Hist. Russ. Monum. 1. 21. Cfr. 15, 42 П. собр. р. лет. 4. 178 Карамз. 3. Прим. 322 Hist. Russ. Monum. 1. 33 Ibid. 38 П. собр. р. лет. 1. 156; 2. 111; 3. 18, 30 Карамз. 3. Прим. 244, 248 Histor. Russ. Monum. 1. 12 Карамз. 3. Прим. 19 Chodykiew. De rebus gest. in prov. Russiae ordin. praedicator. P. 11 Niesiecki. Korona Polska. 3. P. 404. Lw?ow, 1740 «...Praefatos fratres de ecclesia S. Mariae in Kiow, ordini praefato consignata, et circa quam habebant suum conventum, expellit, redeundi facultatem eis interminans [Изгнал вышеупомянутых братьев из церкви св. Марии в Киеве, которая была отведена упомянутому ордену и вблизи которой находилась их обитель, и запретил им возвращаться» (лат.)] (Dlugoss. Hist. Polon. Lib. VI. Т. 1. P. 649 Hist. Russ. Monum. 1. 39, 40 Карамз. 2. 235, 243, 306. Прим. 322; 3. 10, 184 «...Mulieres catholicas, quas sibi aliquando (Rutheni) copulant in uxores, in contemptum fidei Christianae, secundum ritum ipsorum denuo baptizari faciunt, et eorum errores damnabiles observare [В своем презрении к христианской вере они (рутены) заставляют женщин-католичек, которых иногда берут в жены, во второй раз креститься по своему обряду и придерживаться своих достойных осуждения заблуждений» (лат.)] (Hist. Russ. Monum. 1. 34 Другой папа того времени, Гонорий III, также замечает о русских, что они «latinorum baptismum quasi rem detestabilem, execrant [поносят латинское крещение как нечто заслуживающее проклятия» (лат.)] (ibid. 12 Впрочем, из ответов Нифонта Кирику видно, что Новгородский святитель повелевал принимать латинян в православие не чрез перекрещивание, а только чрез миропомазание (Памятн. р. слов. XII в. 175 П. собр. р. лет. 2. 121 Карамз. 3. 90. Прим. 90 Каковы известные уже нам: Кулеш, Кульчинский, Штилтинг, Бутлер, Рорбахер и др. (см. этой Истор. Т. 1. Прим. 378). Комментарии В летописи (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 680) речь идет только о прибытии в Киев греческих сватов в июле 1194 г. (не 1195!), к моменту кончины киевского князя Святослава Всеволодовича. Потенциальный кандидат в женихи известен один — действительно, будущий император Алексей IV Ангел. Но русский брак плохо вписывается в его биографию, достаточно известную по греческим источникам. Возможно, брачные переговоры не привели к успеху (Kazhdan A. Rus’-Byzantine Princely Marriages in the Eleventh and Twelfth Centuries//Harvard Ukrainian Studies. 1988/1989. Vol. 12/13. P. 424).

http://sedmitza.ru/lib/text/435849/

32 См. ц.-сл.: «Возобновляя законоположенное сто пятидесятию святыми отцами, собравшимися в сем богохранимом и царствующем граде, и шесть сот тридесятию, собравшимися в Халкидоне, определяем, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом Древняго Рима, и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем; после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима». – Изд. 36 См.: «Понеже мы уведали, что в Римской Церкви в виде правила предано, чтобы те, которые имеют быти удостоены рукоположения во диакона или пресвитера, обязывались не сообщатися более со своими женами; то мы, последуя древнему правилу апостольскаго благоустройства и порядка, соизволяем, чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушимым...». – Изд. 37 См.: «Поскольку мы уведали, яко обитающие во граде Риме, во Святую Четыредесятницу, в субботу ея постятся, вопреки преданному церковному последованию, то святому Собору угодно, да и в Римской Церкви ненарушимо соблюдается правило, глаголющее: “Аще кто из клира усмотрен будет во святый день Господень, или в субботу постящимся, кроме единыя токмо [Великия Субботы], да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен”». – Изд. 41 В действительности адресат цитируемого письма – пресвитер Евангел (см.: Patrologia Latina, ed. Migne, t. 22, col. 1192–1195). – Изд. 42 В латинском оригинале перечень топонимов имеет следующий вид: «...sive Romae, sive Eugubiis, sive Constantinopoli, sive Rhegii, sive Alexandriae, sive Tanis...» (Там же, col. 1194). – Изд. 46 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного (Синодальный перевод). – Изд. 47 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию (Синодальный перевод). – Изд. 59 Ср., например, глубоко трогательное описание аудиенции у папы в одной из книжек журнала «Religiose Besinnung» [«Религиозное сознание»]. 1928, Heft 3 [Выпуск 3].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Однако если мы обратимся к Amb 7, то мы найдем там использование этой мысли, хотя слово stasis там не встречается. Говоря о подчинении всего Христу в отрывке, явным образом антиоригенистическом, Максим предупреждает, что это не следует понимать как упразднение свободной воли, но как ее утверждение. Откуда мы имеем бытие, туда мы можем хотеть иметь и движение и как образ возвращаться к первообразу, так что Божественное действие – «все во всем» (Amb 7,1076В10-С13). Эта фигуральная речь об образе и первообразе – общее не только у Максима с Плотином, но ее можно найти также в отрывке из Григория, дважды приводимом Максимом (Amb 7, 1077В5–9, 1089С8–11), которому он, без сомнения, обязан этим выражением. То, что свободная воля не подавляется, имеет параллель у Плотина, который говорит о том, что движение не подавляется sta-sis " ом 1194 . И далее, если для Максима Божественное действие так проникает в человеческое, что имеет место одно действие (1076C), то Плотин может сказать, что «жизнь там это действие ( νργεια) Ума» (Епп 6.9.9). Представляя эти сходства, я не настаиваю на прямом влиянии Плотина на Максима, и тем более, на буквальной зависимости; скорее, я хотел показать, что именно использование Плотином stasis " а как указывающего на конечную цель всякого движения и желания позволило Максиму переформулировать оригенистическую триаду. В самом деле, характер аргументации Максима далек от характера аргументации Плотина; Плотин все еще строго придерживался циклических концепций в эпоху эллинизма, а также учения о падении душ из бестелесного состояния, к которому души хотели бы вернуться 1195 . Но именно эту концепцию цикличности Максим намеревался разрушить. Главный аргумент Вопрос о движении и покое, только что нами рассмотренный, был вызван разработкой терминологии, имеющее место в Атв 15; это позволило нам почувствовать атмосферу, в которой работал Максим. Но теперь пора вернуться к аргументам 7 (1072А). Мы увидим, что здесь вдохновение берет начало скорее от Аристотеля, но благодаря переносу акцентов Максим остается в среде неоплатонизма, которой мы только что уделили внимание. Вся система Максима, как мы увидим, внутренне согласована и последовательна.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Дух не отличен от души, «то, что латиняне называют mens, а греки – νος, есть только способность, которая рождается с душой, живет в ней и принадлежит ей по праву рождения, способность, посредством которой душа действует и рассуждает, которой она владеет, движется в себе самой от себя самой 1194 . Кратко, сущность животворящая и одушевляющая тело равным образом есть центр и умственной деятельности, – одной и той же душе принадлежит и vis sapientialis и vis vitalis 1195 . Эта принадлежность, по Тертуллиану , остается за душой, а не за духом, – душа в его представлении играет главную, первенствующую роль во всей жизни человека, дух относится к ней как одно из украшений, придатков души, духовная жизнь является одной из форм проявления душевной жизни 1196 ; перевес на стороне души остается и потому, что во время своих откровений Бог беседует не с духом, а с душой 1197 . В психической жизни человека важную роль играют внешние органы, при посредстве которых человек воспринимает впечатления от окружающих его предметов. Как смотреть на них и их деятельность? Платон признавал полное бессилие их в деле открытия истины. Тертуллиан не согласен со взглядом Платона; для него чрезвычайно важно было отвергнуть эту мысль, потому что она, по убеждению Тертуллиана , служит основанием многих ересей. Он аргументирует свои мысли о внешних чувствах таким образом. Обманываются ли, в самом деле, внешние чувства? Вообще – они верны, и если когда обманываются, то в частных и исключительных случаях, которые всегда можно предусмотреть. Например, палка, опущенная в воду, кажется переломленной; но этот физический закон всегда можно иметь в виду и в другой раз не ошибаться. Угловатая (четырехугольная) башня издали кажется круглой, но это происходит от слишком далекого расстояния... и проч. Словом, ошибки чувств могут иметь место, но они всегда могут быть предусмотрены и устранены показаниями самих же внешних чувств. После этого нет основания отвергать свидетельство чувств, тем более что и сам И. Христос доверял их свидетельству 1201 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Титулярный король Святого города Генрих Шампанский (1192– 1197) и Гвидо де Лузиньян, правивший Кипром до 1194 г., не выходили за границы враждебного нейтралитета. Боэмунд III Антиохийский (1163–1201) бессильно взирал на то, как турки завоевывают последние его замки в долине Оронто, не рассчитывая на помощь короля. Триполи, спасенный прибытием норманнского флота, перешел под власть Боэмунда IV (1187–1233), его младшего сына. Но сам Боэмунд III вскоре попался в западню: царь Киликийской Армении Левон II, о котором говорилось выше, пригласил его к себе в гости и там арестовал, потребовав, чтобы князь признал ленное подчинение Антиохии себе; тот от безысходности согласился. Но жители города, среди которых было много греков и итальянцев, категорически отказались признавать власть армянина, объявили о самоуправлении и обратились за помощью к королю Генриху Шампанскому. И тот в скором времени примирил стороны, добившись некоего компромисса: сын Боэмунда III Раймунд (1199–1221) женился на Алисе, племяннице и наследнице Левона II и на короткое время, с 1205 по 1208 г., стал князем Антиохии 955 . Было очевидно, что помощь гибнущим пилигримам могла прийти только с Запада, и правители последних латинских государств с мольбой не раз обращались к Европе. Но, пожалуй, никогда еще их единоверцы не были так равнодушны к судьбе Святой Земли, как сейчас. Предыдущий Крестовый поход разорил Англию, а король Филипп Август, используя момент, присоединил к своим владениям Нормандию и теперь защищал ее от британцев. Иными словами, ему было не до Востока. Напрасно папа Целестин III взывал к первым монархам Европы – по иронии судьбы на его зов откликнулся только король Генрих VI Германский, отлученный Западной церковью за пленение Ричарда Львиное Сердце. Тем не менее его посланцы прибыли в Рим и предложили услуги Германского короля. Папа не стал сопротивляться, и вскоре его легаты посетили Сицилию, где пребывал Генрих VI, передав благословение понтифика. А тот не стал терять времени. Уже 31 мая 1995 г. в Бари Генрих VI взял в руки крест и поклялся не только собрать новую крестоносную армию, но и за собственный счет вооружить полторы тысячи рыцарей и столько же оруженосцев. Пример короля вызвал всеобщее воодушевление: за полгода, с осени 1195 по весну 1196 г., было организовано несколько имперских съездов, на которых дворянство и аристократы торжественно пообещали принять участие в освобождении Иерусалима. Подъем стоял необыкновенный! 956

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, даже с помощью Умура он не смог овладеть Фессалоникой. Город оказал узурпатору отчаянное сопротивление: грозная внешняя опасность лишь обострила радикализм зилотского правления 1193 . Так Кантакузин был вынужден отказаться от овладения Фессалоникой и оставить Македонию за Душаном, но при этом при поддержке сельджуков начал покорение Фракии. Уже в начале 1343 г. Умур вступил в Дидимотих 1194 . Правда, ценой этого успеха было полное разграбление захваченных земель турецкими войсками. Со своей стороны регентство в Константинополе связывало свои надежды с поддержкой южных славян: наряду с Душаном оно смогло привлечь на свою сторону и царя болгар Ивана Александра. К нему переметнулся связанный поначалу союзом с Умуром и Кантакузином отважный гайдук Момчило, укрепившийся с собственной вооруженной ватагой на византийско-болгарском пограничье 1195 . Однако дружба славянского вождя принесла законному императору мало пользы, византийскому же государству она стоила многочисленных жертв. Положение все больше осложнялось: в то время как союзники Кантакузина опустошали византийские земли, союзники Апокав-ка отняли у Империи большие территории. На протяжении 1343 г. Душан захватил Воден, Касторию и Лерин и завершил покорение Албании, которая отныне, за исключением анжуйского Диррахия, полностью находилась под его властью 1196 . Болгарский царь заставил заплатить за свою дружбу уступкой еще большей территории на верхней Марице с городами Филиппополем и Стенимахом, не предоставив при этом правительству, которое бездумно согласилось на такую уступку, ни малейшей помощи. Момчило, неоднократно переходя из одного лагеря в другой, утвердил в южных Родопах собственное господство. Оттуда дерзкий авантюрист, которому Кантакузин дал титул севастократора, а императрица Анна – даже деспота, совершал набеги на все окрестности, пока наконец Умур не нанес ему поражение и не приказал его казнить (1345). К лету 1345 г. Кантакузин покорил всю Фракию. В самом Константинополе партия его противников понесла тяжелую утрату: наиболее сильный ее представитель, великий дукс Алексей Апокавк, 11 июня 1345 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шпицберген – Грумант – Свальбард Карта Норвегии Отношения России и Норвегии на протяжении веков носили мирный и добрососедский характер. Между нашими странами никогда не было прямых вооруженных конфликтов, а все возникающие недоразумения и спорные вопросы разрешались полюбовно. Однако в последние годы наши отношения все чаще омрачаются инцидентами, связанными с деятельностью обеих стран на архипелаге Шпицберген и в прилегающей морской зоне. Последним примером стал арест российских рыболовных траулеров. Де-юре архипелаг с 1920 года принадлежит Норвегии, но по условиям договора всем подписавшим его странам, в том числе и России, гарантированы равные права в отношении коммерческой деятельности на островах. Тем не менее, Норвегия ревностно охраняет свой суверенитет и болезненно воспринимает любые российские действия и инициативы, которые могут быть истолкованы как нарушение суверенных прав этого государства. Болезненность русско-норвежских «шпицбергенских» конфликтов имеет глубокие исторические и географические корни. Дело в том, что обе страны имели право претендовать на суверенитет над архипелагом. То, что окончательное решение вопроса было принято все-таки в пользу Норвегии, во многом объясняется тем, что в силу сложившихся обстоятельств (революция 1917 года и сепаратный мирный договор с Германией 1918 года) Россию фактически вывели из игры. В этой статье мы не будем касаться вопроса о том, кто был прав, а кто – виноват, а представим читателю некоторые факты из истории русской и норвежской деятельности по освоению и изучению архипелага. Крест-мощевик. XVI в. Музей «Помор», поселок Баренцбург, Шпицберген, Норвегия До первой мировой войны архипелаг был «ничьей землей», «terra nullius». Официально считается, что архипелаг был открыт в 1596 году экспедицией голландца Виллема Баренца, ему же мы обязаны и названием «Шпицберген», что в переводе означает «острые скалы». Однако архипелаг имеет еще два имени. Норвежцы называют его «Свальбардом», «холодным краем». Это название впервые упоминается в исландских хрониках 1194 года, и норвежские ученые конца XIX века посчитали, что речь идет именно о Шпицбергене. Предположение породило гипотезу о том, что первооткрывателями архипелага были викинги, и буквально до недавних пор это мнение, не подтвержденное никакими другими источниками, имело широкое распространение в норвежской исторической и популярной литературе. Это же название официально закрепилось за архипелагом после передачи его Норвегии. Русские называли Шпицберген «Грумантом» (искажение названия «Гренландия», за которую первоначально принимали архипелаг). Современные российские ученые под руководством В.Ф. Старкова с помощью дендрохронологического метода доказали, что русские поморы начали хозяйственное освоение островов во второй половине XVI в. – то есть еще до открытия архипелага Баренцем.

http://pravoslavie.ru/5168.html

Но нельзя не сказать, что и до настоящего времени исследователи этой научной области по преимуществу отличаются смелыми научными приемами и заключениями. 452 Отчасти это могло зависеть от того, что секты, зародившиеся на востоке и сильные преимущественно во 2-м веке, в 3-м при наибольшем развитии христианской мысли и жизни в восточной церкви стали там ослабевать и терять значение. 453 Творения Климента александрийского с превосходными исследованиями о них (ле-Нурри), у Миня – Patrolog. graec. Т. VIII-IX; на русском языке обстоятельное исследование о Клименте г. Ливанова в „Прав. Обозрении “ 1867 г.– также у Скворцова в „Философии Отцов Церкви“ и у Филарета Черниговского в части „Об Отцах Церкви“ §§ 84–88. Из самых сочинений Климента на русский язык были переводимы только отрывки в разных духовных журналах. 454 Подробные указания всех известий о еретиках находящихся у Климента см. в диссертации Нурри De libris Stromatum cap. XIII.– Migne T. IX. pag. 1235–1246. Особенного внимания заслуживают между прочим известия о еретике Кассиане, о котором, кроме Климента, никто из древнейших ересеологов не говорит. Stromata Lib. cap. 13.– Migne Т. VIII. р. 1191–1194. 457 Между сочинениями Климента помещаются еще отрывки из полемического сочинения против валентиниан под заглавием: Ex cerpta ex scriptis Theodoti ad Valentini tempora spectantia; (Migne T. IX. pag. 651–698), но эти отрывки не считаются принадлежащими Клименту. Впрочем и их нельзя оставлять без внимания при исследовании валентинианства. Кому принадлежат эти отрывки, неизвестно. 459 Орега Origenis – у Миня. Patr. Gr. Т. XI-XVII. На русском языке из обширнейших сочинений Оригена почти нет ничего. О богословских воззрениях Оригена есть замечательное исследование свящ. Малеванского в трудах киевск. Духов. академии 1870 г; но здесь имеется в виду одна внутренняя философско-богословская сторона творений Оригеновых. Хорошего библиографического обзора их (за исключением находящегося у Филарета Черниговского в 1-й части „Об Отцах Церкви“ §§ 91–95) у нас доселе нет. 460 Подробное обозначение всех мест у Оригена , относящихся к сектантским учениям, составило бы длинные ряды цифр, содержащих только одни указания на различные страницы Оригеновых сочинений без всяких объяснений. Выписывать здесь эти ряды мы не видим надобности; в своих местах, при изложении самых учений еретических, будет обращаемо внимание на то, что замечательного сообщает о них Ориген . Желающим в обширнейших сочинениях Оригена отыскивать места относящиеся к исследуемему предмету могут помочь превосходные indices analyticae преимущественно к первым четырем томам сочинений Оригеновых, в издании Deula Rue, перепечатанном у Миня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Обобщенную информацию относительно структуры религиозных конгрегаций, об их постоянных прихожанах и периодических «захожанах» (без детализации по конкретным церквам и деноминациям) содержит ресурс U.S. Congregational Life Survey: A National and International Study of Congregations (cm.: http://ww.uscongregations.org/; http://ww.joeant.com/DIR/info/get/3948/26638). Базовая статистика охватывает порядка 500 тыс. верующих из более чем 3 тыс. религиозных организаций в США. Ряд основанных на социологических опросах взрослого населения США обзоров и публикаций, ориентированных, главным образом, на выявление и понимание взаимозависимости и взаимосвязей между религиозной и общественно–политической жизнью, публикует Pew Forum on Religion and Public Life (http://ewforum.org/; см., в частности, U.S. Religious Landscape Survey, основанный на материалах опроса более 35 тыс. американцев старше 18 лет). Необработанные массивы информации по ряду проблем, включая религию, содержатся в интернет–ресурсе Межуниверситетского консорциума политических и социальных исследований ( Inter–university Consortium for Political and Social Research; ICPSR) (http://ww.icpsr.umich.edu/icpsrweb/ICPSR/). 1194 См., например: Так, на сайте имеется специальный раздел Religious Populations, содержатся материалы исследования по религиозным проблемам ( Focus on Religion), охватывающего население Великобритании и Северной Ирландии. Впервые вопросы, касающиеся религии, были включены в перепись, проводившуюся в 2001 г. Собираемая информация и проводимые на ее базе сравнительные исследования касаются базовых характеристик основных религиозных объединений, их бытового уклада и религиозной практики. Информация по религиозным вопросам сгруппирована по географическому принципу, по гендерному и возрастному принципу, по национальности и государственной самоидентификации (страна рождения и страна национальной самоидентификации), величине домохозяйств (по данным переписи 2001 г., крупнейшими по размерам домохозяйствами владеют британские мусульмане) и собственности жилья, образованию, занятости, состоянию здоровья, по принципу религиозного освящения семейно–брачных отношений, положению на рынке труда и т.д. Регионы страны классифицированы также с точки зрения религиозной диверсификации населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В лице Калояна (1197–1207), который некогда был отдан своими братьями Петром и Асенем в заложники в Константинополь, у Византийской империи появился опасный противник. Под его сильной властью новое болгарское царство пережило свой первый бурный расцвет. Оно стало одним из важнейших игроков на Балканах и неоднократно оказывало определяющее воздействие на судьбы Южной Европы. Своей державе, которая отстояла независимость в борьбе против Византии, Калоян смог обеспечить признание Рима. Коронация Асеня назначенным его собственной властью архиепископом Тырновским не создала для новой державы прочного правового основания. Право на коронацию имели только два мировых центра – Рим и Константинополь, и легитимным был царский венец, присланный только из Рима или Византии. Неудивительно при этом, что Калоян обратился в Рим, а не в охваченную разложением и враждебную ему Византийскую империю. Так Рим в преддверии заката Константинополя подчинил себе в духовном отношении не только Сербию, но и Болгарию, распространив свою сферу влияния на значительную часть Балканского полуострова. После продолжительных переговоров Калоян выразил признание папской супрематии. Заключительный акт последовал уже после падения Константинополя: 7 ноября 1204 г. отправленный папой Иннокентием III в Тырново кардинал посвятил болгарского архиепископа Василия в примаса Болгарии, а на следующий день возложил на голову Калояна королевскую корону. Бросающаяся в глаза все более жалкая беспомощность византийской политики на Балканах была в значительной мере обусловлена тем, что наибольшие опасности грозили Империи с Запада. На протяжении многих лет ее величайшей заботой были отношения с императором Генрихом VI. Обвенчанный с наследницей норманнско-сицилийского престола Констанцией, Генрих после смерти Барбароссы вступил не только в отеческое наследство, но в наследство умершего в конце 1189 г. Вильгельма II. Сопротивление на Сицилии, которое сосредоточилось вокруг фигуры Танкреда, племянника Вильгельма II, а также поддерживалось папской курией и Византией, после смерти Танкреда утратило почву: на Рождество 1194 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010