Ок. 1420 г. Прп. Дионисий Глушицкий († 1437, память 1 июня) написал иконы Пресвятой Богородицы: «Знамение» (27 ноября), «Одигитрия» (28 июля), в честь Успения Семигородную (Семигородскую) (15 августа). Явление Овиновской иконы в честь Успения Пресвятой Богородицы (15 августа). Прославление (истечение целебного мира – 16 сентября, а затем сохранение в пожаре) Толгской иконы Пресвятой Богородицы (8 августа). Прп. Савватий († 1435, память 27 сентября) принес на Соловецкий остров келейную икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (28 июля). Сер. XV в. Явление Бахчисарайской (Крымской) иконы Пресвятой Богородицы (Панагия) на скале и прославление иконы чудотворениями (15 августа). Сер. XV в. Прославление (сохранение в пожаре) Выдропускской иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (28 июля). Ок. 1440 г. Смоленская икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» перенесена из Смоленска в Москву (28 июля). 1442, 17 сентября явление Макарьевской иконы Пресвятой Богородицы прп. Макарию Унженскому († 1444, память 25 июля) (17 сентября). Список использованной литературы 1 . Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. 2 . Мелетий, архим. История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. СПб., 1899. 3 . Панагия, или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит. Одесса, 1901. 4 . Поселянин Е. Богоматерь. СПб., б. г. 5 . Сергий (Спасский) , архиеп. Владимирский. Святой Андрей, Христа ради юродивый, и праздник Покрова Пресвятой Богородицы. СПб., 1898. Святая Русь Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (сер. XIII – сер. XV в.) 2990 Время преставления к Богу, день памяти Канонизированные святые, подвижники благочестия, мученики (в скобках указаны другие дни памятей) XIII в., после 1240 г. † 1241, 18 июля Прп. Памва иеромонах, затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий. † 1243, 8 мая Св. прмц. Евпраксия Псковская (в миру блгв. кнг. псковская Евфросиния) (16 октября). † 1244, 5 мая

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Скачать epub pdf Октябрь 15 Лука, епископ Новогородский, святитель – преставление Святой Лука (Жидята), воспоминаемый Церковью в числе девяти святителей Новгородских, сколько известно, первый из русских был удостоен епископского сана в 1035 г. При нем и под его надзором строился Софийский собор, который и освящал он в 1049 г. В 1055 г., оклеветанный своим слугой Дудиком, епископ Лука был вызван в Киев, где после трехлетнего заключения был оправдан и освобожден, а клеветнику его в наказание были отрезаны нос и руки. Св. Лука скончался на возвратном пути из Киева в Новгород 15 октября 1058 года в г. Копысе Могилевской губернии; тело святителя было привезено в Новгород и погребено в Софийском соборе. Мощи его обретены были в 1558 г. Об этом событии говорится в житии св. Никиты, епископа Новгородского (31 января/13 февраля). «Обретоша гроб шестью досками каменными соделан, на верхней же каменной дске изображение бе честнаго креста… и отверсти его повеле (архиепископ Пимен) и абие виде мощи святительски, свидетельствующему омофору, яко быти епископу, лежащему во гробе том. Взем же мощи оны, архиепископ внесе в притвор великия церкви и положи я в епископских гробех одесную страны великия церкви, иже суть притвор с полуденныя страны. Взыскающе же помятованием и обретоша, яко ту погребен есть епископ Лука, иже бе от крещения нашего вторый епископ великому Новуграду». Святитель Лука был пастырь «учительный», от него осталось пастырское «Поучение к братии», новопросвещенной пастве, неподражаемое по простоте изложения. Память святителя Луки совершается вместе с Новгородскими святителями 4/17 октября и 10/23 февраля. Лукиан Киево-Печерский, священномученик, в Дальних Пещерах почивающий Лукиан-пресвитер жил в XIII в. На одной древней доске с иконой святого написано, что Лукиан священномученик пострадал от Батыя около 1243 года; более ничего о нем не известно. Мощи его почивают в Феодосиевых (Дальних) пещерах; память его совершается 28 августа/10 сентября (совместно с преподобными, почивающими в Дальних пещерах), особо 15/28 октября, вероятно, ради тезоименитства его, и во 2-ю Неделю Великого поста. Иоанн, епископ Суздальский, святитель – преставление

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Святой Лука (Жидята), воспоминаемый Церковью в числе девяти святителей Новгородских, сколько известно, первый из русских был удостоен епископского сана в 1035 г. При нем и под его надзором строился Софийский собор, который и освящал он в 1049 г. В 1055 г., оклеветанный своим слугой Дудиком, епископ Лука был вызван в Киев, где после трехлетнего заключения был оправдан и освобожден, а клеветнику его в наказание были отрезаны нос и руки. Св. Лука скончался на возвратном пути из Киева в Новгород 15 октября 1058 года в г. Копысе Могилевской губернии; тело святителя было приведено в Новгород и погребено в Софийском соборе. Мощи его обретены были в 1558 г. Об этом событии говорится в житии св. Никиты, епископа Новгородского (31 января/13 февраля). «Обретоша гроб шестью досками каменными соделан, на верхней же каменной дске изображение бе честнаго креста… и отверсти его повеле (архиепископ Пимен) и абие виде мощи святительски, свидетельствующему омофору, яко быти епископу, лежащему во гробе том. Взем же мощи оны, архиепископ внесе в притвор великия церкви и положи я в епископских гробех одесную страны великия церкви, иже суть притвор с полуденныя страны. Взыскающе же помятованием и обретоша, яко ту погребен есть епископ Лука, иже бе от крещения нашего вторый епископ великому Новуграду». Святитель Лука был пастырь «учительный», от него осталось пастырское «Поучение к братии», новопросвещенной пастве, неподражаемое по простоте изложения. Память святителя Луки совершается вместе с Новгородскими святителями 4/17 октября и 10/23 февраля. Лукиан Киево–Печерский, священномученик, в Дальних Пещерах почивающий Лукиан–пресвитер жил в XIII b. На одной древней доске с иконой святого написано, что Лукиан священномученик пострадал от Батыя около 1243 года; более ничего о нем не известно. Мощи его почивают в Феодосиевых (Дальних) пещерах; память его совершается 28 августа/10 сентября (совместно с преподобными, почивающими в Дальних пещерах), особо 15/28 октября, вероятно, ради тезоименитства его, и во 2–ю Неделю Великого поста. Иоанн, епископ Суздальский, святитель — преставление

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Преосвященный Макарий так определяет характер и достоинство этого труда. «Как памятник литературный, послание Поликарпа к Акиндину уступает в достоинстве (такому же) посланию Святого Симона... Но как сочинение историческое, судя по источникам, которыми пользовался Поликарп, послание его может быть поставлено наравне с посланием Св. Симона, и при единстве предмета и самых источников, оба послания представляются как бы частями одного целого». К довершению достоинства послания Поликарпова нужно прибавить, что его труд наравне с трудом Св. Симона, как говорит Преосвященный Макарий, «послужил главною основою для Киево-печерского Патерика». 757 – Потому то и церковь поет ему: «Поликарпе славне, жития печерских святых конечнее исписавый и воедино собравый в книзе животней, твоими молитвами, и нам написатися сподоби». 758 Как мы уже видели, Преподобный Поликарп скончался около 1234 года. Память его общая со всеми святыми угодниками Печерскими во вторую неделю великого поста. 759 3)  Далее о святом Священномученике Лукиане следует сказать, что на одной древней доске с его иконою, сохранившейся в Киево-печерской Лавре, написано, что «Лукиан Священномученик пострадал от Батыя в 1243 году». 760 Это впрочем то самое, что сказали мы о нем выше, и к сожалению, более к сему прибавить не возможно за неимением других каких либо сведений. – Церковь поет ему: «Во священстве и иночестве благочестно пожив, и мучения путь прошед, мучителя и бесовские полчища посрамил еси. Темже, почитающе тя, вопием ти: от бед избави ны присно твоими молитвами, отче наш Лукиане». 761 Память его вместе с другими отцами дальних пещер 28 Августа и особо 15 Октября. 4)  О Святом Памво предание повествует, что когда Печерская обитель была обложена Батыевыми полчищами, то он послан был в город за пищею. Как ни страшна была опасность, Преп. Памво не отказался от возложенного на него поручения и был схвачен татарами, которые подвергли его разным мукам, чтобы заставить отречься от Христа. Но угодник Божий остался непоколебим. Когда неверные убеждали его поклониться идолам, он говорил: «ваши боги прокляты, а я верую во Христа, истинного Бога, который сотворил небо и землю. Он Господь един, истинный, всемогущий. Он и меня избавит от рук ваших молитвами святых печерских»... И точно Ангел Господень чудесно исхитил его из плена, и освободивши от уз, перенес его в Киево-печерскую обитель, в его собственную келью, в которой он оставался, может быть, один, не смотря на все ужасы вражеского погрома, до своей кончины, последовавшей как мы уже сказали, в 1241 г. 762 Церковь ему поет: «Неленостным послушанием и отвержением воли своея крепко себе обуздав, вдался еси за Христа Бога на муки и раны, от него же сугубо, всечестне отче Памво, венчався, молися о душах наших». 763

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Евпраксия, сестра св. митр. Алексия, бывшая казначеею Московского Зачатейского монастыря (Ист. Uep. IV, 140 ). Евпраксия Староладожская, игуменья и подвижница Староладожского Успенского монастыря, находящегося в Ладожском уезде Санкт-Петербургской губернии, скончавшаяся 28-го Сентября 1823-го года. См. о ней у Е. Поселянина в Русских подвижниках XIX века. Евфимия Григорьевна, старица, скончавшаяся 15-го Января 1860-го года и погребенная в Задонском Богородицком монастыре По словам преосв. Димитрия в Месяцеслове, – 1 над. вып. IV, отд. 2, стр. 95, она благоговейно чтится в Задонске и окрестностях последнего. Евфросиния 592 , в монашестве Евпраксия, княгиня Псковская, супруга князя Ярослава Владимировича (пра-пра-правнука Владимира Мономаха чрез Мстислава Великого и Мстислава Храброго), убитая споим пасынком 8-го Мая 1243-го года и погребенная в Псковском Иоанно-Предтеченском женском монастыре (Новгор. 1 летоп. в Собр. лema. III, 54, Степ. кв. I, 353). В первом издании книги мы поставили ее в числе святых; но на самом деле она есть лишь почитаемая усопшая, см. «Описание Иоанно-Предтечева Псковского монастыря», напечатанное без означения места и года печати, но подписанное Дерптским цензором 18-го Августа 1821-го года, стр. 7 (память княгини 16-го Октября совершается в монастыре пением заупокойного всенощного и заупокойной литургии). Евфросиния, см. Феодосия. Евфросин Андогский, подвижник упраздненной Андогской Успенской пустыни, которая находилась в Череповецком уезде Новгородской губернии, живший в XVII веке, называемый – или по родовой своей фамилии или по месту своего рождения Куржеским (гр. Толстой в Книге глаголемой, 344; о монастыре – Ист. Uep. III, 93 ). Евфросин, игумен упраздненного Савватиева монастыря, который находился в Тверском уезде Тверской губернии, скончавшийся 2-го Марта около 1460-го года (Филарета Русские святые, 2-е Марта). Евфросин Синоезерский, основатель упраздненной Синоезерской Троицкой пустыни, которая находилась в Устюженском уезде Новгородской губернии, принявший смерть от руки Поляков 20-го Марта 1612-го года (Ист. Uep. VI, 108  fin.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

520-7.02.535... 537) Феодосий I, монофизит (с 535...537, см. Коптская Церковь ) Гайна (Гайан), монофизит (с 535...537, см. Юлианисты) Павел Тавеннисиот (ок. 539-540/41) Зоил (ок. 541 - июль 551) свт. Аполлинарий (551 - ок. 568) Иоанн IV (ок. 569-ок. 579) свт. Евлогий (ок. 580-13.02.607/08, пам. 13 февр.) Феодор (Феодосий) Скрибон (607/08-3.12. 609) свт. Иоанн V Милостивый (610-619/20, пам. 12 нояб.) Георгий I (ок. 621-ок. 630) Кир, монофелит (630/31-642...644) Петр IV (642...644-651...654) вдовство кафедры Иоанн VI (?) Евтихий (?) Петр V (?) Петр VI (?) (кон. VII в.) Косма I (727...731-после 767) Политиан (до 787-ок. 801) Евстафий (ок. 801-ок. 805) Афанасий II (?) Христофор I (ок. 805-836...841) Софроний I (836...841-17.11.859) Михаил I (Сиаил) (кон. 859-871/72) Михаил II (871/72-21.08.903) Иоанн VII Майюма (?) Христодул (Абд аль-Масих) (17.06.907-21.11.932) Евтихий II (Саид) (6 или 7.02.933-11 или 12.05.940) Софроний II (?) Исаак (авг. или сент. 941-954) Иов (Иаков) (ок. 954-7.09.960) свт. Илия I (июнь или июль 964-12. 05. 1000) свт. Арсений I (17.06.1000-4.07.1010) Феофил II (Филофей) (1010?-1020?) Георгий II (2.04.1021-1036 или 1052) Леонтий (1052-1059) Александр II (1059-1062) Иоанн VIII Кодонат (1062-1100) Савва (после 1100-1122) Феодосий II (1122-1137) Кирилл II (?-?) Евлогий II (?-?) Софроний III (упом. в 1166 ) Елевферий (Альфтер) (ок. 1175-1180) Илия II (ок. 1180) Марк III (ок. 1180-1209) Николай I (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243) Григорий I (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263) Николай II (ок. 1243 или 1263-1276) Афанасий III Синаит (1276-ок. 1308 или 1316) Григорий II (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354) Григорий III (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366) Нифонт (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385) Марк IV (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389) Николай III (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98) Григорий IV (ок. 1397/98-ок. 1412) Николай IV (ок. 1412-ок. 1417) Афанасий IV (ок. 1417-ок. 1425 или 1428) Марк V (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437) Филофей I (Феофил) (ок.

http://pravenc.ru/text/82070.html

859-871/72)     Михаил II   (871/72-21.08.903)     Иоанн VII Майюма   (?)     Христодул (Абд аль-Масих)   (17.06.907-21.11.932)     Евтихий II (Сайд)   (6 или 7.02.933-11 или12.05.940)     Софроний II   (?)     Исаак   (авг. или сент. 941-954)     Иов (Иаков)   (ок. 954-7.09.960)     свт. Илия I   (июнь или июль 964-нач. 972)     Илия II   (после 972-12.05.1000)     свт. Арсений I    (17.06.1000-4.07.1010)     Феофил II (Филофей)   (1010?-1020?)     Георгий II   (2.04.1021-1036 или 1052)     Леонтий   (1052-1059)     Александр II   (1059-1062)     Иоанн VIII Кодонат   (1062-1100)     Савва   (после 1100-1122)     Феодосии П   (1122-1137)     Кирилл II   (?-?)     Евлогий II   (?-?)     Софроний III   (упом. в 1166)     Илия III   (ок.1171-ок. 1175)     Елевферий (Альфтер)    (ок. 1175-1180)     Марк III   (ок. 1180-1209)     Николай I   (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243)     Григорий I   (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263)     Николай II   (ок. 1243 или 1263-1276)     Афанасий III Синаит    (1276-ок. 1308 или 1316)     Григорий II   (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354)     Григорий III   (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366)     Нифонт   (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385)     Марк IV   (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389)     Николай III    (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98)     Григорий IV   (ок. 1397/98-ок. 1412)     Николай IV   (ок.1412-ок. 1417)     Афанасий IV   (ок. 1417-ок. 1425 или 1428)     Марк V   (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437)     Филофей I (Феофил)   ((ок. 1435 или 1437- ок. 1459)     Марк VI   (1459-ок. 1484)     Григорий V   (1484-ок. 1486)     Иоаким I Афинянин   (6.08.1487-1565 или 1567, с перерывом)     Филофей II   (упом. в 1523)   VI   (?)     Сильвестр Критянин   (12.04.1569-июль 1590)     Мелетий I Пигас   (5.08.1590-13.09.1601)     Кирилл III Лукарис    (1601/02-4.11.1620)     Герасим I Спарталиот   (30.11.1620-30.07.1636)     Митрофан Критопул   (сент. 1636-20.05.1639)     Никифор Кларонцан   (кон. мая 1639-апр.1645)     Иоанникий Киприот   (9.06.1645-15.09.1657)     Паисий   (15.10.1657-ок.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Все эти честные мученики чтутся во Владимире местно. Святой же вел, князь Георгий был причислен к лику святых, чтимых всей Российской Церковью. В 1645 г. святые мощи его были обречены нетленными и переложены в драгоценную раку — дар благоговейно чтившего его Патриарха Иосифа. • Мать св. блгв. Георгия — дочь богемского князя Шварна, основанный ею Успенский Княгинин монастырь находился во Владимире, в нем она приняла постриг с наречением ей имени Марфа. В Успенском соборе монастыря почивают мощи мученика Авраамия Болгарского (память его 6 марта) и погребены княгиня Александра, первая супруга св. Александра Невского (память его 30 авг.), княгиня Васса, вторая его супруга, и дочь Евдокия. • Исторически боевые действия русских князей связаны с набегами восточных соседей — камских болгар и мордвы, а после — с татаро-монгольским нашествием; княжеская междоусобица усугубила поражение русских войск на р. Сити от хана Батыя. Благоверная княгиня мученица Евпраксия Псковская (+ 1243) Память ее празднуется 16 окт. в день мученической гибели и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Евпраксия, в миру Евфросиния, была дочерью полоцкого князя Рогвольда и супругой  псковского князя Ярослава — изменника, передавшегося ливонским рыцарям. Она основала в Пскове Иоанно-Предтеченский монастырь, постриглась и была, как думают, его настоятельницей.  В 1243 г. она была убита своим пасынком в городе Оденпе (Медвежья Голова) и была погребена в своей обители. Около ее гроба стоял до наших дней посох и лежало описание ее чудес. •  Муж княгини Евфросинии, в иночестве Евпраксии, бежал в Ливонию и женился вторично там на немке. Вместе с немецкими рыцарями он участвовал в набегах на русские земли. В 1243 г. св. блгв. княгиня приняла постриг в основанном ею монастыре во имя Иоанна Предтечи. Блаженная Великая княганя Феодосия (+ 1244) Память ее празднуется 5 мая в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Блаженная вел. княгиня Феодосия, в иночестве Евфросиния, дочь Мстислава Храброго, супруга вел. князя Ярослава, мать св. Александра Невского (память его 30 авг.) и св. Феодора Новгородского (память его 5 июня), местно чтимая как святая. Преставилась она в 1244 г. и погребена в  Юрьевом монастыре. В первой Новгородской летописи сказано: «Преставилась княгиня Ярославова, постригшаяся у Святого Георгия в монастыре; тут же и положена была, рядом с сыном своим Феодором, наречено было ей имя Евфросиния».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Архимандрит Иннокентий к Гербинию, 1674 г. Kiowia Subterranea, р. 43). В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2 сентября. В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят (в скобках приводится дата кончины и основной памяти): преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 10 июля и 2 сентября), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником ( †1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Феодор и Василий (†1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (†1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский (†1065; память 19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (†1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский (XII; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник (†ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец (XII; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный (†ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке почивающие (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (XII; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября), преподобный Меркурий, епископ Смоленский (†1239; память 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный (†1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец (†1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий (†1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник (XII–XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый (XI; память 5 октября), преподобномученик Моисей Угрин (†ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Надо также отметить, что оба латинских источника вовсе не указывают, что Петр был главой русской церкви, называя его всего лишь “неким архиепископом из Руси”, “архиепископом русином” (“archiepiscopus de Russcia”, “archiepiscopus Ruthenus”). Литература: а. Об Иосифе: ПСРЛ. Т.1. Стб.514; НПЛ. С.74, 285; Бережков Н.Г. Хронология... С.270; б. Об “архиепископе Петре”: Томашевський С. Предтеча Петро незнаний руський (1241–1245)//AOSBM. 1927. Т. 2. С. 221–313; 1927. Т.З. С. 171–178; Stökl G. Kanzler und Metropolit//Studien zur ältesten Geschichte Osteuropas. (FS H.F. Schmid). Wien, 1966. Bd.3. S.166; Матузова В.И. Английские средневековые источники IX XIII вв.: Тексты, перевод, комментарий. Μ., 1979. С. 124–126, 151–153, 177–188; Толочко А.П. Петро гаданий митрополит всея 1990. С.45–54. 23 . Кирилл II возглавлял русскую церковь в течение четырех десятилетий, не позднее чем с 1243 г. и по 1281 г., в тяжелейшую эпоху монгольского ига. Впервые Кирилл упоминается как поставленный, но еще не рукоположенный митрополит в 1242/1243 г., в окружении галицко-волынского князя Даниила. Номинально будучи великим князем киевским (с 1239 по 1243 г.), Даниил утвердил на вдовствующую митрополию кандидатуру Кирилла, который, надо думать, перед тем был избран собором епископов и игуменов, оказавшихся в пределах досигаемости. Мысль о тождестве нового митрополита, возможно русского по происхождению, с печатником Даниила, также носившим имя Кирилл, является всего лишь гипотезой, имеющей под собой некоторые основания, хотя именно тождество имен заметно ее ослабляет. Только по возвращении вновь овладевшего великокняжеским престолом Даниила из Орды весной 1246 г. Кирилл отправился к патриарху (с 1240 по 1244 г. патриарший престол, как известно, пустовал!) для поставления на Русскую митрополию. По пути в Никею Кирилл выступил посредником в переговорах между Даниилом и венгерским королем Белой IV, закончившихся заключением союза между ними. Так как венгерская миссия требовала времени, рукоположение Кирилла следует относить уже к 1247 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010