Это произошло в 1147 году. Русская иерархия в основном поддержала митрополита Климента и князя Изяслава в их борьбе за церковную независимость от Византии, но некоторые епископы во главе с Нифонтом, святителем Новгородским (память 8 апреля), не признали автокефального русского митрополита и уклонились от общения с ним, превратив свои епархии, впредь до выяснения обстановки, в своеобразные " автокефальные " церковные округа. Так поступил и епископ Мануил Смоленский. Святой Ростислав понимал опасность, которую таила в себе идея русской автокефалии в то время, в условиях раздробенности Руси. Постоянная битва за Киев, которую вели князья, усложнилась бы такой же " битвой " за киевскую митрополичью кафедру между многочисленными претендентами, которых выдвигала та или иная княжеская группировка. Предвидение святого Ростислава полностью оправдалось. Юрий Долгорукий, придерживавшийся византийской ориентации, заняв в 1154 году Киев, немедленно изгнал митрополита Климента и послал в Царьград за новым митрополитом. Им стал святой Константин (память 5 июня), но он прибыл на Русь лишь в 1156 году, за полгода до смерти Юрия Долгорукого († 15 мая 1157). А еще полгода спустя, когда 22 декабря 1157 года в город вступил племянник святого Ростислава, Мстислав Изяславич, святитель Константин должен был бежать из Киева, и на митрополичью кафедру вернулся низложенный Климент Смолятич. Началась церковная смута - на Руси стало два митрополита. Вся иерархия и духовенство оказались под запрещением: митрополит-грек запретил русских, поддерживавших Климента, Климент запретил всех ставленников и сторонников грека. Для прекращения соблазна святой Ростислав и Мстислав постановили удалить обоих митрополитов и просить у Патриарха поставления на русскую кафедру нового первосвятителя. Но сложности на этом не кончились. Прибывший в Киев осенью 1161 года митрополит Феодор умер весной следующего года. По примеру святого Андрея Боголюбского (память 4 июля), пытавшегося в это время провести в митрополиты своего сподвижника епископа Феодора, святой Ростислав выдвинул своего кандидата, которым вновь оказался многострадальный Климент Смолятич.

http://patriarchia.ru/db/text/911477.htm...

Но ненадолго, потому что в том же году великий князь Изяслав был низвержен с Киевского престола князем Юрием Долгоруким, и святитель Нифонт был отпущен к своей пастве. Действия епископа в защиту патриарших прав были вознаграждены: Константинопольский патриарх Николай IV направил святителю одобрительную патриаршую грамоту, в которой сравнивал его с первыми святыми отцами, твердо стоявшими на защите Православия. Вероятно, в это время епископ Нифонт и получает от Константинопольского патриарха титул архиепископа, что ставило его в независимое положение от Киевского митрополита. После освобождения святителя Нифонта митрополит Климент вынужден был удалиться во Владимир Волынский вместе с великим князем. Недолго продолжалось и это: Изяслав снова вошел в Киев и привел с собою Климента, который и продолжал оставаться на митрополичьей кафедре не только до смерти Изяслава († 1154), но и при его преемнике Ростиславе, пока не сделался великим князем киевским 20 марта 1155 года Юрий Долгорукий. Тогда немедленно было сообщено в Константинополь, что в Киеве готовы принять нового митрополита от патриарха, а Климент был изгнан во Владимир Волынский вместе с детьми покойного Изяслава. Патриарх не замедлил избрать и поставить для России митрополитом Константина. Услышав об этом, святитель Нифонт поспешил в Киев, чтобы встретить столь давно желанного первосвятителя, но, не дождавшись его, скончался 8 апреля 1156 года и погребен в Киево-Печерской обители. «Мы только за грехи свои лишились сладостного утешения видеть здесь гроб его», – пишет новгородский летописец. Епископ Нифонт отличался редким благочестием и был строгим блюстителем церковных правил. Он не побоялся гнева новгородского князя Святослава Ольговича и отказался благословить его на противозаконный брак. Когда же князь был все-таки венчан неподвластными новгородскому епископу иереями, святитель Нифонт публично осудил Святослава в законопреступлении. Вечную признательность приобрел себе святитель тем, что за 25 лет святительства непрестанно ревновал о примирении князей и народа, за что стяжал имя миротворца и поборника всей земли русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть День присоединения Крыма к России Сегодня мы вспоминаем русского флотоводца адмирала Г.А.Спиридова, государственных деятелей графа Н.Н.Новосильцева и П.А.Харитонова, геолога И.М.Губкина и великого князя Владимира Кирилловича Романова 06:00 21.04.2023 297 Время на чтение 8 минут Фото: из открытых источников Сегодня Святая Церков ь празднует икону Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». Чтит память апп. от 70 Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). 15 марта – судьбоносный день в истории России Мч. Павсилипа (ок. 117-138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского (XIV). Сщмч. Сергия пресвитера (1933). Сегодня день памяти выдающегося русского флотоводца адмирала Григория Андреевича Спиридова, скончавшегося 8 апреля 1790 года. Будущий адмирал родился в 1713 г. в семье офицера. Будучи записанным во флотскую службу в 10-летнем возрасте, Спиридов в 1733 г. был произведен в мичманы, а в 1741 г. уже был командиром линейного корабля. Он участвовал в двух Русско-турецких войнах (1735-39 и 1768-74) и Семилетней войне (1756-63). При осаде Кольберга командовал двухтысячным морским десантом. В 1762 г. Спиридов был произведен в контр-адмиралы и вскоре был назначен главным командиром Ревельского и Кронштадтского портов. Став в 1769 г. адмиралом, он командовал одной из пяти эскадр, впервые совершивших переход из Балтийского моря в Средиземное, для того, чтобы оттянуть часть турецких сил с дунайского театра военных действий. Перед отходом эскадры в поход, 17 июля 1769 г. Императрица Екатерина II посетила корабли, готовившиеся к отплытию, наградила Спиридова орденом святого Александра Невского и, благословляя к походу, надела ему на шею образ Иоанна-воина. Командуя 1-ой эскадрой русских кораблей (общее командование экспедицией осуществлял граф А.Г.Орлов) Спиридову удалось овладеть Мизитрой и Аркадией, и, одержав победу в Наваринском бою, взять турецкую крепость Наварин. Не менее успешно Спиридов руководил сражением в Хиосском проливе в 1770 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/21/de...

Основатель Новгородского Успенского Аркадиева (Аркажского) монастыря в 1153 году, избран и возведен на сени в 1156 году; хиротонисан в сан епископа (а не архиепископа) в 1158 году, ум. 1165 года сентября 19 и погребен в Корсунской паперти Софийского собора. (Прибавл. к II Новг. летописи, стр. 180). 114. Антоний архиепископ преставися в лето 6749 января в 18 день В мире назывался Добрыней Андрейковичем, путешествовал в Царь-град и оставил описание своего путешествия, которое в 1872 году издано П.И. Савваитовым . Принял иночество в Хутыне монастыре. Избран на вече и рукоположен в 1213 году. Ум. 8 октября 1232 года и погребен в Корсунской паперти Софийского собора. Устроенный им воздвизальный крест хранится в соборной ризнице (Описание сего креста в моей книге «Святыни и древности Вел. Новгорода», стр. 44). 115. Моисей архиепископ преставися в лето 6892 января в 25 день и положен в Архангельском монастыре на Сковородке В мире Митрофан, постриженник Тверского Отроча монастыря, жил несколько времени на Коломцах (в Коломне), затем был архимандритом в Юрьеве монастыре. Избранный на вече в 1324 году, он был посвящен в сан архиепископа в Москве св. митрополитом Петром. Он основал во время своего святительства Сковородский Михайловский монастырь; ум. 25 января 1362 года. Мощи, обретенные 19 апреля 1685 года, открыто почивают в главной церкви Сковородского монастыря. Память в день преставления. Житие написано, по распоряжению св. Ионы, архиепископа Новгородского, Пахомием Логофетом. Другое краткое житие, напечатанное А.Ф. Бычковым в Новгородских летописях, В.О. Ключевский признает источником, а не сокращенною переделкою пространного жития, составленного Пахомием (стр. 150). 116. Святый Василий архиепископ преставися в лето 6860 месяца июля в 3 день В мире Григорий, по прозванию Колека или Колейка, сын священника Новгородской Козьмо-Демьянской церкви, рукоположен в 1331 году св. митрополитом Феогностом. Писал к епископу Тверскому Феодору послание о рае, уцелевшем на земле. (Степ. кн. I, 480. – Филарет, Обзор Р. Дух. Литерат. стр. 96). Во время язвы, известной под именем черной смерти, он ездил во Псков и успокоил граждан, а на обратном пути из Пскова ум. 1352 года июля 23. Погребен в Корсунской паперти Софийского собора. Он получил в 1346 году от митрополита всероссийского полиставрий, а от патриарха Цареградского (будто бы) белый клобук, хранящийся доныне в Новгородской соборной ризнице. Об этом клобуке составлена раскольничья повесть, признанная баснословною на Моск. Соборе 1667 года. («Святыни и Древности Вел. Новгорода», стр. 55–57). 117. Святый Симеон архиепископ преставися в лето 6929 месяца июня в 15 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Святитель Нифонт уделял большое внимание церковному строительству, содействовал украшению старых и возведению новых храмов. Вскоре после его возведения на епископскую кафедру был заложен в центре Новгорода белокаменный храм в честь Пресвятой Богородицы, а знаменитый новгородский храм Софии Премудрости Божией благоукрашен иконами и крыша храма покрыта оловом. В 1153 году воздвиг каменную церковь святого Климента в Ладоге. В 1156 году святителем Нифонтом была основана Спасо-Мирожская обитель в пойме двух рек – Великой и Мирожи, с соборным храмом в честь Преображения Господня, сооруженным несколько ранее. Святитель Нифонт был духовным писателем. Он автор ответов на вопросы Кирика Новгородца, инициатор составления Софийского временника. Святитель Нифонт постановил погребать покойников не на закате солнца, а когда солнце во всем своем блеске, ибо, по слову его, «последнее видят солнце до общего воскресения». Труды: Вопросы Кирика, Саввы и Илии с ответами Нифонта, епископа Новгородского, и других иерархических лиц//Памятники древнерусского канонического права/Под ред. А. С. Павлова . – СПб., 1880. – Ч. 1. – Стб. 21–62. Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1891. – Т. 1. – С. 49–69. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 62, 63. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 724, 725. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902; вып. 8, апрель. – С. 40–46. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. – 3-е изд., с доп. – СПб., 1882. – Т. 1, апрель. – С. 519–527. Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Православие на западе России в лице ближайших представителей или Патерик Волыно-Почаевский. – М., 1888. – С. 56, 57. Хойнацкий А.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Аркадий, святитель, епископ Новгородский († 1165, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Год рождения неизвестен. В 1153 году построил близ Новгорода Успенский монастырь, называвшийся по его имени «Аркажским» (Аркадиевым) и был до 1158 года игуменом этого монастыря. В апреле 1156 года после кончины Новгородского епископа Нифонта (память 8/21 апреля и 28 сентября/11 октября) был единогласно избран «во владыки» и, по древнему обычаю новгородцев, задолго до хиротонии торжественно «возведен на сени», то есть введен на жительство в архиерейский дом. 10 августа 1158 года хиротонисан во епископа. Скончался 19 сентября 1165 года. Погребен в Софийском соборе, под Мартириевой (Корсунской) папертью. Мощи его почивали там под спудом. Святитель Аркадий оставил по себе память в народе не только как образцовый архипастырь, но и как мудрый государственный деятель. Пользуясь своим огромным влиянием, силою своего пастырского авторитета, он неоднократно успокаивал народные волнения и примирял удельных князей, не допуская кровопролития. Память святителя Аркадия местно празднуется 18 сентября и 10 февраля. В «Словаре историческом о святых, прославленных в Российской Церкви» день его памяти также указан и 4 октября. Литература: Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, 4.1. – С. 69; ч. 3. – С. 277–278. Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. – М., 1884–1885, сентябрь. – С. 245, 246. Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. – СПб., 1855, 9. – С. 301, 302. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви. – 5-е изд. – М., 1888, т. 1. – С. 182–184. Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. – 3-е изд. – Новгород, 1902. – С. 92. Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. – М., 1862. – С. 36. Барсуков Η. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 56–57. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 33, 99.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Святые преподобномученики Василий Мирожский и Иоасаф Снетогорский Святые преподобномученики Василий Мирожский и Иоасаф Снетогорский пострадали от немцев в двух древнейших монастырях Пскова в XIII столетии. Преподобный Василий управлял Спасо-Преображенской Мирожской обителью, основанной около 1156 года святителем Нифонтом, епископом Новгородским (память 8 апреля), и преподобным Авраамием Мирожским (память 24 сентября). Преподобный Иоасаф был игуменом (а по некоторым псковским синодикам - и основателем) обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Снятной горе. Много трудов и забот было положено подвижниками для внешнего и внутреннего благоустройства обителей. По строгому общежительному уставу, который ввел в своем монастыре преподобный Иоасаф, жизнь иноков была наполнена молитвой, воздержанием и трудом. (Почти через 90 лет после кончины преподобного его правила воспроизвел в новом уставе Снетогорского монастыря архиепископ Суздальский Дионисий.) В Снетогорском монастыре положили начало своим подвигам преподобный Евфросин Псковский (память 15 мая) и преподобный Савва Крыпецкий (память 28 августа). Обители преподобных игуменов находились вне городских стен и не имели защиты. 4 марта 1299 года на Псков напали немцы и зажгли Мирожский и Снетогорский монастыри. Во время пожара в храмах вместе с другими иноками приняли страдальческую кончину и преподобные Василий и Иоасаф. Много пострадало тогда в городе и иноков других монастырей, а также женщин и детей, но " молитвами святых преподобномучеников, - замечает летописец, - мужчин Господь сохранил " . Под водительством Псковского князя, святого благоверного Довмонта-Тимофея (память 20 мая), они вышли на врага и на берегу Псковы, возле храма святых апостолов Петра и Павла, разбили захватчиков. Преподобные Василий и Иоасаф вместе со своими сподвижниками были погребены в храмах своих обителей под спудом. Честная глава и часть мощей преподобного Иоасафа хранились открыто в особом ковчеге в храме Снетогорского монастыря. Святой князь Довмонт " от своего праведнаго имения " создал в Снетогорской обители каменный храм вместо сожженного и много способствовал восстановлению иноческой жизни в разоренных обителях. Вскоре после мученической кончины преподобных Василия и Иоасафа последовало их церковное прославление во Пскове. В пергаментном псковском Прологе XIV-XV вв. их память помещена под 5 марта. В псковской летописи и старинных псковских синодиках день блаженной кончины святых преподобномучеников указан 4 марта. В этот день совершается их память и ныне. В числе пострадавших вместе с ними в летописи назван пресвитер Иосиф, а в Прологе - пресвитер Константин. Иконописный подлинник Псков. К. XX. Прмч. Иоасаф Снетогорский. Икона (фрагмент). Псков. Конец XX в. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/911243.htm...

Преподобный Авраамий Мирожский Преподобный Авраамий Мирожский был строителем и первым игуменом Псковского Спасо-Преображенского монастыря на берегу реки Великой, при впадении в нее речки Мирожи. Мирожская обитель была основана около 1156 года, в княжение Святополка Мстиславича, родного брата святого благоверного князя Всеволода-Гавриила (память 11 февраля), святителем Нифонтом, епископом Новгородским, пострижеником Киево-Печерского монастыря (память 8 апреля), и преподобным Авраамием. Этот монастырь, древнейший во Пскове, был первым семенем монашества, перенесенным на псковскую почву из Киева. На чаше преподобного Нифонта была надпись: " Святой епископ Нифонт... будучи на престоле, многия святыя обители и церкви устрои со благоверным князем Всеволодом Псковским, и по преставлении князя Всеволода прииде... во Псков и созда... церковь Преображения Господня, и обитель преславную украся, и братию собра, и игумена постави " . В конце XIX века при ремонте Преображенского собора были раскрыты прекрасные фрески XII века, которыми был расписан собор, получившие ныне всемирную известность. (Преподобный Нифонт построил еще один точно такой же храм в Ладоге, освященный во имя святителя Климента Римского, но до наших дней сохранился лишь его фундамент.) О жизни преподобного Авраамия сведений сохранилось мало, так как монастырь находился вне городских стен и часто подвергался разорению и служил для постоя вражеских войск. Скончался преподобный 24 сентября 1158 года. Мощи его лежат под спудом соборного храма в честь Преображения Господня в созданном им монастыре. Через четыре столетия, 24 сентября 1567 года, в день памяти преподобного Авраамия в Мирожском монастыре совершилось чудесное знамение от древней иконы Пресвятой Богородицы. Мирожская икона явилась в монастыре в 1198 году. В царствование Иоанна Грозного, во время свирепствовавшего во Пскове морового поветрия, от этой иконы, как повествует древнее сказание, " таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня " . Мирожская икона написана по чину Оранты - " Молящейся " . Пресвятой Богородице предстоят Псковские святые: справа - святой благоверный князь Довмонт-Тимофей (память 20 мая), слева - его супруга, преподобная Марфа, в миру Мария Дмитриевна († 8 ноября 1300). Царь Иоанн Васильевич увез чудотворный Мирожский образ из Пскова, а в монастыре остался список " мера в меру " - так называемая " Великая Панагия " из Спасо-Мирожского монастыря. Празднование знамения Мирожской иконы установлено в том же, 1567 году, по благословению архиепископа Новгородского и Псковского Пимена. Этой иконе была составлена особая служба, напечатанная в Минее 1666 года. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913870.htm...

Нифонт Новгородский, Печерский, свт. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Нифонт Новгородский, Печерский, свт. - житие Эта страничка относится к разделу   Нифонт Новгородский, Печерский, свт. Нифонт Печерский, Новгородский, епископ (ск. 8.04.1156), постриженик Киево-Печерского монастыря, возведен на Новгородскую кафедру в 1130. Новгородцы высоко ценили его как храмоздателя и знатока церковных канонов. Святитель реставрировал Софийский собор и создал в Новгороде и других городах много храмов. Одной из первых забот свт. Нифонта стала забота о прекращении междоусобных браней и водворении мира между русскими князьями. В 1135 ему удалось предотвратить казавшееся неминуемым столкновение между Киевом, Черниговом и Новгородом. Его святительские слова, обращенные к соперничавшим князьям, неоднократно способствовали утверждению мира и в дальнейшем. Свт. Нифонт был строгим блюстителем церковных правил. Неканоничного митр. Киевского Климента, поставленного по воле вел. кн. Изяслава II Мстиславича, св. Нифонт не признал. За это он был послан в почетное заточение в Печерский монастырь и был там до тех пор, пока его не освободил вел. кн. Юрий Долгорукий. После этого святитель вернулся в Новгород к великой радости своей паствы. Константинопольский патриарх в своем послании сравнивал его с древними свв. отцами, столпами Православия. Во время одной из своих поездок свт. Нифонт остановился в Печерском монастыре, где ему явился св. Феодосий, который сказал: “Хорошо ты сделал, брат и сын Нифонт, что приехал сюда. Отныне ты будешь неотлучно пребывать с нами!” В свитке, который он держал в руке, было написано: “Се аз и дети, яже ми даде Бог!” Вскоре после того святитель скончался. Погребли его в пещере прп. Феодосия. Память свт. Нифонту отмечается 8/21 апреля и 28 сентября/11 октября. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Нифонт Новгородский, Печерский, свт. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3083

Из не отмеченных в Церковном Уетаве и в 1156 русских святых показаны следующие: ноября 27 – Всеволод князь Псковской, ноября 28 – Феодор архиепискол Ростовский и июня 16 – Нифонт Новгородский. Памяти славянских святых показаны те же, что в 1156, за исключением памяти Иоакима Сардипольского, и, сверх того, под 1 апреля память «Аврамия новаго страстотерпца, мученаго в Болгарех за православную веру христианскую». Из праздников Богородичных русского происхождения, отмеченных в 1156, ве показаны: октября 22 – Казанской Божией Матери и августа 8 – Толгской Божией Матери. Пасхалия начинается 7356 (1848) годом. 1165. Святцы , в 16 долю листа, 71 л., полууставом начала XIX в., в бумажной обложке; заключают в себе один месяцеслов. Из отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых здесь не показаны те же, что в 1156 и, сверх того, не отмечены следующия памяти: Алексия митрополита под 19 мая и Константина князя Муромского и чад его: Михаила и Феодора под 21 мая. Из не отмеченных в Церковном Уставе и показанных в 1156 памятей русских святых в святцах рукописи не отмечены следующия: Иоанна князя Углицкаго под 19 мая; Макария Колязинского под 26 мая; Димитрия Царевича и Димитрия Прилуцкаго под 3 июня; Василия и Константина Ярославских князей под 8 июня; Стефана Махрищского под 14 июля и Петра митрополита под 4 августа. Сверх того, отмечены памяти Всеволода Псковского князя под 27 ноября и Феодора архиепископа Ростовскаго под 28 ноября. Из славянских святых здесь отмечены те же, что в 1156. Из показанных в 1156 праздников Богородичных русского происхождения в святцах рукописи не отмечены: октября 22 – Казанской Божией Матери; июня 26 – Явление иконы Тихвинския Пресвятыя Богородицы и августа 8 – Явление иконы Толгския Пресвятыя Богородицы. Под 27 ноября показано Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде. Читать далее Источник: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода : Т. 1-2/[Архивариус Св. синода А. Никольский]. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1904-1910. - 3 т./Т. 1. - Рукописи богослужебные. - 1904. - XX, 632, 66 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010