Осуждая Маркелла и его здесь впервые называемого ученика Фотина сирмийского, который мысли первого упорно направлял в динамистически-монархианскую сторону 1240 , формула эта настаивает на том, что Сын со времен предвечного существования был самостоятелен, καθ’ αυτν πρχων 1241 . Затем она, хотя и отбрасывает положение, что «Отец родил Сына не по хотению и не по изволению» 1242 , но делает это возможным без принятия единосущия (μοοσιος); избегая говорить о трех Ипостасях, τρες ποστσεις, или сущностях, οσαι, она упирает, что исповедание троих и три лица 1243 не тождественно с троебожием 1244 . Наконец, указав на то, что Сын 1245 тесным образом связан с Отцом, она исповедует единое достоинство Божества (ν τς θετητος ξωμα) 1246 и объявляет с Александром александрийским и Афанасием 1247 Сына во всем подобным Отцу (τ πατρ κατ πντα μοιος).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

В самом деле, одного телесного поста, напр., недостаточно для приобретение или сохранения совершенной чистоты целомудрия, хотя бы он подкреплялся кроме того аскетическим употреблением физического труда и рукоделья, если ему не будет предшествовать сокрушение духа (contritio spiritus), постоянная молитва (oratio perseverans), продолжительное размышление об истинах Св. Писания (continuata meditatio Scripturarum), соединенное с духовным разумением (scientia spiritalis), а прежде всего не будет положено в основание истинное смирение (humilitas vera) 1241 . Как видим отсюда, св. отец, утверждая необходимую важность поста, физического труда и рукоделья для успешной борьбы со страстью блуда, центр тяжести однако полагает не в них, а в духовных аскетических средствах, из коих на первом месте поставляет, в силу его фундаментального значения вообще для духовно-нравственной жизни, – смирение. Из этого видим, насколько гармонично, последовательно, определенно, верно себе в данном пункте аскетическое учение, – в нем начало, исходный пункт, гармонически согласуется с результатом, с практическим выводом, так что получается неотразимое впечатление стройной выдержанности и внутренней крепости. Раскрытая принципиальная аскетическая точка зрение на данный вопрос всецело и решительно определяет собою содержание, смысл и характер и всех частных, входящих в данную область положений аскетического мировоззрения. Так, ею обосновывается, напр., та мысль, что род и качество пищи для каждого являются делом, если не исключительно, то в значительной степени, субъективным, поскольку должны соответствовать индивидуальным особенностям каждой личности 1242 . Равным образом и тот вопрос, свободен ли известный человек от сластолюбия по отношению к пище, или же нет, нормально ли с аскетически-христианской точки зрения совершается его питание, – разрешается правильно только с точки зрения психического отношения человека к этому акту. А это последнее обнимает собою, с одной стороны, его религиозно-нравственное, сопровождающее вкушение пищи, настроение по отношению к Богу, Верховному Подателю пищи, как и всех благ вообще, славить и молитвенно-созерцательно благодарить Которого вкушение пищи представляет собою совершенно достаточное и вполне достойное побуждение 1243 , а с другой – формальной – стороны, в понятие нормального отношения человека к пище входит его самообладание, соразмеряющее с потребностью количество, качество и время вкушение пищит, с целью обеспечить своему телу здоровую бодрость и достаточную крепость, а не с целью получить наслаждение 1244 . В этом последнем отношении все дело сводится собственно к тому, владеет или нет человек своим настроением в деле питания, т. е. является ли чувство удовольствия 1245 , связанное с этим процессом или представлением его, – в виде второстепенного, привходящего элемента, или же оно выступает на первый план, вполне и решительно завладевает вниманием человека 1246 , 1247 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

1238 Тхъ всх избиенныхъ от него различними муками, во церквах, на амвоны вошедше, кляти повелевает (таковым в ризи святителские оболченным зверем), и от хрестиянские части отлучати мучеников тщатся; что все в день нелицемрнаго, праведнаго суда Христова на главы их обратится. И инъших же злых, еже слышах и видх, на целую книгу не исписалъ быхъ. Мню, иже человкъ бы сего зла человком не возмогъ сотворити, но сам Дьяволъ, рыкающей яко левъ и ярящийся прелютейше на род хрестиянский, разрешенъ уже будуще от темницы своее и пущенный на прельщение языков, имея ярость велию. Змий 1239 онъ превеликий, имюще брань со святыми и възвышающе опаш 1240 свой на высоту, низлагающе с небеси третину звздъ небесных, 1241 то есть человковъ нарочитых и властелей хрестиянских, в высоких догматех и в жительстве священнолпном, последи же разслабившихся и славу мира сего възлюбивше, и волею своею под его власть покорившихся, низложил на землю. 1242 То есть 1243 в волю его живых уловилъ. И дйствует уже ими елико хощет, яко сосуды своими, Богу попущающу по неизреченным судъбам его. А избранных своих Богъ (до конца претерпвших) зд искушающе, аки злато в горниле. И утешающи ми ся въ книжных длех, и разумы высочайших древних мужей прохождах. Прочитах, разсмотрях физические, 1244 и обучахся, и навыках еттических. 1245 Часто же обращахся и прочитах сродные мои Священные Писания, имиже праотцы мои были по душе воспитанны. И случило ми ся, часто внимающе в них, вспамятати о преподобном Максиме, новом исповднику, ибо прилучило ми ся с ним нкогда бесдовати. И вопросих его о книгах великих учителей наших въсточных, 1246 если бы вс преведенны были от грецка языка въ словенски. И гд суть? Если у серъбовъ, альбо у болгорув суть, або у иных языков словенских? Онъ же отвещал ми, ижь не праведны 1247 суть во словенский, но в грецком вс обретаются. А не токмо во словенский, но ни в латинский языкъ не дозволенны были преложитися. Аще и зело их римляня жалали, и многие прошения о том чинили, но грецкими цесарми было зраняемо сие им и никакоже попущаемо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1237. Там же. С. 67–68. 1238. Там же. С. 73–74. 1239. Там же. С. 116–118. 1240. Булатович А. К. Из Абиссинии через страну Каффа на озеро Рудольфа. В кн.: С войсками Менелика П. С. 170. 1241. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 122–126; Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. С. 66. 1242. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 126. 1243. Там же. С. 130. 1244. Там же. С. 134. 1245. Там же. С. 139. 1246. Текст доклада: Булатович А. Из Абиссинии через страну Каффа на озеро Рудольфа. — Известия Русского географического общества. Т. 35.1899. Вып. 3. С. 259–283. Переиздано в кн.: С войсками Менелика II. М., 1971. С. 160–172. 1247. Африка. Энциклопедический справочник. Том первый: А–К. М., 1986. С. 372; Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 141; Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. С. 66. 1248. Булатович А. С войсками Менелика П. Дневник похода из Эфиопии к озеру Рудольфа. СПб., 1900. Переиздано с небольшими сокращениями в кн.: С войсками Менелика II. М., 1971. 1249. Цит. по: Кацнельсон И. А. К. Булатович — гусар, землепроходец, схимник. С. 20. 1250. Там же. 1251. Кравецкий А. Г. К истории спора о почитании Имени Божия. С. 162. 1252. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 153. 1253. Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. С. 66. 1254. Материалы, посвященные третьему путешествию Булатовича в Эфиопию, были опубликованы лишь 87 лет спустя в кн.: Булатович А. Третье путешествие по Эфиопии. М., 1987. 1255. Панкратов А. Герой афонской трагедии (к предстоящему суду над имябожца–ми). Биржевые ведомости, 15.04.1914 14101). 1256. Цит. по: Кацнельсон И. А. К. Булатович — гусар, землепроходец, схимник. С. 26. 1257. Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. С. 67. 1258. Панкратов А. Герой афонской трагедии (к предстоящему суду над имябожцами). — Биржевые ведомости, 16.04.1914 14 103). 1259. Там 1260. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 176. Этот орден был пожалован Булатовичу в 1900 году за освобождение из плена французского миссионера. Приведем рассказ самого Булатовича:«Это было в русско–китайскую войну в 1900 году. Мне было поручено с 20–ю охотниками освободить французского миссионера сеньора Лавесьера, захваченного китайцами. Преследовали целый день и настигли в 130 верстах Произошла стычка. Миссионера отбили. Он оказался цел и невредим. На обратном пути по отряду неприятель предпринял нападение из засады. Я был ранен в ногу навылет, а сеньор Лавесьер в спину. Рана была серьезнейшая, но вылечилась она быстро. Произошло прямо чудо. За спасение миссионеров я получил от французского правительства орден Почетного Легиона». См.: Калитин. У иеросхимонаха Антония Булатовича (от нашего корреспондента). — Биржевые ведомости, 6.11.1913 13842); 7.11.1913 13843).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

На территории Крымского полуострова прототип системы совместного владения обнаруживается уже в V – первой четверти VI в. на Боспоре, когда в условиях гуннского присутствия местные боспорские власти, греческая и аланская знать – «друзья цезарей и римлян», не порывая связей с Византийской империей, смогли наладить мирное, достаточно стабильное сосуществование с пришельцами и превратили Боспор, по словам Иоанна Малалы, в центр обмена (торговли) между ромеями и гуниами 1239 . Очевидно, этим объясняется кажущаяся противоречивость заявлений Прокопия о том, что вплоть до правления василевса Юстина (518–527) «жители Боспора издревле жили независимо», хотя «...c давних времен этот город... находился под властью гуннов» 1240 . Таким образом, нельзя согласиться с заявлением, что лишь с конца VII в. византийская дипломатия встала на поиск «новых форм сотрудничества как с «завоевателями», так и с населением лимитрофных областей» 1241 . Такой статус был не в новинку и раньше, но теперь он стал еще более востребованным. Кондоминатные отношения приобрели вполне законченный вид к рубежу VII–VIII вв., когда хазары установили контроль в Степном, Восточном и отчасти в Юго-Западном Крыму 1242 . Оформление этих отношений, скорее всего, пришлось на годы успешной кампании византийцев на Кавказе, когда после хазарского нападения ромейскими войсками во главе со стратигом Леонтием в 686 г. были покорены Армения, Ивирия, Кавказская Албания, Букания и Медия (Азербайджан), а еще через два года василевс лично посетил Армению 1243 . Именно в эти годы были заложены основы будущего прочного союза с хазарами и должен был встать вопрос о дальнейшей судьбе крымских владений Романии, оказавшихся на острие хазарских интересов. Отсутствие прямых письменных данных о таком соглашении не может рассматриваться как решающий контраргумент. К примеру, содержание договора, существовавшего между Империей и таврическими готами- " энспондами», союзниками, как именовал их Прокопий Кесарийский, тоже осталось неизвестным, хотя его наличие вытекает уже из самого термина «энспонды», которым византийский историк обозначил готов в VI в. 1244

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1239 Ioannis Malalae Chronographia ex rec. L. Dindorfii. – Bonnae, 1831. – P. 431; Иоанн Молола. Хронография. Книга XVIII//Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история/Пер. A.A. Чекаловой. – СПб., 1998. – С. 470; Иоанн Малала. Хронография/Пер. A.A. Самуткиной// Евагрий Схоластик . Церковная история. Книги III–IV/Пер.с греч., коммент. И.В. Кривушина. – СПб., 2001. – С. 339 1240 Ср.: Прокопий Кесарийский. Война с персами. I. XII. 8//Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история/Пер. ст., коммент. A.A. Чекаловой. – М., 1993. – С. 36; Прокопий Кесарийский. О постройках. III. VII. 12//ВДИ. – 1939. – – С. 249). См.: Виноградов Ю.Г. Позднеантичный Боспор и ранняя Византия//ВДИ. – 1998. – – С. 234–246; Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. – Симферополь, 1999. – С. 77–80,94; Сазанов A.B. Города и поселения Северного Причерноморья ранневизантийского времени. – С. 28–30,32–34. 1243 Феофан сообщает об этих событиях под 6178 годом от сотворения мира по александрийской эре (1 сентября 685 – 31 августа 686 г.) (Theophanis Chronographia... – P. 363). 1244 См.: Прокопий Кесарийский. Война с готами/Пер. С. П. Кондратьева, вступ. ст. З.В. вальцовой. – М., 1950. – IV. 5.13.14; Procopii Caesariensis Opera omnia/Rec. J. Haury, G. Wirth. – Lipsiae, 1963. – P. 505 1245 Чичуров И.С. Указ. соч. – C. 39, 63. На этом основании Фанагорию нельзя считать «апанажем» – уделом каганата, выделенным хаганом Юстиниану II (ср.: Байер Х.-Ф. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. – Екатеринбург, 2001. – С. 43). 1249 Georgius Cedrenus Ioannis Scylitzae Compendium historiarum/Ope ab Im. Bekkero. – Bonnae, 1838. – Vol.l. – P.779.7. 1251 Ср.: Гельцер Г. Очерк политической истории Византии//Очерки истории Византии/Под ред. В.К. Бенешевича. – СПб., 1912. – Вып. 1. – С. 59; История Византии. – М., 1967. – Т. 2. – С. 45; Ангелов Д. История на Византия (395–867). – София, 1973. – Ч. 1. – С. 268; Дашков С. Б. Императоры Византии. – М., 1997. – С. 119; Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 46–47; Круглов Е.В. Некоторые проблемы анализа особенностей обращения византийских монет VI–VIII вв. в восточноевропейских странах//Хазарский альманах. – Харьков, 2002. – Т.1. – С. 88.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . Возводящий ум урок этого совершенствующего священнодействия – посредством священно творимого с божественным миром – научает, я думаю, вот чему: священность и благоуханность ума божественных мужей должны быть сокровенны. И это боговдохновенно повелевает священным мужам 1243 не открывать ради пустой славы ппекрасные и благоуханные уподобления в добродетели сокровенному Богу. Ибо сокровенные и превосходящие ум благоуханные красоты Божьи неприкосновенны и умопостигаемо являются лишь существам умственным, – желая создать в душах неискаженные относительно добродетели единовидные образы. Ведь если созерцают не поддающееся описанию хорошо уподобленное изображение 1244 боговидной добродетели, эту умопостигаемую и благоуханную красоту, – значит, она сама таким образом себя изображает и придает себе вид для наилучшего себе подражания. И подобно тому, как в случае воспринимаемых чувствами образов, – если рисующии неуклонно взирает на модель, ни на что другое видимое не отвлекаясь, ни от чего не рассеиваясь, то он, если можно так выразиться 1245 , создает изображаемое таким, каково оно есть, и показывает истину в уподоблении и образец в образе 1246 , притом что одно отличается от другого по существу. Так, упорное и неуклонное созерцание благоуханной и сокровенной красоты любящими красоту, рисующими в уме людьми, дарует им ее неложное и богоподобнейшее подобие 1247 . Так что, по справедливости 1248 божественные художники, сами в соответствии со сверх–существенно благоуханным и умопостигаемым благообразием собственный умственный мир неискаженно изображая, ничего не совершают 1249 из дел своих богоподражательных добоодетелей, «чтобы видели 1250 , согласно Речению, люди " (ср. Мф.6:1, 23:5 ), но священно видят в божественном мире, как в образе, поинадлежащее Церкви священнейшее сокровенное. Почему и сами они священно сокрыв присущее добродетели священное и боговиднейшее внутри богоподражательного и богоначертывающего ума, взирают умом только на Первообраз. И ведь не просто невидимы они для неподобных, но те и не склонны их видеть. Вследствие чего, сообразно самим себе, они любят не то, что почему–либо кажется красивым и справедливым, но то, что по–настоящему таковым является; и не взирают они на неразумно превозносимую множеством славу, но богоподражательно судят о красоте или дурноте по себе являясь божественными образами богоначальнейшего Благоухания 1251 , каковое, Само по Себе имея воистину благоухание, не обращается к тому, что множеству неподобающим образом мнится, но Своими истинными образами запечатлевает лишь непритворное.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Как и все остальное, Сын произошел из небытия, а значит, в отличие от Отца, Он имел начало своего бытия, хотя и появился прежде всех остальных творений и даже прежде всех времен и веков 1240 . Будучи рожденным ( γεννητ ς), Сын непричастен сущности Отца. Хотя Он называется Словом и Премудростью, по мнению Ария, Он радикально отличен от того внутреннего слова и премудрости, которые, как существенные атрибуты, принадлежат самой сущности Бога Отца. Сын есть творение, хотя и совершенное, и потому Он носит эти имена постольку, поскольку причастен собственному внутреннему слову и премудрости Отца 1241 . Если Слово и называется Богом, то не истинным, но Богом лишь по благодати и по имени ( ν ματι μ νον); на самом же деле Оно «чуждо и совершенно неподобно сущности и особенности Отца» ( Λ γος λλ τριος μν κα ν μοιος κατ πντα τς το Πατρς οσας κα δι τητος) 1242 . Будучи конечным творением, принадлежащим к тварному порядку бытия, Сын не обладает совершенным знанием бесконечного Бога; так что Отец остается непостижимым для Сына, и Сын познает Его в меру своих способностей, подобно тому, как мы познаем Бога в меру наших способностей 1243 . Наконец, как творение, Сын по природе подвержен изменениям ( τρεπτ ς), а значит, и ошибкам, хотя Бог своей благодатью и предохраняет Его от них 1244 . В подобное отношение к Богу Отцу Арий ставит и Святого Духа, считая его одним из творений Бога, чуждых Ему по сущности: «Разделены по природе ( μεμερισμναι τ φσει), разлучены, чужды и непричастны одна другой сущности Отца и Сына и Святого Духа и совершенно несходны между собой по сущности и славе ( ν μοιοι πμπαν λλ λων τας τε οσαις κα δ ξαις) " 1245 . Таким образом, хотя тринитарное учение Ария в согласии с идущей от Оригена александрийской традицией предполагает различие Отца, Сына и Духа как трех иерархически соподчиненных ипостасей ( τρες ποστσεις), в нем отрицается какое-либо тождество, родство или хотя бы подобие Их по сущности 1246 . Троица Ария – это Троица трех неравных Начал, из которых только первое и нерожденное Начало (Отец) называется и является Богом в собственном смысле, остальные же два называются так лишь по имени, будучи первыми и высшими творениями нерожденного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

1239. Игнатий признавал и ныне признает, что искандеризм стремится к уничтожению христианства в Отечестве и к ниспровержению Царского престола. С первых слов отзыва своего к Епископу Искандер, наругавшись имени Христову, определяет свое значение в отношении к христианству. 1240. В воззвании Епископа изложено совершенно противное учение, именно, что рабство есть следствие грехопадения человеков. 1241. Гнусная ложь, составляющая душу всего искандерского исступленного отзыва! 1242. Гнусная ложь и клевета, достойные совести Искандера! 1243. Наконец, явилось невольное признание Искандера! Ему и его партии надо упрятать Игнатия в Камчатку или на Алеутские острова. Почему? Потому что он, понимая и разоблачая их замыслы, для них очень опасен, может предостеречь тех, которых хотелось бы искандеристам возвести на эшафот. 1244. Мысли, изложенные о крестьянском вопросе в Воззвании за два года до Высочайшего Манифеста о уничтожении крепостного права, разительно сходствуют с мыслями, изложенными в Манифесте. 1245. События, к несчастию, доказали, что предостережения, сделанные епископом в его Воззвании, вполне основательны. Эти события были предугаданы, предсказаны. 1246. Впоследствии сделалось известным, что «статьи» принадлежат перу г. Щапова, профессора Духовной академии и университета Казанских, исключенного духовным начальством из духовного звания за попытку произвести возмущение. В содействие г. Щапову увлеклись оба воспитанника Кавказской семинарии, поступившие в Казанскую духовную академию. Последний факт служит доказательством того, сколько нужно было Кавказскому духовенству предостережение от Епископа. 1247. Не лишним будет здесь вынаружить мнение Искандера о писаниях святых Отцов. Он называет эту святыню «бреднями Василия Великого и других Византийских растлителей ума» [и] («Искандер Герцен» Елагина, стр. 119) [к]. 1248. Издатель «Колокола», стараясь уверить, что апостол Павел в послании к Коринфянам призывает рабов к свержению рабства, сознается, что Апостол иначе думал, пиша к Римлянам. Искандер относится о святом Апостоле так: «Апостол Павел нанес гораздо менее вреда учению Христову, когда он под именем Саула (Савла) с лютой яростию преследовал христиан, чем когда он, став Апостолом, начал искажать самую мысль Христа, втеснив в нее пресловутое учение о необходимости повиновения каждой власти. Этим он сделал Христу больше вреда, чем сам Иуда Искариот» («Искандер Герцен» Елагина, стр. 50, 51) [l].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

Что касается Сицилии, то здесь картина нотариата представляется более запутанной. В Палермо, например, контроль за нотариатом, как кажется, был поделен между церковными и гражданскими властями. Если два нотариальных греческих акта (1138, 1146 гг.) были писаны иереем Константином по поручению протопапаса Василия, 773 то в то же время (вернее, с 1133 по 1177 г.) прочие акты писались табуляриями-мирянами по поручению судей Палермо, причем как те, так и другие нередко были несицилийского происхождения (так, судьи Петр Калуменос и Лев были из Реджо, калабрийцем был и табулярий Феодор). 774 С 1177 г. (видимо, после смерти или отставки табулярия – мирянина Калокира, который занимался нотариальной деятельностью 22 года, с 1155 г.) 775 акты снова пишутся по поручению протопапаса, а табулярии набираются среди диаконов и священников – иереев. В Мессине же нотарии, которые, как уже отмечалось, обозначались всегда термином νοτριος и которые чаще всего были клирики, писали частноправовые акты по поручению стратига, позднее – стратигов Мессины, всегда самолично скреплявших документы подписями (местопребыванием последних был «преторион», где, по-видимому, находился необходимый штат греческих писцов – нотариев). 776 Только акты, касавшиеся греческих религиозных учреждений, писались и подписывались по поручению протопапаса Мессины табулярием или одним писцом, которые всегда были священниками. Налицо, таким образом, своеобразное «сращивание» светского нотариата с церковным. Положение в Южной Италии меняется в 1231 г., когда Фридрих II, вознамерившийся создать публично-государственный институт нотариата, издал указ (так называемые «конституции Мельфи») о недопущении к функциям судей и нотариев клириков и их детей, 777 после чего сразу же повсеместно (и в сельской местности, и в городах) распространилась сеть «публичных нотариев» – мирян ( ποβλικοι νοτριοι). Мы встречаем их, в частности, в Смирне, 778 Кротоне, 779 Сквиллаче, 780 Умбриатико, 781 Катанцаро. 782 Только в Палермо традиция церковного нотариата не прервалась с промульгацией конституций Фридриха II: за иереем и табулярием Василием, действовавшим до декабря 1239 г., последовал в ноябре 1243 г. диакон и ποβλικος ταβουλριος Николай. 783 Лишь в 1259 г. мы обнаруживаем мирянина в лице «публичного табулярия города Палермо» Бенедикта, который, впрочем, составлял документы как на греческом, так и на латинском языке (notarius Benedictus publicus tabellio grecus et latinus). 784 Подобного рода двуязычные нотарии существовали в это же время и в Мессине: Григорий из Гарафалов 1265 г., Лев из Сан Маттеов 1267 г., ПаганоКоллура в 1267 г. По мнению Фалькенхаузен, они были и в Калабрии, и в Терра д " Отранто, хотя документов и не сохранилось. 785 Вообще с XIV в. подлинный византийский нотариальный формуляр практически исчезает с южноитальянской почвы, а писцы актов переводят с помощью словаря текст латинского формуляра на греческий язык. 786

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010