Благоговейный селянин по усердию доставлял обители нужное и неожиданно лишился единственного сына. Он привез мертвого в обитель и преподобный возвратил его отцу живым. В другое время плыли люди по Волхову и один упал из лодки в воду; его вытащили бездыханного и принесли к Варлааму. Преподобный помолился и утопленник ожил 86 . Один опыт прозорливости преподобного запечатлен общественною хвалою Бога. Преподобному случилось быть у архиепископа, и святитель (это был блаж. Григорий, брат великого Иоанна), отпуская его после беседы, оказал, чтобы побывал у него старец спустя неделю. «Если Господу угодно, отвечал преподобный, в пятницу первой недели поста св. Апостолов приеду к твоей святыне на санях». – Архиепископ удивился, но не требовал объяснения. – В ночь пред показанною пятницею выпал глубокий снег и был сильный мороз. – Преподобный прибыл к владыке на санях. – Архипастырь скорбел о том, что мороз может повредить хлеб. «Не скорби, святой владыка, сказал преподобный: надобно благодарить Господа за милость, – мороз истребил червей, которые погубили бы хлеб в корне, – а снег только напоит жаждущую землю». Действительно на другой день жар дневной растопил снег и вода напоила сухую землю, а при корнях ржи найдены погибшие от мороза черви; вследствие того и другого был такой урожай хлебов, какого давно не видали. – В благодарную память об этом событии в пятницу на первой неделе Петрова поста совершается крестный ход из Новгорода в Хутынь монастырь 87 . Деянием последнего года жизни преподобного было построение каменного храма в обители. – При освящении храма во славу Спасителя, преподобный почтен был саном игумена. – Не удивимся тому, что так поздно преп. Варлаам облечен был саном игумена. Преп. Антоний Новгородский, предшественник его, также только при освящении каменного храма своей обители посвящен был в игумена (1130 г.), хотя до того времени он уже 24 года подвизался над устроением обители 88 . Как Антоний, так и преп. Варлаам, не нося по смирению имени игумена, по жизни своей были начальники над совестию братии и Оратия покорялись им. – Преп. Варлаам, чувствуя близость кончины своей, назначил ученика своего Антония в преемники себе и мирно почил 6-го ноября 1192 г. 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Создавая строения обители и его хозяйство, преподобный Варлаам не забыл и внутреннего устройства монастыря — жизни иноков. Он дал обители своей устав, который, к сожалению, не сохранился до нашего времени. По уставу, Хутынский монастырь, вероятно, был общежительным. По крайней мере известно, что преподобный Варлаам предписал монастырю расходовать остатки своих средств на благотворительность, а так предписывали все устроители общежительного монашества как в древней Восточной Церкви, так и в Церкви Русской. Заповедь преподобного Варлаама, данная обители, была следующая: «Странных с пути покоить, поить и кормить, приезжих на конях покоить всяким покоем и творить милостыню нищим. Если страннолюбия не забудете, то благодатью Божией обитель моя никогда не оскудеет». Устроив Хутынскую обитель, преподобный почувствовал приближение своей кончины. В это время вернулся из Константинополя паломник Добрыня Ядрейкович, в монашестве Антоний, сверстник преподобного Варлаама. Рад был подвижник своему духовному брату и поручил ему монастырь свой. Преподобный говорил своему другу: «И ранее помышлял ты о сем святом месте. Ныне же я предаю его тебе: снабжай его всем и сохраняй, ибо я отхожу к Небесному Царю. Рад я, что вижу тебя. Господь же зовет меня отсюда». Обращаясь к братии, умирающий подвижник говорил: «Итак, братия, телом я ухожу от вас, но духом всегда буду с вами». Год смерти преподобного Варлаама с точностью неизвестен. По летописи, подвижник преставился 6 ноября 1192 года. Кончина почитаемого всеми подвижника собрала в пустынную Хутынскую обитель множество народа. Прибыл архиепископ Новгородский, собрались иноки из окрестных монастырей и с честью погребли многотрудное тело преподобного. В то время многие больные различными болезнями получили исцеление. Местное празднование преподобному Варлааму в его монастыре и в Новгороде началось во второй половине XIV века. Многочисленные чудеса при гробе святого были основанием для его прославления. В XV столетии были обретены нетленные мощи угодника Божия. Архиепископом Новгородским был тогда блаженный Евфимий II. Питая теплую веру к преподобному Варлааму как благодатному угоднику Божию, он, призвав Хутынского игумена Тарасия, заповедал три дня поститься и совершать келейно молитвы, дабы узнать волю Божию об основателе обители. По прошествии трех дней архиепископ, игумен и один иподиакон вошли в храм, сняли каменную крышку с гроба преподобного и обрели тело его нетленным; лице и брада оказались сходными с изображением преподобного на иконе, стоявшей над его гробом. Святитель прославил Бога, а иподиакон, пораженный чудом, тогда же принял иночество. Но мощи преподобного остались и после того закрытыми, и празднование памяти его не распространилось далее Новгородской области.

http://patriarchia.ru/db/text/490724.htm...

Стены и башни - пример монастырской ограды 18 в., в композиционном и декоративном решении подражающей оборонительным стенам монастырей 17 в. Ограда хорошо сохранилась (за исключением участка между церковью Рождества Христова и казенными кельями) и имеет четыре башни на углах и двое ворот - восточные и южные. С внешней стороны ограда расчленена на прясла лопатками с крупными ширинками; развитый карниз с поребриком, раскрепованныи на лопатках, отсекает ярус зубцов. Узкие щелевидные бойницы вписаны в промежутки между зубцами, имеющими форму ласточкиного хвоста; смыкаясь, зубцы образуют профилированную декоративную аркатуру. С внутренней стороны стены расчленены неглубокими арочными нишами, боевой ход отсутствует. Однопролетные южные ворота образованы простым повышением стены над аркой; в восточных воротах по сторонам арки поставлены пучки из трех колонок, на которые опирается архивольт. Северо-западная башня двухъярусная - восьмерик на двухэтажном квадратном основании, - под шатровой кровлей. Юго-западная, юго-восточная и северо-восточная башни близки по композиции: это восьмигранные вертикальные объемы, завершенные купольными кровлями. Углы отмечены огибающими лопатками, верхний ярус отсечен карнизом и имеет бойницы, так же, как на стене, вписанные в декоративные зубцы. По материалам Свода памятников архитектуры и монументального искусства России/Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. – М.: Наука, 1998. Владимирская область: в 6 ч. Ч.1/Отв. Ред. Вл.В. Седов. 2004. Стр. 313-320 В 1191 г. основан Богородице-Рождественский монастырь. В 1192 г. осуществлена закладка собора: «В то же лето заложи благоверный и великий князь Всеволод Юрьевич церковь Рождество святыя Богородиця, в граде Володимири; почата же бысть здати месяца августа 22 день на память святаго мученика Агафоника и дружины его при блаженном епископе Иоане». В 1192-1195 гг. строился Богородице-Рождественский собор. 29 октября 1196 г. собор освящен. В 1199 г. монастырь пострадал во время пожара. В 1219 г. состоялось новое «великое освящение» собора. В 1230 г. учреждена архимандрия. «Рождественская обитель стала называться великою архимандриею». В 1238 г. монастырь разорен татарами. 23 ноября 1263 г. под сводами собора погребен св. блг. великий князь Владимирский Александр Невский.

http://sobory.ru/article/?object=01817

Но старец успокоил его, сказав, что снег и мороз были особенною милостию Божиею, ибо они истребили множество червей, точивших корень хлеба, а растаявший снег оплодотворит землю, и опять событие оправдало слова старца. По сей причине Владыка Антоний учредил, чтобы ежегодно совершался крестный ход в обитель Хутынскую, и доселе во свидетельство сего чуда возносятся там благодарные молитвы Господу и его угоднику Варлааму, возвестившему дивное событие. Уже Преподобный достиг маститой старости, когда пожелал соорудить в Хутыни благолепный каменный храм Преображения, вместо обветшавшего, но Господь не соизволил ему довершить начатое здание. Чувствуя приближение своей кончины, он собрал вокруг себя братию и назначил им настоятелем Антония, который возвратился из Царьграда в ту минуту когда говорил о нем авва, провидевший его пришествие; а сам преставился в Небесные обители, тому Невечернему Свету, отражение коего созерцал на земле. Год его отшествия к Богу не упомянут в житии, и потому некоторые ошибочно полагают кончину Преподобного в 1192 году, когда он только что основался на холме Хутынском; но его постоянное общение с архиепископом Антонием, восшедшим на кафедру Софийскую не ранее 1212 года из устроенной уже обители Хутынской, и записка в летописи Новгородской, что архиепископ Спиридон с освященным клиром погребали на Хутыни у Святого Спаса раба Божия Варлаама в 1243 году, дают повод относить кончину его к сему времени, хотя есть разность в числах погребения между летописью и житием. Во всяком случае известно, что блаженный авва скончался в глубокой старости и был погребен с величайшим торжеством посреди плача народного, ибо еще при жизни был почитаем за великого угодника Божия. Обильные исцеления ознаменовали святость его при самом погребении, и память его более всех угодников Божиих, коими прославился Великий Новгород, близка сердцу народа. До сих пор на память торжественного погребения идет к нему в обитель весь Новгород 6 ноября, и каждый получает от него, как бы взамен поминовения, кусок хлеба и полушку, потому что так завещал еще при жизии Преподобный угощать странных! И вот уже шестьсот лет исполняется его завещание.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

По сей причине Владыка Антоний учредил, чтобы ежегодно совершался крестный ход в обитель Хутынскую. и доселе во свидетельство сего чуда возносятся там благодарные молитвы Господу и Его угоднику Варлааму, возвестившему дивное событие. Уже преподобный достиг маститой старости, когда пожелал соорудить в Хутыни благолепный каменный храм Преображения вместо обветшавшего, но Господь не соизволил ему довершить начатое здание. Чувствуя приближение своей кончины, он собрал вокруг себя братию и назначил им наг стоятелем Антония, который возвратился из Царьграда в ту минуту, когда говорил о нем авва, провидевший его пришествие: а сам водворился в небесные обители к тому невечернему свету, отражение коего созерцал на земле. Год его отшествия к Богу не упомянут в житии, и потому некоторые ошибочно полагают кончину преподобного в 1192 году, когда он только что основался на холме Хутынском; но его постоянное общение с Архиепископом Антонием, взошедшим на кафедру Софийскую не ранее 1212 года из устроенной уже обители Хутынской, и записка в летописи Новгородской, что Архиепископ Спиридон с освященным клиром погребали на Хутыни у св. Спаса раба Божия Варлаама в 1243 году, дают повод относить кончину его к сему времени, хотя есть разность в числах погребения между летописью и житием. Во всяком случае известно, что блаженный авва скончался в глубокой старости и был погребен с величайшим торжеством посреди плача народного, ибо еще заживо был уже почитаем за великого угодника Божия; обильные исцеления ознаменовали святость его при самом погребении, и память его более всех угодников Божиих, коими прославился великий Новгород, близка сердцу парода. До сих пор на память торжественного погребения идет к нему в обитель весь Новгород 6-го ноября, и каждый получает от него, как бы в замен поминовения, кусок хлеба и полушку, потому что так завещал еще при жизни преподобный угощать странных, и вот уже шесть сот лет исполняется его завещание. Когда же однажды скупой казначей хотел нарушить волю блаженного, авва явился ему не в сонном видении, но чувственно, и строго наказал словами и жезлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Н.А. Маясова Указатель русских святых 973 Авраамий Ростовский (ум. 1077 ?), преподобный, основатель и архимандрит ростовского Богоявленского монастыря, почитался с XII в., канонизирован до 1547 г., память 29 октября – с. 12, 36, 41 Александр Невский (1220–1263), князь Новгородский, с 1252 г. – великий князь Владимирский, почитался с конца XIV в., память 30 августа, 23 ноября – с. 70, 72; кат. 9, 93 Александр Свирский (ум. 1533), преподобный, основатель Александро-Свирского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 30 августа – с. 41, 47, 51 Алексий (1290-е гг. – 1378), митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г., канонизирован в 1447 г., память 12 февраля – с. 15, 16, 17, 24, 30, 32, 51, 64, 73; кат. 9, 17, 18, 45, 48, 64, 66, 69, 70, 93, 96, 98, 101, 108, 109, 117, 118, 125, 129, 149, 150, 151, 152, 153 Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430), преподобный, московский иконописец, память 4 июля – с. 23, 24, 44; кат. 6, 42, 43, 176 Андроник (упоминается в 1395 г.), преподобный, основатель Московского Спасского монастыря, почитался с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Антоний Печерский (ок. 983–1073), преподобный, основатель Киево-Печерского монастыря и монашества на Руси, почитался с конца XI в., память 10 июля – с. 63; кат. 10, 23, 108, 174 Антоний Римлянин (1067–1147), преподобный, основатель новгородского монастыря Рождества Богородицы, канонизирован в 1597 г., память 17 января и 3 августа – с. 51, 72 Арсений Коневский (упоминается в 1447 г.), преподобный, основатель Коневского монастыря на острове Ладожского озера, память 12 июня – с. 58 Борис (в крещении Роман) (убит в 1015 г.), князь-мученник, сын великого князя Киевского Владимира Святославича, князь Ростовский, канонизирован в 1072 г, память 24 июня – с. 24; кат. 9 Варлаам Хутынский (ум. 1192), преподобный, основатель Хутынского монастыря, почитался с XIII в., мощи обретены в 1440 или в 1452 г., память 6 ноября – с. 21, 41; кат. 2, 3, 10, 108 Василий Блаженный (ум. 1552), московский юродивый, канонизироваи в 1588 г., память 2 августа – с. 39 ,41, 42

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Преподобные отцы Новгородские 122. Преподобный отец Антоний Римлянин игумен Новгородский приплы на камени из Рима в Новгород и преставися в лето 6655 месяца августа в 3 день В 1106 году приплыл из Италии в Новгород, купил землю у Новгородских посадничьих детей и соорудил две церкви: одну соборную Рождества Богородицы, а другую Сретенскую с трапезою. Ум. 3 августа 1147 года и погребен в созданной им Рождественской церкви, где мощи его, обретенные 1 июля 1597 года, открыто почивают. При раке преп. Антония хранятся шесть мозаических икон, принесенных им из Рима; на трех из них изображен Господь Вседержитель, а на трех других распятие Господне, и ветви морской травы, которые он держал в руке во время плавания в Новгород. Сочинение жития, сохранившегося в списках XVI-XVIII в., приписывается игумену Андрею (1147–1157) (Филарет, «Обзор Р. Дух. Литерат»., стр. 51). Чудеса описаны иноком Нифонтом в конце XVI в., причем списано им и первоначальное (Андреево) житие, до нас не дошедшее. ( В.О. Ключевский , стр. 306–310). 123. Преподобный Варлаам игумен Хутынский преставися в лето 6751 месяца ноября в 6 день В мире Алекса Михалевич, родом Новгородец. В 1192 году на берегу реки Волхова, в 10 верстах от Новгорода, основал Хутынский монастырь с деревянным храмом Преображения. Ум. 6 ноября 1193 года. Мощи его были освидетельствованы св. владыкою Евфимием, но доныне остаются под спудом. Он пользовался особенным уважением Новгородцев при жизни и по кончине и был насадителем иночества в пределах Новгородских. Житие распределено В.О. Ключевским на четыре редакции и сохранилось во множестве списков. «Краткое житие Варлаама» несомненно существовало в конце XIII в.; оно носит на себе типические черты так называемого проложного жития. Позже, рядом с пространными житиями, в значительном количестве встречаются такие краткие «проложные» их редакции. Пространные редакции жития не встречаются в рукописях раньше XV в.; сличая их содержание с краткой, можно заметить внутренние признаки старшинства последней. Она вышла из среды, где события и лица из истории Варлаама были еще в свежей памяти и достаточно было намекнуть на них без пояснений. ( В.О. Ключевский , стр. 58–60). В «Иконописном Подлиннике»: «Варлаам лежит во гробе, из черна рус, с проседью, брада до персей, узка, на главе схима, риза преподобническая, испод санкир с белилы». (Филимонов, стр. 186). Память в день преставления, а в Новгороде кроме того празднуется с крестным ходом из Софийского собора в Хутынь монастырь в первую пятницу после недели всех святых в память одного из чудес, совершенных преп. Варлаамом. 124. Преподобный Антоний игумен Дымский ученик Варлаамов преставися в лето 6800 месяца апреля в 13 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Града Пскова святые 146. Святый и благоверный князь Всеволод во святом крещении нареченный Гавриил мстиславич Псковский преставися в лето 6640, месяца февраля в 11 день Внук Владимира Мономаха , сын Мстислава Великого, с ранней юности поставленный отцем на княжение в Новгороде, заложил величественный храм св. Георгия в ЮБрьеве монастыре и снабдил обитель грамотою (подробности в моих «Рассказах из Ист. Рус. Церкви», изд. 1873 г. 1, 63). Изгнанный Новгородцами, принят во Пскове и там ум. 1138 г. В летописи о кончине его записано: «в лето 6645 преставися князь Всеволод Мстиславич, внук Володимерь, месяца февраля 11, в четверток масляныя недели, в Пскове, и положиша в неделю в церкви св. Троица, юже бе создал» (IV, стр. 6). Память празднуется 11 февраля, в день кончины и 27 ноября – в день обретения мощей. Мощи обретены в 1192 году и открыто почивали в Псковском Троицком соборе до Петра Великого, по приказанию которого они были закрыты и с того времени остаются под спудом, а в 1834 году переложены вместе с дубовою ракою в серебряную. Над гробом св. князя Всеволода висит огромный и тяжелый меч его, с латинскою надписью: «Honorem meum nemini dabo» (чести моей никому не отдам). (Рисунок и описание этого меча в книге моей «Святыни и древности Пскова». стр. 23). По «Иконописному Подлиннику»: «рус, власы с ушей повились, брада, что Василия Великого , пошире и подоле, шуба червчата, испод лазор, на главе шапка княжеская, в руке церковь празелень с белилом, об одном верху, Святая Троица». Под 11 февраля: «на главе шапка, и шуба на нем княжеская; нецыи пишут в руке церковь , под ногами его лежит бранное оружие и щит». (Филимонов, стр. 202, 269). Житие написано в 1550–1552 году пресвитером Василием, в иночестве Варлаамом. По мнению В.О. Ключевского , чудеса, приложенные к житию, не лишены интереса, по отношению к истории Пскова. (Ключевский, стр. 257). 147. Святый и благоверный князь Домант, в святом крещении нареченный Тимофеем преставися в лето 6807, месяца маия в 20 день По Волынской летописи и Польским Хроникам, Литвин – язычник, князь Нальшанский Довмонт, во время междоусобий в Литве, удалился с дружиною во Псков, там крестился с именем Тимофея и избран Псковичами на княжение в 1266 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа благодатными дарами прозорливости и чудотворения 19 ноября. ПРАВМИР. Церковь отмечает память преподобного Варлаама Хутынского. Преподобный Варлаам, в миру Алексей, жил в XII веке, родился в знатной новгородской семье. После смерти родителей Алексей, раздав все имущество бедным и принял постриг с именем Варлаам в Лисичьем монастыре. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь. Здесь инок подолгу молился и пребывал в строгом посте. Вокруг инока стала формироваться обитель, также к нему за советом обращались миряне. За добродетельную и подвижническую жизнь Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа благодатными дарами прозорливости и чудотворения. Однажды в пустыню к преподобному прибыл князь Ярослав. Варлаам благословил его и пожелал: «Будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим». Князь удивился, так как не знал о том, что у него родился сын. Получив вскоре ту весть о рождении сына, он просил преподобного быть восприемником новорожденного. Преподобный Варлаам преставился 6 ноября 1192 года. Преподобный Варлаам известен также многими посмертными чудесами, при его гробе свершалось много исцелений. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-pamy...

Он ревностно подвизался в трудах — сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю 8 июня. ПРАВМИР. Православные чтут память преподобного Варлаама Хутынского.   Преподобный Варлаам Хутынский жил в XII веке, был сыном знатного новгородца и свои детские годы провел в Новгороде. В юношеском возрасте, удалившись в подгородний Лисичий монастырь, преподобный Варлаам принял постриг. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах — сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю. К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил: «Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель — начало и корень всякого добра». Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний — сверстник и друг преподобного. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: «Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами». Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-chtut-pam...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010