В. Чертков ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 165. Л. 1–2 об. Подлинник. Раздел VI. Вытеснение Православной Церкви из общественной и повседневной жизни VI. 1. О введении нового стиля и переходе к западноевропейскому календарю. – Из протокола заседания Государственной комиссии по просвещению 26 22 января (4 февраля) 1918 г. Присутствовали: А.В. Луначарский, Г.Д. Закс. Правительственные комиссары: Н.К. Ульянова, В.М. Познер, Л.Р. Менжинская, В.М. Бонч-Бруевич, П.И. Лебедев-Полянский, И.Б. Рогальский. Вр[еменно] исп[олняющие] об[язанности] правит[ельственных] комиссаров: Д.А. Лазуркина, И.В. Егоров, В.А. Галкин, Ф.И. Калинин, З.Г. Гринберг, Н.А. Бухбиндер, Д.И. Лешенко (секретарь), А.Г. Поршнева, Д.Ю. Элькина, Ф. Ленгник, Ольминский, И. Кузьмин, Каменщиков. Председательствовал: А.В. Луначарский. Слушали: 1. О введении нового стиля. Тов. Каменщиков оглашает составленный им проект реформы календаря (приложение 1) 1194 . Тов. Ольминский считает, что устанавливать и переносить – дело патриарха, а не Комиссариата по просвещению. С какой стати, напр[имер], мы будем праздновать день Марии Магдалины, день именин быв. императрицы. Вообще, надо аннулировать все церковные праздники, оставив лишь воскресенье, но не как праздник, а как седьмой день, день отдыха, чисто бытовое явление. Тов. Закс видит в проекте т. Каменщикова две стороны: переход к новому стилю и установление церковных и политических праздников. Проект перехода к новому стилю, безусловно, лучше и безболезненнее проекта, внесенного Народным комиссариатом по иностранным делам, сразу переходящего с 17 апреля на 1 мая. Что касается праздников, то не нам вводить или отстаивать их. Для городского населения существуют два больших праздника: Рождество и Пасха, являющиеся просто днями физического отдыха. Необходимо ввести политические праздники. Постановили: 1. Переход к новому стилю в принципе принять. Взять за основу проект т. Каменщикова. В декрете о церковных праздниках не упоминать. Политические праздники установить: 1) 9 января – день памяти революции 1905 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Наталия Попова-Яшина Читательский рейтинг: 50 Родилась в Москве 5 января 1945 года. Дочь писателя Александра Яшина. В 1970 году окончила Московский архитектурный институт, работала в реставрационной мастерской «Моспроект-3». Является одним из авторов коллективной работы «Памятники архитектуры Москвы», выпущенной в нескольких томах издательством «Искусство». Много лет работала научным сотрудником и экскурсоводом в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях - государственных музеях-заповедниках. В 1977 году Н.А. Попова-Яшина издала книгу «Воспоминания об отце». В периодической печати России - газетах, журналах вышло множество ее публикаций, касающихся в основном творчества Александра Яшина. Н.А. Поповой-Яшиной подготовлены многие его посмертные издания. Собрание сочинений писателя составлялось вместе с вдовой писателя З.К. Поповой-Яшиной. Также подготовлены и две книги А. Яшина, изданные в 2003 году: «Слуга народа» (Вологда) и «Живая вода» (Москва). В том же году участвовала в конференциях, посвященных творчеству Александра Яшина, приуроченных к девяностолетию со дня рождения, в Вологде, Никольске, а также в проведении Дня поэзии на его родине и вечера памяти в Центральном Доме литераторов в Москве. В настоящее время Н.А. Попова-Яшина работает с архивом отца. С 1976 года является членом Московского профкома литераторов. С 1993 по 2003 год работала научным сотрудником в Институте мировой литературы РАН. Пишет оригинальную прозу. Н.А. Попова-Яшина поддерживает постоянную связь с музеем Александра Яшина на его родине. Передает экспонаты, книги с автографами из библиотеки отца, архивные документы как в Никольск, так и в Вологду. Большое количество книг собрала и переправила для детской библиотеки Никольска. 18.01.2020 1295 09.12.2019 1083 26.08.2018 1242 12.08.2018 1194 29.08.2013 1250 17.01.2013 1594 22.11.2012 1693 05.09.2012 518 22.02.2012 1201 20.04.2011 634 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/author/p/popovayashin...

В середине 1723 года обер-секретарь повторял жалобу, что «в канцелярских служителях не малая находится нужда» 1193 . Однажды Синод принял к себе на службу бежавшего из канцелярии сената сына Московского придворного священника, не стесняясь тем, что сенат разыскивал его, как беглого 1194 . Синодальный регистратор, «насмотрев» в канцелярии счетных дел способного подьячего, доложил о нем Синоду и подьячий тотчас же был принят в Синод подканцеляристом 1195 . Бывали случаи и обратного перехода в Синодальную канцелярию вышедших было из нее в подчиненные Синоду учреждения служащих, – но уже в высшем чине 1196 VI В светских коллегиях, по указу 28 января 1715 года, полагалось следующее жалованье служащим в канцелярии: канцеляристам, или старым подьячим – 120 рублей и 30 юфтей хлеба в год, подканцеляристам, или подьячим средней статьи – 80 рублей и 20 юфтей, копиистам, или молодым подьячим – 30 рублей и 10 юфтей. Эти размеры жалованья полагались для Петербурга и новозавоеванных городов и были двойными по сравнении с обычными – для Москвы и остальной России. В таких размерах и было первоначально предположено жалованье для служащих в Синодальной канцелярии 1197 т . Но Стефан, Феофан и Феодосий, представлявшие пред открытием Синода свое мнение о размерах содержания Синоду, почему то предполагали, что «возмнится, что нижним чинам духовной коллегии равный прочим коллегиям трактамент будет велик», несоответственно достоинствам Синодских канцеляристов, и потому предлагали отпускать всю следуемую на канцелярию сумму в распоряжение Синода, так чтобы сам Синод определял размер жалованья своим канцеляристам, смотря «по делу и способности», а не по занимаемой должности. «Украсть и себе усвоить не своего» Синод не будет иметь возможности, а «хотя ныне некоторые персоны видятся худенькие и недостаточные, будто нарочитого трактамента не достойные, но современном обучатся» и будут заслуживать полного содержания; а равно и преемники их в будущем могут быть вполне удовлетворительными 1198 . Однако, это предложение не имело успеха и служащие в Синодальной канцелярии получали определенное содержание соответственно должности по общему закону 1199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Это письмо – свидетельство из первых рук – говорит само за себя. Вот что пишет о Виссарионе православный педагог: Обратите особое внимание на откровения «Последнего Завета» в области педагогики, которые, как можно предположить, осуществляются в общине. На деле. Прежде всего отрицается ценность и полезность образования, напротив, оно вредно, так как «в человеке начинает угасать воображение – сей живительный источник духовного мира» (с. 43, 49) 1193 . Самое главное в воспитании – формирование восприятия, которое не позволило бы молодому человеку вырваться из единой «Семьи». Предлагается все тот же рецепт Великого Инквизитора: «Ребенок должен быть окружен всевозможными чудесами» (с. 41, 4). Не думайте, что речь идет о детских сказках и игре. Отнюдь. Речь о сознательном, целенаправленном развитии болезненного воображения, когда реальность размывается фантазией: «Но чудеса сии ни в коем случае не должны быть раскрыты. Вечная Тайна Чудес и Красоты должна быть неприкосновенна, кроме лиц, имеющих нужду в создании сих чудес и красоты» (с. 41, 6–7). Болезненное воображение – прекрасная почва для коллективного психоза, который в случае нужды легко могут спровоцировать «духоносные» пастыри. Достаточно вспомнить техасскую трагедию в США с лжехристом из секты «Ветвь Давидова» 1194 . Вышесказанное подтверждается наблюдениями родителей: Мы знаем, что каждый день они молятся на портреты Виссариона – с 6 до 8 утра и вечером, регулярно слушают аудиокассеты с его проповедями... потом еще собираются на «нагорную проповедь»... Собрания длятся по 5 часов... На этих посиделках каждый обязан подробно докладывать о себе: о своих мыслях, чувствах, должен вслух читать письма родителей... В результате наши родные изменились до неузнаваемости. Отчуждение полное! Самое страшное, что все они в один голос говорят: «Мы исполним все, что скажет Учитель. Мы готовы ради него на смерть». По оценкам специалистов, секта быстро перерождается, люди деградируют, сам Виссарион стал настоящим диктатором. Он уже утвердил собственный календарь. Я читала его газету «Земля обетованная»... Летоисчисление у них ведется от 1961 года – года рождения Виссариона. Так что сейчас у них 38-й год Эпохи Рассвета. Новый год в Городе Солнца отмечается 14 января, в день рождения Виссариона... До этого даже Гитлер не додумался! 1195

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

1219 г.). В 1187 году 2-го мая родились у Великой княгини два сына: Борис и Глеб, которые оба умерли в младенчестве: Борис – в 1188 году, Глеб – 29-го сентября 1189 года 134 . В 1189 году родился Георгий, подобно старшему брату ставший утешением матери, – тот самый Великий князь, при котором совершилось нашествие татар, который сложил свою голову в битве с татарами на реке Сити, причтен Церковью к лику Святых и нетленно, с чудесно прильнувшей головой к телу, почивает во Владимирском кафедральном соборе 135 . 8-го февраля 1191 года, когда Великая княгиня со своим супругом была в городе Переславле-Залесском, у них родился сын Ярослав, во св. крещении Феодор, впоследствии Великий князь, первый собиратель земли русской после погрома монгольского, родитель св. Александра Невского. Далее летописи не упоминают о рождении чад у Великой княгини до октября 1194 года: но не в этот ли промежуток (1191–1194 гг.) родилась у Великой княгини дочь Елена, скончавшаяся 30-го декабря 1203 года и погребенная в новоустроенном тогда Великой княгиней монастыре во Владимире. 25-го октября 1194 года родился Владимир, во св. крещении Димитрий, бывший впоследствии князем в Москве, в Переяславле южном и в Стародубе на реке Клязьме, скончавшийся, приняв пострижение в схиму (6-го января 1227 года). 27-го марта 1196 года родился Святослав, во св. крещении Гавриил, строитель храма св. Великомученика Георгия в городе Юрьеве, существующего и доныне, княживший еще в детстве в Новгороде, а в юности и зрелом возрасте – в Юрьеве Польском, Переяславле южном и Суздале, временно занимавший недолго даже великокняжеский престол, участвовавший в битве с татарами на реке Сити (ум. 3-го февраля 1253 года). Таким образом, всех чад (известных по летописям) у Великой княгини было 12: восемь сыновей и четыре дочери. Из этих чад скончались в детстве два сына и, вероятно, две дочери 136 . Радостно текли дни в жизни Великой княгини Марии, находившей величайшее для себя наслаждение в благочестивом воспитании подрастающих чад своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Св. игумен Мартирий. 3) В 1192 году священно-инок Мартирий построил деревянную церковь , во имя Преображения Господня, которую в том же году, на праздник Успения Пресвятыя Богородицы, освятил св. Григорий, архиепископ Новгородский. О построении этой церкви в Новгородском Летописце под 6700 годом сказано: «В то же лето в Русе срубиша церковь на острове Мартурий игумен во имя святого Преображения, и освяти ю Владыко архиепископ Григорий, на праздник Успения и нарече монастырь» 11 ; а самого основателя нарек игуменом. Недолго, впрочем, привелось управлять игумену Мартирию созданною им обителию, светить светом своих добродетелей братии и назидать ее словом и житием. 4) В 1193 году, после кончины святого архиепископа Новгородского Григория, преставившегося 24 мая, основатель обители сей, преподобный игумен Мартирий был избран по жребию на новгородскую святительскую кафедру таковым образом. По кончине сего святителя, возбудилось среди Новгородцев недоумение о том, кого из трех предполагаемых лиц избрать на Григориево место. Некоторые предлагали Мартирия, другие монаха Митрофана, третьи какого-то грека; дело доходило до ссоры. Не желая, чтобы избрание архипастыря зависело от произвола человеческого, князь Новгородский Ярослав, по совещанию с посадниками, игуменами и соборным клиром, положил три жребия на престол св. Софии и послал с «Веча народного» слепца взять один жребий, который-бы указал, им волю Божию: жребий выпал на игумена старорусского Мартирия. С великими почестями вывели блаженного Мартирия из обители Старорусской, возвели на сени владычния и послали в Киев для посвящения, где и был он хиротонисован 10 декабря того же 1193 года во архиепископа великому Новгороду и Пскову, митрополитом Киевским Никифором, при великом князе Святославе. 12 В Новгород возвратился он 16 января 1194 года, в день памяти вериг св. апос. Петра 13 . 5) В 1194 году, перед праздником Успения Пресвятыя Богородицы, городя. Старую Руссу опустошил ужаснейший пожар, во время которого в монастыре сгорела деревянная церковь Преображения Господня, устроенная в 1192 году святителем Мартирием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По кончине, в 1193 году, архиепископа Григория (родного брата святого Иоанна или Илии), возбудилось среди новгородцев недоумение о том, кого-бы из трех предполагаемых лиц избрать на место святого Григория Архиепископом Нову-граду. Некоторые предлагали Мартирия, другие –монаха Митрофана, третьи – какого-то грека. Дело доходило до ссоры. Наконец, не желая, чтобы избрание архипастыри зависело от произвола человеческого, новгородский князь Ярослав Владимирович, по совещанию с посадниками, игуменами и соборным клиром, решили прибегнуть к жребию, как к суду Божию; положили на престол святой Софии три жребия и послали с «Веча народного» слепца в храм, взять один жребий, который бы указал им волю Божию. Слепой вынул один из трех положенных на престол жребиев –и этот жребий был Мартириев. Тогда же блаженный игумен Мартирий был вызван из Старорусской обители и послан для посвящения в Киев. Принятый там с честию великим князем Святославом Киевским и митрополитом Никифором, старорусский игумен Мартирий по священ был во архиепископа «Новгороду и Пскову», 10 декабря того же 1193 года. Новгород же возвратился 16 января 1194 года, в день памяти вериг святого апостола Петра. В первый же год правления святителя Мартирия, паству его постигло великое бедствие. Сперва страшный пожар выжег Ладогу, потом, перед праздником Успения Пресвятой Богородицы, ужаснейший пожар опустошил и город Старую-Руссу, во время которого сгорела в монастыре деревянная церковь Преображения Господня, построенная святителем Мартирием. В том же 1194 году таковая же участь постигла и великий Новгород: страшный пожар истребил большую часть города. Новгородский летописец говорит, что, начиная от недели Всех Святых до Успенского поста: «повся дни неведомо где загорашеся». Жители Новгорода до того были напуганы, что даже не смели жить в домах, а жили в поле; тогда же сгорело и великокняжеское Городище под Новгородом! В это трудное время добрый архипастырь, святитель Мартирий, стараясь успокоить волнение народное, не малую имел заботу об участии несчастных. По истреблении пожаром многих церквей на Торговой стороне и множества частных домов, он в том же несчастном году освятил вновь сооруженную усердием граждан церковь , во имя Святого апостола Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, обращение петроградского духовенства и верующих к митрополиту Сергию, переданное ему 12 декабря 1927 г., заканчивалось следующим вопросом: «[...] можно ли нам ждать от Вас возврата нашего прежнего святого бесправия, или наше отречение, которое направлено против Вашего послания и связанной с ним Вашей деятельностью, должно, к великому нашему прискорбию, быть перенесенным и на Ваше лицо, и, сохраняя иерархическое преемство чрез м[итрополита] Петра, мы будем вынуждены прекратить каноническое общение с Вами» 1191 . Сам вскоре появившийся акт отхода от Заместителя двух викариев Ленинградской епархии, епископов Димитрия (Любимова) и Сергия (Дружинина), от 26 декабря 1927 г. среди прочего гласил: «Оставаясь, по милости Божией, во всем послушными чадами Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, сохраняя апостольское преемство чрез Патриаршего Местоблюстителя Петра, митрополита Крутицкого, и имея благословение нашего законного епархиального митрополита, мы прекращаем каноническое общение с митрополитом Сергием и со всеми, кого он возглавляет» 1192 . Благословивший этот отход митрополит Иосиф (Петровых) менее чем через две недели писал: «Отмежевываясь от митрополита Сергия и его деяний, мы не отмежевываемся от нашего законного Первосвятителя митрополита Петра» 1193 . Управляющий Воронежской епархией епископ Алексий (Буй) заявлял 22 января того же года: «Отныне отмежевываюсь от митрополита Сергия, его неканонического Синода и деяний их, сохраняя каноническое преемство через Патриаршего Местоблюстителя Петра, митрополита Крутицкого» 1194 . Через три дня епископ Никольский Иерофей (Афонин) в послании к причту и мирянам Великоустюжской епархии объявил о своем отходе от Заместителя, отметив при этом: «[...] желая слышать от вас, дорогие чада, что вы единодушны и единомысленны со мною, а также уважая свободу вашего самоопределения [...], предлагаю огласить и обсудить мое послание на собраниях верующих, дабы все знали положение дела и свободно пришли в единение со мной, оставаясь верными Патриаршему Местоблюстителю митр[ополиту] Петру и всей Православной Церкви Русской». Послание епископа Иерофея заканчивалось следующей припиской: «12/25 января 1928 года получил ответ митр[ополита] Иосифа (Ростов Яросл[авский]): “Управляйтесь самостоятельно. Наше оправдание: верность митрополиту Петру. Иосиф " » 1195 . Епископ Виктор (Островидов), отделившийся от митрополита Сергия и его Синода еще в конце 1927 г., в «Ответах на 15 вопросов ОГПУ», датированных 18/31 января 1928 г., также указал на свою верность митрополиту Петру: «Я предполагаю держать себя обособленно от Синода до тех пор, пока не примут участия в церковной жизни митрополит Петр или митрополит Кирилл, в Православии которых я не имею данных сомневаться» 1196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

1193 Игнатий (Брянчанинов), епископ Соч. СПб., 1915. Т. 1. С. 109. 1194 Там же. С. 113. 1195 Там же. С. 109. 1196 ГАСО. Р2196, оп. 12, д. 53, л. 21; АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни на 1 января 1961 г. 1197 АСЕУ. Послужной список схииеродиакона Евстратия (Урети). В документах Глинской пустыни за 1947—1961 гг. фамилия о. Евстратия указана «Урети», однако сам он подписывался «Уретий», фамилия «Уретий» указана и в послужных списках монашествующих Глинской пустыни за 1910 г. (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2) 1911 г. (ГАКО. ф. 20, оп. Зл, д. 174) и 1918 г. (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3). 1198 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 100 об. 1199 Там же. 1200 ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 101. 1201 АСЕУ. Анкета служителя культа Урети Евдокима Ивановича. 1202 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 79. 1203 АСЕУ. Анкета служителя культа Урети Евдокима Ивановича. 1204 Там же. 1205 Там же. Послужной список схииеродиакона Евстратия (Урети). Однако в анкете служителя культа Урети Е.И. и в списках насельников Глинской пустыни на 1 января 1956 г., 1 января 1958 г., 1 декабря 1959 г. указано, что о. Евфимий вернулся в Глинскую пустынь в 1945 г. 1206 Там же. 1207 Там же. 1208 Там же. Список насельников Глинской пустыни по состоянию на 1 декабря 1959 г. 1209 Там же. Рапорт временно исполняющего обязанности настоятеля Глинской пустыни иеромонаха Даниила (Новикова) в Сумское епархиальное управление от 8 мая 1961 г. 1210 АСЕУ. Послужной список тумена Корнилия (Оробцова). 1211 Там же 1212 Там же. 1213 Там же 1214 Там же. 1215 Там же. 1216 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 55, л. 36. 1217 АСЕУ. Послужной список игумена Никона (Хондарева). 1218 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 108. Иеромонах Гавриил, известный своей прозорливостью, был близким родственником схиархимандрита Иоанна (Маслова). Предсказывая будущее о. Иоанна, он говорил родным: «Поверьте, я умру, а в нашем роду будет еще монах». — Примеч. издат. 1219 АСЕУ. Послужной список игумена Никона (Хондарева). 1220 Личный архив автора. Воспоминания схиигумена Николая (Хондарева).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Здесь она и скончалась 4-го июля 1183 года 89 , приняв, неизвестно, когда, иночество с именем Евфросинии. Князь Борис Михайлович, скончавшийся, вероятно, в юных летах, сын великого князя Михаила Георгиевича. В летописях он не упоминается, но в Сборнике Троице-Сергиевской Лавры 17 века 90 он упомянут, как погребенный на левой стороне собора. Упоминается он в указе Царя Иоанна Васильевича Грозного о поминовении почивающих во Владимирском соборе 91 . Князь Изяслав Глебович, сын Киевского князя Глеба Георгиевича (20-го января 1171 г.), брата св. Андрея Боголюбского. О кончине его от вражеской стрелы во время похода великого князя Всеволода Георгиевича на Камских болгар в 1183 году сказано выше 92 . Вероятно, молодой, лишившийся отца своего, князь немалое время и жил у Всеволода Георгиевича во Владимире. Князь Борис Всеволодович, 2-й сын великого князя Всеволода Георгиевича, скончавшийся младенцем в 1188 году (родился 2-го мая 1187 г.). Летопись не говорит о том, где погребен Борис Всеволодович; но едва ли можно сомневаться, что великий князь Всеволод похоронил своего сына младенца во Владимирском соборном храме 93 . Князь Глеб Всеволодович, третий сын великого князя Всеволода Георгиевича. Сего княжича историк Татищев называет близнецом вышеупомянутому княжичу Борису. О рождении его не упомянуто в летописи, но о кончине его говорит Лаврентьевская летопись, среди описания Владимирских событий, под 6697 (1189) годом: «того же лета преставися Глеб княжич месяца сентября в 29 день». Итак, сей княжич скончался младенцем на третьем году жизни. Князь Владимир (во св. крещении Димитрий) Всеволодович, 6-й сын великого князя Всеволода Георгиевича, родившийся 25-го октября 1194 г., княживший в Москве, в Переяславле южном и Стародубе на р. Клязьме. Во время княжения в Переяславле южном он ходил в поход против половцев, был пленен ими и пробыл в плену у них около 3-х лет (1215–1218). Скончался 6-го января 1228 года в великое княжение брата своего св. Георгия, на 35 году от рождения, приняв пострижение в схиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010