На переговорах с крестоносцами посольство со стороны осажденных возглавлял местный епископ, к-рый произнес проповедь о необходимости обращения язычников в христианство с помощью слова Божия, а не силой оружия. В 1148 г. в Хавельберге поморский кн. Ратибор заключил с представителями саксон. знати почетный мир, однако это не упрочило власть кн. Никлота. Несмотря на клятву, данную герц. Генриху Льву, он восстановил союз с гольштейнским гр. Адольфом II. Однако после смерти правителя гаволян кн. Прибыслава (1150) войскам маркгр. Альбрехта Медведя удалось захватить власть в принадлежавшем Прибыславу Браниборском княжестве. В 1151 г. началось восстание хижан и черезпенян, отказавшихся платить дань кн. Никлоту. Князь обратился к саксонцам и с их помощью подавил мятеж. В 1156 г., не испугавшись плена и угрозы нового крестового похода, кн. Никлот вновь отказался перейти в католичество и крестить свой народ. Вынужденный лавировать между политическими группировками в Саксонском герц-стве, князь признавал свою зависимость от власти герц. Генриха Льва, по поручению к-рого совершал нападения на берега Дании. Однако в 1157 г., после поражения кн. Ячко, изгнавшего в 1155 г. саксонцев из Браниборского княжества, положение кн. Никлота вновь ухудшилось. На землях полабско-прибалт. славян были учреждены 3 диоцеза, подчинявшиеся Гартвигу, архиеп. Гамбурга и Бремена (1148-1168). В 1160 г. герц. Генрих Лев и дат. кор. Вальдемар I Великий (1157-1182) организовали новый крестовый поход против бодричей. Во время похода кн. Никлот был убит. Воспользовавшись противоречиями между сыновьями и внуками погибшего правителя, саксон. знать усилила свое политическое влияние на землях бодричей. После междоусобной войны наследники кн. Никлота приняли католичество и получили основанное на землях бодричей Мекленбургское герц-ство. Лит.: Грацианский Н. П. Борьба славян и народов Прибалтики с герм. агрессией в ср. века. М., 1943; он же. Полабские славяне в борьбе с нем. агрессией в ср. века//Вековая борьба зап.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

1099-1105 Гражданская война среди сельджуков. 1102 Фатимиды наносят поражение крестоносцам при Рамлахе. 1109 Крестоносцы овладевают Триполи. 1115-1116 Крестоносцы оккупируют Трансиорданию. 1118 Смерть византийского императора Алексея I Комнина. 1119 Войска Атабега наносят поражение крестоносцам на " Кровавом поле " . 1122 Аббасидский халиф впервые за много лет собирает свою армию. В последнем набеге на Византию печенеги терпят поражение при Эски-Загре, половцы занимают их земли. 1124-1126 Война Византии с Венецией. 1127 Занги становится губернатором Мосула. 1128 Венгры вторгаются в земли Византии до Филиппополя, но отражены. 1136-1139 Иоанн II Комнин (1118-1143) в упорной борьбе отвоевывает у турок значительную часть потерянных в предыдущие два десятилетия земель в Анатолии, отвоевывает Киликийскую Армению, совершает походы в Северную Сирию, установив сюзеренитет над крестоносным княжеством Антиохией после осады города (1137-1138). 1138 Вероятный год рождения Саладина. 1144 Занги овладевает удерживавшейся крестоносцами Эдессой. 1146 Убийство Занги. Крупный поход византийцев против турок, окончившийся успехом, но не принесший результатов. 1147 Второй крестовый поход проходит через Константинополь. Крестовый поход германцев терпит поражение от сельджуков. 1147-1148 Роже II Сицилийский нападает на Эвбею и Коринф, захватывает Корфу, пока не изгнан. 1148 Второй крестовый поход терпит поражение под Дамаском. 1149-1152 Мануил I Комнин (1143-1180) подавляет восстание сербов и наносит поражение пришедшей им на помощь венгерской армии (1150), вплоть до вторжения в Венгрию. Возобновившаяся в 1155-1156 война снова оканчивается поражением венгров. 1152 Карательный поход византийцев против Киликийской Армении. 1153 Крестоносцы овладевают Аскалоном, последним опорным пунктом Фатимидов в Палестине. 1154 Нур-ал-Дин захватывает Дамаск. 1155-1158 Пытаясь вернуть потерянные Византией владения в Италии, византийцы наносят поражение сицилийским норманнам в битве при Андрии (1155). Несмотря на этот и другие успехи поход терпит неудачу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Общее распоряжение, о котором идёт речь, установлено в пользу многожёнца, имеющего «одновременно» нескольких жён. Оно не распространяется на многожёнца, имевшего нескольких жён «последовательно», то есть на тот случай, когда мужчина, отвергнув первую жену или разведясь с ней, сочетается браком со второй и даже более, с одной за другой, по одной и той же форме. Та же норма имеет силу и для некрещёной женщины, которая одновременно имеет нескольких некрещёных мужей. В качестве ещё одного условия для использования милости, дарованной многожёнцу, требуется, чтобы все его «несколько жён» были «некрещёными», не имели опыта Божественного закона единства брака и не знали о нём. Не требуется, чтобы избранная им жена тоже окрестилась. Но может случиться так, что фактически после католического крещения многожёнца она тоже примет крещение – католическое или некатолическое. В этом втором случае – как и в том, когда избранная жена остаётся без крещения – брак, подлежащий заключению, был бы смешанным и подчинялся бы тем же самым нормам, которыми он регулируется в обычных случаях. Разрешение на смешанный брак или диспенсация от препятствия различия религий могут быть предоставлены обычными полномочиями и при соблюдении обычных предписаний (кан. 1148, § 2). Избрав из своих жён ту, которую он предпочитает, многоженёц должен «отстранить» всех остальных. Это означает, что он не может более вести с ними супружескую жизнь, но ему не запрещается ещё оставлять их в своем доме, особенно если они уже немолоды, а также для того, чтобы не обрекать их на нищету и бесчестие – при том условии, что будет устранена всякая непосредственная опасность греха и соблазна. Беря в жёны других женщин после первой, многожёнец намеревался дать каждой из них настоящее брачное согласие. Однако брак был недействителен по причине препятствия уз, относящегося к естественному праву и проистекающего из брака, заключённого с первой женой. Поэтому, чтобы союз обратившегося многожёнца и избранной им женщины стал действителен, они должны возобновить брачное согласие «по требуемой законом форме» (кан. 1148, § 2), установленной или дозволенной правом в наличной ситуации.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Др. историческое сочинение - «Деяния имп. Фридриха I Барбароссы» (Gesta Friderici) - О. Ф. не успел завершить. К июню 1157 г. он закончил 1-ю книгу и часть 2-й книги. По поручению императора в марте-июне 1160 г. труд был доведен до конца Рахевином (ок. 1120-1170/77), писцом, капелланом и нотарием О. Ф. Сохранилось 3 рукописи XII в. из Юж. Германии; рубежом XII и XIII вв. датируется копия с экземпляра, сделанного Рахевином для имп. Фридриха Барбароссы (Paris. lat. 18408). Однако в дальнейшем это сочинение оставалось малоизвестным: от XV-XVI вв. осталось лишь 9 неполных списков «Деяний...» ( Wattenbach, Schmale. 1976. S. 56). Работая над этим произведением, О. Ф. опирался на 7-ю книгу своей «Хроники...», посвященную событиям от времени начала борьбы за инвеституру до 1146 г., а также на документальные источники и дипломатическую переписку. Рахевин, завершивший это сочинение, привлекал законодательные документы, письма и грамоты. Основную информацию оба хрониста черпали из устных свидетельств современников и собственных наблюдений. Сведения о жизни и деятельности О. Ф. приводит Рахевин. Среди др. источников, позволяющих реконструировать биографию О. Ф.,- Анналы мон-ря Клостернойбург, нем. и франц. хроники, королевские и имп. дипломы сер. XII в., а также переписка Вибальда из Ставло († 1158), одного из наиболее влиятельных придворных 1-го герм. короля из династии Штауфенов - Конрада III (антикороль в 1127-1135, рим. король в 1138-1152). Жизнь Семья О. Ф. принадлежала к высшей южногерм. знати. Его отец - Леопольд III Святой, маркграф Австрии (1095-1136), происходил из древнего рода Бабенбергов. Мать - Агнесса († 1143), дочь имп. Генриха IV (1084-1105), в 1-м браке была замужем за Фридрихом I, герцогом Швабии (1079-1105). Т. о., по материнской линии О. Ф. приходился имп. Генриху IV внуком, его наследнику кор. Генриху V (1098-1125, правил самостоятельно с 1106, император с 1111) - племянником, кор. Конраду III - родным братом, а имп. Фридриху I Барбароссе - дядей. Братья О. Ф. занимали важнейшие посты в империи: Леопольд IV († 1143) был маркграфом Австрийским (с 1136) и герцогом Баварским (с 1139), Генрих II († 1177) - маркграфом (с 1141, с 1156 герцог) Австрийским и герцогом Баварским (1141-1156), во 2-м браке (с 1148/49) был женат на Феодоре († 1184), племяннице визант. имп. Мануила I Комнина (1143-1180). Третий брат О. Ф.- Конрад († 1168) был епископом Пассау (1148-1164) и архиепископом Зальцбурга (1164-1168).

http://pravenc.ru/text/2581747.html

Держа слово, данное Анару, надо было бы отказаться от этой измены; но христианами овладела жадность какая-то, и они двинулись на Босру и Сархаду. Анар обратился к сыну Ценги, Нуреддину, за помощью и в то же время и сам дал решительный отпор христианам. 19 марта 1148 года прибыл в Сирию из Атталии со своими рыцарями Людовик, а в половине апреля – Конрад. План был такой, чтобы восстановить Эдесское княжество, но иерусалимский король, Бальдуин III, предложил им лучше идти на Дамаск, против Анара. Собрали 50.000 войска и тронулись в поход; сначала в битве перед Дамаском христиане одержали победу, но уже на следующий день перевес остался на стороне Анара. А в это время пришло известие, что Нуреддин спешит уже на защиту Дамаска. Властолюбие сыновей Ценги пугало одинаково и Анара, и христиан. И это известие сразу кончило страшную войну. Иерусалимцы, французы, немцы смотрели как-то недоверчиво на все свои подвиги, и поэтому решено было отступить от Дамаска и вернуться восвояси; 28 июля Конрад и Людовик начали отступление. Негодуя, раскаиваясь в своих поступках, с горечью отбыл из Святой Земли Конрад в 1148 году, 8 сентября, в Германию; Людовик пробыл в Святой земле до Пасхи 1149 года и в том же году вернулся во Францию. XIV. Конец второго похода Второй крестовый поход не оказал помощи сирийским христианам, которой они ожидали. Эдесса упала очень низко за пятидесятилетнее свое существование; в Иерусалимском королевстве тоже не чувствовалось какой-либо основательной устойчивости и прочности. Всем им угрожало одновременно с нескольких сторон оружие магометан. А помощи от Запада теперь вскоре ждать было трудно. Неудачи Людовика и Конрада надолго охладили пыл западных христиан к новым крестоносным ополчениям. Современники обвиняли Бернарда, папу Евгения, именуя их ложными пророками, предвозвестителями пришествия антихриста, которые только смущали людей, порождая между ними расстройство и горе. Бернард был виноват тем, что, не обращая внимания на условия жизни того времени, на состояние политики, он слишком отдался самому делу своей проповеди, увлекаясь своим красноречием и умением овладевать душой целой толпы. Он заставил сойтись вместе на одном деле французов, немцев, греков и сирийских христиан, не представляя себе, что может произойти из насильственного соединения враждующих партий воедино.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так как путь от Никеи до Дорилея был покрыт трупами и облит христианскою кровью, оба короля желали избавить войско от тяжелого зрелища и потому направились обходным путем, на Адрамиттий, Пергам и Смирну. Путь этот был чрезвычайно трудный, замедлявший движение войска; выбирая этот путь, короли надеялись встретить здесь менее опасностей со стороны мусульман. Надежды их, однако, не оправдались: турецкие наездники держали в постоянном напряжении крестоносную армию, замедляли путь, грабили, отбивая людей и обоз. Кроме того, недостаток съестных припасов и фуража заставил Людовика бросать массу вьючных животных и багажа. Французский король, не предвидя всех этих затруднений, взял с собою многочисленную свиту; поезд его, в котором участвовала и его супруга Элеонора, был в высшей степени блистательный, пышный, не соответствовавший важности предприятия, соединенного с такими затруднениями и опасностями. Крестоносное ополчение двигалось очень медленно, теряя на своем пути массу людей, вьючного скота и багажа. В начале 1148 г. оба короля прибыли в Ефес с жалкими остатками войска, тогда как при переправе ополчения через Босфор византийцы – конечно, преувеличенно – насчитывали его до 90 тысяч. В Ефесе короли получили от византийского императора письмо, в котором последний приглашал их в Константинополь отдохнуть. Конрад отправился морским путем и высадился в Солуни, где встретился с Мануилом, а Людовик, с большим трудом добравшись до приморского города Атталии, выпросил у византийского правительства кораблей и с остатками войска в марте 1148 г. прибыл в Антиохию. Рассказанными событиями, можно сказать, исчерпывается весь результат второго крестового похода; громадные армии королей растаяли под ударами мусульман; а короли – французский и немецкий, – соединившиеся для одной цели, скоро разошлись и стали преследовать противоположные задачи. Раймонд Антиохийский принял французов очень радушно: последовал ряд празднеств и торжеств, в которых французская королева Элеонора играла первенствующую роль.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Прибытие крестоносцев к Дамаску. Миниатюра из сочинения Себастьена Мамро «Заморские походы». 70-е гг. XV в. Худож. Ж. Коломб (Paris. fr. 5594. Fol. 148v) 19 марта 1148 г. кор. Людовик VII достиг Антиохии, где был торжественно принят кн. Раймундом, к-рый рассчитывал при помощи войска крестоносцев организовать наступление на Алеппо (Халеб) и отвоевать Эдесское графство. Однако франц. король предпочел продолжить путь в Иерусалим. В апр. в Иерусалим прибыл отряд еп. Оттона Фрайзингского, приехали Людовик VII и уцелевшие в походе представители франко-герм. знати. Все они были тепло приняты кор. Балдуином III; впосл. войско крестоносцев фактически стало инструментом борьбы правителя Иерусалимского королевства за укрепление границ своего гос-ва. 24 июня 1148 г. в Акре в присутствии королей Балдуина III, Людовика VII и Конрада III состоялся совет крестоносцев, где было принято решение начать наступление на Дамаск - столицу сравнительно небольшого, но выгодно расположенного эмирата, которым правил Муин ад-Дин Унур. Войско примерно из 50 тыс. крестоносцев собралось в Тиверии; 23 июля оно подошло к окрестностям Дамаска. Для эмира Унура это нападение не могло быть неожиданным. За неск. месяцев до этого он спешно начал работы по укреплению столицы эмирата, а также обратился за помощью к Нур ад-Дину Зенги и Сейф ад-Дину Гази, атабекам Алеппо и Мосула. Когда их войска, начавшие движение к Дамаску, достигли Хомса, о приближении армии мусульман стало известно в лагере крестоносцев. Тем самым осада города была сорвана. 28 июля под угрозой нападения мусульман крестоносцы спешно отступили от города и вернулись на свои земли. Эта неудача обострила противоречия, существовавшие внутри коалиции крестоносцев, и сделала невозможными дальнейшие совместные действия. Конрад III предлагал осадить Аскалон и двинул туда свои войска. Но собственных сил у герм. короля было крайне мало, поэтому, не получив поддержки от др. предводителей крестового похода, Конрад III прекратил наступление и покинул Св. землю. Людовик VII провел в Иерусалиме еще неск. месяцев и в апр. 1149 г. отправился морем во Францию.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Максимально расширил территорию франкского государства, более тридцати лет покорял саксонские племена. Оказывал активное содействие распространению христианства и культуры. Один из любимых персонажей легенд и преданий средневековья. Бранденбург — средневековое немецкое княжество, возникшее в результате завоевания немецкими князьями земель вендов; название — от поселения гаволян Бранибор. Альбрехт Медведь повторно завоевал эти земли, уже завоеванные немцами в 928 г. и вновь утраченные ими в 983 г. Никлот (ум. в 1160 г.) — один из последних князей бодричей. Альфонс, португальский король — Альфонс I Завоеватель (ок. 1109-1185), сын первого правителя Португалии графа Генриха Бургундского из рода Капетингов, которому наследовал в 1112 г. После победы над Кастилией и арабами в 1139 г. провозгласил себя королем, позже его признал папа (1142 г.). В конце 1147 г. с помощью крестоносцев захватил Лиссабон. Все его царствование прошло под знаком успешной борьбы с маврами. 4. Третий Крестовый Поход В начале 1148 г. оба короля прибыли в Эфес с жалкими остатками войска, тогда как при переправе ополчения через Босфор византийцы, конечно преувеличенно, насчитывали его до 90 тысяч. В Эфесе короли получили от византийского императора письмо, в котором последний приглашал их в Константинополь отдохнуть. Конрад отправился морским путем в Константинополь, а Людовик, с большим трудом добравшись до приморского города Анталии, выпросил у византийского правительства кораблей и с остатками войска в марте 1148 г. прибыл в Антиохию. Рассказанными событиями, можно сказать, исчерпывается результат Второго крестового похода; громадные армии королей растаяли под ударами мусульман; а короли, — французский и немецкий, соединившиеся для одной цели, скоро разошлись и стали преследовать противоположные задачи. Раймунд Антиохийский [ 1 ] принял французов очень радушно: последовал ряд празднеств и торжеств, в которых французская королева Элеонора играла первенствующую роль. Не замедлила проявиться интрига, которая не осталась без влияния на общий ход дел: Элеонора вступила в связь с Раймундом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

ш., подвергая сомнению допустимость обоснования богословских истин с помощью опосредующего обобщения авторитетных мнений отцов Церкви и предлагая в качестве альтернативы логико-диалектическую субъективную экзегетику. К числу др. франц. теологов, посещавших лекции Ансельма Ланского, принадлежит Гильберт Порретанский (ок. 1076-1154). Из замечания в одной из рукописей следует, что он представил Ансельму для оценки и исправления составленные им глоссы к Псалтири, однако др. сведений об обстоятельствах и о продолжительности его пребывания в Лане нет ( Giraud. 2010. P. 111-112). У Ансельма учился также уроженец Лана Гуго Амьенский ( 1164), впосл. ставший архиепископом Руанским и принимавший участие в церковных процессах 40-х гг. XII в. против Гильберта Порретанского как его обвинитель и судья. К числу противников новых идей в области теологии принадлежали еще 2 франц. ученика Ансельма: Матвей Альбанский ( 1135), впосл. ставший видным церковным дипломатом и возведенный в кардинальское достоинство, и Альберик Реймсский ( 1141), к-рый после смерти Ансельма преподавал в Реймсе и был одним из убежденных сторонников Бернарда Клервоского в полемике с Петром Абеляром и Гильбертом Порретанским (см.: Ibid. P. 138-141). Известны ученики Ансельма, бывшие выходцами из англо-нормандских земель и впосл. ставшие прелатами: Вильгельм де Корбейль, архиеп. Кентерберийский (1123-1136); Александр, еп. Линкольнский (1123-1148); Нигел, еп. Илийский (1133-1169); Роберт, еп. Херефордский (1131-1148) и др. (подробнее см.: Ibid. P. 115-132). К кругу англо-нормандских учеников Ансельма принадлежал также Гильберт, ставший впосл. епископом Лондонским (1128-1134); он известен под прозвищем Универсал (Universalis), т. е. Всеобъемлющий, которое получил вслед. того, что занимался не только философией и теологией, но и церковным правом. В наст. время считается, что Гильберт, верно следовавший учению Л. ш., после смерти Ансельма продолжал работу над составлением глосс к Библии, однако уже не в Лане, а в Осере, где он был членом соборного капитула до сер.

http://pravenc.ru/text/2463101.html

Согласно изложенному ответу Свящ. Конгр. св. служения, где указан критерий, которому нужно следовать, «особенно в случае неразрешимого сомнения относительно брака, заключённого в неверности», не существует общего закона, имеющего силу во всех случаях, который обязывал бы каждый раз обращаться к Св. Престолу. Необходимость такого обращения или её отсутствие зависит от природы сомнения, а точнее – от тех предположительных ситуаций, к которым это сомнение может привести. Если все эти предположительные ситуации могут быть включены в сферу власти, которой обладают Ординарии, и разрешены в этих рамках, тогда в вышеупомянутом обращении нет необходимости. Если же хотя бы одна из возможных предположительных ситуаций остаётся за пределами сферы власти Ординариев, то обращение к Св. Престолу обязательно. Ординарии обладают судебной властью и, следовательно, могли бы объявить брак недействительным, но они не могут расторгнуть его, не обладая заместительной властью. Их полномочия в том, что касается расторжения уз, ограничиваются подтверждением существования предпосылок, требуемых отдельными генеральными распоряжениями, содержащимися или в привилегии Св. Павла, или в кан. 1148 в пользу многожёнца, принимающего католическое крещение. Если все предположительные ситуации охватываются этими генеральными распоряжениями, то сами Ординарии могут разрешить вступление в новый брак также и тем, кто находится (пусть даже только сомнительно) в условиях, требуемых для использования привилегии веры. Только в этих случаях прежние узы, если они действительно существуют, перестают существовать при заключении нового брака. Например, можно не обращаться к Св. Престолу в том случае, когда сомнительный брак был заключён между двумя нехристианами, один из которых обращается в католическую веру, а другой остаётся в неверности. Рассматриваемый брак объективно может быть или недействительным, или действительным. Во втором случае, если предположить, что существуют (хотя бы сомнительно) все другие условия и речь не идёт о диспенсации от «одобренного и завершённого брака», он может быть расторгнут в силу генерального распоряжения, входящего или в привилегию Св. Павла, или в кан. 1148, причем нет нужды обращаться к Св. Престолу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010