Имп. Лев V. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 12v) Имп. Лев V. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 12v) Главная внутриполитическая проблема, стоявшая перед Л., обозначилась еще до его венчания на царство. Если инициатива провозглашения Л. принадлежала войску, то отречение Михаила было результатом посредничества патриарха свт. Никифора I, уже во 2-й раз выступавшего как главное действующее лицо при передаче власти (в 811, при отречении Ставракия, сына и соправителя имп. Никифора I). Свт. Никифор немедленно потребовал от Л. принести присягу в том, что он не будет покушаться на церковные установления. Источники сообщают противоречащие друг другу сведения, но наиболее вероятным представляется следующий сценарий: Л. отказался давать присягу в качестве предварительного условия коронации, но принес ее уже после офиц. венчания в Св. Софии. Т. о., новому императору сразу же пришлось иметь дело с чрезвычайно влиятельной конкурирующей политической силой - К-польским Патриархатом во главе со свт. Никифором. Как только смерть Крума избавила Л. от военной угрозы, он начал действовать. План императора был прост: опираясь на реально существовавшие иконоборческие настроения, вызванные во многом ностальгией по победоносным императорам Сирийской династии, организовать выступления против почитания икон, с тем чтобы правосл. иерархи, включая Никифора, были вынуждены защищать свою позицию. Затем Л. предложил бы себя в роли арбитра как лицо, во-первых, незаинтересованное, а во-вторых, обладающее необходимыми полномочиями. Далее у него оставалась свобода маневра: даже если бы он решил дело в пользу иконопочитания, авторитет императора возобладал бы над патриаршим. На Пятидесятницу, 4 июня 814 г., была образована комиссия, возглавляемая еп. Антонием Силейским и Иоанном Грамматиком (впосл. патриарх К-польский Иоанн VII Грамматик ), к-рая должна была отыскать в имп. б-ке свидетельства св. отцов против почитания священных изображений. Попытки Л.

http://pravenc.ru/text/2463287.html

Центрами просветительской деятельности были также б-ка с сочинениями древних авторов и придворная школа (schola palatina); ее руководителем стал англосакс. богослов и поэт Алкуин , к-рый разработал программу обучения, включавшую изучение Л. я. Столкнувшись с проблемой плохого знания клириками латыни, имп. Карл Великий в послании «О попечении над образованием» ( Karoli Epistola de litteris//MGH. Capit. T. 1. P. 78-79) увещал духовенство изучать словесность, без чего невозможно понимать Свящ. Писание; согласно капитулярию «Всеобщее увещание» (Admonitio generalis//Ibid. 53-61), епископы и аббаты были обязаны открывать при мон-рях и кафедральных соборах школы для клириков и мирян. Наиболее значительными авторами Каролингского возрождения являются Эйнгард , Ангильбер , Павел Диакон , Теодульф Орлеанский, Иоанн Скот Эриугена , Рабан Мавр , Седулий Скот , Ноткер Заика . К данному периоду примыкает также эпоха династии герм. императоров Оттонов; крупным писателем этого времени была канонисса мон-ря Гандерсхайм Гросвита († ок. 975). Страница из Библии (Matrit. 229. Fol. 9). 1259 г. Страница из Библии (Matrit. 229. Fol. 9). 1259 г. Важнейшими событиями позднего периода стали возникновение ун-тов и закрепление за латынью статуса интернационального языка образования и науки, создание новых грамматик, к-рые пришли на смену дошедшим со времен античности сочинениям Доната и Присциана (наиболее значительными средневековыми грамматиками были «Graecismus» Эберхарда из Бетюна и «Doctrinale» Александра из Вильдьё), открытие аристотелизма, в т. ч. посредством переводов с араб. языка, и развитие схоластики. Необходимость формирования терминологической системы зап. богословия послужила причиной активного словообразования. Основные авторы: Петр Абеляр , Вильгельм Тирский, Альберт Великий , Фома Аквинский , Фома Кемпийский , Иоанн Дунс Скот , Роджер Бэкон , Луллий Раймунд , Иоанн (Жан) Буридан , Уильям Оккам . Англ. историк Гиральд Камбрийский в соч. «Сокровище Церкви» (Gemma ecclesiastica) приводит примеры грубых ошибок в употреблении Л.

http://pravenc.ru/text/2463178.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Пример 1. Кондукт «Resonet, intonet» (Matrit. 289, ок. 1140) [лат. conductus от conducere - «вести, собирать, стягивать»], вокальный жанр периода Ars anmiqua на лат. рифмованный стих, чаще всего духовного содержания, как правило, в строфической форме. К. мог быть одноголосным или многоголосным (во 2-м случае - чаще всего с сочиненным заново тенором ). Расцвет жанра приходится на 2-ю пол. XII - 1-ю пол. XIII в. Возник на юге Франции (ок. 100 сохранившихся композиций происходит из Аквитании), получил развитие в школе Нотр-Дам , к кон. XIII в. был вытеснен мотетом ; в др. странах, в частности в Германии, бытовал и в XIV в., однако новых К. в этот период создавалось мало. Первоначально этим термином могли обозначать вступительные песнопения перед литургическими чтениями (напр., в ркп. Matrit. 289, ок. 1140 г.). Так, К. «Resonet, intonet» (Да откликнется, да отзовется), вероятно, исполнялся во время перенесения Лекционария к месту, предназначенному для чтений (см. пример 1). Одна из версий происхождения термина связана с тем, что К. могли исполнять во время церковных и светских шествий (в частности, в составе литургических драм ). Так, в «Действе об антихристе» (ок. 1160) упоминается К. «Alto consilio», который исполнялся, когда персонаж, олицетворявший Церковь, шел к трону. В «Действе о Данииле», записанном студентами ун-та Бове, К. сопровождает появление на сцене действующих лиц и их уход за кулисы. Другая версия (см.: Gillingham. 1991) основана на том, что поэтическая форма К.- более краткая в отличие от близких по форме гимна и секвенции , получивших развитие в более ранний период. В то же время считается, что К. 1-й пол. XII в. представляют собой 2-голосные обработки гимнов и секвенций (см.: Евдокимова. 1983. С. 45, прил. 4, 5, 5а). Этот термин, впосл. появившийся в нотных рукописях (в качестве рубрики ), стал использоваться в музыкально-теоретических трактатах периода Ars antiqua, впервые - в кратком анониме «Discantus positio vulgaris» (ок. 1240), где К. определен как сочинение на стихотворный текст ( Coussemaker C. E. H., de. Scriptorum de musica medii aevi: N. S. P., 1864. Mil., 1931r. Vol. 1. P. 96). Позже муз. теоретики называют важнейшим признаком жанра свободно сочиненный (т. е. независимый от литургического или народно-песенного репертуара) тенор: «Тот, кто хочет сочинять кондукт, сначала придумывает такую прекрасную мелодию, какая только возможна, а потом, используя ее как тенор, добавляет дискант» («Искусство мензурального пения» Франко Кёльнского (2-я пол. XIII в.); цит. по изд.: Евдокимова 1983. С. 59). В отличие от мотета, в котором возможна политекстовость, для К. характерно использование одного текста (латинского) во всех голосах.

http://pravenc.ru/text/1841918.html

В 1476 г. в Милане вышло самое известное сочинение Л.- «Краткое изложение о 8 частях речи» (Επιτομ τν κτ το λγου μερν; факсимильное изд.- Амстердам, 1966), 1-я в истории печатная книга на греч. языке. Эта грамматика была написана в период пребывания Л. в Милане для его ученицы Ипполиты Сфорцы. Грамматика быстро завоевала популярность, в 1480 г. была переведена на латынь, впосл. неоднократно дополнялась и переиздавалась в типографии Альда Мануция в Венеции (1495, 1502, 1512, 1521). Вскоре она заменила в качестве основного пособия для изучения греч. языка грамматику Мануила Хрисолора . Во 2-й кн. «Утопии» (1516) Т. Мор упоминает Л., говоря, что у жителей Утопии из всех пособий по греческому есть лишь грамматика Л., а учебника Газиса Феодора - нет. Ок. 1490 г. было опубликовано дополнение к грамматике - «Вступление к 3-й книге об имени и глаголе». Также Л. является автором соч. «О синтаксисе глагола согласно древним» (Περ τς τν ρημτων συντξεως κατ τος παλαιος) (Anecdota graeca. 1828) и произведений разных жанров: кратких биографий греч. писателей калабрийского (PG. 161. Col. 923-938) и сицилийского происхождения (Ibid. Col. 915-924; 1-я публикация - Мессина, 1499); рассуждений о сочинениях Квинта Смирнского (Ibid. Col. 941-950); перечня визант. императоров, начиная с Василия I Македонянина (Ibid. Col. 965-968); квантитативных эпиграмм (Ibid. Col. 967-970); всемирной компилятивной хроники от Адама до падения Трапезунда и захвата Пелопоннеса турками ( Κωνσταντνου Λασκρεως. 1910); парафраза «Галиевтики» Оппиана ( Cariou. 2015); работ по риторике (Matrit. 4620. Fol. 130-144). Л. принадлежит собрание 489 греч. эпиграмм, в основном восходящее к поэтической коллекции Максима Плануда , схолиям к сочинениям Иоанна Цеца и Диогена Лаэртского (Matrit. 4562. Fol. 101-136; Maltomini. 2011). Л. коллекционировал рукописи античных и визант. авторов: известны 150 кодексов, либо частично или полностью переписанных его рукой, либо содержащих его пометы ( Martinez-Manzano. 1998. P. 32-45; Eadem. 2000). Книги, принадлежавшие Л., в основном хранятся в Национальной б-ке Испании в Мадриде ( Fern á ndez Pomar. 1966).

http://pravenc.ru/text/2463141.html

Посольство св. равноап. кн. Бориса к визант. имп. Феодоре. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 67 v) Посольство св. равноап. кн. Бориса к визант. имп. Феодоре. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 67 v) Выбор Б. слав. литургии объясняется стремлением упрочить позиции национальной Церкви и добиться консолидации болг. общества, большинство к-рого составляли славяне. В Болгарии, вероятно, уже во 2-й пол. 60-х гг. IX в. имели представление о слав. литургии, т. к. 2-е посольство в Рим совпало по времени с пребыванием там слав. апостолов, освящением по указанию папы Адриана II слав. книг и богослужением на слав. языке, проходившем в главных храмах города. Б. высоко оценил возможности, открывавшиеся перед болгарами с введением слав. языка в богослужение. Этим объясняется теплый прием, оказанный им ученикам св. равноапостольных Кирилла и Мефодия после их изгнания из Вел. Моравии в 885 г. (см. статьи: Климент Охридский , Константин, еп. Преславский , Ангеларий , Наум Охридский , Савва , Седмочисленники ). Переход Болгарской Церкви на слав. язык в качестве богослужебного произошел еще при жизни Б. Св. равноап. кн. Борис. Миниатюра из Слова Ипполита Римского о Христе и антихристе. Кон. XII-haч. XIII в. (ГИМ. Чуд. 12. Л. 1 об) Св. равноап. кн. Борис. Миниатюра из Слова Ипполита Римского о Христе и антихристе. Кон. XII-haч. XIII в. (ГИМ. Чуд. 12. Л. 1 об) С именем Б. связано активное строительство и восстановление храмов и мон-рей по всей Болгарии (см. ст. Болгария , разд. «Искусство»). В Житии св. Наума Охридского говорится, что князь построил соборный храм в мон-ре арх. Михаила «с богатъством и повелением... Михаила Бориша и сына его Симеона». Созданная в Македонии в XI в. «Болгарская апокрифическая летопись» («Сказание Исаии пророка, како вьзнесен бысть ангелом до 7-го небеси») сообщает, что Б. «сьзда церкви по земли бльгарстеи, и на реце Брегалници, и ту прием царство, на Овчи поли созда бели церкви». По свидетельству архиеп. Охридского Феофилакта, в новую церковь на Брегалнице перенесли мощи мучеников из македон. Тивериополя , разоренного во время болгаро-визант. войн в нач. IX в., им была установлена память 29 авг., к-рая содержится уже в месяцеслове глаголического Ассеманиева Евангелия XI в.

http://pravenc.ru/text/153131.html

Крещение Преславского двора. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 68 v) Крещение Преславского двора. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 68 v) После принятия Крещения Б. выступил решительным защитником христианства и в марте 866 г. подавил вспыхнувшее в защиту языческой религии восстание боляр, недовольных «недобрым законом» князя, казнив представителей 52 тюрк. болярских родов. Стремился также к строгому соблюдению христ. норм, обычаев и обрядов. В лат. переводе сохранилось 106 ответов папы Римского Николая I на переданные понтифику родственником князя Петром и болярами Иоанном и Мартином вопросы Б. Эти ответы, составленные Анастасием Библиотекарем , являются важнейшим источником по истории Болгарии в период принятия христианства. Возвращаясь из Рима, участники болг. посольства (кон. 867), призванного убедить папу Адриана II назначить примасом Болгарии главу папской миссии в стране еп. Портуанского Формоза, написали на листах древнего Евангелия (см. Чивидальское Евангелие ) помянник на лат. языке, к-рый содержит сведения о семье и родственниках Б.: «Князь Михаил, и его брат Докс, и другой его брат Гавриил, и супруга его Мария, и сын его Расате, и другой Гавриил, и третий сын Симеон, и четвертый сын Иаков, и дочь его монахиня Пракси, и другая дочь его Анна...» Болгарский народ решает принять христианскую веру. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилацы. XII в. (Vatrit. gr. 2. Fol. 68 r ) Болгарский народ решает принять христианскую веру. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилацы. XII в. (Vatrit. gr. 2. Fol. 68 r ) После Крещения страны Б. поставил своей целью создание автокефальной Церкви Болгарии, предполагая со временем сделать ее главой своего младшего сына Симеона , получившего образование в К-поле. В 60-х гг., пытаясь осуществить задуманное, Б. колебался в выборе церковной юрисдикции между К-полем и Римом. Решение в пользу Византии он принял на Соборе в столице империи в 869-870 гг. (см. статьи: Болгария , Болгарская Православная Церковь ). Помимо предпочтения Б. визант. модели взаимоотношения светской и духовной властей важную роль в его решении сыграло и то, что папы Николай I и Адриан II отказывались утвердить на пост главы Болгарской Церкви кандидатов Б., сначала еп. Формоза, затем диак. Марина.

http://pravenc.ru/text/153131.html

Иконопочитание в семье имп. Феофила. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII - XIII вв. (Matrit. gr. 26 - 2. fol. 44v) Иконопочитание в семье имп. Феофила. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII - XIII вв. (Matrit. gr. 26 - 2. fol. 44v) Усиление гонений против иконопочитателей при имп. Феофиле стало последним всплеском иконоборчества; после катастрофы 838 г. были окончательно развенчаны представления о связи этой доктрины с военными успехами империи, сложившиеся в военных кругах со времен Исаврийской династии. Иконопочитание, несмотря на политику новых императоров-иконоборцев, было широко распространено в обществе и тайно сохранялось в правящей семье. Вскоре после смерти имп. Феофила его вдова св. Феодора возглавила правительство при малолетнем имп. Михаиле III (842-867). Патриарх Иоанн Грамматик, воспитатель Феофила и идеолог иконоборчества, был низложен и сослан; К-польскую кафедру занял свт. Мефодий . 11 марта 843 г. Феодора созвала Поместный Собор в К-поле, на к-ром были подтверждены решения VII Вселенского Собора о восстановлении иконопочитания. Это событие, воспринятое как окончательная победа над последней грозной ересью, празднуется с тех пор в правосл. Церкви как Торжество Православия. V. Правление Македонской династии (867-1056) традиционно считается эпохой «классической» Византии. Политика августы св. Феодоры и ее министра патрикия Феоктиста, несмотря на общее согласие с восстановлением иконопочитания, вызывала недовольство в военных кругах. Это привело к убийству Феоктиста (855) и отстранению св. Феодоры (856); во главе правительства встал юный имп. Михаил III, но реальная власть перешла к его дяде Варде, брату Феодоры. Патриарх свт. Игнатий, сторонник императрицы, в 858 г. был смещен с престола и сослан. На его место был поставлен свт. Фотий . В дальнейшем противостояние Патриархов Игнатия и Фотия вылилось во внутрицерковный конфликт, к-рый растянулся более чем на полвека и был осложнен вмешательством в него Римских пап. Несмотря на достаточно уверенное правление в течение ряда лет, возрождение высшей школы в столице (т.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26-2. Fol. 10v) Патриарх Никифор I венчает на царство Михаила I Рангаве. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26-2. Fol. 10v) С 395 г. на протяжении более 2 столетий персона императора была подчеркнуто отделена от исполнения военных функций: императоры не возглавляли войска и не вели военных кампаний лично, даже если до вступления на престол они были полководцами. С VII в. военное дело вновь заняло важное место в деятельности императоров. Развивался придворный церемониал, к-рый позднее был описан в кн. имп. Константина VII «О церемониях» (X в.). Сакрализация власти достигалась выдвижением благочестия на первый план в ряду имп. добродетелей и через формирование образа правителя как примера для подданных прежде всего в религ. делах. Одной из важнейших функций власти как института (вместе с Церковью и отдельно от нее) становится предстоятельство перед Богом за державу (теоретически включавшую всю христ. ойкумену) и ответственность за религ. благочестие граждан империи (концепция «политической ортодоксии», предложенная Х.-Г. Беком). При этом гос. порядок (τξις) и сама власть мыслятся как богохранимые, находящиеся под божественным руководством. В процессе передачи власти от одного императора к др. приобретает особое значение представление о «выборе Бога», указывающего наследника рукой правящего императора и освящающего выбор народа, армии и сената. Божественная санкция на избрание нового императора нашла воплощение в установлении обряда церковной коронации (венчания на царство), к-рый, как правило, проводит Патриарх К-польский (первый известный пример - при имп. Льве I в 457; см.: Острогорский Г. А. Эволюция византийского обряда коронования//Византия...: Сб. ст. в честь В. Н. Лазарева. С. 33-42). Этот церемониал соседствовал с заимствованным у германцев обычаем поднятия императора на щите, знаменовавшим признание правителя армией. В случае борьбы за престол победа одного из претендентов обосновывалась тем, что он «угоден Богу».

http://pravenc.ru/text/372674.html

(из мон-ря Санто-Доминго-де-Силос или Леона); 1 лист рукописи Matrit. Bibl. Nac. 11.556, XI в. (из мон-ря Сан-Сойло); 8 листов рукописи Zaragoza. BGU (Facultad de Derecho). M-418, X в. (из мон-ря Сан-Хуан-де-ла-Пенья или Санта-Мария-ла-Реаль-де-Нахера; изд.: Zapke. 1995; факсимиле и иссл.: Antiphonale Hispaniae Vetus (s. X-XI). Zaragoza, 1986). В палимпсест из Толедо Matrit. Bibl. Nac. 10.001. Fol. 141 (IX-X или XII-XIII вв.) включены антифоны служб святым Фруктуозу и Винцентию. Фрагмент Антифонария, представляющего южноиспан. традицию, сохранился в рукописи Coimbra. Archivo de la Universidad. IV-3.a S.-Gav. 44 (22), XI в. Издания гимнографических текстов И.-м. о. см.: Blume, Hrsg. 1897; Castro Sanchez, ed. 2010. О мосарабских календарях см.: Alamo. 1943; Vives, F á brega Grau. 1949; Iidem. 1950. Чин Крещения Поскольку литургические книги отражают состояние чина Крещения в И.-м. о. на уровне X-XI вв., ранняя история реконструируется в основном по свидетельствам христ. писателей и канонов Поместных Соборов. Самым ранним, но лишь косвенно указывающим на испан. практику, является соч. «Паломничество» Эгерии, проделавшей путь из Испании в Св. землю. Лат. терминология, использованная ею для описания реалий иерусалимской традиции, во многом согласуется с той, что зафиксирована в др. более поздних источниках. О богословии и о нек-рых элементах практики испан. Церкви говорит Пакиан Барселонский. Он сообщает о периоде оглашения, о таких элементах, как исповедание веры, отречение от сатаны, погружение в воду и помазание после него ( Pacian. De bapt. 6//PL. 13. Col. 1093). Св. Исидор Севильский подробно описывает 2 этапа оглашения: сначала желающие креститься включаются в число катехуменов, а затем, когда приблизится время Крещения, они причисляются к competentes («стремящимся»; в визант. традиции называются «готовящиеся ко просвещению»). Обряд traditio symboli (передача Символа веры) совершается на праздник Входа Господня в Иерусалим. Этой день называют также capitilavium, поскольку в этот день принято омывать головы infantes (букв.- младенцев), которых готовят к помазанию ( Isid.

http://pravenc.ru/text/674997.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ I РАНГАВЕ Коронация имп. Михаила I Рангаве. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 10) Коронация имп. Михаила I Рангаве. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 10) [Греч. Μιχαλ Ραγγαβ] (ок. 770-844) визант. имп. (811-813), сын патрикия Феофилакта Рангаве. Фамилия (в источниках есть также варианты написания: Ραγκβε, Ραγκαυ, Ραγκαβ), по одной из версий, имеет слав. происхождение (корень тот же, что и в слове «рука»; возможно значение «сильнорукий»). В 793 г. женился на Прокопии, дочери имп. Никифора I (802-811), после женитьбы получил должность куропалата. В браке с Прокопией родились 5 детей: 3 сына - Феофилакт, Ставракий и Никита (буд. патриарх К-польский свт. Игнатий ) и 2 дочери - Георго и Феофано. После гибели имп. Никифора I (811) в битве с болгарами в Вырбишском ущелье власть перешла к его сыну и соправителю, шурину М. Р. Ставракию. Однако Ставракий сам оказался тяжело ранен в той же битве, и надежды на его выздоровление практически не было. Политическая сила в то время была сосредоточена в руках доместика схол Стефана, логофета Феоктиста и М. Р., по их замыслу, Ставракия надо было сместить, а престол должен был занять М. Р., зять имп. Никифора I. Его кандидатуру поддерживал и патриарх К-польский свт. Никифор I . 2 окт. 811 г. М. Р. при поддержке синклита, войска и Церкви был провозглашен императором, Прокопия - августой, а старший сын - соправителем, при этом патриарх взял с М. Р. клятву в том, что он не будет нарушать церковные установления. Ставракий постригся в монахи и через неск. месяцев скончался (812). После восшествия на престол одной из главных задач М. Р. стало укрепление власти за счет достижения компромисса между противниками имп. Никифора и его сторонниками. В целом можно говорить о послаблении М. Р. налогового бремени, свойственного системе Никифора, особенно это касалось взыскания недоимок. При М. Р. снова вошли в практику щедрые пожертвования храмам и мон-рям.

http://pravenc.ru/text/2563700.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010