сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Особенности подвига и прославления новомучеников российских 1222. Воробьев В., прот. Память о новомучениках и новейшая история Русской Православной Церкви//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 182–186. 1223. Головкова Л. А. Особенности прочтения следственных дел в свете канонизации новомучеников и исповедников российских//АиО. 2000. 4(26). С. 206–215. 1224. Емельянов Н. Е., свящ. Синодик новомучеников российских (статистика имен за Христа пострадавших)/Н. Е. Емельянов//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 253–259. 1225. Емельянов Н. Е., свящ. Как мир помнит новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви ХХ в./Н. Е. Емельянов//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 296–301. 1226. Емельянов Н. Е., свящ. Некоторые факты, установленные по данным информационной системы «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»/Н. Е. Емельянов//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 348–353. 1227. Семененко-Басин И. В. Свидетельство российских новомучеников: [Докл. на IV Андреевских чтениях в Доме-музее М. Цветаевой. ББИ, 13 дек. 1999 г.]//Страницы. 2000. Т. 5. 1. С. 66–76. 1228. Уминский А., свящ. Воспитание в школе через почитание новомучеников российских//АиО. 1998. 4(18). С. 321–326. См. также 856, 1333. Царская семья 1229. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Канонизация Царской семьи: за и против//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 192–196. 1230. Асмус В. В., прот. Канонизация Царской семьи: за и против//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 199–203. 1231. Зелинский В., свящ. Канонизация Царской семьи: за и против/Диак. В. Зелинский//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 209–214. 1232. Каллист (Уэр) , еп. Диоклейский. Канонизация Царской семьи: за и против//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 196–197. 1233. Кишковский Л., прот. Канонизация Царской семьи: за и против//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 197–199. 1234. Кравецкий А. Г. Священный собор 1917–1918 гг. о расстреле Николая II//УЗ РПУ. 1995. 1. С. 102–124. 1235. Кураев А., диак. Канонизация Царской семьи: за и против//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 214–219. 1236. Осипов А. И. Канонизация Царской семьи: за и против//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 203–209. 1237. Росс Н. Судьба останков Царской семьи: факты, домыслы и вопросы//БСб. 1999. 2. С. 112–142. 1238. Фирсов С. Л. Император Николай II как православный государь: (К вопросу о религиозных взглядах и религиозном восприятии самодержца)//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 182–189. См. также 3114. Жития и жизнеописания. Исследования житийных памятников Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1701 г. при Царе Петре I, обретены мощи св. Князя Глеба нетленными и положены на вскрытии 30 ноября того же года; в 1755 г. переложены из каменного гроба 39 в серебряную раку, которая в 1818 г. июня 20, заменена новою, богатою сребропозлащенною. Мощи св. Князя Глеба находятся ныне на южной стороне храма, близ придельного алтаря, посвященного его имени. Память св. Кн. Глеба празднуется 20 Июня, в день его преставления. 3. Святой Благоверный Великий Князь Георгий II Всеволодович 40 Св. Благоверный Князь Георгий II, сын Всеволода III; родился 1189 года. В 1212 вступил на Великокняжеский престол. В 1221 г. болгары взяли г. Устюг, находившийся в зависимости у Владимирских Вел. Князей. Вследствие сего, Георгий Всеволодович посылал против болгар брата своего Святослава, который разбил их, и они клятвенно подтвердили мир. Вел. Князь посылал вспомогательное войско Новгороду против немецких рыцарей. Вскоре после сего сами новгородцы навлекли, было, на себя его негодование своим криводушием; он пошел против них, но мирные переговоры не допустили до брани. В 1226 г. Георгий Всеволодович с племянниками своими, Василием и Всеволодом, ходил на помощь к шурину своему, Черниговскому Князю Михаилу, против Курского Князя Олега, завладевшего Черниговом. Киевский Князь Владимир Рюрикович, узнав о сем, послал к враждующим Князьям Митрополита Кирилла, который советом и благоразумными убеждениями своими окончил ссору их миром. В 1236 г. Георгий ходил в Мордву для завоевания оной и возвратился с успехом. Но сему Князю суждено было встретиться с неприятелями другого рода. За хребтами уральских гор в привольных степях жил дикий, кочевой народ – монголы, о которых русские долго не слыхали. В 1237 г. вождь монголов, Батый, осенью переправился чрез Волгу с многочисленным войском; обратил в пепел все встретившееся ему на пути; разбил русскую дружину близ Коломны; сожег Москву, жителей ее предал мечу, a Георгиева сына Владимира взял в плен. Вел. Князь увидел, сколь опасны сии неприятели и, поручив защиту столицы сыновьям своим, Всеволоду и Мстиславу, сам с тремя племянниками, детьми старшего брата своего Константина, и с малою дружиною удалился в Ярославскую область; расположился станом на берегах Сити, впадающей в Мологу, и начал собирать войско для отражения неприятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

K. Reyerson, J. Drendel. Leiden; Boston, 1998. P. 51-72). Под 1066 г. впервые упоминается приход при базилике (ранее все горожане и жители бургов были прихожанами кафедрального собора; см.: Caille J. Les paroisses de Narbonne au Moyen Âge: Origine et développement//Annales du Midi. Toulouse, 1990. T. 102. P. 229-238). Впосл. прихожанам была предоставлена капелла Св. Троицы, находившаяся в базилике ( Sabarth è s. 1893. P. 358-365). Существующий ныне готический храм, посвященный П. Н., был возведен в XIII в. на пожертвования архиеп. Пьера Амьеля (1226-1245), виконтов Нарбона и горожан. Работы начались в 1224 г. по инициативе аббата Робальда; в 1-й пол. XIII в. был сооружен хор с деамбулаторием и 5 радиальными капеллами. При строительстве были исполь-зованы стены и декоративные элементы романского храма XI-XII вв. Впосл. церковь неоднократно перестраивалась; в сер. XV в. к нефу были пристроены 2 травеи, после чего длина храма достигла 82 м ( Lef è vre-Pontalis. 1907; Kr ü ger. 2002. S. 255). С 1234 г. в алтарной части находилась гробница П. Н., к-рая в 1265 г. была установлена на колоннах в глубине хор, а в 1359 г.- за главным алтарем (память о перенесении мощей святого празднуется 27 июля; см.: Sabarth è s. 1893. P. 31, 116). Впосл. мощи П. Н. хранились в монументальной барочной гробнице, увенчанной скульптурными изображе-ниями святого и 2 ангелов. К церкви примыкал клуатр с жилищами каноников; вокруг храма находилось кладбище, которое, согласно Юлару, было освящено самим П. Н., поэтому погребения на нем добивались «как многие магнаты, церковные и светские, так и бесчисленные простолюдины» ( Griffe. 1943. P. 484). По свидетельству еп. Бернара Ги († 1331), жители Лангедока совершали паломничества в базилику (Practica inquisitionis heretice pravitatis auctore Bernardo Guidonis/Éd. C. Douais. Paris, 1886. P. 38, 94, 97, 166). Храм занимал важное место в духовной жизни Нарбона, в нем проводились церемонии с участием городских властей. Среди церковного убранства выделялись 10 гобеленов со сценами жизни П.

http://pravenc.ru/text/2578557.html

Апостолам Петру и Павлу, л. 1218–1224 об. Нач. «Добро убо цветов пролетных часов к себе приносящим.» В той же день житие блаженного Петра братанича царева, зовомого Беркана, иже есть из Орды, како прииде в страх Божий и умилися душею, и пришед из Орды в Ростов и крестися, и како видение виде свв. Апостол Петра и Павла на поле, идеже ныне церковь стоите свв. Апостол Петра и Павла, л. 1226–1243 об. Нач. «Святому Архиепископу Ростовскому Кириллу, ходящу в татары с честию.» Повесть о убиении Великого Князя Андрея Георгиевича Боголюбского, л. 1244–1247 об. Нач. «Сей благоверный Великий Князь Андрей Боголюбский Георгиевич, самодержствуя в Суждальстей земли в преименитом Владимире.» В 30-й день. Память свв. двунадесяти Апостол, л. 1248–1261 об. Нач. «Блаженный Давид Святым Духом учим ясно Святую Троицу во едино царствующу.» Слово похвальное на Собор двоюнадесяти Апостол, л. 1262–1274. Нач. «Многа упражнения требует начинаяй повести слагати.» Сказание св. Епифания Епископа Кипрского о двунадесятых свв. Апостол, где кождо их проповеда и како скончашася, л. 1275–1282 об. Нач. «Святый Петр брат Андрея Первозванного, от града неславна и худа, именем Вифсаиды.» Слово похвальное I. Златоуста свв. двоюнадесяти Апостолам, л. 1283–1286 об. Нач. «В лепоту и днесь наитие Святого Духа.» Декабря в 3-й день сказание о житии и отчасти чудес исповедание Преп. отца нашего Саввы, составльшего обитель Пресвятой Богородицы, близ Звениграда на месте нарицаемом Сторожи, л. 1287–1314 об. Нач. «Якоже убо царския утвари златом украшени со многоценным камением.» Нач. жития: «Сей Преподобный отец наш Савва, един бе от ученик блаженного Сергия.» О чудесах Преп. Саввы (27-мь чудесь). Сказание известно о приходе на Русь Максима Грека и како претерпе до скончания своего, л. 1317–1330 об. Нач. «Инок Максим философ возлюбленный Господень и отец о Христе, казатель благочестивого богословия.» О чудесах Преп. Максима Грека , л. 1330. Слово списано иноком Максимом Греком Святогорским противу льстивого писания Николая Немчина Латинянина, л. 1331–1348. Нач. «Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос , к прочим многим завещанием и велением Своим.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Но все эти идейки - миф, и не более того. Ибо если экономическая мотивация людей была главнее религиозной, если чрево, а не дух, определяло жизнь людей, то почему народ Украины в 17 веке не принял унию и католицизм, несмотря на колоссальное давление, начал войну против намного более сильной Речи Посполитой, часто предпочитая смерть папской ласке? Почему христиане Балкан в массе своей не приняли ислам, хотя за это их освобождали от многих тяжких налогов и давали карьерный рост? Или почему жители захваченного Тбилиси предпочли смерть поруганию святых икон? Напомню, что в 1226 году на Грузию напала армия хорезмийцев во главе с хорезм-шахом Джалал ад-Дином. Покорив народ, Джалал ад-Дин решил обратить его в ислам. По приказу Джалал ад-Дина из храма вынесли иконы Спасителя и Богородицы и положили на середину Метехского моста. Всех горожан согнали к мосту и под страхом смерти приказали пройтись по мосту, попирая святые иконы. Пленникам предложили свободу и щедрые дары, если они отрекутся от Христа и плюнут на святые иконы, поставленные на мосту. Христиане же, подходя поочередно к святым иконам, вместо поругания воздавали им честь и поклонение. Тут же палачи отрубали им головы и обезглавленные тела бросали в реку. Долгое время воды Куры были красными от крови мучеников. Сто тысяч грузин засвидетельствовали свою верность Христу. Память 100000 мучеников Тбилисских совершается Церковью 31 октября (13 ноября н. ст.). Итак: не то что экономические выгоды не прельщали христиан, а даже сама смерть не остановила этих по-настоящему религиозных людей. Так что церковные догматы посильней будут и куда верней, чем марксистские, или либеральные. Религия, нравится кому-то, или нет, определила магистральный путь развития человечества. Православие впиталось в плоть Святой Руси так, что даже немногие славяне, желающие вытравить его, образно говоря, серной кислотой, вряд ли преуспеют в этом. Ибо оно во многом определяет менталитет и морально-этическую систему ценностей даже у украинских или русских атеистов, даже у сектантов.

http://ruskline.ru/analitika/2008/10/27/...

177 «Избрание диаконов предоставлено было народу (говорит блаженный Феофилакт), который и имел получить пользу от их служения». «Это нужно было для того, чтобы избранные пользовались доверием общества верующих. А доверие весьма важно потому, что оно предотвращает все невыгоды недоверия и подозрений и располагает других к содействию общему» (говорит преосвящ. Евсевий). «Предложение Апостолов примирило и начавшееся было разделение и неудовольствие» (пишет преосвящ. Михаил). И общение всего тела Церкви – с главою ее совершается полнее. Когда действует вся Церковь , тогда с нею действует и глава ее, а вместе и Бог, в Духе Святом живущий в Церкви. Вот почему избрание Апостолов было такое благопоспешное, единодушное. И избранными оказались высокие, достойные и знаменитые сослужители святых Апостолов, прославившиеся потом многими подвигами проповеди и служения слову, запечатлевшие оное мученической кончиной за имя Христово. Дееписатель отмечает в особенности полноту веры и благодати Святого Духа в Стефане – первомученике, а потом упоминает о Николае, как обращенном из язычников, показывая тем, что ропот Еллинистов здесь имел свой отклик. О Филиппе говорится далее (в 8-й главе). Прохор сначала был сотрудником Апостола Петра, а потом помогал Иоанну Богослову – в переписке Евангелия. Он был епископом в Никомидии и скончался мученически в Антиохии. Никанор был убит вместе со Стефаном. Тимон скончался мученически, будучи епископом Бострским (в Аравии). Пармен скончался в Иерусалиме. Все сии диаконы именуются архидиаконами и Апостолами. Память их ублажается 28 июля. Есть предположение, что Николай не удержался на высоте своего служения в священном числе первых диаконов и имя его не вписано во святых (см. у преосвящ. Михаила, стр.166). Составитель «Справочного и объяснительного словаря к Новому Завету» ( П. Гильтебрандт ) утверждает, что несправедливо считают диакона Николая основателем ереси Николаитов (см. т. I, стр. 1226). 178 Посвящение диаконов – представляется очень благопоспешным, но, конечно, оно имело и свое время, ибо чтобы собрать всех семь и представить их пред Апостолами, необходимо было и немалое время, в которое и избираемые могли вдуматься в дело избрания и утверждающие их опознать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Седьмой Вселенский Собор, восстановивший иконопочитание, повелевает христианам почитать иконы «наравне со Крестом и Евангелием». А значит, верно и обратное равенство: Крест должно почитать наравне с образом Самого Господа нашего Иисуса Христа и Его Словом – Евангелием! И бесчестие, нанесенное знаку креста, восходит к его первообразу – Животворящему Кресту Христову и Самому Спасителю, а потому есть богохульство и кощунство. О тех, кто умирал за святыни Во все времена и во всех странах для ревностных христиан попрание святых икон или креста было смертным грехом, равносильным отречению от Христа. Поэтому они предпочитали мученичество за веру и смерть. Фуми-э с изображением Распятия Для христиан попрание икон или креста было смертным грехом, равносильным отречению от Христа В конце XVI – начале XVII вв. в Японии начались жестокие гонения на христиан, сопровождавшиеся пытками и казнями (в том числе распятием на кресте). Проверка на лояльность местному синтоистскому и буддийскому культу и доказательство непричастности к тайным христианам проходили в виде церемонии э-фуми – попирания ногами христианских символов и икон. Изображения Иисуса Христа и Богородицы, предназначенные для этой проверки, назывались фуми-э (яп. фуми «наступать» + э «изображение») и дали название церемонии. Церемония производилась ежегодно, поэтому ради износостойкости и долговечности иконы отливались из латуни или бронзы. Выявленных христиан вначале уговаривали отречься от веры, потом пытали, а самых стойких – не отрекшихся – казнили. Фуми-э с изображением Девы Марии Подобна этой и история подвига тбилисских мучеников. В 1226-м году последний хорезмшах Джалал-Эд-Дин (1199–1231) захватил Тбилиси, разрушил все церкви, приказал снять купол Сионского храма Успения Божьей Матери и поставить на его место собственный трон. Затем по его приказанию из храма вынесли иконы Христа и Богородицы, уложили их на середину Метехского моста через реку Мтквари (Кура) и приказали горожанам в знак покорности завоевателю, отречению от Христа и согласия принять ислам пройти по мосту, попирая иконы ногами и плюнув на них. Отказавшихся казнили на месте: отрубали головы и сбрасывали тела в реку. За верность Христу отдали жизнь 100 тысяч православных грузин. Память их Грузинская Православная Церковь совершает 13 ноября.

http://pravoslavie.ru/122306.html

Впервые память М. встречается в Палестинском грузинском Синаксаре под 13 февр. ( Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 158). Под тем же числом он упоминается и в К-польском Синаксаре (SynCP. Col. 825), где уточняется, что его синаксис в Константинополе совершался в храме ап. Петра при Св. Софии. Частицы мощей М. хранятся в храме Воскресения Христова в Иерусалиме ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 213). Ист.: Rabbow P. Die Legende des Martinians//WSt. 1895. Bd. 17. S. 253-293; Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Συλλογ παλαιστινς κα συριακς γιολογας//ППС. 1907. Т. 19. Вып. 3(57). С. 85-103; ActaSS. Febr. T. 2. Col. 666-671; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 256-259. Лит.: ЖСв. Февр. С. 256-273; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 71; Janin R. Martiniano//BiblSS. Vol. 8. Col. 1226-1228; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 305; Бугаевский А. В. Святые преподобные Мартиниан, Зоя и Фотиния (Светлана). М., 2002. А. Ю. Виноградов Иконография Прп. Мартиниан. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино. 1317–1318 гг. Прп. Мартиниан. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино. 1317–1318 гг. Единоличный образ М. входит в программу росписей монастырских храмов, занимая свое место в чине преподобных. Наиболее ранний вариант храмового декора, включающий сонм монашеских изображений, представлен мозаиками кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-40-е гг. XI в.). Полуфигура М. помещена в медальоне в юго-зап. части наоса в числе 13 преподобных, среди к-рых - Пахомий Великий, Иоанн Лествичник, Макарий Великий; он изображен фронтально, в правой руке держит крест, ладонь левой раскрыта перед грудью; волосы с сильной проседью расчесаны на прямой пробор, борода клиновидная, чуть короче средней длины, облачен в темно-коричневую полумантию (из-под нее видны охристые поручи подрясника и схима), голова не покрыта. В храмах Св. Горы Афон единоличное изображение М. в чине преподобных встречается в росписи неоднократно начиная с XIV в.: в великой паперти (лити) кафоликона монастыря Хиландар (1321/22) - на сев.

http://pravenc.ru/text/2562432.html

Любимым местом молитв и уединённых занятий Филарета была роща Корбуха. Позднее, вняв его совету, святитель Филарет Московский благословил устроить в тех местах Гефсиманский скит. В 1819 г. Филарет (Амфитеатров) был назначен епископом Калужским. «Служение моё в Московской Академии, – вспоминал он, – стоило мне особенно великих трудов, которые и были вполне благополучны» 1226 . Будучи епископом Калужским, Филарет (Амфитеатров) немало потрудился для духовного процветания знаменитой впоследствии Оптиной Пустыни. По его благословению при ней основан был Иоанно-Предтеченский скит, в котором он сам любил проводить дни Великого поста. Этот скит впоследствии стал местом, где подвизались многие подвижники. Именно Филарет пригласил в Оптину Пустынь пустынников из Рославльских лесов во главе с преподобным Моисеем (Путиловым), ставшим самым знаменитым настоятелем Оптиной и духовным родоначальником множества преподобных старцев Оптинских. Последующее служение Филарета (Амфитеатрова) проходило на кафедрах Рязанской, Казанской, Ярославской и Киевской. Почил святитель в 1857 г. За несколько лет до своей кончины он тайно принял великую схиму с именем Феодосий. Память свя- —452— тителя празднуется в Соборах святых земель: Сибирской, Брянской, Ростово-Ярославской, Рязанской. Святые мощи митрополита Филарета (Амфитеатрова) были обретены в 1994 г., переложены в новый гроб и поставлены в дальних пещерах близ храма прп. Феодосия Печерского . В том же году он был причислен к лику святых Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. А 17/30 апреля 1994 г., в день его рождения, состоялся первый молебен при святых его мощах. Для полнейшей характеристики духовного облика святителя Филарета хочется привести один случай из его жизни. В 1842 г. он, будучи уже митрополитом Киевским, посетил Варницкий монастырь Ярославской епархии. Посетил, чтобы поклониться праху человека, от которого во время своей службы в Уфе переносил постоянные притеснения и даже самые настоящие издевательства. Во время совершения панихиды святитель стоял на коленях и усердно молился.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Alleluia: Acclamation liturgique//DACL. Vol. 1. Col. 1229-1246; Wagner P. Alleluia: Chant//Ibid. Col. 1226-1229; Keet C. C. A Liturgical Study of the Psalter. L., 1928; Krinetzky L. Israels Gebet im Alten Testament. Aschaffenburg, 1965; Гарднер И. Певческое исполнение кафизм в древнерусской богослужебной практике//Православный путь. Джорд., 1966. С. 145-170; Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 19712. С. 154-169; он же. Образцы древнерусского певческого искусства. Л., 1971. С. 125-129; Strunk O. The Byzantine office at Hagia Sophia//Essays on Music in the Byzantine World. N. Y., 1977. P. 112-150; Lodi. Enchiridion; Taft. Great Entrance; Conomos D. The Late Byzantine and Slavonic Communion Cycle: Liturgy and Music. Wash., 1985 (DOS; 21); Schkolnik I. Alleluiaria by Theodore the Studite and the Tradition of Distributed Psalter in Byzantine rite//Musica Antiqua. XI. Acta musicologica. Bydgoszcz, 1997. P. 77-87; Арранц М. «Око церковное»: Переработка опыта ЛДА 1978 г. «История Типикона». Рим, 1998; Чин освящения храма и положения святых мощей в византийских Евхологиях XI в./Пер., предисл. и коммент. М. С. Желтова//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 111-126. Выражениями «на утрени Аллилуия» или «поем Аллилуия» Типикон обозначает постовое богослужение седмичных (с понедельника по пятницу) дней (Типикон. Гл. 9. Т. 1. С. 40-53; гл. 49. Т. 2. С. 824-844) или заупокойное богослужение субботы (Типикон. Гл. 13. Т. 1. С. 59-62; гл. 49. Т. 2. С. 802-806, 863-866), различая постовое (или заупокойное) богослужение и праздничное (или будничное), когда «на утрени поем Бог Господь». На утрене А. поется после шестопсалмия , заменяя собой Бог Господь . В седмичные дни А. на утрене поется Великим постом (если не случится полиелей), а также в малые посты , если случится память святого, не имеющего тропаря . Утренняя А. седмичных дней поется со стихами из песни прор. Исаии (Ис 26. 9, 11, 15 - Часослов. С. 57; см. Библейские песни ) на текущий глас Октоиха .

http://pravenc.ru/text/114768.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010