Франциск Ассизский, с житием. 1250 г. (капелла Барди, ц. Санта Кроче, Флоренция) К. Франциска Ассизского († 1226) предпринял папа Григорий IX (1227-1241); он объявил об этом в 2 буллах - одна из них была адресована клиру ( Gregorii IX, papae. Bulla 34//Bullarium franciscanum. 19832. Vol. 1. P. 49; Potthast. RPR. 1874-1875. N 8236), другая - всей Церкви ( Potthast. 1874-1875. N 8242). Церемонию К., к-рая прошла в июле 1228 г. в Ассизи, возглавил папа. Формула этой К. считается самой древней из сохранившихся. Совершать память Франциску Ассизскому было определено всей Церкви, и его почитание было сразу принято повсюду. Хотя папа был другом Франциска и хорошо знал его жизнь, тем не менее он захотел чтобы была соблюдена обычная процедура расследования обстоятельств жизни и чудес святого. Аналогичным образом, с привлечением commissio inquisitionis и составлением interrogatoria (списка вопросов к свидетелям), была совершена К. др. столпа францисканского ордена, Антония Падуанского († 1231), состоявшаяся в Сполето 1 июня 1232 г. (Litteras quas per. 1 iun. 1232//ActaSS. Iuni. T. 3. P. 219; Potthast. RPR. N 8937). 18 июня 1233 г. в Латеранской базилике Рима был официально канонизирован Виргил , еп. Зальцбургский († 784), древний святой, пользовавшийся почитанием в течение многих веков. Всякому, кто станет праздновать его память, папой была обещана индульгенция (Salzburger Urkundenbuch. Salzburg, 1933. Bd. 4/Hrsg. F. Martin. S. 480; Potthast. RPR. N 9238). Подобная традиция дарования индульгенций продолжилась при последующих К. 3 июля 1234 г. в Риети было объявлено о причислении к лику святых основателя ордена проповедников (доминиканцев) Доминика де Гусмана Гарсеса († 1221). Празднование его памяти было распространено на всю Церковь с объявлением индульгенции на один год (Monumenta historica sancti patris nostri Dominici. R., 1935. Vol. 2. P. 79; Potthast. RPR. N 9485). 27 мая 1235 г. Григорий IX канонизировал Елизавету Тюрингскую († 1231). В булле от 1 июня 1235 г. папа в качестве строгого повеления (districte praecipiendo) объявляет о праздновании памяти новой святой во всей Церкви ( Santifaller. 1967. S. 79; Potthast. RPR. N 9929), однако это повеление не было исполнено и Елизавета долгое время оставалась местночтимой святой. При Григории IX был начат процесс К. аббата Одона Новарского, мон.-картезианца († 1198). Известно, что commissio inquisitionis и соответствующий процесс имели место 10 дек. 1240, однако сама К. не состоялась, вероятно из-за смерти папы.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

   Святой Кирилл, епископ Туровский, родился и воспитан в городе Турове (на реке Припяти) от богатых родителей. Не имея влечения к богатству и суетным удовольствиям мира, юноша всецело предался книжному учению и хорошо навык Божественным Писаниям. Потом вступил в монастырь, сделался иноком и превосходил всех исполнением данных обетов. Здесь многим он послужил на пользу, поучая братию пребывать в послушании игумену. Чтобы достигнуть еще высших совершенств, Кирилл заключил себя в столпе и оставался там несколько времени, подвизаясь в посте и молитвах и занимаясь составлением благочестивых сочинений. Слава его распространилась по всей окрестной стране, и сам князь и жители Турова упросили благочестивого столпника занять епископскую кафедру в их городе, когда она сделалась праздною (прежде 1169 г.). Кирилл оставил Церкви много назидательных писаний, которые мы рассмотрим в своем месте, и заслужил от современников имя русского Златоуста. Около 1182 г. он, вероятно, отказался от кафедры и удалился в уединение. Скончался неизвестно в каком году и за свои добродетели причислен Церковию к лику святых. Память его совершается 28 апреля.    Святой Симон, епископ Владимирский, – один из достойнейших постриженников Киево-Печерского монастыря во 2-й половине XII в. В начале следующего столетия (1206) он был игуменом владимирского Рождество-Богородицкого монастыря, а в 1215 г. по желанию великого князя Георгия Всеволодовича поставлен первым епископом Владимирским и Суздальским. Местная современная летопись называет его “блаженным, милостивым и учительным”, и сохранившееся доныне послание его к киево-печерскому черноризцу Поликарпу равно свидетельствует как о том, что святой Симон был учителен, так и вообще о благочестивом настроении души его. Скончался в 1226 г., постригшись в схиму, и погребен был первоначально во владимирском Богородицком соборе, а впоследствии перенесен в киевские пещеры, где доселе почивает нетленно. Церковь причла его к лику святых и празднует память его 10 мая.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А так как торжество сие не чуждо было и соборному храму Пресвятой Богородицы, то мы передадим и о сем случае так, как записано о сем в самой летописи: «Лета 6726 приде епископ Полотьский из Царя-Града к Великому Князю Костянтину Володимер, ведый его любовь и желанье до всего Божественнаго церковнаго строенья, до святых икон и мощий святых, и до всего душеполезнаго пути, ведущаго в жизнь вечную; и принесе ему етеру (некоторую) часть от страстий от Господень, яже нас ради Владыка Исус Христос, от Иудей претерпев, пострада и мощи святаго Логина мученика сотника, святеи его руце обе и мощи святыя Марья Магдалыни. Христолюбивый же князь Костянтин с радостью великою сотвори празньство светло о приходе их, и постави и у Взнесенья в монастыри перед Золотыми вороты 8484 . И бывшю дни святаго Вскресенья Господня, и приспе от день память святаго мученика Логина, повеле князь Костянтин, по отпении заутрени, от святыя Богородица сборныя и от святаго Димитрия ити всему народу с кресты епископу со всем клиросом, и сам князь с своими благородными сынми и со всеми боляры идоша к святому Взнесенью; взять же епископ на главу свою святую ту раку, в ней же бе положено святое то сокровище, и тако взвратишася в град» 8585 . По кончине Константина Всеволодовича восшел опять на престол великокняжеский Георгий Всеволодович. С ним вместе возвратился на свою кафедру и епископ Симон. Из летописей видно, что святитель Симон был при Великом Князе Георгии до 1226 года. В этом году в 22 день Мая «преставися блаженный и милостивый учительный Симон, епископ Суждальский и Володимерьский, постригся в схыму; и положено бысть честное тело его в церкви святыя Богородица в Володимери» 8888 . Епископ Симон положен в каменном гробе, в комаре, следующей за комарою, в которой погребен епископ Лука 8989 . На место почившего блаженного епископа Симона поставлен был на Владимирскую кафедру Митрофан. Он также, как и Симон, был из игуменов Владимирского Рождественского монастыря. Сей епископ хиротонисан был во Владимирском Успенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках - в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии ; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием , о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о " испытании вер " святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм " Повести временных лет " ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности. Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид " Повести временных лет " , игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших " Повесть " преподобного Нестора ( " Лаврентьевскую летопись " ). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель " Киево-Печерского Патерика " . Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

http://patriarchia.ru/db/text/913320.htm...

Минея 11 века – месяц март – найдена в Супрасльском монастыре близ города Белостока Гродненской губернии и потому называется обыкновенно «Супрасльской рукописью»; Минея 12 века – месяц май – находится в библиотеке Московского Успенского собора. Триодный торжественник был издан в 1647 году («Книга, глаголемая Соборник»). В 1700 году это издание было исправлено с греческих и славянских книг. Лугу Духовному, Лавсаику, Азбучному патерику и др. Древнейшая рукопись Печерского патерика – 1406 года; она была списана для Арсения, епископа Тверского, и ныне хранится в Императорской Публичной Библиотеке. Святой Симон, монах Печерского монастыря, игумен Рождественского монастыря во Владимире, с 1215 года – епископ Владимирский и Суздальский, скончался в 1226 году. Мощи его почивают в Киевских пещерах; память его – 10 мая. Во время своего многовекового существования Киево-Печерский патерик подвергался многочисленным переработкам, исполненным деятелями Печерской лавры. Наиболее важные из них: 1) в 1460 году статьи его были дополнены и приведены в порядок повелением клирошанина, а затем уставника Печерского монастыря, Кассиана; 2) в 1847–1866 годах патерик был переработан и дополнен летописными статьями повелением архимандрита Киево-Печерской лавры Иосифа Тризны; 3) в 1661 году, по благословению Иннокентия Гизеля, архимандрита той же Лавры, он был напечатан; этот вид патерика представляет собой ряд вполне законченных житий Печерских подвижников, почему послания и повествования древнего патерика были разделены на части, заключающие сведения о том или другом подвижнике, и взаимно восполнены; 4) но ранее русского издания 1661 года Киевский патерик был издан в сокращенном виде по-польски Сильвестром Коссовым, епископом Мстиславским, Ошанским и Могилевским, в 1635 году, согласно желанию митрополита Петра Могилы , с целью противодействовать латинопольским писателям, которые возражали против святости печерских подвижников и утверждали, что Киев просветился христианской верой от папы, а не от восточных патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не смотря на эти подвиги Апостольского служения, святитель никогда не оставлял и своих иноческих, аскетических подвигов. Труженическая и произрастившая богатые плоды жизнь его была увенчана мирною, блаженною кончиною. Предузнав её по откровению свыше, святитель собрал свой церковный клир, в последний раз преподал им своё духовное наставление, приобщился Святых Таин и, с воздетыми к небу руками, предал Богу свою душу. – Он был погребён в храме Божией Матери (в том, где древняя икона Её), и прославленный многими чудесами (продолжающимися и поныне) от нетленных останков его, причтён Церковью к лику святых. 4 Patericon. р. 144. В словаре святых (СПб. 1836 г., стр. 47), в указателе Киев. святыни (стр. 45) и в месяцеслове Вершинского (стр. 192. 375) – странности: «преставился 1264 г.», тогда как и повествователь Симон почил в 1226 г., а вышел из Печерской обители около 1204 г. См. мая 10 д. 5 «Житие св. Уроша, м. декем. 2 память св. и блаж. Уроша, младого мученика, царя Сербского», писано при пособии надёжных источников около 1595 г. 8 О годе смерти Душана справедливы замечания Майкова, стр. 241. 242. В грамоте 10 января 1356 г. пишется: «царская власть моя предписывает и повелевает, что если мать царского величества моего, государыня царица, захочет взять что-либо у них (Дубровичан) из торга: то царское величество моё даёт им за то что-нибудь и без выкупа не берёт». (Споменн. 44). Мать Уроша была царица, а мать Душана – королева. След. янв. 10-го 1356 г. был царём и распоряжался с властью царской Урош, а Душана уже не было на свете. В синаксаре (л. 74) – странная ошибка и о времени смерти Душана и о летах его. У Миклошича мать Уроша первая царица Елисавета, в монашестве Евгения (Monum. 234). 9 Так в грамоте 1357 г. на монетах: Urosius imperator, Урош царь. Гласник III, 231–233. VI, 195–198. VII, 208–215. Зап. археол. общ. IX, 175. 176. 10 О Синише и Ангеле у Майкова, стр. 259–261. Летопись в Гласнике XI, 147. Сербские Комнены в Гласнике XIII, 284–305. 12 В памятниках Аврамовича 45. 49. 50. 53. 54. В грамоте 47. от 24 апр. 1357 г.: «кнезове царьства ми, кои дрьжеть кукю царьства ми».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Аминь. В тот же день память святых страстотерпцев князей российских Бориса (Романа) и Глеба (Давида). (См. 2 мая 4863 Симон – постриженик Печерского монастыря; отсюда он был взят вел. князем Всеволодом Юрьевичем в игумены основанного им во Владимире Рождественского монастыря; затем Симон был поставлен первым епископом Владимирской епархии, отделенной от Ростовской в 1214 г. Симон скончался в 1226 г. после двенадцатилетнего правления. Поликарп, тоже постриженник Печерского монастыря, откуда дважды был возводим на место игумена и дважды возвращался с него в Печерский монастырь; впоследствии он был игуменом Печерского монастыря. Из послания еп. владимирского Симона в Поликарпу и из послания последнего к Акиндину, печерскому архимандриту, содержанием которых служит ряд сказание о печерских чудотворцах и о чудесах, бывших в самом монастыре при построении его великой церкви, и составился знаменитый печерский патерик (отечник, отеческая книга, т.е. книга отцов или об отцах). 4864 Ростислав Мстиславич – великий князь в 1154 г. (одну неделю); во второй раз великий князь в 1158–1167 гг. 4866 Обычно в период домонгольский Киевский митрополит избирался и посвящался в Константинополе, и известно лишь два случая, когда митрополиты были не греки, а природные русские, избранные и посвященные в самой Руси. В 1051 г. так поставлен был митрополит Иларион; в 1147 г. митрополит Клим или Климент. На соборе (1147 г.) епископов, созванных для избрания и посвящения митрополита, между прочим епископ Черниговский, оправдывая поставление русского митрополита, помимо патриарха Константинопольского, говорил: «Я знаю, что епископы, составляя из себя собор, имеют право поставить митрополита, – к тому же у нас есть глава (мощи) святого Климента; как греки ставит (патриархов) рукой святого Иоанна, (так и мы поставим митрополита)». Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

10 Минея XI века – месяц март – найдена в Супрасльском монастыре близ г. Белостока Гродненской губернии и потому называется обыкновенно «Супрасльскою рукописью»; Минея XII века – месяц май – находится в библиотеке Московского Успенского собора. 11 Триодный торжественник был издан в 1647 году («Книга, глаголемая Соборник»). В 1700 году это издание было исправлено с греческих и славянских книг. 12 Лугу Духовному, Лавсаику, Азбучному патерику и др. Древнейшая рукопись Печерского патерика – 1406 года; она была списана для Арсения, епископа Тверского и ныне хранится в Императорской Публичной Библиотеке. 13 Св. Симон, монах Печерского монастыря, игумен Рождественского монастыря во Владимире, с 1215 г. епископ Владимирский и Суздальский, скончался в 1226 г. Мощи его почивают в Киевских пещерах; память его 10 мая. 14 Во время своего многовекового существования Киево-Печерский патерик подвергался многочисленным переработкам, исполненным деятелями Печерской лавры. Наиболее важные из них: 1) в 1460 г. статьи его были дополнены и приведены в порядок повелением клирошанина, а затем уставника Печерского монастыря, Кассиана; 2) в 1647–56 гг. патерик был переработан и дополнен летописными статьями повелением архимандрита Киево-Печерской лавры Иосифа Тризны; 3) в 1661 г., по благословению Иннокентия Гизеля, архимандрита той же лавры, он был напечатан; этот вид патерика представляет собою ряд вполне законченных житий Печерских подвижников, почему послания и повествования древнего патерика были разделены на части, заключающие сведения о том или другом подвижнике, и взаимно восполнены; 4) но ранее русского издания 1661 года Киевский патерик был издан в сокращенном виде по-польски Сильвестром Коссовым, епископом Мстиславским, Оршанским и Могилевским, в 1635 году, согласно желанию митрополита Петра Могилы , с целью противодействовать латинопольским писателям, которые возражали против святости Печерских подвижников и утверждали, что Киев просветился христианскою верою от папы, а не от восточных патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для соплеменных нам Славян. Слава Кириллу Прошли года... И Русь святая, Славянам кровная, родная, Христову веру приняла; И вместе с верой в обладанье Племен Славянских достоянье Тогда ей Греция дала. Слава Кириллу Прошли года.... И просвещенье Меж Русских светочем зажглось, Струею тихой полилось От поколенья к поколенью; От предков наших, как сынам, Оно досталося и нам. Слава Кириллу И будет славить Русь родная Святых Апостолов Славян, И сладким звуком их имян Свои молитвы оглашая, Из века в век – из рода в род Она их память соблюдет. Слава Кириллу II. Торжествуй наша обитель. Празднуй радостно сей день: Наш Владыка и Святитель Сам почтил твою днесь сень! Да хранит тебя, Владыко, Наш Господь на много лет! За Твое к нам посещенье Чтим Тебя, Святой Отец! · Ты прими благодаренье Наших радостных сердец! Молим Господа, Владыко, Да спасет Тебя от бед! На духовное веселье Ты с любовию взгляни, Дай свое благословенье, Нас в молитвах помяни. Много лет живи, Владыко, И о нас молись Христу!“ 1-го декабря писал я в Витебск преосвященному Антонину, в ответ на его письмо от 19-го ноября: «Присланную при письме вашем от 19-го минувшего ноября копию прошения Полоцкого Братства на имя Вашего Преосвященства о перенесении свят. мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк я с удовольствием прочитал и вполне разделяю благочестивое желание Полочан. Прежние неудачные попытки в этом святом деле не должны удерживать Вас от повторения ходатайства пред Св. Синодом об удовлетворении желания не только Полочан, но и всех православных жителей Белоруссии. Главные противники перенесения мощей преподобной Евфросинии были митрополиты Исидор и Арсений 356 . Теперь их нет. В последний раз вопрос о перенесении означенной святыни возбужден был мною в 1872 г., по совету бывшего Обер-Прокурора Св. Синода, графа Д. А. Толстого. Прикажите отыскать в Консисторском Архиве Указ Св. Синода от 12-го декабря 1872 г. за 2543. Во исполнение этого указного предписания мною немедленно было представлено донесение в Синод, но Высочайшая воля до сих пор остается неприведенной в исполнение. В своем представлении Вы можете указать на это дело, а также не излишне упомянуть Вам о бывших случаях перенесения мощей из иных мест в Киево-Печерскую Лавру. Так, в Киевские пещеры перенесены были из Владимира мощи свят. Симона, первого епископа Владимирского († 10 мая 1226 г.), и Лаврентия, еп. Туровского (XII в.). Если бы Вам посчастливилось получить в предприемлемом Вами деле благий успех, я поспешил бы приехать в Полоцк для поклонения преп. Евфросинии. Писать по настоящему делу нынешнему Киевскому Владыке я не почитаю благонадежным. С ним я не имею близких отношений».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Еразм Печерский, прп. - житие О преподобном Еразме Печерском святитель Симон, епископ Владимирский (+ 1226, память 10 мая), писал другу своему преподобному Поликарпу (+ 1182; память 24 июля): " Был в Печерском монастыре черноризец Еразм. Он стяжал наследие славы в Небесном Царствии за то, что всё, что имел, употребил на украшение Печерской церкви: оковал множество икон, которые и поныне у вас над алтарем. С ним случилось такое искушение. Когда он обнищал, то им стали пренебрегать. Дух злобы тогда начал внушать ему: " Нет тебе пользы от того, что ты истратил имение на церковь, лучше было бы, если бы употребил ты на нищих " . Не рассудив о таких помыслах, Еразм пришел в уныние и стал жить нерадиво. Щедрый и милостивый Бог за его добродетель спас его. Он навел на него тяжкую болезнь. В этой болезни Еразм лежал немой с закрытыми глазами семь дней, едва дыша. В восьмой день пришла к нему братия и, видя его тяжкое дыхание, говорили: " Горе, горе душе сего брата, в лености прожившего. Она видит что-то и мятется, не выходя из тела " . И вот Еразм внезапно встал, как здоровый, и сказал: " Отцы и братия! Точно я грешник, и грешник нераскаявшийся, как говорили вы, но вот ныне явились мне преподобные отцы наши Антоний и Феодосий и сказали: «мы молились за тебя, и Господь дал тебе время для покаяния». Потом видел я Пречистую Богородицу с Сыном Христом Богом на руках, и Она сказала мне: " Еразм! Поскольку ты украсил Церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в Царстве Сына Моего! Встань, покайся, облекись в ангельский образ, а в третий день возьму Я тебя к Себе как возлюбившего благолепие дома Моего " . Сказав это, Еразм начал исповедовать грехи свои пред всеми без стыда, потом пошел в церковь и был пострижен в схиму, а на 3-й день умер " (+ ок. 1160). Преподобный Еразм был погребен в Ближних пещерах. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Еразм Печерский, прп. " .

http://pravicon.com/info-2325

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010