Но старец успокоил его, сказав, что снег и мороз были особенною милостию Божиею, ибо они истребили множество червей, точивших корень хлеба, а растаявший снег оплодотворит землю, и опять событие оправдало слова старца. По сей причине Владыка Антоний учредил, чтобы ежегодно совершался крестный ход в обитель Хутынскую, и доселе во свидетельство сего чуда возносятся там благодарные молитвы Господу и его угоднику Варлааму, возвестившему дивное событие. Уже Преподобный достиг маститой старости, когда пожелал соорудить в Хутыни благолепный каменный храм Преображения, вместо обветшавшего, но Господь не соизволил ему довершить начатое здание. Чувствуя приближение своей кончины, он собрал вокруг себя братию и назначил им настоятелем Антония, который возвратился из Царьграда в ту минуту когда говорил о нем авва, провидевший его пришествие; а сам преставился в Небесные обители, тому Невечернему Свету, отражение коего созерцал на земле. Год его отшествия к Богу не упомянут в житии, и потому некоторые ошибочно полагают кончину Преподобного в 1192 году, когда он только что основался на холме Хутынском; но его постоянное общение с архиепископом Антонием, восшедшим на кафедру Софийскую не ранее 1212 года из устроенной уже обители Хутынской, и записка в летописи Новгородской, что архиепископ Спиридон с освященным клиром погребали на Хутыни у Святого Спаса раба Божия Варлаама в 1243 году, дают повод относить кончину его к сему времени, хотя есть разность в числах погребения между летописью и житием. Во всяком случае известно, что блаженный авва скончался в глубокой старости и был погребен с величайшим торжеством посреди плача народного, ибо еще при жизни был почитаем за великого угодника Божия. Обильные исцеления ознаменовали святость его при самом погребении, и память его более всех угодников Божиих, коими прославился Великий Новгород, близка сердцу народа. До сих пор на память торжественного погребения идет к нему в обитель весь Новгород 6 ноября, и каждый получает от него, как бы взамен поминовения, кусок хлеба и полушку, потому что так завещал еще при жизии Преподобный угощать странных! И вот уже шестьсот лет исполняется его завещание.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В Варлаамо-Хутынском монастыре пройдут торжества в честь преподобного Варлаама Великий Новгород, 19 ноября 2004 г. В пятницу, 19 ноября, Русская Православная Церковь чтит память святого Варлаама Хутынского. В этот день в память о преподобном Варлааме во всех 116 православных храмах епархии пройдут торжественные службы, передает РИА " Новости " . Главные торжества состоятся в Спасо-Преображенском Варлаамо-Хутынском монастыре, где торжественную литургию провел архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. Согласно древним новгородским синодикам, Алекса Михайлович (или Михалевич) родился в 1156 году в семье новгородских бояр Михаила и Анны в их имении, расположенном у городского вала на Неревском конце Софийской стороны Великого Новгорода. С детских лет, отмечалось в синодиках, Алекса отличался от прочих сверстников строгостью поведения и соблюдения всех религиозных норм. После смерти родителей юный Алекса раздал имущество семьи новгородским нищим, постригся в монахи в Лисицком монастыре, находившемся в семи верстах от Великого Новгорода, и получил имя Варлаама. В этой монашеской обители Варлаам прожил совсем недолго. Вскоре после пострижения он удалился из Лисицкого монастыря в пустынное место, известное в Великом Новгороде как Хутынь, что означало место " худое, обитаемое нечистой силой " , и поселился там в землянке. Предание гласит, что однажды вечером луч света, упавший на поляну из лесной чащи, указал монаху, где поставить православный храм. С помощью прибившихся к нему иноков Варлаам построил в Хутыни деревянную церковь в ознаменование Преображения Господня. Эта небольшая церковь послужила началом Варлаама Хутынского Спасо-Преображенского мужеского первого класса монастыря. Как свидетельствуют синодики, стараниями преподобного Варлаама обитель быстро богатела и к концу 12 века деревянный храм в монастыре был заменен на каменный. 6 августа 1192 года новый храм Преображения Господня был торжественно освящен. В этом же году Спасо-Преображенский монастырь получил первую грамоту на владение землей с угодьями, челядью и скотом.

http://pravoslavie.ru/11889.html

597 Все ризничные вещи, как и крест, показаны в монастырской описи 1642 г. при том хранящимися в особом сундуке, с надписью «ризница Варлаама чудотворца». Записки археол. общ. 9. 508. По описанию чуда 1460 г. «знаменаша отрока честным крестом воздвизальным святого Варлаама». Собр. л. 6, 322. 598 На служебнике, на обороте 1 л. надпись 15 в. «служебник чудотворца Варлаама». (Саввы указатель синод. б. стр. 251, М. 1858 г.). По описи 1642 г. «служебных чудотворцев харатейный, оболочек в тафту». Зап. археол. общ. 9, 512. 600 Герберштейн rer. moscov. comm. ρ. 20. ed. Starzevscy. В Хутынской обители пролог с припиской, «в л. 6087 (1479) края достиже книга сия десною рукою – Евфимия инока, повелением священноинока Германа, игумена дому св. Спаса и преподобного и богоносного, иже и посницех великого, чудотворца Варлаама, при нем же (Германе) и община сотворися, от него же и аз убогы пострижен бых». – Не изменен ли устав преподобного о настоятеле при Германе и измененный попал в руки Герберштейна? 602 Собр. л. 3, 20. «Родися в Новгороде у Ярослава сын Михаил, а княже имя Изяслав, а внук Володимир». 604 По повести о чудесах пр. Варлаама крестный ход из Новгорода в Хутынь в первый пяток апостольского поста совершался не только при архиеп. Макарии, но и при архиеп. Геннадии († 1505 г.). При первом во время хода исцелен глухонемой и слепой мальчик. При втором, также во время хода, расслабленный, лежа при раке, видел: преподобный вышел из раки и как бы опалил все члены расслабленного, и больной вскричал: помилуй меня, раб Божий. После того больной встал здоровым. – Повесть о санном пути напеч. в памят. стар. литер. 1, 277–280. 606 В старшей новгор. летоп. под 1192 г. читаем: «в то же лето постави цьрьковь вънизу на Хутыне Варлаам цьрнец, а мирским именем Алекса Михалевиц, в имя св. Спаса преображения и святи владыка архиеп. Гаврила на праздник (т. е. 6 августа)». (Собр. л. 3:20). Тоже сказано в трех младших летописях, только здесь означено: « церковь камину». (Собр. л. 3, 127. 217; 4:17). В 4 летописи и в летописях софийской и воскресенской: «того же (6701) л. заложи церковь Преображение чудотворец Варлаам хутынский, того же лета и преставился» (собр. л. 4, 17; 5, 169; 7:102). – Сочинитель степенной книги видел в летописях запись: «6751 (1243) преставился раб Божий Варлаам, а мирскы Вячеслав Прокшинич, на Хутыне у св. Спаса, м. мая в 4 д.» (Собр. л. 3:54). И приняв Варлаама Прокофьевича за одно лицо с основателем Хутынского монастыря, отнес кончину преп. Варлаама к 1243 г. (Степ. к. 1:354). Это повторили многие, напр. словарь святых. Но преп. Варлаам по крещению назывался Алексий, а не Вячеслав, по отцу был Михайлович, а не Прокофьевич, умер 6 ноября, а не 4 мая. По летописи в 1230 году видим на Хутыне игуменом Алексия, а не пр. Варлаама. (Собр. л. 111:47).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Христианка Иулиания, видя мучения, также открыто исповедала Христа, обвиняя мучителей. Теперь пыткам подверглись обе святые и после были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам отец. Возмездие Божие вскоре убило молнией Диоскора и Мартиана-правителя. Мощи святой великомученицы Варвары пребывали в Константинополе, а с XII в. обретаются в Киеве. Святой великомученице молятся от внезапной смерти. Прп. Варлаам Хутынский Память его празднуется 26 мая/8 июня, 6/19 ноября Преподобный Варлаам, в миру Алексий, родился в семье богатых новгородцев, но с юношеских лет был равнодушен к богатству и земной славе, а родителям говорил: «Наша жизнь только сон, тень. Она вертится как колесо». После их кончины вместе с двумя товарищами он удалился на болотистое место у Волхова, над которым он видел таинственный свет. Оно было как раз напротив монастыря преп. Антония Римлянина и звалось Хутынь или Худынь, то есть, худое место, связанное со всяким лихом. Но преподобный не боялся бесовских наваждений и, приняв постриг (с именем Варлаам) в Антониевом монастыре, сам положил начало Спасо-Преображенскому Хутынскому монастырю. Преподобный Варлаам обладал необыкновенными дарами прозорливости и чудотворения. Однажды прибыл к преподобному Варлааму Хутынскому князь для молитвы и благословения; он, встречая его, сказал: «будь здоров, князь, и с сыном своим». Удивленный князь подумал, что святой ошибся, но, возвратясь домой, убедился в истине слов его, потому что в его отсутствие родился от супруги сын. Почил Варлаам в 1192 г. С XIV века начались исцеления от его мощей. Так во время ежегодного крестного хода в его честь одного расслабленного положили около его раки. Вдруг, увидев исходящее от нее пламя, он воскликнул: «Раб Божий, помилуй меня» – и встал здоровым. В XV веке, после того как мощи преподобного были обретены нетленными, они были положены по указанию св. Евфимия в открытой раке. Свт. Василий Великий Память его празднуется 1/14 января, 30 января/12 февраля Святой Василий Великий с раннего детства был наставлен в Христовой вере своими благочестивыми родителями и бабушкой. Отец же учил его еще и светским наукам. Имея замечательные способности и большое усердие к занятиям, Василий учился весьма успешно и при этом проводил чистую и богоугодную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Создавая строения обители и его хозяйство, преподобный Варлаам не забыл и внутреннего устройства монастыря — жизни иноков. Он дал обители своей устав, который, к сожалению, не сохранился до нашего времени. По уставу, Хутынский монастырь, вероятно, был общежительным. По крайней мере известно, что преподобный Варлаам предписал монастырю расходовать остатки своих средств на благотворительность, а так предписывали все устроители общежительного монашества как в древней Восточной Церкви, так и в Церкви Русской. Заповедь преподобного Варлаама, данная обители, была следующая: «Странных с пути покоить, поить и кормить, приезжих на конях покоить всяким покоем и творить милостыню нищим. Если страннолюбия не забудете, то благодатью Божией обитель моя никогда не оскудеет». Устроив Хутынскую обитель, преподобный почувствовал приближение своей кончины. В это время вернулся из Константинополя паломник Добрыня Ядрейкович, в монашестве Антоний, сверстник преподобного Варлаама. Рад был подвижник своему духовному брату и поручил ему монастырь свой. Преподобный говорил своему другу: «И ранее помышлял ты о сем святом месте. Ныне же я предаю его тебе: снабжай его всем и сохраняй, ибо я отхожу к Небесному Царю. Рад я, что вижу тебя. Господь же зовет меня отсюда». Обращаясь к братии, умирающий подвижник говорил: «Итак, братия, телом я ухожу от вас, но духом всегда буду с вами». Год смерти преподобного Варлаама с точностью неизвестен. По летописи, подвижник преставился 6 ноября 1192 года. Кончина почитаемого всеми подвижника собрала в пустынную Хутынскую обитель множество народа. Прибыл архиепископ Новгородский, собрались иноки из окрестных монастырей и с честью погребли многотрудное тело преподобного. В то время многие больные различными болезнями получили исцеление. Местное празднование преподобному Варлааму в его монастыре и в Новгороде началось во второй половине XIV века. Многочисленные чудеса при гробе святого были основанием для его прославления. В XV столетии были обретены нетленные мощи угодника Божия. Архиепископом Новгородским был тогда блаженный Евфимий II. Питая теплую веру к преподобному Варлааму как благодатному угоднику Божию, он, призвав Хутынского игумена Тарасия, заповедал три дня поститься и совершать келейно молитвы, дабы узнать волю Божию об основателе обители. По прошествии трех дней архиепископ, игумен и один иподиакон вошли в храм, сняли каменную крышку с гроба преподобного и обрели тело его нетленным; лице и брада оказались сходными с изображением преподобного на иконе, стоявшей над его гробом. Святитель прославил Бога, а иподиакон, пораженный чудом, тогда же принял иночество. Но мощи преподобного остались и после того закрытыми, и празднование памяти его не распространилось далее Новгородской области.

http://patriarchia.ru/db/text/490724.htm...

Благоговейный селянин по усердию доставлял обители нужное и неожиданно лишился единственного сына. Он привез мертвого в обитель и преподобный возвратил его отцу живым. В другое время плыли люди по Волхову и один упал из лодки в воду; его вытащили бездыханного и принесли к Варлааму. Преподобный помолился, и утопленник ожил. 603 Один опыт прозорливости преподобного запечатлел общественною хвалою Богу. Преподобному случилось быть у архиепископа и святитель (это был блаж. Григорий, брат великого Иоанна), отпуская его после беседы, сказал, чтобы побывал у него старец спустя неделю. «Если Господу угодно, отвечал преподобный, в пятницу первой недели поста св. апостолов приеду к твоей святыне на санях». – Архиепископ удивился, но не потребовал объяснения. – В ночь пред показанною пятницею выпал глубокий снег и был сильный мороз. Преподобный прибыл к владыке на санях. – Архипастырь скорбел о том, что мороз может повредить хлеб. «Не скорби, святой владыка, сказал преподобный: надобно благодарить Господа за милость, – мороз истребил червей, которые погубили бы хлеб в корне, – а снег только напоит жаждущую землю». Действительно на другой день жар дневной растопил снег, и вода напоила сухую землю, а при корнях ржи найдены погибшие от мороза черви; в следствие того и другого был такой урожай хлебов, какого давно не видали. – В благодарную память об этом событии в пятницу на первой неделе Петрова поста совершается крестный ход из Новгорода в Хутынь монастырь. 604 Деянием последнего года жизни преподобного было построение каменного храма в обители. – При освящении храма в славу Спасителя, преподобный почтен был саном игумена. – Не удивимся тому, что так поздно пр. Варлаам облечен был саном игумена. Преп. Антоний новгородский, предшественник его, также только при освящении каменного храма своей обители посвящен был в игумена (1130 г.), хотя до того времени он уже 24 года подвизался над устроением обители. 605 Как Антоний, так и пр. Варлаам, не нося по смирению имени игумена, по жизни своей были начальниками над совестью братии и братия покорялись им. – Пр. Варлаам, чувствуя близость кончины своей, назначил ученика своего Антония в преемника себе и мирно почил 6 ноября 1192 г. 606

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По сей причине Владыка Антоний учредил, чтобы ежегодно совершался крестный ход в обитель Хутынскую. и доселе во свидетельство сего чуда возносятся там благодарные молитвы Господу и Его угоднику Варлааму, возвестившему дивное событие. Уже преподобный достиг маститой старости, когда пожелал соорудить в Хутыни благолепный каменный храм Преображения вместо обветшавшего, но Господь не соизволил ему довершить начатое здание. Чувствуя приближение своей кончины, он собрал вокруг себя братию и назначил им наг стоятелем Антония, который возвратился из Царьграда в ту минуту, когда говорил о нем авва, провидевший его пришествие: а сам водворился в небесные обители к тому невечернему свету, отражение коего созерцал на земле. Год его отшествия к Богу не упомянут в житии, и потому некоторые ошибочно полагают кончину преподобного в 1192 году, когда он только что основался на холме Хутынском; но его постоянное общение с Архиепископом Антонием, взошедшим на кафедру Софийскую не ранее 1212 года из устроенной уже обители Хутынской, и записка в летописи Новгородской, что Архиепископ Спиридон с освященным клиром погребали на Хутыни у св. Спаса раба Божия Варлаама в 1243 году, дают повод относить кончину его к сему времени, хотя есть разность в числах погребения между летописью и житием. Во всяком случае известно, что блаженный авва скончался в глубокой старости и был погребен с величайшим торжеством посреди плача народного, ибо еще заживо был уже почитаем за великого угодника Божия; обильные исцеления ознаменовали святость его при самом погребении, и память его более всех угодников Божиих, коими прославился великий Новгород, близка сердцу парода. До сих пор на память торжественного погребения идет к нему в обитель весь Новгород 6-го ноября, и каждый получает от него, как бы в замен поминовения, кусок хлеба и полушку, потому что так завещал еще при жизни преподобный угощать странных, и вот уже шесть сот лет исполняется его завещание. Когда же однажды скупой казначей хотел нарушить волю блаженного, авва явился ему не в сонном видении, но чувственно, и строго наказал словами и жезлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Благоговейный селянин по усердию доставлял обители нужное и неожиданно лишился единственного сына. Он привез мертвого в обитель и преподобный возвратил его отцу живым. В другое время плыли люди по Волхову и один упал из лодки в воду; его вытащили бездыханного и принесли к Варлааму. Преподобный помолился и утопленник ожил 86 . Один опыт прозорливости преподобного запечатлен общественною хвалою Бога. Преподобному случилось быть у архиепископа, и святитель (это был блаж. Григорий, брат великого Иоанна), отпуская его после беседы, оказал, чтобы побывал у него старец спустя неделю. «Если Господу угодно, отвечал преподобный, в пятницу первой недели поста св. Апостолов приеду к твоей святыне на санях». – Архиепископ удивился, но не требовал объяснения. – В ночь пред показанною пятницею выпал глубокий снег и был сильный мороз. – Преподобный прибыл к владыке на санях. – Архипастырь скорбел о том, что мороз может повредить хлеб. «Не скорби, святой владыка, сказал преподобный: надобно благодарить Господа за милость, – мороз истребил червей, которые погубили бы хлеб в корне, – а снег только напоит жаждущую землю». Действительно на другой день жар дневной растопил снег и вода напоила сухую землю, а при корнях ржи найдены погибшие от мороза черви; вследствие того и другого был такой урожай хлебов, какого давно не видали. – В благодарную память об этом событии в пятницу на первой неделе Петрова поста совершается крестный ход из Новгорода в Хутынь монастырь 87 . Деянием последнего года жизни преподобного было построение каменного храма в обители. – При освящении храма во славу Спасителя, преподобный почтен был саном игумена. – Не удивимся тому, что так поздно преп. Варлаам облечен был саном игумена. Преп. Антоний Новгородский, предшественник его, также только при освящении каменного храма своей обители посвящен был в игумена (1130 г.), хотя до того времени он уже 24 года подвизался над устроением обители 88 . Как Антоний, так и преп. Варлаам, не нося по смирению имени игумена, по жизни своей были начальники над совестию братии и Оратия покорялись им. – Преп. Варлаам, чувствуя близость кончины своей, назначил ученика своего Антония в преемники себе и мирно почил 6-го ноября 1192 г. 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Однажды преподобный Варлаам ехал в Новгород ко владыке Новгородскому. На мосту он встретил толпу народа, который собирался сбросить в Волхов уличенного преступника. Взглянув на осужденного, преподобный сказал: «Отдайте мне его: он загладит вины свои на Хутыни». И народ отдал осужденного уважаемому пустыннику. Преподобный, послав его в монастырь, повелел работать на братию. И из него вышел усердный и способный ко всякой службе работник. Впоследствии Варлаам постриг его в иноческий сан, принял в число братии и, таким образом, спас его душу. Раз, когда приближался праздник Светлого Христова Воскресения, преподобный послал монастырских рыбаков ловить рыбу и, по молитвам его, улов был очень хорош. Между прочим, пойман был огромный осетр, но рыбаки скрыли его и принесли к преподобному только мелкую рыбу; разбирая рыбу своим посохом, он сказал: «Детей вы принесли, а куда девали мать?» Рыбаки пали ему в ноги, покаялись в своем грехе и принесли спрятанную рыбу. Не мало и чудес творил преподобный Варлаам при жизни своей. Вот некоторые примеры его чудотворений. Один христолюбец, весьма любивший преподобного и имевший к нему горячую веру, повез к нему своего единственного сына, тяжко больного, чтобы просить святого помолиться о нем; но дорогою мальчик умер, и отец привез его мертвым в обитель. Когда же преподобный помолился о нем, ребенок, по молитве его, тотчас же воскрес. В другое время новгородские жители плыли по Волхову, и один из них, упав из лодки, был вытащен из воды уже бездыханным. Когда его принесли к Варлааму и святой помолился, утопленник мгновенно ожил. Долго подвизался преподобный подвигом отшельничества вместе с друзьями своими. Но дар прозрения и чудеса прославили его и привлекли к нему многих желавших подвизаться с ним. Тогда он решил устроить на Хутыни обитель и заложил каменный храм в честь Преображения Господня. Храм освящен был архиепископом Григорием в праздник Преображения Господня (6/19 августа) 1192 года. При этом архиепископ открыл Хутынский монастырь. Преподобный Варлаам старался снабдить монастырь свой средствами к существованию и оградить его имущество от притязаний корыстных людей. Он пожертвовал обители поемный луг, рыбные ловли, село, земли, сенокосы и нивы, скот и слуг.

http://patriarchia.ru/db/text/490724.htm...

Града Пскова святые 146. Святый и благоверный князь Всеволод во святом крещении нареченный Гавриил мстиславич Псковский преставися в лето 6640, месяца февраля в 11 день Внук Владимира Мономаха , сын Мстислава Великого, с ранней юности поставленный отцем на княжение в Новгороде, заложил величественный храм св. Георгия в ЮБрьеве монастыре и снабдил обитель грамотою (подробности в моих «Рассказах из Ист. Рус. Церкви», изд. 1873 г. 1, 63). Изгнанный Новгородцами, принят во Пскове и там ум. 1138 г. В летописи о кончине его записано: «в лето 6645 преставися князь Всеволод Мстиславич, внук Володимерь, месяца февраля 11, в четверток масляныя недели, в Пскове, и положиша в неделю в церкви св. Троица, юже бе создал» (IV, стр. 6). Память празднуется 11 февраля, в день кончины и 27 ноября – в день обретения мощей. Мощи обретены в 1192 году и открыто почивали в Псковском Троицком соборе до Петра Великого, по приказанию которого они были закрыты и с того времени остаются под спудом, а в 1834 году переложены вместе с дубовою ракою в серебряную. Над гробом св. князя Всеволода висит огромный и тяжелый меч его, с латинскою надписью: «Honorem meum nemini dabo» (чести моей никому не отдам). (Рисунок и описание этого меча в книге моей «Святыни и древности Пскова». стр. 23). По «Иконописному Подлиннику»: «рус, власы с ушей повились, брада, что Василия Великого , пошире и подоле, шуба червчата, испод лазор, на главе шапка княжеская, в руке церковь празелень с белилом, об одном верху, Святая Троица». Под 11 февраля: «на главе шапка, и шуба на нем княжеская; нецыи пишут в руке церковь , под ногами его лежит бранное оружие и щит». (Филимонов, стр. 202, 269). Житие написано в 1550–1552 году пресвитером Василием, в иночестве Варлаамом. По мнению В.О. Ключевского , чудеса, приложенные к житию, не лишены интереса, по отношению к истории Пскова. (Ключевский, стр. 257). 147. Святый и благоверный князь Домант, в святом крещении нареченный Тимофеем преставися в лето 6807, месяца маия в 20 день По Волынской летописи и Польским Хроникам, Литвин – язычник, князь Нальшанский Довмонт, во время междоусобий в Литве, удалился с дружиною во Псков, там крестился с именем Тимофея и избран Псковичами на княжение в 1266 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010